Как турбина увеличивает мощность двигателя

Как турбина влияет на мощность двигателя. Система турбонаддува и как она работает

Опубликовано Master в 7 марта, 2019

Выбор правильного автомобиля как средства передвижения является важным решением. Здесь необходимо учитывать цену, потребление, комфорт, но есть и другие незаменимые факторы. Одним из таких факторов, который привлекает внимание к авто, является двигатель с турбонаддувом (турбина). Данная система помогает повысить мощность двигателя и предлагает экономию потребления топлива. Что такое турбонаддув, как турбина влияет мощность двигателя и общую производительность автомобиля – об этом расскажем в данном посте.

Содержание

Что такое турбонаддув

Тот, кто работает за рулем, даже если он не очень осведомлен в механике, имеет острое представление о том, как работает машина. Мощность, измеряемая в лошадиных силах, является способностью двигателя превращать топливо в движение и скорость. А это и есть тот значимый элемент, когда речь идет об эффективной, качественной и экономичной работе автомобиля.

На практике это выглядит так: каждая быстрая машина – мощная, но не всякая мощная – быстрая. Это связано с тем, что чем тяжелее транспортное средство, тем больше силы оно использует для движения.

Турбонаддув (система двигателя внутреннего сгорания на основе турбокомпрессора, или турбины) – это способ повысить мощность двигателя, используя компрессор для вытягивания и сжатия большего количества воздуха в камеру сгорания, увеличивая мощность сгорания топлива и, следовательно, увеличивая скорость передвижения авто, вне зависимости от его веса.

Как работает турбонаддув в машине

Двигатель с турбонаддувом состоит из двух частей – выпускного коллектора и турбокомпрессора. Первый отвечает за сбор газов из каждого цилиндра, которые будут поступать в выхлопную систему и выбрасываться в атмосферу.

Турбина собирает воздух, который, в свою очередь, приводит в движение винт, производя прохладный, чистый воздух. Этот воздух передается в компрессор, который уплотняет его и направляет в радиатор промежуточного охладителя, тем самым, охлаждая воздух. Таким образом, большее количество воздуха проходит через цилиндры и попадает в зону сгорания.

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Схема работы турбонаддува

Двигатель работает на взрыве, а это значит, что ему нужен огонь, верно? То есть: тепло + топливо + кислород (газы, собираемые из выхлопных газов). Чем больше воздуха в системе, тем больше возможностей сжигать бензин и вырабатывать больше энергии. Прелесть в том, что он создает действенный круг, в котором тот самый газ, генерируемый двигателем (посредством взрывов), становится силой, приводящей в движение турбо систему.

Как турбина влияет на производительность автомобиля

После теоретической части следует объяснить, как турбина влияет на мощность двигателя и производительность автомобиля. Самым большим преимуществом турбины является экономный расход топлива. Но чтобы добиться такой экономии, водителю также необходимо внести свой вклад, научившись управлять своим транспортным средством безопасно, с наименьшим количеством тормозов и внезапным ускорением.

Помимо экономного расхода топлива, турбина помогает снизить выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. И, конечно же, с турбиной производительность авто будет на высоте (из-за нехватки кислорода транспортные средства теряют около 25% своей мощности). Двигатели с турбонаддувом повторно используют выхлопные газы.

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Турбонаддув сегодня признан самым действенным механизмом усиления мощности двигателя внутреннего сгорания без увеличения частоты оборота его коленчатого вала и рабочего объема цилиндров. Система с турбонаддувом используется на бензиновых и дизельных двигателях, однако её максимальная действенность доказана на дизельных двигателях за счет высокой степени сжатия в двигателе и относительно невысокой частоты оборота коленчатого вала. В бензиновом двигателе турбонаддув может вызвать эффект детонации по причине резкого увеличения частоты оборотов двигателя, а также высокой температуры отработанных газов и сильного нагрева турбины.

Источник

Как сделать турбонаддув. Часть 1. «Принцип увеличения мощности»

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Введение.
В настоящее время в сети интернет распространено довольно большое количество видеороликов, а также написан не один десяток статей на тему тюнинга (увеличение мощности и настойки) двигателей внутреннего сгорания. Если сделать беглый анализ этих материалов, то приходим к выводу, что их можно разделить на два лагеря: первый – представляет собой примерно 90% всей аудитории, заключается в стремлении увеличения максимальной мощности, второй же лагерь – профессионалы, руководствующиеся знаниями, полученными из зарубежной современной литературы, различных тренингов или же в результате международной работы, а также проводящих исследование и постройку с использованием специализированных стендов и современных систем телеметрии. Естественно, вторая группа представлена намного меньшим количеством, не говоря уже о том, что кто-то готов делиться своим опытом и знаниями.
В чем заключается принципиальная разница в подходе к постройке.
Любое строительство, будь-то постройка двигателя, дома или же производство деталей и агрегатов имеет под собой некую теоретическую составляющую, основанную на теоретических расчетах, а также на основании опытов и наблюдений.
Графически это легко представить на примере постройки дома, который имеет некую основу — Землю, фундамент, само строение с крышей и подключение к готовому дому коммуникаций.
Мы не можем не согласиться, что постройку начинают с выбора основания – свойства почвы, его геологическое расположение, потом рассчитывают и заливают фундамент всей конструкции, потом идет строительство самого здания — применяя современные технологии и материалы, и, в конце концов, все это завершается подключением коммуникаций и систем жизнеобеспечения. Довольно сомнительно, что кому-то в голову придет мысль начать строительство в каком-то другом порядке, логично предположить, что это приведет, скорее всего, к обрушению конструкции или невозможности завершить строительство из-за разрушений в процессе постройки. Все тоже самое, абсолютно применимо и к постройке двигателя автомобиля.
К сожалению, это надо признать, большинство людей, в силу недостаточных знаний, оборудования или нежелания, пренебрегают первым пунктом и начинают, в прямом смысле «городить огород». Другими словами, не имея под собой почвы для основания, а руководствуясь только «гением маркетинга», предлагающего огромное количество «тюнинг железа» и советами людей, предлагающих решение проблем при установке нестандартных компонентов, а не изучения причин их возникновения. Как итог, на выходе нас ожидает разочарование в полученном результате, не поддающийся настройке или в худшем случае выходу из строя двигателя.
Дело в том, что обширная категория людей, как я уже написал выше, руководствуется только принципом увеличения максимальной мощности. Практически никто, не дает себе отчет в том, что это не применимо в гражданском тюнинге, и приводит к тому, что двигатель имеет худшие эксплуатационные показатели, нежели было в стандарте. Происходит это из-за того, что люди ориентируются на конструкции, применяемые в самом эффектном и популярном виде автомобильных соревнований – DRAG RACING. Но почему-то все забывают, что конструкция и применяемые в данном виде спорта агрегаты, абсолютно не применимы в повседневной городской эксплуатации. Примерный график результата таких доработок выглядит так.

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

На этом графике наглядно видно, что в основном, используемом в городе, диапазоне работы двигателя (до 4500 об/мин) увеличение мощности практически отсутствует, а проблемы, связанные с эксплуатацией этого мотора несоизмеримо большие, чем практическая польза. Связано, это в первую очередь с тем, что для получения данной мощности необходимо было увеличение давления надува, вследствие чего, степень сжатия такого мотора искусственно занижалась, что привело к падению эффективного крутящего момента в «добустовых» режимах работы двигателя. Также, скорее всего, был применен интеркуллер большего объема, для обеспечения охлаждения большего объема воздуха, что привело к уменьшению скорости реакции на педаль акселератора.
В нашем же случае, предполагается использование автомобиля каждый день и применение товарного вида топлива доступного на заправках.
Если рассматривать идеальную кривую крутящего момента для автомобиля, то она выглядела бы как прямая, параллельная оси оборотов двигателя, но, к сожалению, практически, получить такую характеристику на двигателе внутреннего сгорания довольно трудозатратно, в виду особенностей циклов протекающих в процессе работы. Такую характеристику имеет только электродвигатель. В настоящее время производители предпринимают попытки, методами установки комбинированных силовых агрегатов, а также установки нескольких турбокомпрессоров добиться такого же эффекта.

Для чего используется турбокомпрессор
Как мы выяснили, идеальный, с точки зрения городской эксплуатации двигатель должен иметь максимально ровную полку крутящего момента, хорошую реакцию на педаль акселератора, топливную экономичность и экологичность.
Применение распределительных валов, а также различных настроенных систем впуска-выпуска, по большому счету, помогают нам увеличить момент, а, следовательно, и мощность, на определенных оборотах двигателя. Другими словами, сдвигая и видоизменяя кривую VE (volumetric efficiency) двигателя.

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Напомню, что кривая VE фактически, означающая объемную эффективность двигателя, характеризует отношение объема цилиндра двигателя, к объему воздуха фактически поступающего в цилиндр и участвующего в горении ТВС. В силу различных физических и химических параметров, а также геометрии систем впуска-выпуска и конструкции механизма газораспределения эта кривая на различных двигателях имеет отличный вид и в какой-то мере отображает кривую крутящего момента двигателя.
Применение же системы с турбокомпрессором, позволяет нам искусственно изменять этот параметр в нужном диапазоне оборотов.

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

На данном рисунке отчетливо видно, что мы получаем от применения данной системы.
Естественно, для получения таких параметров, необходимо произвести тщательный расчет, а также применить современные качественные компоненты при постройке. Сразу хочу отметить, что применение дешевых Китайских аналогов турбокомпрессоров, имеющие непонятные никому параметры, в данном случае доработки, с большей долей вероятности, не приведут к желаемому результату, в силу конструктивных особенностей при производстве. Более подробно о видах конструкций современных турбокомпрессоров можно прочитать в различной зарубежной литературе. Нужно лишь отметить, что они существенно отличаются от тех турбокомпрессоров, которые применялись в конце прошлого века или тех, которые применяются на тракторах и другой спецтехнике, имеющей большой рабочий объем двигателя. Инновационные технологии производства и компьютерного моделирования привели к тому, что современные агрегаты практически не имеют противодавления в системе выпуска отработавших газов, и при этом имеют довольно высокие показатели по производительности.
Ни для кого не секрет, что современные производители турбокомпрессоров прилагают к своим изделия, так называемые «турбокарты». Довольно удобно они представлены для турбокомпрессоров фирмы Garrett на их сайте.

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Карта представляет собой область зависимости массы производимого воздуха компрессором при определенном давлении избытка. Также на карте указывается КПД компрессора в процентном соотношении, скорость вращения, а также размер компрессорного колеса. Это основная информация, необходимая нам для расчетов.

Источник

Как контролируется надув, и как прибавить 20% мощности к Вашему турбомотору

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Всем привет, давно не писал по делу. Сегодня хочу Вам рассказать о различных системах контроля надува в турбо системе мотора. Но для начала, очень коротко о самой турбине и как она работает. Турбина или точнее турбокомпрессор состоит из двух частей – из самой турбины (горячая часть) и компрессор (холодная часть)

Вот так выглядит турбокомпрессор

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

1. Вход в турбину выпускных газов (из выпускного коллектора)
2. Вход в компрессор свежего воздуха
3. Выход из турбины горячих газов в систему выпуска
4. Выход из компрессора сжатого воздуха
Принцип очень простой отработанные газы, попадая в турбину, раскручивают крыльчатку (лопатки) которая имеет одну ось с лопатками компрессорной части. Крыльчатка компрессора всасывает свежий воздух и под давлением (создает надув, избыточное давление) направляет сжатый воздух в интеркулер, где он охлаждается и потом поступает в камеру сгорания. Вот и все.

Но сегодня я бы хотел более подробно остановится о принципах, видах контроля надува. Последнее время мне часто попадались споры о том, что лучше 2 портовый или 3 портовый соленоид и т.д. Лично я даже, не понимаю сути этих споров. Моя цель рассказать Вам, как все это работает, а Вы потом сами решите, что лучше.

Надув контролируется регуляцией выпускных газов в горячей части турбокомпрессора (турбине). Для этого в ней есть специальный клапан, дверка или вестгейт

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Если дверка закрыта, то все газы попадают на лопатки, если этот клапан (на фото valve) открыть то часть газов, направится в систему выпуска, минуя крыльчатку и тем самым снизится скорость вращения лопаток, что соответственно приведет к понижению давления. Все гениальное, очень просто. И вот здесь начинается самое интересное, а именно, как производится регулировка открытия и закрытия вестгейта.
Для этих целей используется актуатор (на фото wastegate Actuator), если его шток выдвигается, то он открывает вестгейт Для качественной настройки системы регулирования вестгейтом необходимо установить правильный преднатяг. Для этого, у большинства хороших актуаторов, используется шток с изменяемой длиной

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

(это кстати мой любимый актуатор)
В нутрии актуатора есть возвратная пружина. Если ее не будет, то давление выпускных газов в турбине сразу откроют вестгейт и мы не сможем создать избыточное давление (буст). Обычно в стоке (если у машины максимальное давление около 1 бара) пружина устанавливается на 0.6 бара. Расмотрим на различных примерах

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

При таком подключении (на актуатор подается давление, источник должен быть до заслонки, чем ближе, короче трубка, тем лучше) надув будет контролироваться жесткостью пружины актуатора. Если мы уберем источник давления на актуатор (заглушим трубку) то надув будет максимально возможный (очень большой)
Как мы можем увеличить надув, есть много вариантов. Один из хорошо себя зарекомендовавших это установка в актуатор пружины под планируемый надув, работает великолепно. Этот вид подключения можно использовать, как при установке турбокомпрессора на атмосферный мотор, так и при желании улучшить характеристики стандартной системы контроля с помощью соленоида. Очень просто, подберите пружину или актуатор с жесткостью пружины для планируемого Вами максимального надува, Подключите как на выше указанном примере. Трубки, идущие к соленоиду заглушите, а сам соленоид оставьте подключенным к разъему (или можете заменить на сопротивление 10 кОм)

Самое главное, Вы должны понять принцип, а он очень простой. В выше указанном примере давление контролируется пружиной актуатора. Если мы отсоединим от источника давления, то сможем увеличить надув в 2 раза (возможно). В таком случае без помощи дополнительного давления на мембрану актуатора будет необходимо создать намного больше обратного давления в системе выпуска, для открытия вестгейта.
Принцип ясен, уменьшая подачу давления на актуатор, мы увеличиваем силу необходимую для открытия вестгейта и тем самым увеличиваем надув, избыточное давление или буст.
Скажем у Вас пружина на 0.6 бара и Вы решили поднять давление до 0.9 бар, что можно для этого сделать. Вот несколько вариантов

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Установка рестриктора. Чем меньше будет диаметр рестриктора, тем меньше будет подаваться давления на актуатор, и тем больше мы сможем получить избыточное давление (надув). Какой диаметр рестриктора? Необходимо подбирать, скажем, где-то между 1.5 мм – 0.8 мм.
Если для Вас это слишком сложно, то можете использовать следующий вариант

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Обыкновенный ручной (мануал) буст контролер. В принципе это регулируемый рестриктор, не более. Зажимаем, уменьшаем диаметр, уменьшаем давление на актуатор – понимаем давление турбины и наоборот.
Это мы рассмотрели возможные механические варианты регулирования надува. Конечно, большинство современных моторов с турбонадувом используют электронную систему управления. Предлагаю рассмотреть основные, с использование электронного соленоида 2 или 3 портового. Соленоид, это электромагнитный клапан, который регулируется ЭБУ.
Основные схемы подключения

С 2-х портовым соленоидом

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

С 3-х портовым соленоидом

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Теперь более подробно

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Порт 1 – источник давления
Порт 2 – возврат в систему впуска (после МАФ сенсора)
Порт 3 – подключается к актуатору
Если соленоид закрыт, то в таком случае порт 1 и 2 соединены между собой, на актуатор нет подачи, и как следствие мы можем ожидать максимальный надув.
Если соленоид открыт, то порты 1 и 3 соединены, надув контролируется пружиной актуатора.
ЭБУ меняя дюти сайкл соленоида, перераспределят подачу между портами 2 и 3.

Теперь рассмотрим варианты с 2-х портовым соленоидом

Bleed Style Boost Controller

Достаточно узкий диапозон контроля надувом соленоидом, но очень точный. Taкая система контроля эффективно работает только с рестриктором, если Вы не можете добиться необходимого Вам надува, то для увеличения буста, просто уменьшите диаметр рестриктора, только очень аккуратно

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Если соленоид закрыт, то система работает по размеру рестриктора и пружине актуатора

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Если клапан, соленоид открыт тот система будет иметь максимальное давление. Максимальное значение в большей степени зависит от диаметра рестриктора

И последний (мой любимый вариант), так же с использованием 2-х портового соленоида. Очень широкий диапазон контроля надувом с помощью соленоида

Interrupt Stule Boost Controller

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Если соленоид открыт, то надув контролируется только пружиной актуатора

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Если соленоид закрыт, то будет достигнуто максимальное значение надува.

Мы рассмотрели основные варианты используемые для контроля надува в системах с турбонагнетателями. Теперь я подскажу Вам, как можно безопасно, эффективно повысить мощность Вашего турбомотора на 20%.
Очень просто. Для этого необходимо поменять систему выпуска Вашего автомобиля на более эффективную, большего диаметра, без катализатора или с заменой на спортивный. Главное понизить обратное давление в системе выпуска. Следующее, желательно установить холодный впуск (как его сделать я уже писал) или хотя бы более эффективный фильтр в стандартный фильтр бокс.
После этого Вы можете безопасно повысить надув Вашего турбонегнетателя на 10-15% и получите, как минимум прибавку мощности 20%. Как поднять буст Вы теперь знаете, все в Ваших руках. Да и последнее, не пытайтесь изменить надув на автомобиле в котором система контролируется ЭБУ с использованием соленоида. Для этого надо перевести в механическую систему контролем надува, а сам соленоид, чтобы ЭБУ не выдавал ошибку оставить просто подключенным к разъему или впаять сопротивление.
И главное, нет необходимости прибегать к услугам различных ателье, мастеров занимающихся пошивом прошивок для ЭБУ. В этом нет необходимости. Нет это не значит, что не надо настраивать мотор, конечно качественная настройка на порядок улучшит характеристики Ваше автомобиля.

Источник

Как работает турбина.

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть фото Как турбина увеличивает мощность двигателя. Смотреть картинку Как турбина увеличивает мощность двигателя. Картинка про Как турбина увеличивает мощность двигателя. Фото Как турбина увеличивает мощность двигателя

Когда говорят о гоночных или спортивных машинах, часто всплывает тема турбонаддува. Турбины неизменно сопровождают современные дизеля. Турбина может существенно увеличить мощность двигателя без значительного роста его веса. Это большое преимущество привело к популярности турбин!

Давайте разберемся, как турбина увеличивает мощность, выживая при этом в экстремальных условиях работы. Мы познакомимся с вестгейтами, керамическими лопастями турбин и подшипниками, которые помогают турбинам делать работу еще лучше. Турбины – системы принудительного нагнетания воздуха. Они сжимают воздух. Сжатый воздух дает преимущество по мощности: в двигатель поступает больше воздуха, а это значит, что больше топлива может быть добавлено. Следовательно, каждое сгорание смеси в цилиндре дает больше мощности. Турбированный двигатель в общем случае всегда мощнее аналогичного по объему атмосферного. Двигатель меньшей массы может выдавать больше мощности при наличии наддува.

Чтобы создать давление воздуха, турбина использует поток выхлопных газов из двигателя для раскручивания своей крыльчатки, которая в свою очередь раскручивает воздушный насос. Турбина вращается с частотой до 150,000 об/мин – это в 30 раз быстрее среднего двигателя. Так как турбина работает с выхлопными газами, ей приходится выдерживать большие термические нагрузки.
Чтобы снять больше мощности с двигателя, необходимо увеличить количество топливно-воздушной смеси, которая сгорает в цилиндрах. Один из способов – добавить количество цилиндров или увеличить их объем. Часто эти изменения очень дороги. Турбина дешевле добавляет мощность, и именно поэтому она так популярна на вторичном рынке.
Турбина позволяет сгорать большему количеству топлива, увеличивая количество топлива и воздуха в цилиндрах. Типичная прибавка к давлению от турбины – 0.3 – 0.5 бар. Поскольку атмосферное давление на уровне моря 1 бар, легко подсчитать, что в камеры сгорания попадает на 50 % больше воздуха, следовательно увеличение мощности должно доходить до 50%. В действительности, эффект получается 30- 40 %.

Одна из причин этой неэффективности – сила, раскручивающая турбину, не приходит извне. Наличие турбины увеличивает сопротивление выхлопа. Это означает, что на отводе отработавших газов двигатель вынужден преодолевать возросшее обратное сопротивление, что уменьшает отдачу с цилиндров, в которых в этот момент происходит сгорание.
Турбина крепится на выхлопном коллекторе двигателя. Выхлопные газы двигателя раскручивают турбину. Турбина покоится на одном валу с компрессором, который располагается между воздушным фильтром и впускным коллектором. Компрессор накачивает воздух в цилиндры.
Выхлопной газ из цилиндров проходит через лопатки крыльчатки турбины, вызывая ее вращение. Чем больше выхлопных газов проходит, тем быстрее крутится турбина.

С другой стороны вала турбины устанавливают компрессор центробежного типа – он засасывает воздух в центре крыльчатки и разбрасывает его от центра из-за вращающегося вала.

Слишком много давления?
Воздух закачивается в цилиндры под давление и дальше сжимается поршнями. В этом кроится опасность – детонация. Детонация происходит из-за резкого увеличения температуры воздуха, при котором топливная смесь сгорает до воспламенения свечи. Поэтому турбированные машины обычно ездят на высокооктановом топливе, чтобы не доводить дело до детонации. Если давление наддува очень высоко, компрессию двигателя можно снизать, чтобы не переходить в детонацию.

Чтобы работать на скоростях до 150,000 об/мин, вал турбины требует серьезной защиты. Большинство подшипников взрываются при таких скоростях, поэтому турбины часто используют жидкие подшипники. Этот тип подшипников создает вокруг вала постоянный тонкий слой масла, которое постоянно накачивается насосом. Это служит двум целям: охлаждение и снижение трения.
В следующей главе рассмотрим компромиссы, на которые вынуждены идти инженеры при проектировании турбонаддува.
Главная проблема турбины – создание давления требует некоторого времени после нажатия на педаль газа. Проходит около секунды, прежде чем турбина выйдет на рабочее давление. Водитель чувствует турбояму при нажатии на газ, потом машина резко выстреливает.
Один из путей снижения турбоямы – уменьшение инерции вращающихся частей в основном снижением их веса. Это позволяет турбине и компрессору быстро ускоряться, нагнетая давление раньше. Инерция турбины преодолевается уменьшением размера турбины. Маленькая турбины выйдет на давление раньше и на более низких оборотах, но не сможет закачать достаточно воздуха на больших оборотах, когда двигателю надо действительно много воздуха. Большие обороты также опасны для маленькой турбины.
Турбина создает максимальное давление на высоких оборотах.Большая турбина хорошо качает на высоких оборотах, но отличается глубокой турбоямой, так как раскручивание ее более тяжелых частей занимает больше времени. К счастью, есть способы решить это противоречие.
Почти все автомобильные турбины имеют вестгейт, позволяющий использовать маленькую турбины для уменьшения турбоямы и предотвращающий турбину от слишком высоких скоростей на высоких оборотах двигателя. Вестгейт (от англ. Wastegate – ворота для мусора) – это клапан, позволяющий выхлопным газам обходить лопатки турбины. Вестгейт реагирует на давление. Если давление турбины становится слишком высоким, то турбина вращается слишком быстро. Вестгейт отводит часть отработавших газов мимо лопаток крыльчатки, замедляя тем самым скорость вращения турбины.
Некоторые турбины используют шариковые подшипники, но это необычные изделия – они сделаны прецизионно из продвинутых материалов, способных выдерживать температуру в турбине. Их применение объясняется тем, что они способны еще больше снизить трение по сравнению с обычными жидкими коллегами. Еще одно преимущество – они позволяют уменьшить размер вала.
Керамические лопатки турбины легче обычных стальных. Результат: турбина раскручивается еще быстрее с меньшей турбоямой.
Две турбины и дополнительные части. Некоторые двигатели используют две турбины разного размера. Маленькая турбина быстро раскручивается, уменьшая турбояму, а большая нагнетает давления на больших оборотах.
Когда воздух сжимается, он нагревается; нагретый воздух расширяется. То есть увеличение давления воздуха из турбины поднимает его температуру до попадания в цилиндры. Увеличение мощности происходит из-за увеличения количества молекул воздуха, попадающих в цилиндры, а необязательно из-за увеличения давления наддува.
Интеркулер – дополнительный компонент системы наддува, напоминающий обычных радиатор с той разницей, что воздух проходит через него снаружи и внутри. Входящий воздух проходит через лабиринты интеркулера, внешний воздух охлаждает интеркулер.
Интеркулер увеличивает мощность двигателя, охлаждая сжатый воздух из компрессора перед попаданием в двигатель. Например, при избыточном давлении 0.3 бар, интеркулер подаст 0.3 бара холодного воздуха, который плотнее и содержит больше молекул, чем теплый воздух.
Турбина помогает в условиях высокогорья, где плотность воздуха ниже. Атмосферные двигатели испытывают снижение мощности, потому что в цилиндры поступает меньше воздуха. Турбированный двигатель тоже снижает мощность, но уменьшение мощности будет не столь критичным, так как разреженный воздух легче закачивать.
Старые карбюраторные машины автоматически увеличивали подачу топлива при увеличении входящего воздуха. Современные инжекторные машины делают это до определенного момента. Инжекторная система полагается на датчики кислорода в выхлопной системе, чтобы определить правильность соотношения топливо-воздух, при добавлении турбины автоматически увеличится подача топлива.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *