Как убрать косынку с чеченки
Покрыть голову, но не лицо: женский дресс-код в Чечне
Уже 14 лет в Чечне не могут определиться с предписаниями к женскому облику. Под соусом «Женщина должна знать свое место» одни указания о внешнем виде сменяют другие, но неизменным остается жесткое принуждение выполнять их. «Кавказский узел» проанализировал, как меняются взгляды Кадырова и его команды на дресс-код чеченской женщины.
По 1000 долларов за хиджаб
В начале 2006 года чеченские студентки, которые носили хиджаб, получили за это в подарок по 1000 долларов от Рамзана Кадырова, который исполнял тогда обязанности премьер-министра республики. А через год, уже как глава Чечни, Кадыров издал распоряжение об обязательном ношении на работе головных уборов – платков. «Необходимо, чтобы их [женщин] одежда соответствовала чеченским традициям», – говорил он 11 сентября 2007 года на совещании с участием глав администраций, руководителей министерств и ведомств, а также силовых структур. Тогда еще он утверждал, что выбор одежды в нерабочее время – «частное дело».
Принуждение к платку
31 марта 2008 года глава Чечни в резкой форме раскритиковал Наталью Эстемирову за высказанную ею 30 марта в передаче «Исламская эволюция» по федеральному телеканалу РЕН-ТВ критику по поводу обязательного ношения в Чечне женщинами головного платка.
Пейнтбольные расправы
Летом и ранней осенью 2010 года по Грозному прокатилась волна физического и психологического насилия за появление на улице с непокрытой головой или в «нескромной» одежде. В том числе женщин обстреливали из пейнтбольных ружей.
«Меня что-то в грудь ударило и как бы отбросило к стене [здания]. Боль такая острая ужасно, будто грудь раскаленной иглой проткнули, но сознание я не потеряла. И вдруг вижу – какое-то зеленое пятно странное на стене и у меня по блузке тоже расползается. Тогда только поняла, что это краска. У подруги моей всю юбку заляпало. Ей по ногам попало, и она упала на тротуар. Я все еще пыталась в себя прийти, и тут в окне [машины] мужское лицо показалось. Хохочет во весь рот. Потом высунулся, на нас стал показывать. Он в черном был, как «кадыровские» ходят. И остальные в машине – они тоже высунулись поиздеваться – тоже в этой форме были», – рассказывала одна из пострадавших от такого пейнтбольного обстрела.
Противники кадыровских правил настаивали и настаивают на праве женщины самой выбирать образ жизни и одежду. Но маятник принуждений качнулся в противоположную сторону, и теперь женщин заставляют снять никабы. Никаб – это мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Как правило, изготавливается из ткани чёрного цвета.
«Никаб – традиционное одеяние арабских женщин», идущее «вразрез с традициями нашего народа и традиционным исламом», утверждает муфтий Чечни Салах Межиев. «У нас есть свои традиции. Зачем нам чужие? У нас и так носят хиджабы», – добавляет начальник грозненского отдела полиции Аслан Ирасханов.
Уже в 2016 году, когда женщин в Чечне переодевали из платков и косынок в хиджабы, местные жительницы жаловались на запутавшую их череду противоречивых требований. «С этими хиджабами происходит непонятно что. То нас заставляют их носить, то придираются к тем, кто их носит, то отменяют, теперь вот решили снова ввести. Хиджаб не является частью нашего национального костюма – наши девушки всегда носили большие головные платки, некоторые – просто косынки. Мою знакомую несколько лет назад задержали в Грозном силовики за то, что на ней был хиджаб, и она закрыла часть подбородка. Ее обозвали «ваххабиткой», «шайтаном» и едва не забрали куда-то», – описала тогда ситуацию девушка по имени Зарема.
Примечания
Автор: Кавказский Узел
Десять вопросов про чеченцев
1. Правда ли, что большинство чеченцев — рыжие?
Нет. Большинство жителей Чеченской Республики все-таки брюнеты. Но и рыжих встречается достаточно много (начиная с Рамзана Кадырова), а также русых и даже блондинов.
Почему так получилось — достоверно неизвестно. Кто-то утверждает, что светлые волосы и глаза являются отличительными признаками европеоидной расы, которую также называют кавказской, кто-то вспоминает, что в древнее время вайнахские племена смешались с представителями кроманоидной расы. Этим генетическим коктейлем и объясняют разнообразие типов внешности в Чечне. Но если вы вдруг решите обсуждать эту национальную особенность с чеченцем, лучше не приводите этот аргумент. Ваш оппонент все равно не признает, что в его жилах течет кровь других племен, даже если генетический код взял свое начало несколько тысячелетий назад.
Иллюстрация: Даня Берковский
2. Почему в Чечне женщина не может пожать руку мужчине?
Рядом с каждой женщиной в Чечне можно представить воображаемую табличку «Не трогать!», и нарушение этого табу чревато очень серьезными последствиями. Выбирая жену, парень будет оценивать не столько ее красоту, ум и обаяние, сколько целомудрие — даже одно невинное прикосновение уже может испортить ей репутацию.
Старики любят рассказывать историю о том, как во время танца джигит коснулся рукава девичьего наряда и ему отрубили руку. Но рисковых чеченских парней это не останавливало. Танцуя, джигит мог сделать такое движение, словно обхватывает девушку за талию, — но не касался ее. Таким образом он выражал серьезность своих намерений по отношению к девушке. Он понимал, что если дотронется до партнерши, то ему не сносить головы, тем более что рядом с танцевальным кругом находились ее вооруженные кинжалами родственники, и все же был готов рискнуть ради нее жизнью. Сейчас, кстати, порядки на чеченских танцах стали еще строже: никаких игривых движений — за этим следят представители министерства культуры Чеченской Республики.
Поэтому, если вдруг вы знакомитесь с чеченкой, ограничьтесь фразой «Очень приятно». И никакой протянутой для рукопожатия ладони — иначе неловкой ситуации не избежать.
3. Почему чеченцы носят бороду?
Отметим, что бороду (с усами или без) в Чечне носят преимущественно представители молодого поколения. Старшие, особенно те, чья молодость пришлась на советские годы, ходят гладко выбритыми либо с усами. Нынешняя чеченская молодежь усов без бороды не носит. Это опять-таки связано с религией: усы, по мнению исламских ученых, нужно либо сбривать, либо коротко постригать.
4. Почему чеченцы не носят шорты?
В жизни чеченцев многое можно объяснить религиозными требованиями, но что касается одежды, то тут они относятся к себе даже строже, чем того требует ислам. У мусульман есть понятие «аурат» — это часть тела, которая должна быть скрыта от чужих глаз. У женщин ауратом является все, кроме лица и кистей рук, у мужчин площадь куда меньше — от пупка и до колен. Но хотя мужчины-мусульмане и имеют право носить шорты и футболки без рукавов, чеченцы никогда так не ходят — неприлично. В идеале должны быть закрыты даже ступни. Носить сланцы или шлепанцы на босу ногу, особенно перед старшим поколением, тоже дурной тон. Вот почему даже летом вы скорее увидите мужчин в кедах или кроссовках.
У этого правила есть исключение. Чеченцы готовы простить излишнюю откровенность тем, кто защищает честь нации на спортивном поприще, но только в пределах ринга или татами. Те же боксеры, к примеру, не будут разгуливать по городу даже в шортах ниже колен.
С одеждой женщин немного сложнее. Хотя по религии мусульманки должны надевать хиджаб (это и есть одеяние, покрывающее все тело, кроме лица и рук), носят его в Чечне далеко не все. Многие чеченки ходят в платке, который скрывает лишь часть волос. Это дань традиции: даже женский национальный костюм включает шарф, накинутый на косы. Девушки раньше показывали волосы, и чем длиннее они были, тем более красивыми считались.
Современные чеченки все чаще «покрываются», то есть носят хиджаб, но и оставшаяся светская часть женского населения не может позволить себе чересчур откровенных нарядов — юбки выше колен, блузки с глубоким декольте наденут только очень смелые. Вообще, для того чтобы выйти на улицу, девушке нужно пройти несколько «инстанций»: показаться перед мамой, отцом и братом. Поэтому, когда в Чечне видят одетую «не по менталитету» женщину, говорят, что у нее в доме нет мужчин: они бы не позволили ей показаться перед людьми в таком виде.
5. Как знакомятся в Чечне?
Риск остаться без пары в Чечне очень невысок. Можно познакомиться с однокурсником или с коллегой. Если на работе и в вузе никто не приглянулся, всегда есть шанс встретить кого-то на свадьбах многочисленных родственников. Те, кто не любит семейные сборища, может пойти в Гранд-парк или на центральные проспекты. Тяжело было тем, кто в принципе не любит выходить на улицу, но с появлением социальных сетей и у них резко возросли шансы встретить любовь всей жизни. Тут сложнее как раз быть одиночкой, не ищущим отношений. Местные женщины словно родились с дипломом свахи и человека без пары воспринимают как вызов, поэтому обязательно его с кем-нибудь да сведут. Потому что красивая и хорошая девушка не должна быть одна, а завидный жених — племянник, сосед или просто знакомый — тоже пропадать не может.
Самый простой способ познакомиться — подойти и попросить номер телефона. Но он же самый рисковый: гордые чеченские девушки могут посчитать, что поделиться заветными цифрами все равно что позвонить первой, и отказать. Очень часто выручают друзья. Молодой человек может попросить о помощи друга, а тот, в свою очередь, обратится не к самому объекту внимания, а к ее подруге. И в итоге номер окажется в нужных руках, а его обладательница вроде бы ни при чем: она же, в конце концов, никак не выказала свою симпатию.
Наиболее настырные парни могут даже проследить за девушкой и выяснить, где она живет, а затем расспросить о ней у соседей. И это не будет истолковано как слежка. Наоборот, это знак особого отношения, раз парень готов потратить достаточно времени, чтобы просто узнать ее имя. Кстати, если симпатия к одной из девушек возникла в кафе или в ресторане, таким же хорошим тоном будет оплатить счет за всю компанию, в которой она сидела.
6. Как в Чечне относятся к женщинам?
Если есть женщина, значит, должен быть мужчина, которому она подчиняется, — отец, брат, муж или сын. Эта мысль была прописана еще тогда, когда зарождались духовные скрепы чеченского общества. Девочка слушается отца, в случае его смерти — брата, а после замужества должна слушаться мужа. Он может запретить ей ходить на работу, встречаться с подругами, ездить на такси, и выбор в такой ситуации довольно простой: либо терпеть, либо возвращаться домой. Вину за развод по этой причине родственники жены возложат на нее: вышла замуж — найди подход к супругу, он теперь твой хозяин. К такому тотальному контролю девочек приучают с детства: их редко отпускают учиться в другой город, не разрешают выходить на улицу в темное время.
Отец или брат ни в коем случае не должны знать, что девушка с кем-то встречается. Если кто-то из них увидит ее на свидании, быть скандалу. Причем свое недовольство отец не выскажет дочери: неприлично обсуждать с ней такие вещи, а выплеснет на жену. В итоге мать становится посредником между двумя лагерями и принимает на себя львиную долю отцовского гнева.
Эту строгость можно объяснить тем, что мужчина несет ответственность за женщин своего дома. Ему придется призывать к ответу тех, кто посмеет ее обидеть. Именно поэтому здесь крайне редко оскорбляют женщин: знают, что отвечать за свои слова придется перед ее родственниками-мужчинами.
Мужчина несет и финансовую ответственность: он должен полностью обеспечивать женщину, но в современном чеченском обществе немало семей, где супруга является единственным добытчиком. Однако даже в таком случае женщина обязана подчиняться главе семьи. Это предписывают не только традиции, но и религия. Одним из условий попадания в рай для женщины является довольство ее мужа.
7. Какие машины предпочитают в Чечне?
Чеченцы очень любят роскошь, а еще любят соответствовать местным трендам. Поэтому если штукатурка, то венецианская; если ремонт, то евро- и не хуже, чем у соседа; если машина, то минимум Camry. И пусть большинству она не доступна, мечтать не запретишь!
Эволюция национального автомобильного мышления происходила так: в 2000-е послевоенные была популярна семерка. За ней даже закрепилось название К-350, потому что покупалась она на компенсацию за утраченное в ходе военных действий жилье — 350 тысяч рублей. Позже чеченцы пересели за руль «Приоры», которую покупали, как говорят, на обналиченный материнский капитал.
Годы шли, благосостояние населения росло, и спросом стали пользоваться уже иномарки. Самая востребованная — это Toyota Camry. В глазах местных девушек ее владелец автоматически получает плюс сто к рейтингу — такому не стыдно и номер дать, и перед подружками похвастаться. Некоторые из них даже сохраняют контакты молодых людей в телефонной книге, указав рядом марку принадлежащей ему машины. Например: «Ильяс Камри», «Али Мерседес» и так далее. «Саид Приора» в девичьих контактах уже не встречается — владельцев отечественных автомобилей любят, как правило, не за богатство, а за что-то другое.
Конечно, в Чечне уважают не только Camry, но и машины покруче: и ML, и 222-й, но это иномарки класса люкс, удел миллионеров, а последний седан компании Toyota — это просто статусная машина.
8. Как чеченцы относятся к Рамзану Кадырову?
Как к любому лидеру — по-разному. Но ни один другой глава субъекта не может похвастаться таким количеством собственных портретов, развешенных по всем населенным пунктам. Выражать любовь к руководителю региона в Чечне модно. Здесь носят футболки с Рамзаном, надевают на телефоны чехлы и вешают в машинах вымпелы с его изображением, а надпись «Ахмат» на заднем стекле автомобиля обладает особой силой — ее не снимают даже при запрещенной тонировке.
Иногда чиновники копируют стиль главы Чечни и даже особенности его речи. Рамзан часто употребляет слова «ду хуна», что аналогично дагестанскому «есть же» и не имеет внятного перевода на русский. Это выражение нередко слетает с уст чеченских чиновников.
Нейтрально относящихся к руководству Чечни людей тоже немало. Но они никак не позиционируют себя по отношению к власти, сдержанны в оценках и просто молчат, когда другие произносят слоган «Ахмат — сила».
Как убрать косынку с чеченки
Феминизм. Кавказ запись закреплена
Носить, нельзя снимать
Как в Чечне насаждают дресс-код и как девушки «борются» с этим
В свое время забота Рамзана Кадырова о внешнем облике женщин Чечни вызвала бурную реакцию не только у жителей региона, но и во всей России. То, что раньше было прерогативой близких родственников, стало частью внутренней политики республики. За тем, как одевается #женщина в чеченском обществе, традиционно следили даже не #мужчины – сами женщины. Если внешний облик дочери или сестры не устраивал мужскую часть дома, то до девушки это доносили через мать. В идеале, мать изначально должна была влиять на дочь таким образом, чтобы не допускать замечаний со стороны мужчин.
Теперь контроль за тем, как одеваются женщины взяла на себя администрация главы Чечни. В каждом министерстве республики есть специальные люди (как правило, занимающие пост заместителя или помощника руководителя), которые следят за тем, как одеваются сотрудницы. В преддверии священного для мусульман месяца Рамадан контроль усиливается: если обычный дресс-код сотрудниц допускает повязание платка назад, то в месяц поста обычно требуют, чтобы женщины на рабочих местах носили полноценный #хиджаб.
Первый эпизод в духе полиции нравов, по словам экспертов, относится еще к 2006 году, когда Кадыров был премьером региона. Тогда он заявил, что использование мобильных телефонов негативно сказываются на моральном облике женщин, якобы, дает им возможность флиртовать с мужчинами, назначать свидания и т.п. После этого было зафиксировано несколько случаев, когда сотрудники местных правоохранительных органов отбирали у девушек мобильные телефоны. Примерно в это же время Кадыров впервые публично заговорил о том, что чеченские женщины не должны ходить с непокрытой головой.
Возглавив республики, Кадыров стал чаще публично озвучивать свои представления о роли женщин в чеченском обществе и о нормах поведения и морали, которым им надлежит следовать. Насаждение новых правил ношения одежды объясняли возвращением к «традициям чеченского народа» и возрождением «духовно-нравственного» облика женщин.
В Чечне активно проходит #исламизация – все больше девушек надевают хиджабы
К 2008 году ношение платков стало обязательным для сотрудниц государственных учреждений, бюджетных организаций и вузов. Более того, в здания этих учреждений невозможно стало зайти посетительницам с непокрытой головой.
Несмотря на критику со стороны правозащитных организаций, руководство Чечни осталось непоколебимым в проведении своей политики «духовно-нравственного возрождения». К 2010 году дресс-код затронул и мужчин: они обязаны ходить на работу в костюмах и галстуках, а в пятницу в «традиционной мусульманской форме одежды».
Сейчас работающие женщины обязаны носить головные уборы на рабочем месте, а в некоторых ведомствах даже предупредили своих сотрудниц – покрывать голову нужно во внерабочее время тоже.
В последнее время власть периодически пытается навязать дресс-код и девушкам, работающим в так называемой «частной сфере»: это магазины и не бюджетные организации.
«К нам на работу приходили мужчина и женщина из районной префектуры и принесли бумажку, что я «в целях сохранения духовно-нравственного наследия чеченского народа» обязуюсь носить платок на работе, а мой начальник должен был поручиться, что будет следить за этим. Обещали приходить проверять, но ни разу так и не пришли. Обычно, платки – эта тема госслужащих, в частных компаниях за этим не следят, но боюсь, что это ненадолго», – рассказывает продавщица магазина бытовой техники в Грозном.
Сейчас тема дресс-кода для женщин в Чечне, казалось бы, уже не актуальна. В информационном пространстве не возникают новости о расстреле девушек из пейнтбольных ружей в Грозном, или публичных рассуждений на тему как должна одеваться чеченка.
В первую очередь это происходит потому, что женщины уже привыкли и приняли «правила игры». Они не появляются на улицах в юбках выше колена, а в сумке каждой лежит платок «на всякий случай», потому что в ряд организаций и даже публичных мест, таких, как например, театр или парк у центральной мечети женщин с непокрытой головой не пускает охрана.
«. просто не хочется связываться и выслушивать от быдловатых мужчин замечания». /
«Современные девушки 14-18 лет не знают, что можно выглядеть иначе. Они выросли, когда активно насаждался «образ чеченки» – длинные юбки, большие платки. Для них такая одежда естественна. Мы же, кто застал «лихие» 90-е, когда чеченки ходили даже в джинсах, не то, что в мини-юбках, никак не можем к этому привыкнуть. Мне постоянно мешает юбка, я наступаю на подол, мне в ней жарко. А молодежь носит, и даже не представляют себе, что может быть иначе» – рассказывает жительница Грозного.
Также стоит отметить, что в Чечне активно проходит исламизация – все больше девушек надевают хиджабы. Кто-то по религиозным причинам, кто-то ради привлечения потенциальных мужей, а кто-то не «хочет лицемерить перед богом», когда например, на работе ношение хиджаба обязательно с 9 до 6.
«На моей работе обязательно ношение хиджаба – это часть дресс-кода. Но носить хиджаб с девяти утра до шести вечера, а потом снимать и идти в короткой юбке, я не могу. Это как лицемерие перед Богом. Я решила носить хиджаб все время. Так проще. Да и муж не против, а скорее даже наоборот» – говорит сотрудница одного из министерств.
Непоколебимый «оплот нравственности» региона – Чеченский госуниверситет. Вуз разработал форму для своих студентов: стенды с ее описанием висят в корпусах, а охрана работает покруче секьюрити ночных клубов. Так студентки обязаны носить костюм с символикой ЧГУ над левым нагрудным карманом, длина юбки обозначена как «макси». Помимо, джемперов и однотонных рубашек или водолазок (в зависимости от времени года) обязательный элемент одежды – платок с символикой вуза. Однако, сами студенты рассказывают, что девушкам, носящим хиджабы делаются поблажки: они могу носить платки без символики и порой охрана закрывает глаза на отсутствие символики вуза на одежде.
Юноши, учащиеся в университете, также обязаны носить костюмы классического кроя с символикой университета на пиджаках и галстуках. При этом руководство вуза не смущает тот факт, что учебное заведение должно подчиняться федеральному агентству по образованию, которое не разрабатывало униформу для студентов.
«У меня в университете работает подруга. Но у нее на рабочем месте я бываю редко, потому что охрана может не пустить, если им не понравится длина юбки, длина рукава и размер платка на голове. Поэтому мы видимся за пределами университета. Не то чтобы мне сложно надеть длинную юбку или платок, просто не хочется связываться и выслушивать от быдловатых мужчин замечания. И ведь ты ничего не можешь сделать, это их территория, они могут делать, что угодно и знают о своем «всевластии», – делится жительница Грозного Малика.
Но студенты придумали, как обходить дресс-код. Галстуки хранятся в сумках и надеваются непосредственно перед входом в здание вуза. Равно как и символика, которую не пришивают на пиджаки, а прикалывают на булавку. Девушки снимают платки после окончания занятий и шьют длинные юбки с запахом, которые наматываются сверху на обычные юбки и так же убираются в сумку после учебы.
Молодые чеченки в повседневной жизни также находят способы подчеркнуть свою привлекательность, несмотря на строгие правила – длина юбки компенсируется фасоном. Например, так называемые юбки-рыбки, когда ткань юбки плотно облегает бедра девушки, расширяясь к подолу. Мужчины не против. По-крайней мере не известно ни об одном случае нападения на девушку, носившую такую юбку.
Однако, такие меры «воспитания» чеченским борцам за нравственность уже не понадобятся. Женщины поняли, что защитить их не смогут ни родственники, ни законы Российской Федерации – они не спорят с правилами игры и теперь уже четко знают «свое место».
Длинная юбка, кеды и платок. Что носят в Чечне
С тех пор как в Грозном в 2009 году открылся модный дом «Фирдаус», которым руководит дочь Рамзана Кадырова Айшат, в Чечне появляется все больше дизайнеров и местных брендов. Чеченцы называют происходящее модным бумом. Чеченские модельеры, дизайнеры, модели и организаторы праздников рассказали «Снобу» о том, во что и почему одеваются чеченцы и как мода связана с войной
Поделиться:
Мира Висханова, модель, директор модельного агентства в Грозном:
В Чечне каждый, кто сшил десять нарядов, считает себя дизайнером. Но здесь есть всего несколько дизайнеров, которые хорошо себя зарекомендовали, участвуют в показах, делают модные съемки. Модниц чеченская одежда интересует больше, чем наряды из-за границы, потому что наши дизайнеры знают, что нужно чеченским женщинам. Они рисуют эскизы не только для продажи в магазинах, но и по индивидуальным заказам, и если женщина не соответствует стандарту 90-60-90, она может обратиться к дизайнеру и заказать понравившуюся модель своего размера.
Это главный секрет популярности чеченских модельеров. Чеченские дизайнеры не шьют вещи партиями, как делают магазины, они чаще шьют индивидуально.
Сейчас мы используем все технические возможности XXI века для привлечения внимания, и главный инструмент, конечно же, «Инстаграм». Эту платформу эксплуатируют визажисты, модели, фотографы. И людям кажется, что если они попали в эту среду, то все — корона на голове. В их глазах это легкий и быстрый доступ к славе. Делать тебе ничего не надо, не надо пять-шесть лет учиться, ты просто закинула пару красивых фотографий в инстаграм, пару неудачных или извращенных фоток — и всё: лайки, накрутка, подписчики, всем интересно, что ты за личность. Но проблема в том, что такие звезды быстро зажигаются и так же быстро гаснут. Потому что любая профессия требует много времени и сил, если хочешь быть лучшим. Мода на лайки в инстаграме пройдет, в профессии останутся те, кто прошел огонь, воду и медные трубы.
Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week
Для чеченских мужчин мода не так актуальна, как для женщин. Можно закрыть глаза на то, как девушки выставляют свои фотки и выпячивают губки, но в том, что касается мужского стиля, у нас строгий менталитет. Чеченский мужчина — это такой брутальный альфа-самец, который не может себе позволить всякие няшности. И если парень выставляет какую-нибудь нежную фотографию, другие альфа-самцы начинают его задевать, осуждать, атаковать. Его осуждают мужчины, его осуждают женщины, семья и все остальные. Иногда мне кажется, что если бы не строгие обычаи, парни реализовывали бы себя в творческих профессиях и делали бы это лучше, чем девушки. Но я понимаю, что, во-первых, нам не нужна конкуренция, а во-вторых, нам нужны мужики — мы же для них делаем себя красивыми. А какой смысл делать себя красивыми, если мальчики сами будут красивые?
Чеченские дизайнеры сейчас шьют не настолько закрытую одежду, как раньше. Их можно понять: они хотят расширяться. Они ведь могут постоянно работать только на одну аудиторию. Это неинтересно, смысла нет ограничивать себя, когда можно зарабатывать больше. Но при этом нельзя забывать о том, что у нас не носят открытое и короткое.
Если сравнивать моделей за пределами Чечни и наших, то в других странах и регионах это действительно профессия: девочки стараются, голодают, тренируются. Мы сейчас здесь только пытаемся дойти до профессионального уровня. Есть еще один нюанс, который нас отличает: в силу менталитета и каких-то обычаев рабочие и личные отношения у нас переплетаются. То есть у нас не возьмут модель на работу, если дизайнер с ней не дружит. У нас здесь может случиться так, что модели работают бесплатно, потому что дизайнер подобрала их из своего круга знакомых. Она не готова хорошо заплатить и нанять хороших моделей. Зачем, если можно сделать показ среднего качества, но бесплатно?
Нам есть куда стремиться и куда расти. Наше высокомерие и тщеславие не всегда позволяет нам произнести это вслух, но на самом деле это так.
Роза Махагова, модельер:
В чеченской семье, когда девушка выходит замуж, к ней приковано все внимание окружающих. Гости наблюдают, как она сервирует стол, соседи смотрят, во что она одета, всем интересно, какое у нее приданное и как оно было упаковано. Когда у нас не было стиральных машин, девушка стирала постельное белье вручную, и всем было интересно, как она его повесит: считалось, что это показывает, какая из девушки получится хозяйка. Для вайнахов всегда была важна эстетическая сторона всего, что они делают. А для эстета самое важное — это внешний вид. Поэтому сейчас, когда у нас есть возможность, мы окунулись в мир моды, дизайна, украшений. Есть известная поговорка — «по одежке встречают, провожают по уму», у нас же по одежке встречают, по уму разговаривают, а провожают тоже по одежке.
В чеченском языке есть понятие «йахь» — соревнование в благородстве друг с другом: нам очень важно выглядеть достойно и хорошо. И неважно, какой у человека доход, президент он или простой рабочий, — он обязан выглядеть достойно, красиво. Например, как бы голодна я ни была, я не могу сесть за стол, если на столе беспорядок. Для меня важно не просто поесть, а сделать это красиво.
В детстве я увлекалась языками и литературой. Но это были 90-е годы, сложное время, началась война, все дороги к заработку были закрыты. И мы с сестрой начали шить. Мне было 15 лет. Во время войны у нас не было света, газа и воды, но женщины все равно заказывали платья. Мы в экстренном порядке переделали все наши электрические машинки на ножные, брат соорудил на улице печку на дровах, на которой мы грели утюг с отрезанным шнуром. Люди уносили вещи с сильным запахом гари, но довольные: «Ничего страшного! Мы постираем!»
В конце концов я решила, что шитье — это профессия, которую я не выбирала, но которая выбрала меня. И сейчас у меня собственная линия одежды, свой бренд.
В Чечне большинство дизайнеров работает без профильного образования; в Грозном для них есть только один колледж, и чтобы получить образование в этой сфере, наши девушки уезжают в другие города и страны. А так как наш менталитет не позволяет им ехать одним, то приходится уезжать целыми семьями, и родителям нужно зарабатывать, чтобы дать достойное образование своим дочерям. Поэтому чаще всего наши дизайнеры — это люди, которые научились шить у старших: шили их мамы, бабушки, тети, они росли в этом, их рожали чуть ли не за швейными машинками.
Сейчас у нас мирно, но времени на развитие было очень мало: после каждой войны нам приходилось начинать с нуля, поэтому в дизайнерской сфере у нас нет единой базы. У российских дизайнеров были институты, и они как будто связаны одной паутиной: у всех просматривается какое-то общее направление, похожие идеи, принты, вышивки, а в Чечне у каждого свое видение. С одной стороны это хорошо, но приводит к тому, что мы совершаем много ошибок.
Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week
Фигуры кавказских женщин резко отличаются от славянских и европейских стандартов. У европейских и славянских женщин фигура напоминает перевернутый треугольник, тогда как у кавказских женщин — обычный треугольник. Брюки на европейских женщинах смотрятся намного логичнее, потому что у них широкая талия, узкие бедра, ноги длиннее. У наших женщин талия уже — когда-то считалось, что талия должна умещаться в серебряный пояс, который передавался от бабушки к внучке. Даже сейчас, когда молодые чеченки предпочитают закрытую одежду, талия подчеркивается.
Мужчины в плане моды такие же капризные, как женщины, но я пока не видела мужских коллекций, кроме тех, что выдает Дом моды «Фирдаус». Для мужской моды требуется более серьезное оборудование — там не такие парогенераторы, которыми мы пользуемся, нужны большие профессиональные прессы, — хотя есть и свои, местные причины. Я как-то купила брату футболку по своему вкусу — яркую, с принтами. Брат посмотрел на подарок и сказал: «Роза, в следующий раз, пожалуйста, купи футболку без мультфильмов». Думаю, эта фраза применима ко всем мужчинам в Чечне: они не воспринимают внешний вид и яркость, как мы. Нам это в радость, а они более сдержанные, они главы семей, и у них другие ценности. Традиций и обычаев никто не отменял.
У нас сейчас долгий период мирной жизни, мы можем себе позволить заняться любимым делом. Если нас еще лет 10–15 оставят в таком же положении, то мы сможем дойти и до Нью-Йорка, и куда угодно. В принципе, мы уже дошли! Наши девочки для многих модных домов работают, от Грозного до Парижа. Был такой случай: девушка шла по нашему грозненскому рынку, зашла в бутик, который торговал дорогими платьями из Франции, увидела платье и сказала: «О, это платье я сшила!»
Темирбулат Хасанов, модель, актер, певец:
Я работаю в театре и выступаю на сцене, и мои первые фотосессии были сделаны в 2009 году для местного глянцевого журнала. Это была реклама магазина масс-маркета, и после этого другие магазины стали предлагать мне поработать моделью. Я сразу согласился, потому что у меня не было качественных фотографий, а для актера это очень важно, ведь я публичный человек. У людей всегда есть интерес к тому, во что одеваются артисты, а у меня с детства был интерес к сцене.
Не все чеченские парни согласны сниматься в качестве модели. Я знаю много чеченских ребят, которые считают, что фотографироваться — это не мужское дело. Есть и те, кто сначала осуждал мое решение работать моделью, но, увидев фотографии, поменяли мнение.
Имея страничку в «Инстаграм», можно продать абсолютно все в кратчайшие сроки. Одеваться у нас всегда любили, и теперь, когда нет войны, когда есть возможность заниматься любимым делом и, самое главное, возможность быстро продать свою продукцию, люди используют все возможности. Фотография, мода, дизайн — это направления, которые очень быстро развиваются в Чечне. У нас даже есть шутка: в чеченском инстаграме каждый второй — дизайнер, каждый первый — фотограф, работающий на дизайнера.
Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week
Тот факт, что я чеченец, никак не влияет на карьеру модели. Я рекламирую одежду, которую привозят именно для моих соотечественников. Например, к нам не привозят шорты или слишком узкие брюки. Наши чеченские дизайнеры не предлагают ничего выходящего за рамки, а если бы такое предложение было, я бы не согласился участвовать, потому что для меня важно мнение окружающих. Однажды я был свидетелем того, как один из певцов чеченской эстрады вышел на сцену в костюме в блестках. Ничего особенного, но это смотрелось слишком нелепо на фоне строгости, которую соблюдают в одежде наши мужчины. В общем, парня все раскритиковали. Мы пока не готовы к такому.
Мужская мода в Чечне будет развиваться очень медленно. Мы живем, соблюдая традиции, которым много лет. Внешний вид мужчины напрямую связан с ними. В этом смысле нам повезло, потому что, на мой взгляд, тенденция мировой мужской моды — это возврат от коротких узких брюк к более классическому стилю. Я люблю классику, а если в моде будут только шорты, то с карьерой модели будет покончено.
Мадина Багатаева, ведущий и организатор праздничных мероприятий:
Главная тенденция в чеченской моде сейчас — это религия. Многие женщины надели хиджаб. Нельзя сказать, что абсолютное большинство девушек укрылись с головы до ног, но это все-таки главный тренд последних лет. Особенно это касается людей, которые имеют отношение к сцене — это связано еще и с требованиями, которые выдвигают организаторы публичных мероприятий. Если сравнить с тем, что происходило на чеченской сцене 10 лет назад, мы увидим огромную разницу. Сейчас все выглядит намного скромнее, красивее. Артисты, певцы, актеры — это люди, с которых прежде всего берут пример, и рынок реагирует на это. В чеченских магазинах одежды большинство нарядов — длинные яркие платья, расшитые головные уборы. Мы одеваемся так не потому, что у нас только хиджабы в магазинах продают. Наоборот, продавцы привозят то, что больше всего спрашивают. Всего несколько лет назад магазин исламской одежды в Грозном было очень сложно найти.
Я сама ношу хиджаб. Я человек жизнерадостный. Люблю красиво одеваться, менять наряды, ходить на концерты, встречаться с друзьями. Хиджаб не только не мешает мне оставаться в тренде, но даже помогает. Есть масса вариантов с модными принтами на платьях, с подбором цвета и фасона.
В последние годы исламская одежда стала популярной по той простой причине, что о религии можно говорить открыто. Моя мама рассказывала, что в советское время обсуждать религию было опасно. Мы и сами помним время, когда тема ислама была табуирована. Сейчас по местному телевидению, на радио много говорят о религии. Детей все больше воспитывают по канонам ислама. Информация стала доступной. Если есть сомнения в том, правильно ли ты одеваешься, можно просто зайти в муфтият и спросить у образованного в этой сфере человека. Во время проповеди в мечети об этом рассказывают мужчинам, мужчины рассказывают своим женам, сестрам, дочерям и так далее.
Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week
При этом молодежь в Чечне такая же молодежь, как и во всем мире. У каждого свой вкус в одежде. Никакого стеснения мы не испытываем. Кто предпочитает классику, тот выбирает красивый хиджаб, в котором максимум два цвета. Кто любит более спортивный стиль одежды, тот сочетает длинные юбки с кедами или кроссовками. При этом платок не только не портит наряд, но и украшает его, если надеть соответствующим образом.
Если говорить о праздничной одежде, то, например, на свадьбах сейчас абсолютная мода на национальный стиль. В последнее время почти каждая невеста выбирает закрытое свадебное платье с национальным принтом и серебряным поясом. Спрос на традиционные наряды к праздникам так велик, что при чеченской филармонии открыли ателье для пошива спецзаказов. В одежде преобладает орнамент, вышивка, узоры в вайнахском стиле.
Вообще, религиозная тематика и желание вернуться к традициям очень заметны в том, как мы одеваемся, выглядим и ведем себя каждый день. Это видно даже по школьной форме. Например, девочки в подростковом возрасте уже не носят коротких юбок. Я помню свой выпускной вечер 10 лет назад: все девочки были в коротких юбках и с бантами. Сейчас вы этого не увидите. В выпускных классах нет девушек, которые не носят хотя бы маленькую косынку на голове. Это скромно и красиво, на мой взгляд.