щенок скулит когда остается один в квартире
Моя собака не остается одна дома! Сепарационная тревога у собак
Екатерина Кастрицкая, психолог, специалист по анималотерапии, консультант по поведению и благополучию животных
Сепарационная тревога, или тревожное расстройство (ее также называют «тревога расставания») – одна из наиболее часто встречающихся проблем поведения у собак. И, к сожалению, корректировать ее не очень легко. Владельцы жалуются, что собака воет, когда остается одна дома, лает, оставшись в одиночестве, оставляет лужи и кучи, портит вещи… Почему возникает сепарационная тревога у собак и можно ли помочь питомцу справиться с этой проблемой?
Что такое сепарационная тревога у собак и как она проявляется?
Тревожное расстройство, или сепарационная тревога у собак – довольно сложное заболевание. Собаки, страдающие им, практически не могут оставаться одни дома, и это создает проблемы не только им самим, но и владельцам (а также соседям).
Чаще всего тревожное расстройство можно диагностировать по трем критериям:
Чтобы диагностировать тревожное расстройство у собаки, должны быть в наличии минимум две составляющие.
Владельцу важно помнить, что сепарационная тревога – это не «вредность», а болезнь, которую нужно лечить. Некоторые владельцы испытывают настолько сильное раздражение в связи с подобным поведением собаки, что срывают на ней злость, однако это лишь усугубляет проблему. Собака не может справиться с тревогой сама и не может контролировать это поведение.
Чтобы понять, по какой причине собака скулит или воет, оставшись одна, стоит установить видеокамеру. На сепарационную тревогу могут дополнительно указывать беспокойство собаки, обильное слюноотделение, рвота, иногда встречается диарея и/или самоповреждения (например, собака кусает себя).
Почему развивается сепарационная тревога у собаки?
Есть несколько гипотез относительно причин сепарационной тревоги у собак:
Как помочь собаке справиться с сепарационной тревогой и как приучить собаку оставаться одной дома?
Есть несколько способов приучить собаку оставаться одной дома и справиться с тревогой:
Если собака не может оставаться одна дома именно из-за тревожного расстройства, придется запастись терпением: решение этой проблемы требует довольно много времени. Некоторым владельцам проще изменить условия жизни собаки таким образом, чтобы она не страдала в одиночестве: например, прибегнуть к услугам «собачьей няни» (догситтера) или просить друзей или родственников присмотреть за собакой.
Помните, что сепарационная тревога, даже если кажется, что вы с ней справились, может возвращаться – например, при изменении условий жизни собаки. Однако не стоит отчаиваться – если вы справились с проблемой один раз, то есть вероятность, что и при рецидиве сумеете помочь питомцу.
Как отучить собаку или щенка скулить: простые способы
Скулеж – явление неприятное не только для самих заводчиков, но и для окружающих людей, в частности соседей, если вы живете в многоэтажном доме. Поэтому рассмотрим, как быстро отучить собаку или маленького щенка скулить.
Почему собаки или щенки скулят
Если вы столкнулись с проблемой собачьего скулежа, на самом деле отучить собаку выть и скулить абсолютно несложно. Но чтобы добиться положительного результата, необходимо выяснить причину, по которой ваш любимый питомец скулит.
Важно! Лай, вой, скулеж, другие звуки – это особые средства коммуникации, посредством которых собака передает свои эмоции, настроение.
Причины собачьего скулежа:
Как правило, чаще всего скулят маленькие щенки, которых разлучили с его собратьями и мамой-собакой. Таким образом, они призывают мать. Поэтому будьте готовы к тому, что первое время после появления у вас в доме малыш будет скулить, особенно по ночам или, когда собака остается одна в доме.
Такое поведение объясняется тем, что маленький питомец еще не адаптировался и не привык к новым условиям. Пройдет время, песик освоится, привыкнет к членам своей семьи, и не будет тревожить вас подобными неприятными звуками.
Важно! Окружите щенка вниманием и заботой, уделяйте собаке больше времени, не оставляйте ее надолго в одиночестве.
Нередко причины скулежа имеет чисто физиологический характер:
Еще одна причина собачьего скулежа – длительная разлука с хозяином. Собаки – социальные животные, которые считают свою семью стаей. К тому же пес очень привязан и предан своему хозяину.
Поэтому если вы уезжаете или надолго оставляете собаку одну дома, в вольере, клетке, животное сильно грустит и чувствует себя брошенным и одиноким. Скулить также пес может от банальной скуки, если собаке нечем заняться, когда она остается одна дома.
Если собака часто скулит по ночам, возможно, ей не хватает физической нагрузки. Особенно это касается молодых, энергичных активных собак, особей с подвижной психикой. Подобное поведение может быть вызвано недостатком внимания днем.
Часто скулят пугливые, боязливые молодые собаки, когда чувствуют опасность, исходящую от сородичей или человека. Избалованные питомцы донимают скулежом, когда им не хватает внимания, они остаются одни дома, требуют вкусняшку или добиваются от вас исполнения их капризов. Поэтому помимо ухода, уделяйте внимание воспитанию.Собака может скулить по причине перенесенного стресса, сильного эмоционального перевозбуждения, к примеру, на дрессировочной площадке, в предвкушении игры.
Что делать, если пес скулит по ночам
Как правило, ночью взрослые собаки спят, если их день прошел насыщенно и активно, питомец сыт и здоров. Поэтому чаще всего режущие неприятные звуки по ночам издают маленькие щенки, и чаще всего объясняется это не только резкой сменой привычной обстановки, но и страхом, одиночеством.
Перовые дни скулеж – вполне нормальное явление. Его пугает новая обстановка, запахи, звуки. Некоторые собаководы советуют брать питомца на кровать. Но кинологи не рекомендует этого делать. Щенок привыкнет спать с вами и подросшего питомца будет трудно приучить к месту.
Чтобы отучить щенка скулить:
Если щенку немного больше месяца, в таком возрасте его нежелательно отлучать от мамы. Но если так произошло, положите лежанку возле своей кровати и как только малыш заскулит, успокойте, погладьте питомца. Как только щенок успокоится, похвалите его.
Постепенно отодвигайте лежак дальше от кровати и меньше реагируйте на скулеж. Уделяйте больше внимания питомцу, чтобы он быстрее привык к новому дому и легче перенес разлуку со своей мамой.Чтобы щенок лучше перенес разлуку с мамой-собакой, попросите у заводчиков игрушки, тряпочку, вещи, которые сохранила знакомые запахи. Положите их возле лежанки или в домик, где спит маленький питомец, и он будет вести себя более уверенно и спокойно.Также можно использовать грелку или бутылку, наполненную теплой водой. Заверните ее в мягкую ткань и положите возле щенка.
Если щенок, адаптировавшись к новым условиям, продолжает выть и скулить по ночам, оставляйте включенным свет или ночник. Подойдите к собаке, успокойте ее ласковым тоном.Если скулеж не прекращается, возможно, щенок не хочет спать и ему скучно. Положите возле малыша игрушки, точилки для зубов. Наигравшись, песик устанет и будет спокойно спать.
Постепенно приучайте собаку к команде «Место», «Фу», «Нельзя» или к любым другим командам-запретам. Команду подавайте строгим тоном, и как только пес проявил послушание, поощрите ласковой интонацией или лакомством.Чтобы щенок не скучал, когда вас нет дома, оставляйте ему разные игрушки. В противном случае пес будет не только выть, но и начнет портить мебель, обои.
Не менее важна физическая активность. После карантина выгуливайте собаку несколько раз в день, постепенно увеличивая время прогулок. Приучайте щенка к общению со своими сородичами, чтобы он потом нормально реагировал на других собак и животных.
Щенок сулит, когда сидит в другой комнате
Если щенок привык к вам и новому месту обитания, но продолжает тревожить вас или издает истошные звуки, когда закрыт в другой комнате, нужно применять строгость в воспитании. Если постоянно потакать подобному поведению, жалеть или успокаивать собаку, скулеж войдет в привычку, и пес будет выть по любому поводу.
Можно игнорировать скулеж, если таким образом питомец привлекает к себе внимания. Со временем пес поймет, что таким поведением вызывает только недовольство хозяев. Если скулеж совсем достал, откройте дверь. Строгим тоном отправьте собаку на место, дайте команду «Фу».Повторяйте подобные действия до тех пор, пока собака не успокоится. Если ничего не помогает, пес продолжает выть, как только вы закрываете дверь, усиливайте наказание, найдите такой метод, который позволит добиться результата.
Собака скулит в отсутствие хозяев
Нет ничего хуже, когда собака воет или скулит под дверями, закатывает истерики, когда она остается одна дома. Решать проблему нужно постепенно.
Для начала можно приучать запирать пса в одной из комнат. Закройте дверь и не обращайте внимания, если он царапает двери, скулит. Через некоторое время откройте дверь, пожурите питомца и строгим тоном дайте запретную команду. Можно легонько приподнять питомца за загривок и шлепнуть газетой по крупу.
Как только собака успокоится, похвалите. Не бегайте к собаке постоянно, когда она начнет истерить и не приучайте к поощрению лакомством. Пес быстро поймет, что скулеж действенное средство привлечения внимания и получения лакомства. Повторяйте упражнение несколько раз в день, увеличивая временную амплитуду до тех пор, пока не добьетесь результата.Если пес начал скулить, как только вы вышли из дома, вернитесь и пожурите собаку. Дайте команду «На место!» и отведите к подстилке.
Совет! Не выпускайте собаку на прогулку из дома, вольера, если пес начинает выть. Не открывайте дверь, если он царапает двери или скулит. Не идете у животного на поводу.
Аналогично действуйте, уходя из дома. Чтобы пес не скучал:
Что делать, если скулит взрослая собака: советы кинологов
Если скулит взрослая собака без повода или по другим причинам, действуйте настойчиво и решительно. Взрослый пес должен быть обучен запретным командам и знать свое место, независимо от того, содержится питомец дома или в вольере.Как только собака начнет выть, скулить, применяйте строгий тон. Чередуйте порицание с поощрением. Используйте те же методы, которые применяют для щенка.
Важно! Если скулит взрослая собака, подобное поведение связано с погрешностями в воспитании щенка, неправильной адаптацией и социализацией животного.
Если вы взяли взрослую собаку из приюта, и она не слишком воспитана, обратитесь к кинологу, пройдите курс дрессировки. Закрепляйте полученные навыки после занятий на прогулках и дома. Приучите собаку к месту, вольеру, клетке. Запирая собаку в вольере, дайте команду «Место», похвалите, погладьте питомца.
Помните, собака никогда не скулит без повода. Поэтому перед тем, как ругать или наказывать ее, разберитесь в первопричине подобного поведения.
Правильное воспитание, последовательная корректировка поведенческих манер, систематическая дрессура и занятия со временем дадут положительный результат. Запаситесь терпением и проявляйте настойчивость, если ваш пес делает что-то не так. Собаки быстро учатся, если относится к ним с вниманием, терпением и добротой.
Щенок не остается один дома
Причины деструктивного поведения, оставшейся в одиночестве собаки или щенка.
Одной из причин такого вредного (с точки зрения хозяина) поведения щенка, а затем и взрослой собаки, является его привычка находиться всегда в обществе хотя бы одного из владельцев.
Другой причиной аналогичных поступков может служить недостаток выгула и физических упражнений. Недогуленные собаки, стремятся за своим хозяином, чтобы продолжить прогулку. Другими словами, неполное удовлетворение ряда важных социальных и биологических потребностей cобаки может привести к тому, что она сама попытается, по-своему, по собачьи компенсировать стресс, вызванный отсутствием или недостатком моциона находя занятие по душе.
Как исправить поведение собаки, которая не может оставться дома одна?
Эта работа должна проводиться не от случая к случаю, а непрерывно и планово. Постоянный контроль за поведением щенка и согласованные, последовательные, целенаправленные и грамотные действия всех членов семьи, в которой живет собака, вот ключ к успеху.
Необходимо запомнить ряд правил, которые, возможно, помогут вам без помощи специалиста справиться с указанными выше проблемами.
Профилактика или как приучить щенка оставться дома одному.
Щенка, как только он попал в ваш дом, нужно хотя бы на непродолжительное время оставлять одного, сначала в соседней комнате (комнатах). Для маленького щенка желательно приобрести (или изготовить) «дом». «Дом» должен быть достаточно просторен (т.е. соответствовать размерам щенка) где он может повернуться и лечь как захочет и оборудован закрывающейся дверкой. В качестве такого «дома» можно использовать просторную транспортную клетку или фанерный ящик с дверцей, имеющий достаточную вентиляцию. В дальнейшем, в своем собственном доме щенок должен будет отдыхать в период вашего отсутствия. А лежащие в нем игрушки скрасят его одиночество. К этому «дому» щенка необходимо приучить заранее, когда вы находитесь рядом и никуда ни уходите.
Не поддавайтесь на провокации или как избежать манипуляций со стороны щенка.
Поэтому владельцам собак важно запомнить, что щенка нельзя выпускать в тот момент, когда он скребет дверь, скулит или лает. Нельзя в этот момент возвращаться в комнату, так как это только усилит негативное поведение собаки. Мы заходим в комнату, где оставили щенка или открываем дверь и радуемся его появлению лишь тогда, когда он успокоится и затихнет.
Устранение лая, скуления, царапания дверей у собак уже имеющих эти вредные привычки.
— Необходимо обеспечить интенсивный, богатый физическими упражнениями выгул. После окончания прогулки собака должна быть уставшей.
— На собаку необходимо для постоянного ношения надеть «строгий» ошейник и адаптировать (приучить) ее к нему.
При такой схеме адаптации привыкание к «строгому» ошейнику пройдет для собаки практически незаметно для нее, без напряжения, а ваши действия, по отношению к ней будут, соответственно, гуманны. Если же вы попробуете приучить собаку к «строгачу» за один день, то она испытает стресс, а вы соответственно обойдетесь с ней жестоко.
— К мягкому ошейнику пристегнуть поводок и оставить его на собаке на этот же период времени.
Приступаем к коррекции.
Работу желательно начинать сразу же после активной прогулки. Закрыть собаку в смежной комнате, поводок пропустить под дверь в ту комнату, где находитесь вы. Внимательно будем прислушиваться к поведению собаки за дверью. Как только услышим лай и царапание тут же произведем с помощью поводка одно или несколько легких воздействий строгим ошейником. Эти неприятные для собаки воздействия должны прекращаться, как только она замолкает и возобновляться при появлении нежелательного поведения. В случае необходимости силу подергиваний поводком увеличиваем. Ну вот мы подобрали нужную силу воздействия и собака замолкла. Теперь мы можем зайти в комнату и выпустить ее на свободу, похвалив за примерное поведение. Постепенно время нахождение собаки в одиночестве увеличивают. Собаку необходимо оставлять в разных комнатах, в том числе и непривычных для нее, например, в ванной.
Когда мы добьемся устойчивого результата при нашем присутствии в квартире, можно перейти к работе с входной дверью. Оставив собаку в комнате (поводок пропущен под дверь) выйдем из квартиры. Закрыв входную дверь будем внимательно прислушиваться. Если собака залает или начнет скрести дверь быстро войдем в квартиру и произведем несколько рывков вплоть до прекращения нежелательного поведения. После чего снова выйдем из квартиры. Если собака ведет себя спокойно, то через некоторое время заходим в квартиру, хвалим ее и выпускаем на «волю». В случае повторения нежелательного поведения процедуру наказания повторяют вновь.
На следующем этапе работы собаку оставляют уже около входной двери. Действия дресировщика, в целом, такие же как и на предыдущем этапе, отличие состоит лишь в том, что рывки «строгим» ошейником производятся не через дверь, а при непосредственном контакте с собакой.
Работа по перестройке собаки, и адаптации ее к одиночеству занимает много времени и эффективна лишь тогда, когда владельцы собаки строго последовательны и всегда, независимо от наличия свободного времени, добиваются планируемого результата. Особенно устойчивого результата по перестройке поведения собаки дрессировщики достигают при применении радиоуправляемого электроошейника.
Надо также иметь в виду, что человек занимающийся перевоспитанием, обязан знать основные правила применения отрицательных и положительных воздействий.
Основные правила применения воздействий.
Положительные воздействия должны совпадать по вpемени с каким-либо действием собаки и вызывать у нее пpи этом положительные эмоции. Они увеличивают веpоятность появления нужного поведения; к ним-то и стpемится собака пpи обучении. В качестве положительного воздействия (подкрепления) можно использовать пищу, ласку, лакомство, игpу, то есть все то, что доставляет собаке радость и удовольствие. Особое место, среди положительных воздействий, занимает социальное одобрение действий собаки. Другими словами, своевременная радость, хозяина (искусственно усиленные, но искренние положительные эмоции) за успехи собаки, выполняет роль эффективного подкрепления. Однако, подкрепляющие свойства положительных воздействий этого типа зависят от того, насколько дрессировщик социально значим для своего воспитанника.
В качестве отpицательных воздействий можно использовать pывки поводком (pазличной силы) и дpугие непpиятные для собаки, одинаково трактуемые ею воздействия. Своевременные возглас (окрик) хозяина, насыщенный отрицательными эмоциями, следует также отнести к эффективному отрицательному воздействию. Однако, желательный эффект, возможен только в том случае, если вы для своего питомца являетесь бесспорным лидером, то есть занимаете в иерахической лестнице ступень выше вашего воспитанника.
Чтобы решить ту или иную проблему, связанную недостатком поведения собаки, необходимо выявить причины его вызывающие. Как говорят врачи правильно поставленный диагноз, залог успеха лечения. Также и при исправлении поведения, для того, чтобы назначить эффективную схему тех или иных мероприятий корректирующих поведение необходимо поставить диагноз.
Выявляем причины, которые вызвали нарушения в поведении собаки.
Начнем с того, что выявим причины вызывающие такое странное (с точки зрения человека) поведение собаки.
Этот недостаток поведения собаки связан с тем, что с самого начала появления в доме ее не приучили оставаться дома одну. То есть
Советы владельцу по исправлению нарушений поведения собаки.
Что написано мало кто читает. Ведь в вопросах воспитания детей каждый взрослый человек считает себя специалистом. В этом педагоги, психологи занимющиеся вопросами детской психологии находятся в ситуации похожей на ту в которой находятся дрессировщики, ведь многие начинающие владельцы собак, также считают себя специалистами в вопросах дрессировки и обращаются к дрессировщикам лишь тогда, когда возникают проблемы или же тогда когда они становятся нетерпимыми.
На лекциях и семинарах по дрессировке собак тема «Недостатки поведения» всегда начинается с того, что у слушателей спрашивают какие недостатки поведения собак они знают. И в соответсвии с этим поросом создается достаточно обширный список пороков и недостатков поведения, которые затем классифицируются в соответствии со своим происхождением. Затем недостатки группируются по классам, и в соответствии с тем к какому классу каждый конкретный недостаток относится назначается комплекс мер позволяющих этот недостаток исправить.
Как же сделать так, чтобы между вами и собакой было взаимопонимание? Ответ прост, с вашим питомцем надо разговаривать так, как если бы вы общались с маленьким ребенком. В начале воспитани щенка, ваши слова будут мало информативны, а вот язык жестов, интонаций, мимики, направляющих и объясняющих движений и особенно эмоции, несут ему достоверную и полезную информацию о ваших намерениях, а также о том, что одобряется вами, а что нет. Вспомните! Ведь и для маленького ребенка, в первые годы жизни слова мало что значили.
Если вы будете терпеливо, последовательно и правильно сочетать слова с «немым языком», и он будет достаточно красноречив, то ваша собака день ото дня будет знать все больше и больше слов. Ей станут знакомы многие ситуации из вашей совместной жизни, более понятны ваши требования. Причем, пpи фоpмиpовании и отработке каждого нового навыка этот «язык» (жестов, интонаций, объясняющих слов, команд и т.д.) будет обогащаться новыми элементами. Вы, в свою очередь, наблюдая за собакой, пытаясь понять ее устремления, тоже увидите много того в ее поведении, чего раньше, просто, не замечали. В результате взаимопонимание между вами и собакой будет улучшаться.
Средства воздействий, применяемые человеком по отношению к собаке, при правильном их использовании, также выполняют роль носителей вполне определенной информации о намерениях дрессировщика, тем самым они способствуют общению и улучшению взаимопонимания в процессе обучения. Вот для чего начинающему собаководу необходимо знать основные правила их применения.
Основные правила применения воздействий
Положительные воздействия должны совпадать по вpемени с каким-либо действием собаки и вызывать у нее пpи этом положительные эмоции. Они увеличивают веpоятность появления нужного поведения; к ним-то и стpемится собака пpи обучении. В качестве положительного воздействия (подкрепления) можно использовать пищу, ласку, лакомство, игpу, то есть все то, что доставляет собаке радость и удовольствие. Особое место, среди положительных воздействий, занимает социальное одобрение действий собаки. Другими словами, своевременная радость, хозяина (искусственно усиленные, но искренние положительные эмоции) за успехи собаки, выполняет роль эффективного подкрепления. Однако, подкрепляющие свойства положительных воздействий этого типа зависят от того насколько дрессировщик социально значим для своего воспитанника.
Отpицательные воздействия должны пpекpащаться сpазу же, как только пpекpатилось нежелательное действие собаки, это позволяет ей активно избежать непpиятностей и понять смысл ваших требований. В начале обучения используют многократные, слабые, объясняющие, воздействия, а после того как собака уже понимает смысл поставленной задачи, они становятся более редкими, но сильными, наказующими. Неприятные воздействия нужно строго дозировать (по силе и длительности); при отработке приемов общего послушания они не должны вызывать у собаки ни страха, ни агрессии.
При правильном применении положительные и отрицательные воздействия служат на благо собаки и ее хозяину, улучшают взаимоотношения между ними. Неправильное применение этих воздействий ведет к обратному результату, и наносит, подчас, непоправимый вред.
На мой взгляд, наказывать собаку нужно в том случае, когда нет возможности воздействовать на нее своевременно. Наказание должно быть не очень сильным (не болезненным), но длительным (многократные воздействия) и эмоционально-насыщенным. То есть неудовольствие от наказание, за счет его длительности и эмоциональной напряженности, должно хотя бы частично компенсировать то огромное удовольствие, которое собака получила совершив, то или иное, безобразие. И все таки, если позволяют условия, собаку желательно не наказывать, ведь своевременные отрицательные воздействия, используемые для коррекции поведения, во много раз эффективнее наказания.
Для достижения более эффективного взаимодействия между человеком и собакой в процессе обучения и дрессировки, а также с целью «интеллектуального» развития щенка, целесообразно использовать специальные методы формирования «языка».
Методика формирования специального языка общения с собакой.
Успех обучения находится в прямой зависимости от скорости обмена информацией между дрессировщиком и собакой. Быстрое, своевременное чередование положительных и отрицательных объясняющих воздействий позволяет опытному воспитателю, без каких либо дополнительных слов, объяснить собаке предъявляемые к ней требования. Однако, дл начинающего дрессировщика, подчас, это очень сложная, трудноразрешима проблема. Движения и действия собаки настолько быстро сменяют друг друга, что «поймать» момент подкрепления ему не всегда удается.
Помимо этого, пpи pаботе с собакой не всегда целесообpазно или возможно воздействовать на собаку в нужный момент (например, когда она находится на удалении от хозяина), однако именно такая своевpеменность необходима, чтобы объяснить собаке, что она делает пpавильно, а что нет. Для этой цели я применяю специальные направляющие и объясняющие слова и звуки (сигналы), которые имеют для собаки вполне определенный, конкретный смысл. В целом, общение с собакой с помощью специальных сигналов напоминает известную детскую игру в которой употребляютс слова: «Тепло!», «Теплее!», «Еще теплей!», «Горячо!»; «Холодно!»,»Холоднее!», и т.п.
В качестве направляющих используются любые эмоционально-окрашенные слова настраивающие собаку на действия, активизирующие ее на взаимодействие с дрессировщиком. Например, «Работай!», «Давай! давай! давай!» и т.п., а также полукоманды типа «Иди сюда!», «Вот сюда!», Садись!», «Ложись», «Вставай!» и т.п.. Эти сигналы не должны означать для собаки обязательного выполнения какого либо навыка, в соответствии с нормативом, а выполняют лишь вспомогательную роль на стадии обучения, и в дальнейшем используются и при повседневном общении с собакой.
Объясняющие слова для обучения собаки.
Объясняющие слова, используемые при обучении, бывают нескольких типов и в зависимости от их функционального назначения, имеют различную смысловую нагрузку.
Объясняющие слова первого типа сопровождаются положительными эмоциями хозяина. То есть произнося их вы одобряете направленность действий своего питомца (например, движение в нужную сторону), или сохранение им определенной позы (например, выдержку в положении лежать). Эти слова не связаны с получением пищевого или какого либо другого материального подкрепления (кроме социального) и означают дл собаки: «делаешь пpавильно, делаешь веpно, делаешь то, что нужно, делаешь в нужном направлении!» Обычно для этих целей используютс слова: «хоpошо!», «бpаво!», «умница» и т.д.
Второй тип объясняющих слов сопровождается более или менее выраженными отрицательными эмоциями хозяина. То есть произнося их вы не одобряете направленность действий своего питомца, проявляя, при этом, социальное неодобрение его поведения. Эти слова не связаны с неприятными воздействиями и означают для собаки: «собираешься делать не то», «делаешь не в том направлении!», «делаешь непpавильно». Обычно для этих целей используются слова: «нет!», «не то!» и т.п. Этими словами вы корректируете направленность поведения собаки в процессе обучения. Коротким, эмоционально-насыщенным, словом «Нет!», вы как бы останавливаете поведение, объясняя собаке нежелательную его направленность, или предвосхищая его начало не даете ему проявитьс (то есть влияете на ее поведение еще на стадии намерений).
Третий тип, сигналов сопровождается нейтральным эмоциональным фоном. Эти сигналы непосредственно связаны с пищевым или каким либо другим подкреплением и означают для собаки: «сделала то что нужно!» Обычно для этих целей используются короткие сигналы и слова: свист, щелчок, «Да!», «Ап!», «Оп!», и т.д. Эти сигналы всегда сопровождаютс подкреплением, предваряя его (дача пищи, игра и т.п.), и, в некоторой степени, являются частью подкрепления. Применение этого типа сигналов требует специальной подготовительной работы. Прежде чем применять сигнал по назначению необходимо выработать связь между ним и подкреплением. Схема формирования такой связи очень проста, перед каждой дачей пищи или началом игры, с разными интервалами во времени необходимо подавать сигнал (этот принцип связи сродни выработке классического условного рефлекса). В том случае, если сразу после подачи сигнала собака начинает облизываться или проявлять другие фрагменты пищевого поведения, значит связь сформирована и сигнал можно использовать при обучении. Чаще всего, этот тип сигналов применяетс при обучении собаки сложным навыкам, трудным для понимания собакой, а также для инициации ее активности.
Указанные выше типы объясняющих слов применяются на начальной стадии обучения собаки, когда действия дрессировщика могут трактоваться ею неоднозначно.
Схема формирования такой связи очень проста, перед неприятным воздействием направленным на прекращение нежелательного поведени необходимо подать команду (то есть принцип аналогичен выработке классического условного рефлекса).
Существует два возможных пути формирования связи между командой и неприятными воздействиями: а) постепенное наращивание силы неприятных воздействий (от слабых объясняющих к сильным наказующим), предваряя их командой; б) экстренное введение сильных воздействий в сочетании с командой. Обычно, при дрессировке, мы пользуемся первым путем формирования связи, в этом случае при влиянии команды на собаку преобладает социальный компонент воздействия. Использование второго пути формирования создает более жесткую связь непосредственно между самим воздействием и командой (по типу условного рефлекса). Отрицательная сторона связи, сформированной по второму типу, являетс то, что собака в этом случае может среагировать на запрещающую команду любого постороннего человека.
В том случае, если сразу после подачи сигнала собака прекращает нежелательное поведение значит связь сформирована и команду можно использовать по назначению. Однако, следует помнить, что запрещающую команду применяют лишь на стадии объяснений, когда щенок еще толком не знает, что можно, а что нельзя. Тогда же когда собаке хорошо известно, что она делает то что запрещено, запрещающая команда не применяется. В этом случае следует, без предупреждения, использовать своевременные наказующие воздействия. Четвертый тип объясняющих слов применяется, в тех случаях, когда действия дрессировщика однозначно трактуютс собакой.
Помимо объясняющих слов, специальный язык, также включает в себ традиционный арсенал объясняющих действий, используемый большинством дрессировщиков.
Описанные приемы формирования специального языка общения (с учетом пpавил пpименения положительных и отpицательных воздействий) ускоряют процессы «интеллектуального» развития и обучения собаки, позволяют упростить ее адаптацию к факторам окружающей среды, улучшить взаимопонимание между человеком и его питомцем. Подчас, решение сложных задач возникающих при дрессировке возможно, только, при использовании этих методов общения. Однако, полноценные взаимные объяснения между дpессиpовщиком и собакой возможны лишь в том случае, когда возникший между ними своеобpазный «языковой» контакт, основан на взаимном интересе и доверии. Собаки не терпят фальши, поэтому хорошему дрессировщику необходимо быть неплохим актером, ведь его эмоции, проявляемые во время работы, должны быть искренними. Достижение определенного эмоционального резонанса между партнерами общени способствует взаимопониманию. В том случае, если взаимопонимание между владельцем и его собакой отсутствует, то как правило возникают проблемы во взаимоотношениях между ними. В результате таких взаимодействий с одной стороны интеллектуальное недоразвитие собаки, а с другой самые разнообразные проблемы связанные с ее управлением. и в ответ на нажатие вполне определенных клавиш или рычаго вы получите вполне определенный ответ заранее известный. Получить этот необходимый минимум знаний можно читая и проще всего из книг, журналов, а практические навыки из рук квалифицированного специалиста.