Как травля влияет на психику

Урок еще не окончен. Как пережитая в школе травля отражается на взрослых людях?

18 сентября в Москве в open-air-кинотеатре «Кинофлакон IVI» покажут фильм о буллинге и трудностях взросления «Милый мальчик». По сюжету молодой актер Отис Лорт c алкогольной зависимостью попадает в аварию, а оттуда — в реабилитационную клинику. Чтобы разобраться в причинах зависимости и тяги к саморазрушению, терапевт советует ему вспомнить и записать яркие моменты прошлого.

В честь выхода фильма сотрудники дизайн-квартала «Флакон» поделились личными историями буллинга. Они рассказали, как этот опыт отразился на них, а психотерапевтка Ольга Размахова прокомментировала, как работать с детскими травмами во взрослом возрасте.

Как травля влияет на психику. Смотреть фото Как травля влияет на психику. Смотреть картинку Как травля влияет на психику. Картинка про Как травля влияет на психику. Фото Как травля влияет на психику

Наталья Шапошникова

пиар-директор дизайн-квартала «Флакон»

Все началось, наверное, классе в пятом. Тогда все девочки стали носить каблуки, какую-то более модную одежду, трусы-стринги. А меня родители одевали как принцессу. Потом у них не было денег, чтобы покупать мне дорогие брендовые вещи, поэтому одежду покупали где-то на рынке. И меня за это буллили. Надо мной смеялись, что я не так одеваюсь, что я мамина дочка.

До 12 лет я любила куклы, и однажды мы с подругой играли на балконе. Наши одноклассники увидели, что мы играем в куклы. Меня буллили и за это, потому что в этом возрасте уже никто не играл в игрушки. Еще все очень смеялись над моей фамилией. Меня дразнили Шапкой очень часто. Один раз, когда я пришла в класс, ребята написали мелом на доске «шапка-самосранка». Это было очень обидно. А как-то мне в карман куртки положили разбитые яйца. Я чувствовала дикую обиду и злость. Мне хотелось, чтобы они все умерли.

Учителя не обращали внимания на травлю. Реагировали мои родители, они были очень разгневаны и видели, что меня это расстраивает. Они приходили в школу, общались с моими одноклассниками, но это делало только хуже. Надо мной еще больше смеялись.

Все это продолжалось до одиннадцатого класса. Тогда я начала встречаться с очень популярным мальчиком. Не знаю, что он нашел во мне, но ситуация повернулась противоположной стороной. Из какой-то непопулярной девочки, которую все не любили и буллили, я стала той, кого воспринимали нормально и с кем нормально общались. Наверное, после этого все стало меняться. Я стала более открытой, начала хорошо общаться со сверстниками.

Впоследствии мы разбирали эти ситуации с психологом и проживали их. Я до сих пор очень негативно реагирую, когда мою фамилию коверкают. Однако работа с психологом помогла мне стать более открытой, менее болезненно отвечать на критику. Раньше я очень тяжело ее воспринимала и сразу же была агрессивно настроена. Сейчас, если я не согласна, то могу спокойно объяснить свою позицию. Или же просто проигнорировать.

Во взрослом возрасте я не поднимала тему с родителями. Я обсуждала наши взаимоотношения в целом. Было очень много непонимания между нами. Я в принципе была очень обижена на них, потому что в моей юности они не пытались со мной разговаривать. Скорее, наши отношения были такими: «Я родитель, ты ребенок. Ты будешь делать так, как я сказал, и никак больше. Мое мнение — оно авторитетно».

Я была очень долго на это обижена, злилась, и у нас очень были плохие отношения с мамой. Я прорабатывала это с психологом, и у меня ушло много времени на то, чтобы в принципе простить мою маму. Сейчас наши отношения улучшились, стали более доверительными. Мама пытается меня понять, мы стараемся разговаривать.

Мужчина, переживший буллинг в школе

имя скрыто по просьбе героя

Рос я в небольшом городке на границе с населением около 40 тысяч человек. Жесткий буллинг в школе начался вместе с пубертатным периодом классе в пятом и возрастал до конца школьного обучения. Разбираясь в своей сексуальности, я в какой-то момент осознал, что мне нравятся парни, и решительно не понимал, что с этим делать. При этом продолжались поиски себя.

Как и многие подростки, я выражал свой внутренний протест через принадлежность к субкультуре и показывал это всеми возможными способами. У меня были длинные волосы, пирсинг, узкие джинсы. Стандартный подросток эмо. В итоге в подростковом возрасте я стал типичной мишенью для издевательств.

Практически все в моей школе хотя бы раз надо мной посмеялись, называли пидором, педиком. Даже самые близкие друзья, которые ко мне неплохо относились. Особенно жесткими были уроки физкультуры и раздевалка для мальчиков, которую мы делили с параллельным классом. Каждый раз мне не давали переодеться, выталкивали из комнаты: пихали, оскорбляли, но без увечий. В какой-то момент я перестал ходить на физкультуру, и в аттестате за девятый класс у меня по этому предмету тройка.

Все контакты с парнями-сверстниками рано или поздно превращались в издевательства. В те моменты я винил себя, что отличаюсь от них. Мне было стыдно, хотелось извиниться или просто исчезнуть. Последние пару лет в старших классах приходилось передвигаться по городу окольными путями или на машине. Из-за многолетних издевательств даже в коридорах школы я старался ходить под самый конец перемены, чтобы встретить минимальное количество людей.

Иногда мои товарищи заступались за меня — но они же могли через пять минут начать издеваться сами. Максимум, что выдавали учителя, — тихое сожаление и жалость, открыто за меня никогда никто из взрослых не заступался. В семье я говорил, что все в порядке. Несколько раз мы эмоционально проговаривали эти ситуации во взрослом возрасте. Мама очень расстраивалась и сожалела, что верила в мое «Окей». Но как тогда, так и сейчас я понимаю, что повлиять на ситуацию семья никак не могла. Если бы они вмешивались, было бы только хуже. Дети и подростки очень злые, и повлиять на них взрослые могут только тогда, пока они рядом. Думаю, вмешательство родителей — это дополнительный триггер к агрессии.

Травля закончилась с переездом в Москву и поступлением в институт. Этот болезненный опыт очень меня прокачал. Наверное, конфликтные ситуации мне переживать легче, чем остальным. Появился навык антикризисного общения. Буллинг в школе научил меня разрешать конфликты мирным путем, слышать человека через агрессию, понимать, сопереживать, пытаться разобраться. Сейчас я понимаю, что травля развила во мне эмпатию.

Ольга Размахова

Психотерапевт, соосновательница движения «Психология за права человека», автор книги «Социальная тревога и фобия»

Детский опыт травли сильно влияет на человека, потому что в подростковом возрасте у нас максимально складывается социальное пространство. Возникает вопрос: «А кто я?» Формируется представление о себе с более четкими характеристиками: например, я смелая, уверенная, успешная, интересная и так далее. Если в мою сторону идет буллинг, то я чувствую себя изгоем.

Как детский опыт буллинга влияет на формирование личности?

Если отталкиваться от определения «Я есть то, что я о себе помню», то установки, которые я про себя формулирую, — во многом на основе тех реакций и отношений, которые были ко мне в детстве, — будут в дальнейшем влиять на меня как на человека уже в других коммуникациях. Очень сложно будет потом отстроить другое представление о себе.

Чаще всего буллингу подвергаются дети, которые условно чем-то отличаются от большинства. Если ребенок или подросток отличается от большинства или принадлежит к уязвимой группе (например, он негетеросексуален, является мигрантом или имеет инвалидность), то это будет очень сильно давить: не сама инаковость, а то, что мы начинаем это считывать как инаковость с негативным окрасом со стороны окружающих. Это усваивается, и от этого начинает выстраиваться самооценка, самоценность и в дальнейшем — поведение. То, насколько я могу быть свободной в проявлении своих ценностей, целей и планов.

Я так или иначе опираюсь на то, кто я есть: и если я ощущаю себя неинтересной, неуспешной, слабой, тревожной, то это будет влиять на принятие моих решений в будущем. Например, если школьница подвергалась травле во время публичных выступлений, то у нее может сформироваться идея, что я — плохой оратор и не могу выступать. А по факту человек вполне мог себя прокачать и выступать очень круто. Но из-за негативной оценки других людей возникает стена перед пространством, где человек мог себя реализовать.

Как пережитая в школе травля может отражаться на взрослом человеке?

Самое распространенное последствие буллинга из моего клиентского опыта — это социальное тревожное расстройство, то, что чаще принято называть социофобия. Это негативный опыт непринятия в детстве: человек становится очень чувствительным к каким-то социальным оценкам и хочет их вообще избежать, хочет уйти от любых оценок со стороны других людей.

Это может проявляться в том, что человеку вообще тревожно находиться в публичных местах, а может быть про то, что человек пытается «не высовываться». Поднять руку в классе, сказать тост на свадьбе близкого человека — любое привлечение внимания к себе воспринимается как небезопасная ситуация. Весь его предыдущий опыт говорит, что люди вокруг небезопасны, мир вокруг небезопасен.

Одна из больших проблем, с которым сталкивается человек, состоит в том, что свобода самореализации, свобода ощущения себя в этом мире становится сильно скованной. Также может формироваться депрессивный фон, паническое настроение.

Что делать, если травля мешает мне жить?

Я думаю, что здесь моя рекомендация в том, чтобы как можно раньше пытаться с этим работать. Если это подросток, то нужно наблюдать и пытаться выстраивать доверительный контакт со своим ребенком. Не нужно говорить ему или ей, что человек сам ответственен за то, как к нему относятся. Я рекомендую родителям быть в диалоге, прислушиваться к своему ребенку и понимать, что проблема очень часто не в нем.

Часто родители решают не переводить ребенка в другую школу, и это очень плохо отражается на нем. Перевод в другую школу, новый коллектив мог бы обнулить все эти негативные плеяды. Иначе человеку приходится оставаться в этом контексте: поскольку в школе ты находишься долгое время в одном и том же коллективе, ты не можешь начать с нуля, выстроить какую-то другую поведенческую линию. В связи с этим сложно изменить отношение к себе и выйти из системы травли.

Или же можно отправить ребенка в спортивные секции, детские лагеря — дать еще один контекст, где есть другие люди. Это может дать новый опыт общения, новый опыт формирования представлений про себя. Не всегда нужно сразу бежать к психологу. Смена коллектива может дать фундамент, чтобы выйти на новую систему коммуникаций.

А что если после школы прошло уже много лет?

Во взрослом возрасте ситуация другая. Если мы осознаем последствия буллинга во взрослом возрасте, то здесь имеет смысл сразу идти к психотерапевту:

Я бы рекомендовала идти к психологу или психотерапевту работать с этими состояниями. Это будет эффективно и, скорее всего, не даст этому снежному кому развиться в дальнейшее, более серьезное состояние. Потому что психическое напряжение будет работать, скорее всего, таким образом, что негативный опыт не даст нам реализовать какие-то потребности. Получается, чем дольше мы находимся в этом состоянии, тем больше упускаем возможность получить опыт, который сделает нашу жизнь лучше.

Всегда хотелось спросить у одноклассников, почему они так поступали. Стоит ли с ними говорить?

Естественно, у психики может быть вопрос: «За что так со мной?», но этот вопрос нефункциональный. Очень часто абсолютно не за что. Это виктимблейминг по отношению к себе: как будто мы пытаемся объяснить и подумать, что в нашем поведении было не так, из-за чего нас так гнобили. Функционально будет не рыться в прошлом, а попытаться пойти в будущее и разобраться с тем, что меня тормозит сейчас.

Мы можем разбирать на психотерапии прошлый опыт, но додумывать за других людей, пытаться идти на коммуникацию с теми, кто вел себя к нами жестоко, — это не даст нам новый опыт качественного переживания. Скорее, это будет нас только уводить в то время.

Кроме того, скорее всего, взрослый человек не сможет объяснить, почему участвовал в буллинге. И большой вопрос, насколько взрослый человек несет ответственность за то, что буллил кого-то в детстве. Все мы меняемся, и все мы можем, исходя из контекста в школе, совершать большое количество ошибок.

Я бы рекомендовала сосредоточиться на настоящем, чтобы не застревать в прошлом в попытках решить какие-то те вопросы, а работать с собой в актуальности. Попытаться понять, какие последствия приобрел этот отпечаток в прошлом и что мы здесь и сейчас можем сделать. В современной психотерапии есть много методов работы с собой, чтобы сделать свое качество жизни намного выше.

Купить билеты на фильм «Милый мальчик» можно на сайте «Кинофлакона IVI». Промокод TAKIEDELA даст скидку 30% (не больше одного билета в заказе).

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Новости

На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999

Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Источник

Буллинг: что это такое, определение, причины и последствия травли, что делать

Как травля влияет на психику. Смотреть фото Как травля влияет на психику. Смотреть картинку Как травля влияет на психику. Картинка про Как травля влияет на психику. Фото Как травля влияет на психику

Что такое буллинг в школе и на работе и как с ним бороться

Говоря простыми словами, это травля — форма насилия. По данным ВОЗ, 42% школьников и 37% школьниц подвергаются издевательствам. Однако травля возникает не только в школе, но и на работе, в быту. Разберем подробнее буллинг: что такое, каким бывает, как его победить.

Что такое буллинг — определение

Буллинг (от английского bullying — запугивание, издевательство) — это систематические и продолжительные издевательства группы или одного человека над ребенком или взрослым. Речь идет только об умышленном причинении физического или психического вреда.

Как отличить насмешки от издевательств

Насмешки могут быть частью эмоционального насилия, если они грубые и систематические. Говорить об отличиях некорректно, о чем свидетельствуют определения из словаря Т.Ф. Ефремовой:

Издевательства бывают не только вербальными (насмешки, оскорбления), но и физическими (побои, порча имущества, принуждение к чему-то унизительному). То же подтверждает АПА: «Издевательства могут принимать форму физического контакта, слов или более скрытых действий».

Составляющие компоненты: как проявляется травля

Психотерапевт Дэн Олвеус дал такое определение термину «буллинг»: «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». О травле речь идет только тогда, когда присутствуют следующие компоненты:

Сами по себе пинки, оскорбления, толчки или другие агрессивные действия не обязательно являются проявлениями буллинга — например, если это случилось единожды или в конфликте равносильных сторон.

Поговорим о видах буллинга, узнаем, что это такое.

Основные виды буллинга и в чем отличие физического от психологического

Как травля влияет на психику. Смотреть фото Как травля влияет на психику. Смотреть картинку Как травля влияет на психику. Картинка про Как травля влияет на психику. Фото Как травля влияет на психику

Буллинг бывает физическим и психологический.

Первое — любые вредные действия, предполагающие непосредственный физический контакт обидчика и того, кого обижают. Например: подзатыльники, пинки, щипки, пощечины, плевки, удары кулаком, подножки. А также это порча имущества и любые действия без прямого контакта, но причиняющие физический вред, например, подложенная на стул кнопка или специально сломанные тормоза у велосипеда.

Второе — это любые издевательства без прямого физического контакта. Например: оскорбления, насмешки, принуждение к совершению унизительных действий, игнор.

Эти же виды буллинга можно представить более подробной классификацией:

ВидКак проявляется
По содержаниюВербальный (словесный)Унижения, угрозы и оскорбления, в том числе неприятные высказывания в адрес друзей и родственников пострадавшего, высмеивание, обзывательства
НевербальныйИзбиения, пинки, царапины, толчки, порча имущества, бойкот
По характеруПрямойПредыдущие примеры и тому подобное — сам буллер вербально или невербально выражает агрессию
КосвенныйУгрожающий или презрительный взгляд, закатывание глаз, демонстративный уход, игнор, сплетни, натравливание других
По условиямВ интернете (кибербуллинг)Угрозы, оскорбления, похищение и распространение личной информации
В бытуВсе примеры косвенной и прямой, вербальной и невербальной агрессии

Физический буллинг автоматически становится и психологическим, потому что любые издевательства наносят вред психике, вгоняют в стресс, приводят к снижению самооценки и искажению самовосприятия у того, кого обижают.

Тема травли обширная. Например, о кибербуллинге уместнее рассказывать в отдельной статье, поэтому дальше мы поговорим об издевательствах с акцентом на реальную жизнь. Узнаем, что значат проявления буллинга.

Буллинг в реальной жизни, в школе и на работе

Как травля влияет на психику. Смотреть фото Как травля влияет на психику. Смотреть картинку Как травля влияет на психику. Картинка про Как травля влияет на психику. Фото Как травля влияет на психику

Принято считать, что с издевательствами и унижениями сталкиваются только школьники, но это не так. Взрослые тоже могут стать участниками травли.

Буллинг на работе

Издевательства на работе называются моббингом (от английского mob — толпа). Как правило, речь идет о групповых издевательствах. Цель — заставить сотрудника уволиться.

Что такое издевательства (травля) на работе в примерах:

На работе буллинг чаще представлен словесной и пассивной агрессией.

Буллинг в реальной жизни

Примеры буллинга в быту:

Буллинг в школе

Теперь разберем, что такое проявления буллинга в школе. Это издевательства класса, отдельных школьников, педагогов над учеником. У такого поведения, в отличие от моббинга, нет цели. Булль сконцентрирован на самом процессе. Он нападает на более слабого, чтобы самоутвердиться за его счет, замаскировать свои комплексы и страхи, выместить свою злость и боль на другом или привлечь к себе внимание.

Примеры издевательств в школе:

Травля в быту может иметь цель (например, соседи хотят добиться переезда соседа) или быть организованной ради самого процесса. Например, мужчина / женщина хочет отомстить бывшему партнеру за расставание.

Причины травли

Как травля влияет на психику. Смотреть фото Как травля влияет на психику. Смотреть картинку Как травля влияет на психику. Картинка про Как травля влияет на психику. Фото Как травля влияет на психику

Причины буллинга — ментальные проблемы, например, психопатии (нарциссизм, асоциальное расстройство личности) и личностная несостоятельность того, кто нападет. Например:

Существует миф, что травля возникает из-за особенностей того, кого обижают. Например, в школе часто достается отличникам, мальчикам и девочкам с лишним весом, ребятам из неполных или неблагополучных семей. Однако это не причины, а то, за что может зацепиться хулиган. Причина же живет в буллере.

Если мы говорим буллинге в школе, то также причиной могут быть педагогические ошибки родителей. Например, они сами высмеивают и дискриминируют мужчин / женщин по какому-то признаку и научили этому сына или дочь. Или они бьют детей, привыкли любые проблемы решать через агрессию и рукоприкладство. Сын или дочь принимает это за норму, копирует поведение родителей.

Моббинг может начаться из-за ошибок начальника: например, он закрывает глаза на конфликты в команде или выделяет любимчиков и «козлов отпущения». Более того, исследователи отмечают, что в большинстве случаев травля в коллективе начинается сверху и идет вниз по рядам, все больше разрастаясь.

Последствия травли

Издевательства негативно сказываются на психическом и соматическом здоровье, социальном благополучии участников буллинга. Узнаем, с чем именно они сталкиваются.

Психологические последствия

Ученые Кристин Харальдстад, Лисбет Г. Кварме, Кнут-Андреас Кристоферсен провели исследование, согласно которому травля негативно влияет на психическое здоровье как жертв, так и обидчиков. Первые сталкиваются с депрессией, тревожностью, заниженной самооценкой, проблемами в обучении, например, при поступлении в вуз после школы. Вторые имеют проблемы со здоровьем и увязают в антисоциальном поведении.

Исследователи установили, что издевательства наносят как краткосрочный, так и долгосрочный вред здоровью, а также социальному и психологическому благополучию. Результаты исследования были опубликованы в 2019 году в журнале BMC Public Health volume. В нем приняли участие 723 подростка (12-18 лет). Из них 13% сообщили, что подвергались издевательствам (гендерных отличий нет). Среди тех, кто обижал других, выявлено больше мальчиков, чем девочек. У всех буллеров и пострадавших был выявлен низкий уровень самоэффективности (вера в себя, автор теории — психотерапевт А. Бандура), но у первых он был ниже, чем у вторых.

Наблюдатели буллинга тоже сталкиваются с проблемами — например, злоупотребляют алкоголем. Многие из них страдают даже больше, чем другие участники травли. Согласно еще одному исследованию, их преследует тревога и неуверенность.

Те, кто пострадал от буллинга, входят в группу риска по суициду.

Прочитайте нашу статью о том, как распознать суицидальное поведение. В ней мы анализируем причины суицида главной героини сериала «13 причин почему» — школьницы Ханны Бейкер. Одна из них — буллинг.

Последствия для здоровья

По данным ВОЗ, пострадавшие сталкиваются со следующими проблемами:

Среди соматических проблем встречаются плохой аппетит, головные боли, нарушения сна, боли в животе, усталость, частые простудные заболевания.

Социальные последствия

Согласно другому исследованию, и пострадавшие, и буллеры с трудом адаптируются в обществе. Первые чувствуют себя одинокими, им сложно заводить друзей. Вторые и те, кто побывал в обеих ролях, чувствуют себя изолированными от общества. Кроме этого, пострадавшие отличаются социальной незрелостью. Они словно застревают в роли школьника / школьницы, боятся людей.

Пострадавшие от моббинга страдают ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), депрессией, тревожным расстройством, проблемами с адаптацией и сном. ПТСР проявляется навязчивыми воспоминаниями о травле, избеганием ситуаций, напоминающих ее (например, столкновение с новым коллективом), хроническим напряжением и возбуждением. С точки зрения работы компании моббинг приводит к текучке кадров, снижению эффективности сотрудников, невыходам на работу.

Как бороться с буллингом — советы психолога

Как травля влияет на психику. Смотреть фото Как травля влияет на психику. Смотреть картинку Как травля влияет на психику. Картинка про Как травля влияет на психику. Фото Как травля влияет на психику

Разберем отдельно советы из психологии о том, как бороться с каждым из типов буллинга: в школе, на работе, в быту.

В школе

Рекомендации для родителей жертв буллинга:

Фразы, которыми можно поддержать сына / дочь:

Не ругайте сына / дочь и не обвиняйте в слабохарактерности.

Не говорите школьнику, что нужно терпеть и «не обращать внимания на дураков» — помогите ему отстоять себя.

Не все мальчики и девочки могут открыто рассказать об издевательствах. Взрослые должны быть внимательными и реагировать на признаки нападений: замкнутость, рваная или испачканная одежда, частые потери вещей, нежелание идти в школу, снижение аппетита, проблемы со сном, апатия.

Рекомендации для матери / отца/ родственников буллера:

Рекомендации для педагогов:

Согласно данным АПА, не стоит проводить совместную беседу с буллером и тем, кого обидели. Это смущает и пугает последнего.

Рекомендации для школьников, подвергшихся травле:

Рекомендации для свидетелей травли:

Рекомендации для буллеров:

С целью профилактики буллинга нужно создавать благоприятный климат дома и в школе:

Если вы потеряли связь с сыном / дочерью и не можете самостоятельно ее восстановить, не понимаете сына / дочь или не можете справиться с личными проблемами и понимаете, что они негативно отражаются на благополучии других, то обратитесь к специалисту.

На работе

Как травля влияет на психику. Смотреть фото Как травля влияет на психику. Смотреть картинку Как травля влияет на психику. Картинка про Как травля влияет на психику. Фото Как травля влияет на психику

Рекомендации для пострадавших от моббинга:

Исследователи отмечают, что избегание или игнорирование — неэффективная стратегия борьбы с моббингом. Нужно активно противостоять нападающему и просить о помощи других людей (многие из них не понимают, что жертва нуждается в поддержке).

Рекомендации для руководителей:

В реальной жизни

Как победить травлю в быту:

Буллинг оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье, самовосприятие и построение отношений в будущем. Однако, как отмечают исследователи АПА, не каждый из переживших травлю в школе вырастает в неприспособленного взрослого. С буллингом, моббингом и их последствиями можно и нужно бороться.

Если вы столкнулись с этим и не можете самостоятельно справиться с проблемой, то подберите эксперта в Alter. У нас работают чуткие и этичные психологи, которые помогут проработать эмоциональные последствия и выработать новую стратегию поведения в стрессовых ситуациях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *