Как убрать дыхание в микрофоне
Как избавиться от плевков и задувов
#1 Александр Ер.
#2 Roman Konyukhov
#3 Ляпунов Алексей
Всё будет запишись!
#4 SpongeBob
#5 алексей капустин
#6 Павел Константиновский
Оперативный диктор (ИП)
#7 Карабанов Александр
#8 Noname
#9 Юрий Юсим
#10 алексей капустин
#11 Roman Osipov
Диктор + ИП. Онлайн с 9 до 17 по ʞɔW
#12 Джес
Ну, если речь о записи, то на край, выделяешь кусочек с взрывным П или Б, и конкретно на этом участке режешь все частоты, ниже, примерно 100 Гц (в некоторых случаях и ниже 200 всё спиливать приходится).
Эт не панацея, конечно, но так, смягчить БУМ пойдёт.
Хотя, если речь о записи, правильнее перезаписать без косяков.
#13 Юрий Юсим
Ну, если речь о записи, то на край, выделяешь кусочек с взрывным П или Б, и конкретно на этом участке режешь все частоты, ниже, примерно 100 Гц (в некоторых случаях и ниже 200 всё спиливать приходится).
Эт не панацея, конечно, но так, смягчить БУМ пойдёт.
Хотя, если речь о записи, правильнее перезаписать без косяков.
Сашь, низя так делать, отличаться же будет голос с вырезанными частотами. Возьми взрывную Б,П или ещё что-нибудь, сделай надрез прямо перед ней и просто аккуратный микс-ин, всё. Попробуй, это неплохой и простой способ
#14 neva
Вот здесь у Ильи Демьянова есть и про расстояние от микра, и про » плевки-тыкалки», и про шипящие
Что такое острый ларингит? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Столяровой Елены Александровны, аллерголога со стажем в 15 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Причины острого ларингита могут быть инфекционными (связанными с патогенными микроорганизмами) и неинфекционными (асептическими).
Инфекционные причины:
Неинфекционные причины:
Если острый ларингит вызван вирусной инфекцией, то больной заразен для окружающих примерно 3-7 дней.
Факторы риска острого ларингита:
Симптомы острого ларингита
Патогенез острого ларингита
Гортань (Larynx) — это условная граница, разделяющая верхние и нижние дыхательные пути. Это своеобразный музыкальный инструмент в человеческом организме, дарующий голос. Он построен по принципу аппарата движения — в нём есть скелет (хрящи гортани) и его соединения (связки и суставы). На этом каркасе есть две полосы мышц (голосовые связки), которые тянутся вдоль верхней части дыхательной трубки (трахеи). Движения и вибрации этих мышц позволяют говорить, петь и шептать.
Вне зависимости от причины, воспаление вызывает отёк голосовых связок и сужение просвета между ними. Возникает распад белков, что приводит к повышению осмотического и онкотического давления в повреждённых тканях. Из-за разницы в давлении в область повреждения устремляется жидкость, что приводит к появлению отёков. В слизистой оболочке гортани появляются изменения:
В ответ на раздражители слизистая оболочка гортани начинает продуцировать слизь, которая также может закупоривать дыхательный просвет, как пробка. Слизь образуется специальными клетками, которые называются бокаловидными. Они располагаются в слизистой оболочке и подслизистых железах. Слизь служит для защиты эпителиальных клеток от инфекционных агентов, аллергенов и раздражающих веществ. Именно поэтому курильщики страдают постоянным кашлем с отхождением мокроты. Увеличение секреции слизи в дыхательных путях — это маркер многих распространённых заболеваний, таких как ОРВИ или аллергия.
Классификация и стадии развития острого ларингита
По характеру возбудителя:
Виды острого ларингита:
Формы острого ларингита:
Осложнения острого ларингита
Диагностика острого ларингита
Диагностика основывается на жалобах пациента на осиплость голоса, лающий кашель и хрипоту. Врач обязательно должен подробно опросить больного и выяснить, есть ли у него одышка, была ли травма незадолго до обращения и др.
Далее следует провести физикальный осмотр и определить, нет ли воспаления соседних участков — миндалин, глотки или носа. Воспаление часто говорит о наличии инфекционного заболевания.
Возможно проведение вокальной оценки с использованием специальных шкал, например шкалы GRBAS:
Каждый симптом оценивается отдельно:
Есть более простая шкала:
Проведение ларингоскопии — внешнего осмотра гортани и дыхательных путей зеркалом.
Ларингоскопия обязательна к выполнению, если:
Жёсткая ларингоскопия (под общим наркозом) проводится в случае подозрения на атипичное поражение (узелки, полипы, предраковые или злокачественные новообразования), а также когда необходима биопсия.
Пациентам с подозрением на ГЭР (гастроэзофагиальный рефлюкс) и ГЭРБ (гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь) необходимо проконсультироваться у гастроэнтеролога и провести дообследование (ФГДС и пр.).
Лабораторное обследование назначается по показаниям, чаще всего это клинический анализ крови и анализ на С-реактивный белок для уточнения причины заболевания, возможно проведение аллерготестирования. КТ и МРТ являются вспомогательными методами, используются в случае неясного диагноза.
Лечение острого ларингита
Лечение зависит от причины, выявленной в ходе сбора анамнеза, а также от результата ларингоскопии. Как будет проходить лечение, амбулаторно или стационарно, в каждом случае решается индивидуально. Это напрямую зависит от степени тяжести, длительности заболевания и выраженности дыхательной недостаточности.
Лечение любого ларингита обычно включает в себя гигиену голоса:
Чтобы предотвратить пересушивание гортани, рекомендовано обильное питьё, жевательная резинка без сахара. Парацетамол или ибупрофен помогут облегчить боль и сбить высокую температуру. Полоскания горла, таблетки и спреи для местного применения не облегчают болезненность в гортани и будут полезны лишь при сопутствующем фаринготонзиллите. Необходимо избегать всего, что раздражает гортань: сигаретного дыма, кофеина, алкоголя, сухого жаркого воздуха и др.
Лечение бактериального ларингита требует назначения антибиотикотерапии (как местной — ингаляционной, так и системной). Желательно подбирать лекарства после уточнения возбудителя и определения его чувствительности к препаратам.
Лечение грибкового ларингита. Выбор лекарственного средства зависит от возбудителя и его чувствительности, возможно использование нистатина, кетоконазола, флуконазола, итраконазола, амфотерицина B.
Лечение острого аллергического ларингита с анафилаксией должно оказываться немедленно. Доврачебная помощь больному:
Лечение рефлюкс-ларингита включает комплекс мероприятий:
Прогноз. Профилактика
Острый ларингит без осложнений имеет благоприятный прогноз и проходит в течение 1-2 недель. При осложнённых формах (стенозах, гнойных процессах) необходимо оказание экстренной помощи и проведение хирургического лечения для спасения жизни. В некоторых случаях острый ларингит может перейти в хронический из-за индивидуальных особенностей патофизиологии пациента, сопутствующих заболеваний (например, сахарного диабета) или не проведённого своевременно лечения.
Рекомендации по сохранению вокального здоровья крайне просты:
Как убрать запаха изо рта?
Как убрать запаха изо рта? Эффективные способы, проверенные временами
Неприятный запах изо рта всегда является препятствием на пути к общению с окружающими. Поэтому проблему следует срочно искоренять, чтобы она не стала причиной психологического расстройства и появления комплексов у человека. Но прежде следует выяснить, что же стало источником несвежего дыхания. Ведь в большинстве случаев галитоз свидетельствует о том, что в организме происходят серьёзные сбои.
«Виновники» несвежего дыхания
Первой и самой часто встречающейся причиной является недолжная гигиена ротовой полости. Нечищенные зубы и застрявшая в них пища — прекрасная среда для размножения болезнетворных бактерий.
Кроме того, вызывать неприятный запах может наличие протезов и различные деструктивные процессы ротовой полости:
Частой причиной несвежего дыхания являются ЛОР-заболевания: ларингит, синусит, гайморит, тонзиллит, фарингит, заложенность носа, болезни трахеи и лёгких.
Ещё одним частым спутником появления противного запаха можно назвать сухость во рту. Слюна – это полезный механизм, предусмотренный нашим организмом для очищения рта от бактерий. С возрастом слюнные железы частично утрачивают свои функции, что приводит к сокращению выделения слюны. В этой связи ротовая полость очищается недостаточно, появляются очаги воспаления. Кроме того, сухость во рту может появляться из-за приёма некоторых лекарственных препаратов, а также при продолжительном разговоре.
Несвежее дыхание появляется из-за нарушения работы пищеварительной системы – гастрита, дисбактериоза, дискинезии желчного пузыря.
Что делать, чтобы устранить неприятный запах?
Помогут возвратить свежесть дыхания соблюдение здорового рациона питания, постоянная профилактика, контроль над своим здоровьем. Однако всё это занимает много времени. А что делать, если на носу какая-то важная встреча или свидание, как быстро убрать запах изо рта в таком случае? Для этого существуют различные способы, включающие в себя приём аптечных препаратов и народные рецепты.
Экспресс методы
На вопрос о том, как срочно убрать запах изо рта, есть множество ответов. Вот самые эффективные экспресс-способы избавления от несвежего дыхания.
Использовать для жевания рекомендуется и полынь горькую. Растение устраняет бактерии, восстанавливает работу ЖКТ и избавляет от зловония изо рта. Этими же свойствами обладает магнолия. Всё, что нужно, — пожевать растение в течение 1 минуты.
Медицинские препараты
Как убрать запах изо рта с помощью аптечных средств? Хорошо помогает, особенно если накануне было выпито большое количество алкоголя, препарат Атоксил, Полисорб. Эти лекарственные средства обладают адсорбирующим действием, которое заключается в быстром выведении из организма алкогольных продуктов распада.
В борьбе с неприятным запахом окажет помощь раствор Хлорофилла, в состав которого входит зелёный пигмент, содержащийся в растениях. Он обладает дезодорирующим эффектом. Кроме того, регулярное использование лекарства способствует уничтожению микробов в ротовой полости, устранению ранок и воспалительных процессов в деснах.
Хлорофилл также добавляется в зубные пасты и ополаскиватели для ротовой полости. Вещество входит в состав шпината, капусты брокколи, укропа и т. д. Поэтому эти продукты должны обязательно включаться в рацион человека с галитозом.
Надолго ликвидирует зловоние и избавит от болезнетворных микроорганизмов перекись водорода 3%. Осуществляется процедура полоскания 2-3 раза в день.
Эффективным дезинфицирующим средством является Септагол. Это антисептик, в состав которого входит эфир эвкалипта, мяты, а также тимол, ментол, бензалкония хлорид. Препарат способен уничтожать бактерии, снимать раздражения со слизистых оболочек, улучшать дыхание.
Хорошо освежает и устраняет микробы при инфекционно-воспалительных болезнях ротовой полости лекарственное средство Асепта. В его состав входит мятное масло, метилпарабен, карбоксиметилцеллюлоза, метронидазол и хлоргексидин.
Пользуются большой популярностью при плохом дыхании леденцы Инфреш. Содержат в своём составе экстракт мяты, люцерны, пырея, а также хлорофилл. Леденцы обладают продолжительным эффектом.
Освежители дыхания на основе трав
Убрать запах изо рта в домашних условиях можно с помощью отваров и настоев трав. Самыми эффективными считаются:
Настои из перечисленных растений можно приобрести в аптеках или приготовить самостоятельно. С помощью данных средств ежедневно после приёма пищи осуществляется полоскание ротовой полости и горла. Настойки можно применять поодиночке, чередуя друг с другом, или сочетать вместе.
Чтобы приготовить настой из перечной мяты, нужно взять 1 ст. л. высушенного растения и залить 250 мл кипящей воды. Настаивается освежающее лекарство 2-3 часа под крышкой. После процеживания необходимо прополоскать ротовую полость. Осуществляется процедура каждые 6 часов (или после еды) на протяжении полумесяца. Мятный настой считается более результативным, чем освежающие леденцы.
Для лечения галитоза используется настой из листьев земляники, цветков ромашки и полыни. Растения смешиваются в равных количествах (всего – 1 ст. л.), засыпаются в термос и заливаются пол литром кипящей воды. Настаивается лекарство 2 часа. Ароматная жидкость применяется после употребления пищи.
Как убрать неприятный запах изо рта с помощью настойки из коры дуба? 1 ст. л. засушенного и измельчённого растения заливается 250 мл кипящей воды и ставится на водяную баню на 30 минут. После этого лекарство профильтровывается с помощью марли несколько раз. Ротовая полость полощется 2-3 раза в день на протяжении полумесяца.
Не стоит забывать о гигиене ротовой полости. Чистить зубы следует не менее 2 раз в день зубной пастой с мятным вкусом. Обязательно рекомендуется использовать зубную нить для удаления остатков пищи. Немаловажен в данном случае и выбор щётки для чистки. Не стоит приобретать приспособление с твёрдой щетиной, чтобы не повредить десны и зубную эмаль. Идеально, если щётка будет оснащена поверхностью для удаления налёта с языка. Это даст возможность не только избавиться от неприятного запаха, но и удалить накопившиеся за ночь и в течение всего дня болезнетворные микробы.
Обработка аудио для ютуба и стримов: как сделать дикторский голос программными средствами
Содержание
Содержание
Создание видеороликов, трансляция подкастов и стримов — все это становится популярнее с каждым годом. Растущая конкуренция выдвигает больше требований к качеству контента, особенно к технической части — мало кто будет терпеть хрипящий звук и едва различимую речь, которую заглушает фоновая музыка. В этой статье рассматриваются базовые методы обработки голоса, которые помогут сделать его сопоставимым по качеству с речью профессионального диктора или радиоведущего.
Общие советы
Стоит сразу оговориться: хорошего результата не получится без хороших «сырцов» — исходный материал должен быть качественным. В идеале, речь должна не только записываться на хороший микрофон и звуковую карту, но и быть начитанной с дикцией, произношением, интонациями, выразительностью, характером, манерой и правильным дыханием. Возможные дефекты речи — ярко выраженная картавость или гнусавость — обработкой не исправляются.
Набор неплохих бесплатных плагинов от DAW Reaper можно скачать с официального сайта — там есть все необходимое. Для тех, кто всерьез увлечется звукорежиссурой, можно посоветовать более продвинутые пакеты плагинов от Waves, Fabfilter, Softube — их существует множество на любой вкус.
Обработку стоит выполнять на студийных мониторах или в наушниках студийного уровня. Без качественного контроля будет сложно разобрать, что вообще происходит с аудиосигналом.
Обрабатываем звук для оффлайн-видео
Итак, голос записан, и теперь нужно его обработать.
Начать стоит счистки материала: убрать все шумы в паузах, если необходимо — вдохи, вздохи и другие артефакты. Можно сделать все вручную, а можно поставить нойз-гейт. Он должен находится в самом начале цепи обработки. Настроить гейт очень просто: параметр threshold означает порог его срабатывания, здесь нужно взять самый громкий участок с шумами и сделать уровень thrershold чуть выше его. Attack — как быстро гейт «открывается» для пропуска полезного сигнала, release — как быстро он «закрывается» для удаления шума. Главное, чтобы гейт не откусывал слишком тихие слова.
Следующий шаг — шумоподавление. Нужно найти участок записи без какого-либо сигнала, чтобы на нем присутствовал только шум цепи звукозаписи. Если уровень шума ниже 50 дБ (как на скриншоте выше) — можно смело махнуть на него рукой и не делать ничего, такой шум никто не услышит. Если шум явно заметен, можно использовать специальные плагины (например, reafir от Reaper или denoiser в Cubase) для его удаления, либо подрезать эквалайзером пару самых шумных частот — точно так же, как будут удалятся резонансы в следующем пункте.
Фильтрация и удаление резонансов. Бывает, что низкий мужской голос начинает неприятно бубнить в районе 100–200 Гц, либо высокий женский тембр в сочетании с не самым лучшим микрофоном неприятно режет по ушам. Так и проявляются резонансы. Избавиться от них просто: нужно поставить в цепь обработки эквалайзер и узкой полосой с большим усилением (10–30 дБ) “пройтись” по всему частотному спектру, вычисляя самые неприятные места с режущим ухо свистом, звоном или гудением. Их необходимо ослабить узкой полосой на 3–5 дБ. Главное здесь не перестараться — удаления всего двух-трех основных резонансов обычно хватает для дикторского голоса.
Поиск и подрезание резонанса
Помимо этого, можно вовсе удалить целые куски спектра, в которых нет никакого полезного сигнала. Это делается с помощью low-pass и hi-pass фильтров, которые обрезают высокие и низкие частоты соответственно.
Чаще всего проблемы встречаются в следующих областях:
● Ниже 75–100 Гц — здесь находится, в основном, низкочастотный бубнящий шум. Можно смело применить hi-pass фильтр и обрезать все до этих значений.
● 100–150 Гц — тут нередко находятся гудящие частоты, особенно это касается мужского вокала, записанного в небольшой комнате. Можно подрезать их узкой полосой.
● 800–1000 Гц — здесь может располагаться «гундосый» назальный тон, который также имеет смысл подрезать узкой полосой.
● 4–9 кГц — тут находятся сибилянты — шипящие согласные звуки «с-с-с», «ш-ш-ш», «щ-щ-щ», которые могут неприятно свистеть при записи. Для борьбы с ними обычно используется деэссер — специальный прибор, который смягчает резкость свистящих согласных. Но можно не заморачиваться, найти самую неприятную частоту и также подрезать ее узкой полосой.
● Выше 16 кГц — в человеческой речи редко присутствует что-то полезное выше этой частоты, так что можно смело применять low-pass фильтр.
Так выглядит эквалайзер после вырезания резонансов и ненужных частот
Добавление недостающих частот. Теперь, когда остался только полезный сигнал, нужно сделать его четче и ярче. В качестве отправной точки будут полезны следующие данные:
● 180–240 Гц — прибавление 3–5 дБ широкой полосой в этой области сделает мужскую речь более полной и читаемой. Для женской речи это будет 200–300 Гц.
● 1.5–2 — 5 кГц — это самый важный диапазон для голоса, так называемая область разборчивости. Человеческий слух наиболее чувствителен именно к этим частотам, стоит прибавить их широкой полосой на 3–8 дБ.
● 9–11 кГц — эти частоты отвечают за яркость голоса. Их очень часто не хватает в речи, записанной даже на студийный микрофон, особенно в заглушенной комнате, которая с аппетитом пожирает верха вокала. Нередко приходится значительно прибавлять этот диапазон — на 6–12 дБ, чтобы придать речи ясности. Но нужно следить за шипящими согласными.
● Выше 12 кГц — это область «воздуха», поднятие которой позволит сделать речь более натуральной и яркой. Обычно для этой и предыдущей области частот используется параметр эквалайзера hi-shelf, который выглядит как «планка» и позволяет моментально «осветлить» голос.
При эквализации низких частот лучше использовать узкие полосы, а при высоких — широкие, это сделает работу эквалайзера менее заметной.
Компрессия. Компрессором убирается разница между громкими и тихими участками записи. В итоге голос будет звучать равномерно, от хлопков и кашля слушатель не будет вздрагивать, а при шепоте ему не придется прибавлять громкость. Понять работу компрессора поможет аналогия с громкой музыкой в комнате, которая не нравится соседу за стенкой. Параметр threshold будет тем критическим уровнем громкости музыки, при превышении которого сосед начинает тарабанить по батарее монтировкой; attack — как быстро он бежит к батарее при превышении этого уровня; ratio — насколько нужно убавить громкость, чтобы успокоить соседа; а release — как долго сосед перестает возмущаться после убавления громкости. Сосед-компрессор заставляет несчастного меломана держать уровень громкости музыки в определенных пределах. Начать настройку можно со следующих значений:
● Ratio: 4:1 (таким образом, если сигнал превышает порог на 4 дБ, то он скомпрессируется до 1 дБ выше порога)
● Attack: как правило, для голоса хорошо работает быстрая атака в районе 5–10 мс, она позволяет компрессору срабатывать мгновенно. Если при этом компрессия начинает съедать согласные — атаку нужно увеличить.
● Release: если в компрессоре есть функция авторелиз, можно ей и воспользоваться. Если нет — начать стоит с 40–50 мс.
● Output или make-up: если в компрессоре есть функция автомейкапа, можно применить ее. В противном случае компенсацию громкости можно выполнить вручную на слух — главное, чтобы итоговый сигнал не попадал в красную зону.
Есть проверенный метод настройки компрессора «на слух» для новичков: нужно выкрутить ratio и threshold на максимум, attack и release — на минимум. Так будет лучше слышно, что прибор делает с сигналом. Далее подбирается атака, потом релиз, а параметрами ratio и threshold регулируется уровень до желаемых значений. Как правило, уровень компрессии отображается на индикаторе «вверх ногами», ведь компрессор работает на понижение сигнала. Параметр threshold следует установить таким образом, чтобы компрессор срезал около 6 дБ для тихого голоса и около 12 дБ для громких участков.
Лимитер и компрессор в роли лимитера
Если фоновая музыка в видео заглушает речь, нужно выставить RMS музыки и RMS голоса одинаковыми, после чего убавить музыку на 5–10 дБ. Если в некоторых местах слова все еще неразборчивы, можно применить к музыкальной подложке эквализацию. Достаточно посмотреть на эквалайзер для речи и сделать все наоборот в эквалайзере для музыки: например, если в речи 5 кГц приподнято широкой полосой, то в музыке эти же 5 кГц нужно убавить.
Обрабатываем звук в онлайне
У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов.
Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.
Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio
Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:
2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.
● Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.
● Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.
● Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.
3. Эквалайзер. Здесь все то же самое, что и для оффлайн-видео: нужно отфильтровать лишние частоты, вырезать пару самых противных резонансов и добавить частот в области разборчивости. Также стоит посмотреть на индикатор: если звук после обработки эквалайзером «пикует» в красной зоне, нужно прибрать выходной Gain, если, наоборот, слишком тихий — прибавить.
4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.
При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).
Дайте послушать результаты!
Разобраться в обработке звука по тексту бывает непросто, но результат того стоит. Смотрите сами. Точнее, слушайте.
Качественный звук в современных видео и стримах значит ничуть не меньше, чем видео в высоком разрешении. А порой и больше — ведь многие ставят ролики на фон, смотря их вполглаза и воспринимая происходящее в основном на слух.
При этом стоит учесть, что данное руководство дает лишь базовые настройки в качестве точки отсчета. Конечный результат должен подбираться аудиально, ведь главный инструмент в работе звукорежиссера — это его собственные уши.