Как транспортировали буран на байконур
Как транспортировали буран на байконур
Доставку «Бурана» на космодром Байконур и последующую транспортировку можно разбить на несколько стадий:
Сначала собранный на Тушинском машиностроительном заводе (ТМЗ) планер ОК «Буран» готовится к отправке на космодром: ему предстоит транспортировка по земле, по воде и воздуху. Для этого с корабля снимается вертикальное оперение, часть бортового оборудования, устанавливается хвостовой обтекатель. Фюзеляж орбитального корабля длиной около 40 метров, с крыльями размахом 24 метра и массой около 50 тонн на специальной транспортной тележке подвозят к специально возведенному причалу на берегу Москва-реки. Именно для транспортировки «Бурана» по суше вдоль всего маршрута в Тушинском районе Москвы целый ряд улиц (например, ул.Лодочная) подвергся серьезной реконструкции: они были расширены, перекрестки спрямлены, изменены маршруты трамвайных и троллейбусных линий.
Подготовка к транспортировке в цехах ТМЗ | Транспортировка планера «Бурана» на специальной тележке по улицам Москвы (Тушинский район) | Установка груза на речной барже |
Далее груз закатывают на специально приспособленную баржу, оборудованную балластными цистернами для изменения осадки (для беспрепятственного прохождения под мостами), и по Москва-реке доставляют на подмосковный аэродром. На весь период перевозки от ТМЗ до аэродрома планер «Бурана» закрыт специальным чехлом, изменяющим (в целях секретности) форму и конфигурацию груза.
Перевозка «Бурана» по Москве-реке в центре Москвы | Перегрузка с баржи | Транспортировка груза по подмосковному аэродрому |
На аэродроме при помощи крана (подъемно-козлового устройства ПКУ-50) «Буран» устанавливают на самолете-носителе ВМ-Т «Атлант». В качестве самолета-носителя использован доработанный дальний бомбардировщик 3М, обладающий великолепными летно-техническими и взлетно-посадочными характеристиками, обусловленными высоким аэродинамическим качеством. Для новой роли ему удлинили и усилили фюзеляж, существенно изменили хвостовое оперение, так как крупногабаритный груз затенял киль, установили три опоры и стыковочные узлы.
Установка на самолет-носитель | Начало воздушного пути | |
Предполагалось, что впоследствии, после введения в эксплуатацию самого большого в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрия», он возьмет на себя основную долю в воздушной транспортировке элементов МКС «Энергия-Буран». Также планировалось продолжить эксплуатацию двух самолетов «Атлант», для чего один из них был оборудован системой дозаправки в полете. Однако к моменту ввода «Мрии» в строй самолет-носитель ВМ-Т «Атлант» совершил уже более 150 рейсов на космодром, перевезя все необходимое для первых 3-х пусков РН «Энергия», и в связи с наметившимся замедлением программы на долю «Мрии» досталась только транспортировка «Бурана» на Парижский авиасалон в мае 1989 г. и показательные полеты с «Бураном» на авиационном параде на Байконуре 12 апреля 1991 г.
| | |
Снятие «Бурана» с самолета-носителя подъемно-установочным агрегатом ПУА-100 на космодроме Байконур | Транспортировка «Бурана» на автомобильном ТА в МИК ОК космодрома Байконур | Закатка «Бурана» в МИК ОК космодрома Байконур |
Основные характеристики транспортных средств | ТА | ТУА |
Масса в снаряженном состоянии, т | 126 (без ОК) | 2756 (без МРКК и тепловозов) |
Грузоподъемность, т | 100 | 571 |
Габаритные размеры (без груза), м: | ||
длина | 58,8 | 56,3 (без тепловозов) 90,3 (с тепловозами) |
ширина | 5,4 | 29,5 |
высота | 3,2 | 21,2 |
Скорость движения, км/ч | до 10 (с ОК) и до 40 (без ОК) | до 5 (с МРКК) |
Расстояние между колеями | — | 20 |
Ширина колеи | — | 1,524 |
Для перегрузки ОК на ТА используется подъемно-установочный агрегат ПУА-100, который представляет собой уникальный комплекс электрогидромеханических систем с широким диапазоном технических возможностей, имеющий легкую конструкцию, несмотря на свои внушительные размеры. ПУА-100 обеспечивает на посадочном комплексе все перегрузочные операции с различными крупногабаритными технологическими грузами, доставляемыми на космодром самолетами транспортировщиками 3М-Т «Атлант» и Ан-225 «Мрия». ПУА-100, с помощью которого «Буран» готовят к установке на транспортировщик, расположен на площадке перегрузки, расположенной на продолжении рулежной дорожки N 1 на
расстоянии примерно 500 м от ВПП
Орбитальный корабль внутри МИКа ОК с одного рабочего места на другое перемещается на специальном самоходном транспортно-технологическом агрегате (ТТА) или с помощью специальных мостовых кранов.
Транспортирование МРКК с технической позиции РН на техническую позицию МРКК и на стартовый комплекс выполняется на специальном транспортном установочном агрегате (ТУА, см.табл.) с помощью тепловозов. (До доработки ТУА использовался для транспортировки лунной РН «Н-1» на рубеже 60-70-х годов)
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2007
E-mail: buran@buran.ru
Как транспортировали буран на байконур
Доставку «Бурана» на космодром Байконур и последующую транспортировку можно разбить на несколько стадий:
Сначала собранный на Тушинском машиностроительном заводе (ТМЗ) планер ОК «Буран» готовится к отправке на космодром: ему предстоит транспортировка по земле, по воде и воздуху. Для этого с корабля снимается вертикальное оперение, часть бортового оборудования, устанавливается хвостовой обтекатель. Фюзеляж орбитального корабля длиной около 40 метров, с крыльями размахом 24 метра и массой около 50 тонн на специальной транспортной тележке подвозят к специально возведенному причалу на берегу Москва-реки. Именно для транспортировки «Бурана» по суше вдоль всего маршрута в Тушинском районе Москвы целый ряд улиц (например, ул.Лодочная) подвергся серьезной реконструкции: они были расширены, перекрестки спрямлены, изменены маршруты трамвайных и троллейбусных линий.
Подготовка к транспортировке в цехах ТМЗ | Транспортировка планера «Бурана» на специальной тележке по улицам Москвы (Тушинский район) | Установка груза на речной барже |
Далее груз закатывают на специально приспособленную баржу, оборудованную балластными цистернами для изменения осадки (для беспрепятственного прохождения под мостами), и по Москва-реке доставляют на подмосковный аэродром. На весь период перевозки от ТМЗ до аэродрома планер «Бурана» закрыт специальным чехлом, изменяющим (в целях секретности) форму и конфигурацию груза.
Перевозка «Бурана» по Москве-реке в центре Москвы | Перегрузка с баржи | Транспортировка груза по подмосковному аэродрому |
Установка на самолет-носитель | Начало воздушного пути |
Предполагалось, что впоследствии, после введения в эксплуатацию самого большого в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрия», он возьмет на себя основную долю в воздушной транспортировке элементов МКС «Энергия-Буран». Также планировалось продолжить эксплуатацию двух самолетов «Атлант», для чего один из них был оборудован системой дозаправки в полете. Однако к моменту ввода «Мрии» в строй самолет-носитель ВМ-Т «Атлант» совершил уже более 150 рейсов на космодром, перевезя все необходимое для первых 3-х пусков РН «Энергия», и в связи с наметившимся замедлением программы на долю «Мрии» досталась только транспортировка «Бурана» на Парижский авиасалон в мае 1989 г. и показательные полеты с «Бураном» на авиационном параде на Байконуре 12 апреля 1991 г.
Снятие «Бурана» с самолета-носителя подъемно-установочным агрегатом ПУА-100 на космодроме Байконур | Транспортировка «Бурана» на автомобильном ТА в МИК ОК космодрома Байконур | Закатка «Бурана» в МИК ОК космодрома Байконур |
Основные характеристики транспортных средств | ТА | ТУА |
Масса в снаряженном состоянии, т | 126 (без ОК) | 2756 (без МРКК и тепловозов) |
Грузоподъемность, т | 100 | 571 |
Габаритные размеры (без груза), м: | ||
длина | 58,8 | 56,3 (без тепловозов) 90,3 (с тепловозами) |
ширина | 5,4 | 29,5 |
высота | 3,2 | 21,2 |
Скорость движения, км/ч | до 10 (с ОК) и до 40 (без ОК) | до 5 (с МРКК) |
Расстояние между колеями | — | 20 |
Ширина колеи | — | 1,524 |
Для перегрузки ОК на ТА используется подъемно-установочный агрегат ПУА-100, который представляет собой уникальный комплекс электрогидромеханических систем с широким диапазоном технических возможностей, имеющий легкую конструкцию, несмотря на свои внушительные размеры. ПУА-100 обеспечивает на посадочном комплексе все перегрузочные операции с различными крупногабаритными технологическими грузами, доставляемыми на космодром самолетами транспортировщиками 3М-Т «Атлант» и Ан-225 «Мрия». ПУА-100, с помощью которого «Буран» готовят к установке на транспортировщик, расположен на площадке перегрузки, расположенной на продолжении рулежной дорожки N1 на
расстоянии примерно 500 м от ВПП
Установка ОК «Буран» на Ан-225 «Мрия» с помощью ТУА-100 | Установка ОК «Буран» на Ан-225 «Мрия» с помощью ТУА-100 |
Орбитальный корабль внутри МИКа ОК с одного рабочего места на другое перемещается на специальном самоходном транспортно-технологическом агрегате (ТТА) или с помощью специальных мостовых кранов.
Транспортирование МРКК с технической позиции РН на техническую позицию МРКК и на стартовый комплекс выполняется на специальном транспортном установочном агрегате (ТУА, см.табл.) с помощью тепловозов. (До доработки ТУА использовался для транспортировки лунной РН «Н-1» на рубеже 60-70-х годов)
Более подробно вопросы речной и воздушной транспортировки рассмотрены на странице «Посадочный комплекс космодрома Байконур«
Погрузка ОК мостовым краном в МИКе ОК на транспортно-технологический агрегат | Транспортировка ОК «Буран» на автомобильном транспортном агрегате (ТА) с технической позиции ОК «Буран» на техническую позицию ракеты-носителя «Энергия»на космодроме Байконур | Перегрузка в МИКе мостовым краном собранного МРКК на ТУА |
Отработка воздушной транспортировки планера орбитального корабля с использованием самолета-носителя ВМ-Т «Атлант» vm-t.avi, 720×576, 2.53Mb, 22 сек. видео | Транспортировка МРКК «Энергия-Буран» на ТУА на стартовый комплекс | Отработка транспортировки «Бурана» на самолете Ан-225 «Мрия» на ВПП космодрома Байконур перед перелетом на авиасалон в Ле-Бурже, Франция trans2.avi, 720×576, 4.28Mb, 44 сек. видео |
Смотри также описание речной транспортировки прочностных сборок центрального блока РН «Энергия» с завода-изготовителя «Прогресс» (г.Самара) в ЦНИИМаш (Подмосковье) в воспоминаниях В.М.Филина | |
При оформлении страницы использованы кадры из видеофильма «Транспортировка Бурана« | Воздушная транспортировка показана в видеофильме «Мечта для Бурана» |
. |
ksa | 04.12.09 09:35 |
Буран уникален. Это не копия «Шаттла», чего стоит хотя бы полностью автоматическая посадка, выполненная по свидетельству летчика-очевидца на «пять с плюсом» в довольно сложных метеоусловиях. Не каждый пилот так посадил бы машину, а «Бураном» управлял компьютер! | |
. |
spv2 | 04.12.09 09:49 |
А проектирование Бурана- это вообще шедевр. В 80-х годах- электронные чертежи, обмен чертежами «по проводам», удверждение с использованием ЭЦП и дистанционная передача на производство. | |
. |
т-кк | 04.12.09 09:50 |
Attente, L38Crow, Akela. Спасибо за добрые слова. | |
. |
холод | 04.12.09 10:13 |
Наш имперский звездолет! Кровь приливает к сердцу. Если посчитать количество людей, прямо или косвенно причастных к программе «Энергия-Буран», то наберется как бы не полстраны. Большое спасибо за статью | |
. |
youRA | 04.12.09 10:13 |
Да, великолепная машина! | |
. |
Unicorn | 04.12.09 10:16 |
Акела: Программу посадки разрабатывала группа Нечаева. Там элементы искусственного интеллекта на нечеткой логике. Сейчас пишут программы для пиндосных истребителей:( | |
. |
Alkid | 04.12.09 10:21 |
2 Akela | |
. |
Alkid | 04.12.09 11:57 |
2 Akela | |
. |
Аяврик | 04.12.09 16:09 |
//Если посчитать количество людей, прямо или косвенно причастных к программе «Энергия-Буран», то наберется как бы не полстраны.// //преклоняюсь перед людьми, способными творить и создавать.// их бы таланты и энтузиазм и затраченные «человеко-часы» направить на что-то ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ ОБЩЕСТВА, что осталось бы после их ухода на покой, что служило бы новым поколениям нашей страны. а не на самый лучший в мире «бурбуратор» (не имеющий никакого практического применения) | |
. |
Alkid | 04.12.09 16:55 |
2 Аяврик холод
|