Как танцуют женщины на кавказе
Победа, вызов, страсть, кинжал, осел и демоническая сила
Лезгинка похожа на сам Кавказ. Все о ней слышали, многие мнят себя знатоками, а присмотришься — ускользает, оборачивается скопищем небылиц. То, что казалось старым как мир, было придумано недавно, а современные байки подчас основаны на правде.
Осел, козел и аварский староста
Парадоксы начинаются с самого названия «лезгинка». Его придумали в первой половине XIX века русские, служившие на Кавказе. Так они окрестили множество местных танцев — с разными стилями и названиями. Просто их видели в Дагестане, а дагестанцев тогда всех без разбора называли лезгинами. Ирония судьбы в том, что настоящие лезгины — народ, живущий на юге республики, — предпочитали совсем другие танцы, больше похожие на азербайджанские пляски или русский хоровод. Лезгинку они называли «авар кавха» — «танец аварского старосты».
Фото: Айдемир Даганов
Знающие люди легко определяют, какому народу принадлежит лезгинка, — по четким, стремительным движениям чеченцев и плавной манере табасаранцев, распростертым рукам даргинок или поднятым к голове — у кумычек. Проще всего различить танцы южного и западного Дагестана. В первых больше свободы, во вторых главенствуют осанка и собранность. В горах движения резче, на равнине — плавней. Балетмейстер Федор Лопухов объяснял это тем, что шаг горца короче. На крошечном годекане развернуться негде, вот и приходится компенсировать недостаток места выразительностью жестов.
Многие представляют лезгинку преимущественно как парный танец. Мужчина в черкеске парит, подражая горному орлу, а девушка в длинном платье плавно ускользает, словно лебедушка. В действительности танцевали в основном раздельно — особенно во времена имама Шамиля, наказывавшего музыкантов и запрещавшего парные танцы. Зато мужская лезгинка в ту пору оттачивалась до совершенства, нередко становясь состязанием в силе и выносливости. До сих пор агулы и рутульцы вызывают друг друга на «танцевальный батл» под азартные хлопки друзей.
Из животных танцующие дагестанцы подражали, как правило, ослам и козлам. От последних, по мнению некоторых исследователей, грузинская и кумыкская мужская лезгинка унаследовали танец на носках — след древних мистерий, когда плясуны делали вид, что у них есть копыта.
Победный танец горянки и мужской стриптиз
Танцы кавказских девушек далеко не везде были смирными. Путешественник, побывавший в конце XIX века в Осетии, вспоминает: «Женщины танцуют гораздо бравурнее мужчин. В их движениях, в особенности в движениях рук, больше смелости и энергии, и смотрит женщина (собственно, девушка, потому что женщина не танцует) во время танца отважней, как побеждающая, а не побеждаемая…» Платья горянок часто заканчивались чуть пониже колена и не скрывали ножки в шароварах. Дагестанки перебирали ими с ловкостью, которой позавидует иная профессиональная танцовщица. У многих народов уйти с круга раньше партнерши было неприлично, и порой девушки сознательно доводили парней до изнеможения.
Фото: Владимир Севриновский
Лезгинка танцует лезгинку
В окрестностях Шатоя чеченки в белых рубашках с палками в руках плясали ночами, пугая людей в подражание демонице Алмасты. До сих пор в некоторых горных районах движения девушек далеки от плавных и кротких, а в лакском танце кьиссу женщина ведет мужчину.
Фото: Владимир Севриновский
Полярный исследователь Фритьоф Нансен, гостивший в ауле Тарки, увидел в лезгинке привет с далекой родины: «Мужчина в кавказской форме, в шапке из овечьей шкуры, вращался некоторое время короткими ритмичными шагами, вытянув руки в обе стороны. Потом он приглашал из круга зрителей партнершу. Она семенила перед ним с серьезным видом, со слегка опущенной головой и кокетливой стыдливостью, мужчина следовал за ней, пританцовывая, а девушка „увиливала“ от него. Танец изображает домогательство мужчины. Движения целомудренны и без всякой дикости. Оба танцора, каждый по-своему, обаятельны: у него мужская сила, у нее — стыдливая женственность. Ноги двигались легко и живо, как барабанные палочки, в такт музыке, тело при этом оставалось спокойным. Сходство с норвежскими быстрыми танцами налицо. У мужчины та же энергичная гибкость, у девушки — грациозность и нежность. Только ритм и движения ног иные. Кроме того, в лезгинке мужчина не обнимает партнершу. На востоке близкий публичный контакт двух полов невозможен».
Опасная папаха
Этот запрет, как и всякие ограничения, будил изобретательность. Чеченцы рассказывают, что в старину парень, желавший понравиться девушке, приближался к ней в танце вплотную и перекидывал папаху из руки в руку за спиной избранницы. Но стоило случайно коснуться партнерши, и его убивали оскорбленные родственники девушки. Так юноша показывал, что готов рискнуть за красавицу жизнью. Существовал ли такой обычай в действительности, сложно судить, но чеченцы, аварцы и кумыки действительно порой обхватывали партнершу, не касаясь ее. А если девушка сама проводила рукой над головой парня, будто сбивая с него шапку, это считалось оскорблением и грозило тяжкими последствиями.
Впрочем, чтобы присмотреться к избраннице, необязательно было танцевать с ней самому.
Кавказский бал: три главных танца
Попасть на карачаевский и балкарский той — так называются балы с национальными танцами — не так сложно, как кажется. Их проводят и в Москве, и в Санкт-Петербурге в дни национальных фестивалей, а уж в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии и вовсе устраивают почти на каждый праздник. Присоединиться к танцам может любой желающий, даже не зная всех правил и движений. Осуждать за ошибки здесь не принято, особенно новичков. Но все же стоит помнить, что это не обычная вечеринка, а настоящий бал со множеством национальных традиций.
Этикет: никаких «белых танцев»
Фото из личного архива Мариям Тамбиевой
Начнем с одежды: строгого дресс-кода на тое нет. Надо просто одеться соответственно событию — свадьба ли это, семейный или государственный праздник в городе или на природе. Универсальное правило одно: откажитесь от чересчур облегающего и открытого наряда — для танца он неуместен.
Начинается той всегда одинаково: участники выстраиваются в круг, образуя в центре подобие танцпола, а все желающие танцевать выходят внутрь этого круга и встают группами друг напротив друга. Девушки с одной стороны, молодые люди — с другой. Раньше это правило соблюдалось строго, сейчас — по ситуации. На городских площадках, где много людей, становятся обычно вперемешку, компаниями с которыми пришли.
Организованный той от стихийного отличить легко. В первом случае всегда есть распорядитель танцев. Он и за диджея, и за балетмейстера, и за ведущего. На эту «должность» назначают человека, который разбирается в национальной музыке, хорошо танцует и знает правила. Его всегда можно попросить включить определенную песню или что-то объяснить.
Все, кто стоит в кругу, — участники тоя. Они, даже если не танцуют сами, должны поддерживать пары аплодисментами в такт музыке. А вот громко смеяться и говорить на посторонние темы в кругу считается неприличным.
Важное правило — в первый ряд становятся только те, кто готов танцевать. Имейте в виду, отказывать, если вас пригласили на танец, считается проявлением невоспитанности — это унижает достоинство и того, кто пригласил, и того, кто отказал. Поэтому, если пляски в ваши планы не входят, становитесь в задние, зрительские, ряды.
Фото из личного архива Мариям Тамбиевой
Теперь следующий этап — приглашение на танец. Так уж заведено, что приглашать на карачаево-балкарских балах могут только мужчины. Никаких «белых танцев». Девушка, не уронив своего достоинства, может попросить станцевать с ней только брата.
Если к вам подошел молодой человек и с легким поклоном протянул руку — поздравляем, вы приглашены. Здесь важно не оплошать: ни в коем случаем не подавайте руки в ответ. Самое строгое правило карачаевского и балкарского тоя — прикасаться к партнеру нельзя: ни в танце, ни вообще когда-либо (исключение только одно — танец абезек). Даже соприкасаться одеждой строго запрещается. Чтобы принять приглашение, просто сделайте пару шагов навстречу своему кавалеру, слегка наклонив голову.
Помните, что половина успеха в кавказских танцах — это осанка и посадка головы. Не сутультесь, спину нужно держать ровно, голову горделиво приподнять. Для девушки смотреть в упор на партнера считается неприличным, поэтому глаза должны быть полуопущены. А мужчина, наоборот, должен смотреть только на партнершу. А вот отвлекаться на что-то во время танца для кавалера — дурной тон.
По окончании танца кавалер должен проводить партнершу к ее месту и только потом снова занять свое место в шеренге.
Хотя хорошие танцоры на Кавказе всегда в большом почете, проявлять пренебрежение к тем, кто менее искусен, считается постыдным. Наоборот, правило хорошего тона — всячески подбадривать новичков, особенно если это гости. Разобраться в рисунке танца достаточно легко, нужно только понаблюдать за другими танцующими.
Три главных танца
Вплоть до 20-х годов прошлого века каждому событию в жизни карачаевцев и балкарцев полагался свой танец. До наших дней дошли упоминания около 150 танцев. В них отображался эпос, жизненный уклад (свадебные, охотничьи, пастушьи танцы), были обрядовые и даже магические танцы. Со временем многие потеряли актуальность и теперь исполняются лишь ансамблями на сцене. Некоторые выдержали испытание временем — их можно увидеть на любом празднике в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
В большинстве случаев в программу тоя входят три танца. Это массовый танец абезек, исполняющийся в самом начале или, наоборот, в самом конце вечера, а также парный танец тюз тепсеу и зажигательное соло — истемей.
Традиции и обычаи свадебной лезгинки, о которых мы благополучно забыли
Все это касалось свадебного танца жениха и невесты. Тут нет особых ограничений и жестких правил. В каждом народе свой свадебный танец. Более того, в последние годы эта традиция уже уходит в прошлое. Вернее, сам танец сохранился, но это номинально. Раньше жених и невеста всю свадьбу сидели и танцевали только один раз – в конце свадьбы. Сейчас же никто не держит, можно хоть всю свадьбу танцевать. То есть, мы приближаемся к европейским (русским) стандартам свадеб. Чего уж греха таить, я на своей свадьбе тоже немало танцевал. Радует то, что дело не доходит до криков «Горько!». Хотя, думаю, мы тоже, к сожалению, придем к этому.
Еще одна тенденция последний лет – это постановка самого свадебного танца. Как говорится, кто на что горазд. Молодые хотят разнообразить свою свадьбу и придумывают самые разнообразные танцы.
Чем свадебная лезгинка отличается от свадебного танца
Второе различие заключается в том, что на свадьбе лезгинку могут исполнять все, а свадебный танец – это, как бы, название того момента, когда отец приглашает молодых на танец. Вот это самое главное различие. Но, это не говорит о том, что жених и невеста не могут танцевать лезгинку. Наоборот, в последнее время очень часто исполняют, и выглядит это очень эстетично. Конечно же, если молодожены умеют танцевать лезгинку.
И третье отличие состоит в том, что свадебную лезгинку исполняют только в паре. Удивились? А как вы думали? Одиночная лезгинка не является свадебной. Этот вид танца исполняется девушкой и парнем (либо женихом или невестой). Тоже важное отличие, которое нужно знать.
Свадебная лезгинка: сущность и правила исполнения
Вообще, на Северном Кавказе сложилось особое отношение к свадьбам. Это сейчас люди ходят на свадьбу ради застолья. А раньше свадьба у кавказцев ассоциировалась, в первую очередь, с танцами. Люди специально ходили на свадьбы для того, чтоб «натанцеваться». Была еще одна причина того, почему люди на Кавказе любили ходить на свадьбу, ниже об этом поговорим.
Вы не поверите, но большим невежеством считалось то, что человек пришел на свадьбу и не танцует. Если кавказец пришел на свадьбу, то он обязан был танцевать. Иначе, он получал определенную порцию презрения, и это накладывало отпечаток на его дальнейшую жизнь. Именно это явилось причиной того, что детей обучали танцам еще до того, как они начинали говорить.
Как я уже сказал, свадебную лезгинку исполняли практически в любой ситуации. Каждое мероприятие у жителей Кавказа заканчивалось танцами. Это была своеобразная добрая и негласная традиция. Но, сегодня мы с вами практические ничего не знаем о правилах и традициях исполнения свадебной лезгинки. К примеру, сегодня одновременно в круг могут выйти несколько танцующих пар. И все к этому относятся нормально! А знаете ли вы, что несколько десятилетий назад это считалось большим оскорблением? Если заглянуть во времена наших прадедов, то можно увидеть, что за подобное очень часто жестоко наказывали.
По традиции, если парень и девушка вышли в круг танцевать, то считалось, что на них ложится просто огромная ответственность за достойное исполнение танца. Именно таким вот образом пропагандировался культ танца. При этом, все зрители могли высказать свои пожелания и замечания танцующей паре, и это считалось нормой. Так сказать, танцующая пара получала оценку зрителей. Как вы думаете, кто захочет в такой ситуации «ударить в грязь лицом»? Я бы не хотел.
А теперь держитесь за стул, чтоб не упасть. Парень не имел права приглашать понравившуюся ему девушку на танец. Это могли сделать только старшие или тамада лично. Очень часто бывало такое, что несколько пар одновременно назначались для танца в кругу. При этом тамада обязан был следить за очередностью танцующих пар. Если парень по каким-либо причинам пропускал свою очередь танцевать, то это считалось большим позором. Единственный случай, когда можно было нарушить очередность в танце – это, когда на свадьбу приходил приглашенный гость издалека. В этом случае, в знак большего уважения за то, что принял приглашения и преодолел такой большой путь, права танца представлялось ему.
В те времена на свадьбах устраивали даже состязание между танцорами. На современный лад – «баттлы». А, если не было свадеб, то устраивали специальные вечеринки. На этих вечеринках был назначенный тамада и старшие, которые и оценивали танцующих. А чеченцы устраивали даже синкъерам – вечеринки в честь гостя. Тут также все с удовольствием танцевали. Именно на таких вечерниках молодые люди присматривались к девушкам. Кстати, нужно отметить, что на таких вечеринках царила демократия (в приличных пределах). Девушки и молодые люди сидели друг против друга и могли подшучивать друг над другом. При этом, если кто-то позволял себе «лишнее», то тамада сразу же выгонял этого человека с вечеринки.
Считалось большим успехом, если парня признавали лучшим танцором вечера. Такое признание означало то, что парню удалось завоевать сердце кавказской девушки и понравиться зрителям. После этого молодой человек приобретал славу хорошего танцора. Давайте теперь мысленно перенесемся в самый разгар свадебной лезгинки того времени. Как вы думаете, когда парень узнавал, что он понравился девушке (или не понравился)? Вообще, кульминацией танца считался тот момент, когда молодой человек становился на пальцы. Таким образом он демонстрировал всю свою ловкость и храбрость, а также большое уважение к девушке.
Во время танца парень, приблизившись к партнерше, мог в нескольких словах сказать девушке о своих чувствах. При этом, девушка никогда не отвечала ему словами. Считалось, что если она продолжает танцевать, то предложение парня ей по душе и она согласна на серьезные отношения. Если же девушка переставала танцевать и уходила из круга, то это говорило о том, что ей не интересен парень. Но, прежде чем уйти, она должна было поаплодировать парню, поблагодарить его и только после этого выйти из круга. Все это делалось предельно тактично, чтоб окружающие не заметили этого языка жестов.
Друзья, что вы думаете по поводу этой статьи? Пишите ваше мнение в комментариях, буду очень рад обсудить ваши взгляды:
Кавказский бал: три главных танца
Попасть на карачаевский и балкарский той — так называются балы с национальными танцами — не так сложно, как кажется. Их проводят и в Москве, и в Санкт-Петербурге в дни национальных фестивалей, а уж в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии и вовсе устраивают почти на каждый праздник. Присоединиться к танцам может любой желающий, даже не зная всех правил и движений. Осуждать за ошибки здесь не принято, особенно новичков. Но все же стоит помнить, что это не обычная вечеринка, а настоящий бал со множеством национальных традиций.
Этикет: никаких «белых танцев»
Фото из личного архива Мариям Тамбиевой
Начнем с одежды: строгого дресс-кода на тое нет. Надо просто одеться соответственно событию — свадьба ли это, семейный или государственный праздник в городе или на природе. Универсальное правило одно: откажитесь от чересчур облегающего и открытого наряда — для танца он неуместен.
Начинается той всегда одинаково: участники выстраиваются в круг, образуя в центре подобие танцпола, а все желающие танцевать выходят внутрь этого круга и встают группами друг напротив друга. Девушки с одной стороны, молодые люди — с другой. Раньше это правило соблюдалось строго, сейчас — по ситуации. На городских площадках, где много людей, становятся обычно вперемешку, компаниями с которыми пришли.
Организованный той от стихийного отличить легко. В первом случае всегда есть распорядитель танцев. Он и за диджея, и за балетмейстера, и за ведущего. На эту «должность» назначают человека, который разбирается в национальной музыке, хорошо танцует и знает правила. Его всегда можно попросить включить определенную песню или что-то объяснить.
Все, кто стоит в кругу, — участники тоя. Они, даже если не танцуют сами, должны поддерживать пары аплодисментами в такт музыке. А вот громко смеяться и говорить на посторонние темы в кругу считается неприличным.
Важное правило — в первый ряд становятся только те, кто готов танцевать. Имейте в виду, отказывать, если вас пригласили на танец, считается проявлением невоспитанности — это унижает достоинство и того, кто пригласил, и того, кто отказал. Поэтому, если пляски в ваши планы не входят, становитесь в задние, зрительские, ряды.
Фото из личного архива Мариям Тамбиевой
Теперь следующий этап — приглашение на танец. Так уж заведено, что приглашать на карачаево-балкарских балах могут только мужчины. Никаких «белых танцев». Девушка, не уронив своего достоинства, может попросить станцевать с ней только брата.
Если к вам подошел молодой человек и с легким поклоном протянул руку — поздравляем, вы приглашены. Здесь важно не оплошать: ни в коем случаем не подавайте руки в ответ. Самое строгое правило карачаевского и балкарского тоя — прикасаться к партнеру нельзя: ни в танце, ни вообще когда-либо (исключение только одно — танец абезек). Даже соприкасаться одеждой строго запрещается. Чтобы принять приглашение, просто сделайте пару шагов навстречу своему кавалеру, слегка наклонив голову.
Помните, что половина успеха в кавказских танцах — это осанка и посадка головы. Не сутультесь, спину нужно держать ровно, голову горделиво приподнять. Для девушки смотреть в упор на партнера считается неприличным, поэтому глаза должны быть полуопущены. А мужчина, наоборот, должен смотреть только на партнершу. А вот отвлекаться на что-то во время танца для кавалера — дурной тон.
По окончании танца кавалер должен проводить партнершу к ее месту и только потом снова занять свое место в шеренге.
Хотя хорошие танцоры на Кавказе всегда в большом почете, проявлять пренебрежение к тем, кто менее искусен, считается постыдным. Наоборот, правило хорошего тона — всячески подбадривать новичков, особенно если это гости. Разобраться в рисунке танца достаточно легко, нужно только понаблюдать за другими танцующими.
Три главных танца
Вплоть до 20-х годов прошлого века каждому событию в жизни карачаевцев и балкарцев полагался свой танец. До наших дней дошли упоминания около 150 танцев. В них отображался эпос, жизненный уклад (свадебные, охотничьи, пастушьи танцы), были обрядовые и даже магические танцы. Со временем многие потеряли актуальность и теперь исполняются лишь ансамблями на сцене. Некоторые выдержали испытание временем — их можно увидеть на любом празднике в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
В большинстве случаев в программу тоя входят три танца. Это массовый танец абезек, исполняющийся в самом начале или, наоборот, в самом конце вечера, а также парный танец тюз тепсеу и зажигательное соло — истемей.