Как убрать жетон поддержки root
Как убрать жетон поддержки root
1. В правилах за Маркиссу де Коте написано, что она может «потратить сколько угодно птичьих карт и выполнить еще по 1 действию за каждую». Значит ли это, что она может сразу потратить, к примеру, 2 птичьи карты и получить дополнительные 2 действия, затем начать их выполнять, или же карты она должна тратить последовательно?
Это может быть важно вот в какой ситуации: у Маркиссы на руке 2 птичьи карты, 3 бесплатных действия она уже выполнила, на одной из полян лежит жетон поддержки лесного союза. Маркисса хочет прийти войном на жетон поддержки и атаковать его. В случае, если она сразу тратит 2 птичьи карты, она сможет это сделать, а в случае если она должна последовательно тратить карты и совершать действия, то придя первым действием на жетон поддержки, ей придется отдать вторую птичью карту лесному союзу в сторонники и на нападение у неё действия не хватит.
2. В общих правилах из законов леса сказано:
4.3. Сражения
Решив сразиться, выберите поляну, на которой есть ваши воины или фишка, — это поляна сражения, а вы нападающий. Выберите другого игрока на этой поляне — это защищающийся.
Меня смущает оговорка «или фишка». Про какие фишки здесь идет речь? Если про здания и жетоны, то значит ли это, что если у Маркиссы на поляне стоит здание и нет войнов, а у Лесного Союза лежит жетон поддержки, то Маркисса может инициировать на этой поляне сражение и убрать жетон поддержки нанеся 1 доп. урона по правилу 4.3.2.III Беззащитность. Отсутствие войнов означает, что урон броска Маркиссы не может быть больше 0, но беззащитность дает ей +1 урона, который идет сверх максимального броска, и жетон поддержки будет убран.
Или под словом «жетон» имеется ввиду что-то другое?
И еще вопрос.
В правилах про Лесной союз написано:
8.4.2.II.A. Военное положение. Потратьте ещё 1 сторонника, если на выбранной поляне есть 3 или более воина другого игрока
Это значит, что за КАЖДЫХ троих войнов другого игрока нужно тратить +1 сторонника, или увеличение сторонников работает только один раз, и пусть врагов там хоть 20 штук?
И сразу второй вопрос по этому же пункту — войны всех вражеских играков считаются вместе или должно быть 3 война одного конкретного игрока? То есть если на поляне 2 кошки и 1 птица, это военное положение или нет?
Рут блади рут — обзор настольной игры Root
Про Root, наверное, слышали все. Об этой игре нельзя трудно было не слышать. Первый раз о Root я узнал в негативном аспекте. Один из авторов игры жаловался на БГГ на то, что его «ушли» из команды разработчиков, выплатив гонорар и сказав «спасибо за хорошую идею». Тогда в моей душе возникли чувства Д’артаньяна — мне хотелось пожалеть обиженного разработчика, поддержать его новый проект, который немного схож с Root… А сам Root я планировал проигнорировать. Наивный…
Эту игру сложно было проигнорировать, потому что когда она вышла, то о ней говорили и писали практически все. Поэтому хочешь-не хочешь, а периодически я косился взглядом на Root, заценивая ее прекрасные арты. Я точно не помню, когда у меня поменялось отношение к игре. В какой-то момент я понял, что хочу ее купить. Тем более на предзаказе была отличная цена за нее. Бывшего автора, конечно, жалко, но желание связаться с Root было сильнее.
Я сыграл несколько партий и решил, что могу поделиться вами мнением. Но думаю, что оно может немного измениться, если я наиграю больше 10 партий и освою доп…
Накрываем поляну
Размер коробки Root не дотягивает до бигбокса. Заглянув в ее содержимое, вы поймете, почему игра стоит не таких больших денег.
Мы имеем раскладывающееся двустороннее поле, колоду карт, пакетик с деревянными фигурками и горсть всяких разных картонных жетончиков.
Для меня эта игра середнячок по составу. Ничего лишнего в ней нету. Жетончики лесных жителей хоть и простые, но прикольные. Карточки с текстурой под лен. Но к карточкам у меня есть небольшие претензии. После нескольких партий я заметил, что они стали протираться. И у некоторых карт была какая-то кривая вырубка (по бокам отрывались узкие полоски). Поэтому сразу вам советую обзавестись протекторами.
В целом наполнение коробки меня порадовало. Качество приемлемое, выглядит игра на мой вкус очень приятно и красиво.
(Не)понятные правила
Со мной могут не согласится опытные «рутофилы», но правила этой игры я нахожу неудачно написанными. С точки зрения варгейма все ок — каждый пунктик правил выделен отдельно. Но я не очень привык к такому «солдатскому» расписанию, потому что каждый пункт несет в себе ОЧЕНЬ важную информацию. И если его прочитать невнимательно или внимательно, но не до конца понять, то вы будете играть ОЧЕНЬ неправильно, что приведет к ступору во время партии. Я даже после четвертой партии не был уверен, что играю правильно. А некоторые моменты «недопонимания» меня жутко бесили, потому что из-за них приходилось читать кучи форумов и обзоров. Конечно, вам очень повезен, если вы будете играть с опытными игроками, которые подскажут, что тут и как работает.
Если кто-то насмотрелся на котиков и птичек на фотках и решил, что перед нами семейка, тот сильно ошибается. За ширмой милоты скрывается серьезная стратегическая игра, поэтому игра вполне может называться варгеймом. Но не спешите расстраиваться и махать рукой на игру, если у вас рвотный рефлекс на варгеймы, ибо Root — это скорее гибрид, чем чистый варгейм.
Я постараюсь в этом разделе передать главную суть игры.
В этой игре мы играем за лесных жителей, которые пытаются захватить лес под свой контроль. Но задача лесных фракций не выбить всех конкурентов с полян, а просто набрать 30 победных очков. Хотя без войнушки в Root у вас никак не получится сыграть=)
В коробке вы найдете 4 фракции, за которые можно сыграть. Это коты (Маркиса де Коте), птички (Крылатая династия), зайцы (Лесной союз) и одиночка-Бродяга. А теперь внимание — главная фишка игры:
Т.е. фракции полностью ассиметричны. Например, пока коты активно плодятся по карте и строят свои пилорамы, зайцы занимаются подготовкой к революции, а Бродяга бегает по лесам в одиночку и играет в одному ему понятную ролевую игру.
Давайте глянем на игровое поле. Там мы видим лес и поляны, соединенные между собой тропинками. Каждая поляна имеет масть — лисы, мыши или зайцы (это жители полян). Масти по большей части влияют на розыгрыш карт с руки. На старте игры фракции занимают одну или несколько полян, получают игровой планшет с жетонами, после чего начинают свои экспансии на лес.
В помощь игрокам идут карточки, большую часть которых сначала нужно смастерить. До меня не сразу дошло, как правильно нужно это делать. На картах внизу указаны символы лис, мышей или зайцев. Это значит, что мы должны иметь столько специальных жетонов на соответствующих полянах, сколько указано символов. Коты мастерят с помощью жетонов мастерских, птицы — с помощью жетонов гнезд, зайцы — с помощью жетонов поддержки, а Бродяге для этого нужны жетоны молота. Что интересно — не все карты нужно разыгрывать сразу же. Многие из них можно положить возле своего планшета и разыграть их, когда вам будет удобно. Из минусов — смастеренные карты видят все игроки.
Сражения происходят между фигурками, стоящие на одной поляне. Причем нападать можно по желанию, а не автоматически, если несколько фракций пересекаются в одном месте. Боевка в Root очень простая. Нападающий бросает 2 специальных кубика. Атакующий наносит урон на большем кубике, защищающийся — на меньшем. Нельзя нанести урона больше, чем количество ваших фишек, сражающихся за поляну. За каждый полученный урон игрок забирает в запас свою фигурку. Сражаться могут только воины (деревянные фигурки), жетоны сражаться не могут.
Теперь давайте посмотрим на специфику игры каждой фракции.
Действия фракций разбиты на 3 фазы — утро, день и ночь. Это единственное, что есть общего у фракций=) У каждой фракции есть свой планшет, свое количество воинов и жетонов. Все игровые нюансы и специфика игры за фракцию расписаны на планшетах.
У котов есть замечательное стартовое преимущество — они со старта имеют представителей (по одной фигурке воинов) на всех полянах, кроме одной (ибо на ней сидят птицы=)).
Основная работа котов — пилить лес. Они строят лесопилки (на них скапливаются жетоны дерева), мастерские для ковки карт и казармы для найма воинов. Построенные здания кладутся на свободные места на полянах, которыми вы владеете (это общее правило для всех фракций).
Утром коты кладут по одному жетону дерева на все свои лесопилки.
Днем они могут смастерить карты и сыграть 3 действия на выбор — начать сражение, переместить воинов на соседние поляны, построить здания (потратив дерево), потратить карту на строительство еще одной лесопилки.
Вечером коты берут 1 карты в руку с колоды.
Основная задача котов — строить здания. За это они получают победные очки. Чем больше зданий одного типа вы построите, тем больше очков получите. Вы сами решаете, куда лучше вложиться — в казармы (чтобы иметь больше воинов), в лесопилки (чтобы иметь больше дерева для постройки) или в мастерские (чтобы мастерить больше карт).
Птички
По птичкам вы сразу поймете, в сравнении с котами, насколько по-разному играют фракции. Пока коты строят здания и собирают дерево, птички действуют по собственноручно собранному уставу. Сверху планшета птичек есть ячейки под 4 вида действий — вербовка, перемещение, сражение и строительство. В каждую фазу утра в эти ячейки можно класть 1-2 карты, чтобы в фазу дня выполнять соответствующие действия (каждая карта=действие).
Карты в уставе разыгрываются строго слева направо. Действия выполняются на совпадающей по масти поляне (на каждой карте, напомню, указана масть). И если вдруг вы не можете выполнить действие, то вы теряете ПО, у вас меняется карта предводителя, дающего полезное свойство, и урезается устав до двух карт. Например, если вы должны сразиться на мышиной поляне, а у вас там нет воинов, в связи с чем в династии сразу же начинается смута. Нужно очень внимательно выкладывать карты в устав!
Очки птички получают за распространение гнезд по карте. Вначале игры у них не так много возможностей, но постепенно они начнут прибирать лес к своим рукам, легко перескакивая с поляны на поляну, т.е. с дерева на дерево=)
Зайцы
Играют роль бунтарей, устраивающих беспорядки в лесу. Им не нравится любая власть, поэтому зайцы любят подстрекать к революции на каждой поляне.
Зайцы завязаны на колоде сторонников (это личная колода карт Лесного союза). В фазу утра можно получать поддержку на полянах (помещать жетон поддержки на соседние поляны рядом с лояльными полянами) или поднимать восстания (убрать все компоненты соперников с лояльной поляны и разместить там свою базу). На все эти действия тратятся карты сторонников, поэтому сильно разойтись у вас вряд ли получится, так как карт будет постоянно не хватать.
Днем зайцы могут мастерить, перемещаться по полянам, начинать сражения, вербовать воинов и выступать (для этого мы убираем своего воина с нелояльной поляны и размещаем там жетон поддержки).
Приятный бонус этой фракции состоит в том, что когда соперники убирают их жетоны с поля или приходят на поляну, на которой сидят зайцы, то они должны отдать зайцам карту с руки.
Зайцам довольно сложно в начале игры, но если их не трогать, то они быстро настроят баз и наплодят жетонов поддержки, за которые они получают ценные ПО.
Бродяга
Самый «угашенный» персонаж, имхо. Бродяга — это вообще одна минька, которая может передвигаться не только по полянам, но и прятаться в лесах. Бродяга очень сильно зависит от предметов, которые мастерит либо он сам либо другие игроки. Предметы в игре нужны ТОЛЬКО бродяге, поэтому он может легко придти к вам на полянку и в обмен на карточки взять у вас предметы. За изготовление предметов все фракции получают ПО, а бродяга получает очки за помощь другим фракциям, меняя карты на предметы.
Каждое действие бродяги требует переворота некоторых жетонов. Перевернутые жетоны считаются сломанными. Их можно чинить либо утром (в начале игры вы можете чинить только 3 предмета, но если потом прокачаться, то можно и больше) или самостоятельно с помощью жетонов молота. Также у бродяги существует лимит жетонов, так как его мешок не бездонный. Лишние предметы сбрасываются.
За помощь другим фракциям бродяга получает ПО. При этом ему никто ему не запрещает убивать чужих воинов, за что он также получает очки. Отморозок, что тут еще скажешь=) Самое забавное, что отказаться от помощи бродяги нельзя;)
Очки все фракции получают за размещение своих фракционных жетонов, за создание предметов, за сброс чужих жетонов в сражении. Как только кто-то набирает 30 очков, он побеждает в игре.
Но есть еще один способ выиграть заочно. Иногда среди карт попадаются специальные карты превосходства. Если у игрока уже есть 10 и более очков, он может активировать эту карту превосходства, если она ему попалась, убрать свой маркер с трека очков и постараться выиграть, выполнив условие карты. Например, завладеть определенными полянами на поле.
Еще можно играть на обратной (зимней) стороне поля. На ней масти полян выкладываются случайным образом, что добавляет Root реиграбельности.
По-моему, это все, что я могу сказать о правилах. Переходим к следующему разделу.
Впечатления
У моих знакомых, с которыми я разговаривал про Root, мнения об игре разделились. Одни говорили, что эта игра божественно прекрасна, другие утверждали обратное. До знакомства с игрой я очень надеялся, что игра таки мне зайдет, потому что будет обидно, если все мои надежды пойдут прахом. Я максимально старался не завышать свои ожидания, чтобы потом было не больно падать.
Но все-таки немного больно было. Неплохо так я поранился при чтении правил и изучении игры. Об этом я уже писал немного выше, но напишу еще раз. Читать правила нужно ОЧЕНЬ внимательно, чтобы не пропустить важные нюансы. Я до сих, наверное, в некоторых местах делаю ошибки. Каждый раз, как перечитываю правила или внимательно изучаю планшеты, нахожу что-то новое=)
Геймплей игры мне понравился. Это именно то, что я и ожидал увидеть — четкая жесткая стратежка про контроль территорий и завоевание. Конечно, в первую очередь меня интересовало то, как работает ассиметрия в Root. Каждый игрок играет в свою игру? Вау, это же прикольно! Обычно все эти ассиметрии приводят к дисбалансу (вспомним Chaos in the Old World), а как дела обстоят в Root?
Действительно очень интересно, что все фракции играют совершенно по-разному. Сыграв один раз за одну фракцию и выбрав потом другую, вы испытаете совершенно иные эмоции, т.к. вам придется играть по совсем другим правилам. Чем-то мне это напоминает игры за разные классы в компьютерных ролевых играх.
За котов я играл самый первый раз. Они и птички относятся к несложным в освоении фракциям, и я с этим полностью согласен. Стратегия за котов очень простая — строй, копи ресурсы, плодись по карте. Т.е. сначала надо занять и защитить как можно больше полян, а потом быстро расстроиться и стараться защищать свои земли, чтобы никто не трогал ваши лесопилки.
С лесным союзом мне было сложнее всего. Я не мог понять, как грести лопатой очки за эту фракцию. Я вроде все правильно делал — вел подрывную деятельность, строил базы. Но пока я еле-еле набрал 10 ПО, соперники уже имели 15-20.
Но зато с бродягой у меня случилась любовь с первой партии. За него я сыграл уже 2 раза. Это очень странный персонаж, который играет хаотично. Никогда не знаешь, чего ожидать от бродяги. Он может играть совершенно безобидно, никого не обижать, может сидеть тихонько на полянке и мастерить вещи, а может наточить ножи и пойти вырезать чужие здания. За столом мы всегда шутили по поводу очередных выходок бродяги=)
У каждой фракции есть свои преимущества. Что выгодно делать одному, то не выгодно делать другому. Например, котам тяжело сражаться. Их вроде много на карте, но за сражение приходится тратить ценное действие, которое у котов всего 3 на фазу дня. Поэтому периодически приходится идти на переговоры с кем-то и вступление в альянсы, чтобы не дать кому-то уйти в отрыв. В Root нельзя играть как в песочницу.
В пример могу привести партию, в которой мы играли втроем. За пару ходов бродяга выполнил несколько классных действий и ушел в отрыв на 6 или 7 очков. За следующий круг он добавил еще пару очков. Я в ужасе всех прошу обратить внимание на это безобразие и объединиться, чтобы как-то приструнить бродягу, который рвется к победе. Но мне было не выгодно сражаться (играл за котов), потому что если я начну войну против бродяги, то не смогу набирать очки. Т.е. я дам фору своим соперникам, и не факт, что смогу остановить бродягу. Другие игроки фыркнули и сказали, что им выгоднее развиваться и мочить мои постройки. В итоге через пару кругов бродяга без проблем одержал победу.
Так вот в Root важны следующие вещи:
Игра очень умная. Вы должны четко видеть, где нужно гнуть свою линию, а где переключиться на выполнение второстепенных обязанностей. Если сыграть неправильно один раз, можно испортить себе всю игру. О да, здесь очень критична роль ошибки. Если вы протупили и в свой ход зевнули атаку на ваше гнездышко, то вы может быть не сможете оправиться от полученного урона до самого конца игры. Если сделать ошибку, можно сыграть партию буквально за полчаса. Да и в целом Root нельзя назвать долгой игрой (что мне очень нравится), но иногда партии просто пролетают, как скоростные японские поезда.
Конечно же, очень сильно влияют на игру и пришедшие в руку карты. В отличии от других подобных настолок, тут карты нужно перед применением мастерить. И если у вас нет нужных мастерских, то вы не сможете ничего сыграть. Так что игре действительно есть что вам предложить в плане ширины стратегии. Куда пойти развиваться? Строить базу или плодить воинов? Атаковать или защищаться?
Здорово, что фракции применяют карты по-разному. Для кого-то это средство для пополнения колоды соратников, для кого-то разменная монета, для кого-то способ развить свой устав.
Стартовые раскладки по сути примерно одинаковые, что говорит о том, что в каждой новой партии можно начинать одинаково играть. Это, конечно же, специфический момент игры. В шахматах такая же ситуация, но все равно люди играют в игру веками=) Поэтому первые несколько ходов в Root довольно предсказуемые. В плане реиграбельности помогает обратная сторона поля, в которой поляны имеют другие масти, и разный приход карт в руку. А карты, как уже известно, помогают реализовываться нашим стратегиям.
Каким составом лучше играть? Имхо, вчетвером. Полный фарш дает самые незабываемые ощущения. Втроем играть тоже можно — на карте становится чуть свободнее. Но партии вдвоем совсем не могу порекомендовать. Играть вдвоем можно, но эмоции не те.
Очень важно знать и понимать, что Root не раскрывается игрокам сразу с первой партии. Это не такая игра, от которой сразу штырит и ты хочешь еще и еще. За каждую фракцию желательно сыграть несколько раз, чтобы понять, как они работают. Если вы готовы потратить время на 8-10 партий, чтобы постичь дзен Корней, то это игра для вас. Собственно, вот почему многие настольщики после одной партии говорят, что не понимают хайпа вокруг Рут. После одной партии сложно понять, как тут что работает. В моей самой первой партии мы вообще тыкались как слепые котята лишь бы куда — о каких тут восторгах может идти речь? Конечно, если вы сыграете даже 5 раз, то не факт, что игра вам полюбится. Может быть это действительно не ваше=) Так что я не буду вас заставлять закрыться неделю дома и играть в Рут до полного понимания. Но и не ждите от первой партии чудес=)
И в продолжении этой же темы раскрытия игры хочу сказать, что если новички будут играть со старичками, то первые будут нещадно биты опытными товарищами. В игре опыт имеет большое значение.
Меня, как любителя сражений, очень интересовала механика проведения боя. Увидев всего два кубика и несколько небольших абзацев про правила ведения боя, я сразу немного взгрустнул. Но когда сыграл несколько раз, то понял, что боевка в Root мне кажется симпатичной. Очень хорошо, что шанс на «дать в тык» есть у каждой стороны конфликта. Например, на кубиках выпадает 1-1, оба игрока убирают по одной фигурке, и как бы почти ничего страшного не случилось. А ведь могут еще выпасть нули! Плюс есть карточки, позволяющие выскочить из засады и до начала боя убрать 2 фигурки противника. Так что боевка хоть и простая, но симпатичная.
Никогда не скрывал, что Рут в первую очередь привлек меня своим внешним видом. С коробки и игровых компонентов на нас смотрят миленькие лесные жители, которые настраивают нас на веселый семейный лад. Имхо, игра выглядит просто божественно! Я обожаю эти деревянные миплы воинов, которые вроде как смотрятся простенько, но на самом деле в простоте скрывается высокое искусство.
Другое дело, что на самом деле арты нас немного обманывают. Когда смотришь на всю эту милоту, то кажется, будто бы это какая-то евро-семейка с простым игровым процессом. А потом играешь — и оба-на — варгейм! Вместо животных вполне могли бы быть исторические племена или народы. Вместо леса — карта Европы. Играли бы вы в такую игру? Уверен, что многие бы сказали, что это скукота какая-то. Зайчики, котики и мышки позволили игре расширить сферу своего влияния. Какие-нибудь монголы и татары вряд ли были бы интересны массам.
Дополнение
Уже доступно на русском и дополнение (Речное братство). Оно включает в себя 2 новые фракции и авто-кошек, которые играют как бот. Это дополнение сразу же было мною куплено, и я планировал его разобрать пораньше, чтобы рассказать о нем в этом обзоре. Но так и не успел сыграть. Так что обязательно это сделаю чуть позже.
И в итоге?…
Играя в Root, я получил несколько видов эмоций. Сперва мне показалось, что игра действительно получила слишком много хайпа и ей чего-то не хватает. Потом я продолжил изучать игру, и мне она стала раскрываться с более интересных сторон. У меня появились любимчики, правила стали более удобоваримыми. И сейчас я нахожусь на стадии — «да, это хорошая игра, не шедевр, но хорошая«. некоторые мои знакомые считают игру шедевром, но они сыграли гораздо больше партий, чем я. И еще они играли с допом. Может быть и я скажу когда-нибудь так.
Одно я могу сказать уверенно уже сейчас — игра совершенно точно на любителя. Root — игра не для всех. Кто не хочет изучать механику фракций, кто не хочет мыслить масштабно, кто не готов к прямому противостоянию, тому игра точно не зайдет. Эмоции, которые вы будете получать от игры, будут очень сильно зависеть от того, с кем вы играете. Если играть спустя рукава, не следить за ситуацией, не слушать и не слышать соперников, то игра будет унылой. Лично для меня очень важно, с кем я буду играть в Рут. Если это будут те люди, которые собаку съели на этой игре, если они готовы рвать и метать и глаза у них горят, то мне тоже будет интересно играть. Если играть от балды — будет скучно.
Ассиметричные фракции — это прикольно, но это усложняет понимание игры, потому что в нее нужно наиграть много партий, чтобы все переварить.
Игра классно задумана, так как ее можно прекрасно развивать с помощью дополнений. Просто клепай новые интересные фракции, которые не будут ломать старые. Одно дополнение уже есть, второе скоро должно выйти, и у меня уже чешутся руки попробовать их все.
Моя оценка игре колеблется где-то между 7 или 7,5 из 10. Может быть с допом потом поставлю 8. А может быть даже и до 9 дотянет, кто его знает.
Классная по оформлению игра, глубокая стратегия, очень зависит от того, с кем играешь, требует долгого изучения и понимания, хорошая реиграбельность, на любителя. Советовать сразу покупать не буду, поиграть — советую. Как минимум, приобретете интересный опыт.