Как у моряков называется вахта
ВАХТА
(Watch) — 1. Особый вид дежурства на судне, для несения которого выводится часть личного состава на определенные посты и на несколько часов в сутки, но не свыше 6 часов непрерывно. 2. Часть экипажа корабля (половина, треть), представляющая собой специальное подразделение для несения вахтенной службы. 3. В. также называются определенные промежутки времени, в течение которых несется эта служба одной сменой. В этом смысле сутки на военных кораблях делятся на 5 или 6 вахт.
Полезное
Смотреть что такое «ВАХТА» в других словарях:
ВАХТА — (нем. Wacht, Wache стража, караул). Караул на корабле, а также время смены караульных. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВАХТА 1) караул или дежурство на военном корабле; 2) время этого дежурства (в… … Словарь иностранных слов русского языка
ВАХТА — бережливости. Публ. Патет. Кампания за экономию энергии, топлива, сырья. БМС 1998, 68. Собачья вахта. Жарг. арм. Ночной караул. Кор., 266. Трудовая вахта. Публ. Патет. Интенсивная непрерывная работа какого л. коллектива в честь какого л. события … Большой словарь русских поговорок
ВАХТА — жен., мор. чередной караул на военном судне, для управления им, а также | срок, время этого караула, от полудня до полуночи две шестичасовых вахты; от полуночи до полудня три четырехчасовых. Команда или экипаж разделяются на две вахты, офицеры на … Толковый словарь Даля
вахта — вахтовка, бригада, дежурство, стража, смена Словарь русских синонимов. вахта сущ., кол во синонимов: 12 • бригада (28) • … Словарь синонимов
ВАХТА — (от нем. Wacht стража) 1) основной вид дежурства на кораблях и судах, обеспечивающий их плавание, безопасность, а в ВМФ и боеготовность. Делится на общекорабельную, специальную, ходовую и якорную.2) Промежуток времени, в течение которого одна… … Большой Энциклопедический словарь
ВАХТА — (трифоль) род многолетних трав семейства вахтовых. 1 вид, в Северном полушарии. Растет на болотах. Используется как желчегонное и улучшающее аппетит средство … Большой Энциклопедический словарь
ВАХТА — (трифоль) род многолетних трав семейства вахтовых. 1 вид, в Северном полушарии. Растет на болотах. Используется как желчегонное и улучшающее аппетит средство … Большой Энциклопедический словарь
ВАХТА — ВАХТА, вахты, жен. (нем. Wacht) (мор.). Очередная работа, дежурство части судового экипажа в военном и торговом флоте. Стоять на вахте. || Состав смены, несущей дежурство. Я из второй вахты. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВАХТА — ВАХТА, ы, жен. 1. Во флоте, на полярных станциях: дежурство, сменная работа, а также смена, группа, несущая такое дежурство. Стоять на вахте. Нести вахту. Зимняя в. полярников. 2. Человек или группа людей, работающие посменно. Утренняя, дневная,… … Толковый словарь Ожегова
вахта — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN shift team … Справочник технического переводчика
ВАХТЕ О ВАХТЕ
Это слово произошло, как уже говорилось, от немецкого Wacht — караул, стража. Вахта — это еще и особый вид дежурства на кораблях военно-морского и коммерческого флота, которое несется постоянно при нахождении корабля в море на ходу и при стоянке на якоре или у стенки (причала, пирса) на швартовах.
На ходу нормальная продолжительность вахты — четыре часа, но в зависимости от обстановки (например, высокие или очень низкие температуры) продолжительность вахты решением командира корабля может быть сокращена.
Смена, несущая вахту, называется вахтенной, а сменившаяся — подвахтенной.
При стоянке корабля на якоре (швартовах) личный состав назначается на суточную вахту и несет ее в три смены.
До конца XVII века матросские сутки были разделены на восьмичасовые смены, что крайне утомляло и осложняло жизнь экипажа. Считается, что первым этот порядок изменил английский мореплаватель Джеймс Кук. Для несения вахтенной службы он разделил всю команду на две равные части и ввел четырехчасовые вахты. По расписанию, первая вахта имела нечетные номера и работала во время аврала на правом борту судна, вторая вахта — на левом. При необходимости выполнять какой-либо сложный маневр, связанный, например, с уборкой или постановкой парусов, на палубу вызывалась подвахтенная смена.
Теперь становятся понятными команды, подаваемые в старые времена на парусных кораблях: «Первая (вторая) на вахту!», «Обе вахты на вахту!» Суточное время делилось так: четыре часа смены на палубе и столько же внизу, или, как говорили, на подвахте. Ночные вахты официально назывались: первая (с 20.00 до 24.00), средняя, (с 00.00 до 04.00), утренняя (с 04.00 до 08.00). При таком распорядке получалось, что одна из смен ночью работала на палубе восемь часов, а вторая — только четыре. Однако и днем после дежурства матросы первой вахты не шли отдыхать, а до темноты работали со всеми. Это было весьма утомительно, и, чтобы как-то повысить работоспособность и дать отдых личному составу, придумали делить сутки не на шесть частей, а на семь. Для этого вахту с 16.00 до 20.00 разделили на две двухчасовые полувахты, благодаря чему каждую ночь часы смены сдвигались, и матросы не находились в одно и то же время на палубе. Англичане называли двухчасовые полувахты «вахтой с обрезанным хвостом».
Со временем в других флотах стали вводить английский порядок несения дежурства, а полувахты стали называть хитрой вахтой. Однако система с полувахтами прижилась не везде: как говорится, «на каждом флоте свои порядки в почете». Так, у русских моряков дневная вахта длилась с 12.00 до 18.00, то есть шесть часов. За ней шла двухчасовая вахта до 20.00, и далее по четыре часа. Как видно, русский матрос мог только позавидовать равномерным английским вахтам. Однако со временем, учитывая опыт Северной войны, необходимость повышения бдительности при длительном пребывании кораблей в море и неотлучное нахождение личного состава на боевых постах, в Российском флоте вахту стали нести в три смены. Уже в Морском уставе Петра I, изданном в 1720 году, «главнейшим делом» командиров кораблей определялось расписать «всю команду на три равные части по вахтам, а вахты по парусам, орудиям и т. п.». В плаваниях нормальной продолжительностью дежурств считались четыре часа, но в зависимости от обстановки, климатических условий решением командира она могла меняться от двух до пяти часов.
За многовековую историю мореплавания для каждой вахты матросы разных стран придумали свои названия. Кроме тех, которые уже были упомянуты, существовали и другие. Многие из них забыты, но есть и такие, которые бытуют и по сей день.
При трехсменной вахте первая стояла днем с 08.00 до 12.00 и ночью с 20.00 до 24.00. Так как почти вся она проходила во время бодрствования, ее считали легкой и доверяли выполнение обязанностей молодым малоопытным морякам под контролем бывалых офицеров и старшин. Отсюда у наших моряков появилось название детская вахта.
Особо трудной и тяжелой считалась вторая смена, она стояла днем с 12.00 до 16.00, ночью с 00.00 до 04.00. В дневное время морякам приходилось нести дежурство, когда все отдыхали после обеда. Эту вахту английские моряки с иронией именовали послеобеденное стоячее лежание. Русские матросы ее тоже не жаловали, так как вахтенные лишились адмиральского часа — этого узаконенного еще Петром I обеденного перерыва, начинавшегося с раздачи водки (звучала команда «Свистать к вину и на обед») и заканчивавшегося послеобеденным часовым сном. Со временем водку давать перестали, но «адмиральский час» строго соблюдается и в наши дни. «Ночная вахта с 12 ночи до 4 утра считается самой скучной и несносной, потому что все судно после дневных трудов вкушает самый сладкий сон, а вахтенные принуждены проводить это время без сна, может быть, под дождем, подвергаясь то сильному холоду на севере, то удушливому зною в тропиках» — так писал офицер Максимов, участник кругосветного плавания на клипере «Стрелок». Это время дежурства англичане называли вахтой склеивающихся, глаз, а также длинной (она кажется длиннее других) или кладбищенской (тишина! страшно! опасно!). Немецкие, шведские, голландские матросы именовали ее плоскостопой (не присядешь, иначе заснешь). И почти во всех флотах мира и по сей день эта вахта называется собачьей вахтой (Dog wacht), или просто собакой. Само название красноречиво говорит, что это за смена.
Название следующей вахты, с 04.00 до 08.00, имеет более благозвучное звучание — Диана. Так в честь богини Луны из римской мифологии назвали ее итальянские моряки. Вторая половина этой вахты, с 16.00 до 20.00, когда-то называлась английской собакой, но с введением трехсменной вахты она стала любимой и удобной для моряков. Отстоял матрос утреннюю половину, а впереди почти целый день свободный — можно успеть и отдохнуть, и личными делами заняться. Может быть, потому она и называется королевской, или — проще — хорошей вахтой. Кроме этих названий, на флотах бытовали и другие. Так, вахту, назначаемую в туман, для усиления бдительности называли туманной Сон шутники прозвали конечной вахтой. Названия или прозвища вахт появляются и исчезают в зависимости от условий работы и быта моряков. Может быть, когда-нибудь исчезнут и сами вахты; все дежурство будут нести электронные роботы. Но будем надеяться, что память о них останется на страницах истории мореплавания.
ВАХТА
(Watch) — 1. Особый вид дежурства на судне, для несения которого выводится часть личного состава на определенные посты и на несколько часов в сутки, но не свыше 6 часов непрерывно. 2. Часть экипажа корабля (половина, треть), представляющая собой специальное подразделение для несения вахтенной службы. 3. В. также называются определенные промежутки времени, в течение которых несется эта служба одной сменой. В этом смысле сутки на военных кораблях делятся на 5 или 6 вахт.
Смотреть больше слов в « Морском словаре »
Смотреть что такое ВАХТА в других словарях:
ВАХТА
(Le quart, die Wache, the Watch) — команда (люди) на судах. Делится обыкновенно на две В. — первую и вторую; в исключительных случаях, при вполне опытн. смотреть
ВАХТА
вахта 1. ж. 1) а) Дежурство части экипажа на судне, требующее безотлучного нахождения на каком-л. посту (во флоте). б) Промежуток времени, в течение которого одна смена несет такое дежурство. в) перен. разг. Часть судового экипажа, несущая такое дежурство. 2) Самоотверженная работа (обычно выполняемая в трудных условиях). 3) перен. Группа людей, продолжительное время работающая в отдаленном районе в отрыве от постоянного места жительства и сменяемая такой же группой. 4) разг. Дежурство (любое и в любом месте). 5) разг. Место, где находится вахтер. 2. ж. Травянистое растение с длинным ползучим корневищем, тройчатыми прикорневыми листьями и белыми или розовыми цветками, используемое в фармакологии; трифоль.
ВАХТА
вахта ж. мор.watch стоять на вахте — keep* watch, be on watch
ВАХТА
ВАХТА
Вахта (Le quart, die Wache, the Watch) — команда (люди) на судах. Делится обыкновенно на две В. — первую и вторую; в исключительных случаях, при вполне опытной и знающей команде, бывает три В. Каждая В. делится на два отделения. Люди первой В. (1 и 3 отд.) получают нечетные номера и распределяются для авральных работ, приборки и т. п., на правой стороне корабля; вторая же В. (2 и 4 отд.) — на левой и имеет четные номера. Каждой В. заведует флотский офицер по старшинству, т. е. первой В. — старший после старшего офицера, второй — второй по старшинству; третьим же отделением — третий по старшинству и т. д. В каждой В. есть боцман или боцманмат (см. эти слова) или же квартирмейстер, который есть ближайший начальник людей своей В. или отделения. В. называется еще вообще дежурство на корабле, а также и промежуток времени, в продолжение которого В. или отделение стоит в дежурстве. Сутки у нас во флоте делятся на 5 В.: с полудня до полуночи на две В., с полуночи до полудня — на три; причем В. с 8 часов утра до спуска флага называются дневными, а остальные — ночными. В редких случаях сутки делятся на 6 В., тогда с полудня до полуночи — 3 вахты. В. с полуночи до 4-х час. утра у моряков называется «собакою», «собачкою». В. отправляется беспрерывно с подъема вымпела (начало плавания) и до спуска его (конец кампании). На якоре и под парами команда стоит В. по отделениям, под парусами же — повахтенно. Офицеры стоят обыкновенно на 4 вахты (т. е. четвертую, или одну вахту из четырех). Когда офицеров мало, то разрешается их ставить на три В.; на две же никогда. Сигнальщики, рулевые, боцмана (иногда) ставятся по возможности на одну из трех В., по причине их трудных обязанностей, что дает им возможность б. отдохнуть, так как, отстояв на В., им приходится вступить не ранее как через 8 час. Сменившиеся с В. называется подвахтенными и вызываются наверх в помощь вахтенным; когда же помощь их больше не нужна, то командуется: «подвахтенные вниз». На В. вызывают свистком (почему говорится: «свистать на В.») и командой: «Такая-то В. или такое-то отделение на В.» Старшие из офицеров назначаются вахтенными начальниками, а остальные к ним в В., причем наблюдается, чтобы всегда младшие из вахтенных офицеров состояли под командой старшего из вахтенных начальников. В. начальник, стоя на вахте, отвечает во все это время за безопасность корабля, за содержание его в постоянной исправности, за соблюдение порядка корабельной службы и за исполнение всех приказаний командира и старшего офицера. Для этого ему подчинен караул и находящиеся на В. офицеры и нижние чины. Отличительным знаком В. начальника служит рупор. Большею частью В. начальники у нас во флоте лейтенанты. В. начальнику не разрешается садиться, курить, входить с кем-либо в разговоры, не касающиеся его служебных обязанностей и спускаться с верхней палубы, не сдав В. другому В. начальнику. Во время аврала на В. вступает старший офицер. Если в В. есть флотские офицеры, то старший после В. начальника (которого место на мостике) стоит на баке, следующий на шканцах, а третий на юте. В. начальник руководствуется морским уставом, уставом внутренней службы на судах и вообще всеми морскими постановлениями. Команду В. начальник передает нижним чинам вахтенный унтер-офицер свистком и голосом. В. начальник требует, чтобы при исполнении его команд, кроме ответа «есть», никаких посторонних команд и разговоров не было. Старшего вахтенного унтер-офицера зовут «вахтенный». На ходу В. начальник следит за курсом, и без его ведома никто (кроме командира и старшего офицера) не имеет права изменить его, он также отдает приказания в машину. В. начальник следит за правильным ведением вахтенного журнала и подписывает его тотчас по смене с В. В машине, если на корабле не менее трех механиков, они стоят вахту. Машинная команда стоит на две или на три В. Говорится «вступить на В.», «стоять В.», «сдать В.», «поверить В.», «развести В.» и т. п. (см. Свод мор. пост., кн. X, изд. 1886 г., Уст. внутр. службы на судах, изд. 1890 г.).
ВАХТА
ВА́ХТА¹, и, ж.1. мор. Основний вид чергування на кораблях і суднах для забезпечення їхньої боєготовності (у військово-морському флоті) і безпеки плаван. смотреть
Из истории судовых вахт
С давних времен для обеспечения безопасности плавания моряки делили сутки на вахты. До конца XVII века на кораблях использовали восьмичасовые вахты. Первым, кто, по мнению историков, изменил этот порядок, стал английский мореплаватель Джеймс Кук. Для несения вахтенной службы он разделил корабельную команду на две равные части и ввел четырехчасовые вахты.
В наши дни судовая вахта является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующих повышенного внимания и непрерывного нахождения на посту или на рабочем месте судовых специалистов и командиров: штурманов, механиков, радиооператоров, а также лиц рядового состава: матросов, мотористов, машинистов, электриков и т.д. Судовая вахта обеспечивает управление судном, его безопасность, производственную деятельность. Ответственность за организацию вахт в целом возложена на капитана корабля, а по отдельным судовым службам – на начальников служб. За надлежащее несение членами судового экипажа вахты отвечают вахтенные помощники капитана.
Уставами службы на разнообразных по своему назначению судах предусмотрено несение ходовых и стояночных вахт. Продолжительность одной ходовой вахты при трехсменном дежурстве, как правило, не превышает четырех часов, а при двухсменной вахте – шести часов. Стояночная вахта для командного состава не должна продолжаться больше суток.
Во время несения своей вахты вахтенный помощник является представителем капитана судна. Он несет личную ответственность за безопасность судна, его экипажа, груза и другого имущества, производственную деятельность, так как является руководителем для всей вахтенной службы судна и подчиняется непосредственно капитану. Распоряжения вахтенного помощника в пределах его полномочий обязательны для исполнения не только для судового экипажа, но и для всех лиц, находящихся в данный момент на борту. В свою очередь вахтенный механик является начальником для всей судомеханической вахты, отвечает за надежную работу судовых технических средств, обеспечивает нормальную техническую эксплуатацию судна. Он подчиняется вахтенному помощнику капитана, а в части эксплуатации судовых технических средств – старшему механику. В его непосредственном подчинении находятся вахтенные электромеханик, рефмеханик, другие специалисты машинной команды судна. Вахтенный радиооператор подчиняется непосредственно капитану судна, а в части специальных вопросов – начальнику судовой радиотехнической службы.
В прошлом по судовому расписанию “первая вахта” имела нечетные номера и работала во время аврала на правой стороне судна, а “вторая вахта” – на левой. Эти вахты английские моряки в шутку называли “правая сторона булиня”. В то время существовали команды: “Первая – на вахту!”, “Обе на вахту!”. Суточное же время делилось следующим образом: четыре часа на палубе и столько же внизу, или, как говорили, на подвахте. Ночные вахты официально назывались: “первая” с 20 до 24 часов, “средняя” с полуночи до 4 часов утра и “утренняя” с 4 до 8 часов.
При таком несении вахт получалось, что одна часть команды работала на палубе восемь часов, а вторая – только четыре. Однако и днем после дежурства члены экипажа “первой вахты” не шли отдыхать, а до темноты работали со всеми, что было весьма тяжело. Поэтому, чтобы дать им возможность отдохнуть, сутки стали делить не на шесть частей (т.е. по четыре часа), а на семь. Для этого вахту с 16 до 20 часов разделили на две двухчасовые полувахты, благодаря чему каждую ночь вахты сдвигались, и члены судового экипажа находились на палубе одинаковое время. В то далекое время вахту с 16 до 20 часов называли “собачьей вахтой”, а двухчасовые полувахты – “вахтой с обрезанным хвостом” или просто “обрезанной вахтой”. Такое неблагозвучное название эта вахта получила неслучайно, так как в 16 часов обычно заканчивались дневные работы, и свободная смена шла отдыхать. Судовой вахтой в это время обычно начинал командовать капитан, а уж он-то не давал спуску своим подчиненным. Скользящий график судовых вахт был принят только у военных моряков. Историки предполагают, что на военно-морском флоте такая вахта стала называться “адмиральской”.
Со временем на флотах вводился английский порядок несения судовых дежурств. Но в ряде стран продолжительность и время несения вахт имели свои особенности. Например, у российских моряков дневная вахта длилась с 12 до 18 часов, за ней шла вахта с 18 до 20 часов и далее по четыре часа. В настоящее время на военно-морском флоте в связи с требованиями повышенной бдительности и неотлучного пребывания на различных постах вахта ведется в три смены. Еще в Морском уставе Петра I от 1720 года в обязанности командиров кораблей вменялось “главнейшим делом” расписать “всю команду на три равные части по вахтам, а вахты – по парусам, орудиям и т.д.”.
За многовековую историю мореплавания для каждой вахты матросы придумывали свои названия. Так, судовые вахты в две смены (будь они по два или по четыре часа), когда промежутки для отдыха были небольшими, английские моряки прозвали вахтами “с носков на пятки, с пяток на носки”. А первые российские мореходы и поморы сами вахты называли “переменами”, а подвахты – “подпеременами”.
При делении суток на трехсменные вахты первая их них стояла днем с 8 до 12 часов и ночью с 20 до 24 часов. Поскольку эта вахта приходилась на время бодрствования, ее считали легкой и доверяли молодым и малоопытным морякам. Русские моряки называли ее “детской” вахтой или “сама стоит”, а также “пионерской” и даже “пенсионерской”. Вечернюю половину вахты именовали “прощай, молодость” – она занимала самое драгоценное для молодежи вечернее время. В эти часы судовую вахтенную службу возглавляет, как правило, третий помощник капитана.
Самой тяжелой считалась вторая вахта, которая продолжалась днем с 12 до 16 часов и ночью с полуночи до 4 утра. В дневное время морякам приходилось нести дежурство, когда все отдыхали после обеда. Это время английские моряки с иронией называли “послеобеденное стоячее лежание”. В русском флоте ее тоже не жаловали, так как вахтенные лишались “адмиральского часа” – так назывался узаконенный еще Петром I обеденный перерыв, начинавшийся с раздачи водки (звучала команда “Свистать к вину и на обед”) и заканчивавшийся послеобеденным часовым сном. Со временем водку и вино перестали выдавать, но “адмиральский час” соблюдается и в наши дни.
Ночная вахта с полуночи до 4 утра была наиболее скучной, потому что вахтенные не имели права спать. Несение вахты в это время англичане именовали “вахтой склеивающихся глаз”, а также “длинной” (она кажется продолжительнее других вахт) или “кладбищенской” (тишина). Немецкие, голландские и шведские моряки называли ее “плоскостной” (не присядешь – иначе заснешь). Во многих странах мира и сегодня эту вахту называют “собачьей вахтой”. Как правило, ее возглавляет второй помощник капитана.
Судовая вахта с 4 до 8 часов утра и с 16 до 20 часов вечера называлась куда красивее – “Диана”. Такое прозвище дали ей итальянские моряки в честь утренней звезды Дианы, а приземленные голландцы называют эту вахту просто – “дневной”. Именно ее вторая половина с 16 до 20 часов когда-то называлась “английской собакой”, но с введением трехсменной вахты стала самой любимой и удобной у моряков, и ее стали называть “королевской” или “хорошей вахтой”. В эти часы вахтенную службу обычно возглавляет старший помощник капитана. На судах, где имеется более трех помощников, старший помощник несет лишь одну ходовую вахту с 4 до 8 часов и контролирует несение ходовой вахты четвертым помощником с 16 до 20 часов. В сложных условиях старший помощник несет ходовую вахту по указанию капитана корабля.
Помимо перечисленных видов судовых вахт имеются и другие вахты. Например, при плавании судна в тумане для усиления бдительности, выставляют “туманную вахту”. Самой хлопотной вахтой моряки всех флотов считают вахту, когда судно приходит в порт или покидает его. Ее даже называют “козлиной”. Таким образом, названия и прозвища судовых вахт тесно связаны с условиями работы и быта моряков. Со временем часть из них уходит в прошлое, но многие используются и по сей день.
Вахте о вахте
Вздымаются бури, море беля.
Моряк постоянно на вахте.
В. Маяковский
Так, у русских мо ряков дневная вахта длилась с 12.00 до 18.00, т.е.6 часов. За ней шла двухчасовая вахта до 20.00 и далее по четыре часа. Как видно, русский матрос мог только позавидовать равномерным английским «собакам».
В военно-морском флоте в связи с требованием повышения бдительности и неотлучного пребывания в готовности на различных постах, вахта велась и ведется в три смены. Еще в морском уставе Петра I, изданном в 1720 году, вменялось в обязанности командирам кораблей «главнейшим делом» расписать «всю команду на три равные части по вахтам, а вахты по парусам, орудиям и т.п.»
Надо отметить, что с петровских времен почти до конца XVIII века русские моряки применяли так называемое морское исчисление времени, в котором сутки начинались с полудня предшествующего дня по гражданскому календарю. Морское счисление опережало гражданский календарь на 12 часов!
Но как бы не спешило «морское время», жизнь моряков продолжала оставаться тяжелым и опасным трудом. К примеру, в плаваниях нормальная продолжительность дежурств считалась 4 часа, но в зависимости от обстановки, климатических условий и пр. ее длительность решением командира могла меняться от 2 до 5 часов. Такой порядок сохраняется и в наши дни в военном и торговом флотах.
Особо трудной и тяжелой считалась вторая смена, она стояла днем с 12.00 до 16.00, ночью с 00.00 до 04.00. В дневное время морякам приходилось нести дежурство, когда все отдыхали после обеда. Эту вахту английские моряки с иронией именовали «послеобеденное стоячее лежание».
Русские матросы ее тоже не жаловали, так как вахтенные лишались «адмиральского часа». Так назывался узаконенный Петром I обеденный перерыв, начинавшийся с раздачи водки (звучала команда «свистать к вину и на обед») и заканчивающегося послеобеденным часовым сном. Со временем водку (а позже и вино) давать перестали, но «адмиральский час» строго соблюдается и в наши дни. Кстати, в английском флоте обеденный перерыв и отдых после обеда в шутку называют «счастливый час» или «счастливое время».
Это время дежурства англичане называли «вахтой склеивающихся глаз», а также «длинной» или «кладбищенской». Немецкие, шведские, голландские матросы именовали ее «плоскостопой» (не присядешь, иначе заснешь). И почти на всех флотах мира и по сей день эта вахта называется «собачей вахтой» или просто «собакой». Само название красноречиво говорит, что это за вахта.
Есть вахта во время полночного мрака, ее моряки окрестили «собака». «Собака» не лает, не треплет за брюки, не лижет в восторге хозяину руки. Знай, ежели подкрадется, однако, тебе задремать не позволит «собака»./И.И.Радченко/»Вахта «собака»/
Сон шутники прозвали «коечной» вахтой. Самой хлопотной считается вахта, когда судно приходит в порт или выходит из него. Ее русские матросы именуют «козлиной». Да и действительно, кому хочется быть «козлом отпущения», когда все свободные от работ и вахты уходят в город в увольнение или разъезжаются по домам.
Иногда стояночные ночные вахты делают с ноля до восьми утра, то есть во всю ночь, такую смену называют «всенощной».
Иногда нетерпеливый матрос, чтобы поскорее смениться, «подогревал склянку», т,е, раньше времени бил в колокол и переворачивал песочные часы. Такие поступки всегда наказывались самым строгим образом на всех флотах мира.
Названия и прозвища вахт появляются и исчезают в зависимости от условий работы и быта моряков. Многие из них бытуют уже несколько столетий. Хочется верить, что эти морские выражения останутся в истории мореплавания как интереснейшие страницы матросского фольклора.
Каланов Н.А. 1987 год журнал «Морской флот»