процедура получения разрешения на строительство частного дома 2020
Выдача разрешения на строительство
Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и в пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти.
Наименование государственной услуги
Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и в пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).
Правовые основания для предоставления государственной услуги
Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
а) Градостроительным кодексом Российской Федерации;
б) Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;
в) Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
г) приказ Минстроя России от 19 февраля 2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;
д) постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»;
е) постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;
ж) постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. № 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства»
з) Приказ Минстроя России от 23 мая 2016 г. № 334/пр Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти)
Категории потребителей государственной услуги
Потребителями могут выступать физические или юридические лица, выполняющие функции застройщика либо технического заказчика
Сроки оказания государственной услуги
— Общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного взаимодействия органов власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 5 рабочих дней;
— Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.
Информация о платности оказания государственной услуги
Государственная услуга выполняется бесплатно.
Результат предоставления услуги
а) решение о выдачи разрешения на строительство;
б) решение о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с продлением срока действия);
в) решение об отказе в выдаче разрешения на строительство;
г) решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с продлением срока действия)
Критерии отказа и приостановления оказания государственной услуги
1. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
1) при выдаче разрешения на строительство:
а) отсутствует какой-либо из документов, указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б)несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство;
в) несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
2) при внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия:
а) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство;
б) наличие у ответственного структурного подразделения информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3) при внесении изменений в разрешение на строительство (кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения):
а) отсутствует какой-либо из документов, указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б)несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство;
в) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;
г) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство;
д) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.
Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является исчерпывающим.
Порядок обращения за оказанием государственной услуги
Документы могут быть представлены в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»
Формы заявлений, принимаемых к рассмотрению
запрос (заявление) на предоставление государственной услуги, заполненной по форме
Перечень необходимых документов-приложений для каждого заявления
При обращении за получением государственной услуги заявитель представляет в Минстрой России следующие документы (далее – документы):
а) запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;
б) документ, удостоверяющий личность заявителя;
в) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
д) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
е) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектной документации:
— схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
— разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
— проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
— положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
— подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
— подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
ж) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного Кодекса Российской Федерации);
з) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
к) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
л) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
м) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
н) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;
Перечень требований, предъявляемых к документам
Документы предоставляются в оригинале, либо в форме нотариально заверенных копий.
В случае направления документов в электронной форме, документы представляются в формате PDF в виде электронных копий (электронных образов) документов, подписанных усиленной электронной подписью заявителя
Информация о должностных лицах
Директор Департамента разрешительной деятельности и контроля
Дачная амнистия — 2020: что нужно знать владельцам домов и участков
Дачной амнистией называют несколько законов, но все они работают по-разному. Общая суть всех поправок про участки, дома и право собственности сводится к тому, что оформить недвижимость стало проще и дешевле.
До 1 марта 2021 года можно в упрощенном порядке оформить в собственность земельные участки и дома. Для всех частных домов теперь не нужно получать разрешение на строительство, причем тут даже нет окончательного срока. Это выдержки из действующих законов, и это называют дачной амнистией.
Мы прочитали все эти законы и разъяснения ведомств. Вот как обстоят дела с амнистией по документам.
Главное об очередной дачной амнистии
Что нужно знать, если у вас есть участок и дом без документов:
О каких изменениях речь и кого они касаются?
Эти изменения касаются тех, у кого есть земельные участки и какие-то постройки, на которые пока нет документов. Если у вас квартира или участок с домом уже оформлены в собственность как положено, разбираться в поправках не нужно.
1 января 2019 года вступил в силу закон № 217-ФЗ — о садоводстве и огородничестве. В нем идет речь об участках и постройках со специальным назначением: не жилищное строительство, а ведение хозяйства и выращивание овощей. Но на таких участках тоже можно строить дома, причем даже жилые.
В каждом из законов десятки страниц. Мы выбрали самое важное.
Дачных земельных участков и жилых строений больше нет
Раньше в документах на участки встречались такие понятия: садовый земельный участок, участок для садоводства, дачный земельный участок, для ведения дачного хозяйства или дачного строительства. Теперь у таких участков одно назначение: все они автоматически садовые. На таких участках можно строить хозпостройки, садовые и жилые дома.
Еще бывают огородные участки: там тоже можно выращивать овощи, но строить можно только сарай для лопат или теплицу, а дом нельзя.
Если на садовом участке было здание, его могли не признавать жилым домом, а называли жилым строением. Это не одно и то же. У владельцев строений, а не домов были проблемы с вычетами, налогами и пропиской. Теперь если строение находится на садовом участке и у него жилое назначение, то считается, что это автоматически жилой дом. Если на садовом участке находится нежилое строение, оно автоматически считается садовым домом. Старые документы менять не обязательно, но по желанию это можно сделать. Иногда лучше иметь для подтверждения выписку из ЕГРН, что в собственности именно жилой дом, хоть и на садовом участке.
Важное об улучшении жилищных условий. Если собственник такого жилого дома на садовом участке нуждался в улучшении жилищных условий, этот дом не будут учитывать при расчете площади. То есть переоформление документов не лишает права на льготное жилье.
Разрешения на строительство для частных домов отменили
С 4 августа 2018 года при строительстве на своем участке больше не нужно получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию. Вместо разрешительного порядка ввели уведомительный. То есть владелец участка просто сообщает в администрацию: «Я планирую строить дом вот в этом месте и вот с такими параметрами». Администрация изучает документы и говорит: «Хорошо, стройте».
После того как дом достроен, нужно подать еще одно уведомление — об окончании строительства. К нему нужно приложить технический план и заплатить госпошлину. Если все в порядке, дом ставят на кадастровый учет и одновременно регистрируют право собственности. Причем это заявление отправляет тот орган, куда подают уведомления.
Так как закон об уведомительном порядке вступил в силу 4 августа 2018 года, он касается тех домов, которые начали строить после этой даты. До этого по правилам не всегда можно было строить без разрешений.
До 1 марта 2021 года можно узаконить садовый дом в упрощенном порядке
Хотя уведомительный порядок начали применять с 2018 года, его нужно использовать и для домов, которые начали строить раньше. Если дом на дачном или садовом участке начали строить до 4 августа 2018 года, то до 1 марта 2021 года можно подать уведомление в орган, который выдает разрешения на строительство.
Такое уведомление позволит получить технический план после окончания строительства. Когда придет время, на основании этого техплана дом поставят на кадастровый учет и оформят на него право собственности. Причем порядок будет такой же, как и для новых домов: заявление подаст орган власти. Вот этот порядок сейчас и называют дачной амнистией: возможность подать уведомление до 1 марта и не получать разрешение на строительство, даже если дом начали строить до вступления в силу закона № 340-ФЗ.
Иногда уведомление можно и не подавать. Если строите дом на садовом или дачном участке, до 1 марта 2021 года можно зарегистрировать право собственности в Росреестре без отправки уведомления, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. Для этого должны одновременно соблюдаться три условия:
Если это ваш случай, можно сдать на регистрацию техплан и документы на землю — этого хватит. Сведения о доме в техническом плане заполнят на основании декларации.
При регистрации права собственности Росреестр проверит, соблюдаются ли общие условия оформления и нет ли оснований для отказа. Например, не подделано ли свидетельство на выделение земли и не претендует ли на этот участок кто-то еще.
Если на участок уже зарегистрировано право собственности в ЕГРН, оформлять дом придется с уведомлением.
Главное, что нужно запомнить: разрешения на строительство теперь не нужны в любом случае. Достаточно подать уведомление — а иногда можно и без него самостоятельно зарегистрировать право собственности. Сначала проверьте, как оформлены ваши права на землю. Потом можно проконсультироваться в межевом центре — вам подскажут варианты.
Для жилых домов на участках под ИЖС разрешения не нужны
Раньше без разрешения можно было строить гаражи, садовые дома и некапитальные объекты. Обычных жилых домов на участках под индивидуальное жилищное строительство в списке не было. С 4 августа 2018 года их туда добавили.
Теперь любой владелец участка под ИЖС может строить дом без разрешения на строительство. Потому что для всех ввели уведомительный порядок.
Вот для каких объектов не нужно разрешение:
Раньше мы рассказывали, как получить разрешение на строительство частного дома. Теперь все это неактуально: хотите построить дом на своем участке — стройте без разрешения. Но с уведомлением.
Если не нужно оформлять разрешение на строительство, то и на ввод в эксплуатацию тоже не придется.
Если разрешение оформили до того, как их отменили, ввод в эксплуатацию оформляется уведомлением.
Если дом начали строить до 4 августа и без разрешения на строительство, то до 1 марта 2019 года можно подать уведомление о планируемом строительстве. И тогда дом можно достроить и узаконить без разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. И без суда.
Для строительства гаражей и хозпостроек не нужны ни разрешения, ни уведомления
Чтобы построить садовый или жилой дом, теперь нужно подавать уведомление. Но если в дополнение к этим основным домам вы строите что-то вспомогательное — гараж, баню, сарай, мастерскую, бытовку, то для регистрации понадобится только технический план этого сооружения и документы на участок. Причем право собственности на участок можно не подтверждать, если оно уже зарегистрировано. А технический план составляется на основании декларации.
Что можно строить на огородном участке?
Есть участки, у которых в назначении так и написано — не садовый, а именно огородный. Это не одно и то же.
На огородном участке нельзя строить жилые дома, а можно только выращивать огурцы, клубнику и, например, картошку. До 1 января 2019 года из построек на огородном участке мог быть только некапитальный объект, например теплица, беседка или туалет. Тогда в определении огородных участков это допускалось.
С 1 января огородные участки — только для выращивания. Некапитальные объекты там строить тоже нельзя. На огороде не должно быть вообще никакой недвижимости — только хозпостройки для инвентаря или урожая.
Если на огородном участке есть некапитальный объект и он узаконен, его не нужно сносить. Право собственности сохраняется. А вот узаконить самовольные постройки такого плана теперь не дадут.
Как подать уведомление на строительство?
Об этом мы рассказали в другой статье — с пошаговой инструкцией.
С уведомлениями проще строить дома на участках?
Кажется, что проще. На самом деле — не совсем. Все эти нормы периодически меняются. Не успевают наладить работу одних новшеств, как выходит еще какое-то изменение.
На практике уведомительный порядок мало отличается от разрешительного: там тоже всё проверяют и могут отказать в постановке дома на учет. Хотя разрешения на строительство для ИЖС вроде были нужны, но многие прекрасно строили без них и потом узаконивали свои дома через суд: чаще всего это дешевле и проще, чем оформлять разрешение. Лишь бы нормы не нарушались и соседи не были против. Это правило для самовольных построек действует и сейчас.
Это не все нюансы и сложности, еще много частных случаев. Случаются отказы без причины и полное непонимание, что делать с документами. Но это не первое изменение — к нему остается только приспособиться, как обычно. Многие как строили без уведомлений, так и будут строить. Как возводили домики на огородных участках, так и буду возводить без всяких документов. А власти как не могли отследить и снести все незаконные постройки, так и не смогут. Но это не повод пренебрегать законом: не забывайте про двойной налог с земельных участков без домов и административные штрафы.
Когда заканчивается дачная амнистия?
Термина «дачная амнистия» в законе нет. Так называют любое упрощение при оформлении объектов недвижимости.
Например, возможность оформить в собственность земельный участок, который выделили до 30 октября 2001 года, — это дачная амнистия. Условия и сейчас действуют, а окончательной даты нет.
Строительство гаражей и домов на садовых участках без разрешения на строительство, как было и до всех этих поправок, тоже можно считать дачной амнистией.
Возможность узаконить жилой дом без разрешения на ввод в эксплуатацию, которая действует до 1 марта 2021 года, тоже называют дачной амнистией. И уведомительный порядок для садовых и жилых домов, которые начали строить до 4 августа 2018 года, — это как бы тоже дачная амнистия со сроком до 1 марта 2021 года.
А теперь это еще и возможность вообще все частные дома и хозпостройки строить на основании уведомлений. Такая бессрочная дачная амнистия.
Если вам нужно что-то построить и узаконить, лучше не привязываться к термину, под которым все понимают разные нормы закона, а почитать сам закон или проконсультироваться у эксперта.