Как типировать себя по когнитивным функциям

Как научиться типировать по соционике

Наверное, у всех, кто только познакомился с соционикой, возникает вопрос «как определять социотипы окружающих?». В данной статье речь пойдет о том, как научиться типировать по наблюдениям за человеком. Напомним, что социотип — это фильтр, определяющий то, как информация будет воспринята, на что в первую очередь человек обратит внимание. Но при наблюдении далеко не всегда можно однозначно определить, что же у человека происходит в голове, и как в его глазах выглядит та или иная ситуация. Поэтому при типировании часто приходится опираться на косвенные признаки, которые проявляются в поведении человека и его реакциях на те или иные ситуации. Эти признаки можно распределить по нескольким группам и использовать только часть из них. Но чем больше таких групп вы запомните и научитесь видеть, тем меньше вероятность ошибки при определении типа, поэтому со временем желательно научиться видеть все признаки.

I группа. Типирование по дихотомиям Юнга

Логика/Этика. У этиков гораздо более богатая мимика и более широкий спектр интонаций голоса, больше стилей общения и зачастую есть готовность экспериментировать с ними. У логиков, как правило, все это более шаблонно, есть определенный набор фраз, который используется в тех или иных ситуациях. Например, увидев своего знакомого, логик выдаст какую-то из типичных для него фраз (скорее всего это будет «здравствуйте» или «привет» или еще какое-либо стандартное приветствие), этик же учтет то, какое в данный момент эмоциональное состояние у него, у этого его знакомого, как давно они не виделись, и в зависимости от этого подобрать фразу для приветствия и интонацию, с которой она будет произнесена, а когда они встретятся следующий раз, приветствие будет совершенно другим.

Также этику (особенно творческому) проще обострить или разорвать отношения с человеком, так как он уверен, что снова сможет расположить его к себе в случае необходимости. Разрыв отношений у логиков чаще всего происходит либо в результате того, что не понимают вообще как выглядят их действия с этической точки зрения, либо в силу того, что для них что-то другое (например, отстаивание своей позиции) оказывается важнее. Для этиков часто бывает важно знать имя человека, логик может запросто довольно долго общаться с человеком не зная, как его зовут. Разбираясь в какой-либо, даже сугубо логической, информации, этик стремиться ее «очеловечить», например, дав имена или придумав характеры сущностям, описываемым в этой информации.

Интуиция/Сенсорика. При взгляде на интуита возникает ощущение, что большая его часть находится где-то не здесь: часто у него бывает мечтательный вид, расфокусированный взгляд (за исключением ситуаций, когда интуит увлечен каким-то делом или событием). У явно выраженных интуитов-интровертов часто неожиданное обращение к ним может вызвать «выныривание» из собственных мыслей, когда человек вдруг растерянно оглядывается и просит повторить вопрос.

Сенсорики же, наоборот, целиком находятся здесь и сейчас. Взгляд у них сфокусирован, часто создает «давящее» впечатление. Кроме того, от них идет ощущение контроля пространтства; когда черный сенсорик заходит в комнату, кажется, что в ней стало теснее. Сенсорики лучше запоминают информацию о внешнем виде кого-либо, обстановке, и т.п. Если их распросить, как выглядел тот или иной человек, они смогут описать его весьма детально, в отличие от интуитов, в ответе которых будет либо только что-то «бросившееся в глаза», либо общее впечатление.

Интуиты обычно лучше воспринимают абстрактную информацию, сенсорикам нужна конкретность, привязка к чему-то вещественному.

Рациональность/иррациональность. Эту дихотомию можно определить по тому, как человек реагирует на резкую смену обстоятельств. Например, если вы договорились встретиться с вашим знакомым в каком-то месте, а потом позвонили ему в последний момент и неожиданно предложили перенести встречу в другое место или на другое время, то у иррационала это никаких проблем не вызовет (если, конечно, новое место не является для него неудобным по каким-то причинам), тогда как у рационала дискомфорт будет от самой необходимости смены места. Кроме того, для рационалов менее комфортна ситуация неопределенности в плане развития ситуации. Рационалы-сенсорики предпочитают все четко распланировать и действовать по плану. У рационал-интуитов подход более гибкий, его можно описать так: набор различных планов действия для возможных вариантов развития ситуации на каждом этапе. Но и у тех и у других совершенно непредвиденные ситуации вызывают отрицательную реакцию из-за необходимости перестраивать планы, тогда как иррационалы относятся к ним спокойнее.

Внешне рациональность/иррациональность проявляется в движениях человека. У иррационала движения плавные, он как бы перетекает из одной позы в другую. Рационал же «переключается» между позами скачкообразно. Кроме того, позы иррационалов часто более расслаблены, чем у рационалов.

Экстраверсия/интроверсия. Следует помнить, что в соционике понятие экстраверсия/интроверсия несколько отличается от того, которое принято в психологии. (Подробнее об этом см. статью на TYPOLOGIES.RU). Эту дихотомию можно определить по тому, как человек рассказывает о чем-то. Экстраверт будет полностью сосредоточен на самом предмете или ситуации, о которой идет речь, тогда как интроверт уделит достаточно большое количество внимания своему впечатлению от этой ситуации (следует рассматривать рассказы в неформальной обстановке, чтобы не влияли представления о нормах). Также у экстравертов сильнее выражена потребность в новой информации (но как она будет удовлетворяться — через общение, через путешествия или через получение информации из книг/Интернета — зависит уже от других дихотомий).

II группа. Типирование по признакам Рейнина.

Не все признаки Рейнина хорошо подходят для типирования методом наблюдения. Здесь отобраны те, которые на наш взгляд, имеют наиболее однозначное толкование и при этом их достаточно просто научиться распознавать. После того, как признаки будут определены, следует воспользоваться таблицей или калькулятором признаков Рейнина для того, чтобы по ним определить социотип.

Позитивизм/негативизм. Очень часто этот признак ошибочно связывают с оптимизмом/пессимизмом. На самом деле это не так. Позивисты фиксируют внимание на том, что имеется в наличии, а негативисты — на том, что отсутствует, чего не хватает для выполнения той или иной задачи. Лучше всего негативизм проявляется при обсуждении каких-либо планов: негативист будет часто отвергать предложения, аргументируя это на нехваткой ресурсов, знаний, опыта и т.д. или указывать на отсутствие необходимости в тех или иных действиях.

Позитивист же наоборот, будет указывать на наличие возможности что-то сделать (не всегда нужной) или на какие-то *имеющиеся* трудности и опасности, которые могут этим планам помешать. Также это проявляется и в построении фраз: негативист чаще строит их через отрицание или указание отсутствия чего-либо.

Статика/динамика. Статики хорошо различают состояния, но плохо видят изменения при переходе между ними, динамики — наоборот. Увидеть это можно при рассказе человека о каком-либо событии. В речи у динамиков будет много указаний на процессность, растянутость происходящего во времени, в частности, глаголов, описывающих изменения. Например, «после трех часов ожидания стало темнеть, напряженность нарастала, обстановка накалялась, и толпа постепенно начинала приходить в ярость», тогда как для статика более характерной была бы такая фраза: «через три часа стемнело, выросла напряженность, обстановка накалилась и толпа пришла в ярость».

У статиков и динамиков различается также подход к управлению сложными системами (например, администрирование сервера). Статик задает один раз настройки системы и более не возвращается к ней, в результате чего ее работоспособность будет снижаться, пока не достигнет какого-то критичного уровня, после чего произведет ее глобальную перенастройку (возможно, с учетом причин снижения работоспособности, если удастся их определить). Динамик будет отслеживать состояние системы регулярно, но если возникнет какой-то периодический сбой, то он будет также регулярно его устранять вместо того, чтобы один раз глобально перенастроить систему для его недопущения.

Правость/левость. Мышление правых построено по принципу «от общего к частному», мышление левых — наоборот. Это один из самых сложных для определения признаков, так как в жизни человеку требуются оба варианта мышления, но один из них является более удобным или предпочтительным. Наиболее подходящей для наблюдения является ситуация изучения человеком чего-то нового. Левым удобнее рассмотреть несколько частных примеров решения каких-либо сходных задачи, а потом из них вывести обобщающую закономерность или формулу, а правым — получить общую закономерность, а потом посмотреть, как она используется в решении частных задач. (Кстати, большинство учебных программ в ВУЗах, по крайней мере по техническим предметам, построены по «правому» принципу.)

Аристократизм/демократизм. Аристократы имеют склонность оценивать что-то целое по отдельно взятым частностям. И в случае несоответствия этих частностей каким-то своим представлениям о нормах, стандартах отбрасывать все целое, не пытаясь оценить его по каким-то другим параметрам. Например, «этот тип пришел на собеседование в грязных ботинках, поэтому вряд ли он будет хорошим работником» или «если человек не умеет писать полностью без ошибок, то нет смысла ждать от него значимых научных результатов». Демократы же склонны к оценивать именно общее впечатление или использовать более широкий набор показателей, выводя окончательную точку зрения на основе соотношения «за» и «против». Кроме того, аристократы (особенно сенсорики), труднее меняют сложившееся отношение к чему-либо, чем демократы.

Также для аристократов более характерны гендерные стереотипы, т.е. набор представлений о том, какими должны быть и как должны себя проявлять мужчины и женщины в различных ситуациях, а поведение, не соответствующее этим стереотипам, осуждается.

Квестимность/деклатимность. Определить этот признак можно по тому, как человек что-либо рассказывает. Для квестима важно видеть обратную связь от аудтиории, чувствовать, что его слышат и воспринимают. Если же этого нет, начинаются попытки получить эту связь искусственно, например, с помощью риторических вопросов или какого-то иного взаимодействия с аудиторией.

Деклатиму комфортнее монологовый режим, в котором он вещает, а все слушают, при этом в отличие от квестима, деклатиму не требуется постоянно подтверждать это с помощью обратной связи, он по умолчанию считает, что его слушают, даже если это не так. Ситуации же, когда его перебивают, например, создав шум в аудитории, задав неожиданный вопрос или попросив повторить или уточнить, приводят к тому, что деклатим сбивается с мысли, и ему требуются некоторые усилия для того, чтобы продолжить выступление.

Таким образом, для квестима более комфортно выступать в режиме диалога, отвечая на вопросы в процессе, и корректируя в соответствии с ними ход выступления, а для деклатима — наоборот, выступать в монологовой форме с ответами на вопросы в конце выступления.

Не следует путать этот признак с процессионной/результативной Логикой в психософии. Квестимность/деклатимность влияет на предпочитаемую форму выступления, а процесионность/результативность — на содержание: результативная Логика ставит себе целью донести до окружающих какую-то изначально сформированную точку зрения, тогда как процессионная готова формировать ее в процессе взаимодействия с окружающими.

III группа. Типирование по модели А

По модели А можно типировать как по блокам, так и по отдельным функциям. При этом можно анализировать как речь типируемого, так и его действия, при условии, что типировщик хорошо понимает семантику аспектов и умеет их распознавать. В частности для блоков характерно следующее.

Для СуперЭго и Ид так же может быть характерно сведение ответа на другие аспекты.

Проявления отдельных функций, в отличие от блоков, бывают видны не всегда. Но тем не менее, можно выделить следующие характерные признаки:

Базовая/творческая — у творческой видно ситуативное применение: человек не видит мир через нее, а использует именно как инструмент, работающий в интересах другой функции (обычно базовой), готов по ней действовать гибко и экспериментировать. Например, по БЭ «вот этого человека к себе приблизим, этого удалим, а если потребуется, потом снова вернем». Базовая же является как бы основой восприятия, тем, через что он видит окружающий мир, то есть для ЛИИ-«Робеспьера» мир — это набор вложенных друг в друга систем и правил их взаимодействия, для ЭСЭ-«Гюго» — потоки эмоций и энергии (в широком смысле понимания этого слова), для ЭИИ-«Достоевского» — взаимоотношений между различным объектами, и т.д. Из-за этого базовая весьма консервативна, необходимость резко менять картину мира по ней порождает ощущение его шаткости, неустойчивости.

Ролевая/болевая — по болевой используется только тот опыт, который человек пережил непосредственно, без возможности сравнения его с какими-либо образцами, которые давали бы представление «как надо». По болевой чаще всего бывают уходы на другой аспект или резко выраженное неприятие. Ролевая — это своего рода резерв человека. Она включается либо в совершенно новых для человека ситуациях, когда надо временно отключить шаблоны восприятия, формируемые базовой, либо в ситуациях, когда связки базовая/творческая для решения возникшей жизненной задачи недостаточно.

Суггестивная/активационная — у активационной можно увидеть некоторые внутреннние критерии «это мне нравится, а это не нравится», тогда как суггестивная некритична, она принимает практически любую информацию по своему аспекту.

Ограничительная/фоновая — фоновая по своей негативной реакции может внешне быть похожа на болевую, но в то же время видно, что в отличие от болевой по ней человек «владеет ситуацией». Ограничительная дает более развернутые ответы, но тоже основанные на подходе «уход от нежелательной ситуации», а не «попадание в желательную».

IV группа. Типирование по мерностям функций.

Для типирования по мерностям необходимо знать сами мерности, семантику соционических аспектов, и уметь выделять аспекты в различных видах деятельности. Увидеть мерность функции можно наблюдая за тем, как человек действует в новой для него ситуации, где нет возможности задействовать уже имеющийся опыт, но при типировании подростков следует учитывать, что функции начинают работать как четырехмерные только примерно в возрасте 21–24 лет.

Как правило, обладатели одномерной функции в такой ситуации находят первое попавшееся решение, которое хоть как-то работает (обычно либо случайно, либо вспоминают как видели хоть что-то похожее на эту ситуацию) и используют его, не пытаясь оценивать, удачное оно или нет, до тех пор, пока им явно не покажут какой-то более эффективный вариант действия. Со стороны такая ситуация обычно воспринимается «неужели он не понимает, что не так надо делать?» Кроме того, одномерные функции, как праивло, плохо видят аналогии, поэтому научившись решать одну задачу, зачастую не могут справиться с похожими.

По двухмерной функции возникает попытка найти критерий «а правильно ли я делаю», причем способы его поиска могут весьма существенно различаться: либо спрашивать у окружающих, как надо правильно, либо искать информацию в книгах и Интернете, либо просто случайно перебирать разные варианты решения ситуации и сравнивая их между собой. С точки зрения многомерной функции (или просто человека знающего, как надо делать правильно) это будет выглядеть как во многом случайный поиск, при котором человек постепенно приближается к «как надо».

Обладатель трехмерной функции целенаправленно переберет весь имеющийся у него опыт похожих ситуаций, с целью определить, что из них может пригодится для решения данной задачи. При этом человек также может обращаться к различным источникам информации, находя аналогии и перенимая методы из совершенно других областей, если они подходят. В результате обучение не похоже на случайный поиск, как у слабых функций, а идет существенно быстрее, и возможно нахождение каких-либо нетривиальных решений.

И, наконец, четырехмерная функция обладает способностью прогнозировать в своей области, к чему приведут те или иные действия и сразу отбрасывать неудачные варианты, даже не попробовав их реализовать. Из-за этого кажется, что человек схватывает все «на лету», у него все получается само собой, хотя на самом деле человек просто видит, как делать не надо.

Еще одним способом типирования является типирование по внешности. Его нельзя формализовать (хотя попытки делались, но точность при формальном определении получается очень низкая), типированию по внешности можно научиться только на практике, наблюдая и запоминая в качестве образцов тех людей, социотипы которых известны. После того, как в памяти накопится достаточное количество образцов, узнавание социотипа в большинстве случаев будет происходить само собой, на бессознательном уровне в течение первых нескольких десятков секунд наблюдения за человеком.

Таким образом, используя разные группы типировочных признаков, можно получить несколько версий соционического типа, и выбрать в качестве результата тот социотип, для которого больше всего признаков будет сходиться. Также следует помнить, что описанные признаки — это всего лишь косвенные проявления социотипа, а не его неотъемлемые свойства, и они могут подвергаться искажениям в результате профессиональной деятельности, накопленного опыта, условий, в которых человек рос и других факторов. Умение учитывать эти факторы приходит по мере накопления опыта типирования и при четком понимании того, что же есть социотип — это фильтр информации, а не набор каких-то поведенческих факторов (что, к сожалению, понимается не всеми типировщиками).

Источник

Типология личности Майерс – Бриггс: когнитивные функции

Как типировать себя по когнитивным функциям. Смотреть фото Как типировать себя по когнитивным функциям. Смотреть картинку Как типировать себя по когнитивным функциям. Картинка про Как типировать себя по когнитивным функциям. Фото Как типировать себя по когнитивным функциям

Вы когда-нибудь определяли свой психологический тип личности, используя типологию Майерс – Бриггс? Если Вы это делали при помощи онлайн-тестов, то, скорее всего, определили свой тип личности неправильно. Онлайн-тесты, как правило, дают неточные результаты; тому есть несколько причин:

1) слишком абстрактные и нечётко сформулированные вопросы;
2) проявление тенденциозности (предвзятость и необъективность) при оценивании себя со стороны, что сильно искажает результаты теста;
3) в большинстве бесплатных онлайн-тестов Майерс – Бриггс используются буквенные дихотомии (тип I, E, F или T) вместо теории психологических типов, основанной на когнитивных функциях.

Когнитивные функции – это «способы обработки и принятия решений, связанные с Вашим типом личности по типологии Майерс – Бриггс». У каждого типа имеется четыре (из восьми возможных) когнитивные функции, которые используются в определённом порядке. Определение функций и порядка их использования Вами является наиболее точным способом выяснить, к какому психологическому типу личности Вы относитесь. Функции подразумевают четырёхбуквенный тип – и никак иначе.

Когнитивные функции делятся на экстравертированные (ориентированные на действие и взаимодействие с окружающим миром) и интровертированные (ориентированные на анализ и размышление). Независимо от того, кем Вы являетесь – экстравертом или интровертом, у каждого из нас есть две экстравертированные (преобладают у экстравертов) и две интровертированные (преобладают у интровертов) функции.

Также когнитивные функции могут быть перцептивными (ориентированные на восприятие новой информации и изучение возможностей) и основанными на принятии решений (ориентированные на выведение заключений и реализацию планов). У каждого человека есть две перцептивные функции и две функции, основанные на принятии решений.

Получается, что у Вас имеется одна экстравертированная перцептивная функция, одна интровертированная перцептивная функция, одна экстравертированная функция, основанная на принятии решений, и одна интровертированная функция, основанная на принятии решений. Из этих функций одна является интуитивной, другая – чувствительной, третья – мыслительной и четвёртая – воспринимающей.

Что ж, давайте рассмотрим каждую из восьми когнитивных функций более подробно.

1) Экстравертированная интуиция (Ne)

Экстравертированная интуиция создаёт новые возможности, синтезирует абстрактные идеи и улавливает связи во внешней среде. Экстравертированная интуиция способна одновременно учитывать множество противоречащих друг другу идей, поскольку она видит практически все стороны любой ситуации. Это функция, ориентированная на будущее, рассматривает всевозможные варианты событий, которые могут произойти далее.

Люди, у которых преобладает экстравертированная интуиция, как правило, легко возбудимы, предприимчивы и креативны. Им нравится обсуждать новые идеи; они являются разносторонними людьми и всё в жизни воспринимают как вызов. Они постоянно думают о том, что делать дальше. Им трудно сосредоточиться на одной конкретной идее или плане.

2) Интровертированная интуиция (Ni)

Интровертированная интуиция формирует представление о том, как устроен мир, исходя из тщательного, абстрактного анализа прошлых и текущих событий. Она нацелена на выявление «сущности» идей, теорий, людей и ситуаций для того, чтобы в дальнейшем вписать их в более общую схему. Интровертированная интуиция – дальновидная функция, нацеленная на выявление оптимального или наиболее вероятного исхода будущих событий.

Люди, у которых преобладает интровертированная интуиция, отличаются упорностью и настойчивостью; они слишком восприимчивы к противоречиям, возникающим во внешней среде. Им нравятся загадки, головоломки и каламбуры. У них часто бывают моменты «прозрения». Их крайняя дальновидность – результат тонкого слияния интровертированной интуиции, ориентированной на будущее, и посредственного экстравертированного восприятия.

3) Экстравертированное восприятие (Se)

Экстравертированное восприятие связано с принятием мира (видов, запахов, звуков и общих физических раздражителей окружающей среды) таким, каким он есть в настоящий момент. Экстравертированное восприятие живёт и процветает в данный момент больше, чем любая другая функция.

Люди, у которых преобладает экстравертированное восприятие, хорошо сложены от природы. Они крайне импульсивны и любят, когда на них действуют постоянно меняющиеся раздражители. Они высоко ценят эстетику и испытывают в жизни страсть к «прекрасным вещам». Люди с преобладающим экстравертированным восприятием, как правило, не заинтересованы в чрезмерном анализе ситуации. Они источают естественное чувство уверенности и всегда знают, чего хотят.

4) Интровертированное восприятие (Si)

Интровертированное восприятие связано с повышенным вниманием к деталям и хранением информации. Оно принимает к сведению факты, события и явления такими, какими они есть, и классифицирует их, подобно внутренней файловой системе. Интровертированное восприятие – это функция, ориентированная на прошлое; она зациклена на том, что было, и часто даёт волю ностальгии.

Люди, у которых преобладает интровертированное восприятие, отличаются организованностью и собранностью. Они считают, что готовы к любой неудаче, и всегда идут по проторенным дорожкам. Люди с преобладающим интровертированным восприятием верят в то, что будущее повторяет прошлое.

Функции, основанные на принятии решений

1) Интровертированное чувство (Fi)

Интровертированное чувство – всесторонний анализ эмоциональных процессов и нравственности. Данная функция стремится познать эмоции настолько глубоко, насколько это возможно. Она также развивает мощную внутреннюю систему правильного и неправильного, которой человек руководствуется при принятии решений. Интровертированное чувство ищет более глубокий смысл абсолютно во всём. Люди, в которых присутствует интровертированное чувство, находятся в тесном контакте со своими эмоциями и часто воспринимают чужую радость/боль как свою собственную.

Люди, у которых преобладает интровертированное чувство, полны сочувствия, они мыслят аналитически и зачастую обеспокоены моральными проблемами. Они творческие и артистичные натуры. Им кажется, что другие не смогут понять, кем они являются на самом деле. Люди с преобладающим интровертированным чувством тщательно скрывают свои эмоции и богатый внутренний мир от окружающих.

2) Экстравертированное чувство (Fe)

Экстравертированное чувство крайне озабочено соблюдением социальных норм и поддержанием мира. Данная функция стремится делать то, что лучше для общества; её всегда волнуют эмоции других людей. Она является зеркальной, то есть может вызывать у человека проблемы в понимании собственных чувств без участия других людей. Экстравертированное чувство требует наличия постоянного социального взаимодействия больше, чем любая другая функция.

Люди, у которых преобладает экстравертированное чувство, сильно реагируют на то, что чувствуют другие люди. Они неустанно ищут общение, поскольку, только находясь в кругу близких, чувствуют себя счастливыми и жизнерадостными. Такие люди стремятся поддерживать гармонию и сохранить мир любой ценой. Они не могут наслаждаться своей жизнью в полной мере, если люди вокруг них больны и несчастны.

3) Экстравертированное мышление (Te)

Экстравертированное мышление стремится навести порядок во внешней среде настолько эффективно и последовательно, насколько это возможно. Превыше всего оно ценит продуктивность. Экстравертированное мышление – это функция, основанная на результатах и ориентированная на действие. Экстравертированное мышление естественным образом реализует конкретные планы для достижения целей и способно быстро принимать решения.

Люди, у которых преобладает экстравертированное мышление, искренни, решительны и высокопродуктивны. Они являются прирождёнными лидерами, поскольку не боятся брать на себя ответственность и наводить порядок. Люди с преобладающим экстравертированным мышлением могут показаться властными или излишне самоуверенными тем, у кого отсутствует данная функция.

4) Интровертированное мышление (Ti)

Интровертированное мышление – функция, основанная на сборе информации. Она стремится сформировать представление о том, как работает мир на конкретном, осязаемом уровне. Интровертированное мышление хорошо разбирается в системах и быстро улавливает несоответствия в них. Интровертированное мышление стремится к глубокому пониманию того, как работают вещи.

Люди с преобладающим интровертированным мышлением рассудительны, планомерны и объективны. Они ищут «короткие пути» достижения целей, повышающие эффективность в рамках данной системы. Такие люди слишком замкнуты в себе; они не будут чувствовать себя комфортно до тех пор, пока не постигнут суть вещей.

Какие функции свойственны тому или иному типу?

Важно отметить, что когнитивные функции работают в конкретных группах, некоторые из которых являются взаимоисключающими. Например, Вы не можете иметь экстравертированное чувство и интровертированное чувство – только одно из двух.

Кроме того, невероятно важен порядок, в котором используется каждая функция. Рассматривая психологические типы, поразмыслите над тем, какие функции Вы используете постоянно, редко или от случая к случаю.

Как узнать, в каком порядке Вы используете свои функции?

Вы можете легко запутаться, выясняя это. Чаще всего мы осознаём свои вторичные, а не первичные функции. Это происходит потому, что мы несколько удалены от наших вторичных функций и способны оценивать их более объективно.

Представьте себе, что Вы находитесь в бассейне, и Вашей первичной (или «доминантной») функцией является вода. Она – повсюду. Это то, что Вы делаете на автомате, не концентрируясь на процессе. Это Ваш естественный первый порыв в любой ситуации, поэтому Вы легко можете его не заметить.

Ваша вторичная (или «вспомогательная») функция – это водная горка. Вы можете выбрать, стоит ли Вам использовать её или нет. Вы чётко осознаёте её присутствие. Она не может исчезнуть по Вашему желанию, но Вы способны её некоторое время игнорировать. Чтобы добраться до неё, Вам придётся плыть по воде.

Ваши третья («третичная») и четвёртая («низшая») функции менее доступны Вам; они не могут развиться в полной мере до тех пор, пока Вы не достигнете среднего возраста. Когда Вы молоды, третья и четвёртая функции проявляются, как правило, в стрессовых ситуациях. Если вы начнёте тонуть в воде, Ваши третья и четвёртая функции станут для Вас спасательным плотом, за который Вы уцепитесь. В конце концов, Вы можете превратить их в игрушки для бассейна, используемые на регулярной основе.

Порядок когнитивных функций, в котором они используются (для каждого психологического типа личности):

ENFP: Ne – Fi – Te – Si
INFP: Fi – Ne – Si – Te
INFJ: Ni – Fe – Ti – Se
ENFJ: Fe – Ni – Se – Ti
ISTJ: Si – Te – Fi – Ne
ESTJ: Te – Si – Ne – Fi
ISTP: Ti – Se – Ni – Fe
ESTP: Se – Ti – Fe – Ni
INTJ: Ni – Te – Fi – Se
INTP: Ti – Ne – Si – Fe
ENTJ: Te – Ni – Se – Fi
ENTP: Ne – Ti – Fe – Si
ISFJ: Si – Fe – Ti – Ne
ISFP: Fi – Se – Ni – Te
ESFJ: Fe – Si – Ne – Ti
ESFP: Se – Fi – Te – Ni

Е – экстраверсия (Еxtraversion); I – интроверсия (Introversion); S – здравый смысл (Sensing); N – интуиция (iNtuition); T – мышление (Thinking); F – чувство (Feeling); J – суждение (Judging); P – восприятие (Perception).

Почему важно иметь представление о том, что такое когнитивные функции?

Понимание когнитивных функций является ключевым для определения психологического типа. Четырёхбуквенные дихотомии не могут объяснить всю сложность нашей личности. Когнитивные функции позволяют нам понять, когда мы используем каждую функцию и как это влияет на процесс принятия решений.

Когнитивные функции также помогают нам с лёгкостью определить психологический тип личности, к которому мы принадлежим. Теперь Вы знаете, что у представителей, казалось бы, похожих типов ENFP и ENFJ на самом деле преобладают разные когнитивные функции.

И, наконец, глубокое понимание когнитивных функций помогает нам осознать то, как тип личности может развиваться без фактических изменений (теоретически типы остаются постоянными на протяжении всей жизни). Люди типа INFP могут выработать в себе функцию экстравертированного мышления к тридцати или сорока годам, однако это не значит, что они теперь являются INTP. Они просто стали более сбалансированной версией собственного типа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *