можно ли встречаться с двоюродным дядей
Кровосмешение. Когда невозможно заключение брака
Оглавление
1. Степени родства
2. Могут ли два родных брата жениться на двух родных сестрах из другой семьи?
3. Почему до ветхозаветной заповеди брак с близкими родственниками не был грехом
4. Духовное родство. Когда запрещены браки духовных родственников
Кровосмешение – это один из грехов любодеяния, плотская связь между ближайшими родственниками и свойственниками. Это смертный грех, относящийся к содомским грехам.
Есть определенная степень родства, которую преступать нельзя во избежание смертного греха кровосмешения. Эти степени родства указаны ещё в Ветхом Завете (Лев. 18, 8-16). 67-е Правило святителя Василия Великого отлучало согрешивших кровосмешением от Святых Таин на 20 лет. Правило 54 Шестого Вселенского Собора, Трулльского (Пято-Шестого) Собора окончательно определило, какие браки не являются допустимыми, наложило на согрешивших 7-летнюю епитимью и обязало расторгать это «беззаконное супружество».
Правило 19 Святых Апостолов
Имевший в супружестве двух сестер, или племянницу, не может быти в клире.
Священноисповедник Никодим (Милаш) поясняет:
«Это правило основывается на предписаниях Св. Писания (Лев. 18, 7-14; 20, 11—21; Мф. 14, 4; 22, 24; Марк. 12, 19), и потому проистекает из божественного права. Изъясняя предписания Св. Писания, оно в форме закона запрещает принимать в клир того, кто, имея прежде женою одну сестру, после ее смерти взял другую сестру, или того, кто женился на дочери своего брата или своей сестры. Как мы увидим в толковании 54-го правила Трулльского Собора и 5-го правила Феофила Александрийского, подобные браки и сами по себе считались незаконными, и вообще воспрещались и мирянам, тем менее подобные браки могли быть терпимы среди духовных лиц. Принимая во внимание время издания этого правила, нужно полагать, что оно, как и многие другие Ап. правила, имело в виду новокрещенных из язычников, которые, вступив как язычники в подобные браки, оставались в таких незаконных браках и некоторое время после крещения; но если бы кто, приняв крещение, оставил заключенный в язычестве незаконный брак, то таковой мог свободно вступать в клир, потому что грех языческой жизни изглаживается святым крещением».
Правило 54 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора
Божественное Писание ясно научает нас: «да не приступиши ко всякому ближнему плоти своея открыти срамоты его» (Лев. 18, 6). Богоносный Василий, в правилах своих, некоторые из запрещенных браков исчислил, а весьма многие прешел молчанием, и чрез то и другое устроил нам полезное. Ибо, избегая множества постыдных именований, дабы таковыми названиями не осквернити слова, он означил нечистоты общими наименованиями, чрез кои показал нам беззаконные браки в общем виде. Но понеже, чрез таковое и неразличительное запрещение беззаконных браков, естество само себя смешивало; то мы признали нужным открытее изложити сие, и определяем отныне: аще кто совокупляется в общение брака со дщерью брата своего, или аще отец и сын с материю и дщерию, или с двумя девами сестрами отец и сын, или с двумя братиями матерь и дщерь, или два брата с двумя сестрами: да подвергаются правилу седмилетней епитимии, явно по разлучении их от беззаконнаго супружества.
Священноисповедник Никодим (Милаш) объясняет это правило:
«…Св. Писание называет гнусностью и срамом, сквернящими самую природу, когда не хранится чистота родственных связей, когда допускается противоестественное смешение крови между лицами, связанными между собою узами родства. Это учение Св. Писания есть выражение законов самой природы, определяющей взаимные нравственные отношения между лицами, в жилах которых течет одна кровь, или же соединившими в себе кровь нескольких семейств чрез брачный союз мужа и жены, составляющих в браке одну плоть (Быт. 2, 24). Плотские сношения между лицами, происходящими от одного родоначальника (родство в строгом смысле слова), или же от двух родоначальников чрез брак их потомков (свойство), извратили бы и уничтожили бы нравственные отношения, и род человеческий сравнялся бы с животными, у которых существует только разность пола и связь между полами, но нет никаких разумных, нравственных отношений; люди же возвышаются над животными, между прочим, и тем, что кровные узы между родственниками не суть только узы плотские, а и моральные. …
В виду этого, родственные связи между определенными лицами имеют особенное значение в брачных вопросах, в которых родство является, с одной стороны, естественным последствием брака, а с другой — препятствием к браку в известных случаях. По закону Моисея, кроме родства по прямой линии, брак воспрещался (как в родстве по крови, так и по свойству) и в боковых линиях до третьей степени включительно (Лев. 18 и след.; 20 и след.). Однако, упомянув об этой степени родства, Моисей не ограничил этой степенью воспрещение брака, так как он высказывает общее правило, когда говорит, что никто не должен приближаться к родственнице своей по плоти, чтобы открыть наготу ее (Лев. 18, 6; 20, 20). Из этого видно, что Моисей упомянул только те степени родства, в которых брак должен быть безусловно воспрещён, браки же в прочих степенях предоставил регулировать согласно общим природным законам; подлежащие власти, согласно обстоятельствам места и времени, решают — воспретить ли или допустить тот и другой брак. Если, таким образом, Моисей и не воспретил браки в дальнейших степенях после третьей, то категорически и не допустил их, но высказался, следовательно, ни за, ни против таких браков (ср. 87-е правило Василия Великого).
В христианской церкви, с самого начала, запрещен был брак в 3-й степени боковой линии (Ап. 19) кровного родства. Амвросий Медиоланский, в одном из своих писем, на вопрос: может ли отец женить своего сына на внучке своей дочери, только от разных матерей, — отвечает, что в первые века брак был воспрещен не только между родственниками по прямой линии, а и между родственниками боковой линии, что по церковным, равно и по гражданским законам, воспрещение распространялось на племянников, иначе говоря — до 4-й степени боковой линии, и наконец, что при браках всегда обращалось внимание на то, чтобы не происходило смешение имен, т. e., чтобы вследствие брака не перепутались названия и естественные родственные отношения между двумя лицами, чтобы старшие родственники не очутились в положении младших, а младшие не явились бы обладателями прав, которые им по родству не принадлежат, — словом, не заняли бы места старших. Это подтверждает и Василий Великий в своих правилах, в частности же в 87-м правиле. В этом (87) правиле Василий Великий говорит нам, каким образом утвердились в церкви понятия о родстве и как появились относящиеся сюда правила о нем: «Итак, первое, и при том в делах сего рода весьма важное, что имеем предложити, есть соблюдаемый у нас обычай, имеющий силу закона, потому что сии постановления преданы нам от святых мужей» — и, приведя далее пример об этом, присовокупляет: «аще бы и не можно было рещи ничего другаго, довольно было бы и сего обычая для преграды злу». Согласно этому, правила о родстве и в частности в отношении к браку, утвердились в церкви сначала по преданию, перешедшему в обычай, и путем продолжительной практики получили, сами собой, силу закона. Из других правил Василия Великого, в которых говорится о недозволенных вследствие родства браках, видно, что в его время (в IV веке) круг родства был довольно определен по отношению к бракам, что брак в запрещенной степени родства рассматриваем был как прелюбодеяние и расторгался. …
Относительно свойства … мы находим правила, определяющие, в каких степенях свойства в боковой линии браки должны быть запрещены (Ап. 19; Неокес. 2; Василия Вел. 87). …
Так дело обстояло в отношении браков по кровному родству, равно и по свойству, до VII века. … Трулльскому Собору… вследствие трудностей разобраться в неправильных браках… трулльские отцы сочли нужным издать специальное правило об этом, определив, в каких именно степенях родства должны быть запрещены браки, притом под угрозой семилетней епитимии для каждого ослушника, и конечно, сверх того, под угрозой уничтожения такого брака. Относительно кровного родства, правило воспрещает браки в 3-ей степени, а именно, чтобы никто не смел жениться на дочери брата своего. О браке между племянниками и племянницами правило ничего не говорит, из чего можно вывести заключение, что такой брак (в 4 степени), по суду церкви, не разрешался, однако и не расторгался, если был заключен. Относительно свойства, правило запрещает браки: отца и сына с матерью и дочерью (2-я степ.); отца и сына с двумя сестрами (3-я степ.); матери и дочери с двумя братьями (3-я степ.) и двух братьев с двумя сестрами (4 степ.). Следовательно, 4-я степень свойства есть грань запрещенных браков, согласно этому (54) трулльскому правилу. В виду же того, что после Трулльского Собора больше не было издано каких-либо общецерковных предписаний по данному вопросу, нужно признать, что строго канонически запрещенными являются браки в свойстве до 4-й степени включительно.
С течением времени в свойстве запрещен был брак до 6-й степени включительно, а именно определением константинопольского синода от 21 февраля 997 года при патриархе Сисинии II, в кровном же родстве до 7-й степени включительно определением константинопольского синода от 11 апр. 1166 г. при патриархе Луке».
2. Могут ли два родных брата жениться на двух родных сестрах из другой семьи?
Протоиерей Георгий Осипов пишет об этом:
«Нет не могут. с Церковной точки зрения. У православных, между прочим, запрещаются браки между дядей и племянницей; теткой и племянником; между двоюродными братом и сестрой; запрещается жениться на жене, оставшейся после брата, и вступать в супружество с мужем умершей сестры; воспрещается женитьба на своячинице, т.е. на сестре покойной жены, и вступление в брак с братом покойного мужа; два родные брата, за редкими исключениями, не могут жениться на двух родных сестрах из чужой семьи, или брат и сестра из одной семьи не могут быть повенчаны с сестрою и братом из другой семьи.»
Вопрос: «о. Георгий а не могли бы вы объяснить почему. У меня один племянник женат (трое детей), теперь другой племянник (его родной брат) собирается жениться на родной сестре жены брата. Получили родительское благословение, кровосмешения нет, в чём преграда?»
«Все верно Николай, инцеста нет, но это с точки зрения генетики.
А с духовной точки зрения есть, ведь в браке «двое стали в плоть едину», следовательно родители жены для мужа становятся родителями, и наоборот. При таком раскладе выходит, что родной брат женится на родной сестре. »
3. Почему до ветхозаветной заповеди брак с близкими родственниками не был грехом
Священник Анатолий Коньков отвечает на этот вопрос:
«В книге Левит (18 гл.) как раз говорится о грехе кровосмешения, т. е. близостью между родственниками по плоти. Кроме этого в той же главе указывается на грех мужеложства, скотоложства и прелюбодеяния. Господь говорит: Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив (Лев. 18, 5); если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего (Лев. 18. 29).
Установление Господне дано не случайно: до того времени, когда давалось такое предписание, совокупление между близкими родственниками не считалось грехом: иначе не могли бы расселиться люди, произошедшие от Адама и Евы. С этого момента Господь запретил подобные отношения, чтобы избежать разврата, который имел место у язычников, среди которых жил израильский народ. Совместное проживание родственников, видимо, становилось соблазном для многих людей, от чего Господь и решил оградить, дав такую заповедь».
4. Духовное родство. Когда запрещены браки духовных родственников
Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели крещения. Между ребенком и восприемником возникает особое отношение – отношение духовного родства. Духовное родство основывается на понятии о новом рождении крещеного младенца и на отношениях, в какие он вступает с своим духовным отцом, с восприемником, который посредствует при его новом рождении.
Церковь считает духовное родство столь же реальным, сколь и родство природное. Поэтому во взаимоотношениях духовных родственников существуют такие же особенности, как и в отношении родственников природных. В настоящее время Русская Православная Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается только 53-го правила VI Вселенского собора: невозможны браки между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника и восприемников между собой. При этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье. Брат и сестра, отец и дочь, мать и сын могут быть крестными одного и того же ребенка.
Не могут быть восприемниками родители для своих детей, так как в этом случае между ними возникнет духовное родство, что уничтожит брачный союз. Трулльский (VI Вселенский) Собор в своём 53-ем правиле поставил родство по духу важнее плотского.
Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора):
Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в некиих местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими: то определяем, дабы от настоящаго времени ничто таковое не было творимо. Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящими сие: таковые, во первых, да отступят от сего незаконнаго супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодействующих.
Епископ Никодим (Милош) поясняет:
«…мысль о родстве духовном, которое, по словам этого правила, важнее, чем родство по крови. Мысль эта выражена была в церкви с древнейших времен. На основании этой мысли возникло и брачное препятствие между восприемником и его духовной дочерью и препятствие постольку большее, поскольку духовное родство, как мы уже видели, важнее родства по крови… Трулльский Собор этим правилом предписывает, под угрозой наказания, чтобы восприемник не смел вступать в брак и с вдовой матерью крещеного ребенка; этим положено каноническое основание духовному родству, как препятствию к браку. Воспрещается, таким образом, канонически брак в духовном родстве между восприемником и его дочерью (первая степень), равно брак между восприемником и вдовой матерью крещеных детей (вторая степень)».
Протоиерей Владислав Цыпин пишет в книге «Церковное право»:
«Препятствием к браку является также и наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения. После того, как установилась практика иметь восприемника и восприемницу при Крещении, император Юстиниан запретил брак между восприемником и воспринятой, мотивировав это тем, что «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установить столь правомерного препятствия к браку, как это». Отцы Трулльского Собора в 53-м правиле запретили браки между восприемниками и родителями воспринятых. В «Базилике» запрещение браков между лицами, состоящими в духовном родстве, распространено и на 3 степень; воспринявший кого-либо от Святого Крещения не должен жениться на этой особе, потому что она ему дочь, ни на ее матери или дочери. Не может также жениться на перечисленных лицах и сын восприемника. Определением Константинопольского Синода, имевшим место при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.), наличие духовного родства до 7 степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку. Но степени эти определены только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого, а по восходящей линии лишь в первой степени — мать воспринятого и восприемника. Однако в указе Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемника и воспринятым. Между тем, по законам Греческой Церкви, не только «духовные брат и сестра», т. е. лица, воспринятые одним и тем же восприемником, но их потомки до 7 степени духовного родства не могут вступать в брак».
Можно ли выйти замуж за двоюродного дядю
Последние исследования генетики гласят, что дальние родственники могут вступать в брак без серьезного риска для потомства. Поэтому в этой статье мы поговорим про моральный аспект, религиозное отношение к этому вопросу и некоторые научные факты медицины.
Все помнят произведение Шекспира «Ромео и Джульетта». В наше время любовные отношения между дальними родственниками, особенно между двоюродными братом и сестрой, иногда приводят к конфликтам между их родителями или осуждению окружающих. Родственники обеих семей превращаются в Монтекки и Капулетти. В этой статье мы выясним, могут ли родственники вступать в брак или нет, и почему.
Последние исследования генетики гласят, что двоюродные брат и сестра имеют риск больных детей 1.9%. Это не повод называть такие союзы трагедией. В учебнике по генетики Арно Мотульски эта тема более подробно освещена. Необходимо лишний раз пройти необходимую консультацию, и всех дел. Поэтому волноваться не стоит.
Моральная сторона вопроса
Многих, как ни странно, волнует вопрос морали. В Австралии прошла демонстрация, на которой требовали отменить закон, запрещающий женитьбу между двоюродными братом и сестрой. Давайте с вами рассмотрим две таких ситуации.
Брат и сестра живут в одном доме. Одна квартира — одна семья. А вторая квартира — вторая семья. Двоюродные брат и сестра каждый день общаются, резвятся. И они воспринимают друг друга, как родных. Естественно, даже если они не двоюродные, а четвероюродные, ни о какой любви не может быть и речи.
Но есть еще второй вариант. Допустим, два человека живут в разных семьях. Приехала троюродная сестра. А брат ей предложил покататься на коньках или осуществил бесплатную экскурсию по городу. Иногда бывают ситуации, когда школьники восьмых классов приехали к бабушке. И три дня, проведенные вместе, оставили после себя неизгладимое впечатление. Люди любят друг друга всем сердцем. Но что – то им мешает быть рядом.
Для одних такие отношения неприемлемы, а для кого – то они вполне естественны. Люди решили официально скрепить отношения узами Гименея, и проводить вместе лучшие годы своей жизни. Ну, о генетике поговорим в конце статьи. Вроде все классно складывается. Но многие родственники, даже если они троюродные брат и сестра, не могут преодолеть барьер морали. Их мучают вопросы: «А что скажут люди?», «Родители нас осудят», «Церковь считает, что это грех». Поэтому давайте посмотрим на ситуацию с религиозной стороны.
Отношение церкви
Коран допускает браки дядя – племянница, тетя – племянник, отношения между двоюродными братом и сестрой. Раньше православная церковь официально и без особых ритуалов венчала двоюродных братьев и сестер. Но с приходом к власти коммунизма что – то изменилось, и это стало считаться грехом. Итак, православная церковь в наше время считает грехом совместную жизнь двоюродных братьев и сестер.
А католическая церковь смотрит на эти браки сквозь палец. Любая справка подойдет для заключения браков. А в некоторых странах принято заключать венчание католикам между двоюродными братом и сестрой. Посмотрите мексиканские сериалы. В книгах «Граф Монте – Кристо», «Война и мир» любовь между двоюродными братом и сестрой имела место.
Протестантская церковь не накладывает ограничения на отношения между двоюродными братом и сестрой. Иногда допускаются браки между дядей и племянницей либо между тетей и племянником. Главное, чтобы они любили друг друга, и до венчания не было никакой постели. Однако в протестантских странах существует уголовная ответственность за половые связи между самыми близкими родственниками. Например, в Германии, если родили ребенка брат и сестра, мать с сыном, отец с дочерью, им грозит до трех лет тюрьмы.
Если кто хочет ответственно подойти к этому вопросу и иметь продолжение рода со своей второй половинкой, их волнует вероятность рождения больных детей. Теперь, наконец, остается желание иметь нормальных детей.
Что говорят генетики
В каждой супружеской паре, если они не имеют общих предков, есть шанс иметь больного ребенка от 3 до 6 процентов в зависимости от экологической обстановки окружающей среды. К этому проценту необходимо прибавить риск больных детей в результате наличия общих генов.
Коэффициент инбридинга показывает процент общих генов. Считается по следующей формуле:
где m — число общих родственников, n — число пробанд.
После того, как найден коэффициент общего родства, мы знаем, какая вероятность столкновения общих генов. А далее работают законы Менделя. 25% больных детей, 50% носителей и 25% здоровых детей. А значит, при подсчете вероятности появления больного потомства коэффициент инбридинга необходимо разделить еще на 4. Грубо говоря, количество больных детей в четыре раза меньше, чем коэффициент инбридинга. Вооружитесь элементарной математикой и возведением в степень. Носители себя никогда не проявят, поэтому ими можно пренебречь.
Здесь мы не рассматриваем инцестные браки (отец – дочь, мать – сын, брат и сестра, имеющие двух общих родителей). При таких браках инбридинг 25%, а вероятность рождения урода около 20%. Зачем рисковать?
В традиционных семьях, где родители не являются родственниками, риск больных детей по разным данным составляет 3 — 6%. Для простоты расчетов принимаем возможность появления на свет здорового малыша 95% (в семьях, где родители родственниками не являются).
Ну и напоследок рассмотрим несколько примеров.
Дядя – племянница (или тетя – племянник)
Общие предки дяди — мама с папой (для племянницы это бабушка с дедушкой). Коэффициент инбридинга равен 2 × (1/2) 3+1 = 1/8 = 12.5%.
Сводные брат и сестра, имеющего только одного общего родителя, имеют такие же показатели.
Коэффициент инбридинга равен (1/2) 2+1 = 1/8 = 12.5%. А значит, вероятность больного потомства совпадает для всех таких союзов.
Количество больных детей = 3.125% (в 4 раза меньше, чем коэффициент инбридинга). Статистика говорит, что риск болезней от 3 до 6 процентов. Одним словом, учитывая все необходимые факторы, 8 — 12% больных детей, или 88 — 92% здорового потомства. Детей иметь можно, однако необходимо пройти генетическое обследование. В дальнейших примерах количество общих предков равно 2. И после того, как найден коэффициент инбридинга, его необходимо разделить на 4.
Брак между двоюродными братом и сестрой
Коэффициент инбридинга равен 2 × (1/2) 4+1 = 1/16 = 6.25%.
Количество больных детей = 1.56% (25%, если все же столкнулись 2 общих генов, что маловероятно). В Японии, где в некоторых регионах приняты двоюродные браки, риск болезней всего 1.9 процентов. Если родители двоюродные брат и сестра — будет 93% абсолютно нормальных детей. Здоровью почти ничего не угрожает, женитесь на здоровье.
Имейте в виду, что в частном случае, если родители однояйцевые близнецы, детей рожать нельзя. Риск такой, как при инцестных браках (20% больных детей). Ну, к счастью, таких случаев еще не было. Если ваши родители не являются однояйцевыми близнецами, у вас все будет хорошо. Женщина генетик в новостях считает, что запреты браков между двоюродными братом и сестрой — дискриминация простых людей.
Двоюродные дядя и племянница
Троюродные брат и сестра
Общие предки — прабабушка с прадедушкой. Значит, число пробанд = 6 (3 колена от брата к общему предку и 3 колена к сестре). Число общих родственников = 2. Считаем коэффициент инбридинга: 2 × (1/2) 6+1 = 1/64 = 0.0157. Количество больных детей = 0.39%. То есть троюродные брат и сестра могут иметь детей, не задумываясь о последствиях. Нет необходимости в консультации генетика.
P.S. Итак, возможность иметь нормального ребенка такова:
В некоторых учебниках по генетике вероятность больных детей при браках троюродного брата и сестры совпадает с фоновыми рисками. Рекомендуем на досуге почитать учебники Арно Мотульски и К. Штерна про генетику человека.
В выходные ездили в деревню. встретилась с кучей родни, с которой не виделась год. И вот встретилась с троюродным братом. Когда-то, лет 10 назад, у нас был роман. Подруга вышла замуж за четвероюродного брата. Дальняя родственница влюбилась троюродного брата, но замуж выйти ей запретил дядя. Да и вообще среди знакомых много случаев, когда встречаются с достаточно близкими родственниками.
Нет, ну понятно встречаться, но семья и дети. Как вы относитесь к браку с родственниками в 3 и 4 колене?
Махрамы, кто они?
Сегодня среди мусульман существует следующая проблема — это проблема уединения мужчин с женщинами, с которыми Шариат запретил уединение. Немало встречаются и тех, кто спрашивают о дозволенности жениться или выйти замуж за того или иного человека.
Поэтому хотелось бы разъяснить: кто же является махрамом для мужчины и женщины? Махрам – это тот, кто не имеет права жениться на женщине, это мужчина из числа ближайших родственников — таких, как отец, сын, брат, дядя и т.п.
Запрет на женитьбу на определённых женщинах делится на временный и постоянный запрет.
Постоянный запрет
Женщины, на которых мужчине не разрешается жениться никогда:
Причины постоянного запрета.
Для постоянного запрета имеются три причины:
Женщины-махрамы по причине родства.
Женщин-махрамок по причине родства семь:
О запрете всех перечисленных женщин ниспослан аят священного Корана:
Смысл которого: «И запрещено вам заключать брак с вашими матерями (туда входят и их матери (т.е. бабушки), дочерьми (туда входят и дочери детей), сёстрами (со стороны матери и отца), тётями со стороны отца (т.е. сёстры ваших отцов и дедушек), тётями со стороны матери (т.е. сёстры ваших матерей и бабушек), дочерьми брата и дочерьми сестры (туда входят и их дети) (см. Тафсируль джалалайни, Коран — сура Ан-ниса, 23)».
Если заключить брак с вышеперечисленными женщинами, то их брак считается недействительным и запретным. А если же человек будет убеждён в допустимости брака с одной из них — то становится кафиром.
Женщине для брака запрещается её отец, отец отца (дедушка), отец матери (дедушка) и т.д. Также запретными для брака являются её сын, сына сын (внук), сын дочери (внук) и т.д. Запретным для неё также является брат, будь он родной или сводный (со стороны матери или со стороны отца). Также ей запретны сыновья её сестёр и братьев (племянники и племянницы), также ей запретны братья отца (дяди), братья матери (дяди), дядя (со стороны отца) отца и дядя (со стороны отца) матери, дядя (со стороны матери) отца и дядя (со стороны матери) матери.
Женщин-махрамок по причине заключения брака четыре вида:
وَأُمَّهَاتُ نِسَائِكُمْ (سورة النساء آية 23)
Смысл которого: » И запрещены вам матери ваших жён» (см. Тафсируль джалалайни, Коран — сура Ан-ниса, 23).
Смысл которого: » И дочь жены от другого, с которой была половая близость. А если же у вас не было половой близости, то вам разрешается жениться на их дочерях после того, как вы разойдётесь с их матерями» (см. Тафсируль джалалайни, Коран — Сура Ан-ниса, 23).
И не имеет разницы: эта дочь жены живёт с вами или отдельно. Она всё равно является для вас махрамкой.
Смысл которого: «Не женитесь на тех женщинах, на которых женились ваши отцы, кроме того, что уже прошло (т.е. то, что прошло — прощается). Поистине, брак с ними является мерзостью и причиной гнева Всевышнего» (см. Тафсируль джалалайни, Коран — сура Ан-ниса, 22).
وَحَلَائِلُ أَبْنَائِكُمُ الَّذِينَ مِنْ أَصْلَابِكُمْ (سورة النساء آية 23)
Смысл которого: » И жёны ваших кровных сыновей (в отличие от усыновлённых)» (см. Тафсируль Джалалайни, Коран — сура Ан-ниса, 23).
Из этого толкования ясно, что жена усыновлённого сына исключается. Для женщин становятся махрамами по причине заключения брака: муж её матери, муж её дочери, сын её мужа, отец её мужа.
Если у обоих супругов имеются дети, к примеру, у мужа — сын, а у жены — дочь от прошлых браков, то их дети не считаются близкими родственниками, следовательно – они имеют полное право пожениться.
Женщины-махрамки по причине молочного вскармливания.
Запрещаются по причине молочного вскармливания семь видов женщин. Из них две упомянуты в священном Коране, а по хадисам и сунне Пророка (с.а.в.) присоединяются остальные пять. И это:
Когда она кормилась у твоей матери, то она становится твоей махрамкой и для всех твоих братьев, но тебе дозволяется (не является махрамкой) её сестра, потому что она не кормилась у твоей матери.
Когда ты кормился у её матери, то становишься махрамом для неё и всех её сестёр, но она и её сестра не являются махрамками для твоих братьев, потому что они не кормились у твоей матери; и твои братья не кормились у их матери.
О том, что благодаря кормлению махрамками становятся кормилица мать и её дочь, ниспослан следующий аят священного Корана:
وَأُمَّهَاتُكُمُ اللَّاتِي أَرْضَعْنَكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ مِنَ الرَّضَاعَة (سورة النساء آية 23)
Смысл которого: » И ваши матери, которые кормили вас (до истечения двух лет пять раз, как это разъясняет хадис) и ваши сёстры от кормления» (см. Тафсируль джалалайн, Коран — Сура Ан-ниса, 23).
Также для женщин махрамами становятся: её молочные отец,сын, брат, дядя — как со стороны матери, так и со стороны отца.
Также кормлением грудью при женитьбе становятся махрамами:
Родственники молочного сына (разиг!) кормилице являются чужими. Родственники же кормилицы молочному сыну являются родственниками.
Временный запрет
Женщины, которые временно являются для вас запрещёнными — это те, которые запрещены по определённым причинам. Когда уйдёт эта причина — уйдёт и запрет. Но если человек женится на женщине, которая временно запрещена — брак, заключенный в таком состоянии, считается недействительным. И ими являются:
Богословы установили правило, которое определяет тех, кого нельзя объединять в браке – и вот это правило: «Запрещается объединять в браке между теми женщинами, которые, если представить одну из этих обеих, мужчиной, то ему бы не разрешалось жениться на другой». И это правило охватывает всех, кого мы упомянули.
Не являются махрамами, т.е. не являются теми, на которых Шариат запрещает жениться:
Мухаммад-Амин Магомедрасулов. Ибрагим Ибрагимов.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Смешанный брак и можно ли выйти за троюродного брата
Можно ли выйти замуж за человека, с которым вас связывают родственные узы, к примеру, за троюродного брата? А как насчет женитьбы на девушке, которая исповедует иную, чем у вас религию либо принадлежит к другой расовой группе? Известно ли вам понятие «династический брак»?
Предлагаемая вам статья поднимает спорный вопрос. Мы поговорим про смешанные браки, в том числе, про браки между родственниками.
Почему «в том числе»? Да потому что под фразой смешанные браки подразумевают регистрацию брака двух людей, которые: а) принадлежат к различным религиозным конфессиям; б) не являются представителями одной расы, народности; в) считаются родственниками.
Религии разные, Бог один
Насчет религии всё не так уж сложно. Вы считаете, что сумеете разделять и уважать, принимать взгляды второй половинки, даже если они расхожи с вашими взглядами? Тогда не сомневайтесь ни минуты!
Любовь, понимание способны на многое, да и не такая уж огромная проблема в том, что супруги будут ходить в разные церкви. Однако же, если вы захотите обвенчаться, конечно, можно наткнуться на препятствия, возникнувшие со стороны религии.
Во всём любящие люди смогут найти общий язык, позиция относительно религии не исключение. В конце, концов, подойдите к решению вопроса более глобально: ведь только вера отличается своим уставом, лишь она другая, а Бог один. При желании совместить религиозные обычаи разных религий можно даже в одной семье. Главное, повторюсь, уважение и понимание. И, конечно же, важно помнить при женитьбе либо выходя замуж: никто не вправе насильственно склонить вас изменить собственные религиозные взгляды. Это нарушение прав человека.
Союз с иностранцем: взгляд сквозь психологическую призму
Можно выйти замуж и за иностранца, и за человека, принадлежащего к другой расе. Бытует ошибочное мнение, что такие браки не заканчиваются ничем хорошим. Мол, наши женщины не могут приспособиться к абсолютно новому образу жизни, принять чужие традиции, культуру, менталитет избранника. Нельзя так категорично обобщать. Существует множество примеров, когда такого рода браки были абсолютно успешными, есть немало случаев, когда семейные реалии разбивали мечты наших девушек и женщин о безбедной, беспечной жизни. Но, согласитесь, с таким же раскладом можно «сходить» замуж и в пределах народности, расы. Статистика вещь упрямая, она гласит, что далеко не все браки между русскими, или между украинцами – долговечны и счастливы.
Мы говорим только о моральной стороне, о менталитете, психологии отношений. А ведь те, кто не приемлет смешанные браки, мотивируют свое негативное отношение более глобально. Считается, что дети, рожденные от такого союза, имеют очень низкую жизнеспособность, они болезненны и часто отстают в развитии. Мнение общественности разделяется, потому как вопрос спорный и неоднозначный. Рассматривая его, будем опираться не на эмоции, а исключительно на существующие наработки ученых-генетиков.
Гены вещь упрямая
Что мы имеем при союзе двух людей, кардинально отличающихся по своему происхождению? В первую очередь – ряд генных различий, которые в совокупности разрушают комплекс создававшихся не одним тысячелетием генов. То есть, ребенок «берет» от родителей понемножку генов, создавая новый генный комплекс, который, увы, не всегда оказывается максимально жизнеспособным. Причина в отсутствии многовекового процесса приспособления. Огромную роль играет историческая территория обитания национальностей, к которым принадлежат муж и жена, точнее, ее отдаленность.
Ребенку, в генах которого произошел синтез двух разных генных комплексов, для полноценного существования необходима и соответствующая среда обитания, смоделированная с учетом исторических территориальных особенностей. Чем больше в них различий, тем тяжелее потомкам приспосабливаться, что влечет за собой повышение роста детской заболеваемости и даже смертности. Самым опасным союзом в плане здоровья наследников считается брак между представителями белой и черной рас.
Последствия для ребенка
Такие дети чаще, чем их сверстники, страдают умственной отсталостью, имеют наибольшее количество генетических заболеваний, унаследованных от родителей. Формирование таких дефектов происходит еще в утробе, когда ребенок, в генотипе которого присутствуют отцовские гены, повергается «генному» конфликту с матерью.
Что же получается? Мнения о том, что такие браки можно считать благоприятными в плане здоровья наследников, их умственных и творческих способностей, на самом деле ошибочны? Не совсем.
Положительно сказываются на здоровье потомства браки, в которых муж и жена принадлежат к родственным, братним народам.
Касательно сверхъестественных умственных задатков, добиться их путем смешивания генов невозможно. Доказано генетикой.
Родственные связи
Забота о здоровье потомства лежит и в основе осуждений родственных связей. Это первоочередная причина, по которой браки между родственниками не приветствуются. Между тем, откинув все эти убеждения, можно выйти замуж и за троюродного, и даже за двоюродного брата. На таком этапе родственных связей кровосмешения не происходит. Если все ваши сомнения относительно бракосочетания сводятся к опасениям за жизнь и здоровье будущих детей, эта проблема вполне решаема в нынешнее время.
Вариант – искусственное оплодотворение; в конце концов, можно усыновить малыша в детском доме.
Закон запрещает обзаводиться семейными узами с:
Если же хотите выйти замуж за кузена или троюродного брата (и не боитесь при этом осуждений остальной родни), смело покупайте кольца.
Кстати, троюродного брата можно даже повести под венец, православная церковь разрешает подобного рода браки. Но вот кузенам, родным дяде с племянницей обвенчаться не получится. Придется определиться: жить в любви без благословения Божьего, или отказаться от счастья, поддавшись влиянию извне.
Браки между представителями династий
Существует еще один вид браков – династические браки. По определению – это союз представителей двух правящих династий. Современность внесла свои коррективы в данную дефиницию и теперь более актуально считать династический брак союзом членов влиятельных династий, иногда именуемый еще браком по расчету. К ним очень часто прибегают владельцы крупных компаний и корпораций. Ведь если выдать дочь замуж за сына бизнес-партнера, можно решить много серьезных вопросов, уладить немало финансовых неурядиц.
Ранее династические браки служили укреплению внешнеполитических связей, были широко использованы в Древней Руси. То есть, традиции женить детей на потомках влиятельных представителей других государств, пришли издревле. Но довольно широко распространены и сейчас.
Любовь – основа любого брака
Подытожим. Если вы по-настоящему любите человека, если считаете, что он послан вам свыше, без него вас на этой земле ничего не держит, не обращайте внимания на то, какого он вероисповедания или национальности.
Поверьте, можно счастливо жить в браке с иностранцем, или выйдя замуж за троюродного брата. Можно иметь здоровеньких, крепеньких детишек вопреки всем предостережениям генетики.
В конце концов, добрый след на этой земле реально оставить, вырастив кем-то брошенного малыша, или ребенка, у которого не стало родителей. Главное, любить.
Это немалый ежедневный, ежечасный, ежеминутный труд. Если вы готовы к нему, любите и будьте любимы!
Троюродная племянница
Запросы «Кузен», «Свекровь» и «Сват» перенаправляются сюда; см. также другие значения терминов Кузен, Свекровь и Сват.
Насилие в отношениях
Родство́ — отношения между индивидами, основанные на происхождении от общего предка или возникшие в результате заключения брака, организующие социальные группы и роли.
Лица, находящиеся в отношениях родства, называются родственниками.
Кровное родство по прямой линии
Основная статья: Кровное родство
В соседних поколениях
Через поколение
Через два поколения
Через много поколений
Следует отметить, что в русской генеалогии прямым считается родство исключительно по мужской линии: «от отца к сыну нисходящее»; эта норма хорошо иллюстрируется статусом принадлежности к дворянскому сословию, которое, как известно, не наследовалось по линии матери, то есть предки и потомки по материнской линии не пребывают в прямом родстве (она является единственным и последним по своей линии прямым потомком). Неслучайно существует выражение: «род пресёкся», что подразумевает, прежде всего, отсутствие сыновей. Другим примером строгости в понимании прямого родства являются нормы престолонаследования.
Кровное непрямое родство (по линиям матери и отца)
В одном поколении
Родные
Полнородные, кровные — братья и сёстры (по отношению друг к другу), происходящие от одних и тех же отца и матери.
Неполнородные — имеющие только одного общего родителя. В свою очередь, неполнородные братья и сёстры подразделяются на:
Сводные
Сводные братья и сёстры — дети от прежних браков, сведённые в одну семью, не связанные при этом какими-либо кровными узами; их положение в родословии, социальный и юридический статус классифицируются как некровное родство. Непосредственные родовые отношения между сводными братьями и сёстрами (и их потомками) будут расцениваться как свойственные (см. ниже) вплоть до появления у их родителей общих детей — их единокровных и единоутробных братьев и сестёр. В этом случае все братья и сёстры станут кровными родственниками через потомков: это единственный и довольно интересный момент в родословии, поскольку и потомки сводных братьев и сестёр, и потомки их общих (единокровных и единоутробных) братьев и сестёр будут находиться в кровном родстве по определению — и с родителями братьев и сестёр (то есть через поколение), и с самими братьями и сёстрами, и между собой соответственно.
Двоюродные
Следует отметить, что слова «кузен» и «кузина» могут использоваться в более широком значении, нежели «двоюродные брат/сестра» — они обозначают также «дальний кровный родственник в одном колене с кем-либо».
Троюродные
Четвероюродные
Четвероюродные, иногда четвероколенные:
У родных братьев и сестёр общие родители, у двоюродных — общие дед и бабка, у троюродных — общие прадед и прабабка, у четвероюродных — общие прапрадед и прапрабабка, и так далее.
Начиная с четвёртого поколения и далее обычно указывается количество «колен» между родственниками. Например: семь колен — семиколенные братья, и так далее.
Братья и сёстры родителя (и их супруги):
Дети брата или сестры:
Двоюродные братья и сёстры родителя:
Дети двоюродного брата или сестры:
Троюродные братья и сёстры родителя:
Дети троюродного брата или сестры:
См. также Племянник и племянница
Родные братья и сёстры бабки и деда:
Двоюродные братья и сёстры бабки и деда:
Родственники через большее число поколений называются добавлением приставки «пра-«. Например: «двоюродный прадед», «правнучатая двоюродная племянница».
Свойство
Основная статья: Свойство (родство)
Супруги
Родители супругов
Братья и сёстры супругов
Свекровь мать мужа | Свёкор отец мужа | Тёща мать жены | Тесть отец жены | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Деверь брат мужа | Золовка сестра мужа | муж | жена | Свояченица сестра жены | Шурин брат жены | ||||||||||||||||||||||||||||||
невестка жена брата или сына (сноха) | сын | дочь | зять муж сестры или дочери |
Термины, обозначающие кровных родственников жены (розовым) по отношению к мужу, и кровных родственников мужа (сиреневым) по отношению к жене
Супруг(а) близкого родственника
Неродственные отношения
В жизни людей большое значение имеют близкие неродственные отношения, отразившиеся и на терминологии. Следует помнить о внешней близости этих терминов к терминам кровного родства и не путать их.
До брака
Свадьба и брак
Вне брака
Отношения при втором (и последующих) браке
Отношения при усыновлении/удочерении или потере родителей
Духовные отношения
Биологические связи
Индивидуальный статус
Прочее
Примечания
Литература
Ссылки
Шурин, деверь, золовка, сноха и другие: как называются родственники
Как называются родственники? Тесть и теща, свёкор и свекровь обычно всем известны, а вот такие слова как шурин, сват, деверь, золовка, сноха – вызывают затруднения у современных людей. Давайте разберемся, кто кому кем приходится в семье.
Родители и дети
Племянник и племянница — дети брата или сестры, а также деверя или золовки, шурина или свояченицы.
Дядя — брат отца или матери.
Тётя — сестра отца или матери.
Двоюродные братья и сестры — дети родных братьев и сестер по отношению друг к другу. Они также могут называть друг друга кузен или кузина.
Троюродные братья и сестры — дети двоюродных братьев и сестер по отношению друг к другу.
Пасынок — сын мужа или жены от другого брака.
Падчерица — дочь мужа или жены от другого брака.
Отчим — новый муж матери.
Мачеха — новая жена отца.
Сводные братья и сестры — дети от разных браков. Если отец/мать ребенка вступает в новый брак, то дети мачехи/отчима будут его сводными братьями/сестрами.
Единокровный брат, единокровная сестра — дети, у которых один отец (общая кровь), но разные матери.
Единоутробный брат, единоутробная сестра — дети, у которых одна мать (общая утроба), но разные отцы.
Супруги и их родители
Свекровь — мать мужа. Происхождение этого слова означает «своя кровь».
Тёща — мать жены. Именно про тёщу и ее отношения с зятем существует огромное множество анекдотов, высмеивающих их взаимную вражду и ненависть. Но есть и пословицы про добрые отношения между тещей и зятем, например: «У хорошей тёщи зятёк — самый любимый сынок».
Сват — отец одного из супругов по отношению к родителям другого супруга. Про человека, втершегося в доверие, говорят «и сват, и брат». Есть также поговорка: «Брат — брат, сват — сват, а денежки не родня».
Сватья (не путать со свахой)— мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга. Сватья баба Бабариха у Пушкина – это на самом деле мать всех трех девиц, которые пряли поздно вечерком, так что ее ненависть к третьей сестрице и родному внуку труднообъяснима. Дальше по тексту сказки Пушкин подтверждает это в эпизоде, где князь Гвидон превратился в комара и укусил сватью бабу за нос: «Но жалеет он очей старой бабушки своей».
Сваха — женщина, занимающаяся сватаньем, устройством браков. Профессия, в наши дни исчезнувшая, но в прошлом весьма востребованная.
Зять — муж дочери, сестры, золовки. Другими словами, зять — мужчина по отношению к семье жены: ее родителям, братьям, сестрам.
Невестка — жена сына, брата, шурина. Другими словами, невестка — женщина по отношению к семье мужа: его родителям, братьям, сестрам.
Братья и сёстры супругов
Золовка — сестра мужа. Предпоследний день Масленицы — субботу — называют «Золовкины посиделки», поскольку в этот день было принято собираться в доме у сестры мужа.
Шурин — брат жены. В песне Высоцкого «Диалог у телевизора» шурин поставлен только для рифмы: «А тот похож, нет правда, Вань, на шурина, такая ж пьянь», — потому что для Зины шурин – это ее собственный брат.
Свояченица — сестра жены.
Свояк – муж свояченицы, то есть муж сестры жены. Свояками могут называть друг друга мужчины, женатые на сестрах.
Также иногда возникает вопрос, кого называют кумом и кумой.
Кум и кума — крестный отец и крестная мать ребенка по отношению к его родителям, а также родители крестника по отношению к крестному отцу и крестной матери.