Как тональность влияет на настроение
Что такое тональности и как их использовать? 7 заповедей музыканта
Понятие «тональность» гораздо проще, чем может показаться, если открыть музыкальный словарь.
Вы наверняка слышали это слово в быту. Например, когда от собеседника требуют более уважительного отношения, говорят «смени тон». А водители иногда называют тональностью звук двигателя.
Что же такое тональность в музыке, сколько их и зачем они нужны? Об этом поговорим в этой статье.
Звукоряд, лад, тоника
Чтобы понять, что же такое тональность, нам необходимо сперва разобраться с некоторыми понятиями. И давайте начнем с лада.
Звукоряд — это звуки, располагающиеся друг за другом в восходящем или нисходящем порядке. Вы знаете, что нот всего семь и каждая располагается на своей ступени. Соответственно, ступеней тоже семь. Если выстраивать звукоряд от ноты До, то нота До будет располагаться на первой ступени, Ре — на второй, Ми — на третьей… Если строить звукоряд от ноты Ми, то нота Ми станет первой ступенью, Фа — второй и т.д.
Лад – это взаимосвязь звуков между собой, их согласованность и слаженность. В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени. Их принято обозначать римскими цифрами. I, III, V ступени – устойчивые, опорные, к ним тяготеют неустойчивые – подвижные звуки, расположенные на II, IV, VI, VII ступенях:
Неустойчивые звуки отражают незавершенность музыкальной мысли. Но когда неустойчивый звук переходит в устойчивый, мысль становится завершенной и это называется разрешением.
Вот пример того, как звучит незавершенная музыкальная мысль:
Существует довольно расхожая история о том, как сын И.С. Баха импровизировал на клавесине, в то время как его великий отец спал. Мальчик закончил свою импровизацию на неустойчивом аккорде и удалился от инструмента. Иоганн Себастьян проснулся, вскочил с постели, подбежал к клавесину, разрешил аккорд и помчался догонять сына, чтобы проучить его.
Самой главной среди устойчивых ступеней, является тоника – первая ступень. Сочетание I III V ступеней дают тоническое трезвучие, которое характеризует звучание лада, создают его окраску:
Мажор – лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с БОЛЬШОЙ терцией в основании. Звучит мажор ярко, жизнеутверждающе.
Минор — лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с МАЛОЙ терцией в основании. Звучит минор печально, драматично.
Тональность и гамма
Теперь, когда мы знаем что такое лад, можно переходить к главному вопросу – что же такое тональности и как их использовать.
Мажорный и минорный лад так же, как и звукоряд можно построить от любой ноты. Нота, от которой мы строим лад называется тоникой.
Тональность – это лад, у которого есть определенная тоника.
Каждая тональность имеет свое название, которое формируется из двух составляющих: первая – тоника; вторая – лад. Допустим, тоника – нота До, а лад – мажор. Значит тональность будет называться До мажор. Или тоника – нота Ми, а лад минор. Значит тональность – Ми минор.
Если сыграть по порядку звуки какой-либо тональности от тоники до тоники, то получится гамма. Например, сыграем от ноты До восемь нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.
Получилась гамма. Кстати, она называется также, как и тональность – До мажор. А если взять за основу ноту Ля, и сыграть восемь нот, то получится гамма Ля минор.
Но почему в случае с нотой До, гамма будет иметь мажорный окрас, а в случае с нотой Ля – минорный? Давайте разбираться.
Как вы знаете, расстояние между звуками измеряется тонами и полутонами. В гаммах, расстояние между звуками должно соответствовать специальной формуле. Вот формула для мажорной гаммы:
А вот формула для минора:
Вот и получается, что гамма, построенная от ноты До полностью совпадает с формулой мажора. Гамма от ноты Ля, совпадает с формулой минора. Вот как эти гаммы будут выглядеть в нотной записи:
А что, если нам нужно выстроить мажорную гамму от ноты Соль? Думаю, вы уже догадались – нужно расставить звуки в соответствии с формулой. Вот что получится:
Как видите, для соблюдения формулы, нам пришлось использовать знак альтерации — диез. Так нота Фа превратилась в Фа диез.
В гамме Ми минор, нам также придется использовать знак альтерации и это снова будет ФА ДИЕЗ. Посмотрите на изображение:
Вы могли заметить, что гамма До мажор и Ля минор не имеют знаков альтерации; гамма Соль мажор и Ми минор имеют 1 знак альтерации. А в гамме Ре мажор, как и в гамме Си минор будет два диеза. Закономерно то, что гаммы с одинаковым количеством знаков альтерации, идут парами: До и Ля — ПАРА, Соль и Ми — ПАРА, Ре и Си – ПАРА. Такие гаммы (а значит и тональности) называются ПАРАллельными.
Параллельные тональности
Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.
Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.
Как найти параллельную тональность
Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.
Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.
Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:
Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.
Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:
В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.
Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:
Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора. В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.
Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.
Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.
Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:
Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:
Одноименные тональности
Как мы уже сказали, Тоника + Лад = тональность. Если мы возьмем за тонику ноту «До» и подставим мажорный лад, то получим тональность До мажор. А если возьмем ту же ноту «До» и подставим минорный лад, то получим тональность До минор.
Такие тональности называются ОДНОИМЁННЫМИ. У них одна тоника, но разный лад, а соответственно, разные звуки. Чтобы от ноты До построить минорную гамму, нам нужно вспомнить формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) и ввести необходимые знаки альтерации — в данном случае Си, Ми и Ля бемоли.
Энгармонизм тональностей
Тональности могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но также они могут быть энгармонически равными. Давайте разберемся, что это значит.
Энгармонически равные тональности – это тональности, которые обладают одинаковым звучанием, но в нотах записаны разными нотами и имеют разные знаки альтерации. Например, тональность Ми бемоль минор энгармонически равна тональности Ре диез минор. Тональность Ля диез мажор энгармонически равна тональности Си бемоль мажор.
Для чего нужны тональности
Что такое тональности мы усвоили. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как их использовать.
В прежние времена, тональности имели гораздо более глубокий смысл нежели сейчас. Так в музыке И.С. Баха тональности символизировали различные евангельские сюжеты. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха, вы можете прочитать у В.Б. Носиной.
В музыке эпохи романтизма, композиторы также наделяли тональности особыми смыслами. Ми бемоль мажор, к примеру, использовали, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор употребляли для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.
В XX веке композиторы Новой венской школы (Шенберг, Берг, Веберн), решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и раздвинули музыкальные рамки, в связи с чем появилась атональная музыка. Особо любопытным из вас, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шёнберга – именно с ним связывают начало атональности.
В наши дни семантика тональностей утратила свое значение, а вот практическая составляющая осталась. Давайте более подробно поговорим о том, зачем нужны тональности и как их использовать.
Самое первое и понятное значение тональности – настроение. Как вы помните, тональность обладает мажорным или минорным ладом, от которого зависит настроение музыки. Бывают и такие случаи, когда минорное произведение звучит бодро и живо, а мажорное наоборот погружает в задумчивое состояние, нагоняя воспоминания и легкую тоску. Этих оттенков можно достичь, скорее, за счет фактуры, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. Тональность же, сразу дает понять какое настроение несет музыка.
Второе значение тональностей связано с удобством. Музыканты, которые аккомпанируют вокалистам, часто сталкиваются с ситуацией, когда вокалист «не в голосе» и просит сыграть на тон-полтора ниже оригинальной тональности, дабы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может транспонировать переложить музыкальное сочинение из одной тональности в другую транспонировать на ходу и играть в разных тональностях одно и то же произведение.
Сколько тональностей всего
Итак, мы выяснили, что у каждой тональности есть сестра – параллельная тональность. Также, тональности могут энгармонически заменять друг друга. А теперь давайте узнаем, сколько тональностей всего.
Если сосчитать все белые и черные клавиши в одной октаве , то их получится 12 (7 белых клавиш и 5 черных). От каждой из них, мы можем построить гамму, соответственно, получим 12 тональностей. Но мы не должны забывать про одноименные тональности. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности – 12 мажорных и 12 минорных.
Чисто теоретически, мы можем получить 30 тональностей:
2 — без знаков альтерации
14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)
14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)
Тональности, в которых больше 6 знаков альтерации существуют в теории, но на практике не используются. Их логично заменить энгармонически равными тональностями. Например: в До диез мажоре 7 знаков, а в энгармонически равном Ре бемоль мажоре – 5. Таким образом, тональности с большим количеством знаков заменяют на энгармонически равные и остается 24 тональности, которые реально используются.
В таблице ниже, вы найдете названия всех 30 тональностей, их буквенное обозначение и количество знаков альтерации для каждой.
Порядок Диезов и бемолей
Диезы и бемоли могут встречаться в нотном тексте внезапно, неожиданно. В таком случае, они называются случайными. Но также, они могут быть изображены рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Такие знаки называются ключевыми. Именно ключевые знаки указывают нам на тональность произведения. Важно запомнить, что диезы и бемоли располагаются на линейках в строгой последовательности, которую нужно запомнить.
Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Вот как это выглядит в скрипичном и басовом ключах:
Бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА:
Как располагаются знаки при ключе, вы теперь знаете и можете этот порядок заучить как считалочку. Но как определить, сколько знаков в той или иной тональности? Конечно, можно выучить наизусть как таблицу умножения, но есть другой способ, о котором вы можете узнать из статьи «Кварто-квинтовый круг тональностей» .
Очень надеюсь, что статья оказалась интересной и вы поняли, что такое тональности, зачем они нужны и как их использовать. Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорого!
Как тональность влияет на настроение
Charpentier (1682), Masson (1697), J.Mattheson (1739), Hawkins, (1776), Knecht(1792), Christian Schubart (1806), Gervasoni (1812), Weikert (1827), Schumann (1835), Schilling (1835), Helmholtz (1863), Moore (1854), Pauer (1876), Hugo Riemann (1893), Albert Lavignac (1907), Ralph Dunstan (1925)
А.Н.Скрябин, Н.А.Римский-Корсаков, Б.В.Асафьев
“Совершенно чистый. Невинность, чистота, наивность, голос ребенка”
“Веселый и воинственный”
“Радостный и чистый”
“Состояние природы, девственная чистота и целомудрие, очаровательная невинность молодости”
“Непринужденность и благородство”
“Радостный и чистый; невинность и простота”
“Простой, неприукрашенный”
“Совершенно чистый”
“Чистый, уверенный, решительный; выражающий невинность, твердое намерение, мужественную серьезность и глубокое религиозное чувство”
“Смелый, энергичный, повелительный, подходит для отражения войны или предпринимательства”
“Чистый, уверенный, решительный, полон невинности, серьезности, глубоких религиозных чувств”; “Простой, наивный, откровенный”
“Белый”
“Красный” (Скрябин)
“Признание в любви, и в то же время жалобная песнь несчастной любви. Всякая тоска, жажда, томление души, ищущей любви, скрыты в этой тональности”
“Тон в высшей степени сладостный, но вместе с тем печальный…”
“Мрачный и грустный”, “Жалобный”
“Наполнен сдержанной силой, страстной пульсацией. Скорее умеренность, чем энергичность”; “Мрачный, драматичный, сильный”
“Выражает мягкость, желание, грусть, серьезность и страстную напряженность.
До-минор лучше всего подходит для изображения сверхъестественного. Едва заметное желание, важность и горделивая серьезность”
“Хитрая тональность, перерастающая из скорби в восторг. Она не способна смеяться, может лишь улыбаться; не способна рыдать, может лишь изобразить гримасу плача. Подходит только для необычных персонажей и настроений”
“Полнота звука, звонкость и благозвучие”; “Очень темный”
“Всегда maestoso! Des-dur! Не так ли? Но все же он велик и возвышает душу […] Если бы только он не хотел всегда умереть!” (Бетховен, 1822)
“Фиолетовый”
“Темноватый, теплый, багряный”
“Красное зарево”
“Очаровательный, вежливый, безмятежный”
“Радостное летнее настроение. Сиеста в тени зеленых деревьев, на ароматной траве среди благоухающих цветов и жужжащих насекомых ” (Гуго Риман, впечатления от прослушивания ХТК Баха)
“Покаянный плач, молитва, друг и помощник жизни; Тоска, разочарования дружбы и любви лежат в его пределах”
“Преисполненный достоинством и вдохновением. Серьезный и грустный. Благородные чувства, глубокие и сильные”
“Отчаяние”; “Жестокий, зловещий, или очень мрачный”
“Триумф, возгласы “Аллилуйя”, боевые кличи, победное ликование. Вдохновляющие симфонии, марши, праздничные песни и небесно-торжественные хоралы в этой тональности”
“Радостный и очень воинственный”
“Веселье и великолепие”
“Приятный, радостный, яркий, победная песнь»
“Песни, преисполненные веселья и ликования; грандиозность и великолепие”
“Воинственный пыл”
“Величественный и благородный, полон жизни и воодушевления, подходит для самого возвышенного”
“Грандиозный, величественный, помпезный, идеален для триумфальных процессий, фестивальных маршей и произведений величавого характера”
“Веселый, искрящийся, живой”
“Отражает весеннее настроение. Беззаботные существа, весело разбрасывающие цветы, грациозный и притягательный, скорее, чем сильный и выразительный” (Риман, ХТК)
“Желтый, яркий”
“Дневной, желтоватый, солнечный, царственный, властный”
“Cолнечные лучи, блеск именно как интенсивное излучение света (если в жаркий день смотреть с горы Давида на Тифлис!)”
“Серьезный и праведный”
“Обладает теми же качествами, что и Фа-мажор, но оттенок тяжелее и мрачнее, печальней, торжественней и грандиозней”
“Эта тональность заключает в себе нечто возвышенное и спокойное, и вместе с тем – нечто великое, приятное и радостное, поэтому в церковных произведениях она способствует настроению благоговейному, а в простой жизни – безмятежному”
“Выражает смягченные чувства меланхолии, печали, тревоги и торжественности”
“Грустное произведение, преисполненное благородства и чистых чувств” (Риман, ХТК)
“Серьезный, сосредоточенный”; “Скорбный; звучный; естественный” (Берлиоз, для скрипки)
“Меланхоличная женственность, хандра, нечто, заставляющее задуматься”
“Жесткий и тяжелый”; “Звучный, энергичный, рыцарственный”;
“В этом тоне много патетического, он не подходит ни для каких сочинений, кроме серьезных и вместе с тем жалобных, также ему претит всякая пышность”
“Тональность любви, молитвы, и глубокой близости к Богу”
“Полная, сочная, мягкая, и прекрасная: этой тональностью наслаждаются все музыканты, пусть её характер не столь определен как у других, закономерность её красоты делает её всеобщей любимицей”
“Может похвастаться разнообразностью. Серьезная и торжественная, в тоже время образец мужества и решительности, придает произведению блестящий, устойчивый и горделивый характер. Можно обозначить как в высшей степени мужественную тональность”
“Стальной цвет с металлическим блеском”
“Темный, сумрачный, серо-синеватый (тональность «крепостей и градов»)”
“Ощущение синевы неба, даже лазури ”
“Жуткий, ужасающий”; “Глубоко печальный”
“Чувство тревоги, глубочайшей душевной боли, нависшего отчаяния, черного уныния, самое мрачное состояние души. Всякий страх, сомнение, содрогание сердца исходят от этого ужасного Ми-бемоль-минора. Если бы призраки могли говорить, они говорили бы в этой тональности”
“Самая темная и мрачная тональность. Редко используется”
“Ясные глаза, полные любви, глубокие вздохи боли и ограниченность человека, способного постичь лишь малую частицу божественной воли. Глубокое торжество, благородство чувств в этой мелодии” (Риман, ХТК)
“Яркие радостные возгласы, радостный смех, и вместе с тем незавершенное, неполное удовольствие звучат в Ми-мажоре”
“Поднимающий настроение”; “Яркий”; “Излучающий свет, теплый, радостный”
“Восторг, великолепие, блеск; самая яркая и мощная тональность”
“Яркий и чистый, подходит для всего блестящего”
“С несравненной полнотой выражает отчаяние или смертельную печаль; он особенно годен в тех крайних любовных делах, где уже ничем нельзя помочь и не на что надеяться, и при определенных обстоятельствах имеет в себе нечто столь пронзительно-прощально-печально-проникновенное, что может быть сравним разве что с фатальным расставанием души и тела” (И.Маттезон)
“Сочный зеленый, весна в самом расцвете. Колышущиеся ветви, украшенные свежей листвой” (Риман, ХТК)
“Сине-белесоватый”
“Синий, сапфировый, блестящий, ночной, темно-лазурный”
“Ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное”
“Наивное, женственно-невинное признание в любви, безропотный плач; вздохи, плач без слез; эта тональность говорит о будущей надежде на разрешение в чистый счастливый До-мажор”
“Женственный, влюбленный, жалобный”; “Грустный, взволнованный”
“Печаль, скорбь, беспокойство духа”; “Убедительный, мягкий, нежный”
“Ей лишь с большим трудом можно придать оттенок радости; это случается, если автор желает написать нечто задумчивое, глубокомысленное, взволнованное и печальное, но одновременно надеется принести утешение. Подвижная пьеса также может хорошо выйти в этой тональности, но она не должна быть веселой”
“Наполнен страстью, болезненной дрожью и запальчивостью. Созерцательный характер, осень. Падающие листья, оголяющиеся ветви” (Риман, ХТК)
“Дева, облаченная в белое, с розово-красным бантом на груди” (Ф.Шуберт)
“Любезность и спокойствие”; “Простой и чистый, свободный от горечи и меланхолии”
“Мир, радость, свет, мимолетное сожаление, набожное чувство”
“Эта тональность способна изобразить самые прекрасные чувства в этом мире, такие как великодушие, стойкость, любовь…”
“Неистовые и вспыльчивые субъекты” (быстрый темп)
“Богатый, мягкий, умеренный, созерцательный”; “Пасторальный, сельский”
“Несёт мир и радость, но также выражает светлое, мимолетное сожаление – печаль, но не глубокую скорбь. Подходит для выражения религиозных чувств”
“Яснозеленый, пасторальный; цвет весенних березок”
“Глубокое уныние, погребальный плач, мучительные стоны и влечение к могиле”
“Мрачный и горестный”; “Горесть, меланхолия”
“Выражает едва заметную, безропотную, но также глубокую, тяжкую, с некоторой
долей отчаяния или вовсе смертельную, тоску”
“Религиозный, искупительный, мрачный”
“Мучительная тональность, полная меланхолии. Быстро перерастает в страсть”
“Тёмная, одна из самых меланхоличных тональностей, пропитанная более глубокими чувствами, мрачным торжеством, мечтательностью и рефлексией, чем все остальные”
“Замкнутый, угрюмый, или энергичный”
“Триумф над трудностями, вздох облегчения, издаваемый, когда препятствие позади; отголоски души, неистово боровшейся и наконец, победившей, слышны в этой тональности”
“Искрящаяся, очень чистая”
“Между весенне-свежим Ми-мажором и летне-сочным До-диез-мажором, ярче чем первая, но не так сияет как вторая” (Риман, ХТК)
“Мягкая и богатая”, “Тяжелая”, “Добрая и спокойная”
“Кожа зрелого апельсина”
“Тёмная тональность: она притягивает страсть, как собака, вцепившаяся в подол одежды. Обида и недовольство – её язык”
“Несмотря на то, что эта тональность навевает глубокую печаль, вызванное ей чувство оказывается скорее томным и полным любви, чем влекущим мысли о смерти; эта тональность также может выразить состояние человека покинутого, одинокого и мизантропичного”
“Угрюмо-торжественная”; “Грубая, либо лёгкая, воздушная”
“Тёмная, таинственная и призрачная тональность, полная страсти”
“Трагическая, звучная, режущая” (Берлиоз, для скрипки)
“Осень, впрочем, осеннее настроение природы бросает лишь легкую тень на пейзаж; торжественный трепет, глубокая боль” (Риман, ХТК)
“Оранжево-розовый”
“Cветлый, радостный, откровенный; коричневато-золотистый”
“Изумруд газонов после весеннего дождя или грозы”
“Серьезный и величественный”
“Едва ли не самая красивая тональность, поскольку не только соединяет в себе легкую серьезность… с привлекательной веселостью, в ней много также грации и обаяния, она одинаково подходит для нежных, очищающих душу стенаний, как страстной, так и сдержанной мольбы, ей хорошо можно выразить умеренную веселость; она очень гибка”
“Неудовлетворенность, тревога, беспокойство о безуспешном замысле; злостный скрежет зубов; одним словом: негодование и антипатия”; “Наполнен меланхолией”
“Иногда грусть, иногда спокойная радость, мягкое изящество с легким оттенком мечтательной меланхолии. Иногда вырастает в романтически-возвышенное. Эффективно изображает сентиментальное; Если использовать для выражения страстных чувств, сладость характера отберет у чувства всю резкость”
“Созерцательное, серьезное настроение”; “Меланхолия, робость”;
“Меланхоличный, приемлемо звучный, мягкий” (Берлиоз, для скрипки)
“Пурпурно-фиолетовый”
“Характер нежный, мечтательный, цвет серовато-фиолетовый”
“Цвет вишни, если ее разломать”
“Импульсивный, сильный, трезво смотрящий на повседневную жизнь; сверхчувственное представление об идеалах” (Риман, ХТК); “Очень хмурый”
“Эта тональность – невинное признание в любви, удовлетворенность положением дел; надежда увидеть возлюбленную снова после разлуки; юношеская живость и вера в Бога”
“Радостный и пасторальный”; “Золотой, теплый и солнечный”;
“Должен обладать очень сильным воздействием; он блестящ, но более склонен к выражению печальных и скорбных чувств, чем к увеселению”
“Самая красивая, скормная, добрая, мягкая, деликатная, нежная, лишенная диезной дерзости Ля. Каждый автор замечал обаяние этой тональности, приберегая её для самых искренних чувств”
“Наполнена верой и надеждой, излучает любовь и простую неподдельную радость, превосходит все остальные тональности в выражении искренних чувств”
“Свежая и здоровая, жизненная”; “Искренняя, звучная”
“Зеленый”
“Ясный, весенний, розовый; это цвет вечной юности, вечной молодости”
“Скорее радостное, пьянящее настроение, чем световое ощущение, но как таковое приближается к Ре мажору”
“Благочестивая женственность и нежность характера”
“Нежный и жалобный”; “Жалобный, но не немощный”
“Подходит для выражения почти любого движения души. Он мягкий и сверх меры сладостный”
“Выражение нежных, женственных чувств. Наиболее эффективен для изображения спокойной меланхолии Северных наций. Ля-минор также выражает чувство преданности, смешанное с праведной покорностью”
“Что-то бесцветное. Приятное поступательное движение, скорее, чем напряженная борьба или страшный трепет” (Риман, ХТК); “Простой, наивный, простодушный”
“Неунывающая любовь, чистая совесть, стремление, надежда на лучший мир”
“Величественный и радостный”
“Это тон увеселяющий и великолепный, кроме того, в нем есть немного скромности, и поэтому он подходит и для великого, и, вместе с тем, для малого”
“Недостаточно пламенный, чтобы назвать его величественным или грандиозным”
“Любимая тональность классических композиторов. Открытый, откровенный, чистый и яркий. Также выражает спокойное созерцание”
“Благородный, элегантный, изящный”
“Свежий, здоровый, без нежностей и тайн” (Риман, ХТК)
“Стальной цвет с металлическим блеском”
“Несколько темный, сильный ”
“Ощущение цвета слоновой кости ”
“Причудливое существо, часто облаченное в одеяния ночи. Какое-то угрюмое и крайне редко принимающее радостное выражение. Насмехающееся над Богом и всем миром; недовольное собой и всем вокруг; приготовление к самоубийству в этой тональности”
“Мрачный и ужасный”; “Печальные песни”
“Смиренная скорбь”; “Полон мрачных и темных чувств, но редко используется”
“Самый совершенный из всех. Мысль о священной серьезности. Измученное и печальное сердце, молящее Всевышнего о пощаде. Серьезность и достоинство”
“Сильно окрашенный, предвещающий бурные страсти, состоящий из самых сверкающих цветов. Гнев, ярость, зависть, неистовство, отчаяние, всякая тяжесть на сердце в лежит этой сфере”
“Грубый и заунывный”
“По натуре противен, жёсток, крайне неприятен и отвратителен, но не особенно часто употребляется”
“Редко используется. Выражает в fortissimo отвагу и гордость, в pianissimo – ясность и наиболее совершенную чистоту”; “Энергичный”
“Трансцендентальный, наиболее удаленный от повседневности, идеальная сфера бытия чувств. Счастье и восторг души, созерцающей мировую гармонию” (Риман, ХТК)
“Сине-белесоватый”
“Мрачный, темно-синий со стальным серовато-свинцовым отливом; цвет зловещих грозовых туч”
“Терпение, спокойное ожидание своей судьбы, подчинение божественной воле”
“Одиночество и меланхолия”
“Си-минор – черная тональность” (Бетховен)
“Скорбный; высокие нотки способны вызвать сострадание”
“Очень меланхоличный, спокойное ожидание и терпеливая надежда. По наблюдениям нервные люди сильнее подвержены действию этой тональности”
“Серьезный характер. Это не обычная печаль и не немощный стон, а Фаустовский поиск истины, истинная душевная борьба”
“Жестокий или мрачный, но сильный”; “Похоронный или таинственный”
“Очень звучный; дикий, грубый, зловещий, насильственный” (Берлиоз, для скрипки)
Было интересное сообщение от Amphibia о статье Ларисы Кириллиной “О СЕМАНТИКЕ ТОНАЛЬНОСТИ E-DUR В ТВОРЧЕСТВЕ БЕТХОВЕНА”:
Дело здесь конечно, не в ушах, а в голове. Не в акустических свойствах, а в значениях, которыми мы наделяем ту или иную тональность.
И конечно, в исполнительских традициях, формируемых в ту или иную эпоху. Они определяли и особенности восприятия музыки. Вот, например, замечательная статья об этом. И конкретно о ми мажоре (http://www.21israel-music.com/BE-dur.htm):
Меня особенно порадовал вывод Amphibia о том, что: “Дело здесь конечно, не в ушах, а в голове. Не в акустических свойствах, а в значениях, которыми мы наделяем ту или иную тональность. И конечно, в исполнительских традициях, формируемых в ту или иную эпоху. Они определяли и особенности восприятия музыки”.
Интересно, конечно. Но мы вдвоём с учительницей фортепиано решили проще, по цветам радуги:
Тональности чёрных клавиш соединяют в себе по-разному качества соседних белых клавиш.