что такое вестибюль станции метро
Вестибюль
Происходит от древнеримского слова лат. vestibulum — посвящённый Весте — название специального дворика, сооружавшегося в честь богини — хранительницы домашнего очага.
Эвакуационные пути в вестибюлях представляют только часть площади помещения. Ширина путей равна ширине потока людей. Ограждающие конструкции помещения не оказывают влияние на формирование потока. Регулирование потока зависит от следующих факторов: плотность потока и ширина занимаемой им зоны движения; распределение людей по имеющимся для продолжения эвакуации выходам, тип этих выходов. [3]
См. также
Примечания
Жилые здания | Квартира (Коммунальная квартира • Квартира-студия • Гостинка) • Общежитие • Дача • Коттедж • Таунхаус • Барак • Землянка • Бунгало • Вилла • Пентхаус • Шалаш (Чум • Типи • Вигвам • Иглу • Яранга • Юрта • Кибитка) • Казарма • Апартамент • Гостиница (Пансион/Гостевой дом) • Лофт • Изба • Хоромы • Палаты • Дворец • Замок • Галерейный дом • Сакля |
---|---|
Жилые помещения | Комната • Зал • Спальня • Кабинет • Триклиний • Гостиная • Альков • Светлица • Клеть • Горница • Будуар • Столовая |
Подсобные помещения и хозяйственные постройки | Кухня • Чулан • Кладовая • Склад • Прачечная • Сарай (Овин • Гумно • Хлев • Закуток • Амбар • Сеновал) • Подвал (Погреб • Ледник • Цокольный этаж • Подклет) • Чердак (Мансарда) • Гараж • Конюшня • Мастерская • Электрощитовая • Котельная • Навес • Судомойня • Гардеробная • Лабаз |
Общественные помещения и здания | Убежище гражданской обороны • Класс • Аудитория • Конференц-зал • Палата • Банкетный зал • Трапезная • Кафетерий • Библиотека • Зал ожидания • Офис • Концертный зал • Спортзал |
Дворовые постройки | Атриум • Патио • Пергола • Беседка • Терраса • Веранда |
Входы и выходы | Прихожая • Сени • Запасный выход • Потайной ход • Фойе • Крыльцо • Вестибюль • Подъезд • Пандус • Лестница • Тамбур |
Прочие помещения | Туалет • Ванная • Баня • Лоджия • Коридор • Балкон • Гульбище • Галерея • Бальный зал • Салон • Флигель • Мезонин • Антресоль • Терем • Лифт |
Полезное
Смотреть что такое «Вестибюль» в других словарях:
ВЕСТИБЮЛЬ — (от лат. vestibulum). 1) не покрытое сверху пространство перед входом в дом, огороженное им самим и продолжением его боковых стен, у древних римлян. 2) в настоящее время обширная прихожая, портик в богатых домах. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
вестибюль — холодильник, холл, передняя, прихожая Словарь русских синонимов. вестибюль сущ., кол во синонимов: 4 • передняя (8) • … Словарь синонимов
вестибюль — Помещение перед входом во внутренние части здания, предназначенное для приема и распределения потоков посетителей. [СНиП I 2] вестибюль Проходное помещение, расположенное между входом и внутренними помещениями здания, предназначенное для приёма и … Справочник технического переводчика
ВЕСТИБЮЛЬ — ВЕСТИБЮЛЬ, вестибюля, муж. (лат. vestibulum). Проходное помещение при парадном входе в здание, преим. общественное; передняя. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВЕСТИБЮЛЬ — ВЕСТИБЮЛЬ, я, муж. Большое помещение, отделяющее вход от внутренних частей здания, преимущ. общественного. В. метро. | прил. вестибюльный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Вестибюль — помещение перед входом во внутренние части жилого дома, предназначенное для приема и распределения потоков посетителей. Источник: Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 (ред. от 04.09.2000) Об утверждении Инструкции о проведении учета… … Официальная терминология
вестибюль — I. ВЕСТИБЮЛЬ я, м. vestibule m. 1. Vestibule; сени, вход; общественно знаменует все части, находящиеся при входе в здание, а приличествует только к переходу или проходу из одного здания в другое здание особливаго употребления. Сл. архит. 1772.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
вестибюль — я, м. Большое помещение при входе во внутреннюю часть здания, преимущественно общественного. Вестибюль музея. Вестибюль метро. Сбежав вниз, Римский увидел дежурного, заснувшего на стуле у кассы в вестибюле (Булгаков). Синонимы: фойе/ Родственные… … Популярный словарь русского языка
Вестибюль — (франц. vestibule) просторное помещение для переодевания при входе в дом. Существовал еще в Др. Риме в зданиях бань (vestus одежда). В России приобрел особое значение в связи с холодным климатом. В 18 в. в оформлении вестибюля часто повторяли… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Вестибюль — помещение при входе в здание. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * (лат. vestibulum) первоначально площадка перед домом, часто отделявшаяся от улицы низкой стенкой, позже передняя римского дома, между входом и АТРИЕМ. В … Архитектурный словарь
ВЕСТИБЮЛЬ МЕТРОПОЛИТЕНА
— сооружение для обслуживания пассажиров при входе на станцию и выходе со станции; часть комплекса станционных сооружений метрополитена. Различают наземные и подземные вестибюли метрополитена. И те, и другие располагаются, как правило, в торцах станций метрополитена, но строительство их может осуществляться поочередно в зависимости от размеров пассажирооборота. Подземные В. м. подразделяются на основные и промежуточные, предусматриваемые при неск. выходах со станции, при подземных переходах на платформы вокзалов или в обществ, здания и при двух- маршевых эскалаторах. Местоположение вестибюля метрополитена увязывается с существующей и перспективной планировкой района города с обеспечением миним. пересечения пассажирами прилегающих улиц. В вестибюлях метрополитена предусматриваются помещения для билетных касс и контрольных пунктов, эскалаторов или лестниц и служебные помещения.
Наземные вестибюли метрополитена проектируются отдельно стоящими или располагаются в городских зданиях. В последнем случае предусматриваются спец. меры по борьбе с вибрацией и шумом от эскалаторов. Пол наземных вестибюлей метрополитена устраивается, как правило, на уровне уличного тротуара. Для теплоизоляции помещений входы и выходы оборудуются тамбурами с тепловыми завесами. Передвижение пассажиров по В. м. должно быть организовано без пересечения встречных пассажиропотоков. Планировка и конструкция наземных вестибюлей метрополитена зависят от экс- плуатац. требований и взаимной увязки их с др. станционными сооружениями. При непосредственном соединении эскалаторами наземного В. м. с платформами станции в нем должны быть кассовый и эскалаторный залы; при наличии же подземного вестибюля роль наземного вестибюля метрополитена может быть сведена к ограждению лестничных спусков, а его здание построено в виде небольшого павильона. Основное по площади и объему помещение наземного вестибюля метрополитена — эскалаторный зал, с к-рым при небольшом пассажирообороте совмещается кассовый зал. Под эскалаторным залом устраивается подвальный этаж для машинного помещения эскалаторов. В СССР унифицированы планировочные решения и конструктивные элементы наземных вестибюлей метрополитена.
Композиционной основой типового здания принят круглый эскалаторный зал с куполообразным перекрытием; вокруг зала размещены все пассажирские помещения и два этажа служебных комнат. Общий объем здания не превышает 7 тыс. м3. Круглая форма здания позволяет возводить его в разнообразных городских условиях при любом расположении эскалаторов относительно красных линий застройки. Вестибюли наземных линий метрополитена строятся обычно в виде павильонов с большими остекленными панелями, при общем объеме здания 600—700 м*.
Подземные вестибюли метрополитена сооружаются, как правило, на небольшой глубине от земной поверхности непосредственно под уличным проездом. С платформенными залами они сообщаются эскалаторами (на станциях глубокого заложения) или лестницами (на станциях мелкого заложения) с выходом в город непосредственно или но переходным коридорам. Промежуточные подземные вестибюли метрополитена соединяются с наземными вестибюлями лестницами или эскалаторами (при высоте подъема более 4 м). Подземные 13. м. в районах с интенсивным городским движением, особенно на привокзальных станциях, целесообразно проектировать в комплексе с пешеходными переходами иод площадями и уличными магистралями, располагая входы в первых этажах существующих зданий, в отд. небольших павильонах или в виде открытых лестниц, огражденных парапетом (как, напр., на Калужском радиусе Московского метрополитена). Использование В. м. в качестве общегородских переходов с большим количеством выходов широко распространено в Берлине, Лондоне, Стокгольме, Чикаго, Торонто и др. городах зарубежных стран.
Конструкции вестибюлей метрополитена станции глубокого заложения (с машинным помещением) обычно состоят из жесткой монолитной фундаментной плиты, бетонных массивных стен и железобетонного перекрытия, часть к-рого, примыкающая к приводным станциям эскалаторов, делается разборной из железобетонных плит. Плита и стены машинного помещения являются фундаментом под наземную часть здания. Конструкции эскалаторного зала, машинного помещения и оголовка наклонного туннеля составляют единую статическую систему. При слабых породах в основании предусматривается устройство спец. снаряжения эскалаторного зала с оголовком, допускающее их относительное перемещение при неравномерных осадках. Все ограждающие конструкции, расположенные ниже поверхности земли, защищаются многослойной оклеечиой гидроизоляцией. Для стен В. м., перекрытий служебных помещений и куполообразных покрытий эскалаторных залов применяются сборные железобетонные конструкции. При производстве работ открытым способом подземные В. м. сооружаются из сборного железобетона одновременно со стр-вом станции.
Стр-во вестибюлей метрополитена с машинным помещением в связи со значительной глубиной его заложения ведется с использованием спец. средств и методов производства работ — с применением шпунтового ограждения, во- допонижения, закрепления грунтов цементацией, силикатизацией, электроосмосом, искусств, замораживания грунтов по периметру котлована. При сооружении промежуточных В. м. в тяжелых инженерно- геологич. условиях иногда оказывается экономически выгодным бетонировать коробку вестибюля (без фундамента и пола) на поверхности земли, а затем погружать ее на проектную отметку с одновременной разработкой породы.
Для отделки вестибюлей применяются различные облицовочные изделия и материалы — керамич. плитки, цветные пластики, штукатурка с декоративным цементом, органич. стекло, мрамор; для полов — преимущественно плиты из твердых пород камня (граниты, лабродориты, габбро и др.)» обладающие высокими худож.-декоративными качествами.
Через полтора десятилетия протяженность линий Московского ордена Ленина метрополитена имени В. И. Ленина перешагнет за три сотни километров.
Подземная железная дорога действует в Ленинграде, Киеве, Баку, Тбилиси, Ташкенте, Харькове. Строятся линии метрополитена в Горьком, Минске, Ереване и других крупных городах СССР.
Сейчас церкви нет, на ее месте выстроен наземный вестибюль станции метрополитена. Сюда, в угол Сенной площади, где когда-то стояла.
Применяют мозаичные плитки для облицовки ванных комнат, бань, купальных бассейнов, мест общего пользования — фойе, вестибюлей, станций метрополитена и пр.
Плитки применяют для полов в помещениях с влажным режимом и повышенной интенсивностью движения (бани, ванные комнаты, кухни, вестибюли, коридоры, станции метрополитена, промышленные.
Во время перерывов в вестибюле подавались горячий чай и соки со льдом. … На схемах каждая линия метрополитена окрашена в определенный цвет.
Дейнека и Корин исполняли мозаики для метрополитена. … А. Королеву и В. Снопову (1955) –мозаика «Изобилие» для вестибюля станции «Владимирская» Ленинградского метро.
производством большой мощности, государственные электростанции, метрополитены, большие мосты и др.). … наружу или через вестибюль, из помещений в проход или коридор с непосредственным.
на огромном пространстве в 100 кв. м в вестибюле Центрального музея Вооруженных Сил (1965). … «За власть Советов», витраж на станции «Гостиный двор» Санкт-Петербургского метрополитена).
§ 131. ВЕСТИБЮЛИ
Подземные вестибюли предназначены для того, чтобы объединить все входы и выходы, расположенные в различных пунктах городского квартала, и соединить их с платформой станции метрополитена при помощи лестниц или эскалаторов.
Подземные вестибюли располагают непосредственно под поверхностью земли. Их конструкция, объем и планировка в большей степени зависят от глубины заложения станции метрополитена. При мелком заложении станции подземный вестибюль располагают в торце или середине станции и конструктивно соединяют с ней. В одном из наиболее современных решений такого вестибюля для его создания применяют почти все конструктивные элементы станции, увеличивается лишь высота колонн. План и продольный разрез вестибюля показаны на рис. 422, а его поперечные разрезы А—А и Б—Б — на рис. 485.
Планировка подземных вестибюлей, расположенных над мелко заложенными станциями метрополитена, очень проста: она должна предусматривать расположение лестниц или эскалаторов облегченной конструкции, автоматов контроля и в отдельных случаях касс для продажи билетов или размена денег.
Более сложную планировку имеют подземные вестибюли станций глубоко заложенных (рис. 486). К вестибюлю примыкают эскалаторы с приводными устройствами, занимающими нижний этаж эскалаторного зала (машинное помещение). Как правило, эскалаторный зал подземного вестибюля выделяют из общего объема либо расположенными по кругу колоннами (см. рис. 486), либо стенами с широкими проемами для входящих и выходящих пассажиров.
В тех случаях, когда коридоры подходят к подземному вестибюлю с различных сторон, вокруг эскалаторного зала устраивают широкий проход, объединяющий все подходные коридоры.
По этому объемлющему эскалаторный зал коридору пассажиры переходят к эскалаторам и в обратном направлении. В этом же коридоре располагают необходимые служебные помещения. Кроме того, он часто используется и для перехода площади и улиц.
Подземные вестибюли просты по конструкции. Их можно сооружать из монолитного бетона или сборного железобетона и металлических балок, применяемых для перекрытий.
Наземные вестибюли могут быть связаны непосредственно с платформой станции (тип I) или с подземным вестибюлем (тип II). Вестибюли I типа предназначены только для глубоко заложенных станций, связь с которыми осуществляется при помощи эскалаторов. Вестибюли II типа применимы для станций, расположенных на любой глубине. Связь наземных вестибюлей II типа с подземными обычно осуществляется при помощи лестниц.
В последнее время при сооружении станций глубокого заложения предпочтение отдается наземным вестибюлям I типа, не имеющим лестниц, а лестницы наземных вестибюлей II типа заменяют облегченными эскалаторами.
По расположению наземные вестибюли подразделяют на отдельно стоящие и встроенные в здания. Планировка отдельно стоящего вестибюля очень компактна. Его общая площадь ограничена окружностью радиуса
15 м: средняя часть этой площади, очерченная радиусом 8,5—9,0 м, образует эскалаторный зал (рис. 487). Как и в подземном вестибюле, эскалаторный зал, ограниченный колоннами, служит для организации движения пассажиров к эскалаторам и в обратном направлении без пересечения встречных пассажиропотоков.
В кольцевом пространстве, ограниченном внешней окружностью вестибюля и колоннадой эскалаторного зала, размещают кассы и контрольные пункты. Иногда часть площади этого кольца занимают верхний оголовок эскалаторного тоннеля и расположенные по обе стороны от него вентиляционные отсеки. Отсеки с жалюзийными решетками в наружной стене вестибюля соединяются с вентиляционным каналом в нижней части наклонного эскалаторного тоннеля.
Приведенная на рис. 487 планировка наземного вестибюля удобна тем, что при любом расположении эскалаторного тоннеля по отношению к красным линиям городской застройки конструктивное решение вестибюля не меняется. Конструктивные элементы, образующие стены, перекрытия, тамбуры, двери, окна, блоки санузлов, лестницы и перегородки служебных помещений, могут быть типовыми.
Подвальный этаж вестибюля, ограниченный внутренним кольцом, служит для размещения приводных устройств эскалаторов. Подробное описание планировки и конструкций этого этажа приведено ниже (см. § 132).
Высоту эскалаторного зала наземного вестибюля принимают равной 6,0 — 7,5 м; перекрытие его выполняют из монолитного железобетона, но оно может быть и сборным.
Планировка наземных вестибюлей, встроенных в здания и занимающих часть из первых этажей, должна соответствовать планировке этих зданий. Криволинейное очертание наружных стен вестибюлей меняют на прямолинейное. Криволинейное очертание эскалаторного зала при этом чаще всего сохраняют, так как оно полностью или частично выходит за пределы расположенного над вестибюлем здания. В здании, опирающемся на наземный вестибюль, устраивают осадочные швы для предотвращения возможных деформаций его конструкций вследствие неравномерной осадки. Кроме того, принимают специальные меры против вибрации здания от движущихся эскалаторов.
Промежуточные вестибюли. Промежуточными принято называть вестибюли, расположенные между двумя маршами эскалаторов.
Необходимость в двухмаршевых эскалаторах возникает при значительной глубине заложения станций, когда мощность приводных устройств одномаршевого эскалатора не позволяет увеличить их высоту. Особенностью промежуточных вестибюлей, отличающих их от подземных и наземных вестибюлей, является размещение в нижнем этаже не только машинного помещения нижнего марша, но и натяжной камеры верхнего марша эскалаторов. Это обстоятельство определяет значительные размеры промежуточных вестибюлей. Кроме того, в отличие от подземных вестибюлей, расположенных непосредственно под поверхностью земли, промежуточные вестибюли располагают на глубине, не позволяющей сооружать их открытым способом. Их можно сооружать только закрытым способом или опускными секциями.
Конструктивное решение промежуточных вестибюлей зависит от способа их сооружения. При сооружении их горным способом конструкция обделки состоит из свода, опирающегося на опоры или стены (рис. 488).
Такое конструктивное решение неоднократно применялось для промежуточных вестибюлей Московского метрополитена, сооруженных в глинах или известняках при наличии гидростатического давления. В более благоприятных условиях для обделки промежуточных вестибюлей взамен чугунных тюбингов можно применять железобетонные блоки или монолитный бетон.
Конструкция промежуточного вестибюля, сооружаемого способом опускных секций в неустойчивых породах, представляет собой цилиндр, опирающийся на ножевое кольцо и перекрытый куполом (рис. 489). Такой вестибюль сооружают из монолитного железобетона на поверхности и опускают затем на проектную отметку при помощи кессона. Перед опусканием вестибюля на его внешнюю поверхность наносят гидроизолирующий и защитный слои.
Вестибюль станции метрополитена
Вестибюль — помещение для пропуска пассажиров на станцию метрополитена. Как правило, в вестибюлях размещают кассы и турникеты. Вестибюль соединяется как с платформой, так и с поверхностью земли.
Содержание
Общие сведения
Согласно строительным нормам, внутренняя планировка вестибюлей должна обеспечивать наиболее чёткое распределение пассажиров, преимущественно правостороннее их движение, и исключать пересечение встречных пассажиропотоков, для чего входы и выходы устраивают раздельными. Направление движения пассажиров от входных дверей вестибюлей до платформы и обратно должно быть преимущественно правосторонним. Служебные помещения на станциях (в том числе в вестибюлях) должны обеспечивать все потребности эксплуатации, быть удобными для работы и отвечать требованиям пожарной безопасности. Двери в вестибюли обычно одностворчатые шириной 0,85 м. (с шириной полезного проёма 0,75 м.) при высоте 2,2 м. Число дверей должно соответствовать расчётной пропускной способности других элементов станции — эскалаторов, лестниц, коридоров. во входных и выходных тамбурах предусматривают два ряда дверей, разделённых стойками (импостами) с расстоянием между рядами 2,5 м. Двери должны открываться в обоих направлениях, имеют запоры и амортизаторы для плавного закрывания, а также фиксаторы для удержания дверей в открытом положении. В вестибюле расположены кассовый зал с кассами и контрольно-пропускными пунктами, разменные автоматы и различные служебные помещения. Продолжением вестибюля являются эскалаторы, лестницы, коридоры, ведущие к поездам. Вестибюли могут быть наземные и подземные.
Наземные вестибюли
Наземные вестибюли устраивают в виде отдельно стоящих сооружений или размещают в первых этажах городских зданий. В последнем случае предусматривают мероприятия по борьбе с вибрацией и шумом от эскалаторов. Планировка и конструкция наземных вестибюлей разнообразны. Наземный вестибюль станции глубокого заложения представляет собой сооружение с глубоким подвалом для машинного помещения и эскалаторным залом. Наружный контур вестибюля может быть различным в зависимости от принятой архитектуры. Стены и перекрытия наземной части вестибюлей станций глубокого заложения, как правило, возводят из монолитного или сборного железобетона. Вестибюли наземных линий строят из железобетонных конструкций с большими стеклянными витражами.
Подземные вестибюли
Эти вестибюли, как правило, имеют небольшую глубину заложения от земной поверхности. Конструкция их представляет собой бетонные или железобетонные стены, которыеперекрыты плоским потолком. Работы по их сооружению ведутся в большинстве случаев открытым способом. Подземные вестибюли получили широкое распространение на площадях и магистралях с интенсивным движением наземного транспорта, где устраивают подземные переходы для пешеходов. Совмещение подуличных пешеходных переходов с входами в метро удобно для пассажиров, которые могут попасть в вестибюль станции с любого места площади или улицы. При этом улицы и площади освобождаются от загромождения большими наземными вестибюлями. Особенные удобства подземный вестибюль создаёт пассажирам на станциях, примыкающих к железнодорожным вокзалам. Здесь пассажиры через коридоры кратчайшим путём могут выйти на платформы железнодорожного вокзала, как это сделано на станциях Комсомольская, Курская в Москве, Купчино — в Санкт-Петербурге.
Подходные коридоры сооружают открытым способом с применением сборной железобетонной обделки. В ряде случаев лестничные спуски с поверхности земли, ведущие в подземные вестибюли, имеют крытые остеклённые павильоны (с металлическими импостами), служащие защитой от атмосферных воздействий. Такие павильоны желательно иметь на всех лестничных спусках, однако не всегда это приемлемо по условиям архитектурного оформления микрорайона. Наиболее удачным видом вестибюля для пересадочной станции является объединённый вестибюль, где имеется два наклонных эскалаторных тоннеля, ведущим к двум станциям.
Основные параметры
По современным нормам, при разности в уровне пола вестибюля и платформы до 5 м устраивают лестничный спуск, свыше 5 м — эскалаторы. Действовавшие ранее нормы допускали устройство эскалаторов только на подъём при перепаде высот от 5 до 7 м, а при разности уровня пола свыше 7 м — сооружение эскалаторов в обоих направлениях. Число лент эскалаторов определяется из условий пропуска максимального 15-минутного пассажиропотока в час «пик». На станциях глубокого заложения предусматривают не менее трёх лент эскалаторов. Один из вестибюлей должен иметь не менее 4 лент. Лестницы должны иметь перила или опорные поручни. Размеры ступеней принимают равными 40х12, 34х14 или 34х13 см. Станции мелкого заложения сооружают с двумя входами в конце платформы. Необходимость второго входа на станциях глубокого заложения определяется величиной пассажиропотоков. Строительными нормами и правилами приняты следующие нормы пропускной способности пассажиров в час элементов станций и вестибюлей, исходя из ожидаемого пассажиропотока: