Как у корейцев проходят похороны
Организация корейских похорон. Похоронные обычаи корейцев.
Организация корейских похорон. Похоронные обычаи корейцев.
Корейцы хоронят своих умерших, как правило, на третий день. В течение этих трех прощальных дней, в дом покойного приходят соседи, родственники, друзья и просто знакомые. Если в силу каких-либо обстоятельств похороны необходимо перенести, то они происходят на 5-ый, 7-ой или 9-ый день.
Подготовительные церемонии
До дня похорон покойного помещают, в так называемую, траурную комнату, накрывают полностью одеялом и загораживают белой ширмой из ткани. После этого наступает время ритуала «ког», когда родственники начинают оплакивать своего умершего.
Ритуальное омовение
Тело умершего обязательно омывается водой с благовониями, затем его причесывают и остригают ногти на ногах и руках. Обрезки ногтей складывают в маленькие мешочки для того, чтобы сначала положить их рядом с телом под одеяло, а затем уже в сам гроб.
Перед тем как приступить к одеванию покойника, в рот ему кладут немного риса. Одевают своих умерших корейцы в самые красивые одежды, рядом с телом или в ладони кладут монеты для успешного путешествия по миру духов.
Для этой же цели на руки надевают сшитые рукавицы, так как по древним поверьям, чтобы попасть в мир духов, мертвецу надо будет пройти колючее поле.
Далее руки скрещиваются на животе – у мужчин левая рука ложится поверх правой, у женщин – наоборот. Плечи, руки и ноги перевязывают тремя повязками.
Мёндчжон – траурный паспорт
Процедура прощания с покойным
Все мужчины, участники похоронной церемонии, обязаны иметь на себе черные нарукавные повязки, а женщины белые платки (если кореянка христианка, то она одевает черный платок).
Эти атрибуты снимаются только после окончания первых поминок («деса» или «чеса»). Когда приходит пора вторых поминок («самнён чеса», «тор чеса»), они снова одеваются. Затем их необходимо снять у изголовья покойника и сжечь.
Когда наступает день похорон, паби собирают в кулек и выкидывают в речку или в другой водоем по дороге на кладбище. Если водоема рядом нет, то кулек просто ставится на обочине дороги и поливается водой.
Люди, которые приходят на церемонию прощания, сначала подходят к телу и кланяются ему, после этого они идут к окружающим и здороваются с ними. До этого момента ни кем здороваться в комнате нельзя.
Для того, чтобы приходящие смогли выполнить полноценные глубокие поклоны, рядом с покойным оставляют достаточно места. В случае, если тело находится в гробу, люди делают один поклон, если нет – три. Корейцы верят, что духи, населяющие Небо и Землю, приходят за умершим, когда он лежит именно в гробу, поэтому и делается три поклона – один умершему и два духам.
Есть случаи, когда поклоны делать не обязательно:
Домашний прощальный ритуал (данненде)
Перед тем, как усопшего вынесут из дома, проводят данненде – специальную прощальную церемонию.
Проводится она так:
Перед телом ставят десасан (большой стол) для совершения поминок (деса). На стол приносят фрукты, вареную курицу и те блюда, которые покойный любил при жизни.
Перед десасаном ставят маленький столик с рюмкой риса, которая называется «мосэ» – вместилище души умершего. Вместо риса можно положить любую другую крупу. Обязательное условие – камышинки, которые должны стоять в рюмке с крупой и маленькая жаровня рядом (хянпуль), на которой тлеют стружки любого ароматического дерева.
Все участники ритуала моют руки, затем человек, хорошо знающий погребальные обряды (чипса), берет вилку, ложку и ставит их перед едой покойного.
Старший сын умершего должен трижды налить в рюмку водку, поставить ее на блюдце и покрутить над жаровней.
Затем из этой рюмки в мосэ наливаются всего три капли водки. В рюмку снова доливается алкоголь и пять происходить кружение над жаровней.
После этого чипса берет рюмку и ставит ее на стол. Человек, который наливал водку в рюмку, кланяется покойному вместе с чипсой три раза.
После старшего сына тот же самый ритуал совершают остальные родственники и все присутствующие на церемонии.
Церемония оплакивания
После выноса тела проводится прощальная церемония мертвого с домом. Во дворе ставят табуретки, на которые помещается гроб, возле устанавливают небольшой поминальный столик. Чипса наливает в рюмку водку, кладет для покойника вилку к курице и произносит: «Расстаемся навеки». Затем он выливает водку на землю и выбрасывает туда же кусок куриного мяса. Считается, что только так можно задобрить злых духов, которые могут помешать похоронной процессии.
Последние церемонии на кладбище
На кладбище мёндёнг ставят рядом с могилой. После этого глава траурной процессии произносит погребальную речь, в которой рассказывает о биографии покойного и о совершенных им добрых делах. После него слово предоставляется всем желающим. Далее с покойником прощаются, закрывают крышку гроба и накрывают его мёндёнгом так, чтобы надпись была сверху, а начало текста приходилось на изголовье.
Участники процессии кидают в могилу по три горсти земли и могила полностью засыпается. Корейцы хоронят своих умерших головой на север, а памятник устанавливают у ног. Памятник подписывается с наружной стороны, а поставить ограду у могилы как можно быстрее считается хорошим тоном.
Послепохоронный ритуал деса
Ритуал с накрытым столом – деса повторяется у свежей могилы. Для этого стол снова накрывают любимыми блюдами умершего, три раза наполняют его рюмку водкой и совершают поклоны. Все, кто при этом присутствует, должны попробовать кусочек еды – так покойный, по корейским представлениям, будет знать, кто именно пришел с ним попрощаться. После это чипса просит всех присесть и помолчать одну минуту, так как в этот момент покойник пробует принесенную ему еду. По прошествии этого времени, чипса собирает часть еды в кулек и ставит ее в углу могилы, там, где находится правая нога похороненного.
После настает пора собрать все траурные повязки и платки (исключая членов семьи умершего), и сжечь их вместе с церемониальной одеждой у изголовья могилы. Затем все созываются для последнего прощального поклона. В случае, если людей слишком много, первый ряд присутствующих совершает глубокий поклон, с касанием рукой земли, а стоящие сзади люди делают только полупоклон.
Корейские поминки
Первые поминки по усопшему совершаются на третий день после похорон, когда члены семьи умершего встают рано утром, берут холодные закуски и идут на кладбище. Возле могилы они становятся на колени.
Следующие поминки (дольде) происходят через год после смерти, третьи (самненде) – через три года. А в дальнейшем – каждый год по лунному календарю.
Продолжительность траура
В древние времена, в период траура, следовавшему после похорон, корейцам приходилось соблюдать большое количество запретов. Сегодня родственники покойного ограничиваются полным отказом от каких – либо развлечений на определенный срок.
Держать траур по умершим родителям принято 100 дней, но самым распространенным сроком являются 49 дней.
Агентство ритуальных услуг “Вечная память”, предоставит все необходимое для организации и проведения корейских похорон.
Как хоронят в Корее?
Процедура похорон в Корее
В течение 24 часов после объявления смерти закон запрещает похороны, кремацию и иные виды погребения. Все это время тело умершего хранится либо дома, либо в морге похоронного агентства. По истечении 24 часов тело может быть кремировано, либо захоронено. В случае кремации пепел может быть развеян только в специально отведенных местах.
Если законные представители покойного желают захоронить его на участке земли, принадлежащем им, но не являющемся специально отведенным под захоронения, то они должны получить специальное разрешение на это в местной управе (Dong Sa Mu So). Чтобы вынести решение о пригодности участка для захоронения тела, местная управа потребует у семьи карту или фотографию участка, план прилегающей территории и письменное разрешение владельца частного земельного участка. Площадь участка частной земли, выделяемого для захоронения, не может превышать 30 квадратных метров.
Обычаи и традиции похорон в Корее
Согласно традициям похорон в Корее, три дня и две ночи семья покойного принимает в своем доме гостей, которые приходят проститься с умершим. Затем тело подлежит похоронам или кремации.
В конце 1990-х годов правительство Кореи нашло решение проблемы в кремации. Были введены законы, упрощающие создание крематориев и усложняющие создание кладбищ, политические элиты в своих завещаниях высказывали пожелания быть кремированными, а не похороненными после смерти, велась пропаганда кремации через средства социальной рекламы. Успех этих мер оказался поистине удивительным: если в начале 1990-х кремировались около 17% умерших, то в наши дни это число составляет более 75%. Менее чем за тридцать лет отношение южнокорейского общества к кремации изменилось на диаметрально противоположное.
Ритуальные услуги в Корее
Система здравоохранения Южной Кореи устроена таким образом, что основные медицинские услуги оказываются населению по очень низким (по сравнению с другими развитыми странами) ценам за счет национальной системы медицинского страхования. Побочным эффектом этого является то, что госпитали в Корее занимаются параллельной предпринимательской деятельностью. В частности, многие госпитали имеют внутри себя похоронные агентства, которые становятся основными источниками их доходов. Как правило, чем больше госпиталь, тем лучше его похоронное бюро.
Средняя цена похорон находится между десятью и пятнадцатью тысячами вон (от 7,5 до 11,5 тысяч евро). Как можно заметить, цена похорон в Южной Корее высока – гораздо выше, чем во многих странах Европы. По традиции часть цены компенсируется гостями, пришедшими на похороны: на корейских похоронах принято дарить деньги семье умершего.
В последние 10 лет в Корее наблюдается устойчивый тренд на “зеленые” похороны, поддерживаемый государством. Подобно тому, как несколько поколений назад наступила нехватка мест для традиционных захоронений, сейчас Корея испытывает все большие проблемы с поиском мест для колумбариев, где содержатся урны с прахом. Главным образом тренд на экологичные захоронения выражается в постепенном отказе от хранения праха в урнах и погребении его под деревьями и кустарниками, впоследствии навещая их так же, как раньше навещали бы могилу.
Похороны в Корее
Статьи
В каждой стране организация погребения покойного проходит по особым правилам, в соответствие с требованиями исповедуемой религии и местными традициями. Корейские похороны довольно привычны для европейцев. Но это только на первый взгляд.
На самом деле ритуал прощания с усопшим имеет множество тонкостей, соблюдение которых строго обязательно.
Подготовительный этап
После смерти тело человека размещают в специальной комнате или выделяют для этого особое место в квартире. Ложе покойного должно быть отгорожено плотной белой ширмой, только после этого можно начинать оплакивание усопшего – «ког».
Тело омывают водой с благовониями, делают прическу. Обязательно состригают ногти, складывая их в специальный мешочек, который постоянно находится рядом с умершим и отправляется с ним в иной мир. Перед обрядом одевания, для которого выбирают самые лучшие одежды, в рот покойному кладут ложку риса.
Во время подготовки тела мужчины должны носить черные нарукавники, а женщины белые платки. После первых поминок эти принадлежности, вместе с личными вещами покойного собирают и сжигают на кладбище возле могилы.
Корейцы верят, что в загробной жизни покойному придется пробираться через колючие заросли, поэтому на руки ему надеваю варежки, а в ладони вкладывают монеты, которые помогут во время путешествия по загробному миру. Руки покойного скрещивают не на груди, а на животе. При этом вверху у женщины должна лежать правая рука, а у мужчины левая.
Погребальный текстиль у корейцев как правило красного цвета. Если позволяют финансы, для изготовления матраца и подушки желательно выбирать шелковую ткань. Также отрез красной материи длиной 2 метра понадобится для изготовления «траурного паспорта». Сверху на отрезе белым или желтым цветом пишется фамилия покойного, а также род из которого он происходит. Эту ткань несут в расправленном виде впереди гроба до самого места захоронения.
Прощание с умершим
До похорон покойного кормят три раза в день. Обряд проводится символически: палочки перекладывают к разным блюдам и трижды кланяются.
Если в доме есть покойник, то пришедшие вначале должны поклониться ему, и лишь потом поприветствовать хозяина дома. Если тело лежит в гробу можно сделать один поклон, если на одеялах – три. Отступить от традиции можно в тех случаях:
Перед выносом тела совершается обряд данненде. Проводят его хорошо знакомые с ритуалом люди, а участие в прощании должны принять поочередно все родственники, начиная со старшего сына.
Перед походом на кладбище, перед домом устанавливают поминальный столик, а старший мужчина выливает на пол рюмку спиртного и бросает кусок куриного мяса. Считается, что этот ритуал помогает задобрить злых духов, которые обычно мешают похоронной процессии.
Церемония погребения
На кладбище первым слово берет глава процессии. В его обязанности входит представление умершего, сообщение прижизненных достижений и других положительных сторон. После этого высказаться могут все желающие. Когда словесное прощение заканчивается, гроб накрывают крышкой и покрывают сверху траурным паспортом.
Рядом с могилой расстилается скатерть с угощениями и спиртными напитками. Пришедшие поминают покойного, кланяясь гробу. Затем тело опускают в могилу головой на север. Памятники на корейских кладбищах подписывают снаружи. Установить ограду нужно как можно быстрее.
После того как покойный предан земле у могилы снова накрывают поминальные столы. Часть еды откладывается на могилу, после чего каждый из присутствующих должен съесть кусочек еды. Так покойный узнает, кто именно пришел с ним проститься. Затем необходимо устроить минуту молчания. В это время дух умершего лакомиться угощениями на столе.
В завершение прощальной церемонии на могиле производят ритуальное сожжение траурных повязок и личных вещей усопшего. Снова собираются для прощального поклона и покидают кладбище.
Траур и поминки
Первые полноценные поминки по корейским традициям проводят на третий день после погребения. Как правило, поминать умершего собираются на могиле рано утром. В качестве угощений собирают холодные закуски, употребляют которые стоя на коленях. В дальнейшем поминать умершего нужно через год, через три года и затем каждый год в определенные дни.
Современные траурные обычаи сводятся к скромному образу жизни без развлечений и излишеств. По родителям принято скорбеть 100 дней. В других случаях достаточно выдержать траур 49 дней.
Войдите в ОК
Когда-нибудь, рано или поздно, но нам придется покинуть нашу прекрасную Землю и направиться в чудесный мир духов. День перехода от жизни земной к жизни духа называется днем смерти, а у корейцев он называется «чжугын нар» или «дюгын нар». Если это происходит с Вашим близким человеком, то необходимо знать порядок проведения всех традиций и обрядов предусмотренных нашими предками. В этой статье, мы постараемся наиболее полно раскрыть правила предписанные для правильной организации похорон по корейским обычаям.
В обычаях корейцев покойного хоронят на третий день после смерти. На протяжении всех 3-х дней для прощания с умершим приходят родственники, друзья, соседи, знакомые. Но случается иногда так, что обстоятельства заставляют отодвинуть день похорон, и тогда это можно сделать на 5, 7 или 9 день. Раньше в Корее, люди из высшего слоя общества (янбан) могли хоронить через три месяца после смерти. Раньше считали, что чем дольше покойный остается в доме, тем лучше.
В древней Корее соблюдали определенные правила при первых признаках приближающейся смерти. Если умирала женщина, то ее располагали в спальне (анбанг), а если мужчина, то его переносили в гостиную (саранбанг). С его правой стороны располагались мужчины в зависимости от возраста и последовательности родственных связей, а женщины занимали левую сторону.
Подготовка к похоронам
Сразу же после смерти у покойного прикрывали ватой ноздри и рот. Этим действием, по преданиям предков, задерживали душу в теле, а заодно еще и мешали выходу зловонного духа (янчи).
Тело умершего помещается в траурную комнату, накрывается полностью одеялом и отгораживается ширмой из ткани белого цвета. После этого родные и близкие начинают его оплакивать – это так называемый ритуал «ког».
Обязательным пунктом традиций корейских похорон считается обряд вызова духа (чохон, хон, хон буроя сында, хоныл бурда или чхохон). Этот обряд проводится в первые полчаса-час после смерти старшим сыном или кем-нибудь из близких родственников. Ответственный за данный обряд человек должен взять одежду, одеваемую в последнее время покойным и подняться как можно выше (в частных домах – возможно на крышу, а в многоэтажках – выйти на балкон), встать лицом к северу и размахивая одеждой слева направо громко выкрикнуть имя покойного 3 раза. Этим она сообщает духам о смерти. Затем, он должен повернуться налево и вернуться обратно в дом по маршруту по которому шел. Вернувшись в дом, накрывают этой одеждой покойного или сворачивают ее в сверток и кладут у изголовья. Позже ее нужно будет сжечь на могиле. Данный обряд не совершается для детей, не достигших совершеннолетия. Так как по поверьям, душа ребенка еще не созрела и поэтому взрослой не считается. Она должна будет возродиться опять на земле, и уже в следующей жизни достичь зрелости, для жизни на Небесах. Исключение этого и других обрядов относится не только к детям, но и к неженатым (незамужним), так как их души тоже считаются недостаточно зрелыми и должны получить реинкарнацию. Но если у неженатого (незамужней) имелись дети, то их тогда хоронят по всем традициям и обрядам.
До момента готовности гроба покойного укладывают на доску «семи звезд» (чхильсонпхан, чильсонпан). В этой доске просверлено 7 отверстий, которые символизируют созвездие Большой медведицы.
Необходимо собрать личные вещи усопшего вплоть до постельных принадлежностей, их нужно будет на кладбище сжечь вместе с чильсонпаном.
Также важно сделать черные нарукавные повязки для мужчин, а для женщин белые платки (кореянки-христианки надевают платки черного цвета). Платки и нарукавные повязки не снимаются членами семьи вплоть до окончания первых поминок (чеса, деса). А так же они одеваются и на следующие поминки: тор чеса (деса) и самнён чеса (деса), после этого можно снять и у изголовья покойного их сжечь.
В комнату с покойным вносят столик, на который ставятся фотография, 3 чашки с рисовой кашей (паби), 3 чашки с рисовой водкой (суль) и 3 чашки с закуской (по преданиям все порции делились между покойным, духом земли и духом неба). С момента смерти и до погребения умершего «кормят» 3 раза в сутки, это делает распорядитель. Вилку или палочки перекладывают от блюда к блюду, наливают водку и оплакивают. Делается три поклона. Если около покойного ставят свечи и благовония, то очень важно следить за тем, чтобы они не погасли. В день похорон кашу (паби) собирают в кулек и по дороге к кладбищу выбрасывают в речку, если же это практически невозможно сделать, то тогда этот кулек обливают водой и оставляют на обочине.
Когда приходят люди прощаться в дом, сначала подходят к покойному, не здороваясь ни с кем. Только после того как сделали поклоны можно подходить и здороваться с окружающими.
В комнате с покойным нужно выделить свободное место для того, чтобы приходящие для прощания родственники, друзья, коллеги могли выполнить глубокие поклоны. Важно помнить, что при входе в комнату, если покойный не в гробу, то делают один поклон, а если в гробу, то три глубоких поклона. Это необходимо помнить, потому как считается, что духи Неба и Земли придут за душой, когда он лежит в гробу и соответственно 3 поклона делаются духам и покойному. А одинарный поклон делается только душе. Если человеку пришедшему проститься больше 60 лет, то ему поклоны делать не обязательно. Поклоны также не совершаются, если умерший (ая) никогда не состоял (а) в браке или еще не достиг (ла) совершеннолетия (20 лет). Когда уходят, не прощаются. Попрощаться можно в том случае, если не получается прийти на похороны, тогда нужно мысленно попросить прощения у души покойного, за свое отсутствие в день похорон. Зачастую на похороны приносят материальную помощь в пределах своих возможностей. Деньги вкладывают в белый конверт, в который также вкладывается записка, в ней указывается сумма и от кого она. Помощь деньгами называется «пуэ».
Если нет возможности прийти на похороны, то можно сделать поклоны фотографии, если же таковой нет, то можно написать на бумаге фамилию, имя и отчество усопшего и сделать поклоны его душе. После окончания первой поминки листок необходимо сжечь.
Перед тем как выносить усопшего нужно провести прощальный ритуал дома (данненде). Возле покойного ставят большой стол (десасан) для совершения деса. На стол ставят суп, рис, отварную курицу, фрукты и блюда, которые усопший любил при жизни. Перед большим столом ставят маленький столик. На него ставят рюмку с рисом (мосэ – вместилище души покойного) или какой-то другой крупой и в нее вставляют камышинки, а также устанавливается маленькая жаровня (хянпуль) с тлеющими стружками какого-нибудь ароматного дерева. До выполнения ритуала все должны помыть руки в тазу и вытереть чистым полотенцем. Человек, знающий обряды (чипса) кладет вилку и ложку к еде на столе, который стоит перед умершим. Старший сын покойного трижды наливает в рюмку водку, ставит на блюдце и крутит над жаровней. После этого отливает из рюмки 3 капли водки в мосэ и опять доливает в рюмку и крутит ею над жаровней. Затем чипса ее ставит на стол. Чипса и человек, который наполнял рюмку, трижды кланяются. После старшего сына этот ритуал совершают все члены семьи, родные и остальные присутствующие.
На тот момент, когда выносят гроб, совершается обряд оплакивания. Первым выносят мёнгдёнг, после него венки (мандян), затем крышку гроба и сам гроб. Выносить гроб на улицу, а также везти на кладбище необходимо головой вперед. За гробом несут личные вещи покойного. Последующим обрядом становится прощальный ритуал с домом. Возле дома во дворе ставят гроб на табуретки и устанавливают маленький поминальный стол. Церемониймейстер процессии наполняет рюмку водкой и кладет вилку к курице, говорит слово прощания: «Расстаемся навеки», выливает водку на землю и бросает кусок курицы. Этим ритуалом задабривают злых духов, чтобы они не помешали в последней дороге.
Приехав на кладбище, нужно поставить мёнгдёнг рядом с ямой. Перед спуском гроба проводится траурный митинг, на котором руководящий траурной процессией рассказывает о жизненном пути, пройденном покойным, о его благих делах и достижениях, предоставляет слово друзьям и коллегам. После этого все прощаются с усопшим, закрывают гроб и на крышку укладывают мёнгдёнг надписью вверх, чтобы начало текста находилось у изголовья.
Возле могилки расстилают скатерть на насыпи и на нее ставят водку и закуску. Наполняют рюмку и совершают поклон, просят покровительства умершему, благодарят за могилу, которую предоставил дух земли.
После этого гроб спускают в могилу на белых жгутах (вафельных полотенцах), которые потом либо сжигают, либо отдают желающим.
Все присутствующие бросают в могилу по 3 горсти земли. Когда все бросили землю можно засыпать лопатами. Насыпь на которой находился «стол» разравнивают у ног усопшего. Реечки, на которых держался мёнгдёнг, сжигают. Начиная с древних традиций, корейцы хоронили головой на север, памятник ставили у ног. Надпись на памятнике делается с наружной стороны, для того чтобы проходящим мимо было сразу видно, кто здесь упокоен. Стараются сразу поставить оградку.
У могилы повторяется ритуал деса. Для этого накрывают стол любимой едой покойного. Три раза наливают водку в рюмку и делают низкий поклон. Все присутствующие должны попробовать еду, чтобы усопший знал, кто с ним прощается. Вслед за тем как все присутствующие откланяются, церемониймейстер просит всех на одну минуту присесть и помолчать. В этот момент, считается, что душа усопшего пробует еду. По окончании минуты родственник складывает немного еды в кулек, и ставят его у правой ноги умершего в углу могилы.
Собирают нарукавные повязки и белые платки у всех, кроме членов семьи и это все сжигается, вместе с одеждой оставшейся после ритуала «хон», около изголовья покойного. Затем руководитель похорон созывает всех присутствующих для прощального последнего поклона. В том случае если людей много, то встают в ряды, и тогда первый ряд делают низкий поклон с касанием земли, а последующие ряды совершают только полупоклоны.
После похорон, на 3-й день рано утром члены семьи берут с собой холодную пищу и едут на кладбище. Возле могилы преклоняют колени. Этот обряд называется первые поминки (самильде).
Следующие поминки делают в первую годовщину смерти (дольде). Затем отмечают 3-ю годовщину (самненде), а потом ежегодно по лунному календарю.
Если все поминальные обряды Вы решитесь выполнять самостоятельно, то важно распределить обязанности на ответственных людей, чтобы ничего не упустить. Важные действия: 1) пригласить родных и близких на похороны; 2) накрыть поминальный стол в доме, а затем на улице (во дворе); 3) организовать траурный столик на кладбище и коврики для поклонов; 4) закуп необходимых продуктов и напитков для поминок; 5) запастись молотком, гвоздями, спичками, бумагой для разжигания вещей, бензином и водой для мытья рук. Если Вы разделите эти обязанности на нескольких человек, то это позволит избежать неприятностей во время проведения похорон.
Вслед за похоронами идет период траура. Раньше человеку находящемуся в трауре необходимо было соблюдать множество запретов. Продолжительность траура в старые времена определялась по конфуцианским ритуальным предписаниям в зависимости от степени родства с покойным.
Самый продолжительный траур соблюдал старший сын, а за его отсутствием, старший внук, этот срок был 3 года. Позднее, примерно в шестидесятых годах, правила траура упростили и его срок был укорочен. В нынешнее время длительность траура по родителям равна 100 дням, но самым распространенным является срок в 49 дней. Во время соблюдения траура родственники покойного обязаны отказываться от любых развлечений.