можно ли вклиниваться в военную автоколонну
Военная колонна на трассе — что нужно знать водителю?
Как правильно обогнать транспортную колонну из длинномеров?
Военная колонна на дороге − неприятное явление. А так как встречаются они на пути не часто, водители порой теряются. Многие автомобилисты не знают (или не помнят), как правильно обогнать вереницу военной техники, чтобы не нарушить ПДД. В результате некоторые из них так и плетутся в хвосте, не решаясь выехать на встречную полосу и надеясь, что грузовики вскоре куда-нибудь свернут.
Так что же нужно знать, если вы встретились на трассе с длинной колонной КАМАЗов? Какие действия запрещено совершать в данной ситуации, а какие разрешено?
Обгон и пересечение
Нелишним будет вспомнить определение. Организованная транспортная колонна − это группа, состоящая из трех (или больше) механических транспортных средств, которые с равной скоростью перемещаются по одной полосе друг за другом. У каждого автомобиля обязательно должны быть включены фары. Впереди организованной колонны всегда присутствует головное транспортное средство. Его легко опознать по цветографическим схемам и включенному сине-красному проблесковому маячку.
Источник изображения: vesti.ua
Кстати, на практике длинные колонны обычно замыкают еще одним сопровождающим автомобилем, который также имеет «мигалку» и цветографические схемы. Это необходимо для того, чтобы остальные водители наверняка смогли сориентироваться.
Если группу военных КАМАЗов (или какой-либо другой техники) не возглавляет такой автомобиль, ее нельзя считать организованной колонной. Следовательно, обгонять эту «колейку» можно по общим правилам. Если встречная полоса загружена транспортом, грузовики придется опережать по одному. При этом занимать между ними пространство не возбраняется.
Если же полоса для встречного транспорта свободна, обогнать можно сразу несколько автомобилей. Главное − убедиться в безопасности такого маневра (несколько раз посмотреть по зеркалам и оценить на глаз расстояние, которое у вас есть в запасе).
А как быть, если сопровождающее транспортное средство есть? В этом случае обогнать организованную колонну можно только целиком. Если же водитель головного автомобиля включит сирену, то маневрирование и вовсе запрещается. Тогда действительно придется подождать, пока вереница грузовиков не свернет с дороги (пункт 3.2 ПДД).
Пересекать такую колонну (например, на перекрестке) также строго запрещается. Об этом говорится в пункте 2.7 Правил дорожного движения.
Источник изображения: hightech.fm
Наказание
За занятие места в организованной колонне или ее пересечение предусмотрен административный штраф. Санкции за данный проступок устанавливает часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Размер наказания фиксирован − в 2020 году он составляет 1500 рублей. Предупреждение данной нормой не предусмотрено.
А вот обгон колонны, головной автомобиль которой включил сирену и проблесковый маячок, карается более строго. За подобный маневр водитель может лишится прав на 4-6 месяцев. Такое деяние квалифицируют уже по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Самым мягким наказанием будет штраф в сумме 5000 рублей.
Помните, что организованная колонна далеко не всегда состоит именно из грузовиков. В нее могут входить любые транспортные средства: автобусы, легковые автомобили и даже мотоциклы. Правила маневрирования во всех случаях едины. И наказание за нарушение Правил дорожного движения всегда будет одинаковым.
Как не лишиться «прав» при обгоне колонны машин с сопровождением
Расслабившиеся за зиму водители, редко покидающие пределы мегаполиса, летом, повстречавшись с колонной военных грузовиков или детских автобусов, не могут вспомнить, можно ли обгонять длинную вереницу техники, конвоируемой машиной ДПС или ВАИ. А значит, самое время вспомнить Правила дорожного движения.
Для начала нужно понять, что представляет из себя организованная колонна. И это нам объясняет пункт 1.2 «Основных понятий» ПДД РФ, в котором четко прописано, что «организованная транспортная колонна — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов».
Иными словами, колонна может состоять как из гражданской техники, так и техники любого ведомства, будь то военные, МЧС или полиция. А во главе колонны всегда находится машина сопровождения, которая может принадлежать как ГИБДД или полиции, так и службе скорой помощи или любой другой структуре, автомобили которой имеют разрешение на установку спецсигналов и проблесковых маячков синего и красного цвета.
Встраиваться в колонну запрещено. И это так же прописано в ПДД в п. 2.7: «Водителю запрещено пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них». За нарушение, согласно ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, предусмотрен штраф в размере 1500 рублей. За повторное нарушение штраф составит 5000 рублей, а водитель может лишиться «прав» на год.
При этом опережение колонны, двигающейся в попутном направлении по магистрали с двумя и более полосами — допустимо. Но, как правило, водители вынуждены именно обгонять их, причем с выездом на встречную полосу. И вот тут кроется один нюанс.
Последний абзац п. 3.2 Правил гласит, что «запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств)».
Резюмируя сказанное, делаем вывод, что обгонять колонну, если на машине сопровождения не горят спецсигналы и молчат сирены, а также если водитель рассчитал маневр так, что ему не придется вклиниваться в вереницу сопровождаемой техники, можно. Таким образом остается единственная проблема — нагнав колонну, каким-то образом узнать, включена ли «люстра» у машины сопровождения.
Можно ли обогнать организованную колонну техники?
При военных маневрах подразделения движутся по общественным дорогам как организованные колонны. БТР, грузовики, автобусы и УАЗы едут справа, их сопровождает патруль Военной автоинспекции. При этом автомобилям не дают нормально ехать по дороге.
Вблизи Коврова внедорожники УАЗ не позволяли опередить обычным автомобилям военную колонну. Они ехали по всем полосам и перекрывали путь другим участникам движения. Кто здесь прав? На этот вопрос ответят ПДД.
Понятие организованной колонны
В ПДД сказано, что организованная колонна ТС — это 3 или более механических машин, идущих одна за другой по единой полосе с включенными фарами. ТС сопровождает головной автомобиль с красными и синими маячками.
Для получения преимуществ, колонна должна иметь сопровождающий транспорт. Синие и красные маячки могут использовать полицейские, неотложка, пожарные и ВАИ. Они могут сопровождать колонны. Но позволяется ли им не допускать обгон?
В п. 2.7 ПДД говорится, что водитель не может пересечь организованную колонну или стать ее участником. Между военной и грузовой техникой нельзя встраиваться, нельзя выруливать с прилегающих территорий и дорог.
Запрета на обгон не существует
Обогнать колонну вы можете, когда маневр не станет помехой ее движения и не даст вам возможности оказаться в ее рядах.
Колонна тянется на много метров, а на дорогах с 2 полосами почти нельзя найти места, чтобы ее разглядеть и обогнать всю колонну. Впереди колонны едет машина ГИБДД, и она может обратить внимание на вас, если вы завершите движение сквозь сплошную линию дорожной разметки.
П. 3.2 ПДД говорит, что нельзя обгонять ТС с особыми цветографическими схемами, проблесковыми красными и синими маячками и звуковым сигналом, равно как и ТС, которые они сопровождают.
Если вы и сможете обогнать такую колонну полностью в дозволенном месте и вернуться на нужную полосу по прерывистой, наказание вы все равно получите, если обгоните не только колонну, но и патруль с мигалкой.
Обгон на автостраде
Если вы находитесь на двухполосной дороге, а движение одностороннее, то вы можете обогнать колонну, техника едет справа. Но вы не должны оказаться внутри ряда колонны.
Но военные не особенно владеют вождением грузовых ТС и не умеют вовремя реагировать на маневры других машин. Внутри грузовиков сидят солдаты с винтовками, таким машинам резко тормозить нельзя.
По ст. 12.15 КоАП, обгон колонны или занятие места внутри нее подлежит штрафу в 1500 р.
Если машины ГИБДД и ВАИ не дают вам опередить колонну, то пытаться это делать не следует. Возможно, автомобили везут ценный или опасный груз.
Можно ли обгонять колонну с сопровождением ГИБДД, согласно ПДД
Что зимой, что летом — колонны автомобилей появляются на дорогах в любой сезон и почти всегда неожиданно. Водитель всегда должен быть готов к этому и рассчитывать время с запасом. Ответ есть в ПДД, но не лишним будет ещё раз разобрать эту ситуацию и снять все сомнения.
Впереди замаячила колонна машин или автобусов, и настроение полетело вниз, как и стрелка спидометра — вся эта процессия едет слишком медленно. Детские каникулы, подготовка к военным парадам, учениям или встреча участников какого-то саммита могут спутать все планы.
Если вы рискуете куда-то опоздать, то начинаете лихорадочно прикидывать варианты: обогнать или не стоит? Можно ли так делать или за это обязательно будет штраф?
Прежде всего, определите: колонна организованная или нет. От этого зависит ваше решение.
Можно ли обгонять колонну с сопровождением
Колонна транспорта, организованная по требованиям ПДД, согласно п. 1.2 раздела «Основные понятия», должна выглядеть так:
Оцените колонну по этим критериям. Если все они соблюдены, то перед вами — организованная колонна. Если нет, то это просто группа автомобилей, не имеющих перед другими участниками движения никаких преимуществ.
То есть, «банда» мотоциклистов или свадебный кортеж, как бы красиво они ни построились, без сопровождения ведомственной машины не относятся к категории «организованная колонна». Любой водитель имеет право обгонять их, встраиваться в колонну и покидать её сколько угодно, если потребуется.
А вот вереница военной техники, автобусов со знаком «Дети», грузовиков с гуманитаркой и всего-чего-угодно, если к ним приставлена машина с «люстрой» — это как раз тот случай, когда ваши действия могут посчитать помехой движению. Поэтому соблюдаем правила:
Но есть одно «но», которое водители расценивают, как законную лазейку. Если у машины сопровождения не включен звуковой сигнал, как требует п. 3.2 ПДД, то, вроде как, можно и обгонять. Ведь, получается, что не все требования выполнены?
Честно, я бы не стал рисковать. По закону, оно конечно так. Но как показывает практика, суды быстрее встанут на сторону представителя ГИБДД, чем обычного водителя.
Если вы, плетясь за длинной колонной, разглядели, что машина сопровождения впереди едет без «светомузыки» и вышли на обгон, то очень рискуете. Пока вы едете по встречной, гаишники вас заметят. Что вы будете делать, если они тут же включат все спецсигналы? Ваше положение будет незавидным: вы на встречной полосе, в момент явного нарушения, под пристальным взором сотрудников ГИБДД.
Тут реально не только штраф получить, но и прав лишиться. Поэтому, делаем вывод: лучше не обгонять, а принять эту дорожную ситуацию, как жизненные обстоятельства.
Штрафуют машины за нештатное оборудование, это законно?
Происходит следующее: сотрудники ГИБДД останавливают автомобили, которые выделяются на дороге, и обнаруживают в них изменения, которые установил владелец и которых не было в автомобиле с завода. Далее выписывают штраф по ст. 12.5 ч. 1 — 500 рублей — и постановление на повторное прохождение техосмотра. В противном случае автомобиль автоматически снимается с регистрации через 10 дней.
Все было бы хорошо, если бы это касалось исключительно автомобилей, которые после модификаций несут угрозу безопасности на дороге, например с установленным газовым оборудованием. Но под наказание попадают автомобили, у которых:
Я хочу купить зимние нештатные колеса, но теперь не могу оценить степень законности их использования.
Буду благодарен за ответ письмом или в вашем журнале!
На самом деле никто не запрещает вносить любые изменения в конструкцию автомобиля. Но их надо узаконить, чтобы избежать штрафов.
Расскажу, как это сделать.
Что написано в законе
Закон не запрещает вносить любые изменения в конструкцию машины. Штрафуют владельцев таких машин не за сам факт внесения изменений. Эта норма прописана в ч. 1 ст. 12.5 КоАП: в этой статье написано о несоблюдении определенных условий при эксплуатации автомобиля. Вносить любые изменения своими силами или на СТО закон не запрещает.
Если водитель вносит изменения в конструкцию автомобиля и не получает на них разрешения, ГИБДД может отказать в регистрации автомобиля при изменении собственника либо аннулировать имеющуюся регистрацию до устранения недостатков.
Нет, менять запасные части автомобиля на аналогичные можно без ограничений. Обязательное разрешение нужно получать только на определенные существенные изменения: например, изменение типа кузова, установку нештатных колес, замену галогеновых лампочек на ксеноновые. Полный перечень изменений смотрите в приложении № 9 к регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Абсолютно точно запрещено без согласования:
Это неполный список запрещенных изменений. Полный — в приложении № 9 к регламенту Таможенного союза.
Зачем нужны такие ограничения
Эти требования связаны с безопасностью дорожного движения. Газобаллонное оборудование, установленное вашим знакомым слесарем в гараже, может взорваться, прикрученный на саморезы к кузову нештатный бампер может отвалиться, машина на нештатной резине может непредсказуемо повести себя на дороге. Как себя поведет нештатная подвеска — вообще никто не знает, она может развалиться на ходу.
Владельцам авто кажется, что ничего серьезного они не изменяют, — ну подумаешь, поставили колеса размером побольше. Но колесная арка рассчитана на определенный размер резины. Только при таком размере производитель гарантирует, что колесо не будет цепляться за элементы кузова. Иначе гарантии нет. Представим, что машина на высокой скорости попадает в яму на дороге колесом нештатного размера. Подвеска отрабатывает нормально, но резина рвется от контакта с внутренней частью крыла. Хорошего в этом мало.
Есть еще скрытые минусы, которые напрямую к безопасности не относятся. Например, пробег автомобиля считается по числу оборотов вала коробки передач, фактически — по числу оборотов колеса. Нештатные колеса большего или меньшего диаметра будут искажать данные по пробегу. Это скажется и на сроках обслуживания автомобиля. Но этого может и не случиться — если все сделано правильно.
Как правильно внести изменения в конструкцию транспортного средства?
Первый — сделать все самостоятельно. Нужно найти ближайшую лабораторию с аккредитацией Таможенного союза, которая проведет предварительную техническую экспертизу автомобиля и выдаст заключение о возможности установки дополнительного оборудования. В ГИБДД нужно получить предварительное разрешение на изменение конструкции, установить оборудование, пройти техосмотр, получить диагностическую карту и снова пройти экспертизу — на этот раз уже на безопасность.
Второй путь более простой, но более затратный. Нужно найти станцию техобслуживания, которая сотрудничает с аккредитованными лабораториями. Эта станция техобслуживания не только выполнит сами работы, но и узаконит все изменения. Единого реестра таких СТО не существует — искать придется самостоятельно.
Единого ценника на работы тоже нет: каждый мастер устанавливает цену сам, руководствуясь платежеспособностью клиента. Например, оформление газобаллонного оборудования в разных регионах может стоить от 7 до 10 тысяч рублей — и это только за оформление, без учета самой установки. Для юридических лиц цены на порядок выше. Оформление газобаллонного оборудования на коммерческий автобус, например, будет стоить от 20 тысяч рублей.
Посчитайте, получится ли сэкономить на вносимых изменениях или это будут траты по принципу «понты дороже денег». На мой взгляд, для водителя личного автомобиля будет эффективна только установка газобаллонного оборудования — с ним вы будете тратить на топливо на 30% меньше. В этом случае при больших пробегах окупится как само оборудование, так и оформление изменений в конструкцию автомобиля.
Итак, если вы хотите внести изменения в конструкцию автомобиля, вот последовательность шагов:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Иван, меня вся статья очень расстроила, очень неквалифицированные предположения и заявления уровня профановского я.дзена. Отмеченный Вами момент меня покоробил как математика.
Поверхностная статья с необходимым автору количеством символов.
«Зачем нужны такие ограничения
Эти требования связаны с безопасностью дорожного движения.»
Нет. Это такой же узаконенный отъём денег как и СРО и навязанные аттестации рабочих мест и прочее. Тот кто ставит силовики, нулевики, лифт и ГБО как правило разбирается в вопросе и обращается в достойные компании по переустройству. Швеллер, приваренный к раме не становится безопасней после оформления, однако санкции за неуплату и любой силовик за деньги согласовывается.
Ксенон для колхоза уже не продаётся нигде. Светодиодная замена куда актуальнее.
«Устанавливать в кузове и салоне специальное несъемное оборудование, не предусмотренное заводом-изготовителем. Например, разные силовые бамперы, лебедки, самодельные элементы подвески, нештатные колеса, так называемые шнорхели — устройства на воздушный фильтр, напоминающие паровозную трубу.»
1. Все перечисленные элементы ставятся не в кузове и не в салоне.
2. Лебёдку в бампер невыпирающую за переднюю часть (номер) можно ведь? А сзади в междурамье на пикапе? А на эвакуаторе за кабиной? А по статье нельзя.
3. Слово «шнорхель» уместнее заменить на «увеличенный воздухозаборный патрубок». Труба выводит коптя, а шноркель забирает прихрюкивая.
«Посчитайте, получится ли сэкономить на вносимых изменениях «
А для экономии ли они делаются? Кому-то для эстетики, кому-то для увеличения проходимости, кому-то для увеличения грузоподъёмности или пассажировместимости есть несчитаемые вещи.