можно ли включать музыку в парке
Можно ли включать музыку в парке
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В парке культуры и отдыха, который находится в муниципальной собственности и предназначен для свободного (бесплатного) посещения жителями, через установленные на столбах громкоговорители (являющиеся муниципальной собственностью), осуществляется трансляция одной из радиопередач.
Требуется ли в указанном случае заключение с общественными организациями в сфере управления авторскими правами лицензионного договора о предоставлении права использования произведений или договора о выплате вознаграждения? Относится ли указанная трансляция радиопередачи к публичному исполнению фонограммы, записи исполнения или исполнению произведения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В описанной ситуации имеет место публичное исполнение фонограмм, которое может осуществляться без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения через аккредитованную организацию по управлению правами на коллективной основе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Как уличному музыканту избежать проблем с законом
Летом на Покровке полно уличных музыкантов. Кажется, что ничего особенного в их выступлении нет, но артисты, выходя на улицу, ввязываются в серьезную игру с законом и полицией. Рассказываем о юридических рисках уличных музыкантов и о том, как их минимизировать.
Фото: Анастасия Голикова
Несанкционированный почти митинг
20 июня 2016 года виолончелист Семен Лашкин играл на улице Никольской в Москве. Его задержала полиция. Суд признал музыканта виновным в организации пребывания граждан в общественном месте и обязал выплатить штраф 10 тысяч рублей. Статью 20.2.2. КоАП РФ часто применяют против уличных артистов, художников и различных агитаторов.
Для привлечения музыканта к административной ответственности формально достаточно двух фактов. Во-первых, скопление людей из-за артиста, а во-вторых, нарушение порядка из-за скопившейся толпы. Правда, непонятно, сколько нужно народу, чтобы собрание стало массовым. В некоторых делах, где суд признал обвиняемого виновным, количество человек составляло «примерно 5».
Однако окружившая уличного музыканта группа людей ещё не основание для привлечения его к административной ответственности. К массовому одновременному пребыванию относятся только мероприятия с заранее определенными целями.
Этой позиции придерживаются суды. Так, виолончелист Лашкин обжаловал штраф в Московском городском суде, который отменил решение Тверского суда. Если уличный музыкант играет для себя, не объявляя о месте и времени своего выступления, и не агитирует прохожих останавливаться, то такое поведение не нарушит административное законодательство.
Нижегородские уличные музыканты поделились, что у них не было проблем с полицией. Правда, иногда артистов выгоняют из переходов, так как они мешают трафику.
Плати налоги
Уличный музыкант выступает как физическое лицо. Когда физическое лицо получает доход, то с него взыскивается налог в 13% — НДФЛ. Однако уличные музыканты не имеют фиксированных тарифов за выступление. Люди сами решают, платить артисту или нет. Даже если в гитарном чехле наберется приличная сумма, непонятно, как рассматривать такие деньги с точки зрения закона. Они могут быть чем угодно: пожертвованием, даром, платой за услугу.
Некоторые регионы пытались взыскать НДФЛ с уличных артистов. В 2012 году «Известия» сообщили о том, что власти Москвы хотят ввести патенты для уличных артистов. Патентная система налогообложения применяется только для индивидуальных предпринимателей. Такая система введена в ряде регионов России для отдельных видов деятельности, указанных в законе субъекта. Вначале предполагалось, что стоимость патента будет 60 000 рублей, в 2015 году уже говорили о «символичной плате».
Сейчас в отношении музыкантов патентная система в Москве не применяется.
В отношении шума все просто. По закону Нижегородской области «Об обеспечении тишины» нельзя шуметь:
За нарушение тишины предусмотрен штраф до 2000 рублей.
Фото: Анастасия Голикова
Плата за песни
Музыкальные произведения охраняются Главой 70 Гражданского кодекса. Только правообладатель может исполнять принадлежащую ему музыку. Остальные не имеют такого права без разрешения правообладателя.
Чтобы выступать законно, нужно играть произведения собственного сочинения, либо заключать договоры с правообладателям. Однако договариваться со всеми желающими сыграть пару песен на условной Покровке дорого и долго.
Для ускорения и упрощения заключения договоров созданы организации по коллективному управлению правами. Российское авторское общество (РАО) — наиболее известная организация в России. РАО следит за соблюдением прав множества авторов одновременно, поэтому достаточно заключить договор с ним.
В теории все просто. Заплатил РАО — спокойно выступаешь.
Если музыкант хочет исполнять песни легально, то он должен договариваться с каждым правообладателем отдельно. Правда, в России практически не следят за соблюдением авторских прав уличными музыкантами.
Закрепим пройденное
Никита Ефимов
18+
О публичном прослушивании музыки
Мы живем в современном мире, где каждый борется за свои права. За право слова, за право свободы. Кто-то отстаивает сам свои права, за кого-то это делают другие лица. Так, сегодня идет активная борьба за защиту авторских прав, о которой многие авторы и не подозревают, а другие (представители бизнеса) – вынуждены платить немалые деньги.
Конституция РФ гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Поэтому вопросы, связанные с усилением ее защиты, в последние годы являются предметом повышенного внимания со стороны руководства страны.
Для того чтобы защитить имущественные права авторов и помочь пользователям правомерно использовать произведения, и была создана система коллективного управления правами. Суть ее заключается в том, что авторы, наследники и их иные правопреемники создают общественную организацию, заключают с ней договоры о передаче права управления правами на коллективной основе, в соответствии с которыми организация получает право выдавать разрешения пользователям, собирать за использование вознаграждение и выплачивать его правообладателям.
За авторами и исполнителями произведения законом закрепляются имущественные и неимущественные права. Стоит отметить, что отсутствие запрета на использование произведения не считается разрешением на использование результата интеллектуальной собственности (ст. 1229 ГК РФ). Публичное исполнение охраняемых объектов авторского и смежных прав в Российской Федерации допускается только с согласия правообладателей в письменном виде. Публичное же исполнение передач требует разрешения правообладателя только в местах с платным входом.
При этом под прослушиванием музыкальных произведений понимается исполнение в присутствии посторонних лиц, а само волеизъявление этих лиц, находящихся в месте исполнения произведения, направленное или ненаправленное на прослушивание во внимание не принимается.
Так же стоит отметить, что законодатель не различает коммерческое и публичное прослушивание музыки. Не определена и разница между воспроизведением и исполнением. Далее под «прослушиванием» мы будем иметь в виду публичное воспроизведение музыкальных произведений.
Право на публичное исполнение входит в состав исключительного права автора, исполнителя, производителя фонограмм и вещательных организаций. Публичным исполнением записи исполнения является любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением (п.п. 8, п. 2 ст. 1317 ГК РФ).
Для того, чтобы можно было воспроизводить музыкальные произведения бесплатно, необходимо: 1) получить разрешение на публичное исполнение либо 2) воспроизводить произведения, на которые не распространяется авторское право.
Стоит отметить, что использование радио в качестве фона в общественных местах (кафе, парикмахерские и др.) возможно только при заключении договоров с авторами музыкальных произведений или получении лицензионного соглашения. В противном случае за незаконное использование произведений или объекта смежных прав лицу грозит гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность, а обладатели исключительных прав могут требовать возмещение убытков или выплату компенсации до пяти миллионов рублей (ст. 1301 ГК РФ).
Интересно то, что есть судебные прецеденты, в соответствии с которыми судами было разрешено использовать радио бесплатно исключительно для персонала вне присутствия третьих лиц, что исключает, по мнению суда, публичность прослушивания.
Публичное исполнение без предварительно полученного разрешения защищенных авторским правом произведений запрещено во всем мире. Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться лично к правообладателю или обладателю имущественных авторских прав либо заключить лицензионный договор с Российским авторским обществом (РАО). Данный договор является платным, в чем, собственного говоря, и состоит основная проблема для бизнеса, так как население нашей страны не привыкло платить за музыку, да и редко достаточно уважительно относится к чужой интеллектуальной собственности, не брезгуя плагиатом.
На настоящее время нет еще ни одного судебного дела, которое бы проиграло РАО по поводу понуждению к заключению платного лицензионного договора, в том числе и по использованию радио в публичных местах. Стоит отметить, что российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности должно соответствовать требованиям ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) и ВТО (Всемирная торговая организация), а также иным международным актам, а судебная практика свидетельствует о том, что «интеллектуальное законодательство» в нашей стране работает.
Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) произвела оценку состояния правовой базы России применительно к вопросам интеллектуальной собственности и пришла к выводу о том, что в целом она соответствует положениям ТРИПС. Российская правовая база в сфере защиты прав ИС вполне обширна и включает в себя свыше 100 правовых актов. Кроме того, Россия подписала целый ряд более ранних международных конвенций в области прав на интеллектуальную собственность (Евразийская Патентная Конвенция, Всемирный договор об авторском праве, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Договор о патентной кооперации, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, и Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева), которые предшествовали заключению Соглашения ТРИПС.
Например, Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2007 №42-В07-4. Дело по иску о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как суд не принял во внимание то обстоятельство, что публичное использование ответчиком музыкальных произведений транслируемых радиостанций без заключения соответствующих договоров с авторами включенных в эти передачи музыкальных произведений либо лицензионного соглашения с истцом в силу Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» является неправомерным.
Предъявляя отказ к заключению договора с РАО, лицо мотивирует это тем, что, во-первых, радиостанции или телевидение само заключает лицензионные договоры, вследствие чего, по их мнению, РАО незаконно дважды требует денежную выплату за один и тот же предмет, а, во-вторых, телевидение, как правило, является платным (спутниковое, кабельное).
Однако не все знают, что на сегодняшний день существует альтернатива платной интеллектуальной собственности, которая позволяет бесплатно использовать музыку в различных заведениях, – лицензии Creative Commons. Чтобы ими воспользоваться, необходимо скачивать музыку с тех интернет-сайтов, на которые закачивают свои произведения непосредственно сами авторы произведений, например, www.jamendo.com, www.creativecommons.org и др., но предварительно необходимо настроить фильтры для исключения коммерческих произведений. При скачивании произведений открывается доступ к информации, содержащей имя автора, а также сведения о лицензии. При первом же использовании скаченных файлов в публичном месте Вы автоматически присоединяетесь к безвозмездному, письменному двустороннему договору с правообладателем произведения. Тут на защиту приходит п. 2 ст. 1243 ГК РФ, устанавливающий что, если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором. Стоит отметить, что данные интернет-сайты были созданы специально для того, чтобы поклонники различных исполнителей могли бесплатно слушать их произведения и распространять их среди неопределенного круга лиц, тем самым правообладатели «несут себя в массы», достаточно зарабатывая исключительно на своих концертах и шоу.
Есть и платная альтернатива, но сравнительно дешевая по сравнению с лицензиями РАО, – интернет-радиостанции Jamendo PRO, стоимость в год составляет от 58$ США, 50% из которых передается авторам. В плей-листы попадают лишь музыканты, прошедшие проверку на членство в организациях подобных РАО. При заключении договора с Jamendo PRO выдается сертификат о том, что исполнители не участвуют в системах коллективного правления авторскими правами, прав на получение вознаграждения таким организациям не передавали.
Еще одной альтернативой является использование произведений народного творчества (фольклора) не имеющих конкретных авторов, за которое РАО не имеет право требовать взносы.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз отметить законодательно закрепленной презумпции платности использования объектов интеллектуальной собственности. Полученные денежные средства от использования авторских произведений должны отчисляться их правообладателям, что преследует материальную поддержку авторов, развитие культуры. Однако на сегодняшний день острой проблемой является платность без отчислением самим же РАО средств авторам, в связи с чем бизнес-сообщество пытается отстаивать право на бесплатное использование произведений, при этом нивелируя зачатки общественного уважения к интеллектуальной собственности, что для абсолютного большинства зарубежных стран является неприемлемым.
Использование музыки в общественных местах
Фоновая музыка является неотъемлемой частью любого общественного места, и не только способствует созданию настроения посетителей, но также влияет на покупательскую способность, темп совершения покупок и иные действия посетителей.
Разберемся, как законно включать музыку в вашем заведении.
В первую очередь, следует отметить, что воспроизведение музыки в общественном месте является публичным исполнением (пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
Главным признаком публичного исполнения является исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. То есть, любое исполнение музыки (вживую или с помощью технических средств, в т.ч. через радио, телевидение) в месте, где присутствуют лица, не относящиеся к ближайшим членам вашей семьи, является публичным.
Наиболее известные сервисы, такие как Apple Music, Youtube, Yandex.music, Вконтакте и иные подобные сервисы с возможностью воспроизведения музыки представляют собой B2C (бизнес для потребителя) сервисы, что исключает использование музыки в общественном месте. Используя данные сервисы, вы по факту платите за лицензию и покупаете право воспроизведения музыки, но в полном объеме права на аудио файл сохраняются за правообладателем. Такие подписки (лицензии) не допускают коммерческое использование музыки, т.е. покупка подписки на Apple Music или иной сервис не позволяет вам воспроизводить музыку в общественном месте.
Таким образом, если музыкальное произведение проигрывается в общественном месте, пользователю (лицо, которое проигрывает музыку – владелец заведения) требуется либо прямое согласие правообладателя каждой композиции на такое использование, либо осуществление выплат в организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами.
В России такими организациями являются Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
Данные организации осуществляют сбор вознаграждения за исполнение музыки в пользу правообладателей вне зависимости от наличия договора между РАО/ВОИС и правообладателем.
При этом пользователь должен производить отчисления как в РАО – за использование авторских прав на музыкальное произведение (т.е. за создание самой песни), так и в ВОИС — за использование права на исполнение (т.е. за создание фонограммы). Для этого пользователь заключает лицензионные договоры с РАО, ВОИС соответственно и платит ежемесячные взносы в зависимости от типа помещения, его площади и иных характеристик. Наиболее большое количество музыкальный треков собрано в библиотеке РАО и ВОИС, в первую очередь данные организации контролируют использование наиболее популярной музыки. Проверить наличие определенной композиции в библиотеке можно на сайтах организаций. Ставки для РАО можно посмотреть здесь, для ВОИС – здесь.
А что, если заключить договор напрямую с правообладателем, надо ли в этом случае делать ежемесячные отчисления в пользу РАО/ВОИС?
В соответствии со п.2 ст.1243 ГК РФ, если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, то отчисления в пользу РАО/ВОИС осуществляются только при условии, что это прямо указано в данном лицензионном договоре. Таким образом, необходимость перечисления вознаграждения в указанные организации возникает только, если правообладатель в лицензионном договоре прямо указывает РАО/ВОИС в качестве своих представителей по сбору вознаграждения.
Минус данного способа заключается в том, что пользователю придется заключить договор с каждым правообладателем по каждой из композиций либо заключить договор с одним композитором, который напишет весь трек-лист для вашего заведения.
На сегодняшний день на рынке существует ряд медиа-компаний, которые имеют прямые договоры с лейблами и исполнителями, что позволяет им предоставлять довольно обширную музыкальную библиотеку пользователям и оказывать сопутствующие услуги, начиная от составления плейлистов до оказания юридической помощи в случае проверок РАО/ВОИС. В этом случае вам также придется заключить лицензионный договор с такой медиа-компаний и выплачивать вознаграждение, однако, зачастую размер вознаграждений оказывается значительно меньше, чем установленные ставки РАО/ВОИС. Минус данного способа заключается в том, что такие таких медиа-компаний обычно не содержат наиболее популярные треки, которые находятся в топе стриминговых сервисов или транслируются по радио и телевидению.
В каких случаях музыку в общественном месте можно использовать свободно, без заключения каких-либо договоров?
1) Музыкальное произведение является результатом народного творчества либо перешло в общественное достояние:
— произведения с истекшим сроком охраны (жизнь автора +70 лет).
Важно иметь в виду, что если срок охраны истекает для авторских прав на произведение, смежные права могут продолжать действовать (например, запись романса в исполнении конкретного лица/запись концерта Моцарта определенным симфоническим оркестром). Срок действия смежных прав – срок жизни исполнителя, но не меньше 50 лет с 1 января года опубликования исполнения, поэтому необходимо уточнить, кто исполняет произведение и дату создания записи (фонограммы).
2) Публичное исполнение правомерно опубликованного музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ).
3) Использование музыкального произведения, в отношении которого правообладателем было сделано публичное заявление о возможности безвозмездно использовать произведение на определенных условиях и в течение определенного срока. Такое заявление делается путем внесения произведения в специальный реестр свободных произведений Министерства культуры РФ (на данный момент на сайте такой реестр отсутствует) (п.5 ст. 1233 ГК РФ).
Какая ответственность может быть за воспроизведение музыки без договора?
Административно-правовая: от 10 000 рублей до 20 000 рублей (для ИП); от 30 000 рублей до 40 000 рублей (для юридических лиц).
Гражданско-правовая: от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей либо двукратная стоимость контрафактных экземпляров/двукратная стоимость лицензии на композицию.
Наступление административно-правовой ответственности не исключает возникновение гражданско-правовой.
Как фиксируется факт нарушения.
С помощью аудио и видеозаписи процесса проигрывания конкретной композиции в заведении представителем правообладателя либо сотрудником РАО/ВОИС. Интересно, что в качестве доказательства нарушения прав на конкретную композицию, истцы долгое время в суде представляли данные из программы Shazam. Однако, в пользовательском соглашении данной программы прямо указано, что она не дает никаких гарантий при использовании программы для установления тождества композиции либо для мониторинга использования композиции, поскольку в основе программы лежат алгоритмы, определяющие ритмическое и интервальное сходство композиций, но не идентифицирующие конкретного исполнителя. На сегодняшний день, суды требуют привлечения эксперта для определения тождества оригинала музыкального произведения и звука на видео.
Подростки слушают громкую музыку во дворе
Что делать с наглыми подростками, которые включают музыку во дворе? На предупреждения реагируют хамством и угрозами.
Что я могу сделать, чтобы они перестали громко включать музыку?
Никита, если подростки слушают музыку днем и в вашей квартире ее не слышно, то привлекать их к ответственности не за что. В этом случае они не нарушают закон.
Но если музыка звучит с улицы настолько громко, что мешает вам в вашей собственной квартире, то закон на вашей стороне — нарушителей можно привлечь к административной ответственности.
А вот угрозы и хамство в ваш адрес — это уже повод для уголовной ответственности.
Что делать с музыкой
Законов, которые ограничивают уровень шума на открытой территории, например во дворе, нет — до тех пор, пока музыка не мешает жильцам квартир. В этом случае любителей громкой музыки можно попробовать привлечь к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений. Но сделать это будет непросто.
Потребуется подать письменное заявление в Роспотребнадзор о том, что из-за музыки во дворе шум в квартире превышает нормы, которые установлены законом. Сотрудники Роспотребнадзора по заявлению должны провести проверку — измерить уровень шума. Делается это небыстро: обычно на такие проверки уходит около месяца.
О результатах проверки сообщают письмом, где указывают, какой уровень шума выявлен при замерах. Ответ Роспотребнадзора с результатами замера может быть основанием, чтобы привлечь виновных к административной ответственности.
Даже если предположить, что шумная компания будет сидеть во дворе, дожидаясь сотрудников Роспотребнадзора с шумомерами, и никуда от них не уйдет, — максимум, что им может грозить, это штраф от 500 до 1000 рублей. Но, скорее всего, подростки уйдут раньше.
Что делать в вашем случае
Оптимальный вариант в этой ситуации — договориться с компанией о том, чтобы они уменьшили громкость музыки до разумных пределов.
Тактика разговора простая: подходите к подросткам и сообщаете, что, по вашему мнению, громкость музыки превышает установленные законом нормы. И если они продолжат в том же духе, вы будете вынуждены обратиться в полицию, а их могут привлечь к административной ответственности. Играть бицепсами или угрожать я не рекомендую. Агрессия, как правило, всегда вызывает ответную агрессию. Здесь же закон на вашей стороне, поэтому есть шанс договориться.
Вы пишете, что в вашем случае договориться не получилось: подростки перешли к хамству и угрозам. Но из письма непонятно, в чем заключалось хамство. Предполагаю, что вас оскорбили, то есть унизили честь и достоинство в неприличной форме. А это уже повод для привлечения к административной ответственности. Санкция — штраф от 1000 до 3000 рублей.
Угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью — это уже уголовное преступление. При этом неважно, собирался ли тот, кто угрожает, на самом деле приводить угрозу в исполнение. Достаточно самого ее факта и того, что вы восприняли ее как реальную. Преступление будет считаться законченным в момент высказывания угрозы в ваш адрес.
При этом форма высказывания угрозы не важна: она может быть устной, письменной, оппонент может жестами имитировать ваше избиение, например махать кулаками у лица, не прикасаясь к вам.
Санкция по этой статье — от 480 часов обязательных работ до лишения свободы на срок до двух лет.
Если данные подростков вам неизвестны, отказаться принять заявление все равно не могут. В этом случае устанавливать личности нарушителей обязаны сотрудники полиции.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.