Как убрать застенчивость у ребенка
Ребенок 9-10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать?
Как повысить самооценку ребенка. Как побороть застенчивость
Лариса Суркова кандидат психологических наук, семейный и детский психолог, мама шести детей
Ребенок 10 лет еще не подросток, но уже и не малыш. Считается, что предподростковый возраст — один из самых легких для родителей: ребенок уже адаптировался в школе, у него есть увлечения, постепенно ему предоставляется все больше самостоятельности. Но есть дети, которым и в этом благополучном возрасте непросто — застенчивые и с низкой самооценкой.
Самая низкая самооценка — в 9-10 лет
Что такое самооценка в психологии? Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Дети с рождения имеют завышенную самооценку. Это, конечно, явление, подогреваемое родителями, — малыш для них центр Вселенной, их мир. Им постоянно восхищаются, ему всегда демонстрируют свою любовь. По мере взросления самооценка начинает падать: родители все чаще ругаются на ребенка, он встречается с социумом, который разбивает его представления о себе.
И вот к 9-10 годам это падение достигает самой низшей точки. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности — в старшем подростковом возрасте.
Конечно, есть факторы, которые могут как благоприятно, так и разрушающе действовать на ребенка:
Тест на самооценку
Наблюдаете ли вы у своего ребенка:
Если вы ответили «да» более 5 раз, то имеет смысл подумать о помощи ребенку.
Как повысить самооценку: 9 правил
Как же могут помочь ребенку родители или близкие люди в такой ситуации?
Застенчивость
Застенчивость — один из частых симптомов младшего подросткового возраста. Но ее предвестники можно увидеть гораздо раньше: в возрасте 5-6 лет родители отмечают, что ребенок замыкается в себе. Он стесняется, когда в дом приходят гости, не участвует в детских спектаклях и, как правило, с трудом ходит в детский сад или многолюдные места. Некоторые дети даже заболевают перед приходом гостей или из-за необходимости идти в гости!
А когда ребенок достигает школьного возраста, эта проблема становится особо острой. Ведь сюда добавляются все те особенности развития, в том числе и физиологического, о которых мы уже говорили.
Что же такое застенчивость? Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряженность, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков. В переводе на русский язык это определение из словаря означает, что человек боится, постоянно находится в ожидании удара, потрясения от окружающего мира.
Конечно, застенчивость — это определенный стресс для организма и психики. Как же нам помочь ребенку?
Путь к исцелению и спокойствию вы сможете пройти только вместе!
Застенчивый ребенок: рекомендации родителям
На первый взгляд детская застенчивость не является проблемой, а, наоборот, выглядит очаровательно и мило. Но для ребенка застенчивость может стать причиной больших сложностей в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. Застенчивый малыш постоянно находится в напряжении, его пугает смена обстановки и незнакомые люди, ему трудно проявить себя. Застенчивость не исчезает сама собой, а с возрастом может сильно усугубиться. Поэтому очень важно начать работать над причинами застенчивости ребенка и учить его взаимодействию с людьми еще в детстве.
Признаки застенчивости
Застенчивый ребенок выделяется среди своих сверстников. Пока все увлечены шумной игрой, он тихо сидит в уголке и наблюдает. Такие дети очень неуверенны в себе, самокритичны. Поэтому обычно они стараются остаться незамеченными и осторожничают в действиях. Иногда застенчивость скрывается под маской показной демонстративности и развязности.
Застенчивость – это социальное явление. Она проявляется непосредственно в ситуациях межличностного общения. Из-за застенчивости ребенку тяжело продемонстрировать свои умения и навыки обществу, какими бы талантами он не обладал, поэтому он не может почувствовать себя значимым и ценным.
Застенчивость приводит к замкнутости и ограниченности круга общения. Застенчивого ребенка тяжело вывести на разговор и вовлечь в коллективную деятельность. В незнакомом месте застенчивый малыш не отойдет от мамы или другого близкого человека.
Застенчивые дети тяжело переносят общественное внимание, направленное на их персону, даже если это похвала. В стрессовых для ребенка ситуациях межличностного общения, у него могут проявляться такие «симптомы», как:
Причины застенчивости малыша
Для того чтобы выбрать правильную тактику общения с застенчивым ребенком и помочь ему побороть скромность и неуверенность в себе, сперва необходимо понять причину проблемы.
Причиной застенчивости малыша может быть то, что его называют застенчивым. Ребенок формирует представление о себе во многом из слов взрослых, поэтому старайтесь не обсуждать при нем его проблемы. Акцент лучше сместить на позитивные моменты.
Изоляция (ограничение контактов в результате болезни или убеждений родителей, гиперопеки).
Как помочь ребенку преодолеть застенчивость?
В первую очередь необходимо проанализировать свое поведение и задать себе вопросы: не слишком ли много я требую от ребенка? Сравниваю ли я ребенка с другими детьми? Бывает ли так, что я заставляю малыша сделать то, что важно мне, а не ему? Не слишком ли я опекаю ребенка? Как я реагирую на его застенчивость? Ответы на эти вопросы, возможно, помогут Вам понять, стоит ли что-то поменять в Вашем поведении и тем самым помочь ребенку побороть застенчивость. О том, какие способы преодоления застенчивости у малыша существуют, смотрите на видео.
Дошкольник не может преодолеть застенчивость самостоятельно. Задача взрослых – помочь малышу справиться с проблемой. Добиться этого можно, следуя следующим правилам:
Развивайте у ребенка позитивное восприятие себя. Застенчивые дети считают, что окружающие люди негативно настроены по отношению к ним, поэтому боятся раскрыться и быть осмеянным. Чтобы противостоять этому ощущению, нужно развивать у малыша позитивную Я-концепцию, любовь к себе и чувство своей уникальности. Постарайтесь создать и поддерживать дома атмосферу доверия и взаимопонимания. Принимайте ребенка таким, какой он есть, не критикуйте его личности и ни в коем случае не сравнивайте его с другими.
Формируйте адекватную самооценку. Низкая самооценка – одна из причин застенчивости. Чтобы поднять самооценку малыша, хвалите его. Ставьте перед ребенком достижимые цели, чтобы он как можно чаще оказывался в ситуации успеха.
Будьте примером для ребенка. Малыши учатся во многом через наблюдение за взрослыми. Ненавязчиво показывайте ребенку пример, как вести себя в той или иной ситуации.
Покажите крохе, что взрослые тоже ошибаются и испытывают негативные переживания. Умения взрослых признавать свои ошибки и находить пути решения проблем служит для малыша примером.
Снижайте тревожность. Очень важно поддерживать ребенка эмоционально и помогать ему там, где это необходимо.
Обучайте навыкам общения. Почаще приглашайте в гости детей. На своей территории ребенок чувствует себя увереннее и ему будет легче пойти на контакт. Лучше если малыш будет тренировать навыки общения с детьми младше его самого. Также полезно играть с ребенком в такие сюжетные игры, как «У доктора», «В магазине», «Детский сад» и так далее. Разыгрывая различные сюжеты, Вы можете показать крохе, как вести себя в тех или иных ситуациях.
Учите принимать себя и формируйте у малыша чувство собственного достоинства. Как правило, застенчивые дети акцентируют внимание на своих недостатках и слабостях. Помогите ребенку увидеть и свои сильные стороны. Например, можно отдать малыша в кружок или секцию, которая ему интересна и в которой он будет иметь потенциал.
Выводы
Застенчивость – одна их самых распространенных и сложных проблем в сфере межличностных отношений. Она может являться причиной таких проблем, как неспособность выразить свое мнение, боязнь смены обстановки и новых знакомств, трудности при участии в коллективных занятиях, скованность и напряженность в общении и так далее. Для того чтобы помочь ребенку преодолеть застенчивость, нужно уделять особое внимание развитию у него адекватной самооценки и позитивного восприятия себя, уверенности в себе и учить взаимодействию с другими людьми.
Заключение
Иногда бывает нелегко справиться с возникающими трудностями своими силами. В Монтессори-центре «Созвездие» Вы можете получить консультацию психолога, который даст ответы на все интересующие Вас вопросы и поможет справиться с трудностями. Мы всегда открыты для Вас!
Статью подготовила психолог
Сафонова Мария
Как убрать застенчивость у ребенка
На первый взгляд детская застенчивость не является проблемой, а, наоборот, выглядит очаровательно и мило.
Бесплатные занятия с логопедом
На первый взгляд детская застенчивость не является проблемой, а, наоборот, выглядит очаровательно и мило. Но для ребенка застенчивость может стать причиной больших сложностей в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. Застенчивый малыш постоянно находится в напряжении, его пугает смена обстановки и незнакомые люди, ему трудно проявить себя. Застенчивость не исчезает сама собой, а с возрастом может сильно усугубиться. Поэтому очень важно начать работать над причинами застенчивости ребенка и учить его взаимодействию с людьми еще в детстве.
Признаки застенчивости
Застенчивый ребенок выделяется среди своих сверстников. Пока все увлечены шумной игрой, он тихо сидит в уголке и наблюдает. Такие дети очень неуверенны в себе, самокритичны. Поэтому обычно они стараются остаться незамеченными и осторожничают в действиях. Иногда застенчивость скрывается под маской показной демонстративности и развязности.
Застенчивость – это социальное явление. Она проявляется непосредственно в ситуациях межличностного общения. Из-за застенчивости ребенку тяжело продемонстрировать свои умения и навыки обществу, какими бы талантами он не обладал, поэтому он не может почувствовать себя значимым и ценным.
Застенчивость приводит к замкнутости и ограниченности круга общения. Застенчивого ребенка тяжело вывести на разговор и вовлечь в коллективную деятельность. В незнакомом месте застенчивый малыш не отойдет от мамы или другого близкого человека.
Застенчивые дети тяжело переносят общественное внимание, направленное на их персону, даже если это похвала. В стрессовых для ребенка ситуациях межличностного общения, у него могут проявляться такие «симптомы», как:
Причины застенчивости малыша
Для того чтобы выбрать правильную тактику общения с застенчивым ребенком и помочь ему побороть скромность и неуверенность в себе, сперва необходимо понять причину проблемы.
Причиной застенчивости малыша может быть то, что его называют застенчивым. Ребенок формирует представление о себе во многом из слов взрослых, поэтому старайтесь не обсуждать при нем его проблемы. Акцент лучше сместить на позитивные моменты.
Изоляция (ограничение контактов в результате болезни или убеждений родителей, гиперопеки).
Как помочь ребенку преодолеть застенчивость?
В первую очередь необходимо проанализировать свое поведение и задать себе вопросы: не слишком ли много я требую от ребенка? Сравниваю ли я ребенка с другими детьми? Бывает ли так, что я заставляю малыша сделать то, что важно мне, а не ему? Не слишком ли я опекаю ребенка? Как я реагирую на его застенчивость? Ответы на эти вопросы, возможно, помогут Вам понять, стоит ли что-то поменять в Вашем поведении и тем самым помочь ребенку побороть застенчивость. О том, какие способы преодоления застенчивости у малыша существуют, смотрите на видео.
Дошкольник не может преодолеть застенчивость самостоятельно. Задача взрослых – помочь малышу справиться с проблемой. Добиться этого можно, следуя следующим правилам:
Развивайте у ребенка позитивное восприятие себя. Застенчивые дети считают, что окружающие люди негативно настроены по отношению к ним, поэтому боятся раскрыться и быть осмеянным. Чтобы противостоять этому ощущению, нужно развивать у малыша позитивную Я-концепцию, любовь к себе и чувство своей уникальности. Постарайтесь создать и поддерживать дома атмосферу доверия и взаимопонимания. Принимайте ребенка таким, какой он есть, не критикуйте его личности и ни в коем случае не сравнивайте его с другими.
Формируйте адекватную самооценку. Низкая самооценка – одна из причин застенчивости. Чтобы поднять самооценку малыша, хвалите его. Ставьте перед ребенком достижимые цели, чтобы он как можно чаще оказывался в ситуации успеха.
Будьте примером для ребенка. Малыши учатся во многом через наблюдение за взрослыми. Ненавязчиво показывайте ребенку пример, как вести себя в той или иной ситуации.
Покажите крохе, что взрослые тоже ошибаются и испытывают негативные переживания. Умения взрослых признавать свои ошибки и находить пути решения проблем служит для малыша примером.
Снижайте тревожность. Очень важно поддерживать ребенка эмоционально и помогать ему там, где это необходимо.
Обучайте навыкам общения. Почаще приглашайте в гости детей. На своей территории ребенок чувствует себя увереннее и ему будет легче пойти на контакт. Лучше если малыш будет тренировать навыки общения с детьми младше его самого. Также полезно играть с ребенком в такие сюжетные игры, как «У доктора», «В магазине», «Детский сад» и так далее. Разыгрывая различные сюжеты, Вы можете показать крохе, как вести себя в тех или иных ситуациях.
Учите принимать себя и формируйте у малыша чувство собственного достоинства. Как правило, застенчивые дети акцентируют внимание на своих недостатках и слабостях. Помогите ребенку увидеть и свои сильные стороны. Например, можно отдать малыша в кружок или секцию, которая ему интересна и в которой он будет иметь потенциал.
Выводы
Застенчивость – одна их самых распространенных и сложных проблем в сфере межличностных отношений. Она может являться причиной таких проблем, как неспособность выразить свое мнение, боязнь смены обстановки и новых знакомств, трудности при участии в коллективных занятиях, скованность и напряженность в общении и так далее. Для того чтобы помочь ребенку преодолеть застенчивость, нужно уделять особое внимание развитию у него адекватной самооценки и позитивного восприятия себя, уверенности в себе и учить взаимодействию с другими людьми.
У вас застенчивый ребенок? Как побороть стеснительность
Как общаться с ребенком-интровертом и как повысить его самооценку
Евгения Голобокова журналист
Ирина Кудинова семейный педагог
Родителям застенчивых детей поначалу может быть даже удобно это качество малыша: кроха никого не поколотит в песочнице, не отберет игрушку. Но ближе к детскому саду, а тем более школе многим уже хочется как-то побороть застенчивость сына или дочери, сделать их более общительными. Что действительно можно изменить, если вам достался ребенок-интроверт, а что в его характере стоит просто принять?
У вашего наследника довольно закрытый характер: он редко стремится в общество других детей, умеет сам придумывать для себя игры и глубоко погружается в свои фантазии, чаще слушает, чем говорит сам. Иногда вы думаете, что дело в том, что он интроверт, или застенчивый, или замкнутый.
Вас это может беспокоить – ведь из-за застенчивости малыш все время оказывается где-то в задних рядах, в хвосте, упускает все самое интересное и вообще проводит слишком много времени в одиночестве. Вы боитесь, что у него не будет друзей или что он не сможет получить от жизни то, что захочет, потому что слишком застенчив, чтобы попросить или заявить о себе? А может быть, это «говорит» с вами опыт вашего собственного детства, когда вы всего стеснялись и избегали общения с другими?
Важно помнить, что между замкнутостью и застенчивостью все же есть разница: в первом случае ребенок действительно не нуждается в обществе других людей, во втором – не играет с другими детьми не потому, что сам не хочет, а потому что не знает, как подступиться к этой пугающей задаче. Как научить малыша общаться, ведь жить ему придется в обществе, и он должен найти свое место в мире?
Правила обращения со стеснительным ребенком
Психологи уверены, что в то время как одни малыши стесняются потому, что сомневаются в себе и обладают низкой самооценкой, другие просто генетически предрасположены к такому типу поведения и общения с миром. В их случае застенчивость – это наследственная черта, полученная от мамы или папы (или даже от обоих родителей сразу).
Важно понимать, что интровертность и застенчивость – это черты личности, а не проблемы, с которыми непременно надо бороться. Очень многие проявления постепенно уйдут сами собой – кроха их просто перерастет.
Конечно, это не значит, что нужно смириться и ничего не делать. Наоборот, в детстве гораздо проще принять и освоить основные навыки коммуникации, принятые в социуме. Что же можно сделать прямо сейчас? Вот несколько советов.
Во что поиграть с ребенком-интровертом
Идем в гости. Возьмите несколько мягких игрушек и поделите их: часть останется с вами, часть пойдет «в домик» к малышу. Теперь звери будут ходить друг к другу в гости! Пусть ребенок командует. Кто пойдет первым? Что он возьмет с собой – угощение или игрушки? А что скажет, когда войдет в домик? Как поведут себя хозяева? Разыграйте по ролям все диалоги так, чтобы малыш побыл и гостем, и хозяином.
Ничего не слышу. Договоритесь с ребенком, пусть он расскажет вам, что с ним произошло, или короткую сказку. Но вот незадача – ваши уши сегодня «не работают», так что придется все показывать. Вы можете задавать наводящие вопросы («А потом ты куда пошел? А что ты там делал?»), а малыш будет изображать это с помощью мимики, жестов и пантомимы.
Варим суп. Поставьте в комнате большую коробку или контейнер для игрушек – это будет кастрюля. Договоритесь, что для супа вам нужны разные овощи. Часть их заменят игрушечные, а вы с малышом выберете себе по одному названию, например «морковка» и «свекла». Сначала вы будете поваром: командуйте, что класть в суп, а когда назовете овощ, которым стал малыш, пусть он тоже залезет в коробку. Потом поваром будет ребенок.
Как повысить самооценку ребенка и его уверенность в себе
Многие дети чувствуют стеснение потому, что им не хватает мотивации и уверенности в себе. Помогите ребенку раскрыть свои сильные стороны. Вместе чаще обсуждайте, что у него получается хорошо, в чем он силен, какими качествами обладает.
Кстати, это необязательно должны быть какие-то умения – петь, рисовать, быстро бегать. Может, ваш малыш отличается доброжелательностью, или всегда готов прийти на помощь другим, или очень аккуратный и уже умеет сам наводить порядок в своей комнате. Когда вы рассказываете ребенку о нем самом, это помогает ему лучше понять себя, свое место в мире, формирует его самоидентификацию. Он будто смотрит на себя глазами мамы – любящими и любующимися, и понимает: «Я – хороший».
Не торопите малыша, если он еще не готов к общению. При необходимости станьте «переводчиком»: объясняйте, зачем к нему подошел другой ребенок, что можно ему сказать, чем заняться вместе. Например: «Мальчик пришел с тобой знакомиться. Смотри, какой у него замечательный самокат. И у тебя тоже самокат, немножко другой. Вы можете вместе прокатиться».
Если вы заметили, что малыш с удовольствием общается с каким-то ребенком во дворе или садике, познакомьтесь с его родителями, попробуйте встречаться чаще или вместе сходить куда-то. Можете даже пригласить этого ребенка к себе в гости – в ситуации, когда ваш малыш дома, в своей привычной обстановке, он будет чувствовать себя гораздо увереннее. Это поможет ему освоить первые навыки социализации, быть более открытым и взаимодействовать с другими людьми.
Обойдитесь без ярлыков. Часто мы сами усугубляем ситуацию, называя малыша в присутствии других людей – детей или взрослых – замкнутым, застенчивым, стеснительным. В итоге ребенок думает: «Конечно, мама всегда права, наверное, я и есть стеснительный». Это ведет к очередному «минусу» от уверенности в себе.
Старайтесь меньше комментировать поведение маленького с оценочной точки зрения, не говорите фраз вроде «Жалко, что ты не хочешь ни с кем дружить» или «Ну почему же ты все время стесняешься?». Такие комментарии не стимулируют малыша изменить свое поведение, зато заставляют его чувствовать себя еще хуже.
Запоминайте и затем вместе с ребенком обсуждайте ситуации, когда он смог справиться со своей замкнутостью, например подошел к незнакомой девочке и попросил разрешения поближе рассмотреть красивую куклу или предложил мальчику поменяться ненадолго самокатами. Обязательно уточните, как вы гордитесь тем, что малыш сам вступил в разговор и смог договориться. Поощряйте такое поведение – более открытое и смелое, чем обычно.
Как убрать застенчивость у ребенка
На вопросы родителей, как правильно относиться к застенчивости у детей дошкольного возраста, отвечают детские психологи.
Бесплатные занятия с логопедом
Современный образ жизни предполагает необходимость общения с большим количеством людей. Дети окружены сверстниками, воспитателями, учителями. Отношения с окружающими не всегда складываются благополучно. Уверенным в себе, общительным ребятам легче. Но есть дети, поведение которых явно говорит, что перед вами застенчивый ребенок.
Как справляются с проблемами общения стеснительные? Насколько все серьезно? На вопросы родителей, как правильно относиться к застенчивости у детей дошкольного возраста, отвечают детские психологи.
Что надо знать о психологии застенчивых детей
Стоит ли обращать внимание на застенчивого ребенка и пытаться ему помочь? Психологи утверждают, что застенчивым детям сложно. При этом определенная застенчивость необходима – странно выглядят малыши, живо начинающие общение, излишне бойко ведущие разговор. Но часто стеснительность доставляет мучительное неудобство. Дети болезненно замкнуты, постоянно напряжены. Сложности вызывают детсадовские праздники, школьные выступления, устные ответы. В детском коллективе может появиться агрессия, насмешки. Если малыш слишком стеснительный, помочь ребенку преодолеть застенчивость должны родители.
Как проявляется застенчивость
Многие мамы и папы не придают данной проблеме особого значения. «Не любит совместные игры», «нравится быть одному», «не хочет знакомиться», – взрослые искренне верят, что дитя предпочитает одиночество, что просто ему присуща скромность.
Стоит рассмотреть эмоциональную сторону застенчивости: какими сын (дочь) видит отношения с окружающими? Какими мечтает их сделать? Только поняв эмоциональный настрой, можно будет помочь чаду победить застенчивость.
Часто считается, что малыши «перерастают» сложности общения. Действительно, часть детей, взрослея, побеждает неуверенность, стеснительность в общении с окружающими. Но процесс такого преодоления сложен и длителен. Поэтому родители должны знать, каким бывает застенчивый ребенок, как ему помочь. Когда ресурсов семьи недостаточно, обязательно стоит обратиться к детскому психологу.
Важно! Постоянное стрессовое состояние, сопровождающее застенчивость, порождает неврологические нарушения. Могут возникнуть нервные тики, заикание.
Особенности застенчивых детей
Стеснительных детей иногда называют невидимками – они избегают чужого внимания. Психологи отмечают характерный внешний вид: опущенная голова, прячущийся взгляд, ссутуленные плечи. Со стороны ребята могут выглядеть идеалом воспитанника: тихие, послушные, уступчивые. Психологи утверждают, что такой портрет может быть обманчивым, так как имеются негативные особенности поведения, свойственные стеснительным детям:
Почему ребенок начинает стесняться
Часто в семье задаются вопросом почему ребенок начинает стесняться? Психологические особенности застенчивых детей показывают, что их внутренние переживания гораздо серьезнее внешних проявлений. Как родителям понять, что у них действительно застенчивый ребенок, и каковы пути преодоления застенчивости? Выявить проблему помогут несложные тесты. Диагностика застенчивости у детей дошкольного возраста легко проводится в домашних условиях.
Кукольный тест для дошкольников
Стеснительные ребята избегают обсуждений внутреннего мира, но охотно соглашаются поиграть с родителями. Это хороший прием, помогающий выявить проблему и помочь ребенку преодолеть застенчивость. Выбирается мягкая игрушка (например, мишка). Остальные игрушки – дополнительные персонажи, в главной роли действуют то ребенок, то взрослый. Предлагаются различные сценарии взаимодействия, например:
Давай познакомимся. Ребенок управляет игрушкой. Медвежонок смелый, веселый, ему предстоит первым подойти к играющей компании, поздороваться, познакомиться. Задаются вопросы:
Давай поиграем. Роли меняются. Теперь взрослый управляет действиями главного героя (медвежонка). Зверек «отказывается» играть, общаться. Взрослый задает вопросы типа:
Ответы застенчивого ребенка будут подробными и информативными, в какой-то степени раскроют глубину проблемы.
Важно! Стеснительные ребята, играя, часто представляют собственных персонажей общительными и дружелюбными, умеющими поддержать беседу. Именно на эти качества нужно обратить внимание дошкольника, чтобы показать застенчивому ребенку, как преодолеть страх общения.
Тест для младших школьников
Ребятам постарше предлагаются школьные ситуации. Свое волнение по их поводу нужно оценить по шкале от 1 до 10.
Примерные варианты предлагаемых ситуаций:
Проставленные баллы позволяют проанализировать степень застенчивости.
Причины детской застенчивости
Родителям нужно знать, что составляющими проблемы застенчивого ребенка являются неуверенность и повышенная тревожность. Именно их причины следует выяснять, чтобы понять, как помочь стеснительному ребенку.
Наследственность
«Душевная организация» детей часто аналогична родительской. Если семья живет замкнуто, имеет узкий круг общения, детишкам сложно принять иную модель поведения. Возможность наблюдать развитие дружеских отношений отсутствует. Поэтому контакты с незнакомыми людьми становятся нарушением привычного жизненного ритма.
Критические замечания родителей
Для каждого важно осознавать собственную ценность, реализовывать свои амбиции. К сожалению, не все родители такого мнения. Чувствительные дети болезненно воспринимают необдуманные замечания взрослых. Психологи приводят историю женщины, в детстве услышавшей, что у нее полные ноги. Переживания из-за веса преследовали ее всю жизнь. Необдуманные высказывания об умственных способностях, внешности человека способны сильно травмировать. Резкие замечания оборачиваются неуверенностью, желанием спрятаться, избежать всеобщего внимания.
Важно! Если дети имеют заметный недостаток внешности, задача родителей – повышение их самооценки. Нельзя допускать унизительные комментарии, которые приводят к формированию личности с низкой самооценкой.
Повышенная тревожность родителей
Мечтая о спокойном, уверенном поведении своего чада, мамы и папы частенько забывают о собственном поведении. Излишняя тревожность выражается в том, что мелким фактам придается трагическое значение. Это касается учебы, развивающих занятий. Итогом становится страшное беспокойство по поводу незначительного нарушения правил. Забытая дома тетрадь вызывает панику, страх. Малышу кажется, что его поведение – объект пристального внимания всех вокруг.
Излишняя требовательность семьи
Родительская любовь не требует дополнительных действий детей. Но многие взрослые демонстрируют разочарованность в ребенке. Мелкие промахи преувеличиваются, ошибки становятся прецедентами. Маленький человек перестает верить в себя. Он заранее предчувствует неудачу, ждет критики. Это подкрепляется страхом вновь не оправдать всеобщие ожидания.
Особенно неприятными бывают сравнения детей со сверстниками, которые лучше учатся, более ловкие, самостоятельные, успешные.
Контакты с агрессивными детьми
Многие лидеры детского коллектива ведут себя грубо. От них исходят злые насмешки, унижающие замечания. Могут применяться толчки, удары, о которых другие ребята молчат. Причины подобного поведения могут быть различными. Дети быстро завоевывают лидерские позиции путем применения силы, а другие их поддерживают. Дружелюбный малыш, получив грубый отпор, начинает бояться контактов. Сыплющиеся насмешки вырабатывают чувство собственной неполноценности.
Важно! Обратите внимание на детской окружение: если дружелюбный малыш вдруг обернулся букой, стоит забеспокоиться.
Внутренний мир застенчивых детей
Психологи анализируют поведение, образ жизни застенчивых ребят. Выводы касаются внутреннего состояния детей, восприятия мира, познавательных особенностей. Выделяются следующие характеристики:
Интеллект
Робость, речевая неуверенность ошибочно могут быть сочтены проявлениями недостаточного психологического и речевого развития. Большинство стеснительных детей демонстрируют умственные способности выше средних. Чтение, рисование, просмотр развивающих фильмов – способы индивидуального познания мира. Низкая самооценка сопровождается постоянным обдумыванием ситуаций, поведения. Произошедшее оценивается, обдумывается.
Поэтому молчание в ответ на несложный вопрос не должно расцениваться как низкий уровень интеллекта. Отказ участвовать в школьном мероприятии не является проявлением ограниченности. Различие в поведении замкнутых детей требует индивидуального подхода.
Переживания
Причина застенчивого поведения – отсутствие уверенности в себе. Такой человек искренне верит, что хуже других. Он считает себя некрасивым, глупым, неуклюжим, неспособным конкурировать с остальными. Низкая самооценка обычно включает некий эгоцентризм. Это означает убежденность в значимости каждого своего промаха, ошибки, возникшего недоразумения. Как будто весь мир внимательно наблюдает, ожидая повода посмеяться или разочарованно отвернуться. Вынужденно начиная ответственное действие, ребенок страшно переживает. Во-первых, он заранее уверен, что ничего не выйдет. Во-вторых, ждет проявлений разочарования и насмешек по отношению к себе. Любой неприятный случай многократно обдумывается, повторяется в памяти. Психологи подчеркивают, что застенчивый ребенок не знает, как преодолеть страх общения.
Темперамент
Стеснительные люди часто считаются флегматичными. Это не всегда верно. Робкие дети наравне с остальными переживают вспышки гнева, раздражительности. Обычно они не позволяют себе открыто выражать эмоции, боясь вызвать неудовольствие окружающих. Они как будто лишены права проявлять чувства, которое есть у других. Собственное мнение не отстаивается. Застенчивые люди боятся конфликтов, всячески избегая любых споров. Единственное, в чем они способны быть открыто не согласны с другими, – отказ от общения или выступлений на публике. Такое упрямство может поражать, но это своеобразная защита личного пространства.
Желание общения
Малыш упирается, когда ему предлагают присоединиться к играющим сверстникам. Он упрямо мотает головой на предложение вступить в спортивную команду. Желание одиночества? Вовсе нет. Застенчивость характеризуется стремлением играть, весело проводить время. Хочется иметь друзей. Но страх оказывается сильнее. Они были бы рады легко знакомиться, заводить компании, но не умеют. Вот почему психологическая работа с застенчивыми детьми может оказаться необходимой.
Каким вырастет стеснительный малыш
Многие семьи недооценивают значение низкой самооценки детей, считая ее личной особенностью, и игнорируют принципы общения с застенчивым ребенком. По мнению специалистов дефицит общения, неумение налаживать контакты способны сильно омрачить дальнейшую жизнь.
Могут проявиться такие проблемы:
Взрослый, бывший робким малышом, не сознает своей личностной ценности. Он постоянно ищет компромиссов, ущемляя собственные интересы.
Застенчивый ребенок: советы для родителей
Папы и мамы, столкнувшись с проблемой, спрашивают, как бороться с застенчивостью у ребенка. Детская застенчивость рассматривается многими практикующими специалистами. Вот какие рекомендации родителям они предлагают:
Кукольный театр
Психологи рекомендует для работы с застенчивыми детьми кукольный театр. Это прекрасное средство поддерживает не только эмоциональный настрой, но и речевое развитие застенчивого ребенка. Сначала дети могут отказаться выступать, даже прячась за ширмой, но к третьему занятию торопят взрослого, желая поскорее начать действо. Хорошо с этой целью использовать перчаточные куклы. Сюжетная линия обязательно соответствует определенной цели. Суть – поведение застенчивого персонажа. Подробные сценарии содержит книга «Расколдуйте невидимку» Т. Шишовой.
Робкие дети охотно соглашаются, видя возможность проявить эмоции. Ребята, втайне желающие лидерства, иногда требуют изменить сюжет. Можно уступить, постепенно возвращаясь к первоначальному замыслу.
Важно! Спектакль тщательно готовится заранее, приглашаются взрослые. Важно позволить актерам «блеснуть», почувствовав радость успеха.
Интересные мимические игры
Стеснительные ребята контролируют выражение лица. Их мимику делает невыразительной постоянное напряжение.
Психологи рекомендуют совместные игры для застенчивых детей:
Угадывание эмоций
Ведущий изображает мимикой чувства, игрок должен определить, что демонстрируют. Утрированно воспроизводятся гнев, страх, радость, удивление.
Участники меняются ролями. Оказывается, гримасничать не страшно. Это весело.
Повторяй за мной
Один участник создает определенное выражение лица, другой повторяет. Игра очень забавна. Если рядом нет зеркала, трудно представить свой вид.
Игры для застенчивых детей способствуют раскрепощению. Они поднимают настроение, создают чувство безопасности.
Чего делать нельзя
Низкая самооценка детей – результат воспитания. Родителям рекомендуется пересмотреть поведение, исключая неприятные моменты, провести коррекцию общения с ребенком.
Нельзя:
Взрослым важно научиться принимать детские особенности. Разочарование ярко проявляется и больно ранит маленького человека. Родители, чаще общайтесь с ребенком, тогда его проблемы вы сможете быстрее понять и разрешить!