Как сэкономить на железнодорожных билетах
Как экономить на билетах на поезд: подробная инструкция
Я часто путешествую, и больше всего мне нравится ездить на поездах.
Я каталась на них по России и за границу — в Хельсинки, Ригу, Петрозаводск, Хабаровск, Казань и Крым. За годы туризма поняла, что для путешествий совсем не обязательно иметь много денег. На поездках можно неплохо сэкономить, если знать, когда и как покупать билеты, отслеживать акции и использовать бонусы.
В статье расскажу, какие способы помогают мне меньше платить за путешествия по железной дороге. Они универсальны для всех поездов и маршрутов.
Как победить выгорание
Следить за календарем тарифов
Цены на билеты РЖД в течение года меняются по графику гибкого регулирования тарифов. В зависимости от сезона и календарных праздников тарифы то повышаются, то понижаются, но максимальная надбавка — 20%.
График изменений тарифов есть на сайте РЖД. В нем указано, в какие дни билеты дорожают или дешевеют. Советую заглядывать в него перед планированием поездки.
Р ниже, чем в январе. Источник: tutu.ru» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Выбирать непопулярные даты и время отправления
График гибких тарифов — не единственное, что влияет на цену. Еще у РЖД действует система динамического ценообразования: чем больше спрос, тем выше стоимость. Это значит, что цена билетов меняется в зависимости от числа свободных мест, количества дней до отправления, популярности маршрута.
Раньше в РЖД продавали билеты за 45 суток. В первый день продажи цены были ниже всего, поэтому в кассы выстраивались очереди. Теперь билеты по России продают за 90 дней. Но нет гарантии того, что за 90 суток они будут дешевле, чем за 60.
Я сравнивала билеты в разные даты по разным направлениям — из Москвы в Казань, Адлер и Уфу. В диапазоне за 45, 60 и 90 суток нет закономерного роста цен. Билеты могут быть дороже и дешевле независимо от даты. Но я смотрела билеты на весну. В это время люди путешествуют меньше, чем летом. В сезон летних отпусков и школьных каникул билеты лучше покупать заранее.
Цены на билеты в феврале 2021 года
Дата покупки билета | Москва — Казань | Москва — Адлер | Москва — Уфа |
---|---|---|---|
За 45 суток | 1129 Р | 2727 Р | 1668 Р |
За 60 суток | 1148 Р | 2324 Р | 1668 Р |
За 90 суток | 1791 Р | 3076 Р | 2761 Р |
Еще на стоимость влияет день недели и время отправления поезда. Билет на ранний утренний рейс иногда дешевле, чем на более поздний. В пятницу, субботу и воскресенье билеты часто дороже. В июле и августе люди обычно уходят в отпуска, поэтому цены выше, чем, например, в феврале.
Из-за динамического ценообразования тариф может меняться в течение нескольких часов или минут, если в какой-то момент спрос будет высоким. Это происходит автоматически. Вывод один — ждать до последнего невыгодно: шансов, что билет подешевеет, нет.
Выбирать дешевые места в вагоне
Менее комфортные места часто стоят дешевле. Цены на верхние и верхние боковые полки почти всегда на 15—30% ниже. Места у туалета обычно стоят на 30—40% дешевле.
Пользоваться льготами и скидками
Для детей. Дети до 5 лет едут в поезде бесплатно, если не занимают дополнительного места. Это правило работает почти для всех вагонов — плацкарта, купе, СВ, общих и сидячих. Но билет на ребенка все равно нужно оформлять в кассах или на сайте РЖД.
Есть льготы для школьников: весь год, за исключением летних каникул, они могут ездить в общих, сидячих, плацкартных вагонах и в двухэтажных поездах со скидкой 50%. В поезде нужно предъявить справку учащегося, при покупке билета на сайте или в кассе она не нужна.
Для студентов. Студентам и аспирантам очного обучения предоставляют скидку 25% на билеты в купе. Для этого надо зарегистрироваться в программе « РЖД-бонус » и отправить по форме обратной связи или по электронной почте справку об обучении.
В «Сапсане» студентам дают скидку 50%. Нужно купить билет в кассе и предъявить студенческий или аспирантский билет и зачетную книжку. Когда я училась в университете, платила за проезд в «Сапсане» из Москвы в Санкт-Петербург на 50% меньше.
Есть скидки и для других категорий. Для пенсионеров в «Сапсане» билет на 30% дешевле. Молодоженам дают скидку 50% на купе-переговорную. В обычных поездах существуют льготы и для ветеранов боевых действий, инвалидов, Героев Труда и так далее. Условия разные — полный список есть на сайте РЖД.
Следить за акциями
стоила поездка на российский юг по акции «Бархатный сезон»
Бывают скидки на групповые поездки. Например, при покупке билетов на 10—25 человек цена на 20% ниже, от 25 человек — на 30%. Но такие билеты надо оформлять в кассе.
Все акции можно отслеживать на сайтах перевозчиков. Чтобы не пропустить выгодные предложения, советую подписаться на рассылку РЖД в личном кабинете.
Р дешевле, чем в апреле. Источник: Rzd.ru» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Р — на 1300 Р дешевле, чем в плацкарт» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Покупать невозвратные билеты
У РЖД есть невозвратный тариф для билетов в купе. Он на 10—20% дешевле, но действует лишь на нескольких рейсах. В 2021 году это всего пять поездов: № 001 и № 015 Москва — Волгоград — Москва, № 019/020 Москва — Ростов-на-Дону — Москва, № 021/022 Москва — Лабытнанги — Москва и № 041/042 Москва — Саранск — Москва.
Во время пандемии коронавируса хорошо взвесьте все риски, прежде чем покупать невозвратный билет. Хотя у РЖД действуют особые правила возврата, на эти билеты они не распространяются.
Расплачиваться бонусными баллами
Бонусные баллы бывают двух видов — премиальные и квалификационные. Премиальные начисляют не только за поездки, но и за регистрацию в программе, использование сервисов партнеров и приглашение новых участников. На них можно обменять бонусы «Спасибо» от Сбера. Их дают и за покупки по картам банков-партнеров. Премиальными баллами можно расплачиваться за билет.
Зарегистрироваться в программе можно на сайте «РЖД-бонус» или в кассе. После регистрации у вас будет личный номер счета, виртуальная карта и 500 приветственных баллов. Еще можно получить баллы за поездки, совершенные в течение 30 дней до регистрации. Данные о них нужно внести в личном кабинете.
Чтобы копить баллы, каждый раз при покупке билета указывайте ваш номер счета. На сайте его вводят в специальное поле, в кассе называют кассиру. После поездки баллы автоматически начислят в течение 30 дней. Если забыли указать номер, поездку можно зачесть через 30 дней после отправления в вашем кабинете.
В программе учитывают только путешествия в поездах дальнего следования. Нельзя получить баллы за проезд в пригородной электричке, аэроэкспрессе или поезде другой компании.
Поездка из Москвы в Сочи обойдется в 12 000 баллов, из Москвы в Казань или Санкт-Петербург — в 7000 баллов. Иногда в программе бывают акции — премиальный билет можно приобрести за 50% или 75% баллов. Например, с 25 по 31 января 2021 года была скидка 50%. То есть поездка из Москвы в Петербург обходилась в 3500 баллов и сервисный сбор.
Срок действия баллов в «РЖД-бонусе» не ограничен, если совершать поездку хотя бы раз в два года.
Баллы выгоднее тратить в высокий сезон, когда билеты дорожают. Цена в рублях растет, а количество баллов, которые спишут за поездку, не меняется. На дорогой билет в новогодние праздники и дешевый в несезон в октябре потратите одинаковое количество баллов.
Как сэкономить на ж/д билетах?
Специалист по связям с общественностью в Tutu.ru
Чем раньше вы купите билет, тем (с большой долей вероятности) дешевле он обойдется. На поезда билеты начинают продаваться за 90 дней до отправления. Скидка может доходить до 50% — так, например, можно купить билет в купе по цене плацкарта. Также действуют сезонные коэффициенты — в праздники и летом билеты дороже примерно на 10–20%.
Именинник и трое его друзей могут проехать в вагонах эконом- и бизнес-класса «Сапсана» со скидкой в 50%. Предложение действует за 7 дней до даты рождения и после неё при условии единовременной покупки билетов.
Например, каждый вторник перевозчик «ФПК» проводит акцию по распродаже билетов. Перечень поездов объявляется на сайте РЖД накануне (в понедельник). Скидка может составлять до трети стоимости билета, количество мест ограничено. Акция действует только на определённые даты и на конкретные поезда.
Разные места в плацкарте или купе стоят по-разному. Дешевле всего «боковушки» и места у туалетов.
Кстати, если поймать акцию на верхнюю полку, можно поехать с комфортом в купе.
Если обычно скидка на такие места составляет 10–20%, то по акции она может доходить до 40%, по цене приближаясь к стоимости плацкарта. Как правило, скидка действует на межрегиональные поезда, на петербургское и московское направления есть отдельные плавающие тарифы. Текущую скидку можно увидеть при выборе места в вагоне на нашем сайте.
Особые скидки действуют на поездах, идущих в Европу по следующим направлениям: из Москвы в Ниццу, Париж, Прагу и Вену; из Санкт-Петербурга в Прагу и Вену. Для мини-групп численностью от двух до пяти человек скидка будет 20%. Ещё большую скидку (35%) смогут получить молодожёны в течение месяца после свадьбы и именинники — за неделю до и после дня рождения. Скидки могут меняться, следите за актуальными ценами.
САЙТ О ПУТЕШЕСТВИЯХ И ТУРИЗМЕ
Как купить дешёвый билет на поезд РЖД: секреты и советы
В чём секрет тех самых знакомых, которые раз в два-три месяца отправляются в поездку в новый город? Как они это делают? Ничего сверхъестественного — просто они знают способы покупки дешёвых ЖД билетов вне зависимости от сезона! В этой статье мы поговорим о секретах покупки дешёвых билетов на поезда РЖД.
Первый секрет, как купить дешевые билеты на поезда РЖД: покупайте вовремя!
Всегда помните о главном принципе бюджетных путешествий — покупать и планировать поездку на поезде нужно заранее. Но, если всё же пришлось покупать билеты срочно, то старайтесь покупать а) билет на поезд с выездом в четверг б) место в сидячем вагоне рейса с низким спросом.
Пример: Билеты на день четверга, как правило, включены в программу динамического ценообразования. Если билетов продано мало (обычно по четвергам так и случается), цены на них становятся ниже, чем на автобус. В табличке мы сделали подборку дешёвых дней для поездок на поезде в самых популярных направлениях России: как сэкономить на покупке билета РЖД
Второй секрет, как купить билеты на поезда РЖД дёшево: покупайте онлайн!
ЖД билеты на российские поезда лучше покупать в интернете. Во-первых, не нужно стоять в очереди; во-вторых, можно оплатить покупку электронными деньгами; ну и в-третьих, не нужно мониторить нужные билеты постоянно — просто подпишитесь на оповещения о появлении нужных билетов на поезд заранее.
Geektrips рекомендует покупать билеты на поезда по России через официальный сайт «Туту ру»: покупка займёт всего 4 минуты, да и сам сайт работает гораздо быстрее официального РЖД.
Впрочем, даже на «Туту» заходить не надо — просто воспользуйтесь поисковой формой билетов РЖД сайта Туту РУ:
Третий секрет покупки дешёвых жд билетов на поезда РЖД: езжайте в несезон!
Хоть в начале статьи мы писали, что путешествовать поездом по России дёшево можно и в пиковые сезоны, но всё же в несезон билеты становятся существенно дешевле. Если у вас всё-таки есть такая возможность, то подстройте даты своего путешествия к наиболее выгодным датам. В разные времена года стоимость билетов на один и тот же поезд РЖД будет отличаться. Как правило, стоимость проезда ниже в период с ноября по март (за исключением новогодних праздников — в эти дни цены на билеты просто заоблачные). В летнее время цены на билеты повышаются примерно на 20%.
Запомните эту табличку сезонных коэффициентов РЖД на поезда:
Здесь отражены коэффициенты изменения цены на плацкартные билеты.
Четвёртый лайфхак покупки дешевых билетов на поезд РЖД: не забывайте про детский тариф!
Путешествие с ребенком больше не ударит по карману, если вы будете в курсе детских тарифов. На официальном сайте РЖД указано, что проезд детей во внутригосударственном сообщении до 5 лет осуществляется бесплатно, в возрасте от 5 до 10 лет действует скидка 65%
Касаемо пригородных направлений, дети до 5 лет могут проехать бесплатно, а с 5 до 7 лет со скидкой по детскому тарифу.
Пятый совет, как найти самые дешевые билеты на поезд РЖД: ищите невозвратные!
Ещё 5 секретов как купить дешевые ЖД билеты на РЖД
Для быстрого поиска жд-билетов по России всё же проще всего использовать поисковые формы агрегатора билетов «Туту.ру». Рекомендуем и вам!
У нас получилось доказать, что бюджетные путешествия — это не миф? Мы надеемся, что статья была полезна вам! Пишите в комментариях свои вопросы, если они остались, делитесь этой статьёй со своими друзьями в социальных сетях и ловите жд дешёвые билеты по России!
А также посмотрите нашу статью про лучшие онлайн-экскурсии с гидами
7 способов сэкономить на ж/д билетах
Цены на пассажирские перевозки в последнее время не радуют, однако, если нужно ездить куда-нибудь далеко, особого выбора чаще всего и нет. Но ведь можно не переплачивать и покупать билеты дешевле. Во всяком случае, железнодорожные — точно! Вот несколько наиболее эффективных способов экономии на ж/д билетах.
Учитывайте время покупки билета
Дешевле всего железнодорожные билеты можно приобрести осенью, а также во время майских праздников, а конкретно — в День Победы, когда можно сэкономить аж в два раза по сравнению с обычной ценой. А вот цены на ж/д билеты в другие праздники особо не радуют. Категорически не советуем покупать билеты на поезд за два дня до и два дня после 8 марта, в самом начале ноября, а также неделю, предшествующую Новому году, и все новогодние каникулы. Также в течение лета и в первые две недели сентября цены на билеты обычно увеличиваются на 15%. Единственный тип билетов, цены на которые не зависят от сезонных колебаний,— это люкс, однако здесь ни о какой экономии речи, конечно, не идёт. Если выражать общую картину в цифрах, то можно представить это в виде некоторой таблички:
Время покупки | Примерная скидка/наценка (−/+) |
1–12 января | +10% |
7–10 марта | +15% |
25 апреля — 7 мая | +15% |
8–9 мая | −50% |
10–11 мая | +15% |
30 мая — 14 сентября | +15% |
31 октября — 4 ноября | +15% |
25–29 декабря | +15% |
30–31 декабря | +20% |
Итак, лучший способ экономии — не ездить на поездах в праздничные и предпраздничные дни (за исключением 8 и 9 мая — это как раз самые выгодные дни), летом и в самом начале осени.
Покупайте билеты заранее
Этот способ хорош для приобретения купейных билетов. При заблаговременной покупке (до 45 дней для междугородних и до 60 дней для международных маршрутов) стоимость билета снижается весьма существенно. На некоторые направления по такой схеме можно приобрести билеты по цене до 40% дешевле стандартной. Правило здесь простое — чем ближе дата отправления поезда, тем дороже билет, поэтому лучшее решение — планировать поездку заранее и покупать билеты через некоторое время после поступления в продажу. А вот в день старта продаж приобретать билеты не стоит — во всяком случае, на популярные направления: цена в этом случае окажется выше той, которую установят на второй или на третий день. Но не переусердствуйте и постарайтесь купить билет не менее, чем за месяц до отправления — в этом случае можете рассчитывать на дополнительные скидки (обычно 20%) на верхние полки в купейных вагонах. Также следует помнить, что сэкономить удастся только при покупке минимум за 10 дней и никак не меньше, поскольку при заказе билета ближе к дате отправления будет взиматься ещё и комиссия за оформление, которой нет при заблаговременной покупке.
Пользуйтесь скидками
Практически на каждое направление в тот или иной период времени можно приобрести билеты со скидкой. Скидки могут быть обусловлены разными причинами (сезонность, отсутствие спроса и т. д.) — нам важно знать только, что они есть. Прежде всего советуем вам оформить подписку на новости о различных акциях, устраиваемых РЖД. Сделать это можно на официальном сайте компании, там же доступны и все текущие предложения: pass.rzd.ru/.
Например, за счёт скидок нередко случается так, что купейные билеты оказываются дешевле плацкартных (в том числе и благодаря скидкам на места на верхних полках, о чём мы уже говорили). А если вы хотите проехать в купе ещё дешевле, то помните, что с 16 ноября по 24 декабря включительно действует специальное предложение, по которому места на верхние полки можно купить со скидкой уже не в 20% (как это можно сделать при покупке билета заранее), а в целых 35%.
Ещё один способ заключается в том, что если вы едете до остановки, которая находится неподалёку от пункта прибытия поезда, лучше всего купить билет до конечной, поскольку скидки, как правило, распространяются на весь маршрут, и вы можете переплатить, даже несмотря на меньшее расстояние. То же самое касается и обратной ситуации, когда пассажиру нужно сесть на поезд на следующих после отправления ближайших станциях — билет в данном случае выгоднее купить от станции отправления поезда. Учтите, что дополнительную скидку часто можно получить при покупке ж/д билета в обе стороны (туда–обратно).
Существуют и накопительные скидки по бонусным картам (по программе «РЖД Бонус» и по карте «ВТБ-24 РЖД»).
А ещё можно воспользоваться картой с опцией Cashback — в этом случае часть денег после покупки вернётся вам на карту. И не забудьте про детские билеты! Так, дети до 5 лет могут путешествовать в сопровождении взрослых бесплатно, правда без предоставления отдельного места. Если же детей двое, то второму ребёнку можно оформить билет со скидкой от 50% (размер скидки может быть разным, а подробности можно уточнить на сайте РЖД или по телефону). Льготы действуют на всех детей в возрасте до 14 лет — не забудьте только взять с собой свидетельство о рождении.
Заказывайте билеты через Интернет
На сегодняшний день существует уже множество сайтов, которые соревнуются друг с другом за привлечение как можно большего количества покупателей. Соответственно и цены на билеты при покупке на сайте могут оказаться дешевле, чем если вы будете покупать их в кассах РЖД. На первый взгляд это удивительно, однако здесь стоит учитывать, что РЖД по договору сотрудничества предоставляет существенные скидки своим партнёрам, за счёт чего последние могут ставить более выгодные цены. Кстати, на самом сайте РЖД билеты также стоят дешевле, чем в кассах (не нужно арендовать помещение, оплачивать работу кассиров и т. д.).
Один из альтернативных сайтов, на котором можно купить ж/д билеты:
Экономьте на страховке
По умолчанию страховые сборы обязательно включаются в стоимость практически любого билета. Однако, отказавшись от страховки, вы вполне можете сэкономить пару сотен рублей. Кстати, мало кто об этом знает, но можно отказаться от страховки буквально перед самым отправлением поезда (точнее, не менее, чем за 30 минут до отправления). Конечно, приятно чувствовать себя защищённым, но вероятность того, что в пути с вами что-то случится, крайне мала, и здесь тоже можно сэкономить. Кстати, полная сумма страхования при наступлении страхового случая выплачивается лишь инвалидам 1-й группы, а также детям-инвалидам.
На дальние расстояния ездите с пересадками
Это правило, которое обычно приводят в пример, когда говорят об авиабилетах, применимо также и к билетам железнодорожным. Если вам предстоит провести в пути сутки-другие или даже дольше, разработайте маршрут с одной или двумя пересадками. При правильном планировании маршрута длительность поездки ненамного превысит время в пути прямого поезда, а сэкономить на этом можно весьма прилично. Некоторые сайты уже предлагают специальный сервис по подбору билетов с пересадками.
Если же вы отправляетесь за границу, то выгоднее будет купить два билета: первый — от вашей станции до ближайшей приграничной на территории соседнего государства, а второй — уже до станции назначения (например, Москва — Брест можно поделить на два отрезка Москва — Орша и Орша — Брест). Таким способом можно сэкономить весьма существенно на международных тарифах.
Покупайте невозвратные билеты
Как и следует из названия, невозвратный билет нельзя вернуть, если по каким-то причинам вы передумали ехать. Исключение: форс-мажорные обстоятельства. Однако если вы точно уверены в том, что поедете, то стоимость такого билета может оказаться ощутимо ниже стоимости обычного.
Рекомендуем
Индекс айфона 2021: сколько дней нужно работать на новинку в разных странах?
Рейтинг показывает соотношение цен на iPhone со средними зарплатами в мире
Собрать первоклассника в школу
Аналитики Picodi.com посчитали, сколько стоит собрать ребёнка в первый класс в России и мире.
Индекс бензина 2021: где самое выгодное соотношение цены на топливо к средней зарплате?
Мы проверили, как сильно подорожал бензин и сколько литров топлива можно купить на среднюю зарплату в 104 странах мира
День святого Валентина в России: ожидание vs. реальность
Что мы хотим получить в подарок и на что действительно можем рассчитывать в День св. Валентина.
Как организовать путешествие по Транссибу
И что посмотреть в России за 18 дней
Я живу в Испании вместе с мужем-бразильцем. Давно хотела показать ему свою страну, да и сама посмотреть, ведь в Сибири я еще не бывала.
Летом 2021 года мы отправились в путешествие по Транссибу из Москвы до Байкала. Начали поездку вдвоем, а в Красноярске к нам присоединилась моя мама. За 18 дней мы преодолели около 5600 километров на поезде, 600 на машине, 260 по воде и еще 4600 на самолете — возвращались из Улан-Удэ в Москву.
В статье я расскажу, какой маршрут мы построили, когда покупали билеты на поезда, какие экскурсии выбрали и что успели посмотреть по пути.
Потратили на путешествие по Транссибу за 18 дней — 361 500 Р
Билеты на поезда и электричку | 72 858 Р |
Еда | 65 500 Р |
Экскурсии | 62 700 Р |
Жилье | 61 305 Р |
Перелет Улан-Удэ — Москва для троих | 44 416 Р |
Другой транспорт на маршруте | 21 300 Р |
Сувениры | 15 500 Р |
Перелет Москва — Красноярск для мамы | 9000 Р |
Прочие мелочи | 4821 Р |
Входные билеты в парки и музеи | 4100 Р |
О чем расскажу
Как устроена Транссибирская магистраль
Транссибирская магистраль — самая длинная железная дорога в мире. Ее построили в 1891—1916 годах. Транссиб протяженностью 9288 километров проходит через 87 городов и соединяет Москву с Владивостоком. Путь почти через всю Россию занимает шесть-семь суток. Мы заметили, что на каждой станции, которую мы проезжали, было указано, какой это километр магистрали.
В 2021 году компания РЖД запустила более бюджетный тур до Байкала — на поезде «Байкальская сказка». Семидневная поездка обойдется в 88 700 Р на человека в четырехместном купе. В стоимость включены экскурсии и еда. Мне не понравился этот маршрут, выглядит как галопом по Европам: в городах проводишь только 3—4 часа и всего два дня на Байкале. Мы за эти деньги путешествовали в два раза дольше, выкупали купе полностью и посетили намного больше мест.
В 2022 с новыми знаниями
Маршрут
Маршрут путешествия по Транссибу зависит от того, что вам интересно: посетить города и музеи, пообщаться с людьми и узнать, как они живут, или полюбоваться красивыми российскими пейзажами.
Мы большие любители природы, поэтому я выделила много времени на Красноярск, где расположен парк «Красноярские столбы» с удивительными скалами, и на прекрасный Байкал. Мы решили посмотреть его из Листвянки и с острова Ольхон — это ближайшие к Иркутску места, в большинстве путеводителей об озере пишут только про них. Если ваша цель — изучить побольше российских городов, советую оставить Байкал на следующую поездку.
Про каждую достопримечательность я читала в разных путеводителях. Еще я смотрела Форум Винского, где можно брать готовые маршруты и адаптировать их под себя. В итоге наш маршрут на 18 дней получился таким:
Дальше, до Владивостока, мы решили не ехать: уж слишком длинный переезд — 3500 километров и целых три дня в пути. А по дороге нет ничего, на наш взгляд, интересного, да и время отпуска ограничено. Нас привлекал Хабаровск, но и до него от Улан-Удэ нужно ехать на поезде больше двух дней. Поэтому поездку в Дальневосточный регион мы отложили на потом.
Во всех местах из нашего маршрута мы до этого ни разу не были. Если бы я составляла маршрут сейчас, то выделила бы больше времени на Казань — это очень красивый и современный город, — добавила бы Нижний Новгород, потому что он по пути и мы хотели его посетить, но отдали предпочтение более далеким сибирским городам. Возможно, исключила бы Тюмень: там уютно, но не так интересно, как в других крупных городах по маршруту. Еще немного по-другому распределила бы время на Байкале — провела бы меньше дней в Листвянке.
Я советую отправляться в такую поездку любителям активного отдыха и тем, кто хочет разных впечатлений: в один день посмотреть храмы и музеи, а в другой — полазать по горам и погулять по лесу. В таком путешествии можно пробовать местную кухню и совершенно по-разному питаться: есть в хороших ресторанах, устраивать пикники на берегу озера или перекусывать чебуреками в уличном кафе. После активных развлечений при желании можно устроить расслабленный день в спа-отеле.
Путешествие по Транссибу вряд ли понравится тем, для кого отдых — это загорать на пляже и усиленно питаться по системе «все включено» в комфортном пятизвездочном отеле.
Мне кажется, такая поездка тяжело дастся малоподвижным пенсионерам, людям с инвалидностью и семьям с маленькими детьми, которые передвигаются на колясках. Я заметила, что российские поезда и вокзалы совершенно не приспособлены для них. Даже просто забраться в поезд довольно непросто: платформы низкие, а вагоны намного выше. Пассажиры поднимаются по вертикальным ступенькам — для некоторых это непреодолимое препятствие.
На вокзалах везде бесконечные лестницы — карабкаться по ним с колясками, детьми и чемоданами приятного мало. На нашем маршруте мы увидели лифты для спуска к платформам только на вокзале в Казани. Увы, это одна из тех вещей, которая расстроила нас в поездке.
Как покупать билеты на поезда
РЖД начинает продавать билеты за 90 дней до отправления поезда. В это время можно приобрести их с большой скидкой. Еще компания устраивает распродажу оставшихся билетов за день до отправления поезда — цены ниже, но мест в вагоне уже мало или может не быть совсем.
Мы не могли приобрести билеты сильно заранее, так как ждали одобрения визы мужа, поэтому покупали их за две-три недели до поездки на сайте РЖД. Стоимость некоторых увеличилась где-то на 800—1000 Р по сравнению с началом продаж.
Я советую как можно раньше покупать билеты на поезда Тюмень — Красноярск и Красноярск — Иркутск: их почему-то очень мало и быстро раскупают. А вот билеты на «Ласточку» из Екатеринбурга в Тюмень заранее можно не приобретать: там всегда много свободных мест.
Чтобы снизить риск заболеть коронавирусом, мы выкупали все купе для себя или ехали в спальном вагоне. Это оказалось невероятно удобно: мы могли раскладывать вещи по всему купе, есть, спать, разговаривать и переодеваться в любое время, не беспокоясь о соседях. Недостатка в общении мы не ощутили: к нам периодически заглядывали дети, собаки и кошки из соседних купе. Конечно, на такие переезды мы потратили больше денег, чем на выкуп отдельных мест в общих вагонах, но комфорт того стоил.
Потратили на билеты на поезда и электричку — 72 858 Р
Направление | Какие билеты купили | Стоимость |
---|---|---|
Москва — Казань | 4 места в купе | 11 614 Р |
Казань — Екатеринбург | 2 места в спальном вагоне | 10 954 Р |
Екатеринбург — Тюмень | 2 билета в обычном сидячем вагоне | 1207 Р |
Тюмень — Красноярск | 4 места в купе | 22 232 Р |
Красноярск — Иркутск | 4 места в купе | 20 273 Р |
Иркутск — Слюдянка | 3 места в электричке | 639 Р |
Слюдянка — Улан-Удэ | 4 места в купе | 5939 Р |
В путешествии по Транссибу я рекомендую всегда выбирать ночные поезда, чтобы приезжать в город утром, а уезжать вечером. Так вы сможете весь день уделить изучению достопримечательностей и сэкономить на отелях и квартирах. Но из-за длинных переездов такое не всегда возможно. Например, чтобы приехать в Иркутск к 9 часам утра, нам пришлось выезжать из Красноярска в 13:30, а при переезде из Тюмени в Красноярск в любом случае придется провести в поезде целый день.
Дорога
Мы отметили пунктуальность РЖД: все поезда отходили и прибывали четко по заявленному расписанию. По времени в дороге у нас вышло так:
Из 18 дней путешествия в поезде мы провели 84 часа, то есть три с половиной дня.
При планировании поездки я советую не забывать про разные часовые пояса — всегда смотреть время отправления и прибытия по местному времени, a не по московскому, как зачем-то показывают на некоторых сайтах.
Все наши переезды были весьма комфортными. В вагонах выдавали постельное белье и полотенца. В поездах были приличные чистые туалеты с туалетной бумагой и работающие кондиционеры, даже если на сайте в описании вагона было указано «Без кондиционера». Правда, пару раз пришлось повоевать с проводницами, чтобы их включили. Некоторые пассажиры не хотели, чтобы они работали: боялись простудить детей. Но летом без кондиционера в поезде душно, особенно тяжело спать.
С фильмом «Адмиралъ» связан курьезный случай. Мы смотрели его во время 18-часового переезда из Красноярска в Иркутск. По сюжету герой картины Колчак едет по Транссибу. На станции Нижнеудинск его задерживают союзники-чехословаки и позже передают большевикам. На этом моменте мы уже довольно устали от двухчасового фильма и решили сделать перерыв на чай. Я открыла дверь купе, вышла с чашками за кипятком и увидела, что наш поезд стоит как раз на станции Нижнеудинск. Удивительное совпадение!
На чем еще мы передвигались по маршруту
Помимо поездов нам часто приходилось пользоваться самыми разными видами транспорта для передвижения по городам, вокруг Байкала и по самому озеру. Еще в нашем маршруте были перелеты.
Машина в аренду. В Красноярске, чтобы посмотреть ГЭС и соседний Дивногорск, мы взяли автомобиль в прокате « Рента-кар Красноярск». Рекомендую эту компанию. Я общалась с менеджерами по «Вотсапу», отправила фото документов и оплату. По приезде подписала договор и получила ключи.
На теплоходах и катерах мы перемещались по Байкалу. Поездка на ракете из Листвянки на Ольхон обошлась в 3500 Р с человека. Еще мы брали экскурсии по воде. О них я расскажу дальше в статье.
На такси мы добирались в Екатеринбурге из центра до обелиска «Европа — Азия» и обратно. В Красноярске — до нацпарка «Красноярские столбы». Еще вызывали машину, когда уставали вечером после длительных прогулок по городам.
Потратили на транспорт в путешествии — 74 716 Р
Перелеты | 53 416 Р |
Теплоход из Листвянки на Ольхон | 10 500 Р |
Общественный транспорт и такси в городах | 6000 Р |
Трансфер от причала на Ольхоне до Хужира | 2500 Р |
Аренда машины в Красноярске | 2300 Р |
Экскурсии
В городах по пути мы не ходили на экскурсии, потому что за пределами Москвы и Петербурга практически невозможно найти англо- или испаноговорящего гида не за все деньги мира. Я сама несколько лет работала гидом в Москве, показывала иностранцам наши достопримечательности. В отпуске я не хотела по несколько часов в день переводить рассказы русскоязычных экскурсоводов, поэтому мы читали описания городов на сайтах для туристов и в Википедии, а на месте смотрели таблички с краткой информацией о конкретном здании или памятнике.
На Байкале мы брали несколько экскурсий на русском языке, но их формат несколько другой. Это не городские туры, где в подробностях рассказывают об истории, архитектуре, важных деятелях культуры. Основная задача гида-водителя на Байкале — довезти туристов до труднодоступных мест и отпустить там гулять. Они дают немного информации о месте — хватит на пятиминутный рассказ. Зато по дороге можно просто поболтать с ними о жизни в регионе. Нас это вполне устроило: на Байкал мы ездили наслаждаться необыкновенной природой.
Из Листвянки мы съездили на катере в Песчаную бухту, на джипе исследовали север острова Ольхон, по воде добрались до острова Огой. Еще брали индивидуальные экскурсии на автомобиле по Тажеранской степи и Тункинской долине с заездом в поселок Аршан. О каждом туре я расскажу подробнее дальше в статье.
Потратили на экскурсии — 62 700 Р
Экскурсия на катере в Песчаную бухту из Листвянки, целый день | 18 000 Р |
Экскурсия на машине по Тажеранской степи с трансфером из Ольхона в Иркутск, целый день | 16 000 Р |
Экскурсия на машине по Тункинской долине и в Аршан из Слюдянки, целый день | 10 000 Р |
Экскурсия на джипе на север острова Ольхон, с 09:00 до 16:00 | 9700 Р |
Экскурсия на катере на остров Огой | 7500 Р |
Чаевые гидам | 1500 Р |
Казань
В Казани мы провели всего один день, с 08:00 до 20:00, и пожалели об этом: город необыкновенно красив, чист и ухожен. Казань достойна как минимум двух или трех полных дней. Но в этот раз мы планировали больше времени уделить сибирским городам, а Казань все-таки довольно близко к Москве — доехать просто и быстро, так что еще вернемся туда.
Мы прошагали по городу 22 километра. Успели погулять по Старо-Татарской слободе, центру города, паркам, набережной и осмотреть кремль и невероятную мечеть Кул-Шариф.
Старо-Татарская слобода — это район города со старой застройкой 18—19 веков. При этом все здания отреставрированы и выглядят как новенькие. Это красивое место с живописными улочками и нарядными домиками. Расположены там в основном отели, сувенирные магазины, кафе и музеи.
До Казанского кремля ведет улица Баумана, на которой находится множество памятников, скульптур и сувенирных магазинов. Стоит немного свернуть с нее в переулки, и набредешь на красивые церкви, башни и парки.
Набережная реки Казанки просто огромная. Мы гуляли только со стороны кремля, а ведь есть еще противоположный берег. Повсюду предлагают электросамокаты в аренду — это, наверное, самый удобный способ проехать всю набережную. Правда, мы им не воспользовались, но наверстали упущенное в Екатеринбурге.
На набережной приятно находиться. Там есть чудесные качели, где я долго качалась, и пианино, на котором играют прохожие. В беседках можно отдохнуть и полистать приглянувшуюся книжку.
Екатеринбург
Мы приехали в Екатеринбург в 12 часов дня, заселились в отель рядом с вокзалом, пообедали и отправились исследовать город.
В Екатеринбурге есть маршрут для туристов «Красная линия». Он проходит через все главные достопримечательности города. По нему мы и отправились гулять. За три часа обошли все основные места, иногда по пути прятались от дождя в кафе и барах. К вечеру вышли на набережную, чтобы полюбоваться красивейшим закатом.
Мы осмотрели Храм на Крови, который известен своей печальной историей. Именно на его месте стоял дом купца Ипатьева, где большевики расстреляли семью Николая Второго.
Дом Севастьянова — одно из самых красивых зданий Екатеринбурга. Сейчас это резиденция президента России. Еще мы нашли в городе много классных и необычных скульптур и монументов: памятник клавиатуре, группе «Битлз», Майклу Джексону, братьям Люмьер, Высоцкому и другие.
Разумеется, граница между Европой и Азией только номинальная, но, когда едешь через всю страну, такие достопримечательности становятся значимыми. Обелиск стоит прямо на трассе — место совершенно заброшенное и дикое, как из фильмов ужасов. Однако там работал сувенирный магазин, туда периодически приезжали туристы. На осмотр обелиска и фотографии хватит и 15 минут, но мы задержались на полчаса: снимали местность на камеру.
У нас оставалось еще достаточно времени до следующего поезда, а погода не радовала, так что мы решили пойти в музей. Оказывается, многие музеи в Екатеринбурге закрыты по понедельникам и вторникам, но нам повезло: тогда была среда.
В музее есть экспозиция «Изумрудная комната», которую нельзя осмотреть без экскурсии. На нее надо заранее записываться по телефону +7 343 371-24-62 или на сайте. Экскурсия стоит 300 Р с человека. Нам понравилась экспозиция: увидели уникальные изумруды и украшения. Но сама экскурсия довольно унылая — можно было рассказать все самое интересное за 20 минут, а не растягивать на 50. Я рекомендую выделить на музей в целом час-полтора.
Наш поезд отправлялся в Тюмень в 17:30. Если бы мы остались в Екатеринбурге до самого вечера, сходили бы еще в Ельцин-центр. Мне кажется, это интересное место, где можно вспомнить 1990-е.
Я советую ехать в Екатеринбург хотя бы на два полных дня. Мы бы остались и на третий день, чтобы съездить посмотреть какие-нибудь природные заповедники за городом.
Тюмень
Мы приехали в Тюмень поздно вечером, зато на изучение города у нас был весь следующий день.
Совершенно случайно мы оказались в Тюмени именно в день города — 29 июля. Причем отмечали круглую дату — 435 лет. Правда, из-за коронавируса празднования отменили.
Для нас это был день отдыха, которого просили наши ноги: в предыдущие дни мы проходили по 20 километров. Мы остановились в четырехзвездочном отеле и даже провели целый час в его спа. Погода тоже не способствовала прогулкам: то и дело начинался дождь, мы прятались от него в кафе и барах.
В городе я советую погулять по набережной, зайти в сквер Сибирских кошек, найти памятник советским клоунам и полюбоваться на деревянные дома прямо в центре Тюмени. В каждом новом городе мы встречали все больше деревянных зданий прошлого века по соседству с многоэтажками. После Москвы и Барселоны это удивляет, даже если в самих домах нет ничего особенного.
Набережная Тюмени многоуровневая, ее общая высота — 24 метра, а протяженность — 4 километра. Пока идешь по красивой набережной, можно посмотреть на скульптуры и почитать о первооткрывателях Сибири и их походах. Еще на набережной была организована выставка старых фотографий города. Экспозиция рассказывала об истории Тюмени и развитии судоходства в Сибири.
В сквере Сибирских кошек стоит памятник этим пушистым героям. По легенде, из Сибири в блокадный Ленинград привезли несколько вагонов кошек, чтобы те помогали отлавливать крыс, которые заполонили город после первого года блокады.
На Цветном бульваре, как и в Москве, находится цирк. Там есть скульптуры клоунов, фонтаны и парк аттракционов.
В 80 километрах от города есть дом-музей Распутина, где проводят интересные экскурсии. Нам очень хотелось туда попасть, но не получилось: музей работает только по выходным. Если хотите туда заглянуть, учитывайте режим работы музея при составлении маршрута.
Без посещения музея Распутина на город можно выделить несколько часов или вообще его пропустить. Тюмень красивая и уютная, но меркнет по сравнению с более крупными и интересными товарищами по маршруту: Казанью, Екатеринбургом, Красноярском.
Красноярск и окрестности
Красноярск — невероятно красивый город: там величественный Енисей и горы кругом. Туда едут любители природы, прежде всего ради парка «Красноярские столбы». Там хорошо в любое время года.
Мы приехали в город в 9 утра, в квартире нас уже ждала мама, она прилетела раньше. В 11 часов мы вышли гулять. До обеда обошли весь центр Красноярска. Больше всего привлекла внимание набережная Енисея, которая плавно перетекает в городской парк. На мой взгляд, главная достопримечательность Красноярска — огромная река с невероятно быстрым течением.
«Красноярские столбы» — это огромный национальный парк с заповедной зоной. Публике доступна только малая его часть, но даже в открытой зоне мест для прогулок хватит на несколько недель.
Столбы можно посетить тремя способами. Самый легкий — за 5 минут подняться по канатной дороге парка «Бобровый лог». Подъем стоит 300 Р с человека. Мы так прокатились во второй день в Красноярске. По пути нам открылся прекрасный вид на весь город. Для быстрого ознакомления со столбами самое то, но для любителей как следует походить по лесу и горам существует еще два варианта.
Можно зайти через центральный вход, но от входа до столбов придется идти 7 километров — проехать там нельзя. Такой поход займет почти целый день, а у нас не было столько времени.
Дорога к этому столбу невероятно живописная, но идет в горку. Сначала мы шли по лесной тропинке, а потом поднимались по огромным каменным глыбам. Мы не карабкались по отвесным скалам, но прилично поскакали по камням.
На входе в нацпарк мы увидели табличку, которая предупреждает, что там водятся медведи. Она совсем не порадовала. К счастью, мы с ними не столкнулись. Зато по пути встретили милейших бурундуков.
Еще в парке обитают клещи. Мы заранее купили спрей от них на «Озоне», обрабатывали им одежду для похода к столбам, но у него был отвратительный запах, который, кажется, привлекал надоедливых комаров. При этом мы не встретили клещей. Советую не забывать периодически внимательно осматривать друг друга.
Гора Красный Гребень. Уставшие после восхождения на Китайскую Стенку, мы сидели у выхода из парка и пытались искать такси в приложениях, но интернет не ловил, а идти пешком до автобусной остановки пришлось бы еще пару километров. Вдруг рядом с нами остановилась машина, и чудесная молодая пара предложила подвезти нас до города.
По дороге ребята узнали, кто мы и откуда едем, и захотели отвезти нас на гору Красный Гребень, откуда виден весь Красноярск, но про которую не пишут в путеводителях. Мы согласились посетить такое секретное место. Мы вместе поднимались на гору, продирались сквозь заросли малины, по ухабам и колеям на дороге, чтобы увидеть один из самых потрясающих закатов за всю поездку.
Встречи с невероятными людьми — то, ради чего стоит ехать в путешествие, то, что делает его настоящим. В Красноярске добрые и отзывчивые люди — они рушат стереотипы о хмурых русских.
Красноярская ГЭС. Мы великолепно провели первый день, а во второй взяли машину напрокат, чтобы увидеть Красноярскую ГЭС и по пути заехать в Дивногорск. Ехать из центра города примерно час, но с остановками по дороге туда-обратно и обедом в Дивногорске поездка заняла почти целый день.
Есть несколько смотровых площадок, откуда хорошо видно ГЭС. Я нашла их на «Яндекс-карте». Судя по отзывам, самая популярная находится ближе к плотине. В начале августа ГЭС не сбрасывала воду, поэтому не произвела особо сильного впечатления. Зато на смотровой мы встретили местного гида, который рассказал, как перевозят корабли с одной стороны ГЭС на другую.
Дивногорск — невероятно милый и уютный городок с потрясающей набережной и видами на отвесные скалы с другой стороны Енисея. Набережная даже стала победителем в номинации «Городская среда» на конкурсе AD Design Award 2020. Больше всего на ней мне понравилась огромная деревянная надпись «Дивный» — буквы так и манят залезть в них и сфотографироваться.
После фотосессии мы купили мороженое и сели отдохнуть на концептуальных деревянных лавках. На них сложно забраться, но довольно удобно сидеть. Мы кормили воробьев и наблюдали, как они дерутся за вафлю от мороженого. Еще заметили над городом целые стаи орлов или коршунов — точно не поняли.
После поездки на ГЭС в Красноярске мы поднялись по канатной дороге в парке «Бобровый лог», чтобы полюбоваться очередным закатом. Сверху открылись потрясающие виды, однако самые лучшие они были все-таки в первый день — на Красном Гребне.
После ужина мы прогулялись по ночному городу и осмотрели Коммунальный мост. Именно он изображен на десятирублевой российской купюре. Правда, теперь нужно постараться, чтобы ее найти.
Еще успели подняться на смотровую площадку у часовни Параскевы Пятницы, чтобы взглянуть на город в огнях фонарей. Оказалось, что там тусуется много местных и даже работали кафе, — везде в городе они закрывались в 22:30 из-за коронавирусных ограничений. Я советую подняться на смотровую еще и при свете дня — тогда будет видно не только город, но и горы вокруг.
На третий день утром мы сдали машину в прокат и отправились на остров Татышев. Это огромный парк прямо в центре города, где можно провести несколько часов. Местные занимаются там спортом, бегают и просто гуляют в хорошую погоду. Самое классное, что в парке живут суслики. Они совершенно не боятся людей — можно долго наблюдать, как они перебегают из норки в норку. Это просто умора!
В 13:20 отправлялся наш поезд в Иркутск. Едва мы сели в вагон, как начался сильнейший ливень — такой, что невозможно было разглядеть город из окна. А ведь утром ничего не предвещало дождя и ярко светило солнце. Мы остались чрезвычайно довольны городом и с удовольствием бы вернулись, чтобы прогуляться ко всем столбам, до которых не успели дойти.
Поселок Листвянка
Мы провели в поезде 18 часов и прибыли в Иркутск в 08:44. Сразу поехали к Байкалу, ведь это была главная цель нашего путешествия. Мы остановились в Листвянке на три дня, оттуда выезжали на экскурсии по Кругобайкальской железной дороге и в Песчаную бухту.
Мы провели в поселке один лишний день — день нашего приезда. Если бы я знала, какое это скучное место, то сразу бы составила маршрут иначе. С другой стороны, любителям длинных пеших походов Листвянка может быть интересна как точка старта Большой Байкальской тропы — маршрута вдоль озера по Прибайкальскому национальному парку. Первый его участок — 24 километра до поселка Большие Коты — как раз можно пройти за один день, а обратно вернуться на катере.
Выбирая жилье в Листвянке, надо учитывать, что это очень длинный поселок — он тянется вдоль Байкала почти на 5 километров. Набережная там совсем не оборудована для прогулок, а достопримечательности разбросаны с двух сторон. Рынок, большинство кафе и ресторанов и причалы катеров, которые уходят в Песчаную бухту, расположены с одной стороны. На другом конце — Байкальский музей, камень Черского, дендропарк, паром в порт Байкал к КБЖД и причал, откуда отправляются ракеты на Ольхон.
Такси в Листвянке вызывают по телефону, машину приходится ждать 15—20 минут — за это время и пешком полпути пройдешь. С маршрутками может не повезти: по вечерам они ходят полные, можно долго прождать и не попасть в транспорт.
Чтобы оптимизировать перемещения, я предлагаю такой маршрут. Приехать в Листвянку советую вечером — после посещения Иркутска или Ольхона. Утром первого полного дня стоит подняться на камень Черского, сходить в Байкальский музей и дендропарк, а после обеда отправиться на экскурсию по КБЖД. Во второй день удобно совместить поездку в Песчаную бухту с посещением рынка. При этом можно зайти на рынок до отъезда, чтобы закупиться едой для пикника в бухте, и по возвращении, чтобы приобрести сувениры.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Мы жили рядом с канатной дорогой, по которой вечером в день приезда поднялись на камень Черского — прекрасную смотровую площадку, откуда открывается вид на Байкал с высоты более 700 метров.
Мы добрались туда по канатной дороге, а спускались уже пешком. За подъем заплатили по 250 Р с каждого. Дорога пешком заняла минут двадцать, мы шли по приятной лесной тропинке. На смотровой посетители привязывают к поручням и деревьям ленточки в качестве подношения духам, как и везде на Байкале. Я взяла с собой много ленточек, и мы оставляли их во всех сакральных местах.
стоит подняться на камень Черского по канатке
Еще в одном помещении находится большой аквариум с двумя нерпами. Эти животные невероятно милые и любопытные, и, казалось, они специально позировали перед камерой. В аквариуме живут нерпы, которые проходят реабилитацию, а потом их выпускают на волю.
Рядом с музеем расположен небольшой дендропарк, его можно обойти за 20—30 минут. Там есть несколько обзорных площадок, с которых открываются отличные виды на озеро. Вход в дендропарк бесплатный.
Кругобайкальская железная дорога
КБЖД соединяет порт Байкал, который находится примерно в 4 километрах от Листвянки, и Слюдянку — город на западной оконечности озера. Раньше КБЖД была частью Транссиба, но теперь она практически не используется. По ней несколько раз в неделю ходят туристические поезда и иногда обычные электрички.
По КБЖД путешествуют разными способами. Можно взять экскурсию на катере или ретропоезде, проехать на электричке или пройти маршрут пешком за несколько дней. Некоторые туристы комбинируют варианты: например, едут в сторону Слюдянки на катере или ракете, а обратно — на электричке.
Если подгадать день, туда и обратно по половине КБЖД можно проехать за один вечер на обычных электричках с ласковыми именами «Мотаня» и «Нерпочка». Вторая ходит только в летний сезон. Такие поездки дешевле экскурсий.
Сколько стоит путешествие по КБЖД
Вариант путешествия | Особенности | Цена |
---|---|---|
Экскурсия на поезде | Длится целый день. Туристы рано утром выезжают на автобусе из Иркутска и так же возвращаются в город вечером. Едут на поезде по всей КБЖД с остановками в самых красивых местах. Состав ходит не каждый день | От 6000 Р с человека |
Трехчасовая экскурсия на катере | Катер делает всего одну остановку на КБЖД, но туристы могут увидеть Байкал с воды | От 3000 Р с человека |
Пятичасовая экскурсия на катере | Катер делает три остановки на КБЖД в разных местах, ближе к Листвянке | От 4500 Р с человека |
Экскурсия на теплоходе Восточно-Сибирского пароходства | Такие туры организуют только раз или два в неделю в сезон. Можно выехать из Иркутска или подсесть в Листвянке. Теплоход делает три остановки на КБЖД | От 3000 Р с человека |
Поездки на электричках | Они ходят не каждый день — нужно внимательно изучить расписание. Летом 2021 года даже обычная электричка делала остановки по 5—15 минут в самых интересных местах КБЖД — можно было успеть выйти и сфотографировать красоту. Как будет в 2022 году, неизвестно | 163 Р за билет в одну сторону |
Переправа на пароме и прогулка пешком | Отличный вариант для любителей пеших прогулок на природе. Если заранее узнать расписание электричек и правильно спланировать маршрут, обратно можно доехать на поезде | 74 Р за билет в одну сторону |
Мы планировали проехать по КБЖД на электричках, но получилось по-другому. Нашу экскурсию в Песчаную бухту перенесли на следующий день, и нам срочно пришлось менять маршрут. На КБЖД оставался только первый день, когда электрички не ходили. В итоге мы просто переправились на пароме из Листвянки в порт Байкал — конечную станцию КБЖД. Поездка заняла 15 минут, а по пути мы любовались потрясающими видами на Байкал и Ангару. За проезд заплатили 74 Р с человека.
Из порта мы пешком отправились по рельсам. В результате прошли 10 километров и получили огромное удовольствие от прекрасных байкальских пейзажей по пути. Главное — успеть вернуться до отправления в Листвянку последнего парома: летом он отходит в 20:15. На вечернем рейсе можно увидеть, как воды Байкала окрашиваются в розовые и золотые цвета в лучах заходящего солнца.
Песчаная бухта
На следующий день мы отправились из Листвянки на экскурсию в Песчаную бухту. Она находится в 75 километрах на северо-восток от поселка, это полтора часа езды на катере. На самом деле там много разных бухточек с кристально чистой бирюзовой водой и смешными названиями: бухта Бабушка, бухта Внучка.
стоит экскурсия в Песчаную бухту на троих
Именно в Песчаной бухте мы первый раз искупались в Байкале. Вода так и манила, но, увы, оказалась просто ледяной: +14…15 °C. Мы провели в озере меньше минуты.
Остров Ольхон
Ольхон — еще одно чудо Байкала. Мы поехали на остров на ракете из Листвянки. Это самый быстрый и удобный способ добраться до Ольхона. Провести 3,5 часа на прогулке по озеру с красивыми видами гораздо лучше, чем трястись 6 часов в дороге из Иркутска на автобусе. Правда, поездка на катере намного дороже — 3500 Р с человека вместо 1200—1500 Р за билет на автобус.
Еще нужно подстраиваться под расписание ракеты — она ходит только раз или два в неделю. Во время нашего путешествия рейсы до Ольхона были только по пятницам и воскресеньям — от этого я и отталкивалась, когда составляла маршрут.
Дополнительно придется заранее заказывать трансфер от причала до Хужира — главного населенного пункта на Ольхоне. Никаких автобусов и такси у причала нет. Трансфер может организовать гостиница, где вы остановитесь, или компания, которая проводит экскурсии. Мы выбрали второй вариант и заплатили еще 2500 Р за машину.
Я советую провести на Ольхоне хотя бы три дня, а на месте обязательно брать экскурсии. Кататься на арендованной машине там опасно: можно заблудиться на перепутье десятка дорожек на бескрайних полях, где только местный водитель знает, куда поворачивать. И конечно, по этим дорогам способны проехать лишь внедорожники.
На острове лучше остановиться в поселке Хужир, где местные сдают дома и квартиры туристам. Оттуда я советую подняться на мыс Бурхан — главную достопримечательность Ольхона. В зависимости от того, в какой части поселка вы живете, дорога до мыса займет от 5 до 30 минут.
Бурхан — священное место шаманов. С мыса открывается популярный вид на скалу Шаманку. Там особенно прекрасно на закате.
С другой стороны мыса начинается Сарайский пляж, который растянулся на несколько километров. Он покрыт мелким белым песком, плавно переходящим в настоящие дюны. Это место гораздо лучше подходит для купания. Вода в озере уже приемлемой температуры: +18…19 °C. Мы сделали там несколько более длительных заплывов, чем в Песчаной бухте. Вода в Байкале невероятно прозрачная: как бы далеко ни заплыл, все равно видишь дно.
Практически весь Ольхон — это национальный парк, поэтому для экскурсий необходимо получить разрешение на его посещение. Оно стоит 300 Р с человека. Разрешение оформляют на сайте «Заповедного Прибайкалья», при этом указывают день использования и данные всех участников поездки. Разрешение могут проверить как при въезде в нацпарк, так и на выезде, как получилось в нашем случае.
стоит пропуск в нацпарк на Байкале
По пути мы останавливались в нескольких местах, чтобы погулять и пофотографироваться. Мы побывали на знаменитом мысе Хобой, мысе Шунтэ, название которого переводится как «мыс любви», на скалах Три Брата и в заливе Узуры. От необыкновенной красоты вокруг захватывало дух.
Остров Огой
Остров Огой — самый большой на Байкале после Ольхона. Он удивительным образом практически повторяет форму Ольхона, только в меньшем масштабе.
Нам не очень повезло, и на четвертый день нашего пребывания на Байкале пришел дым. Это горели леса в Сибири. Дым разошелся за сотни, даже тысячи километров от очагов горения — накрыл Иркутск, Улан-Удэ и даже Красноярск. Страшно представить, сколько леса горело, чтобы полностью застлать солнце на недели сразу в нескольких огромных регионах России. Хотя запах гари периодически доносился, дышать было не тяжело.
Несмотря на дым, нам все равно хотелось посмотреть на Байкал с воды еще раз и обойти знаменитую ступу Просветления на острове Огой. В отличие от шаманского Ольхона на Огое находится священное место буддистов. Интересно наблюдать переплетение верований и традиций местного народа. Внутри ступы находятся буддийские реликвии.
Экскурсию на катере мы купили на месте. На центральных улицах Хужира много разных киосков, в которых продают групповые туры, — достаточно подойти туда или позвонить, чтобы забронировать место. Экскурсия длится 4—5 часов и стоит 2500 Р с человека.
По пути мы подошли к острову Замогой, где нерпы любят погреться на солнышке, но так как из-за дыма не было и намека на солнце, то и нерп мы не увидели.
Тажеранская степь
На возвращение с Ольхона в Иркутск у нас ушел полный день. На самом деле расстояние до города — примерно 250 километров, и автобус преодолевает его примерно за 6 часов с учетом переправы и остановки на перекус. Однако по пути, недалеко от Ольхона, есть удивительное место — Тажеранская степь, которую стоит посетить, потратив на это половину дня.
Дешевле было бы арендовать машину в Иркутске, чтобы самостоятельно все объехать и посмотреть, но мы ехали с Ольхона, а туда добрались по воде из Листвянки, поэтому у нас такой возможности не было. Чтобы посетить Тажеранскую степь, мы заказали трансфер-экскурсию с Ольхона до Иркутска.
стоит экскурсия в Тажеранскую степь на троих
Мы поехали в Тажеранскую степь, чтобы еще раз насладиться необыкновенными видами на Байкал, осмотреть загадочные камни долины Каменных Духов, наскальные рисунки древних людей и сакральные места шаманов. С видами на Байкал нам, правда, опять не повезло из-за дыма.
В долине Каменных Духов, по легенде, произошла битва между добром и злом — сражались два шамана со своими войсками. Чтобы прекратить кровопролитную войну, боги превратили их всех в камни. Камни там действительно принимают самые необычные формы — если приглядеться, можно увидеть воинов, животных, башни, лица и головы.
Наш гид-водитель не только показывал интересные места, но и предложил поучаствовать в забавном ритуале — побурханить, то есть задобрить духов. Мы оставили им немного пива в каменной лунке и пряники рядом, еще брызнули пивом во все четыре стороны света. Остатки, разумеется, допили сами. В других местах по пути мы оставляли монетки и привязывали ленточки. Многие оставляют духам сигареты.
Иркутск
В Иркутск мы приехали поздно, после 21:00, поэтому гулять пошли уже на следующий день. В городе есть туристическая линия, как в Екатеринбурге, правда, зеленого цвета.
В Иркутске много красивых храмов и церквей, живописная набережная, смешные памятники, интересная архитектура, кафе и рестораны с вкусной едой — все, что нужно для приятной прогулки по городу. Чтобы осмотреть основные достопримечательности, достаточно одного дня. Мы хотели, но не успели зайти в музей декабристов — оставим его на следующий раз.
В Иркутске есть две набережные Ангары: Нижняя и Верхняя. Когда мы были в городе, Нижняя была вся перерыта, и, несмотря на интересные памятники и церкви вдоль нее, ходить там было некомфортно. А вот на Верхней набережной разбит приятный благоустроенный парк, где мы отлично погуляли. Жалко только, что саму реку было почти не видно из-за дыма. Если пойдете по «Зеленой линии», пройдете по обеим набережным.
Еще в городе есть 130-й квартал — зона исторической застройки, где деревянные дома специально реставрировали к 350-летию Иркутска. Мы туда не пошли, но во время прогулки по городу встречали огромное количество деревянных зданий с красивыми наличниками и ставнями. Правда, многие сильно просели и покосились от старости: этим строениям уже больше века. Удивительно, но люди до сих пор живут в домах столетней давности с туалетом во дворе и топят печку — в 21 веке в центре большого города.
Поселок Аршан и Тункинская долина
Еще одно удивительное место уже не на Байкале, но которое прекрасно вписывается в поездку вокруг озера, — Тункинская долина. А ее главный центр притяжения — поселок Аршан. Это, возможно, необязательная точка маршрута по Байкалу, но, если уж туда добрались, проведите там побольше времени.
Еще в Аршане гуляют по монгольскому рынку с его необыкновенным колоритом, посещают буддийский дацан и купаются в целебных горячих источниках. Все это можно успеть сделать за один день на индивидуальной экскурсии.
Дорога из Иркутска занимает несколько часов. Мы решили сначала доехать для ночевки до Слюдянки — города на полпути, а уже на следующее утро отправиться в Аршан, чтобы успеть погулять там подольше.
Ни в коем случае не соглашайтесь на предложение съездить в долину из Листвянки: только на дорогу в одну сторону уйдет около 6 часов. А вот из Слюдянки или Байкальска доберетесь за пару часов. В Аршан удобно ехать на арендованной в Иркутске машине, но тогда придется возвращаться в город, чтобы вернуть авто в прокат. Если не планируете ехать обратно, советую взять экскурсию, как сделали мы.
Поехать в Аршан стоит только ради самой дороги: можно полюбоваться великолепными горами, которые обрамляют Тункинскую долину. Нас поразили табуны лошадей и стада коров, спокойно гуляющих по трассе. Они — настоящие хозяева этого региона.
стоит тур в Тункинскую долину на троих
В Слюдянку мы вернулись поздно — в 22:00. Перекусили в кафе и ждали поезда на вокзале. Кстати, вокзал в Слюдянке — произведение искусства: это единственный в мире вокзал, полностью сделанный из белого мрамора. Там стоит ненадолго задержаться хотя бы ради этого. В 23:52 поезд повез нас дальше, в последний город нашего путешествия, — Улан-Удэ.
Улан-Удэ
В Улан-Удэ мы провели один полный день — с 6 часов утра до ночи. На мой взгляд, этого достаточно. Программа в городе у нас была очень насыщенная.
С вокзала в Улан-Удэ нет удобного выхода в центр — нужно обойти пару кварталов вокруг и спуститься по многочисленным лестницам. До ближайшего перехода через пути идти минут десять, а на такси такой объезд займет около 15 минут. Поэтому лучше бронировать жилье не в центре, а рядом с вокзалом, тогда можно будет спокойно дойти до места проживания даже с чемоданами, а в город пойти гулять налегке.
Мы оставили чемоданы в камере хранения и поехали в Иволгинский дацан — буддийский монастырь, — где провели около 3 часов. Добирались туда на двух маршрутках: первая довезла нас до Иволгинска за 40 минут и 60 Р с человека, вторая — до самого дацана. Это еще 5 минут пути и 30 Р за билет.
Из дацана мы вернулись в Иволгинск на маршрутке, а оттуда вызвали такси, чтобы доехать до плато Тапхар, или плато Чингисхана. Это очень красивое место, откуда открывается вид на степи и горы. Пешком из Иволгинска идти довольно долго, больше часа в одну сторону, а на такси мы домчались за 10 минут. Я советую вызывать машину через приложение «Максим»: «Яндекс-такси» местные водители игнорируют.
Там рядом мы пообедали, а потом пошли отдыхать в квартиру. Вечером прекрасно погуляли по центру города, местному Арбату и отправились встречать закат в другой дацан — Ринпоче Багша.
Дацан Ринпоче Багша находится на холме на окраине города. Мы приехали поздно и уже не могли зайти в храм, но свободно гуляли по территории. Вокруг дацана расположен необычный парк с деревянными беседками, в которых установлены фигуры животных — покровителей каждого года с мантрами-молитвами. Мы выискивали животных своего года рождения, а также родственников и знакомых. Еще из парка открывается прекрасный вид на Улан-Удэ.
До дацана мы доехали на такси, а обратно — на маршрутке прямо на площадь Советов, снова к голове Ленина. В квартиру вернулись после ужина, ближе к полуночи. Мы остались очень довольны насыщенным последним днем путешествия.
Жилье
В некоторых городах по маршруту жилье может и не понадобиться. Так у нас было в Казани: мы гуляли по городу весь день, а спали в ночном поезде.
В большинстве мест по пути нет проблем с жильем — там огромное количество квартир и отелей по доступным ценам. Иногда мы бронировали жилье всего за сутки до приезда, например в Тюмени и Красноярске, в остальных местах, кроме Байкала, — за 2—3 недели.
Я считаю, что удобнее всего останавливаться рядом с вокзалом: можно спокойно дойти до номера, оставить чемоданы и продолжить осмотр города налегке. А перед следующим поездом не беспокоиться о времени: из дома получится быстро добраться до вокзала.
Мы искали жилье на «Букинге» и Airbnb. При выборе отелей и квартир читали отзывы предыдущих клиентов. Я рекомендую начинать с отрицательных, чтобы сразу понять, важны лично вам описанные изъяны или для вас это несущественный недостаток.
Еще один совет: чтобы не тащить в такую длинную поездку огромный чемодан, стоит бронировать квартиры со стиральной машиной. Мы стирали вещи в Красноярске и Листвянке — местах, где мы провели несколько дней и было время все высушить.
Дальше расскажу о квартирах и отелях, в которых мы останавливались.
В Красноярске мы арендовали огромную трехкомнатную квартиру. Там было только все самое необходимое, без изысков, но мы приходили туда лишь поспать, поэтому дизайн нас особо не интересовал. От квартиры до Енисея можно было дойти за 20 минут, рядом с жильем расположено множество ресторанов и магазинов. За две ночи мы заплатили 5830 Р и еще 1000 Р за ранний заезд.
Хужир. На Ольхоне жилье сдают в основном в поселке Хужир. Вот где оно по-настоящему дорогое, причем совершенно неоправданно: сервис намного хуже, чем в городах. В поселке много жилья с удобствами во дворе. Еще часто предлагают комнаты с голыми стенами и кроватями — без стола, стульев, тумбочек, зеркала. Это нам не подходило, поэтому на поиск приличного жилья пришлось потратить много времени и дорого заплатить за такой вариант — 24 000 Р за три ночи.
Мы выбрали отель «Пляжный». Он сильно отличается от большинства гостевых домов на Ольхоне: в номере новый ремонт и современные ванная и туалет — для нас это было важно. Правда, пришлось пожертвовать пространством и разместиться втроем в одном номере.
Хужир довольно большой по площади. Там плохие дороги и нет общественного транспорта, поэтому я советую выбирать отель или гостевой дом рядом с остановкой автобуса из Иркутска, иначе придется идти 15—30 минут с чемоданами по пыльным дорогам — никакого асфальта там нет. И лучше все-таки заказать трансфер прямо до отеля.
Я понимаю местных жителей: туризм в таких местах, как Листвянка или Ольхон, — практически единственный источник дохода. На жилье высокий спрос, поэтому будьте готовы бронировать его заранее. Мы бронировали в мае, уже тогда на начало августа оставалось немного вариантов.
Иркутск. Самым классным жильем за нашу поездку оказалась двухкомнатная квартира в Иркутске по 3220 Р за ночь. В ней был необычный дизайн и все продумано до мелочей. Мы зашли в квартиру по коду на двери — не пришлось встречаться с хозяевами и спешить к определенному времени, что очень ценно в путешествии. Квартира находится в самом центре, рядом со всеми достопримечательностями и кафе, где мы вкусно поели.
стоит ночь аренды самой классной за поездку квартиры
Мне кажется, это лучший вариант для остановки в Иркутске, нам даже было жалко уезжать. Эта квартира лучше, чем те, в которых мы останавливались в предыдущих путешествиях, включая европейские.
В Слюдянке мы сняли квартиру на «Букинге» за 2200 Р за ночь. Мы приехали в апартаменты к 11 часам вечера, а в 10 утра уже уехали. На одну ночь подойдет, хотя диван в гостиной был очень жестким для сна.