распахнули окна запах сосен вступил на веранду
Часть А. Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире и двоеточия) Мир строит — война раз…
Часть А. Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире и двоеточия)
Мир строит — война разрушает.
Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями.
Хочешь добиться уважения — начинай с себя.
Распахнули окна — запах сосен вступил на веранду.
Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.
Однажды вместо хлеба буфетчица резала пирог с повидлом – такое выпало счастье!
Андрей простился со своими дома: ни к чему растягивать слёзы и причитания, а себе травить душу.
Посмотрит — рублём подарит.
В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги, кто-то чихнул на сеновале.
Не успело солнце пригреть – загудело всё небо.
1.Среди предложений 16-19 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(16) С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и нары изнутри, и столик – а худое верное ведро так и осталось у своего блиндажа. (17) Стою над ним, нахлынуло. (18) Ребята чистые, друзья фронтовые! (19) Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная – прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому…
2. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой — настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)
3. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (В.Катаев).
4.Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложения.
(1) Совсем стемнело, и я пошел к дому. (2) Холодом тянуло по земле, хрустела под ногами корка льда, схватившая лужи. (3) На опушке в лицо вдруг повеяло теплом. (4) Земля оттаяла, согрелась за день, теперь воздух греется об нее. (5) Я шел полем и вспоминал цветы, оставленные на пеньке. (6) Снова показалось, что стебли их шевелятся, шевелятся в руке. (Ю.Коваль)
Часть А. Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире и двоеточия)
Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями.
Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.
Однажды вместо хлеба буфетчица резала пирог с повидлом – такое выпало счастье!
Андрей простился со своими дома: ни к чему растягивать слёзы и причитания, а себе травить душу.
В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги, кто-то чихнул на сеновале.
Не успело солнце пригреть – загудело всё небо.
1.Среди предложений 16-19 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(16) С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и нары изнутри, и столик – а худое верное ведро так и осталось у своего блиндажа. (17) Стою над ним, нахлынуло. (18) Ребята чистые, друзья фронтовые! (19) Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная – прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому.
2. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
3. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (В.Катаев).
4.Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложения.
(1) Совсем стемнело, и я пошел к дому. (2) Холодом тянуло по земле, хрустела под ногами корка льда, схватившая лужи. (3) На опушке в лицо вдруг повеяло теплом. (4) Земля оттаяла, согрелась за день, теперь воздух греется об нее. (5) Я шел полем и вспоминал цветы, оставленные на пеньке. (6) Снова показалось, что стебли их шевелятся, шевелятся в руке. (Ю.Коваль)
Распахнули окна запах сосен вступил на веранду
Короче говоря, партийное собрание не поддержало Мелентьева, и решение партбюро не прошло. За это решение голосовали лишь сам Мелентьев и двое из членов партбюро, в том числе Самаркина.
После собрания Мелентьев сказал:
— Так, так, товарищ Колосов. Противопоставляешь массу коммунистов партийному бюро. Ну что ж, посмотрим, чья возьмет.
Павлу Петровичу передавали, что назавтра Мелентьев весь день каждому, кто бы ни заходил в комнату партийного бюро, говорил одно и то же: «Хорош гусь наш директор. Ничего, повыщиплем перья! Не таких обламывали. Не будет хвост распускать. Мы не позволим ему свою личность противопоставлять коллективу, диктатора из себя корчить. Партия не любит зазнаек».
По мере того как машина отдалялась от города, Мелентьев и иже с ними отходили в сознании Павла Петровича все дальше и дальше. Природа и пространство благотворно влияют на мысли человека. Выехал из города человек, обремененный заботами и треволнениями, а к Ивановке подъезжал оптимист, видящий все в самых радужных колерах.
Институтский шофер знал адрес Румянцевых. Он подвез Павла Петровича к воротам в зеленом решетчатом заборчике с надписью: «Во дворе злая собака». У ворот гостя встретили хозяин и хозяйка. Павел Петрович сказал шоферу, что тот может уезжать домой, что он возвратится в город на поезде. Машина развернулась и уехала, Павел Петрович вслед за хозяевами с опаской вошел в ворота.
— Вы не бойтесь, дорогой мой! — сказал Румянцев, заметив его взгляды по сторонам. — Собака у нас чисто теоретическая. Нет у нас никакой собаки, ну ее к свиньям, укусит еще кого, отвечай тогда. Только надпись культивируем. Ну, это ладно. А вот интересно — вы перехватили чего на дорожку, Павел Петрович, или не очень?
— Ничего не перехватывал. Голодный.
— Вот и хорошо! Мы тоже.
Стол уже был накрыт на веранде с цветными стеклами, отчего сахар в сахарнице был зеленый, огурцы красные, хлеб пожелтел; никакие силы не могли только затмить естественного великолепия крупной, как яблоки, садовой земляники «Виктория», которой было наполнено огромное фаянсовое блюдо.
— Вы любите? — сказала довольная Людмила Васильевна, указывая на землянику. — Со сливками, а? Сама собирала. Встала в шесть часов.
— Сколько я вам хлопот доставил! — сказал Павел Петрович.
— А дачная жизнь из чего же и состоит? — ответил Румянцев. — Из одних хлопот.
— Между прочим, это правда, — подтвердила Людмила Васильевна. — Отдыха тут никакого. Утром встанешь чуть свет, едешь в город, в институт. Вечером приезжаешь поздно.
— А в воскресенье как грянут родственники, знакомые, друзья!
— Ну что ты городишь, Гриша, ей-богу! Не слушайте вы его, Павел Петрович. Вот странный, пригласит в гости, а сам начнет околесицу.
Распахнули окна, запах сосен вступил на веранду. В загородной прохладе елось все с таким удовольствием и аппетитом, как никогда не естся в городе. За окнами, в кустах, возились, кричали, пели птицы. Румянцев оборачивался по временам к окну, поджимал губы и издавал свист, очень похожий на птичий. Птицы откликались, прилетали на подоконник и с любопытством смотрели внутрь веранды.
Что-то задело Павла Петровича под столом. Он невольно дернул ногой и заглянул под край скатерти.
— Это ежик, наш Тришка, — оказала Людмила Васильевна. Ежик побегал по веранде и отправился во двор.
— Он у нас вместо кошки, — добавил Румянцев. — Здорово мышей ловит. Это Людочка называет его Тришкой. Я зову: Теоретик. Откликается, понимает.
За завтраком шел разговор обо всем понемножку, о серьезном не говорили. Но когда взялись за папиросы и устроились во дворе в шезлонгах, без пиджаков и галстуков, Румянцев принялся говорить об институтских делах. Говорил он, правда, очень осторожно. Павел Петрович, однако, отлично понимал все его иносказания и недомолвки. Румянцева многое не устраивало в институте. И бездельничество некоторых сотрудников, и раздутость иных авторитетов, и завистничество, приводящее к подсиживаниям, и топтание на месте при разработке важных тем, и отрыв от производства.
— Не понимаю, — сказал Павел Петрович. — Почему же вы не боролись за то, чтобы было иначе? Одна дирекция с делом не справится. Надо, чтобы весь коллектив участвовал в улучшении положения в институте. А вы, например, Григорий Ильич, всегда и всюду молчите.
— Ничего-то вы, Павел Петрович, вижу, не знаете. Было время, не молчал, говорил…
— Знаю, знаю, — перебил Павел Петрович. — Всю вашу эпопею с Мукосеевым знаю. Но ведь победили вы, почему же эта история закрыла вам рот?
— Победил? — сказал с усмешкой Румянцев. — А какой ценой, спросите! Каким напряжением нервов и сил! Вот они все и вышли, силы. И нервы истрепались. Не полезу я больше ни в какую драку. Я хочу жить спокойно, спокойно работать, готовить молодые кадры. Вот к чему я стремлюсь, и ни к чему больше.
Часть А. Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире и двоеточия)
Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями.
Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.
Однажды вместо хлеба буфетчица резала пирог с повидлом – такое выпало счастье!
Андрей простился со своими дома: ни к чему растягивать слёзы и причитания, а себе травить душу.
В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги, кто-то чихнул на сеновале.
Не успело солнце пригреть – загудело всё небо.
1.Среди предложений 16-19 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(16) С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и нары изнутри, и столик – а худое верное ведро так и осталось у своего блиндажа. (17) Стою над ним, нахлынуло. (18) Ребята чистые, друзья фронтовые! (19) Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная – прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому.
2. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
3. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (В.Катаев).
4.Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложения.
(1) Совсем стемнело, и я пошел к дому. (2) Холодом тянуло по земле, хрустела под ногами корка льда, схватившая лужи. (3) На опушке в лицо вдруг повеяло теплом. (4) Земля оттаяла, согрелась за день, теперь воздух греется об нее. (5) Я шел полем и вспоминал цветы, оставленные на пеньке. (6) Снова показалось, что стебли их шевелятся, шевелятся в руке. (Ю.Коваль)
Распахнули окна запах сосен вступил на веранду
Знаки препинания в бессоюзном предложении.
Бессоюзное сложное предложение — это предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно.
Смысловые отношения между предложениями
Знаки препинания
Примеры
Одето небо черной мглою, в тумане месяц чуть блестит.
Перечисление, но внутри частей сложного предложения есть другие знаки препинания
1) Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я продвигался вперед с трудом.
Причина (вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой)
Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов)
Разъяснение смысла первой части
Об одном вас прошу: стреляйте скорее. (М. Лермонтов)
Пояснение сказуемого первой части
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) Я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах.
Если в первой части
Есть слова так,
одно, таков, такой.
Они жили так: он вставал, как всегда, рано, и шел на завод.
Хочу вот что знать: кто рассказал Анне о моей беде?
Вспомнить двоеточие при обобщающих словах при однородных членах предложения. Стр 84.
Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Поработаешь до поту — поешь в охоту.
Причина (первая часть указывает на причину того, о чем говорится во второй части, а вторая часть указывает на следствие, о чем говорится в первой)
Тире
Распахнули окна — запах сосен вступил на веранду.
Тире
Лето припасает — зима поедает.
Быстрая смена событий
Тире
Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (И. Крылов)