Как тормозить на роллерах лыжах
Тренировка на лыжероллерах: способы торможения
Зима заканчивается. От этого никуда не уйти. Лыжники начинают подготовку к следующему сезону. Одним из основных средств подготовки являются лыжероллеры. Кто-то тренируется на уже разведанных трассах и кругах. Кто-то открывает для себя новые горизонты в виде новых мест для тренироврок. Надеюсь данная информация будет полезна тем, кто будет тренироваться на лыжероллерах, особенно в новых или не очень спокойных местах. Всегда нужно владеть способами торможения на лыжероллерах.
Есть 8 способов торможения:
Об этом весело и позитивно рассказывает и показывает Робин Бринтессун, шведский лыжник, спринтер. Очень наглядно. Даже перевод не требуется.
Вот некоторые комментарии от Алексея Щепёткина:
Далеко не все способы пригодны для торможения на высоких скоростях, ибо малейшая ошибка может привести к потере равновесия и падению. На мой взгляд, для таких скоростей пригодны только 2 способа: раскрыться и Т-стоп. Первый вариант без потери равновесия может применить любой новичок, но эффективность такого торможения довольно низка. Второй вариант очень эффективен. Для этого сначала нужно научиться уверенно кататься на одной ноге, удерживая равновесие. После этого переходить к отработке этого приема торможения. Недостатком такого способа является значительное истирание колес, но, согласитесь, ваша жизнь дороже.
Остальные способы (за исключением совершенно бесполезного метода торможения палками об асфальт) можно применять на небольших скоростях. Даже такая экзотика как качение одни роллером по обочине и съезд в кювет имеют право на существование. К примеру, победитель и призер этапов кубка мира по лыжероллерам Андрей Кукрус в свое время на тренировках иногда на полном ходу запрыгивал с асфальта на газон (через бордюр), проезжал или пробегал на роллерах некоторое расстояние, а потом спрыгивал на асфальт и продолжал обычное движение. Однажды на Поклонке мне приходилось уходить от столкновения с ребенком именно таким способом. Трюк удался, никто не пострадал. Напротив, отсутствие такого навыка у одного из известных московских лыжероллистов-ветеранов привело к столкновению с автобусом в одном из парков Москвы, хотя возможность уйти на газон у спортсмена имелась.
Уделяете отработке способов торможения должное внимание! И помните известную заповедь автолюбителей: «тормоза – это ваша жизнь»!
Берегите здоровье, соблюдайте правила движения и старайтесь тренироваться в безопасном режиме.
Этот материал был подготовлен с помощью нашего внешнего редактора. Добавить пост
Как тормозить на лыжероллерах: 9 способов
Автор: Дима Михалев · Опубликовано 02.07.2020 · Обновлено 04.07.2020
Торможение на лыжероллерах — навык, которым должен обладать каждый лыжник. На специальных лыжероллерных трассах торможение понадобится редко. Но если тренировки проходят в общественных местах или на проезжей части, нужно быть готовым к любой ситуации.
В статье расскажем, как тормозить на роллерах, и как устроены системы торможения для лыжероллеров.
Тормоза для лыжероллеров
Первый, самый надежный и безопасный способ торможения — тормоза для роллеров. Их производят разные бренды, в том числе Fischer.
В России они пока не популярны. Цена на тормозные системы соизмерима с ценой роллеров, да и найти их в продаже не так просто. Тем не менее, роллерные тормоза можно купить на Ebay.
Способы торможения на лыжероллерах
Решили обойтись без тормозов? Вот еще 8 способов торможения на роллерах:
Все способы продемонстрированы на видео ниже.
Самые эффективные способы — торможение плугом (V-образное) и T-образное торможение. Самое эффективное экстренное торможение — конечно, съезд на обочину.
Как тормозить на роллерах? Видео инструкция
Видео от Антона Суздалева
Видео торможения на лыжероллерах от Андрея Мелихова.
Способы торможения на лыжероллерах и советы для начинающих от Александра Безгинова
Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью — пишите в комментариях.
Подписывайтесь на нас в Telegram, ЯндексДзен, Вконтакте и Facebook
Тормоза у роллеров?
Существуютли какие-нибудь приспособления для торможения на лыжероллерах, аналогичные тормозам на рликовых коньках?
Может есть какие-нибудь испытаные самоделки или промышленные образцы?
Тормоз на роликовых коньках снял в магазине при покупке. Кончтрукция глупость страшная. На роллерах тормозить лучше всего аналогично роликам (только осторожнее и с меньшей амплитудой). Ну а экстренных способом торможения (кроме прыжков в кювет) не существует.
Правда где-то видел роллеры с тормозами (но не скоростные модели) и с ограничителем скорости.
Лучшая рекомендация для безболезненного торможения повышать координацию и тренироваться управлению на роликовых коньках (по собственному опыту)
Est’ «reduktory skorosti», no imi nado pol’zovat’sya zaranee.
Iz «extrennyh» sposobov tormozheniya rabotet pryzhok v travu na obochine. U menya eto reflektorno srabatyvaet.
второго сорта, а только в США производятся лыжероллеры с тормозами и понижителями скорости и заводские резаки для лыжни и супер бороны.
Тормоз работает так: выдвигая стопу вперед зажимается задний ролик рычагом прикрепленным к голени.
Вопрос торможения на роллерах очень актуальный, т.к. часто катаемся по проезжей части и с виражами. Сколько детей и взрослых бьется на роллерах на всех сборах и л/р трассах каждый год из-за неуправляемости на спусках и невозможности затормозить, а ведь асфальт не снег.
Я предполагаю, что можно приладить что-то вроде вело тормозов, а тормозной рычаг на лыжной палке, соединяются тросиком.
Влияние различных факторов на эффективность торможения на лыжероллерах
В статье подробно описаны и проиллюстрированы различные способы торможения на лыжероллерах. К основным способам отнесены: «V-образное торможение ступающим плугом», «переступанием змейкой», «аэродинамическое», а также эффективное для коньковых лыжероллеров «T-образное торможение упором». В качестве дополнительных способов снижения скорости на лыжероллерах приведены торможение «восьмеркой», «разворотом», «кругами» и «съездом на грунт». Даны рекомендации по использованию различных способов торможения в зависимости от технической подготовленности спортсмена, скорости передвижения и предполагаемого темпа ее снижения. Рассмотрено влияние на эффективность торможения на лыжероллерах таких факторов, как уровень жесткости и диаметр колес, вид лыжероллеров, рельеф трассы, скорость передвижения, влажность и температура окружающей среды.
Введение
Для снижения скорости передвижения на лыжероллерах используют различные способы торможения. В качестве причин торможения можно отметить: 1) тактическое решение на спуске и после финиша [7, С.90]; 2) появление опасности потери равновесия или падения [6, С.41]; 3) предупреждение столкновений с другими участниками соревнований, зрителями или прохожими; 4) чрезмерная скорость, вызывающая страх падения у неопытных лыжероллистов [3, С.124].
Умение выбрать оптимальный способ торможения, адекватный внешним условиям, позволяет сократить время торможения, повысить результативность гонки, снизить утомляемость [5, С.125], уменьшить риск травматизма при падении и определяет уровень технической подготовленности лыжероллиста. Под повышением эффективности торможения понимаем снижение усилий и энергозатрат спортсмена при сокращении времени на планируемое снижение скорости.
Специфику процесса торможения на лыжероллерах относительно способов снижения скорости на лыжах обуславливают следующие особенности: 1) снаряжения, в первую очередь, по наличию, уровню жесткости и диаметру колес, влияющих на силу трения качения [9]; 2) качество твердого и жесткого покрытия трассы; 3) диапазон приемлемой температуры и влияние влажности внешней среды на скорость передвижения. В силу вышеуказанных отличий неэффективны некоторые известные способы торможения на лыжах, а именно «соскальзыванием», «падением» или «палками» [4, С.155], а относительную сложность торможения лыжники считают основным недостатком лыжероллеров [8, C.225].
Торможение соскальзыванием нереализуемо на лыжероллерах в связи с заменой скольжения, как механизма передвижения, на качение [1, С.24]. Падение с лыжероллеров на асфальт ведет к существенным травмам, поэтому торможение падением применяется только в исключительных случаях для предотвращения опасных столкновений. Для обучающихся передвижению на лыжероллерах важно знать о приемах наиболее безопасного падения: присесть, падать назад в сторону и набок с удержанием палок штырьками назад. Торможение палками оказывает низкое влияние на снижение скорости лыжероллеров, поэтому на практике его имитация обычно служит звуковым сигналом о приближении спортсмена другим участникам движения.
Методы и организация исследования
Использованы методы анализа и обобщения научных и учебно-методических литературных данных, наблюдения за кинематикой и результативностью различных способов передвижения на лыжероллерах, интервьюирования испытуемых на основе системного подхода. В ходе исследования применялись методы структурно-динамического анализа экспериментальных данных, синтеза, группировки, сравнения, научной абстракции и прогнозирования. В качестве испытуемых были выбраны 10 участников международных лыжероллерных гонок квалификации МС и МСМК, 11 участников российских соревнований по лыжероллерам квалификации КМС, 20 спортсменов-любителей и обучающихся передвижению на лыжероллерах с различным уровнем подготовленности. Обобщены результаты анализа экспериментальных данных по выявлению эффективных приемов торможения на различных по рельефу участках лыжероллерных трасс за 2009-2015 гг.
Результаты и их обсуждение
Проведенные исследования показали, что выбор способа торможения прежде всего зависит от вида лыжероллеров (коньковые, классические или для бездорожья) [12, P.1646], уровня технической и функциональной подготовленности лыжероллиста [10, P.155], рельефа трассы [13, P.2837], скорости передвижения и цели торможения (от незначительного снижения скорости до резкой остановки). Причем угол спуска/подъема трассы имеет более важное значение, чем скорость, в смене элементов техники передвижения на лыжероллерах [11, P.21].
Для сохранения равновесия при выполнении торможения на прямолинейном спуске целесообразно выдвинуть вперед лыжероллеры и несколько выпрямить туловище [6, С.140]. При резких перегибах склона и высокой скорости спуска следует на перегибе спада подавать туловище вперед [6, С.144].
Наиболее широкий диапазон использования различных способов торможения характерен для коньковых лыжероллеров, применяемых как в тренировочном, так и в гоночном режимах. К основным способам торможений на коньковых лыжероллерах можно отнести:
1) V—образное торможение лыжероллерами «ступающим» плугом – предполагает клиновидное расположение лыжероллеров путем разведения в стороны только пяточной части при соединении их носков и передвижение вперед короткими шагами-прокатами с помощью палок, эффективно как для новичков, так и при высокой скорости передвижения, применяется для всех видов лыжероллеров на любом рельефе для быстрого снижения скорости и дальнейшей остановки (рисунок 1). На большой скорости требует высокой технической подготовки.
Выполняют на спусках путем симметричного разведения пяток параллельно расположенных лыжероллеров в стороны, ставят лыжероллеры на внутренние стороны, равномерно распределяя массу тела на обе ноги. Короткими шагами переступают с ноги на ногу, перемещая их вперед под углом друг к другу так, чтобы не происходило перекрещивания носковых частей. Туловище выпрямляют, несколько отклоняя назад, сгибают ноги и соединяют колени.
1.2.
Рисунок 1 – Элементы торможения «ступающим плугом»
Следует обратить внимание, что величину торможения и скорость спуска можно регулировать за счет изменения давления на каблук ботинка, угла разведения пяток лыжероллеров в стороны, уровня сгибания ног в коленных суставах и сближения коленей. Торможение прекращают параллельной постановкой лыжероллеров.
Иногда этот вид торможения называют «V-торможением», а также «обратным коньковым торможением», так как процесс зеркален коньковому разгону благодаря замене набора скорости путем разгибания ноги на гашение скорости путем сгибания ноги.
2) T-образное торможение лыжероллерами упором («T-торможение») – предполагает перпендикулярное расположение лыжероллеров путем отведения назад под углом к движению тормозящего лыжероллера, требует высокой технической подготовленности и хорошей координации спортсмена, применяется преимущественно для снижения скорости перед поворотом или другим маневром для всех видов лыжероллеров на любом рельефе (рисунок 2).
1.2.
3.
Рисунок 2 – Элементы торможения упором
Лыжероллер переставляют на нужный угол и переходят в качение на нем, отталкиваясь другим. Переступание выполняют несколько раз в зависимости от скорости и планируемого угла поворота. Ноги ставят параллельно друг другу, но под углом к основному направлению движения, для выполнения поворота массу тела переносят внутреннее ребро внешнего лыжероллера и осуществляют резкое отталкивание коротким толчком палкой или ногой, расположенной на внешней стороне траектории поворота. Степень торможения регулируют путем изменения радиусов поворотов-«змейки», величины «закантовки» и ее загрузки массой тела.
1.2.
3.
Рисунок 3 – Элементы торможения «переступанием змейкой»
1.2.
3.
Рисунок 4 – Элементы торможения «восьмеркой»
Выполняют на спусках, ноги ставят зеркально друг другу, под углом к основному направлению движения, для смены направления движения ног относительно центральной оси траектории движения и осуществляют одновременное резкое отталкивание двумя палками. Важно иметь ввиду, что для выполнения торможения следует делать упор ногами при сведении лыжероллеров, так как если выполнять упор на ноги при разведении лыжероллеров, то происходит ускорение движения.
5) Аэродинамическое торможение предполагает незначительное снижение скорости за счет тормозящей силы сопротивления воздуха относительно поверхности тела лыжероллиста, применяется для всех видов лыжероллеров на равнинном или пологом рельефе (рисунок 5).
1.2.
Рисунок 5 – Элементы аэродинамического торможения
Притормаживание при движении против естественного воздушного потока выполняют путем принятия менее аэродинамичной позы, для этого распрямляют корпус во весь рост и разводят руки в стороны. Рекомендуется дополнительно выполнять переступание лыжероллерами.
6) Торможение разворотом – предполагает быструю остановку за счет выполнения крутого петлеобразного поворота поперек направления основного движения, применяется для всех видов лыжероллеров на равнинном или пологом рельефе, если позволяет ширина трассы и достаточно высока техническая подготовленность спортсмена, иначе велик риск падения (рисунок 6).
Выполняют путем резкой смены направления движения параллельных лыжероллеров до полной остановки.
1.2.
3.
Рисунок 6 – Элементы торможения разворотом
7) Торможение кругами – предполагает медленное постепенное снижение скорости благодаря движению по круговой траектории большого радиуса до полной остановки, применяется для всех видов лыжероллеров на равнинном рельефе (рисунок 7).
1.2.
3.
Рисунок 7 – Элементы торможения кругами
8) Торможение съездом на грунт – предполагает перемещение с основной трассы с твердым асфальтовым покрытием на обочину с более мягким грунтом для постепенного снижения скорости (рисунок 8).
1.2.
3.
Рисунок 8 – Элементы торможения съездом на грунт
Лыжероллеры для бездорожья, отличающиеся колесами большего диаметра (до 250 мм) из более мягкого материала (обычно резиновые), обычно обеспечивают торможение за счет дополнительно встроенного тормозного механизма и регулятора скорости (рисунок 9). Для выполнения торможения с помощью тормозного механизма рекомендуется перейти на одношажный одновременный ход и тормозить путем постепенного выдвижения одной ноги вперед, наклонив туловище вперед, а массу тела перенеся назад, при этом чем больше отклонение туловища и ноги, тем эффективнее торможение.
Рисунок 9 – Лыжероллеры для бездорожья с тормозным механизмом
Результаты проведенного анализа показывают, что на эффективность торможения на лыжероллерах существенное влияние оказывают различные факторы:
Следует отметить, что «Международными правилами лыжных соревнований» (ICR, 2014) для лыжероллистов установлены требования к диаметру колес лыжероллеров, который не должен превышать 100 мм, и необходимость использовать лыжные палки со специальными лыжными наконечниками, а также носить шлемы и защитные очки утвержденного образца [2, С.89]. Для безопасного передвижения на лыжероллерах наибольшее значение имеет техническая и функциональная подготовленность спортсмена, тем не менее важность использования защитного шлема и очков обоснована результатами проведенного исследования.
Заключение
Установлено, что наиболее эффективными способами торможения на классических лыжероллерах являются «V-образное торможение ступающим плугом» для более быстрого торможения, «переступанием змейкой» для постепенного снижения скорости и «аэродинамическое» торможение для незначительного замедления. Помимо вышеуказанных способов снижения скорости на коньковых лыжероллерах также особенно эффективно применение «T-образного торможения упором», которое позволяет резко остановиться. К дополнительным способам торможения лыжероллерами можно отнести следующие виды торможения: «восьмеркой», «разворотом», «кругами» и «съездом на грунт».
На эффективность торможения на лыжероллерах оказывают существенное влияние такие факторы, как уровень жесткости и диаметр колес, вид лыжероллеров, рельеф трассы и скорость передвижения, влажность и температура окружающей среды.
Литература
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОСОБОВ ТОРМОЖЕНИЯ НА ЛЫЖЕРОЛЛЕРАХ: КОНСПЕКТ
Ранее мы рассказывали вам, из каких источников поклонники лыжероллеров могут черпать важную и полезную информацию. Один из них — научный журнал “Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта”. Сегодня мы хотим поделиться с вами кратким конспектом статьи авторства Андрея Меликова, Сергея Корсакова и Елены Андреевой, в которой подробно описаны и проиллюстрированы различные способы торможения на лыжероллерах.
Авторы отмечают, что для снижения скорости передвижения на лыжероллерах используют различные способы торможения.
В качестве причин торможения можно отметить:
1) тактическое решение на спуске и после финиша
2) появление опасности потери равновесия или падения
3) предупреждение столкновений с другими участниками соревнований, зрителями или прохожими
4) чрезмерная скорость, вызывающая страх падения у неопытных лыжероллистов.
Умение выбрать оптимальный способ торможения, адекватный внешним условиям, позволяет сократить время торможения, повысить результативность гонки, снизить утомляемость, уменьшить риск травматизма при падении и определяет уровень технической подготовленности лыжероллиста.
Специфику процесса торможения на лыжероллерах относительно способов снижения скорости на лыжах обуславливают следующие особенности:
1) снаряжения, в первую очередь, по наличию, уровню жесткости и диаметру колес, влияющих на силу трения качения
2) качество твердого и жесткого покрытия трассы
3) диапазон приемлемой температуры и влияние влажности внешней среды на скорость передвижения.
Падение с лыжероллеров на асфальт ведет к существенным травмам, поэтому торможение падением применяется только в исключительных случаях для предотвращения опасных столкновений. Для обучающихся передвижению на лыжероллерах важно знать о приемах наиболее безопасного падения: присесть, падать назад в сторону и набок с удержанием палок штырьками назад.
Торможение палками оказывает низкое влияние на снижение скорости лыжероллеров, поэтому на практике его имитация обычно служит звуковым сигналом о приближении спортсмена другим участникам движения.
Авторы исследования отмечают, что выбор способа торможения, прежде всего, зависит от:
1) вида лыжероллеров (коньковые, классические или для бездорожья)
2) уровня технической и функциональной подготовленности лыжероллиста
4) скорости передвижения и цели торможения (от незначительного снижения скорости до резкой остановки).
К основным способам торможений на коньковых лыжероллерах можно отнести:
1) V-образное торможение лыжероллерами «ступающим» плугом – предполагает клиновидное расположение лыжероллеров путем разведения в стороны только пяточной части при соединении их носков и передвижение вперед короткими шагами-прокатами с помощью палок.
Способ эффективен как для новичков, так и при высокой скорости передвижения, применяется для всех видов лыжероллеров на любом рельефе для быстрого снижения скорости и дальнейшей остановки.
Выполняют на спусках путем симметричного разведения пяток параллельно расположенных лыжероллеров в стороны, ставят лыжероллеры на внутренние стороны, равномерно распределяя массу тела на обе ноги. Короткими шагами переступают с ноги на ногу, перемещая их вперед, под углом друг к другу так, чтобы не происходило перекрещивания носковых частей. Туловище выпрямляют, несколько отклоняя назад, сгибают ноги и соединяют колени. Следует обратить внимание, что величину торможения и скорость спуска можно регулировать за счет изменения давления на каблук ботинка, угла разведения пяток лыжероллеров в стороны, уровня сгибания ног в коленных суставах и сближения коленей. Торможение прекращают параллельной постановкой лыжероллеров.
2) T-образное торможение лыжероллерами упором («T-торможение») – предполагает перпендикулярное расположение лыжероллеров путем отведения назад под углом к движению тормозящего лыжероллера, требует высокой технической подготовленности и хорошей координации спортсмена, применяется преимущественно для снижения скорости перед поворотом или другим маневром для всех видов лыжероллеров на любом рельефе.
Выполняют, поставив одну ногу сзади другой так, чтобы задний тормозящий лыжероллер был расположен под углом 90 градусов к направляющему или с незначительным отклонением от этого угла, для чего первоначально переносят массу тела на идущий по направлению движения лыжероллер. Пятку заднего тормозящего лыжероллера отводят в сторону, ставят его под прямым углом, «закантовывая» на внутреннюю сторону с постепенной загрузкой массой тела. Степень торможения регулируют путем пропорционального увеличения загрузки лыжероллера массой тела, что в свою очередь влияет на величину «закантовки». Следует контролировать положение слегка согнутых в локтевых суставах рук и лыжных палок – кисти на уровне бедра, штырьки палок за туловищем, палки не касаются опоры. Торможение прекращают постановкой тормозящего лыжероллера параллельно прямоидущему.
3) Торможение переступанием «змейкой» – предполагает поочередную смену направления движения параллельных лыжероллеров под углом в сторону по волнообразной линии за счет отталкивания ногами, позволяет изменять как скорость, так и направления движения и применяется для всех видов лыжероллеров на пологих склонах и на равнине, если позволяет ширина трассы для выполнения маневра.
Лыжероллер переставляют на нужный угол и переходят в качение на нем, отталкиваясь другим. Переступание выполняют несколько раз в зависимости от скорости и планируемого угла поворота. Ноги ставят параллельно друг другу, но под углом к основному направлению движения, для выполнения поворота массу тела переносят внутреннее ребро внешнего лыжероллера и осуществляют резкое отталкивание коротким толчком палкой или ногой, расположенной на внешней стороне траектории поворота.
4) Торможение «восьмеркой» – предполагает одновременное разведение в сторону носочных частей обоих лыжероллеров и последующее их сведение по «восьмеркообразной» траектории движения двух ног, применяется для всех видов лыжероллеров на пологих склонах или на равнине для снижения скорости.
Выполняют на спусках, ноги ставят зеркально друг другу, под углом к основному направлению движения, для смены направления движения ног относительно центральной оси траектории движения и осуществляют одновременное резкое отталкивание двумя палками. Важно иметь в виду, что для выполнения торможения следует делать упор ногами при сведении лыжероллеров, так как если выполнять упор на ноги при разведении лыжероллеров, то происходит ускорение движения.
5) Аэродинамическое торможение предполагает незначительное снижение скорости за счет тормозящей силы сопротивления воздуха относительно поверхности тела лыжероллиста, применяется для всех видов лыжероллеров на равнинном или пологом рельефе.
Притормаживание при движении против естественного воздушного потока выполняют путем принятия менее аэродинамичной позы, для этого распрямляют корпус во весь рост и разводят руки в стороны. Рекомендуется дополнительно выполнять переступание лыжероллерами.
6) Торможение разворотом – предполагает быструю остановку за счет выполнения крутого петлеобразного поворота поперек направления основного движения, применяется для всех видов лыжероллеров на равнинном или пологом рельефе, если позволяет ширина трассы и достаточно высока техническая подготовленность спортсмена, иначе велик риск падения.
Выполняют путем резкой смены направления движения параллельных лыжероллеров до полной остановки.
7) Торможение кругами – предполагает медленное постепенное снижение скорости благодаря движению по круговой траектории большого радиуса до полной остановки, применяется для всех видов лыжероллеров на равнинном рельефе.
8) Торможение съездом на грунт – предполагает перемещение с основной трассы с твердым асфальтовым покрытием на обочину с более мягким грунтом для постепенного снижения скорости.