это хороший меч властелин колец
Меч Арагорна Андурил, Нарсил из кинофильма «Властелин колец»
Нарсил (Narsil) — знаменитый полуторный меч Арагорна меч в произведениях Дж. Р. Р. Толкина. Выкован в Первую эпоху гномом Телхаром (Telchar), лучшим оружейником Ногрода. Этот гном также выковал кинжал Ангрист, которым владел князь нолдоров Куруфин, сын Феанора, а впоследствии получил в качестве трофея Берен.
Особенностью клинка было то, что он светился солнечным светом днём и лунным светом ночью. От этого и его название Нарсил (квэнийск. nar — пламя, thil — лунный свет).
История меча
Для кого был выкован меч и его история в Первую и Вторые Эпохи — остаётся загадкой. Известно только, что Элендил привёз его в Средиземье из погибающего Нуменора. Нарсил использовался в Войне Последнего Союза против Саурона.
Во время поединка с Сауроном у подножия горы Ородруин Элендил был убит Врагом, а меч сломан. В отчаянии Исильдур использовал обломок Нарсила. Ему удалось срубить палец с Единым Кольцом с чёрной руки Саурона. Во время боя с орками в Долине Ирисов обломки Нарсила были спасены Охтаром, оруженосцем Исильдура. Он отвёз их в Ривенделл, к младшему сыну Исильдура — Валандилу.
Нарсил стал фамильной реликвией королевского рода Арнора, а после уничтожения Северного Королевства остался реликвией Следопытов Севера.
Создание Андурила
Эльфы-кузнецы Ривенделла перековали меч Элендила 18 декабря 3018 года Третьей Эпохи и нанесли на его клинок герб — семь звёзд между убывающим месяцем и лучистым солнцем, а над ними рунное заклятье. Меч перековали специально для наследника Исильдура и Элендила — Арагорна, потому как пришло время идти на войну к границам Мордора. Мечу было дано новое имя — Андурил (англ. Anduril), Пламя Запада.
Cогласно первоисточнику, Арагорн всегда носил обломки Нарсила (предположительно, два или три крупных обломка) с собой, как наследие рода.
В книге «Братство Кольца» описывается сцена, когда Арагорн показывает хоббитам сломанный клинок:
«Он вынул меч, и они увидели, что клинок сломан в самом деле в локте от рукояти.
— Не очень годится для боя, правда, Сэм? — сказал Бродяжник, — Но подходит срок быть ему перекованным.»
Вскоре меч и вправду был перекован кузнецами Ривенделла. Арагорн сражался Андурилом на протяжении всех трёх частей книги.
Сам Толкин описывает меч Элендила следующим образом:
«На его клинке как символ были выгравированы семь звёзд между серпом месяца и лучащимся солнцем, и к тому же стояло много рун».
В другом месте Андурил описывается как длинный меч. Но это, естественно, не слишком выразительно: киноверсия Нарсила (общая длина 134 сантиметра) в целом соответствует боевому мечу. Ажурный эфес имеет надпись на квэнья, а также накладки из 24-каратного золота.
«Вновь выкованный» Андурил, если не считать гравировки, — точная копия Нарсила. Здесь удалось уже несколько точнее воплотить замысел Толкина: на основании клинка выгравировано солнце, на доле выгравирована руническая надпись, прерываемая семью звёздами и заканчивающаяся символом месяца.
Гарда:
сталь 3, длина гарды 16 см, оно необычной формы
Мечи из Властелина колец (52 фото)
Мечами фильм просто усеян от отлитых и заточенных клюшек урук-хай и железяк орков, недостойных упоминания, до великолепных эльфийских клинков, возможно из самого мифрила. Всем этим великолепием мы обязаны в первую очередь Толкиену и Джексону, но во многом Питеру Лайону, создавшему эти клинки наяву, о нём подробнее ниже. Поскольку как в книге, так и в двух трилогиях создан целый мир, о нём можно поговорить немного подробнее, прежде чем перейти к самим мечам.
Толкиен брал за основу частично раннее средневековье, частично высокое, добавив щепотку истинного безумия и толику знакомого ему по классическому образованию времени поздних оседлых конных варваров. Это отразилось на оружии, коим владеют персонажи, для времени Толкиена даже описания одежды и вооружения давало однозначный маяк читателю, в то время как сейчас понятные любому тогдашнему школьнику нюансы нужно пояснять отдельно.
Во-первых Мордор однозначно ассоциировался с нацистской Германией, ибо Толкиен прошёл Первую и Вторую мировую. Поздние выпады в сторону СССР и ассоциация его с Мордором беспочвенны, Толкиен начал писать в 1938 году, закончил в 1948 году, опубликовал в Британии, а затем в 60-х годах в США, после чего у него, как у Конан Дойля и Джоан Роулинг начался период бешеной популярности. Его даже хотели номинировать на Нобелевскую премию, но там решили, что Обаме премия нужнее. Орки и гоблины в традиционном виде как раз похожи на германских солдат, в фильме их образ скорее традиционен для компьютерных игрушек.
Эльфийские мечи
В данном случае мы видим более позднюю рукоять и крестовину, чем полагались бы. Меч предназначен в первую очередь для колющего удара.
Меч весит достаточно много из-за листовидного клинка, но большое навершие его отлично балансирует, поэтому он вполне подходит для фехтования и удержания одной рукой. Смещенное к концу расширение клинка наводит на мысль об отличных рубящих возможностях клинка, однако одновременно уменьшает пробивную силу колющих ударов. Глубокий дол, придающий клинку жесткость и прочность, лишь укрепляет в этом суждении.
Таким образом, перед нами меч, подходящий богатому рыцарю, способный неплохо проявить себя и в пешем, и в кавалерийском бою (хотя в большей степени в пешем, нежели в кавалерийском, из-за утяжеленного конца), достаточно эффективный в промежуток между 1300 и 1370 годами.
Позже появляется латный доспех, против которого данная форма клинка неэффективна. Гендальфу из фильма крайне везет в том, что ему не приходится сражаться своим мечом с именно так одетыми гондорцами и урук-хай.
По предназначению «Хедхафанг», скорее всего, разделяет нишу с японской катаной и казачьей шашкой – достаточно универсальный клинок, имеющий неплохой рубящее-режущий потенциал.
Меч Халдира в общих чертах похож на «Хедхафанг», но имеет вдвое более длинную рукоять и у него отсутствует рикассо, поэтому он является достаточно историчным азиатским мечом, подходящим более пехотинцу, чем всаднику. В реалиях фильма этот меч не слишком востребован, так как орки одеты в сплошные кирасы и пластинчатые доспехи, с которыми этот меч справляется крайне посредственно. Однако он и не окончательно бессмысленнен – полных доспехов у них также не замечено, а режуще-подсекающие удары по конечностям орочье защитное снаряжение пропускает.
«Боевые мечи» эльфов Лориэна тоже смесь дальневосточного и ближневосточного стилей.
Также имеет серьезный недостаток – техника владения им крайне сложна и вся ширина возможностей доступна только при действительно профессиональном уровне владения.
Меч короля гномов Торина «Оркрист», то есть «Грызущий орков».
Меч явно был вдохновлен греческим кописом, знакомым нам по фильму 300 спартанцев. Название его, в переводе на русский, значит «рубить, отсекать». Другое название кописа (более современное и на латыни) — фальката или махайра.
Мечи Гондора
Пожалуй, некоторую историческую недостоверность ему придают лишь загнутые дужки крестовины. В остальном это типичный меч позднего Средневековья, который вполне органично смотрелся бы даже в витрине музея. Меч имеет длину 99 см, клинок, достаточно широкий у основания, переходит в тонкое колющее острие, вследствие чего прекрасно подходит и для рубящего удара, и для выпада.
Если говорить о фильме, то именно такие мечи более всего соответствуют классу показанного защитного вооружения большинства народов – мордорских орков, урук-хай, самих гондорцев, и эльфов.
Сюда же относится и меч Фарамира, хотя он и ближе к бастарду – более узкий и несколько длиннее.
В целом, он похож на меч Боромира, но больше подходит коннику. Он тоже достаточно историчен, хотя его и портит форма навершия, свойственная больше ранним мечам XI-XII века, и дужек крестовины.
В «древние времена» люди и эльфы соединились в последний союз против чудовищного Саурона. Король Элендил из Гондора во время битвы у горы Ородруин был убит Сауроном, его меч «Нарсил» разломился на куски. Но одним из этих кусков Исилдуру – сыну Элендила – удалось срезать кольцо с руки Саурона, чем была свергнута его власть… и началась настоящая история о «кольце».
Во время войны за кольцо «Нарсил» восстанавливают. Обломки клинка сковывают вместе, и он в некотором смысле возрождается под названием «Андрил» («Пламя Запада»).
Сам Толкин описывает «Андрил» следующим образом: «… на его клинке как символ были выгравированы семь звёзд между серпом месяца и лучащимся солнцем, и к тому же стояло много рун». В другом месте «Андрил» (по сравнению с мечом Боромира) описывается как длинный меч. Но это, естественно, не слишком выразительно: киноверсия «Нарсила» (общая длинна 134 сантиметра), в общем, соответствует боевому мечу. Посеребренная монтировка в нижней части обтянута кожей и должна напоминать о стеблях и листьях. Ажурная головка имеет надпись на придуманном Толкином языке эльфов квенья, а также накладки из 24-каратного золота.
Вновь выкованный «Андрил», если не считать гравировки, точная копия «Нарсила». Здесь удалось уже несколько точнее воплотить замысел Толкина: на основании клинка выгравировано солнце, на доле выгравирована руническая надпись, прерываемая семью звёздами и заканчивающаяся символом месяца.
Роханские мечи
Меч Теодена – Херугрим весьма характерен для всадника франка или более раннего кельта. Рохан весь стилизован под очень раннее Средневековье – франков и частично под ещё более ранее время сарматов, даже с элементами скифов. Для сарматов как раз характерны раздражающие многих кинокритиков «чешуйчатые доспехи» гридней-телохранителей короля, характерные для катафрактариев (катафрактов).
Меч Эовин несколько выделяется.
Это типичный кавалерийский бронзовый науэ, но с навершием, характерным для меровингского меча, науэ опережали время на тысячу лет, вообще профиль клинка у него ближе к позднесредневековому.
Черные мечи Назгулов
Черные мечи Назгулов тоже принадлежат к типу «боевых мечей».
Длина около 130 см, широкие дужки, усилительное кольцо на рукояти. Головка достаточно странного, граненого типа. Клинки мечей явно времен позднего средневековья – у них не дол, а ребро, усиленный для укола конец. Самой интересной частью является ассиметричный клинок – исторического прототипа для него не существует, но тем не менее он достаточно реален. Утолщение меча у рукояти заставляет задуматься о том, что он не заточен и назгулам можно использовать приемы «полумеча», когда одна рука лежит на клинке. Утолщение обеспечивает и некоторую опору, и позволяет безбоязненно подставлять участок меча между руками под удары, не боясь что клинок не выдержит. И вместе с тем удобно орудовать более легкой передней частью.
Отличается от остальных восьми меч Короля-Чародея.
По своей компоновке он – классический датский меч-бастард эпохи позднего средневековья. Тут и загнутые дужки крестовины, и усиливающая трубка на рукояти, и незаточенное рикассо перед ней, и расширение клинка над рикассо, и характерные пропорции – меч имеет общую длину 139 см, из которых 38 приходятся на рукоять. Клинок с ребром, подходит и для укола и для мощного рубящего удара за счет длинного рычага рукояти. Возможны и действия в пешем строю как своеобразным коротким копьем, тогда одна рука перемещается на рикассо, а другая – на конец рукояти.
Изготовлением всех этих замечательных мечей занимался кузнец Питер Лайон, который просеивал весь дизайнерский креатив через жесткое сито максимальной функциональности.
Вместе с Лайоном над реквизитом фильма работал художник Джон Хоу. Он возглавил работу целого отдела, на плечах которого лежало создание художественной концепции фильма.
Стоит упомянуть интересную подробность — Хоу занимается исторической реконструкцией Средневековой Европы, состоит в одном из самых серьезных объединений с мировым именем — «Рота Святого Георгия».
Так что фильму повезло: и кузнец и главный дизайнер ставили во главу угла историческую достоверность кинооружия.
«У меня была единственная цель: я хотел достоверным и убедительным образом погрузить публику в фантастический мир Средиземья».
Это хороший меч властелин колец
Описание [ ]
Как и большинство эльфийских лезвий, в случае приближения орков, Жало начинал светиться синим светом.
История [ ]
История меча во время Второй Эпохи неизвестна, но, вероятно, меч переходил из рук в руки, пока не попал в сокровищницу троллей в восточном Эриадоре. Этот меч вместе с Гламдрингом и Оркристом (тоже выкованными в Гондолине) обнаружили в пещере троллей Гэндальф с Бильбо и гномами весной 2941 года Третьей Эпохи.
Бильбо назвал свой меч Жалом после битвы с пауками в Лихолесье. Осенью 3018 года Третьей Эпохи в Ривенделле Бильбо подарил его вместе с мифриловой кольчугой своему племяннику Фродо Бэггинсу.
Весной 3019 г. Т. Э. Голлум привёл к Шелоб Фродо и Сэма, направлявшихся к вулкану Ородруин, чтобы уничтожить Кольцо Всевластья и спасти Средиземье от страшной участи. Шелоб ужалила и уже готова была утащить Фродо в своё логово, но его выручил Сэм, ранивший Жалом паучиху.
После отплытия Фродо за море Жало перешло к Сэму, а затем стало семейной реликвией рода Гэмджи.
В адаптациях [ ]
На клинке и на дужках крестовины были выгравированы охранные руны на синдарине, (по другим менее достоверным источникам на квеньи), которые гласят:
что в переводе значит:
«Маэгнас – моё имя. Я – отрава паука». «Маэгнас» на нео-синдарине означает «Жало».
Мечи из Властелина Колец
В этом произведении мечей много, они разнообразные и вплетены в канву повествования.
В данном случае мы видим более позднюю рукоять и крестовину, чем полагались бы. Меч предназначен в первую очередь для колющего удара.
Меч весит достаточно много из-за листовидного клинка, но большая головка его отлично балансирует, поэтому он вполне подходит для фехтования и удержания одной рукой. Смещенное к концу расширение клинка наводит на мысль об отличных рубящих возможностях клинка, однако одновременно уменьшает пробивную силу колющих ударов. Глубокий дол, придающий клинку жесткость и прочность, лишь укрепляет в этом суждении.
Таким образом, перед нами меч, подходящий богатому рыцарю, способный неплохо проявить себя и в пешем, и в кавалерийском бою (хотя в большей степени в пешем, нежели в кавалерийском, из-за утяжеленного конца), достаточно эффективный в промежуток между 1300 и 1370 годами.
Позже появляется латный доспех, против которого данная форма клинка неэффективна. Гендальфу из фильма крайне везет в том, что ему не приходится сражаться своим мечом с именно так одетыми гондорцами и урук-хай.
По предназначению «Хедхафанг», скорее всего, разделяет нишу с японской катаной и казачьей шашкой – достаточно универсальный клинок, имеющий неплохой рубящее-режущий потенциал.
Меч Халдира в общих чертах похож на «Хедхафанг», но имеет вдвое более длинную рукоять и у него отсутствует рикассо, поэтому он является достаточно историчным азиатским мечом, подходящим более пехотинцу, чем всаднику. В реалиях фильма этот меч не слишком востребован, так как орки одеты в сплошные кирасы и пластинчатые доспехи, с которыми этот меч справляется крайне посредственно. Однако он и не окончательно бессмысленнен – полных доспехов у них также не замечено, а режуще-подсекающие удары по конечностям орочье защитное снаряжение пропускает.
«Боевые мечи» эльфов Лориэна тоже смесь дальневосточного и ближневосточного стилей.
Также имеет серьезный недостаток – техника владения им крайне сложна и вся ширина возможностей доступна только при действительно профессиональном уровне владения.
Меч короля гномов Торина «Оркрист», то есть «Грызущий орков».
Меч явно был вдохновлен греческим копис — это собрат ксифоса, еще один вариант древнегреческого меча. Название его, в переводе на русский, значит «рубить, отсекать». Другое название кописа (более современное и на латыни) — фальката или махайра. И использованы мотивы того же фальшиона.
Пожалуй, некоторую историческую недостоверность ему придают лишь загнутые дужки крестовины. В остальном это типичный меч позднего Средневековья, который вполне органично смотрелся бы даже в витрине музея. Меч имеет длину 99 см, клинок, достаточно широкий у основания, переходит в тонкое колющее острие, вследствие чего прекрасно подходит и для рубящего удара, и для выпада.
Если говорить о фильме, то именно такие мечи более всего соответствуют классу показанного защитного вооружения большинства народов – мордорских орков, урук-хай, самих гондорцев, и эльфов.
Сюда же относится и меч Фарамира, хотя он и ближе к бастарду – более узкий и несколько длиннее.
В целом, он похож на меч Боромира, но больше подходит коннику. Он тоже достаточно историчен, хотя его и портит форма оголовья, свойственная больше ранним мечам XI-XII века, и дужек крестовины.
В «древние времена» люди и эльфы соединились в последний союз против чудовищного Саурона. Король Элендил из Гондора во время битвы у горы Ородруин был убит Сауроном, его меч «Нарсил» разломился на куски. Но одним из этих кусков Исилдуру – сыну Элендила – удалось срезать кольцо с руки Саурона, чем была свергнута его власть… и началась настоящая история о «кольце».
Во время войны за кольцо «Нарсил» восстанавливают. Обломки клинка сковывают вместе, и он в некотором смысле возрождается под названием «Андрил» («Пламя Запада»).
Сам Толкин описывает «Андрил» следующим образом: «… на его клинке как символ были выгравированы семь звёзд между серпом месяца и лучащимся солнцем, и к тому же стояло много рун». В другом месте «Андрил» (по сравнению с мечом Боромира) описывается как длинный меч. Но это, естественно, не слишком выразительно: киноверсия «Нарсила» (общая длинна 134 сантиметра), в общем, соответствует боевому мечу. Посеребренная монтировка в нижней части обтянута кожей и должна напоминать о стеблях и листьях. Ажурная головка имеет надпись на придуманном Толкином языке эльфов квенья, а также накладки из 24-каратного золота.
Вновь выкованный «Андрил», если не считать гравировки, точная копия «Нарсила». Здесь удалось уже несколько точнее воплотить замысел Толкина: на основании клинка выгравировано солнце, на доле выгравирована руническая надпись, прерываемая семью звёздами и заканчивающаяся символом месяца.
Меч Теодена – Херугрим весьма характерен для всадника сармата или даже скифа. Рохан стилизован под очень раннее Средневековье – франков или под более ранее время сарматов. Для них характерны раздражающие многих кинокритиков «чешуйчатые доспехи» гридней-телохранителей короля, характерные для катафрактариев (катафрактов). Мечи тоже приведены в соответствие и весь комплекс наступательно-оборонительного вооружения говорит об отсталости по сравнению с отстоящем на тысячи лет вооружением окружающих.
Меч Эовин несколько выделяется.
Во-первых, он имеет усиленное для укола острие, чего не бывает у ранних спат. И вообще профиль клинка у него ближе к позднесредневековому. А во-вторых, у него очень забавная головка в форме «грибной шляпки», как это называют в оружиеведении, характерная для мечей каролингского и меровингского типов («мечей викингов»), предназначенных для боя в пешем строю со щитом, а не для конных южан. Однако предназначение в фильме – конная рубка.
Черные мечи назгулов тоже принадлежат к типу «боевых мечей», восемь из них вооружены клинками, показанными на картинке.
Длина около 130 см, широкие дужки, усилительное кольцо на рукояти. Головка достаточно странного, граненого типа. Клинки мечей явно времен позднего средневековья – у них не дол, а ребро, усиленный для укола конец. Самой интересной частью является ассиметричный клинок – исторического прототипа для него не существует, но тем не менее он достаточно реален. Лично меня утолщение меча у рукояти заставляет задуматься о том, что назгулам неплохо было бы использовать приемы «полумеча», когда одна рука лежит на клинке. Утолщение обеспечивает и некоторую опору, и позволяет бесбоязненно подставлять участок меча между руками под удары, не боясь что клинок не выдержит. И вместе с тем удобно орудовать более легкой передней частью.
Отличается от остальных восьми меч Короля-Чародея.
По своей компоновке он – классический датский меч-бастард эпохи позднего средневековья. Тут и загнутые дужки крестовины, и усиливающая трубка на рукояти, и незаточенное рикассо перед ней, и расширение клинка над рикассо, и характерные пропорции – меч имеет общую длину 139 см, из которых 38 приходятся на рукоять. Клинок с ребром, подходит и для укола и для мощного рубящего удара за счет длинного рычага рукояти. Возможны и действия в пешем строю как своеобразным коротким копьем, тогда одна рука перемещается на рикассо, а другая – на конец рукояти.
И ещё иногда горит.
Изготовлением всех этих замечательных мечей занимался кузнец Питер Лайон, который просеивал весь дизайнерский креатив через жесткое сито максимальной функциональности.
Вместе с Лайоном над реквизитом фильма работал художник Джон Хоу. Он возглавил работу целого отдела, на плечах которого лежало создание художественной концепции фильма.
Стоит упомянуть интересную подробность — Хоу занимается исторической реконструкцией Средневековой Европы, состоит в одном из самых серьезных объединений с мировым именем — «Рота Святого Георгия».
Так что фильму повезло: и кузнец и главный дизайнер ставили во главу угла историческую достоверность кинооружия.
«У меня была единственная цель: я хотел достоверным и убедительным образом погрузить публику в фантастический мир Средиземья».