Как тренировать вестибулярный аппарат ребенка
Физические упражнения для детей по развитию вестибулярного аппарата
Оксана Щербина
Физические упражнения для детей по развитию вестибулярного аппарата
ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА
Упражнения на мячах
Мячи больших размеров (56см и 41см) используются для развития навыков балансировки и пространственного ориентирования, понимания строения своего тела и его работы. Мячик маленького размера удобен для различных упражнений: катание, бросание, толкание и др.
1. Поставьте ребенка спиной к мячу, ноги опираются на мяч, усадите по центру мяча, откатив его назад. Покачивая, стимулируйте развитие навыков равновесия. На более продвинутом этапе возможны специальные упражнения на мяче, руки прямые в сторону, покачиваясь, пытаться удержать равновесие.
2. Ребенок в положении на животе на мяче размером, соответствующим его росту, руки прямые вытянутые вперед, придерживая ребенка за бедра, толкните мяч вперед, вызывая защитную реакцию на полное разгибание.
3. Ребенок лежит на животе, на мяче соответствующего размера. Придерживая ребенка за бедра, осторожно качните мяч вперед-назад, в стороны, следя за ответной реакцией ребенка.
4. Данное упражнение рекомендуется для детей с больной спастикой. Ребёнок лежит, покачивая мяч, добейтесь уменьшения мышечного тонуса. Необходимо следить за реакцией ребенка, чтобы предотвратить переразгибание.
5. Упражнения на развитие умений переносить весовую нагрузку на колени,например: пройти на коленях, опираясь на модуль большего размера.
Упражнения с мягким модулем «Валик».
(Валики различных размеров можно заменить боксерской грушей)
Разнообразие размеров валиков позволит вам выбрать позиционер, который соответствует росту и состоянию. В основном валики используются для тренировки навыков координации движений и стабилизации мышечного тонуса.
1. а) Упражнения на выпрямление рук, туловища, головы, тазобедренного сустава и сгибания колен. Ребенок лежит на животе, на валике соответствующего размера. Вы находится перед ребенком, стимулируя его тем самым удерживать себя на прямых ногах и держать голову прямо. Если ребенок высокий, его можно положить на два валика одинакового размера. Дополнительный валик позволит передвигаться вперед-назад.
в) Ребенок находится в положении лежа на животе верхом на валике, стопы ног плотно прижаты к полу. Вы позади ребенка. Медленно встать, начиная поднимать голову, затем туловище, поддерживая себя руками. Чтобы предотвратить переразгиб туловища и головы необходимо обхватить ребенка сзади, придерживая его выше запястья.
2. Упражнения для предплечья и развития навыков контроля головы. В положении лежа на животе, на валике дотянуться до предметов.
В положении на четвереньках с опорой на валик постепенно перенести весовую нагрузку с рук на ноги и наоборот.
3. Упражнения на равновесие
а) Ребенок в положении сидя на валике, стопы ног плотно на полу, туловище слегка наклонено вперед, руки между колен, ладони плотно прижаты к валику.
б) Ребенок, лежа на животе вдоль валика, ноги прямые, слегка согнуты в коленях, как бы обхватывая валик.
Осторожно покачивать валик из стороны в сторону, попросив ребенка стараться удержаться в первоначальном положении, компенсируя смещение центра тяжести.
4. Упражнения для нижних конечностей.
а) Положение сидя верхом на валике. Осторожно покачивая валик, уменьшить мышечный тонус нижних и верхних конечностей. Попросить ребенка вывести ноги вперед, в стороны, и удержать при этом равновесие. Это упражнение на растяжку подколенного сухожилия и абдукторов. Для растяжки пяточного сухожилия тазобедренный, коленный и голеностопный суставы должны находиться под углом 90° и больше.
б) Поочередно отталкиваясь ногами от пола, покачаться на валике, и в то же время стараться удержать туловище в первоначальном положении.
5. Упражнения на ротацию туловища. Ребенок в положении сидя с одной стороны валика. Вращать туловище, постепенно наклоняясь в стороны, стараясь дотронуться до пола.
6. Упражнения на развитие навыков восприятия. Для занятий лучше взять длинные валики для большего удобства ребенка и Вас. Работая с различными предметами, Вы сможете следить и за реакцией ребенка и за его осанкой.
7. Для детей проблепами со зрением для ориентации в пространстве большое значение имеет личный опыт. Для развития тактильного восприятия изучить предметы рукой, а затем осторожно оттолкнуть валик, дотянуться до него, распрямив туловище.
8. Упражнения на сгибание и разгибание в тазобедренном суставе. Ребенок в положении стоя на коленях, опираясь на валик, переносит весовую нагрузку на прямые или согнутые руки. Откатывая валик вперед-назад, ребенок начинает контролировать сгибание, разгибание тазобедренного сустава
Упражнения с балансировочной доской
Умение удерживать равновесие является очень важным для овладения другими двигательными рефлексами. Биологический механизм равновесия совместно с другими – зрением, осязанием и обратной связью восприятия помогают ребенку осознать себя в пространстве.
Ритмичные движения для всего корпуса помогут развить основные навыки контроля равновесия.
Приведенные ниже упражнения будут способствовать развитию равновесия в пространстве. Вид упражнения и длительность выполнения зависят от индивидуальных возможностей ребенка. Рекомендуется поощрять ребенка за правильно выполненные задания. Можно работать под музыку.
Упражнение на развитие эквилибристической реакции, укрепления мышц туловища, координации движений рука-глаз и осознания работы частей тела.
1.Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
2. Ребенок в положении сидя «по-турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.
4. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.
5. Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку.
6. Положение то же.Круговые вращения руками:
а) Обе руки в одну сторону
б) Обе руки в разные стороны
в) По очереди в одну сторону.
г) По очереди в разные стороны.
7.Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки»:
а) Обе руки положить на грудь
б) Поднять руки над головой
в) Прямые руки в сторону
г) Нагнуться, достать пальцы ног
д) Любые движения, какие понравятся.
Дидактическая игра на развитие дыхательного аппарата для детей младшего дошкольного возраста «Гусенички» АННОТАЦИЯ Дидактическая игра «Гусенички» для развития дыхательного аппарата предназначена для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет.
Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.
Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.
Перспективное планирование игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата и речевых навыков в старшей группе Для детей с ОВЗ Лексические темы,игры и упражнения СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Артикуляционная.
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.
Упражнения по музыкально-слуховому развитию для детей раннего возраста от года до трёх лет с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Упражнения по музыкально-слуховому развитию для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики К. Орфа.
Как тренировать вестибулярный аппарат ребенка
Слабый вестибулярный аппарат провоцирует неприятные ощущения даже при незначительных изменениях положения тела.
Бесплатные занятия с логопедом
Здоровье и бодрость ребенка – постоянный предмет заботы родителей. К сожалению, многие сталкиваются с неожиданными проблемами. Внезапно выясняется, что малыша укачивает в транспорте. Недолгая поездка в автомобиле оборачивается приступом тошноты и головокружения, вплоть до рвоты. Качели и карусели, любимое детское развлечение, становятся недоступными, вызывая ухудшение самочувствия. Причина кроется в слабом развитии вестибулярного аппарата. Именно вестибулярный аппарат в ответе за реакции организма на изменение положения тела. Чтобы найти выход, нужно подробнее разобраться со строением и функциями этого органа.
Вестибулярный аппарат относится к анализирующим органам. Являясь частью внутреннего уха, он находится внутри височной кости. Вестибулярная система регулирует:
Координация и удержание равновесия включают постоянный контроль положения головы и тела. Анализирующие рецепторы взаимодействуют со зрительной и двигательной системами организма. Учитываются сведения о движении, ускорении, остановке. При нахождении тела в состоянии покоя рецепторы не раздражаются, сигналы не передаются. Все полученные данные преобразуются в нервные импульсы. Дальнейшая работа происходит в вестибулярном центре мозга. Импульсы идут в различные отделы нервной системы. Сигналы, описывающие изменения состояния тела, вызывают рефлекторное сокращение (расслабление) мышц. В результате тело сохраняет мышечный тонус, поддерживая равновесие.
Различные живые организмы имеют органы аналогичного действия, отличающиеся строением и степенью совершенства.
Проявления слабости аппарата
Перегрузка системы координации движений вызывается длительным вращением тела, многочисленными качками и переворотами. Результатом становятся реакции: снижение давления крови, замедление пульса. Присутствуют бледность, тошнота, холодный пот, нарушения зрения. Перечисленные явления – следствие повышенной нагрузки. Слабый вестибулярный аппарат провоцирует неприятные ощущения даже при незначительных изменениях положения тела.
Проявления плохой работы органа координации:
Тренировки «будущих космонавтов»
Цель тренировок
Уменьшить негативное влияние факторов движения возможно. Достаточно регулярно применять комплекс несложных упражнений. Оптимальное начало тренировок – ранний возраст. Развитый вестибулярный аппарат помогает малышам раньше начать ходить. Маленькие спортсмены проявляют ловкость, высокую координацию движений. Эти качества продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Взрослого человека тренированный вестибулярный аппарат делает подвижным, активным. Развитие системы равновесия является залогом хорошего самочувствия. Специалисты дают советы, как улучшить вестибулярный аппарат у детей поэтапно:
Развитие до 1 года: подготовка к первым шагам
Основы движений закладываются до рождения, во время беременности. Амниотическая жидкость смягчает колебания тела мамы, помогая малышу делать первые повороты. Создается эффект плавного покачивания, включая передачу сигналов движения. Этот процесс можно считать начальными тренировками, которые покажут, как развить вестибулярный аппарат. Правила их проведения следующие:
Мягкое покачивание
Ребенок находится в горизонтальном или вертикальном положении. Производятся плавные качающие движения слева направо, сверху вниз.
Движение по кругу
Один из родителей ходит по часовой стрелке и в обратном направлении, держа младенца на руках.
Имитация полета
Малыш лежит животиком вниз на маминой руке. На весу производятся движения вперед – назад.
Занятия с фитболом
Ребенка, уложив на мяч, мягко качают в разных направлениях. Положение тела можно менять.
Уверенно сидящему и стоящему при поддержке малышу подойдут дополнительные упражнения: покачивания на фитболе сидя, прыжки с поддержкой. Можно качать малыша на коленях сидя.
Плавание
Занятия в воде можно начинать до года. Ориентироваться следует на самочувствие малыша. Детям нравится вода. Благодаря ощущению легкости своего тела, можно производить самые разные движения, получая необычные ощущения. «Заплывы» крошек проходят в ванне. Удобно использовать надувные подушки, безопасно охватывающие тело. Существует мнение, что младенцы, свободно двигаясь в воде, вспоминают внутриутробный период. Дети постарше могут посещать специальные группы бассейна.
Развитие от 1 до 2 лет: ходим и бегаем
Промежуток от 1 до 2 лет – время активного движения. Дети начинают уверенно ходить, бегать, прыгать. Появляется возможность включить новые упражнения для тренировки.
Аттракционы
Качели, карусели – любимое развлечение, которое влияет на развитие вестибулярного аппарата у детей. Родителям стоит поощрять игру, контролируя интенсивность раскачивания и безопасность ребенка. Не следует оставлять малыша одного, помня о возможности травмы.
Игры с мячом
Пригодится маленький тряпичный мячик. Простые движения хорошо развивают координацию и скорость реакций. Можно не только подбрасывать мяч, но и катать ножкой; наклонившись низко, поднимать с земли.
Управление движущимися предметами
Недавно научившиеся ходить, крохи любят управляемые и заводные игрушки. Бабочки, машинки, жуки на длинной ручке – помощники в развитии координации и вестибулярного аппарата. Ведя игрушку на колесах или отслеживая движущийся предмет, приходится прослеживать глазами разнообразные действия. Наличие препятствий требует неотложных маневров, изменения траектории движения.
Велосипед
Натренировать вестибулярный аппарат поможет катание на велосипеде. Первые велопрогулки полностью зависят от родителей. Велосипеды для малышей напоминают коляску, отличаясь большей возможностью обзора. По мере развития навыка конструкция велосипеда меняется.
От 2 до 3 лет: прыжки и кувырки
Небольшая регулярная зарядка
На развитие вестибулярного аппарата у детей положительное влияние оказывает утренняя зарядка. Привычка начинать день физической активностью закладывается в детстве. Ребенок делает простые упражнения вместе с родителями. Пусть это станет семейной традицией.
Часть упражнений полезно выполнять попеременно с закрытыми и открытыми глазами. Поскольку вестибулярная система связана со зрительной, происходит дополнительная тренировка.
Движение под музыку
Танцы – отличный способ развития вестибулярного аппарата в домашних условиях. Мама показывает, малыш повторяет простые движения:
Существуют программы музыкального сопровождения детской гимнастики. Забавные песенки подсказывают упражнения. Музыка дополнительно развивает чувство ритма.
Жмурки
Ребенок ориентируется в пространстве, закрыв глаза. Взрослый подает сигналы, показывая направление движения. Упражнение-игра увлекает детей.
Обход препятствий
На расстоянии раскладываются небольшие предметы. Малышу предстоит обойти их сначала прямо, затем боком, приставными шагами. Вокруг предметов можно бегать.
Ходьба по линии
Дети обожают ходить по бордюру. Балансировать, соблюдая равновесие, непросто. Понадобится помощь родителей. Есть более простой вариант этого упражнения – пройти по ровной поверхности, соблюдая прямую линию. Можно начертить рисунок на асфальте мелом или положить веревочку.
Кувырки
Любые наклоны туловища развивают вестибулярный аппарат. Кувырок – полный переворот тела. Ребенка нужно научить правильно выполнять упражнение. Наверняка, оно станет любимым. Кувырки можно выполнять вперед и назад.
Ходьба на руках
Необычное вдвойне интересно. Родители могут предложить ребенку пройтись … вниз головой. Удерживая малыша за ноги, ему помогают сделать несколько шагов на руках. Постепенно задания усложняются. Увеличивается заданное расстояние. Можно предложить ребенку приподнимать одной рукой разложенные предметы, проходить между ними. Упражнение не должно быть затянутым.
3-4 года: путь к спорту
Подрастая, дети нуждаются в увеличении физической нагрузки. Тренировки вестибулярного аппарата продолжаются. Упражнения должны быть разными, обязательно – интересными.
Домашние занятия спортом
Хорошим выходом станет оборудование дома спортивного уголка. В него могут входить:
Обязательным является мягкое покрытие пола.
Занятия следует начинать с разминки, разогревающей мышцы. Рекомендованы такие упражнения:
После подготовки начинаются занятия на спортивных снарядах. Первые упражнения для тренировки будут совсем простыми, напоминая игру. По мере взросления малыша комплекс усложняется, давая необходимую нагрузку. Кольца и турник позволяют выполнять висы, подъемы ног. Лесенки и канат дают возможность лазать, карабкаться. Ребенок меняет положение тела, выбирая наиболее удобные варианты.
Бассейн
4-5 лет: время состязаний
Классики
Асфальт размечается нумерованными клетками, указывающими, куда наступать, прыгая. Меловые линии – запрет. Можно толкать носком камешек-битку. Прыжки чередуются – на одной ноге и на обеих. Усложненный вариант – прыжки, закрыв глаза.
Море волнуется…
Петушиный бой
Повторяй за мной
Дети повторяют движения ведущего. Внезапно он замирает в неожиданной позе. Другие игроки – тоже. Двигаться можно после команды (обычно считают до 10). Проигрывает изменивший положение раньше.
«Заморозка»
Игра проводится, как вариант салочек. Ведущий ловит остальных игроков. Дотронувшись до убегающего, он его «замораживает» – заставляет замереть. Нужно сохранять неподвижность, пока не «заморозят» следующего.
Упражнения с обручем
Обруч используется в командных состязаниях. Детям предлагается пролезть через удерживаемое взрослым кольцо. Усложненный вариант – кувырок через обруч.
Хорошее упражнение – вращение обруча на запястье или талии.
Работа со скакалкой
Снова мяч
Хорошо развивают координацию движений командные игры. Пример – игра «выбивала»: ребятам приходится ловить мяч, уклоняться от чужих бросков.
Хорошая тренировка – броски мяча в кольцо.
Бадминтон, теннис
Поскольку работа зрительных рецепторов влияет на чувство равновесия, полезны игры, требующие слежения за предметом.
Бадминтон, теннис, пинг-понг, мяч, скакалка требуют зрительного контроля, совмещенного с четкими движениями. Игры развивают ловкость, внимание.
Велосипед, самокат
К 5 годам дети уверенно пользуются своим маленьким транспортом. Езда на велосипеде, самокате требует четкого контроля двигательных функций. Катание на роликовых и обычных коньках развивает чувство равновесия, помогает правильно распределять вес тела.
Как правильно заниматься дома
Развивать вестибулярный аппарат – делать ребенка сильным, ловким, здоровым. Упражнения не отличаются сложностью, больше напоминая игры. Вот как, например, в любимом всеми малышами мультике
Вестибулярные нарушения
Проблемы с вестибулярным аппаратом, возникающие из-за его высокой чувствительности, вызывают синдром укачивания, не понаслышке знакомый многим детям и взрослым. Даже непродолжительная поездка на автомобиле может стать для них серьезным испытанием, а о далеких путешествиях на самолете, поезде или корабле приходится вообще забыть. Но не спешите отчаиваться! Слабый вестибулярный аппарат – не повод отказываться от радости путешествий.
Орган равновесия
Чтобы понять, как лечить вестибулярный аппарат, необходимо познакомиться с его строением и функциями. Он располагается во внутреннем ухе и является частью сложного механизма, который обеспечивает равновесие тела и позволяет нам ориентироваться в пространстве. При наклоне/повороте головы происходит раздражение рецепторов этого органа. В результате мышцы, способствующие выпрямлению тела, сокращаются. Каждый день наш организм подвергается воздействию огромного числа раздражителей, поэтому привыкает к ним. Однако для некоторых людей они становятся причиной нарушения работы вестибулярного аппарата, требующего лечения.
Как понять, что у ребенка слабый вестибулярный аппарат
При повышенной чувствительности к движению ребенок:
Каковы причины нарушений
В нормальных условиях мы не задумываемся об удержании равновесия при ходьбе, о положении глаз при движении, так как это происходит на подсознательном уровне. При этом нарушение работы вестибулярного аппарата приводит к головокружению, тошноте и другим неприятным последствиям. Это объясняется тем, что при перемещении тела в пространстве органы чувств получают много противоречивой информации: быстрое движение предметов перед глазами становится причиной раздражения рецепторов органа равновесия. Выраженность симптомов нарушения работы вестибулярного аппарата зависит от индивидуальной чувствительности организма. У детей основной причиной болезни движения является слабая нервная система, которая окончательно созревает к 12-14 годам. Следует помнить, что проявлениям нарушения функций вестибулярного аппарата подвержены все, поэтому вместо излишнего беспокойства следует задуматься о принятии соответствующих мер по коррекции имеющихся расстройств.
Укрепление вестибулярного аппарата
Устранению неприятных симптомов и лечению нарушений функций вестибулярного аппарата способствует ежедневное выполнение комплекса упражнений. Он основан на тренировке системы равновесия и работе над повышением адаптации организма. А небольшие нагрузки с постепенным повышением продолжительности и интенсивности (бег, подвижные игры, гимнастика) помогут как укрепить вестибулярный аппарат, так и избежать обострений соответствующих расстройств. Познакомиться с рекомендациями по тренировке можно в следующем разделе.
Драмина® – препарат для корректировки вестибулярных нарушений
Лекарственное лечение нарушений вестибулярного аппарата направлено на стабилизацию системы равновесия, снижение ее чувствительности к внешним воздействиям.
Препарат Драмина® блокирует функцию передачи в ЦНС сигналов, вызывающих головокружение, тошноту и другие неприятные проявления укачивания. В основе лечения вестибулярных нарушений – снятие избыточного раздражения воспринимающих структур внутреннего уха. Драмина® – это препарат для устранения симптомов вестибулярных нарушений, подробную информацию о котором вы можете найти здесь.
Роль вестибулярной информации в развитии детей и ее влияние на процесс реабилитации слуха (Часть 1)
Автор: S.R. Wiener‐Vacher, Отделение вестибулометрии и аудиофонологии Детской больницы им. Робера Дебре, Париж, Франция
Публикуется по материалам компании Фонак с разрешения правообладателя.
В статье в популярной форме рассказывается о значении вестибулярного аппарата в организме детей, о важности своевременной диагностики нарушений вестибулярной функции и о современных методах их обследования и лечения.
Внутреннее ухо
Вестибулярная информация
Вестибулярной системе не уделялось должного внимания, особенно у маленьких детей.
Почему?
Овладение равновесием – сложная задача
Постурально-моторное развитие
Ранняя или врожденная полная утрата вестибулярной функции приводит к ЗАДЕРЖКЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХОДЬБЫ
CHARGE-синдром
Для управления аксиальным тонусом необходима информация, посылаемая отолитами: отсутствие = аксиальная гипотония
Критический период развития, требующий поступления вестибулярной информации: первые самостоятельные шаги ребенка
Роль вестибулярной информации
«Высокотехнологичное» оборудование для клинического обследования
Наблюдение за спонтанным поведением