регламент выполнения ремонтных работ в квартире это
Ваши права, если делаете ремонт в квартире
Вы удивитесь, но, когда вы делаете ремонт в квартире, у вас есть права. Можно отказаться от подрядчиков, требовать от них компенсацию за просрочку, использовать общую площадку для выгрузки материалов и бесплатно ремонтировать стояки за счет управляющей компании.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
А еще можно сэкономить на налогах: вернуть 13% от стоимости отделки, а потом учесть эти расходы, чтобы уменьшить налог при продаже.
Право заключить договор подряда или оказания услуг
Как это работает. Если нанимаете рабочих для ремонта, лучше заключать с ними договор. Рабочие могут взять деньги и пропасть, испортить дорогой ламинат при монтаже потолков, залить соседей или затянуть ремонт на полгода. Без письменного договора будет сложно получить от них компенсацию и вообще доказать, что они что-то должны.
Вид договора зависит от результата. Если в итоге вам должны сдать то, что можно потрогать, — это договор подряда. Там важен не процесс, а ощутимый результат работы: лестница, арка, остекленная лоджия.
Договор услуг заключают, когда платят за процесс: укладку ламината, монтаж потолков, утепление стены. Четкого разделения между этими договорами может и не быть, но последствия у них разные. Например, по договору подряда можно по умолчанию нанимать третьих лиц, а по договору оказания услуг — нет. В договоре подряда нужно прописывать запрет на привлечение субподрядчиков, а в договоре на услуги — разрешение.
Договор можно заключать с кем угодно: с компанией, ИП, самозанятым или обычным физлицом.
На что влияет статус исполнителя по договору на ремонт
Физлицо | ИП | Фирма | |
---|---|---|---|
Закон о защите прав потребителей | не действует | действует | действует |
Уплата налога на доходы | самостоятельно за себя | самостоятельно за себя и сотрудников | самостоятельно за себя и сотрудников |
Уплата страховых взносов | платит заказчик | самостоятельно за себя и сотрудников | самостоятельно за сотрудников |
Ответственность по долгам | всем имуществом | всем имуществом | в пределах уставного капитала |
Заключать договор на ремонт с физлицом можно, но гарантий при этом меньше, а обязанностей больше. Если мастер честный, он сделает работы на совесть даже без договора. А мошенников, нечистых на руку прорабов и безответственных рабочих документ заставит насторожиться или отпугнет.
Право требовать соблюдения сроков ремонта
Как это работает. В договоре на ремонт нужно обязательно указать, когда работы должны быть закончены. Для договора подряда это существенное условие, то есть без сроков он считается незаключенным, для услуг — не всегда. Но лучше указывать, какие работы и когда должны быть закончены. Можно разбить ремонт на этапы и принимать частями: дизайн-проект, перепланировка, черновая отделка. Так проще требовать компенсацию за нарушение сроков.
Если бригада не успела сделать ремонт вовремя, можно требовать компенсацию — штраф, неустойку и даже расходы на наем жилья, если не удалось вовремя переехать в свою квартиру. При этом неважно, кто исполнитель: ИП, компания или физлицо. Укажите в договоре фиксированный штраф или пеню в процентах — это здорово стимулирует побыстрее закончить работы.
Право платить строго по смете
Если в договоре указана фиксированная цена, потребуйте список работ и материалов, которые входят в эту сумму. Чтобы не получилось, что все черновые материалы входили, но штукатурки понадобилось больше — теперь доплатите.
Если подрядчик назвал цену, ее зафиксировали в договоре и нет согласованных причин для увеличения — не платите больше. О повышении цены вам как минимум должны сообщить заранее, а не когда все готово. Никто не может заставить вас платить за навязанные услуги или что-то не предусмотренное договором. Даже через суд.
Право контролировать ход работ
Как это работает. Заказчик ремонта может на любом этапе прийти и проверить, как идут дела. Прораб не может сказать вам: «Вот когда закончим, тогда и посмотрите». Проверяйте, как прокладывают провода, нет ли трещин в стяжке, заделали ли щели перед утеплением балкона. Когда закончат чистовую отделку, под ней могут быть скрытые недостатки, но в конце ремонта заметить их будет уже нельзя.
Еще контроль во время работы помогает понять, уложится ли бригада в срок. Если станет ясно, что рабочие не успеют закончить отделку квартиры вовремя или сделают некачественно, можно дать им время на ускорение и исправление, а потом расторгнуть договор. И пусть при этом возмещают убытки.
Условие о контроле можно указывать в договоре, а можно обойтись без него: такое право есть по умолчанию. Главное при этом — не мешать рабочим.
Право в любое время отказаться от услуг бригады
Как это работает. Если вам не нравится, как работает подрядчик, вы нашли услуги дешевле или просто передумали, в любой момент можно расторгнуть договор. При этом нужно оплатить те работы, что уже сделаны. Отдавать все деньги за ремонт, потому что мастер на них рассчитывал, не придется.
В договоре может быть написано, что заказчик не вправе отказаться от исполнения договора. Якобы вам выделили бригаду, компания отказалась от других объектов — теперь терпите и платите. Право на отказ от договора подряда или оказания услуг нельзя аннулировать никакими условиями договора — даже если подписаться на такое, их признают ничтожными.
Чтобы было проще подсчитать расходы, разбейте их в смете на этапы или отдельные виды работ. Платить штраф или неустойку за отказ от договора вы не обязаны — только фактические расходы.
Право не платить за плохой ремонт и требовать устранения недостатков
Как это работает. Если вас не устраивает качество работы, за нее можно не платить. Или пусть мастера бесплатно все исправляют.
Например, если ламинат лежит неровно, а швы на плитке в ванной разной толщины, можно потребовать:
По поводу полного отказа от оплаты у судов разное мнение. Есть случаи, когда из-за некачественных работ разрешали вообще их не оплачивать. Неровная стяжка, плохая гидроизоляция, пустоты, трещины и отслойки, неправильное нанесение грунтовки — и вот заказчик уже не должен оплачивать работы. Но иногда оценивают, можно ли устранить недостатки и являются ли они существенными, — и если все поправимо, рабочим дают время на переделку, а заказчик должен будет отдать деньги. При условии, что все исправят.
Если не устраивает качество работ, не принимайте их и все фиксируйте в акте. Потому что тут тоже противоречивая практика: одни суды говорят, что если работу формально приняли, то снижать цену или вообще не платить нельзя. А другие — что даже если акт подписан, то все равно можно потребовать все исправить или снизить цену.
Право делать ремонт без разрешений и согласований
Как это работает. Чтобы объединить санузел, перенести кухню или снести перегородки в квартире, нужно получить разрешение, а потом все узаконить. А чтобы расширить тамбур или увеличить балкон, придется еще согласовать это с другими жильцами дома.
Но это не касается обычного ремонта. Вы не обязаны спрашивать разрешения на установку натяжных потолков, замену сантехники, укладку ламината или заделывание дверного проема.
Поменять газовую плиту на электрическую — это переустройство. А заменить старую газовую плиту на новую можно без разрешения. Перенести радиатор на кухне без разрешения не получится, а установку нового на том же месте согласовывать не придется. Водяные теплые полы сделать нельзя, а электрические — пожалуйста.
Но даже если какие-то работы считаются перепланировкой, их можно узаконить и после того, как ремонт закончится. Главное — не нарушать требования и не ухудшать жизнь соседям. Если объединить санузел, но оставить его на своем месте, это несложно узаконить. Но если перенести его так, что ванная окажется над спальней соседей, придется возвращать все как было.
Право стучать и сверлить вечером и по выходным
Как это работает. Шум во время ремонта может мешать соседям. Но им придется смириться, если вы делаете ремонт в то время, когда шуметь разрешается.
Например, в Москве можно делать ремонт с 9 утра до 7 вечера — и даже в субботу. Но нужно сделать перерыв на тихий час с 13 до 15 часов. Если соседям снизу не нравится, что в субботу утром рабочие укладывают в вашей квартире ламинат, им придется потерпеть: вы ничего не нарушаете.
Но особые требования к шуму при ремонте в московской квартире не касаются случаев, когда работы проводят в новостройке — в течение полутора лет после сдачи дома. В такой квартире можно шуметь с 7 утра до 11 вечера. То есть если ваши рабочие стучат киянкой по ламинату, ходят, двигают мебель или включают миксер для разведения плиточного клея в 10 вечера, то соседи ничего не смогут сделать. Попросить не шуметь можно, но вызывать полицию и жаловаться на шум бесполезно: это ваше право. Во время ремонта в новостройке вы даже не обязаны соблюдать тихий час.
В других регионах есть свои требования — сверьтесь с ними и, если очень нужно, делайте ремонт даже утром в субботу.
Право оставлять материалы на общей площадке
Как это работает. Если у вас есть квартира, то есть и доля в общем имуществе: вам принадлежит часть лестничного пролета, тамбура, двора и лифта. Эту долю нельзя выделить в натуре, но ею можно пользоваться наравне с другими жильцами. Это значит, что машина с гипсокартоном, смесями и мебелью может подъехать к подъезду, материалы можно доставить на общем лифте и выгрузить их на общей площадке. Соседи не могут запретить вам оставлять там материалы, если они не загораживают проход.
Двор общий, площадка тоже. Даже если это место возле соседской квартиры, оно все равно общее, а не их личное. У вас на это место такие же права, как и у них.
Если соседи требуют убрать ваши материалы и оборудование с общей площадки, они должны доказать, что эти вещи им мешают — например что из-за них нельзя попасть в квартиру. Если таких доказательств нет, даже суд не запретит вам использовать общее имущество во время ремонта.
Еще бывает, что бабушка с пятого этажа вдруг выступает против того, что на третьем этаже кто-то делает ремонт и носит мешки с цементом по лестнице. Непонятно, как при этом нарушаются права бабушки, поэтому ее запрет на использование лифта и лестниц можно проигнорировать. Но с уважением к почтенному возрасту бабушки.
Право обратиться за бесплатной помощью в управляющую компанию
Как это работает. Владельцам квартир принадлежит не только их жилплощадь, но и доля в общем имуществе. За содержание этого имущества они платят управляющей компании: чтобы в подъездах было чисто, на фасадах не было трещин, а в квартире не текли стояки и работали вентили на радиаторах.
Управляющая компания должна бесплатно ремонтировать общее имущество, даже если оно находится внутри квартиры. Если при ремонте выяснилось, что в ванной ржавый стояк, а балконная плита разрушается, то ремонтировать должна УК за свой счет. Если в новостройке неровный пол, текут окна и дует из щелей, эти недостатки должен устранять застройщик.
Тратить свои деньги на ремонт стояков, вентилей и перекрытий, которые считаются общим имуществом, вы не обязаны. А если управляющая компания откажется ремонтировать — ответит по закону о защите прав потребителей и возместит убытки.
Право получить налоговый вычет за отделку
Как это работает. Вы можете вернуть 13% стоимости ремонта — даже с учетом материалов. Но только если квартира в новостройке и продавалась без отделки. В договоре должно быть так и написано. Важно использовать слово «отделка», а не «ремонт».
Тогда собираете договоры подряда и чеки на материалы и предъявляете все это налоговой, прибавляя стоимость ремонта к цене квартиры. Вычет дадут в пределах лимита — 2 млн рублей на одного человека. Но если квартиру купили в браке, лимит на двоих вырастет уже до 4 млн рублей. То есть можно купить трешку в регионе, сделать в ней хороший ремонт — и вернуть НДФЛ со всей суммы расходов на квартиру.
В сумму вычета за отделку войдет даже установка кухни, дверей, укладка плитки и ламината. Если делаете ремонт своими силами, собирайте чеки на грунтовку, обои и клей: это тоже подойдет для вычета.
Можно не ждать следующего года и сразу получить уведомление о праве на вычет, чтобы работодатель вернул налог без декларации. С учетом расходов на квартиру можно получить столько денег, что хватит еще и на мебель.
Право уменьшить расходы при продаже квартиры на стоимость отделки
Как это работает. Если решите продавать квартиру раньше минимального срока владения, придется заплатить НДФЛ. Его платят не со всей суммы продажи, а за вычетом расходов на покупку.
Но если квартира была без отделки, а потом в ней сделали ремонт, разница может быть большой. Например, за квартиру в новостройке заплатили 2 млн рублей, а после сдачи дома и ремонта продали ее за 3 млн рублей. Получается, нужно заплатить 130 000 Р в бюджет.
Так можно делать только с новостройками. То есть расходы на отделку должны быть связаны с покупкой. Без них квартиру нельзя было бы использовать. Если делать ремонт для улучшений, такие расходы к вычету не примут. Даже если дом аварийный и в квартире нельзя было жить без ремонта — увы, расходы на отделку уменьшат налог только для первичного жилья по ДДУ.
Право признать отремонтированную квартиру общим имуществом
Как это работает. Если супруги ремонтируют квартиру, которую купили в браке, это их общее имущество. При разводе его можно поделить поровну с учетом любых улучшений.
Но бывает так, что у кого-то из супругов есть добрачная квартира. После свадьбы второй супруг вкладывается в ремонт: из убитой хрущевки делают шикарную студию с утепленным балконом. А потом развод — и вроде бы в ремонт вкладывались оба, даже ипотеку вместе платили, а поделить квартиру нельзя. Это не совместно нажитое имущество.
Для таких случаев в семейном кодексе есть оговорка: если кто-то из супругов вложился в личное имущество другого супруга и теперь квартира стала дороже, ее можно признать совместно нажитой и при разводе забрать свою часть — деньгами или в натуре. То есть жена сможет претендовать на часть добрачной квартиры мужа, если она вложилась в ремонт.
Текущий, аварийный, капитальный: какой ремонт должна делать УК в доме
Как жильцы многоквартирного дома могут инициировать проведение текущего или капитального ремонта? Кто должен его оплачивать? Могут ли собственники помещений контролировать этапы работ и их качество, выбирать необходимые материалы для ремонта?
На эти и другие вопросы отвечает заместитель генерального директора по эксплуатации группы «Комфорт», занимающейся управлением и эксплуатацией многоквартирных домов, Игорь Ситников.
Текущий ремонт инициирует инженерная служба управляющей компании (УК) многоквартирного дома. Она и определяет его параметры — в каком объеме и какие работы необходимы в конкретном доме. Текущий ремонт помещений, относящихся к общему имуществу жилых домов, как правило, выполняется с периодичностью один раз в пять лет.
Техническое обслуживание жилых зданий — это целый комплекс работ по поддержанию исправного и работоспособного состояния всех его элементов, включая и инженерное оборудование. При их обслуживании предусматриваются текущий планово-профилактический ремонт, внеплановый ремонт (аварийный) и капитальный ремонт. Текущий ремонт здания направлен на восстановление исправности и работоспособности его конструкций и систем инженерного обеспечения, поддержание заданных показателей эксплуатации и обеспечение долговечности здания.
Вся система технического обслуживания жилого фонда согласовывается с действующими нормативами и правилами. Как правило, начало текущих ремонтно-строительных работ планируется на теплый период времени и утверждается генеральным директором управляющей организации с учетом фактического состояния здания и потребности в конкретных работах.
Сотрудники инженерной службы должны регулярно проводить осмотры помещений, зданий, чтобы понять, как скоро требуется профилактический или текущий ремонт, какие именно работы необходимы. Такие осмотры оформляются актами, а затем на их основе формируется общая дефектная ведомость (журнал), где отражены все замечания. На основании результатов осмотров определяются объемы, виды работ, количество необходимых материалов. После этого проводится конкурс по подбору подрядчика.
Приемка работ может быть выполнена совместной комиссией, состоящей из числа собственников помещений дома, сотрудников управляющей организации и уполномоченных сотрудников подрядной организации. При выявлении замечаний, отклонений и брака жители дома могут сообщить об этом в управляющую организацию любым доступным способом: в офис УК по месту расположения объекта, в единый контакт-центр, на электронную почту организации или при личном приеме уполномоченного сотрудника УК. Обычно все подобные обращения рассматриваются и при необходимости устраняются выявленные замечания.
Текущие ремонты входят в счет платы за содержание и ремонт жилого помещения. Удельный вес заменяемых и ремонтируемых элементов конструкции и инженерного оборудования в многоквартирном доме в процессе текущего ремонта не должен превышать уровня 15% их общего объема в многоквартирном доме.
Аварийный ремонт — это непредвиденная поломка или отказ оборудования: прорыв трубы, засор канализации, короткое замыкание, поломка лифта и др.
Как правило, причиной и виной тому является человеческий фактор или внешнее воздействие. Иногда поломки происходят вследствие устаревания и износа оборудования или конструкций. Все работы по локализации аварии и восстановлению работоспособности должна выполнить УК путем привлечения аварийной службы или своих специалистов.
Решение о проведении капитального ремонта принимается исключительно собственниками помещений на общем собрании большинством голосов. Мы еще не дожили до выполнения капремонта ни по одному адресу, но законодатель предусматривает это (в идеальных условиях) так:
Кроме этого, собственники помещений по своему желанию могут инициировать и организовать при помощи УК работы капитального характера раньше срока, но с учетом организации процессов, описанных выше, — например, заменить лифты на современные и улучшенные. Приблизительно такой сценарий организации капремонта видит для себя «Комфорт».
Полностью отказаться от выполнения капитального ремонта по истечении условного срока службы здания и оборудования нецелесообразно, так как за период жизненного цикла происходит как физический износ, так и моральный, оборудование устаревает, отделка утрачивает свой первозданный вид. Например, ранее в домах применялась алюминиевая проводка, а сейчас только медная, которая по своим свойствам и характеристикам превосходит алюминиевую. Так можно сравнить старые лифты с современными, металлические трубы — с ПВХ, восстановленные и утепленные фасады с разрушенными и т. д.
Какие работы входят в содержание и текущий ремонт многоквартирного дома?
Согласно статье 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491): общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), обеспечивающем:
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
В соответствии с приложением №4 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» работы по содержанию жилых домов включают в себя:
Примерный Перечень работ, относящихся к текущему ремонту приведен в приложении №7 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»
В том случае, если исполнитель коммунальных услуг (ТСЖ, ЖЭУ, УК) не проводит либо ненадлежащим образом проводит работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома, то потребитель вправе обратится с жалобой в Государственную жилищную инспекцию Рязанской области (390006, г.Рязань, ул.Либкнехта, д.18, тел. 8(4912) 21-78-40, E-mail: gji@ryazangov.ru, начальник – Кравчук Владимир Степанович).
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80), а также по телефону бесплатной горячей линии: 8-800-200-10-62.
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г. Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89 Приказ Госстроя РФ «Методические рекомендации по организации и проведению текущего ремонта жилищного фонда всех форм собственности»УТВЕРЖДЕНЫ приказом Госстроя России от 30.12.1999 г. № 170 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ВВЕДЕНИЕ За последние годы в ходе становления рынка жилищных услуг существенно изменились нормативно-правовые основы управления жилищным фондом, организационно-экономические условия его содержания. В «Методических рекомендациях» изложены принципиально важные факторы, отражающие существо рыночных механизмов хозяйствования в сфере производства текущего ремонта жилищного фонда: условия формирования договорных отношений, конкурсный отбор подрядчиков, порядок определения стоимости (цены) работ, лицензирование ремонтных работ, претензионная работа. За рамками настоящих «Методических рекомендаций» остались вопросы, относящиеся в Системе ТОиР к разделу «Техническое обслуживание», которые занимают значительное место в работе организаций, обслуживающих жилищный фонд, и наиболее ярко отражают местные различия в организации и проведении работ: технические осмотры, подготовка к эксплуатации в зимних условиях, заявочный ремонт. Разработка аналогичного предлагаемому документа по разделу «Техническое обслуживание» предусмотрена планом Госстроя России. Разработчики заранее признательны коллегам и практикам за возможные дополнения в «Методические рекомендации» и критические замечания в свой адрес, которые будут учтены при подготовке второго издания документа. Особую благодарность авторы выражают кандидату экономических наук Л.Н. Чернышеву за помощь в работе. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Текущий ремонт включает в себя комплекс ремонтно-строительных работ, выполняемых в плановом порядке с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов здания и внешнего благоустройства, поддержания эксплуатационных показателей на уровне, предусмотренном проектом. 1.2. Периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах двух-пяти лет в зависимости от вида жилых зданий по материалам основных конструкций, с учетом их физического износа и местных природно-климатических условий (приложение 1). 1.3. Собственник или уполномоченный им орган (управляющая организация) разрабатывает краткосрочные и долгосрочные программы постановки жилых домов на текущий ремонт, состав и наполнение которых определяются минимальной продолжительностью эксплуатации элементов жилых зданий (приложение 2) в зависимости от финансовых возможностей собственников жилищного фонда. Программы должны быть увязаны с программами реконструкции и капитального ремонта и согласованы с органом управления жилищным (жилищно-коммунальным) хозяйством. При подготовке таких программ следует, по возможности, предусматривать постановку на ремонт группы близлежащих жилых домов. 1.5. Текущий ремонт должен производиться без прекращения эксплуатации здания, в том числе тепло-, водо-, энергообеспечения. 1.6. В зданиях, намеченных к производству капитального ремонта (реконструкции) в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, при невозможности поддержания в рабочем состоянии основных конструкций и инженерных систем в рамках технического обслуживания, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими техническую и экологическую безопасность проживания. 1.7. Организация и проведение текущего ремонта жилых зданий должны осуществляться в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, Техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилищного фонда, Техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий, другими нормативными актами Госстроя России и настоящими «Методическими рекомендациями». В части организации и оплаты труда необходимо руководствоваться Гражданским Кодексом Российской Федерации, Кодексом Законов о труде Российской Федерации, Методическими рекомендациями Государственного научно-технического центра нормирования и информационных систем в ЖКХ Госстроя России. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА 2.1. Основанием для определения потребности в текущем ремонте жилищного фонда, установления или уточнения его объемов служат результаты плановых общих технических осмотров жилых зданий. 2.1.1. Плановые общие осмотры зданий проводятся два раза в год (весной и осенью) в сроки, установленные органом управления жилищным (жилищно-коммунальным) хозяйством в зависимости от местных природно-климатических условий. 2.1.2. Плановые общие осмотры зданий проводит комиссия в составе: представителей органа управления жилищным (жилищно-коммунальным) хозяйством, собственника (уполномоченного им органа), организации, обслуживающей жилищный фонд (инженера жилищно-эксплуатационного участка, мастеров, техников производственных служб, рабочих соответствующих специальностей), с участием представителя общественного образования. При необходимости к осмотрам могут привлекаться представители специализированных организаций и технические эксперты. Контроль за проведением осмотров осуществляет орган управления жилищным (жилищно-коммунальным) хозяйством, руководитель (главный инженер) уполномоченного собственником органа либо организации, обслуживающей жилищный фонд. 2.1.3. По результатам планового весеннего осмотра на каждое строение в установленном порядке составляются акты, в которых отмечаются основные неисправности конструкций и инженерного оборудования здания, а также элементов внешнего благоустройства. 2.2. На основании актов весеннего технического осмотра на каждый дом, планируемый к производству текущего ремонта, составляются описи ремонтных работ (приложение 3). 2.2.1. В опись ремонтных работ включают выявленные в процессе технических осмотров дефекты и неисправности, которые должны быть устранены в ходе проведения текущего ремонта в следующем календарном году. Рекомендуемый перечень работ текущего ремонта жилых зданий приведен в приложении 4. 2.2.2. В описи ремонтных работ включаются работы по предписанию органов Государственной жилищной инспекции, других органов государственного надзора, а также работы по заявкам нанимателей, арендаторов и собственников, не имеющие срочного характера, которые необходимо выполнять в процессе производства текущего ремонта. 2.2.3. В описи ремонтных работ зданий, планируемых к производству во 2-ом и 3-ем квартале следующего года, должны включаться работы, связанные непосредственно с подготовкой зданий к эксплуатации в зимних условиях, имея в виду их последующее уточнение. 2.2.5. Опись ремонтных работ может составляться организацией, обслуживающей жилищный фонд. В этом случае она должна быть согласована с собственником жилищного фонда или уполномоченным им органом (управляющей организацией). 2.2.6. Опись ремонтных работ, составленная и согласованная в установленном порядке, является основой для составления сметы к договору на выполнение текущего ремонта жилого дома силами подрядной организации или расцененной описи работ для их выполнения хозспособом. 2.3. По данным результатов планового осеннего осмотра уточняются ранее составленные описи ремонтных работ и сметы (расцененные описи) на производство текущего ремонта. 2.4. В ходе проведения текущего ремонта должны быть устранены дефекты и неисправности всех элементов здания с целью приведения их эксплуатационных показателей в соответствие с проектом. В зависимости от минимальной продолжительности эффективной эксплуатации жилых зданий возможны варианты организационно-технических решений. 2.4.1. Элементы жилого здания и внешнего благоустройства, минимальная продолжительность эксплуатации которых с момента ввода в эксплуатацию после нового строительства, последнего текущего или капитального ремонта равна или превышает продолжительность, установленную ВСН 58-88(р), должны быть отремонтированы с восстановлением их эксплуатационных показателей или заменены. Удельный вес заменяемых элементов жилых зданий в процессе текущего ремонта не должен превышать уровня: Элементы здания и внешнего благоустройства, срок службы которых соизмерим с периодичностью текущего ремонта, могут быть заменены полностью. 2.4.2. В случаях, когда все эксплуатационные показатели элементов здания и внешнего благоустройства не могут быть приведены к проектным по причине превышения объемов их замены, установленных п. 2.4.1., или из-за недостаточности финансовых ресурсов, обязательным должно являться восстановление работоспособности конструкций и инженерных систем как основного условия экологической и технической безопасности проживания. В таких случаях данные здания должны находиться под особым вниманием лиц, ответственных за сохранность жилищного фонда, тщательно обследоваться при очередных осмотрах и в обязательном порядке включаться в план-программу капитального ремонта. 2.5. Текущий ремонт проводится, как правило, кустовым методом, что позволяет эффективнее организовать труд, сократить издержки и сроки проведения работ, усилить контроль за их выполнением. Предметом конкурса может быть как весь комплекс работ по текущему ремонту, так и отдельные работы, например, ремонт специального инженерного оборудования, ремонт кровли, межпанельных стыков и других элементов здания и внешнего благоустройства, которые организационно и технологически могут быть выделены в отдельный блок работ. 2.8. Для выполнения работ по текущему ремонту отдельных видов инженерного оборудования жилых зданий и других специальных работ подрядная организация может, в свою очередь, привлекать на условиях субподряда специализированные подрядные организации. 2.9. Текущий ремонт инженерного оборудования жилых зданий (системы инженерного отопления и вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения, лифты, системы пожаротушения и дымоудаления, переговорно-замочные устройства и пр.), находящегося на техническом обслуживании специализированных предприятий коммунального (жилищно-коммунального) хозяйства, осуществляется силами этих предприятий. 2.10. Основным средством регулирования отношений между заказчиком и исполнителем в процессе проведения текущего ремонта являются внутрихозяйственный заказ (при хозяйственном способе) или договор подряда (при подрядном или смешанном способе). В основу договора подряда должны быть положены принципы, изложенные в главе 37 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Рекомендуется также использование примерного договора подряда, приведенного в приложении 26 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда. 2.11. При проведении текущего ремонта как хозяйственным, так и подрядным способом следует также предусматривать: 2.11.1. Предоставление, при необходимости, на период производства работ охраняемых складских и бытовых помещений. 2.11.2. Оказание организационной и технической помощи производителям работ по подключению оборудования, электрических машин и механизмов к домовым инженерным сетям с возмещением собственнику здания или энергоснабжающей организации стоимости потребляемой энергии. 2.11.4. Предупреждение нанимателей, арендаторов и собственников жилых и нежилых помещений дома предварительно не менее, чем за 2-3 суток о предстоящем проведении работ. 2.11.5. Обеспечение безопасности проживания и минимизации неудобств при производстве работ, в том числе: — приостановка работ в вечернее и ночное время; — приостановка работ в случаях, если их производство представляет опасность для здоровья проживающих. 2.12. При проведении текущего ремонта подрядным способом в договорах подряда в качестве существенного условия следует предусматривать обеспечение гарантии качества работы подрядчика, в том числе установление гарантийных сроков эксплуатации элементов строительных конструкций, инженерных систем, элементов внешнего благоустройства, прошедших ремонт или замену. В качестве гарантийных сроков эксплуатации после текущего ремонта могут быть рекомендованы: 2.13. При производстве текущего ремонта, выполняемого смешанным способом, комплексы работ хозяйственного способа и по договорам подряда должны быть увязаны по срокам и технологической последовательности. 2.14. Работы по текущему ремонту специального инженерного оборудования, выполняемые в текущем календарном году, должны быть увязаны по срокам с графиком производства других работ по текущему ремонту, что закрепляется в договоре со специализированной подрядной организацией. 2.15. Работы, не учтенные при составлении описей работ и смет, но выявившиеся в процессе производства текущего ремонта, выполняются по согласованию сторон подрядного договора с оформлением дополнительного соглашения к договору подряда. 2.16. Рекомендуется при проведении текущего ремонта производить ремонт мест общего пользования в жилых помещениях силами нанимателей, арендаторов и собственников, а также силами подрядных организаций на платной основе по местным расценкам. 2.17. Продолжительность текущего ремонта здания рекомендуется определять, исходя из нормативной продолжительности ремонта конструкций и инженерного оборудования. Для предварительных плановых расчетов допускается принимать укрупненные нормативы продолжительности текущего ремонта согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда: 22 рабочих дня на 1000 кв. метров общей площади ремонтируемого здания. 2.18. Собственник либо уполномоченный им орган (управляющая организация) обязан обеспечить контроль за ходом и качеством выполнения работ по текущему ремонту, привлекая при необходимости для этих целей представителей Государственной жилищной инспекции и специалистов- экспертов. 2.19. С целью упорядочения контроля за ходом работ текущего ремонта и приемки собственником или уполномоченным им органом может быть разработана применительно к местным условиям система управления качеством работ, предусматривающая четкую регламентацию производственных взаимоотношений, ответственность подразделений и конкретных специалистов заказчика и подрядных (субподрядных) организаций за качество работ на всех этапах ремонта здания. Показатели таковой системы должны фиксироваться в договоре подряда. Рекомендуемый порядок оценки качества ремонтных работ, основанный на положениях ВСН 42-85 (р), приведен в разделе 3. 2.20. После завершения текущего ремонта жилого дома производится приемка работ комиссией в составе: представителей собственника жилищного фонда либо уполномоченного им органа (управляющей организации), либо организации, обслуживающей жилищный фонд, подрядной организации и Государственной жилищной инспекции, назначенных приказами руководителей соответствующих организаций. В случае необходимости к приемке могут быть привлечены независимые специалисты или эксперты. 2.21. При наличии в жилом доме (группе домов) либо микрорайоне органа общественного образования представитель его в обязательном порядке входит в состав комиссии по приемке текущего ремонта дома (группы домов). 2.23. Документальное оформление приемки выполненных работ рекомендуется производить по акту приемки дома с приложением расшифровки объемов и видов работ по приведенным в приложении 6 формам (для хозяйственного способа), по акту упрощенной формы по согласованию сторон (приложение 7) и по акту развернутой формы (приложение 8) для подрядного способа. 2.25. Важнейшим и действенным механизмом контроля работ по ремонту жилищного фонда является система органов Государственной жилищной инспекции. Органы Государственной жилищной инспекции осуществляют контроль объемов и качества ремонта жилищного фонда в составе комплекса вопросов по обеспечению нормативного уровня жилищно-коммунальных услуг. 2.26. Государственной жилищной инспекции дано право проводить инспекционные обследования, давать предписания собственникам жилья или уполномоченным ими органам об устранении выявляемых нарушений, применять штрафные санкции. 2.27. Органами Государственной жилищной инспекции одновременно с инспектированием и обследованием рассматриваются обращения граждан по фактам неудовлетворительного состояния строительных конструкций и инженерного оборудования; включение в описи работ или сметы устранение неисправностей, снижающих качество жилищно-коммунальных услуг; контролируется их устранение в процессе производства текущего ремонта. 2.28. Органами Государственной жилищной инспекции принимаются соответствующие меры по устранению недостатков в работе подрядных организаций, связанных с обеспечением необходимого качества жилищно-коммунальных услуг в домах, прошедших текущий ремонт, даются в необходимых случаях представления об аннулировании или приостановлении действия лицензии на подрядные работы. 3. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕМОНТНЫХ РАБОТ ПРИ ПРИЕМКЕ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ ПОСЛЕ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА 3.1. Оценка качества ремонтных работ по законченному текущим ремонтом жилому зданию производится на основе оценок качества отдельных видов работ. Перечень видов работ, по которым дается оценка качества, формируется на базе приложения 4 настоящих Методических рекомендаций с учетом особенностей конкретного жилищного фонда. 3.2. Оценка качества ремонтных работ производится визуально, а при необходимости, с применением инструментальных методов может проверяться соблюдение таких установленных параметров, как: геометрические (размеры, отметки, зазоры, допуски), физико-механические (прочность, плотность, состояние поверхности, герметичность, влажность, температура) и другие. 3.3. Качество отдельных видов работ следует оценивать: 3.4. Оценка качества ремонтных работ по жилому зданию в целом с учетом оценок качества отдельных видов работ, предусмотренных перечнем, сформированным в порядке, изложенном в п. 3.1 настоящего раздела, должна производиться в зависимости от величины средневзвешенной арифметической оценки К, определяемой по формуле:
3.5. Оценка качества отдельных видов работ формируется на основе оценок качества выполнения технологических процессов и операций (относимых к соответствующим видам работ) по результатам их промежуточной приемки заказчиком, зафиксированным в актах промежуточной приемки ремонта отдельных конструкций, инженерного оборудования и в актах освидетельствования скрытых работ (при наличии в договоре данного существенного условия). При этом качество выполнения отдельного вида работ следует оценивать на: Общая оценка качества выполнения отдельного вида работ не может быть выше оценки качества завершающего технологического процесса, имеющего решающее значение для общей оценки качества. 3.6. Приемочная комиссия, исходя из архитектурно-строительных характеристик жилого здания и с учетом износа основных конструкций и инженерного оборудования, должна установить наиболее важные виды работ, имеющие определяющий характер для оценки качества текущего ремонта по жилому зданию в целом. Оценка качества по жилому зданию в целом не может быть установлена выше, чем оценка любого из отдельных видов работ, отнесенных к наиболее важным. Приемочная комиссия должна проверить правильность оценок качества отдельных видов работ и в необходимых случаях внести изменения в оценки качества отдельных видов работ, установленные заказчиком, и в перечень работ, отнесенных к важным. 3.7. Величина общей оценки К находится в интервале от 3,0 до 5,0 баллов. В зависимости от величины К, рассчитанной по формуле (1), принимаются следующие округленные до целой величины значения общей оценки: 3.8. Оценки качества отдельных видов ремонтных работ и общая оценка по жилому зданию заносятся в акт приемки дома после текущего ремонта (варианты формы акта приведены в приложениях 6-8). 4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА ПО ОТБОРУ ПОДРЯДЧИКА НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ 4.1. Отбор подрядчиков на выполнение работ по текущему ремонту жилищного фонда осуществляется, как правило, на конкурсной основе. 4.2. Предметом торгов при проведении конкурса является заказ на выполнение работ по текущему ремонту жилищного фонда, оформленный в виде проекта договора подряда. Проект такого договора должен быть подготовлен организатором конкурса. 4.3. Объектом конкурса выступает жилой дом или группа жилых домов, работы по текущему ремонту которых выставляются на конкурс, а также отдельные комплексы видов работ. 4.4. В качестве основной цели конкурсного отбора подрядчиков может быть установлено снижение сметной стоимости (цены) работ при обязательном соблюдении объемов, надлежащем качестве и приемлемых сроках выполнения работ. Рекомендуется ориентировать претендентов на снижение сметной стоимости (цены) работ по договору за счет уменьшения размера накладных и других косвенных затрат, применения новых материалов, имеющих лучшие эксплуатационные качества. 4.5. Процедура конкурсного отбора подрядчиков должна быть регламентирована специальным документом, утвержденным органом муниципального управления. Основные положения этого документа должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации и нормативным актам Госстроя России. 4.6. Организатором конкурса может быть собственник жилищного фонда или уполномоченный им орган, либо независимая специализированная организация, которая действует на основании договора с собственником (уполномоченным им органом). 4.7. Права и обязанности организатора конкурса устанавливаются Уставом и должностными инструкциями соответствующих структурных подразделений организации собственника (уполномоченного им органа) либо договором на проведение конкурса, заключаемым собственником жилищного фонда (уполномоченным им органом) с независимой специализированной организацией. Поскольку организация и проведение конкурсов является одной из основных функций организации, уполномоченной собственником для решения вопросов по содержанию жилья, конкурсы проводятся, как правило, именно этой организацией. 4.8. Состав конкурсной комиссии и условия конкурса устанавливаются собственником жилищного фонда либо уполномоченным им органом. 4.9. Проводимые конкурсы по отбору подрядчиков на выполнение работ текущего ремонта жилых домов должны быть открытыми в целях привлечения возможно большего числа участников и повышения вероятности выбора лучшего подрядчика. 4.10. Для повышения эффективности конкурсного отбора количество претендентов должно быть более двух. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается не состоявшимся (ст. 447 п. 5 ГК РФ). 4.12. В конкурсе могут принимать участие предприятия любых форм собственности, имеющие лицензию на выполнение работ, входящих в состав текущего ремонта, которые подлежат лицензированию. 4.13. Для участия в конкурсе необходимо подать заявку и оферту (конкурсное предложение). 4.14. Лица, решившие принять участие в конкурсе, до момента регистрации их заявки и конкурсного предложения именуются претендентами на участие в конкурсе. 4.15. Участником конкурса признается лицо, представившее надлежащим образом оформленную заявку и конкурсное предложение. Участники конкурса вносят задаток в размере и в сроки, которые указаны в извещении о проведении конкурса (ст. 448 п. 4 ГК РФ). 4.15.1. Задаток подлежит возврату, если конкурс не состоялся. 4.15.2. Задаток возвращается участникам конкурса, не победившим в нем. 4.15.3. Победителю конкурса сумма внесенного задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. 4.15.4. Задаток не возвращается в случае, если участник конкурса отзывает заявку после даты окончания приема заявок. 4.15.5. Организатор конкурса, уклонившийся от подписания договора, обязан возвратить победителю задаток в двойном размере, а также возместить ему убытки, причиненные участием в конкурсе, в части, превышающей сумму задатка. 4.16. Конкурсы, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание. конкурса недействительным влечет недействительность договора, заключенного с победителем конкурса (ст. 449 п. 1, п. 2 ГК РФ). 4.17. Споры о признании недействительными результатов конкурса подведомственны арбитражному суду на основании ст. 20 Арбитражный процессуальный Кодекс (см. Постановление Высшего арбитражного суда РФ от 2.12.1993 г. № 32 «О практике разрешения споров по применению законодательства о приватизации»). 5. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ (ЦЕНЫ) РАБОТ ПО ДОГОВОРУ ПОДРЯДА 5.1. Развитие рыночных отношений в системе технического обслуживания и ремонта жилищного фонда предопределило необходимость перехода от традиционного формального планирования затрат к определению рыночной стоимости (цены) текущего ремонта. 5.2. Стоимость текущего ремонта (цена) определяется в виде сметной стоимости работ, рассчитываемой на основе специально разрабатываемых сметных норм и расценок, которые обеспечивают возмещение экономически обоснованных издержек и получение прибыли в размерах, необходимых для внесения налоговых платежей и образования фондов предприятия. ФСН должны учитывать типичные особенности проведения текущего ремонта: производство работ в эксплуатируемых зданиях, наличие в зоне производства работ загромождающих предметов, небольшие по объему виды работ и значительную долю ручного труда. 5.4. ФСН предназначаются для определения сметной стоимости (цены) работ, а также для составления смет, сметных расчетов и расцененных описей работ при формировании договорных цен по договору подряда, проведении расчетов за выполненные работы и услуги между заказчиком и подрядными организациями. 5.5. Заказчик (собственник, уполномоченный им орган, управляющая организация) на основании описей работ с использованием ФСН определяет затраты на текущий ремонт жилищного фонда следующего календарного года. 5.6. Фирменные сметные нормы и расценки могут использоваться для целей внутрипроизводственного планирования и управления, что устанавливается самой подрядной организацией. 5.7. Стоимостные показатели ФСН должны определяться в текущих ценах по состоянию на начало планового периода (январь) с периодическим их индексированием в течение года. 5.8. На первом этапе расчетов базовой сметной стоимости (цены) текущего ремонта конкретного жилого дома определяется себестоимость всего комплекса работ путем поэлементного калькулирования затрат на работы текущего ремонта, включенных в описи работ, и последующего их суммирования. 5.9. Себестоимость работ рассчитывается с использованием ФСН на плановый период в текущем уровне цен на момент заключения договора. 5.10. Величина базовой сметной стоимости (цены) определяется суммированием себестоимости ремонтных работ и сметной прибыли. 5.11. После выполнения всех расчетов к базовой сметной стоимости (цене) добавляется налог на добавленную стоимость в установленном законодательством размере (кроме случаев, когда оформляется муниципальный заказ). 5.12. Фирменные сметные нормы и расценки являются рекомендуемыми и становятся обязательными для применения обеими сторонами только после их включения в соответствующие разделы договора подряда. ФСН не могут быть использованы как заказчиком, так и подрядчиком односторонне, в бесспорном порядке. 5.13. Построение, изложение и оформление ФСН должно выполняться в соответствии с требованиями ВСН 58-88(р), СНиП 10-01-94 Система сметных нормативных документов в строительстве и СП 81-01-94 Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации. 5.14. При разработке и внедрении ФСН рекомендуется также использование Методических положений по формированию системы управления стоимостью технического обслуживания, содержания и текущего ремонта жилищного фонда Санкт-Петербурга в условиях перехода к рыночным отношениям, подготовленных Центром исследований и разработок в городском хозяйстве ЗАО «Экополис» (Санкт-Петербург). 6. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА 6.1. В целях защиты прав населения, юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, обязаны до начала производства работ получить в органах государственной системы лицензирования в установленном порядке лицензии на право выполнения работ, подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 г. № 158-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другими законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации. 6.2. Оценка возможности выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями соответствующих видов деятельности производится по следующим основным критериям: — уровень качества выполняемых работ, услуг, определяемый по отзывам заказчиков (потребителей), заключениям соответствующих государственных надзорных органов; — наличие внутриведомственной системы контроля качества; — техническая готовность к выполнению работ (состояние технической базы, исходя из наличия или возможности привлечения соответствующих машин, механизмов и оборудования); — квалификационный состав специалистов с учетом уровня образования и стажа работы в соответствующем виде деятельности. 6.3. Критерии оценки возможности получения лицензий на право выполнения работ по текущему ремонту юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также требования к составу и содержанию документов, представленных соискателями лицензий, особенности лицензирования видов работ, входящих в состав текущего ремонта, регламентируются Положением о лицензировании конкретными видами деятельности и другими нормативно-методическими документами Госстроя России. 6.4. Руководители и специалисты организаций (индивидуальные предприниматели), ответственные за организацию и производство работ, подлежащих лицензированию, обязаны пройти предлицензионную подготовку и аттестацию в Центре предлицензионной подготовки системы Госстроя России. 6.5. Органы государственной системы лицензирования могут привлекать для экспертизы материалов и документов, представленных заявителями для получения лицензии, а также проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям экспертные комиссии или аккредитованные специализированные и территориальные экспертные базовые центры. 6.6. Условия, порядок и сроки проведения экспертизы материалов и перечень документов, представляемых заявителями для получения лицензии на осуществление деятельности по выполнению работ текущего ремонта жилищного фонда, регламентируются соответствующими нормативно-методическими документами Госстроя России. 6.7. Экспертные комиссии, специализированные и территориальные экспертные базовые центры в результате рассмотрения представленных документов и материалов, а также при необходимости обследования деятельности субъектов лицензирования подготавливают соответствующие заключения, как правило, в письменном виде и представляют их в органы государственного лицензирования. 6.8. Орган государственного лицензирования при положительном решении экспертов выдает субъекту лицензирования лицензию по установленной форме, которая предоставляет право выполнять указанные в ней виды деятельности. Осуществление не указанных в лицензии видов деятельности, которые в соответствии с Законодательством подлежат лицензированию, запрещается. 6.9. Разногласия, возникающие в вопросах выдачи или приостановления действия лицензий, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 7. ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ В ДОГОВОРЫ ПОДРЯДА УСЛОВИЙ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ДОСУДЕБНОМ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ 7.1. Условия договоров подряда определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. 7.2. В договорах подряда по усмотрению сторон определяются меры ответственности и порядок их применения, если условие об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров не предусмотрено законом. 7.3. Договор подряда может повторять положения закона об ответственности в виде возмещения убытков, а также в виде неустойки, предусмотренной законом (законной неустойки), но при этом ответственность наступает по требованию пострадавшей стороны независимо от того, содержит ли договор указанные условия. 7.4. Под убытками понимаются: — расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; — утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб); — неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). 7.5. В договоре подряда может быть увеличен размер законной неустойки, если закон этого не запрещает либо уменьшен размер возмещаемых убытков по сравнению с действительно причиненными убытками. 7.6. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить пострадавшей стороне в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения договора. По требованию об уплате неустойки пострадавшая сторона не обязана доказывать причиненные ей убытки. 7.6.1. Неустойка, предусмотренная либо законом, либо договором, может именоваться собственно неустойкой, штрафом или пеней. 7.6.2. Собственно неустойка, как правило, устанавливается за неисполнение или ненадлежащее исполнение существенных условий договора (предмета договора, стоимости работ и т.п.) и исчисляется в процентах от суммы неисполненного или ненадлежащим образом исполненного обязательства либо в процентах от суммы обязательства в целом. 7.6.3. Штраф, как правило, устанавливается в твердой сумме за нарушение условий договора, имеющих для стороны или обеих сторон особое значение (например, за нарушение сроков оформления актов приемки работ), даже если такие условия не относятся к числу существенных условий договора. 7.6.4. Пеня, как правило, устанавливается за неисполнение денежного обязательства и исчисляется в процентах от суммы несвоевременно исполненного обязательства за каждый день просрочки. Пеня начисляется вплоть до надлежащего исполнения обязательства либо ограничивается предельной суммой взыскания. 7.7. По усмотрению сторон в договор подряда могут быть включены условия о порядке досудебного разрешения споров, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договора. В частности, договором может быть предусмотрено, что до обращения в суд (арбитражный, третейский) стороны обязаны принять меры к разрешению возникшего спора в претензионном порядке. 7.8. В договоре подряда стороны вправе установить требования к форме и содержанию претензий, к срокам их предъявления и рассмотрения, к форме и содержанию документов, подтверждающих факт неисполнения или ненадлежащего исполнения договора (образец претензии приведен в приложении 8). Договором могут быть также предусмотрены способы вручения претензий и ответов на них. 7.9. Претензии целесообразно заявлять в письменном виде преимущественно на фирменном бланке (при отсутствии фирменного бланка претензия должна иметь угловой штамп), иметь дату и регистрационный номер стороны, подпись ее руководителя или иного лица, уполномоченного в установленном законом порядке. 7.10. В претензии следует перечислить допущенные при исполнении договора нарушения со ссылкой на соответствующие пункты или разделы этого договора, назвать негативные последствия неисполнения либо ненадлежащего исполнения договора и их стоимостную оценку, если последствия поддаются такой оценке, а также действия, которые должна произвести сторона, допустившая нарушение договора. 7.11. В практической работе организаций, занятых в сфере обслуживания и ремонта жилищного фонда, наиболее часто возникают вопросы, которые могут быть сформулированы в виде претензий. 7.11.1. Нарушение сроков исполнения и требований к качеству работ, предусмотренных либо нормативными актами, либо договором. 7.11.2. Увеличение по сравнению с договорными объемами или дополнительных видов работ. При этом составляются двухсторонние акты-соглашения, в которых указываются причины возникновения дополнительных работ, описание расцененных видов работ и источники финансирования; 7.11.3. Приемка и оплата работ, выполненных исполнителем, но не предусмотренных описями ремонтных работ (дефектными ведомостями), сметами и не согласованных с Заказчиком; 7.11.4. Оплата работ планового текущего ремонта, подлежащих выполнению после чрезвычайных происшествий, стихийных бедствий; 7.11.5. Требования об устранении неисправностей элементов здания, прошедших текущий ремонт и возникших при их эксплуатации в пределах гарантийных сроков, установленных договором подряда. 7.12. В претензии необходимо четко указать невыполненный Исполнителем вид работ, установленный срок выполнения работ или устранения недостатков. 7.13. Документами, подтверждающими факт неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, могут являться: 7.13.1. Акт комиссии из представителей Исполнителя и Заказчика о выполнении работ или устранении недостатков, указанных в претензии (с обязательным указанием даты его составления). 7.13.2. Акт органа управления жилищным (жилищно-коммунальным) хозяйством. 7.13.3. Акт независимой экспертизы. 7.14. Для рассмотрения претензий необходимо устанавливать разумные сроки с учетом времени, необходимого на пересылку претензий. 7.15. Для вручения (пересылки) претензий и ответов на них следует избирать способы, позволяющие зафиксировать и доказать вручение (пересылку): вручение под расписку, пересылка заказной почтой, телеграфом и т.п. 7.16. Отсутствие в договорах подряда условий об обязательном досудебном разрешении споров не лишает стороны права до обращения в суд предъявить претензию или иное письменное требование об устранении нарушений договоров и (или) негативных последствий этих нарушений.
|