Как тренируются борцы вольного стиля
«1500 отжиманий за 3,5 часа? Без проблем». Борец-атлет перешел в ММА
Нухкадиев родился в Дагестане, но с детства живет в Красноярске. Начал заниматься вольной борьбой в 9 лет. Считался одним из самых перспективных российских борцов, но со временем результаты пошли на спад —в том числе из-за травм. Сейчас Мураду 26 лет и он будет продолжать спортивную карьеру в ММА. Первый бой, к которому он готовился со звездами российских смешанных единоборств, был намечен уже на 4 апреля в Красноярске, но турнир отменили из-за пандемии коронавируса. В интернете Нухкадиев (275 тысяч подписчиков в Instagram) известен не только спортивными результаты, но и как борец с отменной физической подготовкой. В интервью «СЭ» Нухкадиев рассказал о переходе в ММА, объяснил, чем вольная борьба отличается от борьбы в смешанных единоборствах, сравнил заработки бойцов и борцов, а также раскрыл свои физические показатели.
Про переход в ММА
— Мысли о переходе в ММА впервые появились где-то в 2016 году, когда я не попал на Олимпиаду. Изначально решил, что если цикл будет за мной, то через несколько лет перейду в ММА. Побед в борьбе стало меньше по сравнению с тем, что было раньше. Плюс за последние годы я сделал несколько операций. Уже за два года до Олимпиады начинают ориентировочно отбираться спортсмены, которые конкурируют между собой за то, чтобы попасть в заявку. А я эти два года (перед 2020 годом) провел на операциях. После первой и второй все было нормально, но с третьей немного затянул, а когда сделал операцию, уже не успевал присоединиться к тренировочному лагерю, который выводил на соревнования. В апреле планировался отборочный к Олимпиаде чемпионат России. Операцию я сделал в сентябре, а сроки реабилитации — полгода. Исходя из обстоятельств, которые сложились из-за пандемии, я, возможно, еще попробую вернуться в борьбу. Проверю кондиции. Но в ММА по-любому останусь!
В борьбе я в последние годы выступал в категории до 70 кг, в ММА же собираюсь выступать в категории до 66 кг. В планах провести пять боев в этом весе, а затем опуститься в категорию до 61 кг. А так, когда я боролся, у меня был стабильный вес 72-73. Как начал работать в стойке — вес поднялся до 78. Немного другая специфика работы. В борьбе, когда тренировки уходили в сторону, когда я отдыхал, вес падал до 69-70. Сейчас при режиме самоизоляции особо не тренируюсь, только бегаю, играю в футбол. Вес держится на отметке 75 кг.
Про дебют в ММА
— Мой менеджер в ММА — Ризван Магомедов (представляет интересы Хабиба Нурмагомедова, Забита Магомедшарипова и многих других российских бойцов. — Прим. «СЭ»). Перед выездом на сбор в Таиланд я с ним связался, и он сказал, чтобы я попробовал свои силы и разобрался, что с травмой. Сказал, что если все будет хорошо, то начнет подбирать мне промоушен. Потом я снова набрал Ризвану, и мы решили, что в апреле я дебютирую на турнире в Красноярске (4 апреля, шоу GFC. — Прим. «СЭ»).
Если бы это был не Красноярск, перенес бы дебют на другую дату, потому что я выжимал себя по-максимуму, в какой-то спешке работал. Даже когда все отменилось, было состояние, как у выжатого лимона. Подумал: «Хорошо, поработаю над техническим арсеналом, наберусь опыта». Первый месяц ведь ушел чисто на то, чтобы я перестал бояться ударов и стал свободно двигаться. Сейчас я уже в зоне комфорта, можно спокойно расписывать план и готовиться.
После дебюта я планировал переехать в Москву, чтобы было удобнее ездить на сборы в Дагестан. Остальное время хотел проводить в Москве. Там ведь много залов. Хотел переезжать, а к серьезным боям готовиться в Дагестане.
Думаю, моими первыми соперниками в ММА будут те, у кого база — стойка. Дебютный бой планировался против парня, у которого рекорд — одна победа нокаутом, фамилию не вспомню. По базе он — каратист, чемпион мира вроде, или что-то такое. Потом поединок с ним отменился, его заменили на призера Кубка Украины по боевому самбо с рекордом 2-1. Но бой с ним отменился, а потом и весь турнир отменили.
Пять-шесть боев я хочу провести в России, а потом перебраться за океан. UFC? Посмотрим, кому буду нужен.
Про ударную технику
— Над ударкой надо много работать. Пока что могу оценить ее на 15 из 100. План на бой был, как и у любого борца-дебютанта — пытаться переводить поединок в партер. Если человек реагировал бы на проходы, то попробовать какой-нибудь хороший левый боковой, или прямой.
В Таиланде работал с Петром Яном, Абдул-Азизом Абдулвахабовым, Мовсаром Евлоевым, другими ребятами. Насколько тяжело было с Яном? Он даже не пытался начать боксировать со мной серьезно, больше давал поработать мне. Одностороннего избиения с его стороны не было. Он давал мне поработать, объяснял ошибки, давал время, чтобы я их убрал. Все, в основном, работали со мной в обучающем формате. Понимали, что у меня скоро бой, а если буду много получать на тренировках, то смысла выходить на него вообще нет.
Про вольную борьбу и борьбу в ММА
— Если говорить о вольной борьбе, то, не в обиду будет сказано, но таких, кто впечатлил бы, не было (на сборе в Таиланде). Там был один парень, Курбанали Исабеков, он — динамовский воспитанник, из Махачкалы. Вот он более-менее со мной нормально боролся. Если говорить о моей категории, то по вольной борьбе равных не было. Ну, было бы обидно для меня, если бы было наоборот.
Если говорить о борьбе с болевыми и удушающими, то эта борьба, конечно, существенно отличается от вольной. Поначалу я конкретно попадался на болевые приемы, но со временем привык. Ребята помогали, объясняли, в какие моменты лучше не залазить, и в итоге освоился.
Я даже не представлял, насколько велика разница между вольной борьбой и борьбой в ММА. В вольной борьбе мы привыкли зарабатывать оценки, могли не продолжать действия в партере, если хотели. Тут же переводишь человека в партер — а ему-то какое дело до того, что ты считаешь, что уже выиграл 2 балла? Он начинает ерзать, кувыркаться, вставать. Если бы в вольной борьбе он попробовал встать, я бы его бросил еще раз, и мы бы уже разошлись на счете 10:0 в мою пользу. Тут же я его могу бросить, все силы отдать, после чего он начнет меня убивать. Поначалу попадался постоянно, думал: «Да что такое? У меня силы кончаются, а у него нет, я ничего не зарабатываю по-бойцовски». Пришлось немного перестроиться, мышцы начали работать по-другому. Появилось больше вязкости, стал больше пытаться удержать соперника, правильно загружать его, не давать ему встать.
Сейчас собираюсь больше сконцентрироваться на грэпплинге, чем на ударке — на удушающих и болевых приемах. Сделаю ставку на борьбу, но по ходу дела посмотрим. Если будет хорошо получаться в стойке, то почему бы не драться в стойке? Если начну уступать в стойке, то можно перевести дело в борьбу. Главное — не забывать, что борьба — мой козырь. Многие бойцы забывают, что они — выходцы из борьбы, начинают драться только в стойке. Борьба выматывает любого, даже меня. В борьбе устаю, а в стойке отдыхаю. Тем не менее — главное, чтобы соперник устал больше. Бороться тоже надо. Смотрю на топовых бойцов — Петра Яна, Рустама Хабилова — они ни один день борьбы не пропускают. У них борьба очень хорошая.
Про заработки борцов и бойцов
— Глубокое заблуждение считать, что борцы больше зарабатывают, чем бойцы ММА. Если сравнивать финансовое положение борцов и бойцов, то могу сказать, что у бойцов оно в десяток раз лучше. Когда человек становится бойцом, он становится интереснее людям, это я по себе могу сказать. Нет, у меня была определенная узнаваемость, когда я выступал в борьбе, но не такая, как после того, как я объявил об уходе в ММА. Когда я сказал, что становлюсь бойцом, повысилась узнаваемость, количество вопросов, звонков, сообщений. У людей и инвесторов больше интереса к боям, чем к борьбе. Да, бойцы получают машины или квартиры, чеки, на которые могут покупать эти машины или квартиры, но.
Самый большой приз, который я получал в жизни — 20 тысяч долларов за победу на турнире в 19 лет. Если говорить о подарках, то один близкий друг подарил мне телефон Vertu стоимостью 1 200 000 рублей. Он у меня на базе лежит. Сначала использовал его, но он у меня был, скорее, для вида. Сейчас же не хочется выделяться. Неудобно его с собой носить.
Как занимаются борцы для достижения успеха
Полезные статьи
Спасибо за подписку!
Как занимаются борцы для достижения успеха? Много и мощно! Самые крутые из борцов не жалеют сил для достижения успеха и их тренировки поражают своей мощью.
Борьба – это самое захватывающее зрелище! Сколько напряжения мы видим в лицах сражающихся мужчин! Ведется борьба на ногах, поэтому стоит развивать их мощь и не пренебрегать этим. Конечно, сила рук тоже занимает не последнее место в продвижении к победе. Однако кто выдержит такую нагрузку, если у нее не только физическая составляющая?
Вам нужно очень тщательно трудиться над своим телом. Это не какая-то общая подготовка: здесь мобилизуются все умения спортсмена. Когда вы идете к мечте, то во время соревнований на вас давят еще и эмоции. Как правило, они всегда лишние. Это касается любого дела, требующего концентрации. Глупые мысли, связанные с неуверенностью в собственных силах, решают исход сражения. Остановите их! Чтобы не было никаких сомнений, подойдите к делу со всей серьезностью. Задайте себе логический вопрос: разве можно потерпеть неудачу и ошибиться, если вы подготовились тщательно и грамотно? Конечно, нет! Этот ответ как раз поможет вам отогнать от себя ненужные мысли и сохранить хладнокровие.
Как готовятся борцы?
Желание участвовать в соревнованиях подталкивает к увеличению нагрузок. Именно поэтому необходимо тренировать свою силу по максимуму. Она зависит от физиологии мышц и нервных процессов, протекающих в них. Вам нужно будет преодолевать сопротивление противника и делать необходимые движения самим. Увеличить мощь способны упражнения, которые предельно или буквально на грани напрягают каждый мускул. Запредельные нагрузки не позволяют выполнять их правильно, поэтому не нужны для полноценных тренировок.
В борьбе имеет место смена различных ситуаций. Здесь важно уметь быстро перестраиваться. Поэтому вы должны использовать не только динамические напряжения, но и статические. Первые могут применяться как на свежие силы, так и во время приличной усталости. Существует специальный метод, который называется «до отказа». Для его выполнения нужно взять непредельное отягощение (от 60 до 80 процентов от максимума). Здесь идет акцент на количество повторений, последние из которых делаются уже в состоянии усталости или сверхнапряжения. В качестве примера можно рассмотреть лазанье по канату. Исполнитель не только должен добраться до вершины, но и обязан спуститься, что нагружает его дополнительно. Такой метод использует следующие упражнения: подтягивания, отжимания, приседания на одной ноге, ходьбу по лестнице и в гору и т. д. Однако их рекомендуется отложить на конец тренировки, иначе усталость неблагоприятно скажется на концентрации спортсмена и его способности соблюдать правильность техники.
Как готовятся борцы: лучшее
Крутые ребята используют для наращивания мощи метод круговой тренировки. Он не рассчитан на использование больших весов. Необходимо выполнить 6 повторов всего комплекса упражнений, отдыхая между ними 60 секунд. К концу последнего круга вы устанете независимо от степени утяжеления. Поэтому старайтесь выбрать такой вес, который сможете поднять с сохранением правильной техники движений.
Всем спортсменам в этой сфере интересно, как готовятся борцы мира. Они используют и статические напряжения: занимают какую-то позу и застывают в ней, задерживаясь на длительное время. Это помогает отработать сопротивление, которое необходимо применить на ринге против действий противника.
Метод постановки непосильной задачи способен также посодействовать в этом вопросе. Однако если вы не сумеете, например, поднять очень большой вес, это также вызовет у вас расстройство и раздражение. Поэтому очень важно, когда тренер мотивирует и поощряет выполнение подобных заданий, т. е. участвует напрямую в подбадривании и мотивации спортсмена.
Занятия борцов проходят в режиме полной самоотдачи. Силовая тренировка является основой для крепких ударов и сдерживания действий противника. Кроме этого, в борьбе приветствуются выносливость и мобильность. Вообще тренинги борцов поражают напором и выдержкой. Кстати, бокс сохраняет хорошую физическую подготовку. Вы можете заниматься в тренажерном зале столько времени, сколько нужно. Лучше всего заручиться поддержкой опытного тренера. Ведь именно наставник играет значительную роль в мотивации на победу. Помните, что всегда есть к чему стремиться: достигайте новых высот!
Общая и специальная физическая подготовка борцов вольного стиля 16–17 лет
Качества, необходимые борцам вольного стиля. Наиболее эффективные методы и средства тренировок борцов вольного стиля. Важность психологической подготовки спортсменов. Влияние нестандартных условий физической подготовки на преимущество ведения поединка.
Общая и специальная физическая подготовка борцов вольного стиля 16—17 лет
Актуальность: Вольная борьба как вид единоборства является сложным в координационном отношении видом спортивной деятельности, ограниченной рамками существующих международных правил соревнований. Быстрый рост мирового уровня спортивного мастерства в борьбе, ее возрастающая динамичность, требуют пристального внимания к совершенствованию всех сторон подготовки, от которых зависят спортивные достижения. К числу таких факторов бесспорно относится физическая подготовленность борцов, а среди основных слагаемых физической подготовленности, наряду с такими двигательными качествами, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, большую роль играет столь существенная характеристика двигательных возможностей спортсмена, как его гибкость, подвижность суставов [43].
В последние годы наши соперники значительно повысили качество подготовки спортивных резервов. Это, безусловно, привело к еще большему обострению соперничества на большой арене. Вопрос о повышении результатов в соревновании находится в тесной взаимосвязи с оптимизацией средств и методов тренировочного процесса.
В теории и практике спортивной борьбы не все вопросы изучены равнозначно. Исходя из требований соревновательной деятельности и тенденций развития спортивной борьбы, в тренировочном процессе должны вноситься коррективы в физическую, техническую, тактическую, психологическую и интеллектуальную подготовку будущих мастеров ковра [58].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс спортсменов, занимающихся вольной борьбой.
Предмет исследования: средства и методы общей и специальной физической подготовки борцов вольного стиля.
Цель: интенсивный поиск оптимального сочетания тренировочных и соревновательных средств из различных видов единоборств при подготовке борцов вольной стиля.
1. Выявить основные качества, необходимые борцам вольного стиля и методы их развития путем анализа литературных источников.
2. Выявить наиболее эффективные методы и средства тренировок борцов вольного стиля.
3. Выявить важность психологической подготовки у борцов вольного стиля.
4. Экспериментально обосновать применение в конце основной части тренировочного занятия комплекса физических упражнений для повышения уровня общей физической подготовленности спортсмена.
5. Экспериментально обосновать применение комплекса специальных упражнений для повышения уровня специальной физической подготовленности борцов вольного стиля.
6. Экспериментально доказать влияние применения нестандартных условий физической подготовки на преимущество ведения поединка.
Гипотеза: предполагается, что рациональное соотношение средств общей и специальной физической подготовки позволит повысить надежность выполнения технико-тактических действий борцов вольного стиля, если при подготовке будут учтено использование физических упражнений, организованных в нестандартных условиях, а также индивидуальное планирование объемов и интенсивности тренировочных средств, направленных на развитие физических качеств и совершенствование технико-тактических действий.
Научная новизна: выявлены пути развития так называемой рабочей силы борца, которая, в свою очередь, важна для проведения технических дествий в современном соревновательном поединке при использовании нестандартных ситуаций в тренировочном процессе.
Практическая значимость: созданы предпосылки для разработки программ тренировок с оптимальным для конкретного контингента борцов соотношением средств и методов специальной физической подготовки на этапе спортивного совершенствования.
борец вольный тренировка психологический
1. Методы и средства тренировки борцов вольного стиля
По теме «Общая и специальная физическая подготовка борцов вольного стиля 16-17 лет» мы рассмотрели 79 источников. Исследованные нами источники мы разделили на 4 раздела. Количество источников по каждому разделу представлено на рис. 1. Из рисунка видно, что наибольшее количество литературы мы обнаружили по вопросу 2 «Тактико-техническая подготовка борцов вольного стиля», где представлено 22 источника. Вопросу 1 «Развитие физических качеств спортсменов» посвящено 18 источников. По вопросу 4 «Психологическая подготовка борцов вольного стиля» нами рассмотрено 9 источников. По 3 вопросу «Развитие выносливости» обнаружено 10 источников. Вопросу 5 «Методы исследования уровня физической подготовленности спортсменов» посвящено 19 источников.
Рис. 1. Распределение источников по разделам
1. Развитие физичеких качеств спортсменов
2. Тактико-техническая подготовка борцов вольного стиля.
3. Развитие выносливости в вольной борьбе.
4. Психологическая подготовка борцов вольного стиля.
5. Методы исследования уровня физической подготовленности спортсменов.
1.1 Развитие физических качеств спортсменов
Физические качества человека органически связаны с его физическими способностями и определяються особенностями их проявления в разнообразных двигательных действиях [54].
В современной теории и методике физической культуры принято различать пять основных физических способностей: силовые способности (мышечная сила), скоростные способности (быстрота), координационные способности (координация), выносливость, гибкость [54].
Ряд авторов выделяют три группы средств СФП:
Рожков В.П. считает, что эффективность силовой подготовки спортсменов во многом зависит от технической оснащенности тренировочного процесса. При изометрическом режиме работы мышц прирост силы наблюдается только по отношению к той части траектории движения, которая соответствует применяемым упражнениям [12].
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов считают, что для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1. Физические упражнения. 2.оздоровительные силы природы. 3. Гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи [1].
Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект [1].
По мнению В.В. Кузнецова, при воспитании скоростно-силовых качеств борца следует большое внимание уделять упражнениям, требующим усилий «взрывного» характера [64,63].
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразиться на показателях здоровья [1].
Попов Г.И. считает, что спортивные единоборства традиционно относятся к видам спорта, в которых основную, доминирующую, роль отводят физической подготовке спортсменов. Среди физических качеств особо выделяют скоростно-силовые качества спортсмена как основной фактор надежности выполнения тактико-технических действий в соревновательных условиях.
В развитии скоростно-силовых качеств единоборцев существует противоречие. С одной стороны, в тренировочных упражнениях, выполняемых с различного рода отягощениями, напряжение и расслабление отдельных мышечных групп носят циклический характер. С другой стороны в реальном соревновательном поединке спортсмены находятся погд постоянным обоюдным силовым противоборством и, следовательно, их нервно-мышечная активность пребывает в состоянии значительной инервации, особенно в начальные моменты проведения любого технического действия [49].
И.В. Суховский считает, что если вес спортсмена относительно стабилен, то уровень относительной силы становится зависим только от способности проявлять максимальную силу в определенных условиях. Максимальная сила, как об этом говорилось выше, зависит от способности вовлечь в сократительный процесс как можно большее количество мышечных волокон. Проявление максимальной силы зависит также от времени, в течение которого происходит мышечное сокращение. Чем больше времени, тем выше возможность включить в сократительный процесс большее количество мышечных волокон [37].
В.В. Михайлов говорит, представим себе, что занимающийся может подтянуться на перекладине не более 3 раз, а для выполнения норматива необходимо 11 раз. На первый взгляд в тренировочный процесс необходимо включить как можно больше упражнений в подтягивании. Однако такое решение будет ошибочным. В действительности для подготовки к выполнению силовых нормативов необходимо включать в тренировочный процесс следующие две группы упражнений:
а) специфические двигательные действия: подтягивания на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине;
б) специально-подготовительные упражнения: лазанье по канату и шесту (особенно без помощи ног), упражнения с гантелями, гирями, штангой, амортизатором и другими отягощениями [24].
Говоря о физической подготовке, следует напомнить о необходимости укреплять здоровье с помощью самостоятельных тренировок. Ведь зачастую спортивные травмы возникают из-за недостаточной физической подготовленности. Так, растяжение голеностопного сустава часто случается от того, что спортсмен быстро устает (нет выносливости) и не может достаточно точно контролировать свои движения или у него недостаточно крепкие связки голеностопного сустава. А ведь достаточно каждое утро по нескольку минут делать упражнения для голеностопного сустава или регулярно бегать на неровном поле, лужайке, в лесу, попрыгать через пни, и таких травм не будет [65].
М.З. Зелесский предлагает упражнения для выработки силы:
3. Висеть на перекладине, свободно расслабив тело (два подхода по 20 секунд без отягощения и один- с небольшими гантелями, привязанными к ногам).
4. Во дворе подняться на небольшую горку, расслабиться и, набирая скорость, стремительно сбежать вниз три-четыре раза.
5. Приседать, делать подскоки, наклоны, выталкивания со штангой небольшого веса или гирями по десять-двенадцать раз [23].
Завершая раздел «развитие физических качеств» можно сделать следующие выводы:
1.2 Тактико-техническая подготовка борцов вольного стиля
Способы захватов, связанные с этими захватами приемы, защиты от них и контрприемы-наиболее значительный раздел техники современной вольной борьбы [4].
Успешное формирование двигательной функции во многом зависит от метода обучения действиям. Выбор методов и методических приемов обучения технике вольной борьбы определяется конкретной педагогической задачей, особенностями содержания учебного материала, возрастом и подготовленностью занимающихся, конкретными внешними условиями и личными качествами тренера.
Для овладения техникой движений необходимо пользоваться методом упражнений. Постоянный учет, проверка и оценка изучаемой техники борьбы позволяют объективно судить об эффективности обучения, его положительных и отрицательных сторонах, установить причины недостатков и увидеть пути совершенствования учебного процесса [48].
Рыбалко Б.М. пишет, что эффективность многих технических действий зависит не только от умения борца оторвать сопротивляющегося противника от ковра, но и от быстроты выполнения этих действий. Борец, который действует хотя бы на сотые доли секунды быстрее противника, может иметь преимущество. Способность проявлять усилия взрывного характера позволяет борцу опережать противника в атаке, успешно выполнять комбинации, своевременно применять контрприемы [52].
Лыков А. считает, что владение основными «коронными» приемами влияет на прогресс спортивного мастерства спортсмена, который зависит от четырех неразрывно связанных и взаимно обусловленных факторов:
1. Высокие двигательные и психологические качества борцов в сочетании с хорошим здоровьем.
2. Совершенная методика спортивной тренировки, система соревнований и восстановления.
3. Оборудование на современном уровне, места для тренировочных занятий.
4. Высокий уровень занятий и педагогическое мастерство тренера и постепенное самосовершенствование спортсмена во время тренировки [54].
Рублевский В.Е. считает, что каким бы большим количеством излюбленных приемов не владел борец, он должен постоянно стремиться к пополнению своей техники новыми, в совершенстве отрабптанными приемами и вариантами ранее усвоенных технических действий. К этому его обязывает одна из характерных особенностей борьбы, заключающаяся в том, что противники сравнительно быстро (после нескольких встреч) выявляют слабые и сильные стороны борца. И если спортсмен от соревнования к соревнованию действует одними и теми же приемами, это дает возможность противнику уверенно защищаться от них [45].
Только благодоря разносторонней технической подготовленности борец может добиться высоких стабильных результатов. Поэтому важно в совершенстве владеть всеми основными приемами различных класификационных групп, а также защитами от них и контрприемами, уметь увязывать отдельные технические действия в комбинациях [45].
Большое количество авторов считают, что для контроля за уровнем специальной подготовленности в видах единоборств широко используются упражнения с бросками борцовских манекенов [31,40,41,39,67].
Пилоян Р.А. пишет, что победы в соревновательном поединке борец добивается путем последовательного и эффективного решения ряда возникающих в ходе противоборства задач. Специально проведенные исследования показали, что все задачи, решаемые борцами в соревновательном поединке, можно распределить на четыре группы. Чтобы победить необходимо:
1. Создать предпосылку для победы (это требует от спортсмена умение проводить разведку).
2. добиться преимущества (для этого борцу надо уметь атаковать, контратаковать, дожимать противника в опасных положениях, демонстрировать активность, использовать крнтролируемый захват).
3. не дать преимущество противнику (что требует умение защищаться, уходить из опасных положений).
4. сохранить преимущество (для чего борцу надо уметь восстанавливать, если это понадобиться, силы в ходе поединка и удерживать преимущество, не будучи наказанным судьями) [50].
Юшков О.П. считает, что в основу обучения и совершенстования техниских действий юных борцов положенпринцип многократного повторения их при постоянном контроле и коррекции качества выполнения этих действий. Упражнения, применявшиеся для развития специальных качеств, соответствовали не только режиму основной деятельности, но и двигательным параметрам, характерезующим структуру технических действий, то есть специальные упражнениясоответствовали биомеханическим и анатомо-физиологическимособенностям развиваемых усилий в основной фазе технических действий. Таким образом, специальные упражнения представляли собой элементарную структурно-функциональную модель основного технического действия [52].
Купцов А.П. пишет, что броски наклоном-наиболее распространенные и результативныеприемы в вольной борьбе [27].
Характерным действием атакуещего при выполнении данной группы бросков является наклон туловища вперед в завершающей части приема. Разучивание и совершенствование приемов этой группы доступны для борцов на любом этапе обучения, так как по структуре движения атакующего не сложны, естественны и безопасны, но требуют значительного развития силы [27].
Броски наклоном применяются как контрприемы и хорошо сочетаются в комбинациях переводами рывком, нырком и вращением, с бросками прогибом и поворотом, со сваливаниями сбиванием и другими приемами [27].
Новиков А.А. и Ленц А.Н. отмечают, что «техника борца при прочих равных условиях будет тем рациональнее, чем она полнее отвечает индивидуальным особеностям (телосложению, физическому и психическому развитию), степени подготовленности и конкретно сложившийся обстановке в схватке». Вопрос о взаимосвязи техники спортивных движений и морфологических особенностей борцов недостаточно изучен, хотя некоторые авторы обращают внимание на данную взаимосвязь. Исходя из данных о телосложении борцов, они дают рекомендации, какому борцу, с каким ростом, с какими конечностями удобнее проводить приемы. К сожелению, эти данные неполные и опираются в основном на предположения, основанные на личном опыте тренерской работы [76].
Завершая раздел «тактико-техническая подготовка борцов вольного стиля» можно сделать следующие выводы:
1. Только постоянным повышениям тренировочных нагрузок и постоянным повторением и совершенствованием приемов можно добиться высоких результатов. Однако использование больших и околопредельных нагрузок ещё не является гарантией успеха. Нередко происходит обратное: нагрузки растут, результаты падают.
2. Каждый выдающийся спортсмен вносит в борьбу оригинальные технические приёмы. В результате обобщения опыта нескольких поколений спортсменов складывается обширный арсенал технических действий.
3. Борец, не овладевший определённым комплексом технических действий, не может рассчитывать на большой успех в соревнованиях. Высококвалифицированным считается борец, который в совершенстве выполняет приёмы из разных квалификационных групп. Моделью техники может служить обобщённая техника ведущих борцов, показанная на крупных соревнованиях.
1.3 Развитие выносливости в вольной борьбе
По мнению Л.П. Матвеева, общая выносливость в действительности всегда проявляется не в чистом виде, а в зависимости от специфических особенностей конкретных видов деятельности (это дает повод иногда неверно утверждать, будто существует лишь специфическая выносливость). Иначе говоря, она существует объективно не как отдельный вид выносливости, а в качестве общей неспецифической основы (или компонента) различных видов выносливости, проявляемых в специфических формах [70].
Специальная выносливость определяется специфической подготовленностью всех органов и систем спортсмена, уровнем его физиологических и психических возможностей применительно к виду спорта [61].
З.П. Фирсов пишет, что каждый здоровый человек, и без специальной тренировки, от природы наделен какими-то физическими задатками: у него в определенной степени развиты мышцы и связки, он обладает физической силой, ловкостью, быстротой и выносливостью. Однако эти задатки обычно бывают небольшими, во много раз меньше того уровня, которого мог бы достичь человек с помощью тренировки. Например, человек, никогда не занимаясь физическими упражнениями, все же может выполнить ряд упражнений силового характера. Так, здоровый мужчина, профессия которого не связана с силовой физической работой, бывает способен поднять вверх на вытянутые руки груз весом до 20-25 кг. Поднять больше ему уже не под силу. При особом напряжении он смог бы повторить это упражнение несколько раз подряд, ни вскоре у него появится утомление, и он уже больше в данное время этот вес не поднимет. Такой человек сможет 3-4 раза подряд подтянуться на перекладине. Но не больше, так как подобная работа поглотит все его силовые резервы. Это предел его силы. Поднять двухпудовую гирю и удержать ее вверху одной рукой сможет уже далеко не каждый мужчина, даже с крепким здоровьем. Но вот человек стал регулярно заниматься физическими упражнениями, тренироваться, то есть многократно повторять с постепенно повышающейся нагрузкой различные упражнения силового характера: на гимнастических снарядах, с гантелями, потом с двухпудовой гирей и штангой. Проходит год другой, и под влиянием такой тренировки организм человека постепенно перестраивается, совершенствуется и приспосабливается к тем новым условиям повышенной работоспособности, с которыми он сталкивался во время многократного повторения физических упражнений. Благодаря тренировке сила человека заметно возрастает. Груз в 20-25 кг он легко поднимает несколько десятков раз. С двухпудовой гирей он уже забавляется, как с детским мячиком. Натренированный человек может менее чем за один час поднять двухпудовик с земли вверх на вытянутую руку до 200 раз. А специальная тренировка в течение нескольких лет может довести развитие физической силы до удивительно высоких размеров [33].
Ряд авторов под скоростной выносливостью понимают способность к поддержанию предельной и около придельной быстроты движений в течение определенного времени без снижения эффективности профессиональных действий. В методике спортивной тренировки накоплен большой опыт развития этого сложного двигательного качества. К числу основных факторов, определяющих проявление скоростной выносливости, относят: скоростно-силовую подготовленность, уровень развития анаэробных механизмов энергообеспечения работы максимальной мощности, техническую подготовленность, психическую подготовленность к работе максимальной мощности [5,15,20,30,42].
Для выработки выносливости, помимо тренировки, также необходим отдых. Однако отдых может рассматриваться как органический компонент тренировки лишь тогда, когда организован в соответствии с её закономерностями. Чрезмерно короткий либо чрезмерно продолжительный отдых нарушает структуру тренировки, превращаясь из неотъемлемого компонента в фактор перетренировки или растренировки. Отсюда возникает проблема оптимального регулирования отдыха в спортивной тренировке [34].
Ряд авторов придерживаются мнения, что для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные, интервальные и контрольный методы тренировки. Каждый из методов имеет свои особенности и используется для совершенствования тех или иных компонентов выносливости в зависимости от параметров применяемых упражнений [14,16,27,60,62].
С.М. Вайцеховский пишет, что в спортивной практике повышение выносливости, достигаемое в результате систематической тренировки, связано с очень сложными морфологическими, биохимическими и физиологическими изменениями в организме человека. В конечном счете, выносливость спортсмена определяется уровнем технического мастерства и подготовленностью всех его органон и систем (особенно сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервных систем) [32].
С.И. Мануилов утверждает, что в настоящее время большое внимание отводится выявлению возрастных закономерностей развития и взаимосвязи двигательных качеств, их рациональному воспитанию в периоды естественного роста. Известно, что время обучения в школе является самым благоприятным периодом для развития двигательных способностей. Однако в определенные периоды развития темпы естественного прироста в изменении двигательных способностей не одинаковы. Полученные данные различных авторов позволяют считать, что ответная реакция детского организма на физическую нагрузку различна в рваные периоды роста и развития [58].
Завершая раздел «развитие выносливости» можно сделать следующие выводы:
3. К числу основных факторов, определяющих проявление скоростной выносливости, относятся: скоростно-силовая подготовленность, техническая подготовленность, психическая подготовленность к работе максимальной мощности.
1.4 Психологическая подготовка борцов вольного стиля
Алексеев А.В. считает, что успешность любой деятельности в очень большой степени зависит от психофизического состояния человека.
Если наблюдать хотя бы в течении нескольких месяцев за одним и тем же спортсменом, то нельзя не заметить явной закономерности: успешность тренировок (и особенно соревновательные выступления) в большой степени зависит от того психофизического состояния, в котором находиться спортсмен. Если он пришел на тренировку понурный, чем-то расстроенный, то все у него валиться из рук. И наоборот, после радостного события воодушевленный спортсмен нередко способен творить чудеса. Или такой общеизвестный факт: если спортсмен перед ответственными соревнованиями плохо спит, то это состояние, вызывающее преждевременную трату сил, как правило, мешает ему выступать хорошо.
Таким образом, можно сделать вывод, что человек всегда действует как бы на фоне определенного психофизического состояния. Этот фон во многом определяет качество его деятельности [56].
Позднякова Ю. Пишет, что значительное увеличение уровня эмоционального возбуждения наблюдается у борцов в момент ожидания результатов жребия и значительное падения после объявления жеребъевки. Особенно это заметно у тех борцов, которым в первых кругах соревнований достались слабые соперники. У тех же, кто в первом круге должен был встречаться с основными конкурентами, уровень эмоционального возбуждения повышается [39].
Аникина Д. считает, что важным этапом в процессе подготовки борцов является общая психологическая подготовка, задача которой заключается в изучении и развитии психологических качеств спортсмена. Речь идет о таких психических качествах, как воля, внимание, восприятие и т.д. Тренер в процессе работы выбирает методы для воспитания данных качеств [44].
Ряд авторов считают, что методы активного обучения обеспечивают направленную активизацию психологических процессов обучаемых. Стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций, проведении деловых игр, практических заданий и др., возбуждают интерес к изучаемому предмету и вырабатывают потребность в самостоятельном приобретении знаний [4,13,25,49].
Гогунов Е.Н. считает, что избыточное напряжение мешает выполнять спортивные действия и рационально использовать функциональные возможности организма. Практический опыт показывает, что одним из наиболее действенных методов для устранения избыточного напряжения можно считать психорегуляцию в состоянии бодрствования.
Очень важно с целью профилактики перевозбуждения соблюдать основные принципы психогигиены, особенно в игровых видах спорта. Использовать только успокаивающие меропреятия недостаточно. Необходимо:
— определить причину избыточного волнения.
— объяснить и устранить ее, а затем выполнить приемы саморегуляции [67].
— сбор информации о предпологаемых условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации.
— определение соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие возможности достигнуть определенного результата, она является главным регулятором деятельности спортсмена).
— формирование и актуализация мотивов участия в соревновании.
— вероятностное програмирование соревновательной деятельности (осуществляется в ходе разработки тактического плана действий; всегда носит вероятностный характер)
— саморегуляцию неблагоприятных внутренних состояний.
— сохранение и восстановление нервно-психического потенциала [72].
Завершая раздел «Психологическая подготовка спортсменов» можно сделать следующие выводы:
2. Спортсмены, проходящие собеседование с психологом, серьёзнее относятся к тренировкам и целенаправленно идут к поставленной перед ними цели, то есть к победе.
3. Успех выступления борцов зависит не только от подготовки и условий проведения состязаний, но и от психологической готовности спортсмена. Психологическая готовность борца перед соревнованиями характеризуется более быстрой реакцией и повышением уровня эмоционального возбуждения. В формировании психической готовности борца перед состязанием участвует три главных компонента психики: познавательный, эмоциональный и волевой.
1.5 Методы исследования уровня физической подготовленности спортсменов
Результаты исследования методики преподавания спортивно-педагогических дисциплин позволяет сделать вывод, что работа по профессиональной подготовке учителей в процессе преподавания СПД будет значительно улучшена, если следовать таким принципам:
исходить из профессиографических требований и системного подхода при определении содержания учебного материала и представлять его как иерархическую систему взаимосвязанных, и взаимозависимых понятий;
процесс изучения начинать с рассмотрения системообразующих понятий, являющихся средствами теоретического познания и деятельности в предметной области СПД. Анализ межпонятийных связей и переходов, фактов и явлений осуществлять на основе системного анализа и теоретического обобщения [35].
Одним из самых популярных и распространенных методов исследования сердце-электрокардиография. Попытка использовать его в тренировке, направленной на восстановление высокой работоспособности для выполнения интенсивной работы во время соревнований [72].
Е.Н. Коноплева советует использовать в учебно-тренировочном процессе метод оценки утомления по электрокардиограмме, является эффективным при оценке тренировочного процесса и позволит тренерам, преподавателям и спортсменам правильно дозировать тренировочную нагрузку, избегая перетренированности организма [17,75].
В.А. Панковым были проведены экспериментальные исследования по изучению особенностей применения монитора сердечного ритма в процессе подготовки борцов в различных климатических условиях.
Во время наблюдений применялся монитор сердечного ритма Polar S-410 (Финляндия), имеющий следующие составные части:
нагрудный передатчик с электродами;
эластичный пояс, на котором крепится нагрудный передатчик с электродами;
монитор (приемник), имеющий вид обычных электронных часов.
Нагрудный передатчик с электродами присоединяется к эластичному поясу, длина которого регулируется таким образом, чтобы нагрудный передатчик с электродами плотно и комфортно облегал грудную клетку спортсмена. Внутренняя поверхность электродов нагрудного передатчика должна быть увлажнена и плотно прилегать к коже грудной клетки спортсмена, однако его можно надевать поверх спортивной одежды (майки, футболки), если она достаточно влажная.
Монитор (приемник) надевается на руку как обычные часы. На экран приемника следует вывести режим измерения времени. Расстояние между нагрудным передатчиком и монитором (приемником) не должно превышать 1 м.
Монитор сердечного ритма измеряет и показывать ЧСС в режиме реального времени в процессе выполнения различных физических упражнений и в восстановительном периоде.
Осуществлять звуковую сигнализацию при выходе показателей ЧСС за верхнюю или нижнюю границу установленной зоны ЧСС при выполнении спортсменами определенных тренировочных нагрузок;
Заменять электронные часы и будильник.
Проведенные нами длительные комплексные исследования показали, что применение монитора сердечного ритма в сочетании с педагогическими наблюдениями и инструментальными методами позволяют эффективно решать многие важные педагогические задачи, связанные с повышением эффективности подготовки [36].
О.А. Сиротин с целью изучения психофизиологической природы эмоциональной устойчивости борцов провел исследования этого качества личности спортсменов и некоторых особенностей их высшей нервной деятельности по комплексной программе, разработанной в научно-исследовательской лаборатории индивидуальных различий Казанского университета (А.П. Кашин, 1971).
Внешний критерий эмоциональной устойчивости (средняя оценка этого качества), составленный из оценок пяти ведущих тренеров СССР по специально разработанной анкете.
Показатель силы нервного раздражения в слуховом анализаторе на повышение интенсивности звукового раздражителя (по методике В.Д. Небылицына, 1960).
Показатель силы нервного раздражения в зрительном анализаторе при повышении интенсивности светового раздражителя.
Показатель выносливости нервной системы к действию многократноповторяющихся (100 раз) световыхраздражителей (по методике Л.А. Копытовой, 1963).
Показатель выносливости нервной системы к утомляющему действию часового хронометрического исследования (310 раздражителей разной модальности и интенсивности).
Показатель подвижности нервной системы по результатам переделки стереотипа в двигательной реакции выбора.
Показатель лабильности нервной системы в зрительном анализаторе по величине критической частоты слияния световых мельканий.
Показатель лабильности нервной системы в слуховом анализаторе по величине критической частоты слияния звуковых щелчков.
Показатель степени влияния словесной инструкции на локальное повышение возбудимости нервных структур зрительного анализатора.
Показатель степени влияния словесной инструкции на локальное понижение возбудимости нервных структур зрительного анализатора.
Коэффициент уравновешенности второ сигнальных управляющих влияний.
Показатель «распределения внимания» как отношение времени реакции выбора к времени простой двигательной реакции.
Завершая раздел «Методы исследования» можно сделать следующие выводы:
1. Оптимизация процесса спортивной подготовки предполагает не только знание ведущих факторов, их взаимосвязей и количественных влияний, оказываемых на результат, но и отбор наиболее эффективных средств и методов и их рациональное применение на практике.
2. В педагогическом отношении правильное решение вопроса о наиболее эффективных средствах и методах тренировки оказывает самое непосредственное влияние на повышение спортивных достижений. Наиболее распространенные методы исследования, используемые авторами: ЭКГ как метод измерения утомления, педагогическое наблюдение, теоретическое и экспериментальное обоснование индивидуально-типологических особенностей реакции организма борцов до и после выполнения физических нагрузок, выполняемых в разных зонах мощности в лабораторных условиях.
3. Постоянная регистрация показателей ЧСС у борцов в период отдыха между упражнениями в ходе тренировки дает возможность следить за развертыванием восстановительных процессов после выполнения различных видов нагрузки. Данные о динамике показателей ЧСС позволяют в оптимальной степени регулировать интервалы отдыха борцов и определять необходимые сроки для начала новой серии упражнений.
4. Метод оценки утомления по электрокардиограмме, является эффективным при оценке тренировочного процесса и позволит тренерам, преподавателям и спортсменам правильно дозировать тренировочную нагрузку, избегая перетренированности организма.
Только постоянным повышениям тренировочных нагрузок и постоянным повторением и совершенствованием приемов можно добиться высоких результатов. Однако использования больших и около предельных нагрузок ещё не является гарантией успеха. Нередко происходит обратное: нагрузки растут, результаты падают.
Каждый выдающийся спортсмен вносит в борьбу оригинальные технические приёмы. В результате обобщения опыта нескольких поколений спортсменов складывается обширный арсенал технических действий.
Подобные документы
Общая физическая подготовка борцов вольного стиля групп начальной подготовки. Методы развития выносливости и быстроты, формы проявления силовых качеств. Физическая подготовка спортсменов, структура и содержание учебно-тренировочного процесса борцов.
курсовая работа [38,1 K], добавлен 26.07.2011
Методы развития координационных способностей. Роль координации в борьбе, ее развитие в разных возрастных группах. Параметры, фазы и элементы координации. Использование и роль упражнений в развитии координации на тренировках у борцов вольного стиля.
дипломная работа [211,0 K], добавлен 25.06.2012
Теоретическое исследование методики развития координации у борцов вольного стиля 11 – 13 лет. Выявление эффективных упражнений по улучшению координации. Разработка и внедрение в тренировочный процесс методики упражнений для развития уровня координации.
дипломная работа [217,4 K], добавлен 13.06.2012
Понятие специальной выносливости. Возрастные особенности развития выносливости у юных борцов 7-10 лет вольного стиля. Оптимизация процесса спортивной подготовки. Энергообеспечение мышечной работы. Продолжительность интервалов отдыха во время тренировки.
курсовая работа [31,1 K], добавлен 07.06.2016
Психическая и волевая подготовка борцов греко-римского стиля. Физиологические особенности тренировки спортсменов. Оценка общей психологической устойчивости. Настойчивость как волевое качество. Смелость и психическая надежность борцов греко-римского стиля.
дипломная работа [3,2 M], добавлен 31.10.2012
Рассмотрение проблем индивидуальной предсоревновательной подготовки высококвалифицированных борцов греко-римского стиля, анализ методических рекомендаций. Психологическая подготовка спортсмена как одна из сторон учебно-воспитательного процесса в спорте.
дипломная работа [1,1 M], добавлен 22.10.2012
Методологические принципы и особенности физической подготовки борцов на этапе начальной подготовки. Биомеханические основы строения человеческого тела, ее значение для спортивной борьбы. Средства и методы развития координационных способностей борцов.
курсовая работа [32,8 K], добавлен 26.07.2011
Спортивная борьба как средство всестороннего развития физических качеств и двигательных умений. Анализ роли координационных способностей в учебно-тренировочном процессе юных борцов. Особенности воспитания координационных способностей средствами музыки.
дипломная работа [206,7 K], добавлен 04.12.2010
Теоретические основы развития выносливости у борцов: понятие и возрастные особенности. Методы и средства развития специальной выносливости у юных борцов. Общая и специальная разновидности выносливости, учебно-тренировочный процесс подготовки спортсменов.
курсовая работа [66,7 K], добавлен 19.01.2011
Основные методы физической подготовки борца. Влияние физической подготовки на сдачу нормативов. Выявление недостатков при повышении спортивного результата. Экспериментальное обоснование особенностей развития взрывной силы и силовой выносливости борцов.
дипломная работа [79,9 K], добавлен 30.12.2010