Как точить карандаши для рисования
Как и чем точить карандаши?
Здравствуйте! Многие люди при рисовании задаются вопросом, почему же у них рисунок бледный и достаточно грязный. Дело заключается в неправильной заточке карандаша. Но как и чем точить карандаши? Об этом и пойдёт наш дальнейший разговор.
Чем точить карандаши?
Почти все художники рисуют карандашами, заточенными подобным образом.
И на вопрос «чем точить карандаши ножом или механической точилкой?» вы сможете ответить сами. Лишь специальные художественные точилки могут дать такую острую заточку. Их минусом является высокая цена.
Во-первых хотелось бы пояснить, что мы говорим о канцелярском ноже. Он обладает преимуществом над точилками. С помощью ножа можно задать нужный вам угол заточки грифеля. Также можете сточить нужное количество древесины, для удобства при рисовании. Единственное что необходимо при заточке карандаша ножом, это навык, который со временем придёт.
Как точить карандаши ножом?
Для начала берём карандаш и стачиваем его поверхностный слой, будь это дерево, пластик и др.
Двигаемся дальше. Начинаем задавать остроту грифелю, положив грифель на палец следующим образом:
Будьте осторожны т.к. лезвие канцелярского ножа очень острое и этот приём довольно «грязный».
Никогда не упираёте карандаш в лист именно так:
Это чревато обломом стержня.
До какой степени остроты затачивать карандаш?
Карандаш нужно точить до той степени, пока штрих не станет достаточно тонким, а как правильно штриховать вы сможете узнать здесь.
Вывод.
Для того чтобы рисунок перестал быть бледным нужно лишь правильно точить карандаши. Благодаря данной статье вы узнали как именно это делать. Исходя из моего небольшого опыта скажу вам, что лучше точить ножом. Ибо ни одна точилка не заменит ваших навыков. Даже тонкая линия карандаша, наточенного специальной художественной точилкой, держится не долго и карандаш, нужно снова будет точить. Помните чем мягче грифель карандаша, тем чаще его нужно точить!
Также вы можете прочитать данные статьи для улучшения своих навыков:
6 способов сделать карандаш острым: от каменного века до эры роскоши
«Карандаш» с одного из восточных языков значит «черный камень», другими словами, пишущий стержень из графита. Этот инструмент для письма и графики, каким мы знаем его с детства, в виде деревянной оболочки, внутри которой пишущий грифель, известен с конца XVIII века.
К его созданию причастен и наш великий соотечественник. Михаил Ломоносов не только организовал первое в России производство деревянных карандашей, но и ввел термин «гросс», то есть дюжина дюжин. «Гроссом» обозначалась дневная норма выработки карандашей бригадой из одного мастера с подручным, составлявшая 144 штуки. Этот стандарт количества сохранился и по сей день.
Заточить карандаш – как это просто! Просто, да не очень. В нашей подборке мы расскажем о шести инструментах, с помощью которых можно сделать этот пишущий инструмент действительно рабочим. Чтобы грифель был острым и в меру длинным, пригодным для письма или рисования. И не ломался.
1. Ножик
Операция требует определенной сноровки. Если работать слишком резко, есть опасность сломать грифель. Необходимо найти «золотую середину», чтобы снять под углом тонкий деревянный кожух и добраться до пишущей сердцевины. Надо быть предельно внимательным, чтобы зачинить уходящий на очень тонкий конус слой графита и не сломать его.
Требование к ножу: он должен быть очень острым и иметь небольшое лезвие. Лучше всего пользоваться перочинными ножами.
2. Ручная точилка
Их производят в таких количествах и в столь разноликих видах, что некоторые с увлечением коллекционируют их. Хотя с точки зрения конструктива все донельзя банально – корпус обычно из пластика, внутри заостренный кусочек металла, который держится на винте. Главное условие успешного результата – высокая степень заточки лезвия. На зачин одного карандаша уходит не более полутора минут.
3. Роторная точилка
Напоминающая винтажную ручную мясорубку или кофемолку, роторная точилка устойчива, как земная ось. Прибор крепится к ровной деревянной поверхности – как правило, к столу. С одной стороны есть отверстие для карандаша, с другой – ручка, с помощью которой лезвие вращается вокруг неподвижного карандаша. За счет того, что стержень пишущего инструмента статичен, качество заточки на роторной точилке на порядок выше, чем у «школьной» ручной.
Другое достоинство «ротора» – чистота работы. Все отходы «зачистки» в виде мелкой стружки и графитовой и пачкающей пыли попадают в специальный контейнер – как в кофемолке. Он съемный, в нем помещается много отходов. Роторные точилки – механические и электрические – незаменимы для заточки карандашей в офисных масштабах.
4. Камень
Этот способ самый экстремальный в нашем списке, в духе Беара Гриллса. Если под руками нет ничего острого и специально предназначенного именно для того, чтобы очинить карандаш, в котором есть крайняя необходимость, в дело вступает древнейшее орудие человека – камень.
Чтобы с его помощью снять верхний деревянный слой и обработать пишущий стержень, понадобится порядка 20 минут. Надо запастись терпением. Возьмите булыжник, скорее средний и крупный, чем мелкий. Его поверхность не должна быть слишком абразивной, иначе рискуем повредить грифель; кирпич или бетон не подойдут.
Карандаш держите под углом 45° и начинайте делать челночные истирающие движения. Время от времени, по мере того как дело продвигается, поворачивайте стержень вокруг своей оси.
5. «Роллс-Ройс» среди точилок
Например, вот такой механический агрегат. Кто-то скажет, это копия ручной мельницы-точилки. Да, две точилки, но какие разные. Ручная сборка, абсолютная прецизионность подгонки всех компонентов, многократная полировка наружных деталей, позолота, доведенная до степени солнечного сияния. Медь, латунь, дорогие породы дерева. Приятная тяжесть радует сердце каждый раз, когда прикасаешься к прибору.
По сравнению с обычной точилкой это буквально «Роллс-Ройс» среди устройств по заточке карандашей. С соответствующим ценником: разница с обычным автомобилем – в несколько порядков.
6. Креативная точилка
Под занавес еще один шедевр от точилок. Более уместно сравнивать этот красивый аксессуар не с автомобилями, а с инструментами для бритья. По функционалу показанный продукт напоминает ручную точилку, которая стояла в самом начале нашей подборки.
На деле они соотносятся между собой как одноразовый бритвенный станок с опасной бритвой. В показанном изделии все зависит от предпочтений владельца. Острейшая бритва, входящая в комплект, укрепляется винтом на увесистом медном корпусе таким образом, чтобы придать заточке необходимую форму и длину.
Какие бывают карандаши?
Способ и тип заточки во многом зависит от вида карандаша.
Чернографитные. Если инструмент нужен для повседневного использования (для черчения, письма) — достаточно известных всем точилок. Надо только выбрать самую качественную и острую. А чтобы грифель не ломался внутри, нужно поворачивать саму точилку вокруг карандаша, а не наоборот. Это позволит избежать давления на стержень. Профессиональные чертежники используют электрические точилки.
Цветные. Как правильно точить цветные карандаши, зависит от степени его мягкости. Для слишком мягких лучше использовать точилку с широким основанием, чтобы наконечник получился коротким. Если он будет слишком острым, то сломается даже при небольшом нажатии.
Монолитные карандаши. Почти не требуют заточки, так как «автоматически» заостряются во время рисования. Если она все же понадобится — используйте наждачку (есть «нулевки» или специальные для художников).
Заточка влияет на качество конечного рисунка. Науку подготовки инструментов познают еще в художественной школе, но для оттачивания мастерства требуется постоянная практика. Расскажем, как правильно точить карандаш для рисования канцелярским ножом:
Завершающий этап правильной заточки карандаша — шлифовка грифеля. Нужно расположить лезвие перпендикулярно конуса и как следует прострогать поверхность. Это позволит избежать появления грубых ложбинок и острых граней. Главное, не торопиться, счищать грифель постепенно, мелкой крошкой. Покрутите его в руке, проверьте все ли стороны ровные, если нет — уберите все лишнее.
Если графит обломался, ничего страшного, отрежьте все лишнее у основания и подчистите углы. Чтобы карандаш проводил ровные, аккуратные линии, угол заточки дерева должен быть таким же, как и угол графита.
Это блог о творчестве, о хитростях и секретах разных художников
6 хитростей о простом карандаше, которые нужно знать художнику
В этой статье я расскажу:
— как помечают жесткость простого карандаша ( Т, М, ТМ, Н, B, НB и F )
— как узнать возможности ваших графитовых карандашей (видео)
— для чего художникам твердые, мягкие и твердомягкие карандаши
— как осветлить простой карандаш на бумаге (клячка и хлеб)
— чем закрепить рисунок, чтобы карандаш не осыпался (способ также подходит к углю, мелу и пастели).
— и как быстро научиться рисовать простым карандашом
Начинка в карандашах может быть разная: сангина, сепия, соус, пастель, мел.
Мелом-карандашом я наношу блики на тонированной (цветной) бумаге и крафт бумаге.
В этой статье мы поговорим
о простых карандашах
Как узнать жесткость карандаша
Посмотрите на российские карандаши и заметите буквы маркировки:
Европейцы карандаши тоже подписывают буковками:
И россияне и европейцы ставят перед буквами цифры. Так показывают, насколько карандаш жесткий или мягкий:
2М и 2B мягче мягкого.
2Т и 2H тверже твердого.
В дни дефицита трудно было представить карандаши мягкостью большей чем 2 М (2В). И вот несколько лет назад я увидела в продаже карандаши до 8В мягкости. Для рисунка и графики эти карандаши просто великолепны.
Как узнать возможности карандашей, которые у вас есть
Не спешите в магазин за новыми карандашами. Возьмите те, что есть дома. Разные тона можно передать и одним карандашом, если знать на что карандаш способен.
Посмотрите видео как протестировать карандаши, которые у вас есть.
Ещё вы узнаете: зачем точить длинный грифель и как тушевать.
Зачем художникам твердые, мягкие и твердомягкие карандаши
Твердые карандаши: от 2Т (2H) до 9Т (9H):
Твердые карандаши бледнее, линии четче.
Художники берут твердые карандаши для трех вещей: светлых тонов, незаметного наброска и прорисовки деталей. Но осторожнее с карандашами тверже 3H, они могут царапать бумагу.
Что рисовать H (твердым) и HB(твердомягким):
Карандаши с мягкостью Н или НВ хороши для рисунка под любые краски в живописи, потому что не размазываются и не пачкают краску.
Ещё художники рисуют ими основу под карандашный рисунок. А потом добавляют темные и светлые тона мягкими и твердыми карандашами.
Что рисовать мягкими карандашами (2B и выше):
Карандашом 2B рисуют четкие линии, прорисовывают темные места и выделяют детали.
Чем мягче карандаш, тем темнее и жирнее след он оставляет. Самые мягкие карандаши оставляют нечеткие линии и проявляют фактуру бумаги. Ими передают черноту и густую тень.
Мягкие карандаши легче растушевать. Растушевать значит размазать, растереть. Художники растушевывают салфеткой, резинкой, специальной растушевкой (растушкой) и пальцем. Переходы тона становятся плавнее. И объем выглядит реалистичнее.
Можно штриховать, можно растушевывать, и самое главное можно нарушать любые запреты, если это не приносит вреда вам и другим людям.
Вернемся к нашим карандашам 🙂
Точите карандаши 7B, 8B и 9B аккуратно, потому что грифель мягкий и режется как масло. Ещё мягкий карандаш осыпается с рисунка, как мел, пастель и уголь. Я напишу в конце статьи, как их закрепить.
Как осветлить карандаш на бумаге
Чтобы осветлить карандаш на бумаге, а не размазать, придумали ластик-клячку.
Скатайте клячку в шарик и покатайте шарик по месту, которое хотите осветлить.
Если клячки нет, то возьмите мякиш хлеба. Но сначала проверьте на пробной бумажке, не оставляет ли хлеб жирных следов.Так художники делали до изобретения клячки.
Что такое клячка:
Внимательно рисуйте мягкими и твердыми карандашами.
Чем мягче карандаш, тем труднее стереть его обычной резинкой. Он размажется по листу и оставит пятна.
Чем закрепить рисунок, чтобы карандаш не осыпался
Что бы рисунок не размазался и не осыпался, можно покрыть его закрепителем. Но так как закрепитель дороговат, я часто покрываю простым бесцветным лаком для волос.
Рисунки выполненные мягкими карандашами, мелом, соусом, углем, а так же пастелью лучше покрывать специальным закрепителем, или сбрызнуть прозрачным лаком для волос. Но только тогда, когда рисунок будет завершен, потому что дорисовывать по закрепителю сложно или невозможно.
Иногда лак для волос затемняет светлые тона, поэтому прежде чем брызгать на рисунок, сделайте тест на пробном листе с выкрасками светлых тонов.
Распыляйте лак аккуратно, не подносите баллончик слишком близко к картине.
Как быстро научиться рисовать карандашом
А если вы хотите рисовать простым карандашом, то вам поможет мой «Базовый курс».
После Базового курса Вы сможете различать тона вещей и передавать объемы на бумагу. Ваши рисунки из плоских каляк-маляк превратятся в объемные реалистичные картины.
Вы научите руку слушаться, а не скакать по листу. Послушная рука поведет линию куда вам захочется.
Узнаете как художники эпохи Ренессанса рисовали с натуры. И сможете рисовать таким же способом.
Вы научитесь видеть как художник: Человек без художественного видения чертит предметы на бумаге, как архитекторы чертят здания. Такого человека приведет в ужас скомканный носок, потому что скомканный носок несимметричный, его трудно выстраивать.
Художник с художественным видением легко рисует сложные предметы. Потому что он видит тона, линии и пятна и наносит их на бумагу. Такого художника не напугать скомканным носком 🙂
Ещё в курс включены игры и упражнения для развития глазомера. Вы сможете определять расстояние на глаз и правильно отражать его на бумаге.
Базовый курс поможет рисовать карандашом на уровне художественной школы, даже если вы никогда не рисовали.
О заточке карандашей
Автор: Ольга Третьякова · Опубликовано 17.10.2015 · Обновлено 16.12.2020
Во-первых, практически всегда карандаш должен быть остро заточен. Почему? Давайте проэкспериментируем. Возьмем 2 карандаша: остро заточенный и затупившийся и нарисуем контур:
Острозаточенный (слева) и затупленный (справа) карандаши
Контур от рисования острым и тупым карандашами
На первый взгляд справа контур лучше, т.к. ярче и толще. Что ж, если это все, что мы хотим нарисовать, то и дальше рисуем только тупым карандашом 😉 Но, как правило, для получения рисунка используют штриховку затененных областей.
Штриховка острым и тупым карандашами
Элемент перекрестной штриховки — появляется мазня от тупого карандаша
Даже слева контур рисунка до сих пор бросается в глаза и не смотрится, как единое целое со штриховкой, но это исправимо в процессе работы над рисунком. Контур же справа смотрится вообще отдельно от остального. К тому же при попытке штриховки теней появляется, даже на этом самом начальном этапе, мазня.
Теперь посмотрим на эти рисунки поближе:
Контур и штриховка тупым карандашом
Контур и штриховка заточенным карандашом
Выводы вы сделаете сами, поэкспериментировав со своими карандашами. Хочу только сказать, что и у тупого карандаша есть своя сфера применения. Я пользуюсь мягким (порядка 6B) тупым карандашом, когда хочу сделать растушеванную тень в плитках зен-арта.
Теперь собственно о заточке…
Ручная точилка двух диаметров для обычных и увеличенных карандашей (например детские цветные карандаши)
Виды механических карандашей
Наждачная точилка (наждачка)
Наждачные точилки можно купить в виде кусочка тонкой фанеры с пристеплеренными полосками наждака, но, как вы видите на рисунке выше, я сделала свой изрядно более дешевый вариант, который для меня имеет дополнительное удобство тем, что его можно вешать на крючек. Делается такая «наждачка» из листа наждачной бумаги типа «нулевка», т.е. зерно наждачной бумаги должно быть самым мелким, вполне годится и наждачная бумага китайского производства на бумажной основе. Лист режем на одинаковые полоски шириной около 2 см, а длиной — 10-12 см (в зависимости от размеров листа наждачной бумаги), собираем полоски в стопку и скрепляем с одной стороны канцелярским зажимом (как на фото). Наждачная точилка готова.
Небольшие рекомендации перед завершением статьи. Перед работой готовим хотя бы по паре остро заточенных карандашей разной твердости, которые вы предполагаете использовать. Для начала это: H (используем для наметки и светлой штриховки, т.е немного, значит можно и одним обойтись), HB (основной объем прорисовки, значит лучше заготовить не два, а три карандаша), 2B — 4B (для штриховки самых темных областей и в силу мягкости и в силу большего нажатия стирается быстрее, чем HB, значит тоже готовим три карандаша). Конечно кроме карандашей нам потребуются и другие инструменты и материалы, но об это в следующих статьях.