почему в личном кабинете налогоплательщика не отображается квартира
Чем грозит неуплата налога на имущество по вине налоговой?
У меня есть имущество — ⅓ доли в праве собственности на квартиру. Но мне уже который год не приходят уведомления о налоге. Я ходила в инспекцию — говорят, я пенсионерка по старости. И хотя это не так — мне всего 25 лет, — разводят руками и объясняют, что ничего изменить не могут. В личном кабинете на сайте налоговой я тоже пенсионерка по старости.
Три года назад я, как честный человек, написала через сайт ФНС обращение — пришла отписка. Ходила в налоговую — они ничего не сделали. В личном кабинете тоже ничего поменять не могу.
Чем мне грозит данная ситуация, учитывая, что я писала обращение в налоговую? С учетом срока давности мне же могут выставить сумму налога на недвижимость только за последние три года? Будут ли пени?
К сожалению, когда начисляют налоги, ошибки случаются часто. Но налогоплательщик все равно обязан своевременно и в нужном объеме исполнять свои обязанности, даже если ИФНС ничего не начисляет.
Перед вами сейчас две задачи. Первая — исправить сведения, из-за которых ошибочно не начисляется налог и не приходят уведомления. Вторая — разобраться с уплатой налога на имущество с минимальными для вас потерями. Расскажу, как это сделать.
Исправлять ошибку должны там, где она появилась
Сразу скажу, налоговая вам в этом не поможет — обращаться туда бесполезно.
Налоговая рассчитывает и начисляет сумму налога на имущество на основании сведений из Росреестра. К таким сведениям относится информация об объекте недвижимости и его владельце.
Соответственно, ошибочная информация о владельце недвижимости, скорее всего, содержится в базе данных Единого государственного реестра недвижимости — ЕГРН.
Вот как проверить, все ли сведения в ЕГРН корректны:
Учитывая ситуацию, которую вы описали в вопросе, ошибка, скорее всего, в дате рождения владельца. Думаю, неверно указан год. Поэтому в документах прежде всего обратите внимание на этот момент.
Как исправить ошибку в данных Росреестра
Чтобы исправить ошибку, нужно обратиться в Росреестр с заявлением об исправлении технической ошибки. Форма заявления установлена в приложении 2 к приказу Росреестра от 19.08.2020 № П/0310.
К заявлению надо приложить:
В вашем случае будет достаточно паспорта и выписки из ЕГРН.
Заявление и документы проще всего подать через МФЦ. Сотрудник поможет заполнить форму, сделает копии необходимых документов и сам направит все в Росреестр. Это бесплатно, госпошлину платить тоже не надо.
Росреестр обязан исправить ошибку в течение трех дней с момента получения заявления. Еще три дня ведомству дается, чтобы уведомить заявителя. Можно позвонить в МФЦ и узнать, все ли готово.
Когда ошибку исправят, вам придет уведомление и, возможно, новая выписка из ЕГРН. Если выписку не пришлют, запросите ее сами.
Если Росреестр откажется исправить ошибку
Поскольку ошибка техническая и затрагивает только персональные данные владельца недвижимости, такой исход маловероятен. Но если Росреестр отказал, то придется обжаловать решение.
На первом этапе жалобу подают на имя руководителя территориального органа Росреестра, который отказал во внесении изменений. Или сразу в центральный аппарат ведомства. Чтобы направить жалобу электронно, можно воспользоваться сервисом «Обращения граждан» на сайте Росреестра. Или подготовить письменную жалобу и послать ее по почте.
Если досудебный порядок не поможет решить вопрос, придется обращаться в суд — оспаривать незаконное решение Росреестра и требовать внести исправления в ЕГРН.
К Росреестру нужно подавать административный иск в порядке главы 22 КАС РФ.
Иск подают в районный суд по месту нахождения подразделения Росреестра, решение которого оспаривается. Если полномочия этого подразделения распространяются на несколько районов, то иск можно подать в районный суд по месту нахождения объекта недвижимости и его владельца — там, где возникла спорная ситуация и ее последствия.
Положительное решение суда станет основанием для того, чтобы Росреестр исправил ошибку.
Как обновить сведения в налоговой
Не стоит дожидаться, пока Росреестр направит в налоговую обновленные сведения. Может пройти много времени, а это не в вашу пользу.
Вот как следует поступить:
Дальше все зависит от того, какое решение примет налоговая инспекция. В любом случае налоговики проверят сведения и документы, которые вы представите, обработают их и внесут в свои базы.
Сколько придется платить
Налоговая вправе сделать перерасчет за три года, предшествующие календарному году, в котором она направит уведомление. Когда ошибку в сведениях о налогоплательщике исправят, инспекция составит уведомление и направит его налогоплательщику. После этого надо заплатить налог за три года. Но оснований для начисления пеней или других санкций у ИФНС нет. Если их применят, можно смело это оспаривать.
Вот что можно использовать в качестве аргументов и на какие нормативные акты ссылаться:
Разделы 6 и 7 письма ФНС от 07.06.2019 № БС-4-21/11002 PDF, 298 КБ
Налогоплательщик обязан сам платить налоги, но это общее правило. В некоторых случаях, в том числе при уплате имущественных налогов физлицами, применяется не общий, а специальный порядок. То есть налоговая должна исчислить налог и направить налогоплательщику уведомление, прежде чем у него появится обязанность заплатить его. В уведомлении должна быть указана сумма и сроки платежа. Такой порядок — существенный элемент налогового обязательства.
Если решите поспорить с налоговой
Если налоговая инспекция не отвечает, присылает отписки или вы не согласны с ее решениями или действиями, все это можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган. Действуйте официально, согласно установленному порядку. Если это не даст результата, остается только суд.
Один из способов урегулировать спорную ситуацию с ИФНС — записаться через личный кабинет налогоплательщика или по телефону на прием к руководителю этой инспекции. Затем прийти в назначенное время, обсудить проблему и возможные пути ее решения. Это более мягкий вариант обжалования, и он часто помогает в спокойной обстановке прийти к согласию. Руководитель ИФНС вправе отменить своим решением незаконное решение подчиненных сотрудников, если сочтет ваши доводы убедительными.
Перед обращением в суд на первом этапе обязательно необходимо обжаловать решение ИФНС в вышестоящий налоговый орган — региональное управление. Однако туда бумажная жалоба направляется не напрямую, а через ИФНС, решение которой обжалуется.
Еще вариант — воспользоваться сервисом электронных обращений и направить жалобу в электронном виде непосредственно в УФНС региона.
Что в итоге
Прежде всего нужно исправить ошибку в документах. Для этого следует обратиться в Росреестр.
Когда Росреестр исправит ошибку, налоговая сможет начислить налог.
Заплатить вы обязаны только за три года, предшествующие году, в котором ИФНС направит уведомление. Пени и штрафы вам начислить не должны: для этого нет оснований.
Если налоговая начислит больше, жалуйтесь.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Из-за профилактических работ в сервисе налоговой службы у собственников исчезли данные о квартирах
В «Личном кабинете» налоговой службы России для физических лиц ведутся профилактические работы. Из-за этого пользователям приходят уведомления об изменении характеристик имущества и «пропадают» квартиры из списков имеющейся собственности.
3 и 4 марта автоматический онлайн-сервис налоговой службы начал рассылать пользователям «Личного кабинета» уведомления об изменениях характеристик имущества. Зайдя в свой «кабинет», собственники с удивлением обнаруживали, что изменения значили «пропажу» из списка налогооблагаемого имущества квартиры. При этом автомобили, земельные участки и другое имущество оставалось на месте.
Обеспокоенные пользователи начали массово подавать через онлайн-сервис заявления на уточнения списка имущества. Сутки спустя данные о квартирах вернулись на место. Как оказалось, сейчас в налоговых инспекциях Приморского края проводятся работы по уточнению сведений, содержащихся в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица», об объектах имущества.
В связи с чем УФНС России по Приморскому краю сообщает об отсутствии необходимости направлять заявления об уточнении данных. Налоговыми органами самостоятельно проводятся мероприятия по уточнению сведений об объектах имущества.
После завершения соответствующих мероприятий актуальная информация об объектах будет отражена в «Личном кабинете» пользователя во вкладке «Мое имущество». Сейчас в «Личный кабинет» доступ затруднен. Может появиться уведомление о том, что «произошла нештатная ситуация» и авторизация не осуществляется. Или пользователь может зайти, но данные будут зависать и не догружаться.
Налоговая разъясняет:почему в налоговых уведомлениях указаны не все объекты собственности? 
В настоящее время граждане – собственники недвижимого имущества, земельных участков, транспортных средств получают налоговые уведомления для уплаты имущественных налогов за 2019 год: пользователям сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» уведомления уже направлены в этот сервис, остальным идет рассылка по почте.
Наиболее распространенный вопрос, с которым обращаются налогоплательщики в налоговую инспекцию: почему в налоговом уведомлении указаны не все объекты, находящиеся в собственности, нет объектов, по которым предоставлена льгота.
Причина этого связана с тем, что начиная с 2019 года, в соответствии с новой утвержденной формой, в налоговое уведомление включаются не все объекты недвижимого имущества, земельных участков и транспортных средств, принадлежащих физическому лицу, а только те, по которым начислен налог.
Поэтому, в налоговом уведомлении отсутствует информация об объектах, по которым сумма налога к уплате не превышает 100 рублей, либо предоставлены льготы.
Так, например, в налоговом уведомлении пенсионера, владеющего двумя квартирами и имеющего по закону право на льготу по налогу на имущество на один из объектов, будет указана только одна квартира, по которой исчислен налог.
При этом пользователи сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» имеют возможность получить в этом сервисе информацию о всех зарегистрированных объектах недвижимого имущества, земельных участков, транспортных средств.
Для регистрации в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» (восстановления доступа к сервису) необходимо обратиться с документом, удостоверяющим личность в любую налоговую инспекцию.
Справки по телефонам: 8 (81555) 2-33-50, 8 (81555) 6-44-14, 8 (81531) 5-55-12.
Автор: Межрайонная ИФНС России № 8 по Мурманской области | Версия для печати
|
| |||
|