можно ли военный комиссариат муниципального образования привлечь к административной ответственности
Увеличены штрафы за административные правонарушения в области воинского учета
billiondigital / Depositphotos.com |
Подписанным сегодня Президентом РФ законом о внесении изменений в КоАП усилена административная ответственность за административные правонарушения в области воинского учета (Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 132-ФЗ). Документ опубликован сегодня на официальном интернет-портале правовой информации. В частности, за непредставление руководителем организации, должностным лицом органа местного самоуправления в установленный срок в военный комиссариат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, теперь предусмотрен штраф в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (в прежней редакции статьи – от 300 руб. руб. до 1 тыс. руб. (ст. 21.1 КоАП РФ)).
Такие же штрафы в повышенном размере для указанных лиц определены за неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата (ст. 21.2 КоАП РФ) и за несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более 3 месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.3 КоАП РФ), а также и для должностных лиц учреждений МСЭ (ч. 1 ст. 21.4 КоАП РФ), органов ЗАГС (ч. 2 ст. 21.4 КоАП РФ), не сообщивших необходимые сведения о признании гражданина инвалидом, об изменении записи актов гражданского состояния. А за несообщение руководителем организации или ответственным лицом за воинский учет в военкомат сведений о приеме указанных граждан на работу или увольнении с работы (также отчисленных с учебы) штраф составит от 1 тыс. до 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
За неявку по повестке в военкомат без уважительной причины, неизвещении об изменении сведений о семейном положении, об образовании или переезде и т. д. (ст. 21.5 КоАП РФ), за уклонение от мед обследования (ст. 21.6 КоАП РФ), за умышленную порчу, утрату документов воинского учета (ст. 21.7 КоАП РФ) вместо размеров штрафа от 100 руб. до 500 руб. для гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, теперь законом предусмотрены штрафные санкции в повышенном размере от 500 руб. до 3 тыс. руб.
Помимо этого, срок давности привлечения к административной ответственности за все указанные административные правонарушения в области воинского учета увеличен до 3 лет.
Федеральный закон вступит в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Пресс-центр
Усилена административная ответственность за правонарушения в области воинского учета
Федеральным законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части усиления административной ответственности за правонарушения в области воинского учета.
Изменения коснулись срока давности привлечения к административной ответственности – теперь, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, он составит 3 года с момента совершения административного правонарушения, в то время как ранее он составлял 2 месяца.
С принятием нового закона увеличены штрафные санкции за все административные правонарушения, предусмотренные главой 21 КоАП РФ, которые касаются как граждан, несущих обязанности по воинскому учету, так и организаций, на которые законом возложены обязанности в области воинского учета.
За неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету (статья 21.5 КоАП РФ) предусмотрено наложение штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей вместо ранее установленного от ста до пятисот. Аналогичные размеры административных штрафов могут быть наложены за уклонение от медицинского обследования (ст. 21.6 КоАП РФ), умышленные порчу или утрату документов воинского учета (ст. 21.7 КоАП РФ).
Вместе с тем, за непредставление руководителем организации, должностным лицом органа местного самоуправления в установленный срок в военный комиссариат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, теперь предусмотрен штраф в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (в прежней редакции статьи – от 300 руб. руб. до 1 тыс. руб. (ст. 21.1 КоАП РФ)).
Такие же штрафы в повышенном размере для указанных лиц определены за неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата (ст. 21.2 КоАП РФ) и за несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более 3 месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.3 КоАП РФ), а также и для должностных лиц учреждений медико-социальной экспертизы (ч. 1 ст. 21.4 КоАП РФ), органов ЗАГС (ч. 2 ст. 21.4 КоАП РФ), не сообщивших необходимые сведения о признании гражданина инвалидом, об изменении записи актов гражданского состояния. А за несообщение руководителем организации или ответственным лицом за воинский учет в военкомат сведений о приеме указанных граждан на работу или увольнении с работы (также отчисленных с учебы) штраф составит от 1 тыс. до 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
Изменения вступили в силу с 05.05.2020
Помощник прокурора Суворовского района С.В. Саков
Ответственность за уклонение от прохождения военной службы.
За неисполнение обязанностей, возложенных на граждан Федеральным Законом № 53-Ф3 от 28.03.1998 (в ред. от 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе» существует два вида ответственности: уголовная и административная.
За уклонение от прохождения военной службы частью 1 статьи 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
Уклонением от прохождения военной службы согласно пункта 4 статьи 31 Федерального Закона № 53-Ф3 от 28.03.1998 (в ред. от 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе», признаётся неявка без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Только неявка по повестке без уважительных причин может рассматриваться поводом, влекущим за собой уголовную ответственность за уклонение от прохождения военной службы.
Субъектом преступления, предусмотренного части 1 статьи 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации, может быть только гражданин, подлежащий призыву на военную службу и не имеющий оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.
Согласно части 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Уклонение от призыва на военную службу характеризуется виной в форме умысла, прямого либо косвенного. Для установления в действиях гражданина умысла в уклонении от призыва, требуется подтвердить:
а) факт неявки гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу;
б) отсутствие уважительных причин неявки;
в) факт вручения гражданину повестки.
Если хотя бы одно из этих трёх обстоятельств не установлено, то оснований для привлечения гражданина к уголовной ответственности за уклонение от воинской обязанности нет.
Уважительными причинами неявки призывника по повестке военного комиссариата согласно пункта 2 статьи 7 Федерального Закона № 53-Ф3 от 28.03.1998 (в ред. от 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе», признаются:
а) заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
б) тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
в) препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
г) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
Вручение повестки призывнику производится под расписку.
В соответствии со статьями 21.5 — 21.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях граждане несут административную ответственность за правонарушения в области воинского учета.
Административная ответственность предусмотрена за следующие деяния:
а) неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины;
б) убытие на новые место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев;
в) выезд из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета;
г) прибытие на новые место жительства либо место временного пребывания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет в установленный срок;
д) несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;
е) уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии
ж) умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату.
Совершение каждого из указанных деяний влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Обжаловать постановление об административном правонарушении можно в течении десяти суток со дня вручения копии постановления.
Предоставление отсрочки от призыва в армию.
В статье 24 Федерального Закона № 53-Ф3 от 28.03.1998 (в ред. от 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе»данного закона указаны все действующие отсрочки от призыва, которые делятся на четыре труппы: медицинские (временные расстройства здоровья), образовательные, социальные (семейные обстоятельства) и профессиональные.
Предоставление каждой отсрочки имеет свои особенности, которые призывник должен знать (эти особенности изложены в упомянутой статье
Так, например, некоторые образовательные отсрочки предоставляются только один раз: получение второго высшего образования не является основанием для отсрочки, но при этом выпускники бакалавриата могут получить отсрочку для обучения в магистратуре; отсрочка аспирантам вообще предоставляется неограниченное число раз.
Одним из последних нововведений является право на отсрочку для выпускников школ, успешно сдавших экзамены. С этого года они могут рассчитывать на отсрочку до 1 октября, и за время действия данной отсрочки поступить в вуз.
Следует помнить, что отсрочку может предоставить только призывная комиссия и никто иной. Все документы, подтверждающие основания для отсрочки, должны быть предоставлены призывником. Так, например, вопреки распространённому мнению, сам факт обучения в вузе не означает того, что гражданин получил отсрочку от призыва на военную службу. Справка об обучении в вузе предоставляется в призывную комиссию, которая предоставляет отсрочку, проверив документы (в том числе наличие у вуза государственной аккредитации, необходимой по закону для предоставления отсрочки).
При несогласии гражданина с решением призывной комиссии он имеет право обжаловать решение в городскую призывную комиссию или в суд. В этом случае исполнение принятого решения приостанавливается.
При несогласии с действиями должностных лиц военных комиссариатов, Вы вправе обратиться в военный комиссариат города Москвы или в прокуратуру.
Применение административного законодательства в деятельности военных комиссариатов
Сумский А.М., начальник юридического отдела Военного комиссариата г. Москвы, подполковник юстиции.
Последние десятилетия были весьма сложным и напряженным историческим этапом в жизни нашего Отечества. Сменились или претерпели кардинальные изменения политические, экономические, идеологические, правовые, нравственные и моральные приоритеты.
За это время в чем-то преуспели, что-то потеряли безвозвратно. По сей день идет, подчас противоречивое, реформирование армии и флота, размыты в некоторой степени, и не без помощи определенных политических кругов, такие понятия, как патриотизм, подготовка и готовность населения к защите Родины.
В последние годы потребность Вооруженных Сил Российской Федерации в призывных ресурсах не снижается. В то же время престиж военной службы в обществе очень низок, и с каждым годом все более сложно осуществлять призыв в армию.
За последние десять лет службу по призыву в Вооруженных Силах, в соответствии с действующим законодательством, прошли только 10% граждан от всего призывного потенциала, количество подготовленного мобилизационного ресурса сократилось в три-четыре раза. И далее, любая современная профессиональная армия после нескольких недель, а может быть, и дней активных боевых действий потребует значительных пополнений обученными людскими ресурсами.
Продолжая речь о проблемах призыва граждан на военную службу, необходимо, конечно, указать и на ту, которая уже не первый год является не проходящей «головной болью» для органов, организующих и проводящих его, и связана с многочисленными фактами уклонения молодых людей от исполнения воинской обязанности, выражающимися в неявке их без уважительных причин по вызовам на заседания призывных комиссий и на отправку в войска.
Для того чтобы ситуация оставалась управляемой, кроме принятия соответствующих решений на федеральном уровне, необходимы эффективные меры противодействия уклонению граждан от призыва на военную службу, обеспечение неотвратимости ответственности за нарушение закона, воспитание у молодых людей уважения к нему в противовес правовому нигилизму.
Противоправные деяния граждан по ненадлежащему исполнению обязанностей воинского учета влекут за собой юридическую ответственность, как уголовную, так и административную. При неявке без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В п. 1 ст. 7 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» указано, что в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выполняемые военными комиссарами задачи напрямую связаны с предоставленными им полномочиями по применению мер административного характера в отношении должностных лиц органов местного самоуправления и организаций, а также физических и юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны осуществлять те или иные действия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, в т.ч. воинского учета и военно-транспортной обязанности.
Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. КоАП РФ коренным образом дополнил и расширил полномочия военных комиссаров по вопросу применения мер административного взыскания.
В ходе проведения медицинского обследования военные комиссары сталкивались с тем, что граждане уклонялись от прохождения медицинского обследования. Статья 21.6 Кодекса является нововведением и предусматривает ответственность граждан за уклонение от медицинского обследования. Санкции за это административное правонарушение варьируются от предупреждения до наложения административного штрафа в размере 5 МРОТ.
Анализируя статьи КоАП РФ, можно назвать основные правонарушения по Москве в 2003 году:
Руководителей муниципальных образований, предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности за ненадлежащее состояние воинского учета в основном «предупреждают, им строго указывают и обязывают» на суженных заседаниях администраций муниципальных образований районов, городов.
КоАП РФ приблизил процедуру административного производства к судебной. Отсюда вытекают высочайшие требования к деловым, моральным и далее физическим данным субъекта, наделенного полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях.
По восьми статьям КоАП военные комиссары единолично вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. В рамках административного производства военный комиссар стал полномочен выносить различные постановления и определения, направлять в адрес должностных лиц обращения, поручения и представления, вести служебную переписку с судом общей юрисдикции, мировым и арбитражным судом, выступать в качестве ответчика. Иначе говоря, военный комиссар по «своим» статьям оказался наделен всеми теми же полномочиями по ведению административного производства, что и судья.
Кроме того, как предусматривается п. 52 ч. 2 ст. 28.3, а также абз. 2 ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ, должностные лица органов, уполномоченных в области обороны, правомочны составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных еще шестью статьями (частями статей):
Исходя из этого, военному комиссару дополнительно к возможностям единолично рассматривать дела об административных правонарушениях вменено еще шесть составов для составления протоколов.
Целесообразно было бы предоставить военному комиссару также право составления протокола за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ: «Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом».
Рассматривать дела об этих административных правонарушениях уполномочены судьи судов общей юрисдикции. Как видим, составы необходимы для эффективного контроля над ведением воинского учета на предприятиях и в организациях, выполнения требований военно-транспортных мобилизационных обязанностей, осуществления производства по делам об административных правонарушениях, реагирования на правонарушения и карания нарушителей. Но здесь есть одно условие. В ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ говорится: «Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти».
Таким образом, отсутствие перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, не позволяет в полном объеме реализовать возможности военных комиссаров при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Для военных комиссариатов соответствующим органом исполнительной власти является Министерство обороны Российской Федерации. А правоприменительным подзаконным актом должен стать соответствующий приказ министра обороны Российской Федерации, который пока, к сожалению, не издан.
Определены категории военных комиссаров, и им отведены полномочия по рассмотрению административных правонарушений:
«Статья 23.11. Военные комиссары
Так, к примеру, на территории Ростовской области имеется всего один военный комиссар области и 53 подчиненных ему военных комиссара. Из них: 9 военных комиссаров военных комиссариатов городов (без районного деления) и 10 военных комиссаров объединенных военных комиссариатов. На этом перечень военных комиссаров, наделенных ст. 23.11 КоАП РФ полномочиями, заканчивается. Военных комиссаров административных округов и равных им административных образований, как и самих административных округов и равных им административных образований, на территории Ростовской области нет. Зато есть еще 34 военных комиссара района, из них 8 районных г. Ростова-на-Дону и 26 районных Ростовской области.
Если допустить, что административно «бессильный» райвоенком все же адресовал рассмотрение дела военному комиссару субъекта Российской Федерации, то на рассмотрение правонарушений военным комиссаром субъекта РФ не предусмотрены издержки (ст. 24.7 КоАП РФ), как и источник их финансирования, а издержки неизбежны. Административное производство предполагает широкий спектр процессуальных действий и возможностей как со стороны охраняющего закон должностного лица (рассмотрение дела с участием правонарушителя и других участников производства, получение доказательств по делу, применение мер обеспечения производства по делу, пересмотр постановлений и решений, исполнение (заявление ходатайств, представление доказательств, юридическая помощь защитника, обжалование постановления). Например, Верхнедонской район Ростовской области расположен в 350 км от г. Ростова-на-Дону. Можно предположить, что ни один правонарушитель не поедет к военному комиссару Ростовской области в г. Ростов-на-Дону неизвестно за чей счет, чтобы поучаствовать в административном производстве в отношении себя и уплатить административный штраф. Тем более что это не определено законом.
Более оптимальной видится градация военных комиссаров, приведенная в Положении о военных комиссариатах (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1372):
. 2. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях. «.
Однако и здесь перечень военных комиссаров неполный.
Не предполагается, что законодатель желал дискриминировать некоторую часть военных комиссаров, лишив их возможности административного воздействия к правонарушителям. Вероятно, допущена ошибка, которую необходимо исправить новой редакцией ст. 23.11 КоАП РФ, изложив ее в следующем виде:
«Статья 23.11. Военные комиссары
На практике применения норм КоАП РФ по привлечению граждан к административной ответственности, за совершенные ими правонарушения в области воинского учета, возникли проблемы, связанные с порядком возбуждения и рассмотрения военными комиссарами дел об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
Однако наличие повода является только основанием для возможного возбуждения административного производства, которое согласно п. 1 и п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ считается возбужденным непосредственно с момента:
В ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ определен порядок составления протокола об административном правонарушении, в котором указываются данные правонарушителя, в том числе и его объяснения. После составления протокола он подписывается лицом, его составившим, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, после чего, по требованию последнего, ему выдается под расписку копия протокола.
Из этого следует, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен только при наличии самого правонарушителя и в его присутствии. С данного момента дело об административном правонарушении считается возбужденным.
Также дело об административном правонарушении в области воинского учета считается возбужденным при условии составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которыми согласно ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ являются:
Данная проблема, возникшая на практике производства по делам об административном правонарушении, до настоящего времени в военных комиссариатах не разрешена. Также остается не разрешенным вопрос о процессуальности обращения военного комиссара к органам внутренних дел о доставлении или административном задержании граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности и содержания данного обращения.
В п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ указано, что доставление правонарушителя производится в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Исходя из этого, остается открытым вопрос: когда и на основании какого документа правонарушитель обязан явиться к военному комиссару для рассмотрения дела об административном правонарушении? В данном случае возможно и допустимо составление органами милиции протокола о доставлении, с последующим вручением доставленному лицу повестки о явке в течение 2 суток к военному комиссару для принятия решения о привлечении к административной ответственности.
Сопоставляя порядок возбуждения уголовного дела и возбуждения дела об административном правонарушении, считалось бы целесообразным предоставить военным комиссарам право на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении при наличии поводов, указанных в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, в порядке, как указано в ч. 1 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ, т.е. по факту совершения правонарушения (в случае отсутствия правонарушителя), а не в отношении самого правонарушителя, с дальнейшим составлением процессуальных документов административного производства, предусмотренных КоАП РФ.
К сожалению, в настоящее время правом вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении наделен только прокурор (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Предлагалось бы в административное законодательство внести дополнение, предоставляющее военному комиссару либо иному должностному лицу, имеющему право составлять протокол об административном правонарушении, по истечении 2-месячного срока с момента составления постановления о возбуждении дела об административном производстве выносить определение о приостановлении дела об административном правонарушении в связи с длительной неявкой гражданина и объявить его в административный розыск.
Приведенные проблемы позволяют прийти к следующим выводам: существующие в КоАП РФ «белые» пятна не позволяют в полной мере применять к правонарушителям суровость наказаний, определенных КоАП РФ.
Внесение изменений в действующий КоАП весьма необходимо. Надлежит переработать также и другие статьи Кодекса, с учетом указанных изменений и дополнений, опыта работы и практики применения военными комиссариатами норм КоАП РФ по привлечению граждан, совершающих правонарушения по исполнению воинской обязанности.
Данные меры позволят в какой-то степени снизить проблему комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации призывными людскими ресурсами, которые являются главным звеном в обороноспособности нашего Отечества.