Как точить резцы по дереву
Заточка и правка инструмента для резьбы по дереву
Попробую, как сумею, выложить собственный опыт, может быть, кому-нибудь, ну и понадобится. 1-ые два принципа уже сформулированы моими учителями. Не погнушаюсь их повторить: «Запаситесь терпением и набивайте руку». Принцип 3-ий, но не из основных: «Неплохой оселок». В 90-х годах корреспондент первого канала ТВ в Стране восходящего солнца Цветов демонстрировал репортаж о японце-столяре, который снимал стружку шириной 18 микрон (может, не микроны, а сотые мм?
Для современного качественного ножа, с твердостью материала клинка под 60HRс, этого уже недостаточно. Обрабатываемая в данный момент плоскость должна быть строго перпендикулярна радиусу круга
Как бы это не выглядело, но наша кромка бреет, держится гораздо дольше заточенных другими способами и, главное, даётся нам меньшим трудом и временем.
У меня приведение в боевое состояние совершенно «убитой» стамески занимает не больше 5-6 минут. В работе все циклы повторять нет необходимости, достаточно слегка поправить лезвие на войлоке. Как часто? Это уже вопрос не заточки, а материала, из которого сделан инструмент и, в меньшей мере, от того, что за дерево вы режете. Но это, как говорится, тема другой статьи.
Вышесказанное относится к правке полукруглых резьба по дереву домовая наличники стамесок. Плоские же стамески, как и ножи с прямым лезвием проще править на оселках. 10 овальных движений с одной стороны, 10 овальных движений с другой стороны, 9 овальных движений с одной стороны, 9 овальных движений с другой стороны, 8 овальных движений с одной стороны… Последние три повторить 3-5 раз. Процедура занимает 1,5-2 минуты на каждом из 2-х оселков. В качестве смазывающей жидкости лучше всего работает (вы не поверите!) слюна, Правда, как уже было упомянуто, стамеска «держит жало» хуже полукруглой, изготовленной из аналогичного материала.
Уголки, пардон, эйсмусы (фу, еле набрал) править не сложнее, чем другой инструмент. Для каждого угла имеем свой резинокорундовый диск под ПЕРВУЮ ПРАВКУ. Для ВТОРОЙ ПРАВКИ изготавливаем из достаточно твёрдого, но и пористого дерева (дуб подойдёт резьба по дереву анапа) специнструмент:
Диск вырезаем, сверлим, насаживаем на штырь, крепим и обрабатываем на токарном станке. Если нет оного, можно измудриться с дрелью, болгаркой и т.д. Требование к держателям — обеспечить устойчивое положение абразива и исключить его перемещение при работе, так как при заточке вам понадобятся обе руки. Наносим пасту резьба по дереву его зарождение и ГОИ на соответствующие места диска и правим наш уголок аналогично правке полукруглой стамески, но без поворотов вокруг оси. Хотя в практике это и избыточно. но мы ведь эстеты. 😉
Хороший уголок-самоделка работает у меня неделями без каких-либо вмешательств после 5-10 минутной правки.Насладитесь. и получите эстетическое удовольствие 😉 http://lib.rus.ec/b/139182/read
В быту популярностью пользуются более доступные по цене комбинированные камни, состоящие из скрепленных между собой водостойким клеем двух половинок разной зернистости. К числу наиболее распространенных следует отнести следующие их разновидности: 100/180; 220/800; 800/4000; 1000/6000 и 1200/8000.
Как работать водным камнем?
Все камни резьба по дереву дубовый лист фото (за исключением редких разновидностей, таких, как Debado, производимых химическим методом) предварительно замачиваются в чистой воде. Для этого подходят глубокие пластмассовые емкости, желательно прозрачные. Вполне удовлетворительны 5-литровые канистры для питьевой воды, с крышками из обрезанных верхних частей. Лучше иметь отдельную емкость для каждого вида камней, чтобы частицы крупного абразива не попали на более мелкие. Время «замачивания» определяется по пузырькам воздуха, которые выделяет брусок. Крупные пористые камни будут выделять пузырьки, впитывая воду около 5 минут резьба по дереву домик для колодца. Более мелкие, средней зернистости, насыщаются за 10–15 минут. Наиболее плотные, мелкозернистые бруски «замачивают» на 15–20 минут.
Затем камень устанавливается на держатель. Их существует великое множество — от покупных и самодельных, до импровизированных, связанных с использованием тисков с резиновыми губками. Как вы понимаете, радиальное сечение рабочей части дубового диска должно точно соответствовать профилю эйсмуса. На мелкозернистых камнях перед правкой надо создать слой суспензии, для чего используется брусок Nagura. Теперь камень готов к работе.
Ну а дальше для художника-технократа вообще » сказки Венского леса «. 😉
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как затачивать и править инструменты для резьбы по дереву
Минимальный комплект оборудования и принадлежностей для заточки и правки
Заточной станок
Затачивать с нуля или перетачивать стамески и ножи вручную на камнях довольно утомительно и долго, поэтому купите обычный заточной станок мощностью не менее 200 ватт. Чем мощнее станок, тем стабильнее будет скорость вращения круга при нажиме на него резцом. Для моих стамесок и ножей небольшого размера вполне достаточно 200-ваттного станочка, хотя есть в хозяйстве и 500-ваттный станок, и даже профессиональный ленточный гриндер для ножеделов.
Заточные станки продаются в комплекте с грубым и более тонким абразивными кругами. Грубый камень снимите вместе с кожухом, а на его место установите кожаный или войлочный круг.
На моем станочке установлен нештатный алмазный круг на алюминиевой основе, поэтому я снял защитный кожух. При работе со штатным абразивным кругом защитный кожух должен быть установлен (для защиты мастера в случае, если камень треснет и разлетится в разные стороны).
Рекомендую на вашем базовом заточном станке использовать штатный абразивный круг – он лучше подходит для заточки стамесок с нуля. Алмазный круг жестче и больше годится для небольшой правки лезвий. Менять круги в процессе работы нежелательно, поскольку они со временем прирабатываются и центруются на валу двигателя. Большинство мастеров предпочитает затачивать инструмент на весу, поэтому снимает опорные площадки заточного станка.
Домашняя мастерская с заточным станком
Совет по технике безопасности: обратите внимание, что станок на фото развернут в обратную сторону и прикреплен к столешнице струбцинами. При таком положении станка вращение кругов происходит «от себя» – такое направление необходимо для безопасной правки инструмента на войлочном или кожаном круге.
Немного теории
Существует огромное количество видов стали, используемых для изготовления резчицких стамесок и ножей. Здесь мы не будем углубляться в металловедение; особенности заточки и правки резцов из разных марок стали вы поймете самостоятельно на практике. В первую очередь важно уяснить, какой угол и геометрию лезвий нужно выдерживать при заточке.
Угол заточки
Поясню на примере. Допустим, у вас есть две стамески разных производителей, изготовленных из разных видов стали. Вы затачиваете обе стамески под 20° и пробуете резать дуб. Одна стамеска прекрасно справляется с испытанием – лезвие не заминается и не крошится, режущая кромка остается острой долгое время. Вторая же стамеска при резьбе быстро садится (предположим, заминается кромка), но это не обязательно означает, что стамеска изготовлена из некачественной стали или плохо закалена. Попробуйте переточить ее под 25° или сделать на кромке микрофаску с внутренней стороны и повторно порезать дуб.
Твердость стали зачастую не главный показатель – так же немаловажно, насколько мягко инструмент режет древесину и поддается заточке. Перекаленные стамески мастера называют «сухими» из-за звука, с которым режется стружка.
Угломер
Каких-то жестких канонов по углам заточки не существует, только условные ориентиры. Допустим, для стамесок: под липу – 15-20°, под дуб – 20-25°. Ножи затачивают даже с меньшим углом.
Некоторые профессиональные резчики используют в работе два комплекта стамесок: одну партию они затачивают под мягкие породы древесины, а другую – под твердые. Но большинство мастеров выбирают для своих резцов усредненный угол заточки – скажем, 22° – и режут одними и теми же стамесками по разным породам древесины.
Со временем вы научитесь определять нужный вам угол заточки резцов визуально и тактильно, а на начальном этапе можете обзавестись специальным угломером или изготовить его самостоятельно из латунной пластины.
Геометрия лезвия
На рисунке представлены два основных варианта правильной заточки лезвий (вид в продольном сечении): обычный клин и вогнутый клин.
Варианты правильной заточки лезвий
Фаска «обычный клин» образуется при ручной заточке на плоском абразивном камне или на ленточном гриндере. Фаска «вогнутый клин» образуется при заточке стамески на точильном станке с цилиндрическим абразивным камнем. Многие мастера предпочитают формировать фаску «вогнутый клин», потому что последующую ручную правку на плоском абразивном камне выполнять будет легче, поскольку придется стачивать не всю поверхность фаски, а только ее края.
Пяточка
На рисунке слева пунктирной линией обозначена «пяточка» резца. Иногда полезно эту «пяточку» сточить, чтобы повысить маневренность инструмента.
Слева: разные варианты заточки с «пяточкой».
Справа: лезвие отлогой стамески со сточенной «пяточкой»
Микрофаска
Можно увеличить стойкость кромки лезвия и при этом не потерять режущих качеств, если выточить на кромке микрофаску. Стойкость лезвия повышается за счет увеличения итогового угла заточки. Микрофаску особенно полезно делать на хрупких лезвиях с высокой степенью закалки. На стамесках микрофаска выполняется с внутренней стороны лезвия.
Слева: микрофаска на лезвии стамески. Справа: микрофаска на лезвии ножа
Ширина микрофаски – не больше 1 мм. Угол микрофаски подбирайте экспериментально, но не более 15°. На плоских лезвиях микрофаску удобно стачивать на плоских абразивных камнях, а на радиусных стамесках ее можно сформировать цилиндрическим оселком или твердым рулончиком тонкой наждачки.
Дефекты заточки
На следующем рисунке показаны типовые дефекты, которых нужно избегать при заточке.
Дефекты заточки: 1 – «Ноготок», 2 – «Седло», 3 – «Линза»
Заточка
Итак, уяснив, к какому результату нужно стремиться, приступаем к заточке. Здесь предполагаем, что стамеску нужно затачивать с нуля (специализированные магазины зачастую продают стамески незаточенными, только с обозначенной фаской), или перетачивать на другой угол, или восстанавливать «убитую».
Лучше всего начинать самообучение с заточки узкой плоской стамески, а затем переходить к полукруглым стамескам, уголкам и ножам. Поначалу можно пустить в расход даже старый плоский напильник или надфиль, потренироваться на недорогих и/или ненужных резцах.
1. Формирование фаски
Позаботьтесь о том, чтобы рабочая зона хорошо освещалась. Налейте в неглубокую баночку обычной воды, поставьте ее рядом со станком. Обязательно засучите рукава, наденьте защитные очки, фартук, усаживайтесь на стул поудобнее и включайте станок. Сначала проверьте геометрию режущей кромки и, если линия кромки кривая, выровняйте ее, стачивая неровности, перемещая лезвие под углом 70-80° к абразивному кругу.
Положение инструмента и рук при заточке на абразивном круге
Далее расположите в руках лезвие под (примерно) необходимый угол заточки и начинайте точить стамеску на весу, систематически остужая ее в баночке с водой. Поначалу такой способ покажется вам сложным и неудобным, поскольку нужно непрерывно удерживать в руках стамеску под одним углом к камню. Но с другой стороны, у вас появляется полная свобода движения инструмента при заточке.
Слева: брак заточки – перегрев режущей кромки. Справа: переточка на кромке стамески. Равномерность образования переточки можно контролировать, слегка покачивая переточку пальцем
2. Тонкая доводка режущей кромки
Добившись переточки, многие начинающие мастера для экономии времени сразу переходят к шлифовке и полировке лезвия на войлочном круге, но это ошибка. После того как вы сбили переточку на войлоке, режущая кромка остается недостаточно острой, поэтому правильнее будет сначала сделать тонкую доводку кромки вручную на камнях.
Теперь о камешках для правки-доводки (хонингования). Они бывают алмазными, водными и масляными, разной степени зернистости. Для доводки и правки резцов годятся любые камешки с зернистостью от 600 до 1500 грит. По характеру работы, если сравнивать бруски одинаковой зернистости, алмазные бруски наиболее агрессивные, масляные камни «Арканзас» более «интеллигентные», а водные абразивные камни – самые мягкие.
Точильный камень «Арканзас»
3. Окончательная шлифовка и полировка
Окончательную шлифовку и полировку оптимально выполнять на станке. Войлочный (кожаный) круг рекомендую слегка пропитать обычным минеральным машинным маслом, чтобы на нем лучше удерживалась абразивная паста (на слуху у всех знаменитая отечественная паста ГОИ, но сейчас на рынке появились более эффективные составы, например французская паста Dialux. Мастера-заточники облюбовали бруски Dialux зеленого и голубого цвета. В ходу также белая паста Dialux – ее используют для самой тонкой полировки инструмента).
Включите станок, равномерно нанесите на вращении на полировальный круг абразивную пасту. Учитывайте, что паста в процессе шлифовки расходуется, поэтому периодически обновляйте слой пасты на круге.
Совет: сделайте на кожаном или войлочном круге с краю пару надрезов — в них можно будет погружать лезвие.
Поскольку вращение кругов на станке происходит «от себя», то абразивная паста со шлифовального круга будет отлетать за станок. Поставьте защитный экран позади станка, чтобы не запачкать стену или окно.
Слева: шлифовка внутренней поверхности узкой полукруглой стамески.
Справа: внешний вид отполированных лезвий стамески и ножа
Проверка качества заточки
И вот лезвие заточено, доведено, отполировано и блестит как драгоценность. Проверим качество заточки. Одни мастера режут бумагу, другие бреют волосы на руке, третьи накалывают лезвием ноготь. Это несерьезно. Качество заточки проверяйте на древесине. Возьмите липовый брусок и делайте на нем резы стамеской или ножом в разных направлениях, поперек волокон, вдоль волокон, на торце.
Процесс резьбы по дереву
Срезы должны быть гладкими и блестящими, а ход резца – свободным. Стамеска (нож) должна одинаково хорошо резать всеми частями лезвия, и на дереве не должно оставаться никаких посторонних рисок и разрывов. Если на поверхности реза остается линия, мы говорим «стамеска пишет». В этом случае проверьте: на кромке лезвия во время заточки или тестирования образовался скол или замятие.
После тестирования на липе можно проверить стойкость лезвия – для этого порежьте дубовый брусочек в разных направлениях, а затем вернитесь к липе – после твердого дерева резы на липе покажут возможные дефекты заточки. Не расстраивайтесь, если на кромке во время испытаний образуются микросколы или микрозамятия. В большинстве случаев такие маленькие дефекты можно поправить на доводочных брусках, не повторяя заточку с нуля на станке.
Чтобы увеличить стойкость режущей кромки стамески, можно сделать доводочным брусочком микрофаску с внутренней стороны лезвия. Итоговый угол заточки увеличится, возрастет и стойкость кромки.
Особенности заточки стамески-уголка
Заточка стамески-уголка представляется многим резчикам непроходимой задачей, вызывающей досаду и раздражение. Давайте разберемся, в чем же здесь проблема.
Стамески для резьбы по дереву
Чтобы стамески и ножи всегда оставались острыми
Слева: финишник — дощечка с приклеенной полосой из толстой кожи.
Справа: универсальные резчицкие ножи (лезвия 35 и 50 мм)
Теперь о том, что такое «неправильная резьба». Вспомните дачную историю «вскапывание грядок лопатой». Втыкаем лопату в землю, нажимаем на нее ногой, и… делаем то, чего делать при резьбе по дереву ножами и стамесками нельзя ни в коем случае – поддеваем, поднимаем и переворачиваем массив. То есть при резьбе нельзя вонзать в дерево стамеску и затем поддевать, подковыривать древесину как землю лопатой – лезвие садится моментально, да и резьба получается неопрятной.
Ну а правильные приемы резьбы освоить не так уж сложно. В этом вам поможет следующая публикация – и книга Олега Смирнова «Резьба по дереву. От ложки к скульптуре».
Инструменты для резьбы по дереву и углы их заточки
Скульптурная композиция, работа Новоселова А.В.
Д ля выполнения всех видов резьбы, различных элементов украшения жилища, мебели, сувениров и других поделок нужен специальный инструмент.
Инструмент для резьбы можно различать как основной (режущий) и вспомогательный ( для сверления и выпиливания, столярный, разметочный). Широко используются также различные электрифицированные бытовые инструменты и приспособления на базе электромотора, которые мастер может сделать сам.
Все инструменты должны быть отличного качества, чтобы можно было беспрепятственно выполнять резные работы любой сложности.
Режущий инструмент должен быть из хорошей стали, легким и удобным, отлично заточенным так, чтобы дерево резалось, как « масло», содержать его следует в идеальном состоянии.
Тупой инструмент крошит, мнет, а не режет дерево, а порезки и сама резьба выглядят шероховатой, небрежной. Это портит настроение и часто отбивает желание закончить работу. Острым инструментом работать легко и приятно, рисунок получается чистым, точным, красивым. По готовому изделию всегда можно определить не только умение и почерк мастера, но и чем и как он выполнял работу.
Режущий инструмент
Нож-косяк (угол заточки фасок 20°, угол скоса 35 0 ;45°;60°), применяется для плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, ажурной резьбы.
Нож-резак – применяется как вспомогательный инструмент для различных видов резьбы.
Стамески прямые (угол заточки 18-20°); применяются как вспомогательный инструмент для различных видов резьбы.
Стамески полукруглые – основной инструмент, используют для выполнения всех видов резьбы по дереву. Бывают:- отлогие (R˃H), средние (R=H), крутые (R˂H).
Самески – клюкарзы это стамески с изогнутым лезвием которое позволяет при резьбе, не задевать рукояткой обрабатываемую плоскость. Существует клюкарза-плоская стамеска, клюкарза-уголок. клюкарза-полукруглая стамеска.
Стамески – уголки или гейсмусы. (угол между режущими кромками 50-70°). Используют для выборки V- образного паза, применяются для выполнения элементов контурной резьбы.
Стамеска-уголок или гейсмус
Штихеля. У штихелей всегда есть угол загиба в 15 градусов. Рукоятки у них чаще всего в виде грибка. Применяют для выборки различных прожилок при изготовлении гравюр.
Клепики. Клёпики бывают самых разных размеров, но форм заточки у них только три: меч, листик и ноготок. Первые два так и называют: клёпик-меч и клёпик-листик.
Применяют их в плоскорельефной и объёмной резьбе для зачистки фона в труднодоступных местах.
Стамеска–ноготок. Ноготки отличаются от обычных клёпиков формой заточки. Она у них напоминает ноготь. Назначение ноготков– зачистка в труднодоступных местах и выполнение элементов скобчатой резьбы.
Ложечники (ложечные ножи). Самый лучший ложечник – это заточенное колечко с приваренным к нему прутком. Ложечники нужны для удаления большого объёма материала в углублениях и для обработки внутренних стенок при изготовлении посуды.
Пуансоны и чеканы – это стальные стержни, имеющие на рабочих концах рисунок. Применяются чаще всего для чеканки фона в плоскорельефной и рельефной резьбе.
Режущий инструмент изготавливается из инструментальных сталей:
1-Углеродистых (У10; У12; У10А; У12А), при заточке определяются белым пучком искр с отдельными звездочками.
2-Легированных (ХВ5; Х12; Ч12М), при заточке дают желтые или оранжевые искры.
3-Быстрорежущие стали (Р18; Р9), при заточке дают темно-красные искры.
Заточка и правка инструмента
Заточка инструмента состоит из двух стадий:
1. Снятие фаски. Фаску можно снимать на электроточиле (см. рис.), точиле с ручным приводом или вручную на абразивном бруске.
Электроточило для заточки и правки инструмента: а – механизированное двухстороннее точило с приспособлениями для заточки, правки и полировки инструмента: 1 – подвижный упор; 2 – войлочный круг; 3 – защитный экран; 4 – абразивный круг; 5 – двигатель; б – устройство подвижного упора;: 1 – фиксатор горизонтального перемещения; 2 – подвижная площадка для выбора угла заточки; 3 – болт – фиксатор вертикального перемещения; в – приспособление для правки и полировки инструмента ( схема): 1 – электродвигатель; 2 – ременная передача; 3 – войлочные круги; 4 – деревянные круги для уголков; 5 каучуковые круги с абразивом; 6 – подшипники; 7 – металлическая рама; 8 – подвижный упор; 9 – вал.
Расположение и перемещение инструмента при заточке показано на рисунках.
Снятие фаски: а – на прямых стамесках; б – на полукруглых и отлогих стамесках: 1 – внешняя фаска; 2 – внутренняя фаска; в – на стамесках-уголках: 1 – внутренняя фаска; 2 – внешняя фаска.
Положение стамески при заточке: 1 – прямая стамеска; 2 – полукруглая и пологая; 3 – стамеска – уголок;
При заточке необходимо:
— выдержать заданный угол заострения;
— выдержать форму лезвия, фаска должна быть ровной без следов заоваливания;
— не допускается засинение инструмента (предотвращают периодическим смачиванием инструмента в воде).
2. Правка. Под правкой инструмента понимают повышение чистоты заточки лезвия, снятия заусенцев, улучшение заострения. Для правки инструмента применяют микрокорундовые оселки (рис.), шкурки, кожу.
Заточка косячка: а – параметры заточки: 1 –
фаска; 2 – носок; 3 – лезвие; 4 – пятка;
б – положение рук при работе;
Для полукруглых резцов делают правочную доску из липы, прорезов на ее поверхности поперечные желобки для резцов разных размеров (рис.).
Правочные доски и ремни
1 – доска с набором профильных брусков и оселков;
2 – правочная доска с профилями стамесок;
3 – кожаный или брезентовый ремень для правки.
Перед правкой в правочную доску втирают пасту ГОИ. Внутреннею поверхность полукруглых резцов правят круглыми деревянными прутиками, обернутыми мелкой шлифовальной шкуркой или кожей натертой пастой ГОИ. Править инструмент можно на вращающемся войлочном круге, натертым пастой ГОИ.
Правильно заточенный инструмент должен иметь заданный угол заострения, форму лезвия, не иметь заусенцев.
При резании поперек волокон сосновой или еловой доске, резец должен оставлять чистый рез, без разрыва волокон.
1. Буриков В. Г., Власов В.Н.
Домовая резьба-М.: Нива Росси совместно с Компанией «Евразийский регион», 1993-352 с.
2. Ветошкин Ю.И., Старцев В.М., Задимидько В.Т.
Деревянные художества: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т. 2012.