петька на даче автор кто написал

Петька на даче автор кто написал

петька на даче автор кто написал. Смотреть фото петька на даче автор кто написал. Смотреть картинку петька на даче автор кто написал. Картинка про петька на даче автор кто написал. Фото петька на даче автор кто написал

Осип Абрамович, парикмахер, поправил на груди посетителя грязную простынку, заткнул её пальцами за ворот и крикнул отрывисто и резко:

Посетитель, рассматривавший в зеркало свою физиономию с тою обострённою внимательностью и интересом, какие являются только в парикмахерской, замечал, что у него на подбородке прибавился ещё один угорь, и с неудовольствием отводил глаза, попадавшие прямо на худую маленькую ручонку, которая откуда-то со стороны протягивалась к подзеркальнику и ставила жестянку с горячей водой. Когда он поднимал глаза выше, то видел отражение парикмахера, странное и как будто косое, и подмечал быстрый и грозный взгляд, который тот бросал вниз на чью-

то голову, и безмолвное движение его губ от неслышного, но выразительного шопота. Если его брил не сам хозяин, Осип Абрамович, а кто-нибудь из подмастерьев, Прокопий или Михайла, то шопот становился громким и принимал форму неопределённой угрозы:

Это значило, что мальчик недостаточно быстро подал воду и его ждёт наказание. «Так их и следует», думал посетитель, кривя голову набок и созерцая у самого своего носа большую потную руку, у которой три пальца были оттопырены, а два другие, липкие и пахучие, нежно прикасались к щеке и подбородку, пока туповатая бритва с неприятным скрипом снимала мыльную пену и жёсткую щетину бороды.

Мальчик, на которого чаще всего кричали, назывался Петькой и был самым маленьким из всех служащих в заведении. Другой мальчик, Николка, насчитывал от роду тремя годами больше и скоро должен был перейти в подмастерья. Уже и теперь, когда в парикмахерскую заглядывал посетитель попроще, а подмастерья, в отсутствие хозяина, ленились работать, они посылали Николку стричь и смеялись, что ему приходится подниматься на цыпочки, чтобы видеть волосатый затылок дюжего дворника. Иногда посетитель обижался за испорченные волосы и поднимал крик; тогда и подмастерья кричали на Николку, но не всерьёз, а только для удовольствия окорначенного простака. Но такие случаи бывали редко, и Николка важничал и держался, как большой: курил папиросы, сплёвывал через зубы, ругался и даже хвастался Петьке, что пил водку, но, вероятно, врал. Вместе с подмастерьями он бегал на соседнюю улицу посмотреть на крупную драку, и когда возвращался оттуда, счастливый и смеющийся,

петька на даче автор кто написал. Смотреть фото петька на даче автор кто написал. Смотреть картинку петька на даче автор кто написал. Картинка про петька на даче автор кто написал. Фото петька на даче автор кто написал

Осип Абрамович давал ему две пощёчины: по одной на каждую щёку.

Петьке было десять лет; он не курил, не пил водки й не ругался и во всех этих отношениях завидовал товарищу. Когда не было посетителей и Про-копий, проводивший где-то бессонные ночи и днём спотыкавшийся от желания спать, приваливался в тёмном углу за перегородкой, а Михайла читал «Московский листок», — Петька и Николка беседовали. Последний всегда становился добрее, оставаясь вдвоём, и объяснял «мальчику», чтб значит стричь под польку, бобриком или с пробором.

Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой, как два родных брата. И зимою и летом он видел всё те же зеркала, из которых одно было с трещиной, а другое было кривое и потешное. И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот’ же отрывистый крик: «Мальчик, воды!», и он всё подавал её, всё подавал. Праздников не было. По воскресеньям, когда улицу переставали освещать окна магазинов и лавок, парикмахерская до поздней ночи бросала на мостовую яркий сноп света, и прохожий видел маленькую, худую фигурку, сгорбившуюся в углу на своём стуле и погружённую не то в думы, не то в тяжёлую дремоту. Петька спал много, но ему почему-то всё хотелось спать, и часто казалось, что всё вокруг него не правда, а длинный неприятный сон. Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: «Мальчик, воды!», и всё худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья. Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснущатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея.

Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика.

Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно. Когда его навещала мать, кухарка Надежда, он лениво ел принесённые сласти, не жаловался и только просил взять его отсюда. Но затем он забывал о своей просьбе, равно-душно прощался с матерью и не спрашивал, когда она придёт опять. А Надежда с горем думала, что у неё один сын — и тот дурачок.

Много ли, мало ли жил Петька таким образом, он не знал. Но вот однажды в обед приехала мать, поговорила с Осипом Абрамовичем и сказала, что его, Петьку, отпускают на дачу, в Царицыно, где живут её господа. Сперва Петька не понял, потом лицо его покрылось тонкими морщинками от тихого смеха, и он начал торопить Надежду. Той нужно было, ради пристойности, поговорить с Осипом Абрамовичем о здоровье его жены, а Петька тихонько толкал её к двери и дёргал за руку. Он не знал, что такое дача, но полагал, что она есть то самое место, куда он так стремился. И он позабыл о Николке, который, заложив руки в карманы, стоял тут же и старался с обычною дерзостью смотреть на Надежду. Но в глазах его вместо дерзости светилась глубокая тоска: у него совсем не было матери, и он никогда не был на даче.

Вокзал с его разноголосою сутолокою, грохотом приходящих поездов, свистками паровозов, то густыми и сердитыми, как голос Осипа Абрамовича, то визгливыми и тоненькими, как голос его больной жены, торопливыми пассажирами, которые всё идут и идут, точно им и конца нету,— впервые предстал перед оторопелыми глазами Петьки и наполнил его чувством возбуждённости и нетерпения. Вместе с матерью он боялся опоздать, хотя до отхода дачного поезда оставалось добрых полчаса; а когда они сели в вагон и поехали, Петька прилип к окну, и только стриженая голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне.

Он родился и вырос в городе, в поле был первый раз в своей жизни, и всё здесь для него было поразительно ново и странно: и то, что можно видеть так далеко, что лес кажется травкой, и небо, бывшее в этом новом мире удивительно ясным и широким, точно с крыши смотришь. Петька видел его с своей стороны, а когда оборачивался к матери, это же небо голубело в противоположном окне, и по нём плыли беленькие радостные облачка. Петька то вертелся у, своего окна, то перебегал на другую сторону вагона, с доверчивостью кладя плохо отмытую ручонку на плечи и колени незнакомых пассажиров, отвечавших ему улыбками. Но какой-то господин, читавший газету и всё время зевавший, то ли от чрезмерной усталости, то ли от скуки, раза два неприязненно покосился на мальчика, и Надежда поспешила извиниться:

— Впервой по чугунке едет — интересуется.

— Угу. — пробурчал господин и уткнулся в газету.

. Надежде очень хотелось рассказать ему, что Петька уже три года живёт у парикмахера и тот обещал поставить его на ноги, и это будет очень хорошо, потому что женщина она одинокая и слабая и другой поддержки на случай болезни или старости у неё нет. Но лицо у господина было злое, и Надежда только подумала всё это про себя.

Направо от пути раскинулась кочковатая равнина, темно-зеленая от постоянной сырости, и на краю её были брошены серенькие домики, похожие на игрушечные, а на высокой зелёной горе, внизу которой блистала серебристая полоска, стояла такая же игрушечная белая церковь. Когда поезд со звонким металлическим лязгом, внезапно усилившимся, взлетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки, Петька даже вздрогнул от испуга и неожиданности и отшатнулся от окна, но сейчас же вернулся к нему, боясь потерять малейшую подробность пути. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим.

Источник

«Петька на даче» читательский дневник

петька на даче автор кто написал. Смотреть фото петька на даче автор кто написал. Смотреть картинку петька на даче автор кто написал. Картинка про петька на даче автор кто написал. Фото петька на даче автор кто написал

Всего получено оценок: 128.

Всего получено оценок: 128.

«Петька на даче» – рассказ о маленьком мальчике, чьё детство прошло в грязной парикмахерской, среди грубых, злых, бездушных людей.

Краткое содержание «Петька на даче» для читательского дневника

Название: Петька на даче

Число страниц: 11. Андреев Леонид Николаевич. «Петька на даче». Издательство «Детская литература». 1974 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1899 год

петька на даче автор кто написал. Смотреть фото петька на даче автор кто написал. Смотреть картинку петька на даче автор кто написал. Картинка про петька на даче автор кто написал. Фото петька на даче автор кто написал

Время и место

Действие рассказа происходит в конце XIX века в России. В произведении показаны два мира: грязные улицы бедного московского квартала и живописная природа пригорода. В основе сюжета лежит реальная история знаменитого в то время парикмахера Ивана Андреева, однофамильца автора

Главные герои

Петька – десятилетний мальчик, по своей природе жизнерадостный и бойкий, но ставший забитым и запуганным, работая в парикмахерской.

Надежда – мать Петьки, кухарка, добрая, любящая женщина.

Осип Абрамович – парикмахер, равнодушный, чёрствый мужчина.

Николка – тринадцатилетний подмастерье, злой, грубый, разочарованный в жизни мальчик.

Митя – гимназист, друг Петьки, весёлый и общительный мальчик, большой фантазёр.

Сюжет

Кухарка Надежда сама воспитывала сына Петьку, и ей приходилось несладко. Когда мальчику исполнилось десять лет, она отдала его на обучение в дешёвую парикмахерскую. Владелец, парикмахер Осип Абрамович, пообещал женщине сделать из её сына человека, однако на новом месте Петька только тем и занимался, что подметал полы, да по первому слову хозяина приносил воду.

Единственным приятелем Петьки был тринадцатилетний Николка, который уже ходил в подмастерьях у хозяина. Мальчик считал себя гораздо старше Петьки, и всё время задирал нос. Кроме того, он много курил, сквернословил и не стеснялся рассказывать неприличные истории о женщинах.

Жизнь Петьки стала просто невыносимой. С утра и до позднего вечера он слышал одни лишь крики и ругань хозяина и подмастерьев, выполняя всю чёрную работу. Окна парикмахерской выходили на улицу, открывая вид на убогую действительность: пьяниц, бездомных, низкого пошиба женщин. У Петьки никогда не было праздников и даже выходных, все дни были похожи друг на друга, и жизнь казалась мальчику каким-то затянувшимся неприятным сном.

Петька заметно похудел, побледнел, на его лице появились мелкие морщинки. Он очень хотел покинуть ненавистную парикмахерскую и каждый раз просил об этом мать, но Надежда не могла себе этого позволить и только жалела сына. Однажды она уговорила Осипа Абрамовича ненадолго отпустить мальчика на господскую дачу, где она работала кухаркой. Так Петька впервые оказался в поезде, и эта поездка поразила его воображение.

На даче Петька, привыкший к грязным городским улицам, очень быстро освоился. Он бегал босиком, валялся в траве, изучал окрестности. С лица мальчика исчезли морщинки, взгляд перестал быть сонным. Петька завёл дружбу с гимназистом Митей – большим выдумщиком и фантазёром. Он показал Петьке самые красивые места и научил удить рыбу.

Но вскоре сказка закончилась: Надежда получила письмо от Осипа Абрамовича, который срочно требовал возвращение маленького помощника. Узнав об этом, Петька долго горько плакал, но затем смирился со своей участью и вернулся в город. Жизнь его стала по-прежнему унылой и безрадостной.

Вывод и своё мнение

В рассказе описаны душевные переживания, томления маленького мальчика, оказавшегося в настоящей ловушке взрослой жизни. Будучи ребенком, Петька не мог сопротивляться окружающим его реалиям, и душа его погрузилась в некое оцепенение. Лишь на короткое время окунувшись в счастливое детство, в дальнейшем Петьке оставалось только мечтать и с грустью вспоминать свой отдых на даче.

Главная мысль

Каждый ребёнок имеет право на счастливое, беззаботное детство. Ранний подневольный труд и лишения убивают в нём личность, интерес и радость к жизни.

Авторские афоризмы

«…Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он не мог ничего сказать, где оно и какое оно…»

«…Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему…»

«…В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешёвых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный…»

«…ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы…»

Толкование непонятных слов

Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.

Пролётка – лёгкий открытый четырехколёсный двухместный экипаж, преимущественно одноконный.

Извозчик – кучер наёмного экипажа, повозки, либо сам наёмный экипаж с кучером.

Новые слова

Подмастерье – в средневековых цехах ремесленник, не имевший собственной мастерской и работавший по найму у полноправного члена цеха — мастера; проработав несколько лет у мастера, подмастерье мог сам стать мастером.

Стричь под польку, бобриком – разновидности мужских стрижек.

Источник

Анализ рассказа «Петька на даче» (Л. Андреев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.07.2020 · Обновлено 16.07.2020

Леонид Николаевич Андреев – прозаик, представитель Серебряного века в русской литературе. Его художественные произведения сначала печатались только в газетах и журналах, но уже на тот момент имели значительный успех. Первая его книга «Рассказы» вышла в 1901 году. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ рассказа «Петька на даче» по плану, который познакомит с сюжетом, персонажами, проблематикой произведения и критикой на него.

История создания

Произведение Л.Н. Андреева имеет свою историю написания. В основе рассказа «Петька на даче» заложена жизненная история известного московского парикмахера и однофамильца писателя по имени Иван – его воспоминания о детстве, проведённом у цирюльника в качестве ученика. Во времена жизни прототипа главного героя дети из бедных семей работали, как и взрослые, ведь родители не могли их содержать на свои скудные зарплаты. Самой распространенной формой заработка была жизнь в учениках: за еду и кров ребятишки усердно трудились и постигали азы мастерства. Но и отношение к ним было соответствующее — как слугам, которые кругом обязаны хозяину.

Иван Андреев прожил долгую жизнь, был награждён почётным дипломом на конкурсе в Париже. Тяжёлые воспоминания о детстве навсегда остались с ним. Но, возможно, именно тернистый путь помог ему добиться успеха и остаться на вершине.

Впервые рассказ был напечатан в периодическом издании «Журнал для всех» в 1899 году.

Жанр, направление

«Петька на даче» – это детский рассказ остросоциального характера. Л.Н. Андреев рассказывает историю, которая затронет многих читателей, особенно тех, кто сталкивался с подобными ситуациями в жизни.

Автор будто тоже участвует в рассказе и подаёт события реалистично, так, что начинаешь сопереживать герою и чувствовать его эмоции. Направление творчества Андреева — реализм.

Композиция

Рассказ «Петька на даче» имеет кольцевую композицию: начало и конец произведения практически одинаковы.

Действие начинается и заканчивается в парикмахерской, где мальчик работает. Автор использует такой приём для придания объёмности и атмосферы происходящего.

Суть: о чём рассказ?

Главный герой – десятилетний мальчик Петя из бедной семьи. Его отдали в качестве ученика к парикмахеру Осипу Абрамовичу, где он выполнял тяжёлую работу. Парикмахер сердито глядит на ребёнка, шепча угрожающе: «Вот, погоди!». Значит, ребёнка ждёт наказание. Петя всё время хочет спать. Около глаз и под носом у него появились тонкие морщинки, а на голове нехорошие струпья. Он был худой и слабый. Мальчику казалось, что всё происходящее вокруг неправда, а лишь сон. Он был апатичен, но при этом его тянуло в другое место. Этим самым другим местом оказалась дача в Царицыно, где жили господа Петиной мамы.

Мама забирает ребёнка на дачу, в дом, где она работала у хозяев кухаркой. В поезде мальчику было удивительно и ново видеть за окном меняющиеся картины. Он никогда не был в деревне, поэтому, когда увидел полянки, леса и реку, всё это казалось ему странным, но интересным. Со временем Петя проникся новой жизнью. Он понял, что именно этого так просила его рвущаяся в неизвестность душа. Он подружился с мальчиком Митей, гимназистом, который помог ему освоиться в новом месте, вдвоём они играли и рыбачили. В нём проснулась детская игривость, пропали с лица морщинки, немного прибавился вес. Природа оживила ребёнка. Пробыв там некоторое время, он вдохнул свободу.

Но вдруг ему говорят, что пора возвращаться обратно. У Пети случилась истерика: он заплакал, упал и начал кататься по земле, но затем успокоился и покорно вернулся в город. По пути обратно мальчик уже не наблюдал за сменяющимися пейзажами за окном. Когда он оказался в парикмахерской, то вновь слышал крики Осипа Абрамовича, вздрагивал и бежал на его зов. Ночью он рассказывал Николке о том, что такое дача.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Петька на даче» сосредоточены в одной таблице, где Многомудрый Литрекон дал характеристику каждому из них:

Петькаглавный герой рассказа. Он меланхоличный, грустный и всё время сонный. Не находя в своей городской жизни никакой радости, мальчик вечерами сидит у окна, ссутулившись, и смотря на улицу. Ребёнок даже не помнил, сколько времени уже работал в парикмахерской. У него есть друг – напарник по работе — Николка. Общаясь с ним, Петя мечтает быть похожим на него, но пока что не делает в этом попыток и остаётся собой. Он родился и рос в городе и не знал другой жизни. Попав в Царицыно, мальчишка увидел мир совершенно другим. Когда он вернулся в город, то рассказывал своему другу о том, что такое дача. Петя, работая в парикмахерской, был несколько отчуждён от окружающих людей, погружён в себя. Когда за ним пришла мама, чтобы отвезти его на дачу, он обрадовался и даже забыл про Николку. Это говорит о том, что мальчика ничто не держало в кругу городской жизни. Он раскрыл свой настоящий характер, побывав на свободе. В нём сразу явилась детская жизнерадостность и непосредственность. «…был самым маленьким из всех служащих в заведении. Петьке было десять лет; он не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов, и во всех этих отношениях завидовал товарищу». «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская».
Николкатринадцатилетний мальчуган с дерзким характером, который перенял от взрослых плохие манеры поведения. Он работает в парикмахерской давно, и скоро должен был перейти в подмастерья. Он обучал Петьку, как правильно стричь посетителей. Он курит, рассказывает Петьке о том, что пробовал водку. Мальчик знал многих взрослых, ходивших к ним в парикмахерскую, по именам, и рассказывал Пете грязные истории об этих людях, смеясь и скаля зубы. Из этого можно сделать вывод, что он груб и разочарован в жизни. Но в душе мальчишки таится забитый ребёнок, испытывающий боль. Когда к Пете пришла мама, чтобы забрать его на дачу, Николка чувствовал глубокую тоску оттого, что матери у него нет. Он, как и главный герой рассказа, не знал, что такое дача. «Вместе с подмастерьями он бегал на соседнюю улицу посмотреть на крупную драку, и возвращался оттуда, счастливый и смеющийся ».
Осип Абрамовичпарикмахер и попечитель Пети, отличающийся строгим нравом, особенно по отношению к главному герою. Также этому герою свойственны равнодушие и чёрствость. Отрывисто крича «Мальчик, воды!», он требует, чтобы его просьбу Петя выполнил как можно быстрее, и когда этого не происходит, он сердится, а потом наказывает Петю. У него был «…быстрый и грозный взгляд, который тот бросал вниз на чью-то голову, и безмолвное движение его губ от неслышного, но выразительного шепота».
Надеждамама Пети, бедная и одинокая женщина, служащая кухаркой. Она любит и жалеет своего сына. Надежда попросила Осипа Абрамовича поставить на ноги её сыночка, так как сама не может его обеспечивать. Когда она с Петей ехала в поезде, ей очень хотелось рассказать господину с газетой о своей жизни: о том, что её мальчик уже три года живёт у парикмахера и тот обещал поставить его на ноги, ведь у мамы на случай болезни и старости нет иной поддержки. Её мимолётное желание поведать свою историю неизвестному человеку создаёт о ней впечатление, как о человеке беспомощном и покинутом. На даче мать старалась лучше кормить сына. «Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар».
Митягимназист из Царицына. Он завлёк Петю в свои игры, отчего ребёнок раскрылся и почувствовал вкус детства. Кожа его была смуглая, а волосы выглядели почти белыми, потому что выгорели на солнце. Это говорит о его постоянной жизни на природе. Он весёлый, дружелюбный, любит фантазировать. «Он ловил в пруде рыбу, когда Петька увидал его, бесцеремонно вступил с ним в беседу и удивительно скоро сошелся».

Тематика рассказа «Петька на даче» поможет аргументировать свою точку зрения в любом эссе, родственном по содержанию:

Проблемы

Судьба главного героя является типичной для ребёнка из бедной семьи, жившего в конце XIX века. Своим рассказом «Петька на даче» автор пытается привлечь внимание общества к положению детей в капиталистической среде, в которой царит несправедливость.

Произведение иллюстрирует социальное расслоение общества, в котором детям нет возможности оставаться детьми. Они с детства, как взрослые, должны зарабатывать деньги своим трудом. Автор в своё время замечал, что только реальные шаги и деятельность государства могут изменить положение. Такова нравственная проблематика произведения «Петька на даче».

Основная идея

Главная мысль рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче» выражена хоть и не прямо, но, безусловно, очень понятно для читателя. Автор говорит о том, что всякое дитя имеет право на счастливое детство, а ранняя принудительная работа и лишение его простых детских радостей может нанести незаживающую рану, не дать ему развиться как личность, отобрать возможность радоваться жизни. Таков смысл рассказа «Петька на даче».

Чему учит?

Л.Н. Андреев в своём рассказе «Петька на даче» заставляет задуматься, что нельзя растить ребёнка в условиях дисгармонии, среди общества, в котором отсутствуют моральные нормы и процветают конфликты. Автор учит тому, что дети – это продолжение жизни, и нужно сделать всё возможное, чтобы будущее было светлее и добрее за счёт правильно воспитанных людей. Таковы нравственные уроки, которые можно увидеть в произведении «Петька на даче».

Из текста можно привести пример отношения взрослых к Пете. Барин и барыня, проживающие на даче, где побывал мальчик, видят его в приступе безудержного плача из-за того, что его хотят забрать обратно в город. Они говорят о том, что его жалко, но тут же вспоминают, что кому-то сейчас намного хуже, чем ему. После такого вывода они принаряжаются и едут на танцы. Вывод напрашивается сам собой: истинная гуманность состоит в том, чтобы помочь ребёнку, а не проявлять к нему лишь жалость. Такова мораль рассказа Л.Н. Андреева.

Критика

Мнение критиков о книге сходится в том, что рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» очень похож на произведение А.П. Чехова «Ванька». Также имеется сходство с другими книгами, такими как «Спать хочется» А.П. Чехова, «Гуттаперчивый мальчик» Д.В. Григоровича, «Дети подземелья» В.Г. Короленко, «Домой» Н.Д. Телешова, «Белый пудель» А.И. Куприна, «Дед Архип и Лёнька» М. Горького. Их объединяет одна тема – трудное детство.

О произведении Л.Н. Андреева были как положительные, так и отрицательные отзывы критиков. Представляем Вам мнения критиков, составивших своё мнение о рассказе «Петька на даче».

К. Сараханов в своём литературном очерке назвал рассказ Л.Н. Андреева «прелестной вещью». Его отзыв состоял в основном только из пересказа сюжета, но при этом подчёркивался драматизм детской жизни мальчика.

Были и негативные отзывы о произведении автора. Например, Н. Соколов замечал, что некоторые эпизоды нереальны. Например то, что загоревшее лицо Мити писатель сравнил с цветом вагона второго класса. «Нехарактерность, придуманность этого сравнения бросается в глаза», – пишет критик. Он считал, что Л.Н. Андреев не мог создать тип, и во многих его произведениях невозможно увидеть ни одного ярко прописанного художественного образа. А. Ефимов охарактеризовал рассказ как «слабый и растянутый».

Н. Д. Урусов выделил рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» среди остальных произведений автора в том смысле, что здесь автор проникается глубоким сочувствием к главному герою. Критик замечает, что сопереживание автора заставляет читателя проникаться с ещё большей силой к ребёнку, описанному в рассказе, и выносить из него печальное чувство от «жалкой жизни жалких детей».

Н.Л. Геккер рассматривал светлую сторону рассказа и описывал то приятное, тёплое впечатление, что оставляет после себя произведение Л.Н. Адреева. Критик писал:

«Что может быть безотраднее этой маленькой, в самом начале загубленной жизни, и однако же, выносите вы из чтения не отчаяние и безверие, а какую-то теплоту и что-то хорошее, нечто вас поддерживающее и возвышающее, и это нечто может быть если не формулировано, то сведено к выводу: Петька еще не погиб, ибо он завещал матери: “Ты удочку спрячь!” – и его надо непременно вернуть на дачу, отдать его полям, лесу и озерам. Но если это невозможно, останется ему спасением однажды изведанное счастье: оно не допустит его до окончательного падения…»

В.Ф. Боцяйовский также видел оптимистическую ноту в пессимистическом рассказе Л.Н. Андреева. Критик на страницах произведения видит искрящиеся отрадные слёзы, выражающие любовь к настоящей жизни. Он пишет:

«Разве не ужасна жизнь этого несчастного Петьки, обреченного провести лучшие свои детские годы в тёмном подвале парикмахерской, и разве не восторг перед жизнью несколько недель, проведённых тем же Петькой на даче, на лоне природы? Прочтя этот рассказ, так и хочется сказать:

– Нет, жизнь прекрасна, жизнь великолепна. Портим мы ее сами, мы не умеем её искать, иногда сознательно, иногда бессознательно ищем ее не там, где она есть на самом деле, сами бежим от неё»

И.П. Баранов писал, что среди остальных рассказов Л.Н. Андреева о детях самый большой интерес представляет именно рассказ «Петька на даче». В этом произведении ясно звучит главный мотив творчества писателя. Он считает, что главному герою рассказа как раз подходит психологическое определение самого автора – «современный дикарь». Вместе с этим критик отмечал, что Л.Н. Андреев в своём произведении раскрывает для читателя свою душу: оттеняется серое безверие автора на фоне веры ребёнка.

Уже при жизни писателя рассказ «Петька на даче» был переведён на многие языки: английский, французский, немецкий, болгарский, финский, хорватский, сербский, японский, нидерландский, иврит и индиш. Именно этот рассказ Л.Н. Андреева крайне часто переиздавался в СССР в книгах для детей даже с 1930 по 1950 годы, когда имя писателя было несколько забыто.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *