почему квартира булгакова называется нехорошая квартира
Подлинная история «нехорошей квартиры» Булгакова
«Мастер и Маргарита» — известное произведение русской литературы. В нём Булгаков, помимо прочего, описывал обиталище Воланда, которое реально существует и притягивает к себе множество поклонников творчества великого писателя.
Дом на Большой Садовой
— так называет писатель коммунальную квартиру № 50 в доме по адресу: Москва, ул. Садовая, 302-бис. По сюжету здесь поселился сам Сатана со своей свитой.
Вымышленный адрес
Книжная выдумка на самом деле находится в Москве по адресу: Большая Садовая, 10, квартира 50. Здесь жил сам Михаил Булгаков со своей женой Татьяной с 1921 по 1924 годы.
Дом построили по проекту архитекторов Эдмунда Юдицкого и Антонина Милкова в 1903 году для богатого купца Ильи Пигита. По традиции того времени, его так и назвали — дом Пигит (без склонения).
Здание состояло из жилых корпусов и художественных мастерских, имело вид трапеции, в центре которой располагался дворик с фонтаном. Перед домом был разбит палисадник.
Построен дом был для сдачи квартир состоятельным интеллигентам. В квартирах было по 5-6 просторных комнат, а сам Пигит жил в 10-комнатной квартире. Часть здания оборудовали под общежитие для студенток Высших женских курсов, комнаты которого обладали меньшими удобствами. Такова была и квартира № 50.
С установлением советской власти дом превратили в рабочую коммуну, в которой жили сотрудники типографии Ивана Машистова. В эту компанию попал и великий писатель, когда переехал с юга страны в Москву.
Переезд в столицу и мучительные поиски жилья Булгаков описал в рассказе «Воспоминания», созданном по поводу смерти Ленина. Писателю повезло, так как брат жены уезжал в Киев и разрешил поселиться родственникам в своей квартире. Это была та самая квартира № 50.
Жена Михаила вспоминала проблемы, связанные с легализацией в новом жилье:«. В домоуправлении были горькие пьяницы, они все ходили к нам, грозили выписать брата Андрея, и нас не прописывали, хотели, видно, денег, а у нас не было».
В то время Булгаков успел устроиться на работу в литературный отдел Главполитпросвета, который возглавляла Надежда Крупская. Жена вождя помогла писателю прописаться по новому адресу.
Хотя литератор всё же был недоволен квартирой. Ее потолок он описывал так:«Правда, это отвратительный потолок — низкий, закопченный и треснувший, но всё же он потолок, а не синее небо в звездах над Пречистенским бульваром».
Но главной проблемой драматурга были соседи. Большинство из них были алкоголиками и устраивали пьяные драки и днем, и ночью. Булгаков в своих воспоминаниях писал: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру».
Друг Булгакова по гимназии сочувствовал ему и также вспоминал досадный эпизод из жизни творца в этой квартире: «Соседи Булгакова привезли из деревни петуха. Он смущал Булгакова тем, что пел ночью без времени. Жизнь в городе сбила петуха с толку».
В рассказе «Самогонное озеро» писатель описывает своих соседей. Через стенку от них жила 23-летняя безработная Евдокия, которая занималась проституцией. К ним нередко стучали ночью со словами: «Дуся, открой!» Жена Михаила отвечала: «Рядом».
Роковая Аннушка
В «Самогонном озере» впервые появляется Аннушка, которая потом фигурирует во множестве произведений писателя. Это была его соседка, 53-летняя Анна Федоровна Горячева, жившая на иждивении у мужа.
В «Мастере и Маргарите» она разбивает банку с подсолнечным маслом. В рассказе «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна» она и вовсе сжигает весь дом. В этом произведении писатель описывает жильцов своего дома.
Кульминацией рассказа стала фраза Аннушки, которая отражает отношение Булгакова к пролетариату: «Люди мы темные. Темные люди. Учить нас надо, дураков. »
Этот злополучный дом драматург сжигает в своих произведениях несколько раз, что, несомненно, показывает его реальное отношение к соседям.
В 1924 году Булгаков переехал в другую квартиру того же дома. В новой квартире жила богатая супружеская пара Монасевичей. Впрочем, долго писатель там не пробыл, ведь он завел роман с другой женщиной и вскоре навсегда покинул дом на Большой Садовой, переехав к новой пассии.
Тем не менее именно в этом доме началась литературная карьера Булгакова. Здесь он написал свою знаменитую «Белую гвардию».
После смерти писателя в 1940-м дом стал понемногу пустеть. Вплоть до краха СССР в нём располагалась коммуналка. В 90-х тут ненадолго обосновалось инженерное бюро.
Еще в 70-х молодежь прознала о том, что в этом доме проживал великий писатель. Парни и девушки устраивали в подъезде посиделки под гитару и обрисовывали все стены граффити.
В 90-х тут любили собираться рок-музыканты. Даже устраивали импровизированные концерты.
Постепенно дом превратился в настоящий притон. Неформалы и хиппи, которые в нём проживали, устроили однажды нешуточный пожар. После этого случая милиция выселила всех нелегальных жильцов из дома.
В 2000-х Фонд имени Булгакова боролся за то, чтобы создать в первой квартире писателя музей. В 2007 году они добились своего. Первый московский приют, столь нелюбимый писателем, стал государственным музеем, который носит имя Булгакова. Он, несомненно, оценил бы эту иронию.
Почему квартира булгакова называется нехорошая квартира
Тайны, бурная жизнь и неизгладимый след квартиры 50 в доме 10 на Большой Садовой в Москве.
Первая супруга Булгакова, Т.Н. Лаппа рассказывала про эту квартиру. Она считала, что квартира была не похожа на остальные.
Дом в прошлом был общежитием с коридорной системой расположения квартир, с семью комнатами и кухней, о ванне и речи не шло, в таких домах их не предусматривали. По ее словам, в квартире всегда было светло за счет двух окон.
По соседству с Булгаковым и его женой жили коммунист, семья милиционера и девушка Дуся. Еще в одной квартире жили рабочие, а в другой девушка, которую звали Анна Горячева, ее супруга Булгакова считает прототипом Аннушки, погубившей Берлиоза.
Она постоянно наказывала своего сына, а он кричал. В квартирах много пили, напивались до драк, женщины звали на помощь, а Булгаков вызывал милицию, пытался помочь. А когда приезжали милиционеры на вызов, то все, кто дрался, запирались в комнатах и сидели тихо.
Булгакова даже оштрафовать пытались за такие вызовы. В квартире №34 было пять комнат. Соседями в этой квартире были финансист Артур Борисович Манасевич, который занимал сразу две комнаты, а если учитывать, что еще в одной комнате жила прислуга их семьи, то можно сказать и три.
Еще в одной жила А.Н. Кибель и ее сын. Все жители комнат, входящих в состав квартиры №34 похожи на жителей «нехорошей» квартиры, описанной в романе. Это и директор театра варьете Лиходеев, у которого была прислуга Груня, и председатель МАССОЛИТа Берлиоз, которого с Булгаковым объединяли инициалы и деятельность.
Вот, например, портрет хмурой немолодой женщины на стене в кухне – это прототип той самой «Аннушки-чумы» (Горячевой), которая неосторожно разлила подсолнечное масло на трамвайные пути.
Музей недели: быт и мистика «нехорошей квартиры» Булгакова
Материал подготовлен проектом ВМоскве inmsk.ru Группы сайтов РИА Новости >>
Реальные обитатели «нехорошей квартиры»
Для посетителей музея открыто восемь комнат, каждая из которых представляет ту или иную сторону многогранной личности Булгакова, а также характеризует эпоху, в которой писатель существовал.Кроме того, одна из комнат посвящена истории доходного дома №10 по Большой Садовой – архитектуре и дизайну интерьеров и экстерьеров дома Пигита.
В коммунальной квартире Булгаков вместе со своей первой женой Татьяной Николаевной Лаппа проживал в период с 1921 по 1924 годы. В одной из комнат была его первая писательская лаборатория, в которой создавалась «Белая гвардия», писались «Роковые яйца», «Записки юного врача» и «Самогонное озеро».
Внимание посетителей привлекает и книжная полка с креплением в виде сфинксов. На этой полке когда-то стояли книги Булгакова, уточняет экскурсовод Иван.
С бытом писателя и его героев неразрывно связана кухня «нехорошей квартиры». На самом видном месте здесь красуется портрет Анны Горячевой. Как рассказывает экскурсовод Иван, эта крикливая и скандальная женщина постоянно придиралась к Михаилу Афанасьевичу за то, что он жег свет по ночам, работая над своими произведениями. Кроме того, именно эта соседка по коммуналке неоднократно просила писателя покинуть квартиру. И, конечно же, неслучайно роковую роль в жизни одного из героев «Мастера и Маргариты» сыграла Аннушка, разлившая масло на трамвайных рельсах.
Среди экспонатов сегодняшней кухни «нехорошей квартиры» – примус, бутылка из-под спирта и другие предметы быта, создающие эффект присутствия в коммунальной квартире середины 20 века. До революции здесь было общежитие Высших женских курсов, отсюда и коридорная система: семь комнат и кухня.
Гостиная квартиры – это дань памяти дореволюционным жильцам, слушательницам Московских высших женских курсов Герье. В этой комнате девушки отдыхали от научной деятельности – пили чай и кофе, играли на гитаре. После революции здесь поселились советские граждане. Еще одними соседями писателя по коммуналке была семья хлебопека, который славился буйным нравом, рассказывает Иван. Хлебопек не раз бил свою жену, но когда однажды Булгаков вызвал милицию, семья сделала вид, что ничего не произошло.
Экскурсовод обращает внимание на правила внутреннего распорядка в коммуналке, которые висят здесь же, на кухне, согласно которым, если жильцы забыли закрыть дверь в комнату, то за безопасность вещей ответственности никто не несет.
Редакция и синий кабинет
Среди экспонатов этой комнаты тоже подлинники – мебель из красного дерева. Это и гардероб, и шкаф «монашка» и секретер, за которым писался роман «Мастер и Маргарита». По одной из версии этот секретер ранее принадлежал Н.В. Гоголю, рассказывает экскурсовод. В этой же комнате представлены отреставрированные кресла. Как рассказал Иван, кресла были отреставрированы на деньги, вырученные Андреем Макаревич от выставки-продажи картин, изображающих котов.
Мистика квартиры №50
Мистификации в «нехорошей квартире» любил устраивать сам Михаил Булгаков. Как рассказывает экскурсовод, автор «Мастер и Маргариты» был склонен к театрализации в собственной жизни. Например, он любил проводить для своих друзей так называемые спиритические сеансы. Чтобы поражать и смешить аудиторию, он использовал стальной прутик, на который сверху надевал перчатку. И когда во время мнимой встречи с нечистой силой выключали свет, он начинал бродить своей рукой по коленкам и парикам, сидящих за столом. Секрет мистификации раскрыла его жена и просила рассказать об обмане своим друзьям, но он так и не сделал этого. Так называемый домашний театр любили устраивать писатели и поэты первой половины 20 века, рассказывает экскурсовод.
Сегодняшние посетители «нехорошей квартиры» продолжают верить в ее мистическую силу. Ручка двери в комнате Булгакова стерта не меньше, чем нос овчарки на «Площади революции», считает экскурсовод Иван. Чего только не просят здесь посетители, например, денег. Как собиралась коллекция
В этом году музей-квартира Булгакова отпраздновал пятилетие. По словам директора музея Валентины Дименко, за годы существования удалось не только в два раза увеличить музейную коллекцию, но и реализовать ряд интересных проектов – дать театральные постановки и концерты по произведениям Булгакова, организовать лекции и провести экскурсии по Булгаковским местам. Между тем, открыть музей в Москве, посвященный жизни и творчеству одного из самых загадочных писателей 20 века, оказалось непросто.
Несмотря на то, что инициаторов создания музея Булгакова в Москве было много, экспонаты собирали на протяжении 15 лет. Большую роль в создании музея сыграл Благотворительный фонд имени М.А. Булгакова, который был создан Валентиной Дименко.
В сборе экспозиции музея принимали участие булгаковеды, исследователи творчества писателя и музейные работники. Но основная часть первых экспонатов была подарена племянницами писателя Еленой Земской и Варварой Светлаевой.
Когда собрали около 500 экспонатов, 300 из которых – подлинники, связанные с бытовой жизнью и творчеством писателя, необходимо было придать им статус коллекции, рассказывает Валентина. Затем предстояло созвать экспертную комиссию и исследовать экспонаты.
Когда положительные заключения были получены, можно было открывать музей, но на согласования различного рода ушло еще несколько лет. Таким образом, впервые для посетителей музей-квартира Булгакова была открыта лишь в 2007 году.
Как рассказала Дименко, экспонаты приобрели у семьи Тарасевичей, которые дружили с третьей женой Булгакова Еленой Сергеевной.
Почему квартира булгакова называется нехорошая квартира
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
По следам Булгакова. Нехорошая квартира
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат –
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом,
Как какой-нибудь, извините за выражение, атом.» (М. Булгаков)
Вот дверь в этот подъезд, и она. заперта. Но тут надо рассмотреть надписи возле домофона и нажать звонок в булгаковский музей. И сразу откроют.
Дальше надо приготовиться к восхождению пешком на четвёртый этаж в доме с очень высокими потолками. Пока мы поднимаемся и рассматриваем рисунки на стенах, пару слов о жизни Михаила Афанасьевича.
Осенью 1921 года в доме Пигита поселился киевский писатель Михаил Булгаков с супругой Татьяной Лаппой. Это событие, перевернувшее впоследствии судьбу дома на Большой Садовой, 10, и всей русской литературы, тогда в 1921-м осталось почти незамеченным.
Булгаков был чужаком тогдашнему московскому бомонду. Он был приезжий, никому не знакомый писатель. Скромный, бедный, с виду интеллигентный, но соседи, от которых, как известно, ничего не скрыть, вскоре начали шептаться, что новый жилец – бывший тифозник.
Он мечтал прописаться в Москве, а его не прописывали. Тогда он написал письмо Крупской, и Крупская дала резолюцию «прописать». Эта резолюция пришла сюда в жилконтору. Это была первая радостная весть Булгакову в Москве.
Булгакову приходилось работать по ночам, и соседи, которые его окружали, перешептывались, и так как Булгаков был большим поклонником Гоголя, известного мистика, то соседи стали поговаривать, что писатель связан с нечистой силой.
На самом же деле ночные бдения Михаила Афанасьевича объяснялись тем, что днем он был вынужден писать для газеты «Гудок», чтобы заработать хоть какие-то деньги на существование. Тем не менее, весной 1923 года советская пресса вовсю анонсировала: Михаил Булгаков заканчивает роман «Белая гвардия», охватывающий эпоху борьбы с белыми на юге.
А в дневнике писателя появилась запись: «Сегодня получил 300 рублей в счет романа «Белая гвардия». Обещали на остальную сумму векселя. Векселями этими можно подтереться. Впрочем, черт его знает». Выход в свет «Белой гвардии» ничуть не исправил бедственного положения. На роман обрушился шквал чудовищной критики.
Разумеется, после такой однозначной оценки наркома критики просто не могли иметь другого мнения. В выражениях они не стеснялись, называя Булгакова «мелкобуржуазным отродьем», а его произведения – «контрреволюционным хихиканьем».
Михаил Афанасьевич очень сильно переживал по этому поводу и даже как-то сам подсчитал, что за последние десять лет появилось всего три положительных рецензии и 298 ругательных.
Но полуголодный Булгаков последовательно отказывался от компромиссов как с властью, так и с самим собой. Он мог работать врачом и неплохо зарабатывать, но он упорно продолжал писать. В его прозе того времени с большим трудом можно разглядеть хоть какое-то сочувствие к советскому строю.
Прикормленное властью литературное сообщество того времени негодовало, ненавидело Булгакова и удивлялось, почему же ему все сходит с рук. Дошло до того, что произведения Булгакова признали антисоветскими. Многие удивлялись, почему писателя до сих пор не расстреляли.
Мы стоим перед заветной дверью в нехорошую квартиру. Тень на двери похожа на огромного черного кота.
В глубине души я надеялся, что меня встретят по-воландовски, как принято в этой квартире, где-то вот так.
Вот она, бывшая коммуналка. Мне разрешили фотографировать со вспышкой, но фотографировать здесь всё равно очень трудно, потому что во всех комнатах экскурсоводы читают лекции публике, и только одна группа покидает комнату, в неё сразу заходит другая.
Надо сказать, что этот дом был популярен у поклонников Булгакова задолго до появления в нем двух музеев. Где-то с конца 60-ых годов, когда роман «Мастер и Маргарита» начал распространяться самиздатом, сотни читателей шатались по лестницам дома, расписывали стены и оставляли после себя горы мусора.
Ещё любопытный факт. Именно основание на первом этаже общественного бесплатного частного музея и подтолкнуло власти к созданию этого, официального музея на четвёртом этаже, а не наоборот.
Но если на первом этаже все старинные вещи просто декоративные, то есть к ним никогда не прикасалась рука Михаила Афанасьевича, то все вещи здесь, где он проживал, должны его помнить.
Перед нами коммунальная кухня. В квартире проживало восемь семей, по семье в каждой комнате, а кухня была одна на всех. И туалет тоже один на всех.
Соседи Булгаковым попались жуткие, почти сплошь алкоголики, занимающиеся самогоноварением. Они напивались и начинали драться, при этом женщины вопили: «Спасите-помогите-убивают!»
Булгаков, как цивилизованный человек, в таких случаях бежал за милицией, но когда милиция приходила, соседи запирались на ключ и сидели очень тихо. Ну и представители власти начинали высказывать писателю претензии, что он их отрывает от работы.
Вот очень интересный экспонат. Как мы помним, Бегемот не мог налить даме водки, и наливал чистый спирт. Не этот ли? Я представляю себе выражение лица Маргариты, если бы она увидела эту этикетку.
Не на этой ли машинке была напечатана «рукопись» «Мастера и Маргариты»? Она периодически переносится в шкаф в этой же комнате (мы его видим внизу), а потом возвращается на место.
Я думаю так. Кроме Булгакова в квартире проживали сплошные пролетарии-алкоголики. Не могло у них быть пишущей машинки. Зачем она им?
Комната напротив имеет табличку «Гостиная». И опять непонятно, какая гостиная в коммуналке, где с трудом ютятся восемь семей?
Вроде бы на пианино раскрыты ноты «Фауста», которого писатель постоянно слушал. Точно сказать не могу, я не успел подойти, в комнату влетела очередная экскурсия и меня выперли.
Это самая шикарная комната в квартире. Наверное, гостиной она была до того, как в ней организовали коммуналку, до неё тут было общежитие для слушательниц Московских высших женских курсов Герье.
Кроме Аннушки история помнит еще одного соседа Булгакова. Им был некто Василий Иванович, неработающий алкоголик, который ходил во всем клетчатом, а по ночам любил громко на всю квартиру играть на баяне.
Вот здесь и были написаны «Белая гвардия», «Дьяволиада», «Роковые яйца».
Валентин Катаев, бывавший у Булгаковых, пишет: «У синеглазого был настоящий большой письменный стол, как полагается у всякого порядочного русского писателя, заваленный рукописями, газетами, газетными вырезками и книгами».
Следующая комната называется «Синий кабинет». Здесь воссоздана мечта писателя о рабочем кабинете с синими стенами, он всегда любил этот цвет. Но поработать в таком кабинете ему довелось уже не здесь, а в его последней квартире в Нащокинском переулке.
И в этом кабинете мы видим зелёный торшер. Раньше в музее торшеры были другие, с пузатой подставкой, как показано слева на картинке ниже.
Последним мы осмотрим гардероб. Он находится сразу слева от входной двери. Здесь страшный беспорядок, куча старых вещей сложена на шкафах. Под самым потолком висит старое зеркало.
Зачем зеркало повесили так высоко, что в него нельзя нормально посмотреться? Видимо затем, чтобы в нем не отражались потусторонние персонажи.
Какой знакомый чемодан на фото выше. Не этот ли?
Остальных комнат мы касаться не будем. В них находятся какие-то собрания фотографий и картин, и мне они показались неинтересными.
В 1924-ом году Булгаков навсегда покинул эту квартиру. Он расстался с Татьяной Николаевной Лаппой, и расстался очень некрасиво. Как-то он пришёл домой и с порога заявил ей: «Знаешь, наверное в пятницу я от тебя уйду!»
И бросил её, оставив совсем одну без каких бы то ни было средств к существованию. А ведь она неоднократно спасала его в годы голода и гражданской войны.
Перед смертью Булгаков стыдился этого поступка, и говорил: «Как бы я хотел увидеть Тасю». Но она об этом узнала спустя уже много лет, и переживала: «Что же мне никто не сказал, я бы всё бросила и приехала к нему!»
Вот и всё. Квартира большая, но не настолько, чтобы в ней уместились тысячи гостей. Фагот говорил Маргарите что-то про пятое измерение. Может оно и так, но наши трёхмерные глаза пока его не видят.
Под конец я хочу вам показать саму художницу Елену Мартынюк.
Среди её работ я обнаружил вот такой оригинальный образ Понтия Пилата.
В теме были использованы иллюстрации Елены Мартынюк, Жана Лурьё и «Ретроателье». Возможно, кого-то я не упомянул, но найти авторов уже не представляется возможным.