Как тушат самолеты в аэропорту

Тактика тушения пожаров на авиационном транспорте

Как показывает официальная статистика, самолет является быстрым, комфортным, а главное – безопасным транспортным средством. В авиакатастрофах погибает значительно меньше людей, чем в авариях на других видах транспорта. Однако страх перелетов, от которого страдает множество людей, вовсе не безоснователен.

Воздушное судно представляет собой ограниченное пространство с большим скоплением людей, находящееся на значительном расстоянии от земли. Возникший пожар на борту самолета создает губительные условия для жизни пассажиров. Только правильно организованная тактика пожаротушения увеличивает шансы на благополучный исход авиаперелета.

Пожароопасность самолетов

Быстротечное развитие возгорания на воздушном транспорте свидетельствует о том, что это объект повышенной пожарной опасности, который притом имеет низкую защищенность.

Главная опасность кроется в наличии на борту нескольких десятков и даже сотен тонн авиатоплива. В случае столкновения самолета с препятствием или землей горючее разливается на большую площадь, воспламеняется и даже приводит к взрыву.

Воздушные суда относятся к пожароопасным объектам по причине:

Важно! Десятки и сотни людей оказываются изолированными от внешней среды в самом эпицентре пожара. Вследствие образующихся при горении токсичных веществ, повышения температуры до критических отметок, прогорания обшивки фюзеляжа губительные условия для людей наступают уже в течение нескольких минут.

Причины возгораний

К наиболее частым причинам возгорания на воздушном транспорте относят:

Пожароопасные зоны

В качестве зон, обладающих повышенной пожароопасностью, особенно выделяют:

Тактика тушения пожаров в самолете

Тактика тушения самолетов определяется в зависимости от места воспламенения. В современных лайнерах существует следующая классификация возгораний:

На заметку. Карта полетов позволяет онлайн отслеживать рейсовые самолеты, находящиеся в данный момент в воздухе.

Разлитое топливо

Если случается пожар на борту вследствие авиакатастрофы, топливо самолета может разливаться на большую площадь. Значительное влияние оказывает размер летательного аппарата, количество горючего, диаметр фюзеляжа.

Характеристика пожара, связанного с разлитым горючим:

Наиболее опасные последствия:

Действия, направленные на ликвидацию возгорания топлива:

Пассажирский салон

Главная пожарная нагрузка в этом случае приходится на материалы облицовки и наполнения сидений, тканевые полотна, пластик, из которых выполнен салон.

Отличительными чертами возгорания в салоне воздушного транспорта являются:

На заметку. В качестве ОТВ применяются вода, пена и углекислый газ (при условии отсутствия людей).

Силовые установки

Возгорание силовых установок возникает вследствие воспламенения топливных и масляных баков, а также баков с гидрожидкостью. Главная опасность заключается в возгорании при работающем двигателе, поскольку происходит горение распыленного топлива под большим давлением. Огонь в этом случае распространяется наиболее интенсивно.

Горение силовых установок при выключенном двигателе является локальным и распространяется медленнее.

Операции, направленные на ликвидацию пожара:

В качестве огнетушащих веществ применяются пена, порошок и газовые составы объемного тушения.

Справка. 5 мая 2019 года произошла катастрофа SSJ 100 в аэропорту Шереметьево. Суперджет 100 авиакомпании «Аэрофлот» вылетел из Москвы в Мурманск, но через полчаса вследствие технических неполадок было принято решение вернуться. Совершая аварийную посадку, борт несколько раз ударился о землю, из-за чего загорелись двигатели. В результате аварии погиб 41 человек.

Шасси

Возгорания систем приземления чаще всего происходят при жесткой посадке самолета вследствие загорания резины, гидрожидкости и сплавов магния, из которых выполнены шасси.

Тактика тушения шасси самолета следующая:

Тушение возгораний в особых условиях

Особенности тушения пожаров на транспорте. Неблагоприятное влияние на результативность пожаротушения часто оказывают внешние факторы, например, порывы ветра, зимний сезон, плохая видимость.

Тушение пожара на авиационном транспорте при сильных порывах ветра:

Нюансы пожаротушения при отрицательных температурах воздуха:

Пожаротушение в темное время суток предполагает использование осветительного оборудования.

Тушение в ангаре и на аэровокзале

Ангары авиационно-технических баз, используемые для техобслуживания и ремонта самолетов, являются подверженными к возникновению пожара предприятиями гражданской авиации (ГА). Центральный объект ангара – это самолетно-ремонтная часть. Вспомогательными объектами являются производственные и административные помещения, располагающиеся в пристройке.

Пожароопасность ангаров заключается в наличии производственных помещений с внушительным запасом резины и материалов отделки.

Для пожаротушения в ангаре предпринимаются следующие меры:

В качестве ОТВ можно применять воду, раствор пенообразователя, пену, углекислоту.

Внимание! Вводить пожарное оборудование внутрь помещений запрещено, поскольку велик риск обрушения здания.

Аэровокзалы предназначены для обслуживания пассажиров. Здания выполнены по большей части из бетона, металла и стекла, что значительно снижает пожароопасность. Последняя заключается только в электросети, системах кондиционирования и вентиляции, материалах облицовки и мебели.

При возгорании на аэровокзале:

Важно! Перед подачей ОТВ на основе воды и пены необходимо обесточить электросеть.

АСР на аэродроме

Перед осуществлением аварийно-спасательных работ (АСР) начальник предприятия отдает приказание о формировании на каждой смене аэродрома аварийно-спасательной команды (АСК). Группа АСК и противопожарная техника располагаются на аварийно-спасательных станциях (АСС). Последняя должна находиться в таком месте, чтобы время поступления расчетов к взлетной полосе не превышало три минуты.

Необходимо также наличие наблюдательных башен, дежурных отделений и надежной коммуникации со службами аэродрома.

Работой АСК управляет руководитель АСР, назначенный приказом начальника предприятия ГА.

Катастрофа MD-11 под Галифаксом

Трагическая авиакатастрофа MD-11 произошла под Галифаксом 2 сентября 1998 года. Самолет, осуществлявший перелет Нью-Йорк – Женева, рухнул в Атлантический океан неподалеку от международного аэродрома Галифакса. Причиной катастрофы стало возгорание на борту самолета. Все 229 пассажиров погибли.

Изоляция, покрывавшая провода лайнера, была низкой степени огнестойкости. По этой причине пожар стремительно распространился по всему самолету, а наличие горючих материалов тому только поспособствовало. В конечном счете это привело к потере управления и падению воздушного судна.

Авиакатастрофы и пожары на борту самолета бывают довольно редко. Тем не менее в истории гражданской авиации случались трагические аварии, где счет погибшим шел на сотни человек. Правильная тактика пожаротушения, грамотная работа аварийно-спасательной команды и адекватное поведение пассажиров позволят избежать трагичных последствий.

Источник

Тушение пожаров на самолетах

По официальным данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в среднем ежегодно только на зарубежных регулярных воздушных линиях происходит около 30 авиационных катастроф с гибелью более 800 человек.

Количество погибших увеличивается в связи с тем, что происходит переход к массовой эксплуатации воздушных средств с большой вместимостью пассажиров, до 350-500 человек и более.

Увеличение размеров самолетов увеличивается и вероятность возникновения пожаров в послеаварийных ситуациях.

При авариях самолетов с длиной фюзеляжа до 30 м пожары возникали более чем в 60% случаев аварий, а для самолетов длиной фюзеляжа более 30 м этот показатель доходит до 85%.

Статистические данные свидетельствуют о том, что число человеческих жертв и материальный ущерб от пожаров на самолетах не только не уменьшаются, но имеют тенденцию роста.

Скоротечность процесса пожара на самолете показывает, что он является объектом повышенной пожаровзрывоопасности при низкой защищенности.

Основную пожарную опасность представляет наличие на борту большого количества авиатоплива (50-200 т и более), которое быстро разливается вокруг самолета при ударе его о землю или препятствие и, воспламеняясь, образует пожар на большой площади до 1000 м 2 и более.

При этом в центре огня, отрезанными от внешней среды в практически ничем не защищенной алюминиевой оболочке, оказываются десятки, сотни людей.

Критические условия для жизни людей, находящихся в самолете, наступают уже через 2-3 мин вследствие прогорания облицовки фюзеляжа, резкого повышения температуры, появления внутри фюзеляжа токсичных продуктов горения и разложения.

Все это в значительной степени усугубляет обстановку и делает маловероятным спасение людей.

На современных самолетах пожары можно классифицировать по следующим видам:

Пожары шасси в основном возникают при посадке самолета и связаны главным образом с горением трех видом материалов: резины, гидрожидкости и магниевых сплавов. Одним из наиболее часто встречающихся пожаров является горение гидрожидкости при разрушении гидросистемы шасси. Гидрожидкость, попадая в разогретый до высокой температуры (300-600°С) тормозной барабан, воспламеняется, что приводит к загоранию резины покрышек колес. Развивающаяся при этом высокая температура может привести к загоранию магниевых сплавов барабанов колес тележки шасси, которое наступает обычно через 6-8 мин пожара. Характерным признаком пожара магниевых сплавов является белое свечение пламени, наличие брызг горящего металла и появление белого плотного дыма.

Пожар шасси может привести к взрыву амортизаторов стойки, распространению пожара в гондолу шасси и распространению его на крыло или фюзеляж самолета в зависимости от конструктивной схемы шасси. Вероятность взрыва пневматиков, амортстоек и гидроаккумуляторов необходимо учитывать при проведении атаки на пожар.

В процессе проведения специальных экспериментальных исследований наблюдались случаи, когда действие высокой температуры пожара приводило к взрыву гидроаккумуляторов (и амортстоек) и энергией взрыва они отбрасывались на 100-150 м.

Тушение пожара разлитого топлива

При аварии самолета топливо может растекаться на значительную площадь. Согласно требованиям международной организации гражданской авиации за расчетный параметр принимается площадь практической критической зоны, которая связана с линейными размерами самолета следующими соотношениями:

$$\large S_<П>^<КП>=0,7 l ( 12 + d )

$$\large S_<П>^<КП>=0,7 l ( 30 + d )

Где \(l\) – длина самолета, м; \(d\) – диаметр фюзеляжа, м.

В зависимости от линейных размеров воздушных судов и частоты движения аэропорты подразделяются на 9 категорий:

Категория аэропорта

Длина самолета, м

Категория аэропорта

Длина самолета, м

Поэтому численный состав пожарной команды и количество техники и огнетушащих средств должны соответствовать категории аэропорта.

Важная роль при тушении пожаров воздушных судов отводится разведке пожара. Разведка пожара должна начинаться еще при движении пожарных автомобилей к месту происшествия. При этом определяются следующие основные факторы: место и характер пожара, наличие людей и степень угрозы им, размер пожара, направление распространения огня, место наибольшей угрозы пожара для фюзеляжа, а также влияние метеоусловий на развитие пожара.

Все силы и средства должны быть сконцентрированы на решающем направлении. В начальной стадии решающим направлением является локализация за минимальное время пожара авиатоплива, разлитого под фюзеляжем и плоскостью крыла, а также создание эвакуационных проходов для эвакуации людей из воздушного судна.

Одновременно с тушением необходимо обеспечить охлаждение фюзеляжа и крыла самолета пеной или раствором пенообразователя. Интенсивность подачи раствора на охлаждение 0,2 л/(с·м 2 ). На начальном этапе тушения охлаждение целесообразно производить из лафетных стволов пожарных автомобилей, подавая огнетушащее средство на нижние поверхности крыла и фюзеляжа самолета.

При тушении розлива (рис. 2) авиатоплива подачу струй огнетушащего состава целесообразно производить под острым углом к горящей поверхности, под основание пламени, «подрезая» его. Тушение истекающего топлива из разрушенных баков и коммуникаций начинают с тушения площади, куда истекает струя, а затем огнетушащую струю переводят непосредственно на струю истекающего топлива и начинают маневрирование по струе снизу вверх, доводя процесс до тушения. При этом поверхность земли в месте истечения струи должна находиться постоянно под контролем огнетушащего состава, чтобы исключить повторные воспламенения. Кроме основного огнетушащего вещества – пены низкой кратности – розлив ЛВЖ и ГЖ можно тушить комбинированным способом, используя порошок и пену. Первоначально в зону горения подается порошок. Образуется порошковое облако, которое прекращает объемное горение. После подачи порошка необходимо сразу же подать пену низкой кратности для изоляции и охлаждения очага горения.

Обеспечение тушения комбинированным способом может быть осуществлено с помощью автомобилей комбинированного тушения. В настоящее время начат выпуск аэродромного пожарного автомобиля комбинированного тушения типа АА-70 (7310) и аэродромных автомобилей АА-60 (7310) оборудованных установками тушения пожаров самолетов (УТПС), они способны обеспечить высокую скорость и безопасность проведение аварийно-спасательных работ в аэропортах.

Тушение пожара внутри фюзеляжа

Определяется следующими факторами: наличием или отсутствием людей внутри самолета, местом расположения очага пожара, который может быть в пассажирских салонах, кабинах экипажа, бытовых помещениях или багажных, грузовых и технических отсеках.

Наиболее трудно и сложно тушить пожар при наличии людей. В этом случае одновременно необходимо обеспечить быстрое вскрытие основных и аварийных выходов, вскрытие конструкции фюзеляжа в специально обозначенных местах с целью обеспечения максимально возможной скорости эвакуации людей из внутреннего объема воздушного судна.

В любом случае при тушении пожара внутри фюзеляжа на борт воздушного судна должно подниматься не менее 2 человек личного состава пожарной охраны. Весь личный состав, работающий на борту аварийного судна, должен использовать индивидуальные средства защиты (теплозащитные костюмы и дыхательные аппараты). У входа в задымленный салон обязательно организуются посты безопасности, которые могут состоять из одного человека – члена пожарно-сторожевого расчета (ПСР), имеющего средства индивидуальной защиты.

Пост безопасности поддерживает связь с личным составом ПСР, работающим в задымленных салонах, при необходимости оказывает ему немедленную помощь.

Для тушения внутрифюзеляжных пожаров применяют следующие огнетушащие составы: воду (в виде распыленных струй, водного раствора пенообразователя), углекислоту (при отсутствии людей внутри фюзеляжа и высокой степени герметичности горящих отсеков), пены низкой и высокой кратности.

Углекислоту подают от огнетушителей ОУ-80 и ОУ-400 с помощью стволов пробойников или от автомобилей.

Тушение пожаров силовых установок

По прибытии пожарного подразделения к воздушному судну с горящими двигателями необходимо оценить обстановку и расставить пожарные автомобили на исходные позиции, учитывая силу и направление ветра и наиболее опасное распространение пожара. При этом необходимо выключить двигатели, так как реактивная струя выхлопных газов представляет серьезную опасность и затрудняет действия личного состава по ликвидации пожара и проведению спасательных работ.

Тушение пожаров с помощью лафетных стволов малоэффективно, так как огнетушащее вещество не попадает во внутренний объем мотогондолы. Поэтому тушение пожаров двигателей осуществляют ручными стволами, подающими огнетушащее вещество непосредственно в очаг пожара через специальные люки или возможные прогары капотов. Для подачи огнетушащих составов в подкапотное пространство можно использовать стволы-пробойники. Основные огнетушащие составы: пены низкой и средней кратности, порошок, газовые составы объемного тушения.

Установки объемного пожаротушения следует использовать немедленно, если есть возможность доступа к горящему двигателю или после того, как пожар будет локализован пенными струями.

Нормы расхода огнетушащих составов объемного действия следующие, кг/м 3 :

Источник

Тушение пожаров воздушных судов и в аэропортах

Учебные вопросы:

Основные части самолета

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

Причины пожароопасности самолетов (вертолетов):

Основные пожароопасные зоны

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

1 – баки с гидрожидкостью;

2 – аккумуляторные батареи;

3 – бензиновые обогреватели (на воздушных судах с поршневыми двигателями);

4 – кислородные баллоны;

5 – силовые установки;

6 – масляные баки силовых установок;

10 – вспомогательная силовая установка (ВСУ).

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЖАРОВ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

Особенности развития пожаров

На современных воздушных судах пожары классифицируют :

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЖАРА РАЗЛИТОГО ТОПЛИВА

(Повзик Я.С. «Пожарная тактика», стр. 259, 262-263)

Характеристика топливных баков :

Этапы тушения пожара разлитого топлива

При аварии самолёта топливо может растекаться на значительную площадь. Площадь розлива топлива зависит от его количества, длины самолета, диаметра фюзеляжа.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТУШЕНИЯ:

Разведка пожара начинается при движении пожарных автомобилей к месту пожара.

Определяются следующие основные факторы:

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ НА РЕШАЮЩЕМ НАПРАВЛЕНИИ:

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

ОХЛАЖДЕНИЕ ФЮЗЕЛЯЖА И КРЫЛЬЕВ САМОЛЁТА:

СХЕМА ТУШЕНИЯ ОДНОСТОРОННЕГО ПОЖАРА РАЗЛИТОГО ТОПЛИВА

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

СХЕМА ТУШЕНИЯ КРУГОВОГО ПОЖАРА РАЗЛИТОГО ТОПЛИВА

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ПАССАЖИРСКОГО САЛОНА

ОСНОВНАЯ ПОЖАРНАЯ НАГРУЗКА:

ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ФАКТОРАМИ:

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

Тушение хвостовой части самолета

На борт воздушного судна должно подниматься не менее 2-х человек личного состава ГПС в средствах защиты органов дыхания и зрения. У входа в задымлённый объем организуются посты безопасности.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ОГНЕТУШАЩИЕ СРЕДСТВА :

СХЕМА ТУШЕНИЯ ПОЖАРА ВНУТРИ ПАССАЖИРСКОГО САЛОНА

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

1 – пожарные автомобили; 2 – высокотемпературная зона;

3 – низкотемпературная зона; 4 – плоскость равных давлений.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРА СИЛОВЫХ УСТАНОВОК

(Повзик Я.С., «Пожарная тактика», стр. 260261, 264265)

СВЯЗАНО С ГОРЕНИЕМ: авиатоплива, масла, гидрожидкости.

Наибольшую опасность представляют пожары при работающем двигателе, так как они могут быть связаны с горением распылённых жидкостей под высоким давлением (0,50,9 МПа). Поэтому необходимо выключить двигатели, перекрывая подачу топлива к ним. Этот вид пожара носит интенсивный характер развития.

При неработающем двигателе пожар носит локальный характер и развивается менее интенсивно.

ОСНОВНЫЕ ОГНЕТУШАЩИЕ СОСТАВЫ:

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ручными стволами, подающими огнетушащее средство непосредственно в очаг пожара через специальные люки или возможные прогары капотов. Установки объёмного пожаротушения следует использовать немедленно, если есть возможность доступа к горящему двигателю или после того, как пожар будет локализован пенными струями.

Для тушения силовых установок, смонтированных в хвостовой части воздушного судна (ТУ- 134, ТУ- 154, ИЛ- 62 и др.) рекомендовано использование пожарных лестниц (приставных и выдвижных, верхних поверхностей автомобилей).

СХЕМА ТУШЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

1 – пожарные автомобили; 2 – зона горения; 3 – пути эвакуации пассажиров и экипажа;

СХЕМА ТУШЕНИЯ ДВУХ ДВИГАТЕЛЕЙ И КРЫЛА

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

1 – пожарные автомобили; 2 – зона горения; 3 – пути эвакуации пассажиров и экипажа

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ШАССИ

(Повзик Я.С. «Пожарная тактика», стр. 262, 265266)

Пожары шасси в основном возникают при посадке самолёта и связаны главным образом с горением трёх видов материалов :

ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА : принять все необходимые меры для предотвращения распространения пожара в нише шасси и на воздушное судно в целом.

ТУШЕНИЕ ГИДРОЖИДКОСТИ И РЕЗИНЫ КОЛЁС:

Используется раствор пенообразователя или пена низкой кратности, подаваемые ручными стволами. Тушение должно вестись интенсивно чтобы предотвратить воспламенение магниевых сплавов барабанов колёс.

При тушении колёс шасси может произойти разрыв пневматиков, во избежание чего водный раствор пенообразователя подают в виде тонкораспылённых струй с короткими импульсами продолжительностью 5-10 секунд. Струи должны подаваться под острым углом к тележке шасси, ствольщики должны находиться на расстоянии не ближе 2-3 м.

ТУШЕНИЕ МАГНИЕВЫХ СПЛАВОВ: рекомендуется применять 4-6 процентный водный раствор пенообразователя, подаваемый стволами РС-70 со снятыми насадками при давлении 0,15- 0,2 МПа.

Эффективное тушение магниевых сплавов достигается огнетушащими порошками, подаваемыми из ручных стволов автомобиля порошкового или комбинированного тушения. При тушении порошком на горящей поверхности образуется слой спекшейся корочки, который прекращает горение. Потушенную поверхность охлаждают водным раствором пенообразователя или пеной низкой кратности.

СХЕМА ТУШЕНИЯ ШАССИ

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

1 – пожарные автомобили; 2 – зона горения.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

В повседневной подготовке личного состава ГПС необходимо знать и учитывать то, что на время следования и развёртывания сил и средств большое влияние могут оказать внешние условия, такие как:

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА:

ТУШЕНИЕ ПРИ СИЛЬНОМ ВЕТРЕ:

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В НОЧНОЕ ВРЕМЯ:

ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АНГАРАХ И АЭРОВОКЗАЛАХ

Пожарная опасность ангаров

Одни из наиболее пожароопасных сооружений и объектов предприятий гражданской авиации – ангары авиационно- технических баз и самолётно- ремонтные корпуса ремонтных заводов ГА, предназначенные для технического обслуживания и ремонта ВС.

Основное помещение ангаров самолётно-ремонтная часть, располагаемая в центральных осях сооружения и состоящая из одной или нескольких секций.

Вспомогательные помещения ангара производственные, административные, подсобные и прочие размещаются в одно-, двух- или трёхэтажной пристройке по бокам и сзади самолётно- ремонтной части сооружения.

Передняя часть ангара представляет собой раздвижные ворота, состоящие из нескольких секций по всей длине и высоте самолётно- ремонтной части.

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

Ангары могут иметь сгораемые несущие (колонны, балки) и ограждающие (многослойные панели со сгораемым наполнителем) конструктивные элементы.

Задачи тушения пожаров в ангарах:

Этапы тушения пожаров в ангаре:

Ввод внутрь ангаров пожарной техники не допускается, в связи с опасностью обрушения несущих ферм и самого покрытия. В случае угрозы жизни людей все силы и средства пожарно- спасательных подразделений сосредоточиваются на защите путей эвакуации и обеспечении безопасности эвакуирующихся.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АЭРОВОКЗАЛАХ

Здания аэровокзалов предназначены для обслуживания пассажиров и имеют специфическое объёмно – планировочное решение, независимо от от числа обслуживаемых людей.

В каждом аэровокзале имеются:

Состав людей весьма различен как по возрасту (престарелые, пожилые, молодые, дети ), так и по состоянию здоровья ( больные,инвалиды и т.д.).

Здания аэровокзалов могут быть от II до V степени огнестойкости. Современные аэровокзалы сооружаются в большинстве своём из бетона, стекла, металла, что резко снижает их пожарную опасность.

Оперативный план тушения пожара составляется начальником подразделения военизированной охраны аэропорта, согласуется с оперативным штабом пожаротушения УГПС МУВД данного региона и утверждается руководителем авиапредприятия (основной оперативный документ предварительного планирования действий по тушению подразделений ГПС).

Оперативный план тушения пожара в аэровокзале должен проигрываться каждым караулом не реже 1 раза в квартал (делается отметка в оперативном плане с указанием даты учения и замечаниями о действиях личного состава).

При возникновении горения в помещениях аэровокзала:

Пожар в аэровокзале может развиваться по нескольким направлениям:

Перед подачей водопенных огнетушащих составов в обязательном порядке обесточивается электрическая сеть, питающая горящие помещения. Отключение производится с помощью выключателей, рубильников, автоматических выключателей и других отключающих устройств. При невозможности такого отключения электрическая сеть напряжением 220 В отключается с помощью специальных ножниц. Электрические сети напряжением более 220 В обесточиваются работниками электрослужбы аэропорта. При обесточивании внутренних помещений аэровокзала необходимо обеспечить их освещение при помощи индивидуальных и групповых электрических фонарей, находящихся на вооружении пожарно- спасательных подразделений аэропорта.

ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Для выполнения аварийно-спасательных работ в районе аэродрома приказом начальника предприятия ГА создается в каждой смене аэропорта аварийно-спасательная команда (АСК) .

Пожарная техника и личный состав АСК размещаются на аварийно-спасательных станциях (АСС). Место расположения станции должно обеспечивать прибытие расчетов к торцам взлетной полосы за время, не превышающее 3 минуты. Кроме того, АСС должны иметь наблюдательные вышки, дежурные помещения, устойчивую связь со службами аэропорта.

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

ПЛАН ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ

В каждом аэропорту разрабатывается план тушения пожаров на воздушных судах. План согласовывается с начальником УГПС области.

Примерный план содержит следующие разделы :

1. Характеристика аэропорта (данные об удаленности от ближайших частей МВД, время их прибытия), характеристика водопровода, характеристика дорог, краткие характеристики воздушных судов, эксплуатирующихся на данном аэродроме.

2. Характеристика пожарной охраны, технических средств и огнетушащих составов, имеющихся на вооружении аэропорта.

3. Расчет сил и средств водится к определению следующих параметров:

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

Требуемое количество аэродромных пожарных автомобилей определяют из условия обеспечения требуемого расхода раствора и требуемого количества пенообразователя, вывозимого к месту пожара.

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

4. Характеристика трех групп, принимающих участие в ликвидации аварии:

Приводятся сведения о том, какие силы и средства придаются каждой из групп, кто является руководителем группы.

5. Рекомендации по организации тушения пожаров.

6. Меры техники безопасности при проведении аварийно-спасательных работ.

ПРИМЕНЕНИЕ СТВОЛА-ПРОБОЙНИКА ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ (УТПС)

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту1 коллектор; 2 блок устройства; 3 насадок НРТ; 4 генератор ГПС-600.

Техника применяемая в тушении воздушных судов

ПОЖАРНАЯ АВТОЦИСТЕРНА АЦ-40 (375) – Ц-1А

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

1 лафетный ствол; 2 пенал для всасывающего рукава; 3 боковые отсеки для размещения оборудования; 4 кабина боевого расчета;5 всасывающий патрубок насоса; 6 напорный патрубок насоса.

ПОЖАРНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ АВТОМОБИЛЬ АА-40 (131) – 139

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

1 лафетный ствол; 2 кабина боевого расчета; 3 отсеки для оборудования; 4 насосный отсек; 5 пенал для всасывающего рукава.

ПОЖАРНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ АВТОМОБИЛЬ АА-60 (7310) – 160.01

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

1 лафетный ствол; 2 цистерна для воды; 3 емкость для пенообразователя; 4 отсек мотор-насосного агрегата; 5 кабина боевогорасчета; 6 кабина водителя.

ПОЖАРНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ АВТОМОБИЛЬ АА-70 (7310) – 220

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

1 лафетный ствол; 2 емкость для порошка; 3 цистерна для воды; 4 емкость для пенообразователя; 5 отсек мотор-насосного агрегата;6 кабина боевого расчета; 7 кабина водителя.

ПОЖАРНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ АВТОМОБИЛЬ АА-40 (43105) – 189

Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть фото Как тушат самолеты в аэропорту. Смотреть картинку Как тушат самолеты в аэропорту. Картинка про Как тушат самолеты в аэропорту. Фото Как тушат самолеты в аэропорту

1 лафетный ствол; 2 УТПС; 3 отсеки для оборудования; 4 – пожарное оборудование; 5 площадка для оператора

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *