Как тяжело ходить среди людей блок

Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

LiveInternetLiveInternet

Как тяжело ходить среди людей блок. Смотреть фото Как тяжело ходить среди людей блок. Смотреть картинку Как тяжело ходить среди людей блок. Картинка про Как тяжело ходить среди людей блок. Фото Как тяжело ходить среди людей блок

Александр Александрович Блок

Там человек сгорел Фет

Как тяжело ходить среди людей И притворятся непогибшим, И об игре трагической страстей Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар, Строй находить в нестройном вихре чувства, Чтобы по бледным заревам искусства Узнали жизни гибельной пожар!

Как тяжело ходить среди людей блок. Смотреть фото Как тяжело ходить среди людей блок. Смотреть картинку Как тяжело ходить среди людей блок. Картинка про Как тяжело ходить среди людей блок. Фото Как тяжело ходить среди людей блок

Афанасий Фет

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…»: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

Анализ cтихотворения Блока “Как тяжело ходить среди людей

Стихотворению предпослан эпиграф – строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, ко­гда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось ее платье.

Для Блока в контексте его стихотворения “человек сгорел” – это не физическая гибель, а духовная трагедия, боль опустоше­ния, когда самые высокие, прекрасные идеалы сгорают, человек теряет смысл жизни. Он существует,

но душа его погибла в “игре трагических страстей”. У него осталась только способность рас­сказать о своей бурной жизни “еще не жившим”, то есть тем, кто не испытал подобного.

Искусство поэзии обладает способностью переплавить лич­ностный опыт человека в стихи, которые, может быть, не отра­жают всей полноты и глубины чувств (“бледное зарево искусст­ва”), но лишь они доносят, передают их “нестройный вихрь”, во­площают в звуках опыт трагического мироощущения.

Сила блоковских стихотворений в обращении их к образам бессознательного, воскрешении сновидческих воспоминаний об иных мирах.

есть ответ в моих стихах тревожных, Их тайный жар тебе поможет жить… (“О, нет! не расколдуешь сердца ты…”, 1913)

– можно понять как своеобразное поэтическое завещание Блока. Он чувствует, что глубокое проникновение в его стихи даст воз­можность ощутить те же энергии и понять те же истины, что бы­ло суждено чувствовать ему. Его стихи при этом – не истина в последней инстанции, но направление собственных поисков; не­даром речь идет о том, что энергия стихов окажет помощь при решении индивидуальных проблем.

Сочинения

Стихотворение Блока «Как тяжело ходить среди людей» — это работа, что вошла в цикл автора, именуемый «Страшный мир». Написанное в 1910 году, оно пропитано трагичными нотами.

Стихотворение Блока как тяжело ходить среди людей

Александр Блок свой стих «Как тяжело ходить среди людей» начал эпиграфом – строчкой, которую он взял из произведения Фета. «Там человек сгорел»… Именно эта строчка из произведения Фета, была выбрана в качестве эпиграфа и она нас отсылает к трагическому дню, когда возлюбленная Фета скончалась от ожогов.

Но далее, когда читаешь произведение «Как тяжело ходить среди людей» Блока и, делая ему анализ, понимаешь, речь идет в данном стихе не о физической гибели. Здесь задействована душа лирического героя, которому сложно жить среди людей, «притворяться непогибшим», когда смысл существования утрачен, когда тебя никто не понимает, когда ты разочаровался в людях, устал от жизни, но тебе все равно приходится жить дальше, быть живым мертвецом, и рассказывать о «трагических страстях».

Анализ Стихотворения А.А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Блок за 30 минут (Татьяна Беленькая)

В данном очерке предложен экскурс в жизненный и творческий путь А.А. Блока, отображены этапы его становления как выдающегося поэта-символиста Серебряного Века. С самого рождения и до последнего вздоха он боготворил Россию, восхищался русской природой, чутко реагировал на все общественно-политические события в стране, пропуская их сквозь призму своего мировосприятия и запечатлевая в произведениях. Красной нитью сквозь все творчество Блока проходит его, во многом, болезненная любовь к супруге – Любови Дмитриевне Менделеевой – дочери известнейшего ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Ей он посвящает множество возвышенных стихотворений. Именно эта нежная привязанность помогала ему жить и творить. Читатель может ознакомиться с подробным анализом наиболее выдающихся стихотворений поэта, понять повод для их создания, проникнуться символичностью образов, красотой слога и величием замысла. Произведения классика русской и мировой литературы, определенно, заслуживают Вашего внимания!

Оглавление

Из серии:
Классики за 30 минут

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Блок за 30 минут (Татьяна Беленькая) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…«: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

Анализ Стихотворения А. А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Стихотворение А. А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Стихотворение Блока «Как тяжело ходить среди людей…», написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк.

Стихотворению предпослан эпиграф — строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, ко­гда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось её платье.

Для Блока в контексте его стихотворения «человек сгорел» — это не физическая гибель, а духовная трагедия, боль опустоше­ния, когда самые высокие, прекрасные идеалы сгорают, человек теряет смысл жизни. Он существует, но душа его погибла в «игре трагических страстей». У него осталась только способность рас­сказать о своей бурной жизни «ещё не жившим», то есть тем, кто не испытал подобного.

Искусство поэзии обладает способностью переплавить лич­ностный опыт человека в стихи, которые, может быть, не отра­жают всей полноты и глубины чувств («бледное зарево искусст­ва»), но лишь они доносят, передают их «нестройный вихрь», во­площают в звуках опыт трагического мироощущения.

Сила блоковских стихотворений в обращении их к образам бессознательного, воскрешении сновидческих воспоминаний об иных мирах.

Но есть ответ в моих стихах тревожных,

Их тайный жар тебе поможет жить…

(«О, нет! не расколдуешь сердца ты…», 1913)

— можно понять как своеобразное поэтическое завещание Блока. Он чувствует, что глубокое проникновение в его стихи даст воз­можность ощутить те же энергии и понять те же истины, что бы­ло суждено чувствовать ему. Его стихи при этом— не истина в последней инстанции, но направление собственных поисков; не­даром речь идёт о том, что энергия стихов окажет помощь при решении индивидуальных проблем.

Анализ Стихотворения А. А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Источник

Как тяжело ходить среди людей…

Там человек сгорел.
ФетКак тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар! 10 мая 1910

Статьи раздела литература

Как тяжело ходить среди людей блок. Смотреть фото Как тяжело ходить среди людей блок. Смотреть картинку Как тяжело ходить среди людей блок. Картинка про Как тяжело ходить среди людей блок. Фото Как тяжело ходить среди людей блок

Как тяжело ходить среди людей блок. Смотреть фото Как тяжело ходить среди людей блок. Смотреть картинку Как тяжело ходить среди людей блок. Картинка про Как тяжело ходить среди людей блок. Фото Как тяжело ходить среди людей блок

Как тяжело ходить среди людей блок. Смотреть фото Как тяжело ходить среди людей блок. Смотреть картинку Как тяжело ходить среди людей блок. Картинка про Как тяжело ходить среди людей блок. Фото Как тяжело ходить среди людей блок

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Как тяжело ходить среди людей блок. Смотреть фото Как тяжело ходить среди людей блок. Смотреть картинку Как тяжело ходить среди людей блок. Картинка про Как тяжело ходить среди людей блок. Фото Как тяжело ходить среди людей блок

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

стихи Александр Блок

Антология русской поэзии Александр Блок «В дюнах»

Я помню длительные муки:
Ночь догорала за окном;
Ее заломленные руки
Чуть брезжили в луче дневном.

Вся жизнь, ненужно изжитая,
Пытала, унижала, жгла;
А там, как призрак возрастая,
День обозначил купола;

И под окошком участились
Прохожих быстрые шаги;
И в серых лужах расходились
Под каплями дождя круги;

И утро длилось, длилось, длилось.
И праздный тяготил вопрос;
И ничего не разрешилось
Весенним ливнем бурных слез.

Когда замрут отчаянье и злоба,
Нисходит сон. И крепко спим мы оба
На разных полюсах земли.

Ты обо мне, быть может, грезишь в эти
Часы. Идут часы походкою столетий,
И сны встают в земной дали.

И вижу в снах твой образ, твой прекрасный,
Каким он был до ночи злой и страстной,
Каким являлся мне. Смотри:

Всё та же ты, какой цвела когда-то,
Там, над горой туманной и зубчатой,
В лучах немеркнущей зари.

Не затем величал я себя паладином,
Не затем ведь и ты приходила ко мне,
Чтобы только рыдать над потухшим камином,
Чтобы только плясать при умершем огне!

Или счастие вправду неверно и быстро?
Или вправду я слаб уже, болен и стар?
Нет! В золе еще бродят последние искры,
Есть огонь, чтобы вспыхнул пожар!

Не спят, не помнят, не торгуют.
Над чёрным городом, как стон,
Стоит, терзая ночь глухую,
Торжественный пасхальный звон.

Над человеческим созданьем,
Которое он в землю вбил,
Над смрадом, смертью и страданьем
Трезвонят до потери сил…

Над мировою чепухою;
Над всем, чему нельзя помочь;
Звонят над шубкой меховою,
В которой ты была в ту ночь.

Всё та же озерная гладь,
Всё так же каплет соль с градирен.
Теперь, когда ты стар и мирен,
О чем волнуешься опять?

Иль первой страсти юный гений
Еще с душой не разлучен,
И ты навеки обручен
Той давней, незабвенной тени?

Всё это было, было, было,
Свершился дней круговорот.
Какая ложь, какая сила
Тебя, прошедшее, вернет?

В час утра, чистый и хрустальный,
У стен Московского Кремля,
Восторг души первоначальный
Вернет ли мне моя земля?

Иль на возлюбленной поляне
Под шелест осени седой
Мне тело в дождевом тумане
Расклю’ет коршун молодой?

Иль просто в час тоски беззвездной,
В каких-то четырех стенах,
С необходимостью железной
Усну на белых простынях?

Там человек сгорел.
Фет (с)

Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать ещё не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельной пожар!

Благословляю все, что было,
Я лучшей доли не искал.
О, сердце, сколько ты любило!
О, разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие и муки
Свой горький положили след,
Но в страстной буре, в долгой скуке
Я не утратил прежний свет.

И ты, кого терзал я новым,
Прости меня. Нам быть — вдвоем.
Все то, чего не скажешь словом,
Узнал я в облике твоем.

Глядят внимательные очи,
И сердце бьет, волнуясь, в грудь,
В холодном мраке снежной ночи
Свой верный продолжая путь.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Блок: «Как тяжело ходить среди людей»

Александр Блок: Как тяжело ходить среди людей

Как тяжело ходить среди людей
И притворятся непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельной пожар!

Дата создания: 10 мая 1910 г.

Анализ стиха «Как тяжело ходить среди людей» Блока

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир».

Произведение «Как тяжело ходить среди людей» сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…»: «Там человек сгорел».

Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной – Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье.

Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца.

У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока.

У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении есть еще один важный мотив – внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара – как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует.

Вместо нее употреблены две метафоры – «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

Читать стих «Как тяжело ходить среди людей» Блока.

Источник

Короткие стихи Блока

Короткие стихи Блока полны метафор, символов и личных переживаний – так же, как и вся его поэзия, но в более концентрированной форме. Ведь в нескольких строках нужно было суметь сказать столь многое!

Короткие стихи Блока

Мы подготовили подборку из 10 коротких стихов Александра Блока. В них диковинным образом сочетаются надежды на будущее и воспоминания о прошлом, влюбленность и одиночество, веселость и отрицание счастья.

«Ветер принес издалёка…»

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалёка

Ранний этап в творчестве Блока связан с символизмом – литературным направлением, ключевой чертой которого была образность. Поэтому стихи его первых циклов отличаются обилием метафор, мистических предчувствий.

Символизм предполагал отношение к мелочам как к предзнаменованиям чего-то свыше. В стихотворении, написанном в конце января 1901 года, поэт пишет о приближающейся оттепели («песни весенней намек») – он почувствовал её в легких звуках ветра, долетевшего издалека.

Приближающаяся весна всколыхнула струны сердца поэта: в стихотворении он обращается к Любови Менделеевой, своей музе, возлюбленной и будущей жене.

Как тяжело ходить среди людей блок. Смотреть фото Как тяжело ходить среди людей блок. Смотреть картинку Как тяжело ходить среди людей блок. Картинка про Как тяжело ходить среди людей блок. Фото Как тяжело ходить среди людей блок

Автограф стихотворения с правками Блока

«Ужасен холод вечеров…»

Их ветер, бьющийся в тревоге,

Тревожный шорох на дороге.

Холодная черта зари,

Как память близкого недуга

И верный знак, что мы внутри

Тревожным ожиданием и плохими предчувствиями проникнуто символическое стихотворение из цикла «Стихов о Прекрасной Даме». Холод вечеров и зорь здесь подразумевает несостоявшееся свидание с Дамой, одиночество и бесплодные поиски лирического героя.

Символика «шороха» связывалась у Блока с предчувствием надвигающихся тревог. Шорох «несуществующих шагов» подчеркивает не только обманчивость, но и «дьявольскую», мистическую природу ожиданий. Образ «неразмыкаемого круга» выражает иллюзорность, недостижимость идеала.

В стихотворении, помимо алогичного «шороха несуществующих шагов», используется и оксюморон «память близкого [приближающегося] недуга», то есть буквально – воспоминание о будущем событии.

Слушать стихотворение «Ужасен холод вечеров…»

«Вербочки»

Свечечки да вербочки

Дождик, дождик маленький,

В Воскресенье Вербное

Завтра встану первая

В стихотворении идет речь о праздновании вербной недели (накануне пасхальной недели), которая традиционно связывается с началом весны («пахнет весной»). Вербная неделя имела особое значение для детей: в это время в столицах учреждались детские базары, где торговали преимущественно игрушками, вербами, цветами и сладостями.

В Вербное воскресенье на утреннем богослужении присутствующие в храме держат в руках ветви этого кустарника. Освященные в вербное воскресенье, они хранились за образами в течение целого года.

По одной из версий стихотворение было написано Блоком для детского букваря, по другой – для детского журнала.

Слушать стихотворение «Вербочки»

«Как тяжело ходить среди людей…»

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,

Строй находить в нестройном вихре чувства,

Чтобы по бледным заревам искусства

Узнали жизни гибельной пожар!

Стихотворение из цикла «Страшный мир» написано в тяжелый для Блока этап биографии. Он чувствовал себя опустошенным, мертвецом среди живых. В петербургских литературных кругах такие периоды называли «периодами мрачности Блока», когда его нельзя было встретить в обществе.

Во второй строфе поэт сравнивает внутреннее хаотическое мироощущение со стройностью творчества. Он надеется, что в его стихах, «бледным заревом» отражающих внутренний пожар, читатели разглядят его настоящую жизнь, полную трагизма.

Слушать стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…»

«Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Существуют две версии насчет прообраза аптеки, изображенной в стихотворении. Корней Чуковский в мемуарах о Блоке упоминал петербургскую аптеку на Офицерской улице, рядом с каналом Пряжки. Мимо здания этой аптеки поэт проходил и проезжал каждый день – она была по пути к его дому.

По свидетельству Е. П. Иванова аптека, изображенная в стихотворении, находилась на углу Большой Зелениной улицы и набережной Крестовского острова (сейчас – набережная Адмирала Лазарева, д. 44). Аптека стояла на низком берегу Малой Невки и отражалась в воде, что могло способствовать «зеркальной» композиции стихотворения.

Слушать стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

«О, я хочу безумно жить…»

Всё сущее – увековечить,

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, –

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель eгo?

Он весь – дитя добра и света,

Замысел стихотворения возник у Блока в 1909 году во время преодоления духовного кризиса (отсюда – «угрюмство» и «сон тяжелый»). Окончательная редакция в 1914 году вошла в цикл «Ямбы» – один из самых духоподъемных в творчестве поэта.

В произведении Блок обращается к будущему, к творческим замыслам: «Я хочу…!» Этим он провозглашает, что «жить» для художника – значит «творить», значит быть свободным, отдаться на волю стихии («безумно жить»). Вероятно, такое свободолюбие поэт унаследовал у своего знаменитого предшественника и тёзки – Александра Пушкина.

«Я – Гамлет. Холодеет кровь…»

Когда плетет коварство сети,

И в сердце – первая любовь

Жива – к единственной на свете.

Увел далеко жизни холод,

И гибну, принц, в родном краю

Клинком отравленным заколот.

Стихотворение построено на приеме аллюзии и связано с воспоминаниями о любительской постановке трагедии «Гамлет» в имении Менделеевых летом 1898 года. Роли Гамлета и Офелии тогда исполняли будущие супруги: 17-летний Блок и 16-летняя Люба Менделеева.

Отождествляя себя с Гамлетом, поэт воспринимал события личной жизни как театральное действо. Мотивы «холода» и «гибели» навеяны разладом в семейной жизни и проходят через письма 1908 года к жене, которая надолго покинула его, отправившись на гастроли по югу России.

Говоря о «сетях коварства» и «отравленном клинке», Блок, вероятно, имеет в виду критику и публичные выпады против него со стороны бывших единомышленников и «друзей-врагов» (Мережковских, А. Белого и других).

«Грустя и плача и смеясь…»

Звенят ручьи моих стихов

Бежит, плетет живую вязь,

Своих не зная берегов.

Но сквозь хрустальные струи

Ты далека мне, как была…

Поют и плачут хрустали…

Как мне создать черты твои,

Чтоб ты прийти ко мне могла

Из очарованной дали?

В стихотворении, написанном в конце 1908 года, слышен отзвук стихов Блока минувших лет. О Прекрасной Даме напоминает стремление героя постичь облик возлюбленной: «создать черты твои» перекликается с ранним страхом – «изменишь облик ты» («Предчувствую тебя…»).

К Незнакомке отсылает последняя строка: «очарованная даль» символизировала для поэта недостижимый идеал, не связанный с окружающим миром пошлости.

Стихотворение могло быть посвящено и реальной женщине – Н. Волоховой. С ней у Блока в 1908 году был роман, и поэт действительно посвятил актрисе много стихов («мои стихи у ног твоих»), разливавшихся половодьем чувств («не зная берегов»).

«Утро в Москве»

Упоительно встать в ранний час,

Легкий след на песке увидать.

Упоительно вспомнить тебя,

Что со мною ты, прелесть моя.

Я люблю тебя, панна моя,

Беззаботная юность моя.

И прозрачная нежность Кремля

В это утро, как прелесть твоя.

Погожим июльским днем 1909 года, сидя на скамейке в Александровском саду в Москве Блок пишет проникнутое оптимизмом короткое стихотворение. Такая радость обусловлена атмосферой города и влюбленностью, восторгом лирического героя.

Москву Блок воспринимал жизнерадостной, беззаботной, более открытой и благожелательной по сравнению с мрачным, депрессивным Петербургом. Ощущение лёгкости, окрылённости передано и в повторении наречия «упоительно», и в эпитетах «лёгкий след», «беззаботная юность», «прозрачная нежность».

Герой влюблён, но кто его возлюбленная – реальная женщина или некий возвышенный образ? Ведь польское слово «панна» относилось не только к незамужней барышне, но и к Богородице.

«Ты жил один. Друзей ты не искал…»

Ты жил один. Друзей ты не искал

И не искал единоверцев.

В открытое для счастья сердце.

«Безумный друг! Ты мог бы счастлив быть. »

«Зачем? Средь бурного ненастья

Мы, все равно, не можем сохранить

Написанное в августе 1914 года стихотворение говорит об одиночестве – теме, которая позже более подробно раскроется в автобиографическом «Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух…» Неспособность быть счастливым и даже отрицание счастья – вот отношение к жизни лирического героя.

«Зачем быть счастливым, если это мимолетное чувство?» Романтик в Блоке не мог удовлетвориться ограниченностью счастья, он максималистски жаждал бесконечности. В его дневнике 1912 года есть такая запись: «Я искал “удовольствий”, но никогда не надеялся на счастье».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *