Как транспонировать мелодию в другую тональность

Транспонирование

Новогодняя песенка «Маленькой ёлочке холодно зимой» легко транспонируется в другую тональность.

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность
Секрет транспонирования — анализ закономерностей ладовой структуры мелодии. Поняв с какой ступени лада начинается мелодии, к какой ступени движется можно скопировать эту конструкцию от другой ноты.
Раскрасим и подпишем все ступени лада.

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Наденем каждой нотке ее головной убор — так еще легче их узнавать и интереснее играть: мы играем не просто нотку, а Снегурочку или Бабушку. И между ними устанавливаются связи — проще — они смотрят друг на друга или здороваются.
Первой здоровается Снегурочка с Бабушкой. Потом приветствуют друг друга Дедушка и Дед Мороз. Еще один обмен любезностями между Снегурочкой и Бабушкой и все вместе подходят к Деду Морозу (очевидно, что за подарками :))
Так нотный текст обретает свой скрытый смысл и каждая интонация становится осмысленной.
Попробуем сыграть по подготовленному тексту.

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Чтобы лучше понять отношения между ступенями лада как «личностями» обратитесь к статье «Сказка в тональности До мажор». А здесь продолжим украшать нашу ёлочку: пусть она засверкает гармоническими созвучиями.

На любой ступени лада мы можем построить аккорд: созвучие из 3 и более звуков. В классической гармонии аккорды имеют терцовую структуру. Переводя на язык нашей музыкальной сказки — чтобы построить аккорд нам нужно пригласить зайца и лисичку. Таким образом мы построили трезвучие.
Трезвучия построенные на главных ступенях лада — гармоническая основа тональности. В нашей тональной семье это Тоническое трезвучие (1 ступень), Доминантовое трезвучие (5 ступень) и Субдоминантовое (4 ступень). Три главные фигуры тонального королевства — Король (= Тоника = 1 ступень), Королева (= Доминанта = 5 ступень) и Принцесса (= Субдоминанта = 4 ступень). В нотном тексте их имена обозначаются латинскими буквами инициалами: Тоника = Т, Доминанта = D, Субдоминанта = S. А рядом подписан интервальный состав аккорда: терция и квинта.

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Раскрасив гармонию по основной ступени нам легче искать ее на клавиатуре. Если Тоника строится на ноте до — то раскрашиваем ее в красный, а Доминанта на соль — то ее в голубой цвет.

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Еще удобнее находить гармонии, если они удобно соединены. У Тоники и Доминанты один общий звук:это V ступень. Если мы оставим этот звук на месте, то останется найти только два звука. Используя обращение трезвучия мы «переворачиваем» Доминанту и ставим ее в положение терции. Нижний звук аккорда уже не основной — V ступень, а терция аккорда — VII ступень. В До мажоре это нота си. Получаем Доминантовый секстаккорд : си — ре — соль.
Соединять доминанту в таком положении с Тоникой можно даже с закрытыми глазами.
Аналогичным образом можно соединить Тонику и Субдоминанту.

Источник

Как транспонировать мелодию в другую тональность

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Есть несколько способов транспонирования.

1. Самый простой, это набрать мелодию в программе, например Guitar Pro (или MuseScore) и просто выбрать там функцию транспонирования. Жмем в программе Guitar Pro меню «Инструменты», далее на «Транспонировать». В появившемся окне из выпадающего списка выбираем количество тонов для переноса и пользуемся.

2. Второй способ подходит, если у вас есть под рукой фортепиано и начальные знания музыкальной грамоты. При небольшой тренировке можно научиться сразу транспонировать мелодию опираясь на расположение клавиш на фортепиано.

4. Обычно в руководствах по музыкальной грамоте встречается еще один способ. Здесь придется использовать знания о ступенях звукоряда. Здесь надо подписать какой ступенью звукоряда является каждая нота в мелодии. Потом сопоставить Ступени звукоряда нужной нам тональности и переписать ноты, соответствующие ступеням тональности в которую транспонируется мелодия.

Прочитать более подробно можно в теме «Нотная грамота для калимбы» https://vk.com/topic-50568834_27759455?offset=20 Пост №35-37.

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Основные этапы транспонирования:

1. Определить тональность в которой написана мелодия.
2. Определить тональность в которую надо перевести мелодию.
Вам поможет эта шпаргалка.
Подробнее об определении тональности написано в теме «Нотная грамота для калимбы» https://pp.vk.me/c424726/v424726514/829d/ByOHi69Ky6k. Пост №35

(Обратите внимание, что СТАНДАРТНЫЙ строй калимбы не предполагает исполнение мелодий в минорных тональностях, для этого придется перестраивать инструмент, но об этом позже).

3. Сопоставить из какой тональности в какую вы транспонруете мелодию. Минорные тональности транпонируются только в минорные тональности, мажорные только в мажорные. МИНОР-МИНОР/МАЖОР-МАЖОР.

4. Одним из вышеперечисленных способов перевести мелодию в нужную тональность.

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

О вышеописанных способах транспонирования можно прочитать в любом учебнике по музыке. Сложнее становится, когда дело непосредственно касается калимбы.

Вот пример изменения строя калимбы из G-мажора в F-мажор. Отмечены те язычки, которые нужно перестроить.

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

При изменении строя калимбы желательно не перестраивать язычки более чем на тон выше или ниже, чем тот строй в котором изначально был настроен инструмент.

Источник

Что такое транспонирование в музыке

Многие музыканты уже знают, как легко транспонировать простым щелчком мыши при помощи программ или онлайн ресурсов. Однако, если нет под рукой компьютера и интернета, важно знать процесс изменения тональности музыкального произведения. Изучение того, как транспонировать музыку, поможет вам лучше понять теорию того, как создается музыка.

Для чего нужно транспонирование?

Иногда нам нужно транспонировать музыку, чтобы ее можно было правильно играть на разных инструментах. Любую мажорную тональность можно транспонировать в любую другую мажорную тональность, то же самое касается и минорных тональностей. Из-за физических свойств определенных инструментов легче транспонировать и читать ноты для них в другой тональности, чем читать их в концертном тоне (например, на фортепиано). В других случаях мы решаем транспонировать тональность пьесы, чтобы было проще играть или петь в более удобном диапазоне. Основной процесс транспонирования одинаков для любого использования.

Кварто-квинтовый круг

Кварто квинтовый круг позволяет быстро увидеть тональности на основе количества диезов или бемолей.

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Допустим, у вас есть ноты, написанные для флейты (инструмент C / инструмент концертной высоты тона), и вам нужно сыграть его на кларнете (инструмент си-бемоль / инструмент транспонирующий).

Диаграмма транспонирования

Теперь, когда мы точно определили нашу исходную ключевую сигнатуру, мы можем определить, насколько выше или ниже нам нужно транспонировать, чтобы наш новый инструмент звучал так же, как наша оригинальная концертная высота. Ниже приводится удобное руководство и два примера, которые показывают, на сколько тонов (или полутонов) мы должны переместить каждую ноту из нашей исходной партитуры в новую, транспонированную партитуру.

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Транспонирование из инструмента C в инструмент B-бемоль.

Вы также можете использовать эту таблицу в качестве руководства при транспонировании.

Транспонирование на октаву

Транспонированная музыка может быть написана в другом ключе, другой тональности, другой октаве или любой их комбинации! «На октаву» означает, что музыка транспонируется либо на восемь нот вверх, либо вниз на восемь. Например, мы можем транспонировать эту ноту C:

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

на октаву (8 нот) вниз:

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Транспонирование между ключами

Это означает, что мы меняем используемый ключ – например скрипичный на басовый или наоборот. Мы можем транспонировать ту же ноту C:

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

на октаву ниже И определим эту ноту в басовый ключ:

Источник

Транспонирование музыки

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Транспонирование музыки – это профессиональный приём, которым пользуются многие музыканты – чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы. Довольно часто петь номера в транспорте задают по сольфеджио.

В данной статье мы рассмотрим три основных способа транспонирования нот, кроме того, выведем такие правила, которые помогают в практическом транспонировании песен и других музыкальных произведений с листа.

В чём заключается транспонирование? В переносе музыки в другую тесситуру, в иные рамки звукового диапазона, проще говоря, в перенесении на другую высоту, в новую тональность.

Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие ноты, которые трудно петь вокалисту, тогда некоторое понижение тональности помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких звуков. Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.

Итак, переходим к следующему вопросу – способы транспонирования. Существует три основных способа транспонирования:

1) транспонирование на заданный интервал;

2) замена ключевых знаков;

3) замена ключа.

Рассмотрим их на конкретном примере. Возьмём для эксперимента известную песенку «В лесу родилась ёлочка», да и выполним её транспорт в разные тональности. Исходный вариант в тональности ля-мажор:Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Первый способ – транспонирование нот на заданный интервал вверх или вниз. Здесь всё должно быть понятно – каждый звук мелодии переносится на какой-то определённый интервал вверх или вниз, в результате чего песня звучит в другой тональности.

Например, перенесём песню из исходной тональности на большую терцию вниз. Кстати, сразу же можно определить новую тональность и выставить её ключевые знаки: это будет фа мажор. Как узнать новую тональность? Да всё также – зная тонику исходной тональности, просто транспонируем её на большую терцию вниз. Большая терция вниз от ля – ля-фа, так и получаем, что новая тональность не иначе, как фа мажор. Вот, что у нас получилось:Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Второй способ – замена ключевых знаков. Этим способом удобно пользоваться, когда нужно транспонировать музыку на полтона выше или ниже, причем полутон должен быть хроматический (например, до и до-диез, а не до и ре-бемоль; фа и фа-диез, а не фа и соль-бемоль).

При этом способе ноты остаются на своих местах без изменения, переписываются же только знаки при ключе. Вот, например, как мы можем переписать нашу песенку из тональности ля мажор в тональность ля-бемоль мажор:

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Следует сделать одну оговорку насчёт этого способа. Дело касается случайных знаков. В нашем-то примере их нет, но если бы они были, то подключились бы следующие правила транспонирования:

а) Если транспонируем на полтона вверх, то случайные диезы превращаются в дубль-диезы, бекары в диезы, бемоли в бекары, ну а дубль-бемоли в обыкновенные бемоли. Думаю, понятен принцип – просто повышаем сам случайный знак на полтона.

б) Если транспонируем на хроматический полутон вниз, то случайные дубль-диезы понижаются до диезов, диезы – до бекаров, бекары становятся бемолями, ну а бемоли – дубль-бемолями. Тоже, думается, принципы изменений уловили – понижаем знак на полтона и всё.

Третий способ – замена ключей. На самом деле кроме ключей придётся заменить и ключевые знаки, поэтому этот способ можно было бы назвать комбинированным. Что делается тут? Снова не трогаем ноты – где они написаны, там же, на тех же линейках и останутся. Только в новых ключах на этих линейках другие ноты пишутся – это-то нам и удобно. Смотрите, как я, меняя ключ со скрипичного на басовый и на альтовый, легко переношу мелодию «Ёлочки» в тональности до мажор и си-бемоль мажор:

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

В заключение мне хотелось бы сделать некоторые обобщения. Помимо того, что мы разобрались в том, что есть транспонирование музыки и какие ест способы транспонирования нот, я хочу дать ещё маленькие практические рекомендации:

Кстати, если вы пока ещё не очень хорошо ориентируетесь в тональностях, то возможно вам поможет статья «Как запомнить ключевые знаки». Теперь же всё. Не забывайте нажимать на кнопки под надписью «Мне нравится!», чтобы поделиться материалом с друзьями!

Источник

Транспонирование на уроках сольфеджио

Небольшая презентация по теме «Транспонирование», в которой содержатся три способа транспонирования с примерами и разъяснение, зачем оно нужно детям на уроках сольфеджио.

Просмотр содержимого документа
«Транспонирование на уроках сольфеджио»

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Преподаватель Онучина Г. А.

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Главный вопрос — что такое транспонирование и зачем оно нам нужно?

Транспонирование — это перенос музыкального произведения из одной тональности в другую либо же просто на другую высоту.

Этим приёмом пользуются многие музыканты — чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы.

Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие (или, наоборот, низкие) ноты, которые трудно петь вокалисту. Что он делает? Он немного повышает или понижает тональность, что помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких (или низких) звуков.

Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.

Что мы видим в этих примерах? Во всех трёх тональностях под разными нотами

у нас подписаны одинаковые ступени.

Если мы сыграем все три варианта, мы услышим, что сама линия мелодии — то, куда

она идёт, как она двигается — осталось неизменным. Мелодия просто стала выше.

Существует три основных способа транспонировать, то есть переносить мелодию из одной тональности в другую. Рассмотрим их подробнее:

Первый способ — по ступеням. Мы подписываем в нашей мелодии ступени, затем смотрим, какими нотами эти ступени будут в новой тональности, сверяем их с нужной гаммой, а затем переписываем мелодию в новую тональность (не забывая сохранить ритм!) Именно таким образом на предыдущем слайде была транспонирована «В лесу родилась ёлочка». Этот способ является самым удобным и легко запоминающимся.

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Мелодия в изначальной тональности — в Соль мажоре.

У нас подписаны все ступени.

Гамма Соль мажор. Все ступени подписаны, мы можем сравнить их со ступенями, подписанными в мелодии.

Гамма До мажор, в которую мы будем транспонировать нашу мелодию. Все ступени подписаны.

Наша мелодия в новой тональности — в До мажоре. Все ступени подписаны, мы можем сравнить их с теми, что были подписаны в гамме.

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Второй способ — транспонирование на заданный интервал. Выбирается определённое расстояние между нотами (это и есть наш загадочный интервал), к примеру, пять нот (этот интервал называется квинта). От первой ноты в мелодии мы отсчитываем пять нот в нужном направлении, пишем получившуюся ноту, затем проделываем тоже самое со второй, с третьей и так далее до конца мелодии. Этот способ менее удобный, потому что нам приходится считать ноты каждый раз, из-за этого риск ошибиться возрастает. На нотных примерах у нас два маленьких такта. Посчитайте, везде ли между первой мелодией и второй расстояние в пять нот?

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

на мелодию и определим все ноты, из которых она состоит, а также — тональность (по последней ноте). Здесь у нас тональность До мажор.

от какой ноты мы будем начинать.

К примеру, мы хотим перенести мелодию на четыре ноты вверх. Считаем — соль (1), ля (2), си (3), до (4). Значит, начинать мы будем от ноты до.

Отсчитываем четыре ноты от каждой ноты в мелодии.

Соль (1) — до (4), соль (1) — до (4); ми (1), фа (2), соль (3), ля (4), ми (1) — ля (4); фа (1), соль (2), ля (3), си (4), фа (1) — си (4); ре (1), ми (2), фа (3), соль (4), ре (1) — соль (4); до (1), ре (2), ми (3), фа (4); ре (1) — соль (4); ми (1) — ля (4); фа (1) — си (4); соль (1) — до (4); до (1) — фа (4). Обратите внимание, что те ноты, которые вы уже посчитали, вы можете посмотреть в предыдущих тактах, не считая их заново.

Пишем получившиеся ноты в том ритме, который был в первоначальной мелодии. Смотрим, какая тональность у нас получилась (по последней ноте). Здесь должен быть Фа мажор, но чего-то

не хватает (об этом мы узнаем чуть позже)

Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть фото Как транспонировать мелодию в другую тональность. Смотреть картинку Как транспонировать мелодию в другую тональность. Картинка про Как транспонировать мелодию в другую тональность. Фото Как транспонировать мелодию в другую тональность

Третий способ — замена ключа. Мы меняем скрипичный ключ на басовый — и у нас получается та же мелодия в другом регистре (а если мы не меняли сами ноты, то и в другой тональности!)

В первом примере у нас поменялся ключ — со скрипичного на басовый — но не поменялась тональность До мажор, из-за чего ноты на нотном стане теперь выглядят по-другому. Во втором примере поменялся не только ключ, но и тональность — мы сохранили расположение нот на линейках, поэтому чтобы сохранить мажорную окраску песни, пришлось добавить к некоторым нотам диезы. Попробуйте определить, в какой тональности звучит песня в басовом ключе в примере Б? Чтобы точно разобраться, подпишите ноты в обоих ключах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *