Как сшить платье узбекского фасона
Шьем женский национальный костюм Узбекистана
Культура узбекского народа формировалась, в условиях тесных, многовековых контактов с соседними народами Центральной Азии, что привнесло особенности в восточный колорит одежды.
Женский национальный костюм в Узбекистане традиционно состоит из платья, простого кроя, шаровар, халата и головного убора. Костюм украшали коралловыми бусами или ожерельем из монет.
Узбекский женский костюм имеет четко выраженные отличия по крою, цвету и фактуре ткани, декору и технике выполнения орнамента, присущие определенным регионам страны.
Узбеки традиционно не признают однотонные ткани, тем более темные, они считают, что темная одежда может принести беду. Поэтому узбечки даже траурные процессии посещали в платьях, изготовленных из тканей в мелкий цветочек.
В старину окрас женского платья говорил о положении мужчин в обществе. Жены простых узбеков носили зеленые платья, а знать одевала своих жен в одежду голубых или фиолетовых оттенков.
Платья и туники из богатейших восточных тканей по-прежнему достойно украшают гардеробы женщин Узбекистана.
Натуральные узбекские ткани отличаются непрочностью красок, большой усадкой и сыпучестью, поэтому требуют не только особого подхода при раскрое, но и накладывают определенные правила при ношении. Для таких платьев предпочтительнее использовать химическую чистку, а не традиционную стирку.
Для сохранения целостности рисунка, ее нужно, как можно меньше резать при раскрое. Крой узбекской одежды очень прост и одинаков для всех моделей. В основе его лежат прямые полотна ткани, которые иногда даже не резали, а просто разрывали по нити.
В Средней Азии очень распространены платья под названием куйлак, похожие на тунику, с прямыми длинными рукавами и длиной до пят. В прошлом веке, фасон туник немного разнообразили: на рукавах появились манжеты и воротник-стойка.
Раскраивая платья мастерицы, соблюдали симметричность рисунка, располагая рисунок по центру.
Особенности кроя платья.
Перед раскроем перёд и спинку, располагают по рисунку. Для экономии ткани, ее собирают под кокеткой. Сборки ткани у платьев больших размеров, наоборот уменьшают. Для прочности и сохранения формы кокетки её выкраивают из основной ткани. Подкокетку спины можно выполнить из другого материала. Таким же образом выполняются подборт и воротник.
Летнее платье с рукавом фонарик.
Платье кроится из ровных кусков ткани, сохраняя цельность рисунка, что выполняет модель невероятно красивой.
Узбекский национальный женский и мужской костюм
В народной одежде отражаются традиции, культура и история узбекского народа. Она формировалась столетиями, но остаётся популярной и сегодня. Национальный наряд характеризует исторически сложившиеся традиции и особенности узбекского народа. Яркий характер людей нашёл отражение в пёстрых и красочных узбекских костюмах жителей страны.
Верхняя одежда
Верхняя одежда и женщин, и мужчин почти не отличалась. Узбекские мальчики и девочки тоже одевали халаты. У них не было особых отличий. Они шились из разных материалов, в зависимости от того, в какое время года их носили. Были летние и зимние халаты. Одеяния для осеннего и зимнего периода утеплялись либо верблюжьей шерстью, либо ватой. Предназначавшиеся для будней были сделаны просто, а праздничные – яркими и с разнообразной отделкой.
Халат
Испокон веков в качестве верхней одежды использовался халат. Халаты для мужчин шили в основном в тёмных тонах, они отличались несложным фасоном. Застёжками этого вида одежды служили завязки или пояса. Мужчины постоянно ходили в халате: дома, на улице, на различные мероприятия. Праздничные изделия вышивались золотыми нитями, украшались тесьмой, атласными вставками. Рукава и края обрабатывались атласом или парчой. Вертикальные разрезы на рукавах не создавали помехи при движении. Узбекские халаты сшивались из кусков ткани, без выкройки. Для тёплого времени года изнутри делали шёлковую подкладку, а для холодного времени года – толстую подстёжку.
Узбекские женщины носили приталенные халаты, которые называются румча. Любимой одеждой является гибрид туники и халата – мурсак. Они подчёркивают красоту и стройность женской фигуры.
Чапан узбекский
Чапан называют кладом, а не халатом. Чапан – это символ народа. Он обязательно входит в комплект одежды. В прошлом чапан присутствовал только в мужском гардеробе. Со временем его стали носить и женщины. Чапан представляет собой обыкновенную стеганую одежду, просторного покроя. На узбекской модели нет воротника и пуговиц. Он покроен так, что верхняя пола заходит на нижнюю, создавая защиту от холода и ветра. По боковым сторонам подола сделаны разрезы. Они не сковывают движение человека при ходьбе, и когда он присаживается на пол. Чапаны бывают тёплые и лёгкие для защиты от жаркого солнца. По краям обшивались тесьмой. Эту одежду носят в будничные дни, но есть праздничные варианты.
В старину, чапаны для знатных людей расшивали золотыми узорами так, что они были уникальными произведениями народного творчества. Расшитые серебряными и золотыми нитями чапаны, и современные люди надевают на торжественные мероприятия. Их также приносят в дар почётным гостям.
Женская одежда
Одежда женщин отличалась разнообразными фасонами, широким спектром цветовой гаммы. Цветовые оттенки подчёркивали неповторимый узбекский вкус, а также отражали её социальное положение. Богатые и состоятельные дамы носили одежду, сделанную в голубоватых и фиолетовых тонах, а жёны бедняков – в зелёных. Женский костюм состоял из следующих компонентов: платье, шаровары, платок, чалма, халат и украшения. Восточные женщины всегда носили платье вместе с шароварами. Штаны были широкими, но ушитыми в нижней части. Одежда украшалась бисером, тесьмой или вышивкой.
Отличительная особенность любого узбекского платья – это красочные узоры на ткани. Для пошива используются следующие ткани: хлопок, вельвет, бархат и атлас.
Вместо халата узбекские женщины шили камзолы — приталенные пиджаки, а летом носили жилетки, сделанные из бархата. Жилетки-безрукавки всегда были модными и являются обязательным элементом в танцевальном костюме. Выкройка платья или туники была простой, всегда с кокеткой, воротником, клиньями по бокам. Рукава делали широкими и длинными, а в области плеча они собирались. В основном изделия выполнялись из узбекского блестящего шёлка с неповторимым национальным узором, иногда из шифона. Узбекские девушки носили всегда модные и красивые украшения на лобовой части головы.
Для девочек и женщин одежда была предельно закрытой. Поэтому женский наряд неограниченно дополнялся аксессуарами. Это были бусы, браслеты, серьги, кольца, изготовленные из серебра и золота.
Мужские одеяния
Все мужчины носили стёганые халаты простого покроя. Обязательным атрибутом мужской одежды были штаны, назывались они иштон. Покрой был свободным, был заужен в нижней части. Характерным было отсутствие декоративных элементов. На тело надевалась лёгкая узбекская рубаха. Рубахи были длинные, до колена, а то и ниже. Горловина имела разные вырезы: вертикальные до груди или горизонтальные между плечами. В праздники узбекские мужчины надевали рубахи, сшитые из шёлка. Одежда дополнялась широким поясом. Им подвязывали как верхнюю одежду, так и рубаху. Это был шёлковый или хлопчатобумажный платок, сложенный треугольником или полосой. В праздничные дни на них прикрепляли золотые или серебряные пряжки.
Головные уборы
Образ узбекских жителей нельзя представить без головного убора. Самый распространённый головной убор – тюбетейка. Это небольшая плоская шапка, имеющая круглую форму. Она украшалась орнаментами, бисером. Тюбетейки были разные: высокие и низкие, однотонные и разноцветные, с орнаментом и без него. По типу они тоже были разные, так как их носили и пожилые люди, и мальчики, и девочки, и взрослые.
Ещё один узбекский головной убор — специальная шапка, которая называется кулох. Он был сделан из войлока и имел форму колпака. Кулох обтягивали сукном, по краю отделывали бахромой. Центральную часть колпака украшали вышивки. Головные уборы отличались друг от друга у жителей северной и южной части страны.
Женщины обязательно должны были ходить в головных уборах. Они носили платки, тюбетейки и тюрбаны. В старые времена узбечки носили паранджу. Паранджу не носили дома, её одевали при выходе на улицу. К ней обязательно прилагался чавчан – сеточка, изготовленная из конского волоса. Она прикрывала лицо мусульманки от взглядов чужих людей. Такой головной убор девочки носили с девяти лет. Позже стали носить красивый головной убор, сделанный из двух платков, один из них имел отверстие для лица. А сверху надевалась чалма. Два платка носили и замужние женщины: один завязывали на лбу, а второй покрывал волосы. Платки состоятельных узбечек украшали золотыми и серебряными вышивками.
Обувь
Самым распространённым видом узбекской обуви были сапоги. Они изготавливались из кожи, которая выделывалась по специальным технологиям. Это позволяло носить сапоги в любое время года. В них было тепло зимой и не жарко в летнее время. В сапоги обувались все, начиная от маленьких детей и кончая стариками. Сапоги имели особый покрой. В середине подошвы был сделан небольшой скос. Он делался для того, чтобы при верховой езде, мужчинам удобно было удерживаться в седле. Те узбеки, что были богатыми, имели в гардеробе по две пары сапог. Одни были для повседневного ношения, а вторые были праздничными.
Для женщин использовались модели из нежной кожи, сделанные по особому фасону, без каблука и задника. Они имели гибкую подошву и назывались ичиги. Кроме сапог, женщины носили полузакрытые туфли с небольшим каблучком и узкими носами. Такие туфельки шили из замши и кожи. Если на улице было прохладно, то их обували поверх ичигов.
Обувь тоже подразделялась, как и все компоненты одежды, была повседневная и нарядная. Праздничные варианты были расписаны разноцветными узорами и вышивками.
Узбекистанцы сегодня очень любят галоши и резиновые тапочки. Сейчас их тоже научились украшать стразами, камнями и бисером.
Аксессуары
В одежде мужчин самыми главными аксессуарами были тюбетейки и бильбоке. Бильбоке представляет собой шарик, который крепится на палочке. Им играют, подбрасывая его, и ловят в чашечку или на остриё палочки.
Самый популярный предмет женской одежды – платок. Если посмотреть на фото, то можно увидеть на узбекских женщинах и девушках разнообразной расцветки платки, а также серебряные и золотые украшения. Традиционные серьги называются камгар-болдак. Женская половина узбекского населения с давних времён серьги-куполки, перстни, браслеты, коралловые бусы. Большой популярностью во все времена пользовались ожерелья из монет, которое защищает хозяйку от сглаза. Настоящими произведениями ювелирного искусства являются украшения, надеваемые на лоб женщины. Узбекские женщины думают, что чем больше надето украшений, тем лучше.
Роль национального костюма в наши дни
Жители Узбекистана следят за современными веяниями моды и идут всегда в ногу со временем. Но они не предают своё культурное наследие. На фото можно увидеть, что свои узбекские платья женщины надевают во время проведения разных торжественных мероприятий, на свадьбы. Сегодня в праздничной и вечерней одежде узбекских жителей присутствуют элементы национального костюма.
Любое праздничное мероприятие в стране сопровождается танцами и песнями. Танцевальные костюмы отличаются яркостью и красотой и демонстрируют культурное наследие Востока. Они преображают любой праздник, подчёркивают богатые традиции народа и историческую связь с древними предками.
Заключение
Современные узбеки многие предметы одежды изготавливают из национальных тканей, используя трендовые фасоны. Умело сочетая новейшие направления моды и старые традиционные национальные узоры, украшают свои вечерние наряды и каждодневную одежду. Молодые люди чтут традиции старших поколений и носят национальную одежду.
Узбекистан во все времена славился дружелюбием и гостеприимством, притягивал к себе восточными традициями, красотой и мусульманской сдержанностью.
Мужская, женская и детская одежда с элементами узбекских фасонов, пользуется спросом у многих жителей Азии и Европы.
Выкройка узбекского платья своими руками
Главное, что бы костюмчик сидел. Узбекистан. / Флешмобы / Бусинка
И так, платье. Платье было обязательно длинным, широким. Я с детства слышала, что современные женщины национальным узбекским платьем считают платье на кокетке, в основном на круглой, с воротником или без, сплошная или из двух частей, наслаивающихся друг на друга по центру.
Нашла даже подробное описание выкройки узбекского платья
К платью обязательно прилагались штанишки/шаровары. Мне всегда казалось, что они должны быть длиннее платья. Не знаю точной причины. Может быть, для того, чтобы была видна кайма по краю. Может быть, для того, чтобы было видно, что они есть (т.е. традиция соблюдена) А может быть, просто потому, что на длинное широкое платье при наклоне можно наступить, и поэтому его делали покороче. Это тесьма для низа штанишек.
Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок
Моя любовь к съемкам без людей сыграла со мной злую шутку. У меня почти нет достойных примеров из жизни, в основном, сзади
Халаты. Простые будничные на вате служили исключительно для тепла (одна моя одноклассница привезла чапан, ходит тут на даче в холодные дни и утверждает, что это самая удобная одежда) Праздничные же отличались вышивкой золотыми нитями, дорогими тканями (очень уважали бархат), и прочими красивыми излишествами.
Смотрим на задний план, а не на передний (Самарканд. Регистан)
Тюбетейки. Сколько районов, столько и разновидностей тюбетеек. При чем, раньше, если я правильно поняла, головные уборы сильно отличались от современной тюбетейки.
Тюбетейка (от тюркского «тюбе»-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариковНаибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи — самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста — характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца — «калампир»; околыш вышит расположенными в ряд арочками. Существует три вида дуппи — округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются «крутостью» орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша
На самаркандском базаре в ряду тюбетеек
К праздничной одежде надевали жилеты И тоже есть выкройка!
В Ферганской долине жилет удлинился
Обувь. Ичиги — мягкие сапожки из кожи без каблука и сапоги из грубой кожи или резины. У современных узбеков национальной обувью я бы, кроме ичигов, назвала бы калоши!
И отдельно хотела рассказать про паранджу. А знаете, я в детстве встречала бабушек в настоящей парандже! В старом городе они изредка продавали семечки. Ощущение такое: сидит кто-то в одеяло замотанный, а сверху еще и халатом прикрыт, только халат не на плечах, а на голове. Помню, что в прорези халата было что-то темное, сквозь которое ничегошеньки не видно. Мне папа говорил, что это сетка, что она сплетена из конского волоса. Но я мелкая, думала, что слово «сплетена» означало просто плетение, как марля. И только вот в мая я увидела настоящую паранджу рядом, правда, сквозь стекло. Слушайте, я не представляю КАК они там могли вообще находиться. Представьте жару больше 40 градусов, а на тебе поверх обычной одежда плотная-плотная, сквозь которую даже не понятно как дышать, штука из конского волоса, а сверху еще плотный халат… Через стекло было очень трудно фотографировать, но уж постарайтесь разглядеть ее
Основу национального мужского костюма составляет чапан — стеганый халат, который подвязывается поясным платком — кийикча. Традиционный головной убор – тюбетейка. На тело одеваются куйлак — нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон — широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи. Пояса в парадной одежде часто очень нарядные — бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.
Кто знает что это?
А еще нашла карнавальные костюмы, цену не спрашивайте, не искала. Особенно умилила обувь!
А тут не только обувь радует, но и павловопосадский платок! (не утверждаю, но мне так показалось) И это еще не самое главное. Это фото на странице «Девичий узбекский национальный костюм» Клацнув на ссылку убедитесь сами
Ну, и заодно уж покажу узбекское кафе. Конечно, они не все такие, есть совершенно современные. Но есть и такие, чесслово!
Примечания: 1. Ширина рукава платья указана полностью, так как рукав вычерчивается в развернутом виде. 2. Мерки длины спинки и переда (полочки) до талии используем лишь при построении глубины проймы полочки и при конструировании жилета, так как в узбекском платье линия талии не обозначается.
Построить прямой угол с вершиной в точке А.
Ширина плана чертежа выкройки. Из точек А, Г и Н вправо провести горизонтальные линии, на которых отложить ширину изделия, то есть мерку окружности груди плюс 4 см на свободное облегание (48 + 4 = 52 см), и поставить точки А1, Г1 и Н1 которые соединить прямой.
Спинка. Ширина спинки. От точек А и Г отложить мерку ширины спинки плюс 1 см (на свободное облегание), то есть 18 + 1 = 19 см, поставить точки С и С1 и соединить их прямой.
Ширина проймы. Для построения проймы платья надо на линии ГГ1 (в дальнейшем эту линию будем называть линией окружности груди) и на линии окружности шеи (точки А и А1) отложить одну четвертую окружности груди 12 см. (48 : 4 = 12 см), поставить точки Е и В и соединить эти точки прямой линией. Затем от точек С1 и В отложить вниз 2 см, обозначить точки С2 и В1 и соединить их прямой линией.
Пройма спинки. Для построения проймы спинки от точки С2 вправо отложить 3 см (одну четвертую от ширины проймы) и обозначить точку Г2, от которой опустить вниз прямую. Место пересечения ее с линией низа НН1 обозначить точкой Н2.
Перед. Ввиду того, что чертеж переда (полочки) платья тесно увязан со спинкой конструктивными линиями, его следует вычертить на одном плане.
Построение чертежа выкройки рукава платья
Для построения основного чертежа выкройки рукава платья (рис 355) даны следующие мерки (в см):
Примечание. Длина рукава определяется по мерке, ширина рукава составляет две трети окружности груди плюс 10 см (для всех размеров), в данном примере: 48 : 3 = 16 х 2 = 32 + 10 = 42 см, высота оката рукава равна одной четвёртой окружности груди плюс 3 см (для всех размеров), в данном примере: 48 : 4 = 12 + 3 = 15 см.
Чтобы построить план чертежа выкройки рукава, надо определить центр рукава, для этого провести вертикальную линию, равную длине рукава по мерке и отметить точки О и Н.
Точки П1, О3, О, О4 и П2 соединить плавной кривой линией, как показано на рис. 355.
Нижний контур рукава вычерчивается таким образом: отрезок Н1Н разделить пополам и отметить точку Н3. От точки Н3 вверх отложить 2 см, поставить точку Н4. Затем разделить пополам отрезок НН2 и на середине обозначить точку Н5. От точки Н5 отложить вниз 2 см и поставить точку Н6.
Точки Н1, Н4, Н, Н6 и Н2 соединить плавной кривой линией.