что такое вертикаль власти простыми словами
Так вот она какая. Вертикаль Власти. И для кого она такая?
Похоже, уже вполне можно охарактеризовать как состоявшуюся, так часто раньше упоминавшуюся Путиным, вертикаль власти.
И ларчик то просто, оказывается, открывается. И сейчас за паруфраз и объясню, почему я так считаю.
И с тех пор. Все, что надо или кажется нужным президенту проводится в законотворческом порядке легко и без напрягов.
Зачем напрягаться, зачем на кого-то кричать, зачем кого-то убеждать в своей правоте? Кинул клич:»Надо!» И техническое большинство, не утруждая свои извилины какими-то ни было размышлениями принимает единогласно! И.. очень легко подкинуть идею кому-нибудь из этого большинства, чтобы эта идея приобрела статус единственно правильной или решением всех проблем. И. вдруг Терешкова двигает идею об обнулении сроков. И. вдруг срочно требуется новая должность для друга Дмитрия в СовБезе.
Кто сейчас из других партий сможет провести хоть какое-то решение, нужное народу, но не устраивающее власть предержащих? Да никто. Ведь Президент друзей поддерживает и не бросает. Ведь друзья это друзья, не народ целой страны. Хоть эти предложения и будут решением всех проблем загнанного в нищету народа, если это не устраивает президента или власть, что в последнее время одно и то же, ничего не будет проведено в ГД именно из-за засилья технического большинства ЕР. Которое никаких возможностей сменить себя народу не предоставляет.
Вот и приходится констатировать, что вертикаль власти выстроена! И никаких подвижек в изменении её не предвидится! Народ безмолвствует, власть бездействует в условиях нищеты народа и озолачивания олигархов. (сколько новых российских долларовых миллиардеров появилось в условиях пандемии, так называемой?)
Вертикаль власти в России: схема, особенности и интересные факты
Что это такое?
Впервые данный термин в российском медиапространстве появился в 1991 году в «Независимой газете» в контексте реформирования исполнительной власти и увеличения роли президента в политическом процессе. С этого времени термин всплывал время от времени в СМИ, но особой популярностью не пользовался. Он прочно вошел в обиход только со вступлением Владимира Путина на должность главы государства и обозначенной им политики укрепления вертикали власти.
Внутренняя политика России в начале 2000-х
Поводом к претворению политики усиления властной вертикали в жизнь послужили так называемые сепаратистские настроения губернаторов, которые были осуждены президентом. В 2004 году он предлагает важную реформу в череде будущих мер по усилению позиций исполнительной власти. Заключалась она в следующем: главы субъектов РФ должны были назначаться на пост непосредственно президентом. Бывшие руководители регионов были перенаправлены в отдельно созданный для них орган – Государственный совет.
Укрепление вертикали власти: ключевые моменты
Важным этапом укрепления схемы вертикали власти в России стала административная и территориальная реформы. Первая была направлена на исполнительную власть, а именно на конкретизацию деятельности ее органов. Федеральные органы были разбиты на 3 категории: министерства, федеральные службы и агентства. Первые были ответственны за выработку курса государственной политики и его воплощения в жизнь. Задачей вторых являлось осуществление контроля и надзора в некоторых сферах. Агентства же занимались предоставлением услуг населению, распоряжались государственным имуществом. Территориальная реформа, в свою очередь, заключалась в объединении некоторых округов и областей в единый край. С 2005 по 2008 год было сформировано 5 краев, каждый из которых состоял из двух прежде отдельных частей. Позже их стало многим больше.
Признаки российской вертикали власти
Система управления государством, выстроенная в рамках вертикали, в России отличилась рядом особенностей. Проведенные реформы также не могли не возыметь некоторые последствия.
Нововведение 2004 года, заключавшееся в переходе права избрания глав регионов к президенту, не могло не отнять у граждан некоторую долю активных избирательных прав. Данная реформа в большей мере сконцентрировала управление вертикалью государственной власти в России в руках главы государства.
Подобный признак вытекает напрямую из реформы 2004 года: глав регионов выбирает президент, что способствует развитию индифферентных настроений среди граждан к вопросам политики.
Об этом говорит создание в 2011 году Общероссийского народного фронта, костяк которого был сформирован из политически активных беспартийных граждан и ряда общественных организаций. Задача организации – поддержка действующего президента в виде слежения за исполнением его указов.
Теневая вертикаль власти в России?
Некоторыми российскими политологами высказывается предположение, что в стране вовсе не одна вертикаль власти, а две. Вторая как бы прячется в тени первой, что однако не говорит о том, что в ее руках не сконцентрирована значительная доля сил и средств. Влиятельные корпорации и мафиозные группировки часто относят к теневой вертикали власти. Она не имеет почти никакого отношения к внутренней и внешней политике государства, в котором представлена. Ее главная задача – финансовое обогащение конкретных лиц, которые, как говорится, стоят у кормушки. Поэтому теневая вертикаль власти и коррупция – это два неразрывных понятия.
Общий вывод
Вертикаль власти – это политический термин, который означает иерархичное подчинение исполнительных органов власти друг другу. Подчинение следует снизу-вверх, то есть локальные, муниципальные представители власти выполняют указания более влиятельных инстанций. Данное понятие пришло в российскую политику еще в начале 1990-х, но активно стало использоваться с приходом к власти Владимира Путина в 2000 году.
Именно им был поставлен курс на укрепление вертикали власти. Делалось это при помощи ослабления региональных элит, увеличения влияния президента и централизации власти как таковой. Подобный внутриполитический курс принес с собой некоторые негативные результаты, как например, уменьшение участия общества в политической жизни страны.
Властная вертикаль государственного управления в современной России
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность вертикали государственной власти в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Властная вертикаль государственного управления – это такая структура государственного управления, которая предусматривает движение властных полномочий от низшего муниципального уровня власти до высшего уровня власти, сосредотачивая в своих руках решение глобальных государственных дел.
В контексте принципа разделения властей вертикаль государственного управления в наибольшей мере относится к органам исполнительной власти. Властная вертикаль предусматривает выстраивание иерархии, в основе которой находится такая форма отношений политического характера как «власть-подчинение». Эта форма обеспечивает выстраивание системы властных и подчиненных ей структур в единую систему государственного управления.
Появление данного термина в системе государственного управления относят к 1991 году, когда «Независимая газета» использовала его, характеризуя процесс реформирования системы органов государственного управления исполнительного характера и усиление роли главы государства в организации и осуществлении политического процесса. Периодически термин использовался средствами массовой информации, но не был популяризирован. Однако его употребление существенно возросло с момента вступления в должность главы государства Владимира Владимировича Путина.
Готовые работы на аналогичную тему
В качестве повода к реализации такой инициативы Президента стали сепаратистские призывы губернаторов, которые были рассмотрены как покушение на вертикаль власти. В 2004 году в поддержку этой идеи Президентом был предложено переход от выборной системы губернаторов к назначению глав субъектов РФ непосредственно главой государства. Для бывших глав регионов был сформирован специальный орган, получивший название Государственного совета.
Стремление к построению вертикали власти в России было основано на представлении о том, что эффективное решение государственных задач возможно только таким способом. В результате, начиная с 2000 года, в жизнь активно внедрялись реформы, стремящиеся к расширению и упрочению вертикали власти в России.
Укреплению властной вертикали в России способствовало проведение административной и территориальные реформы. Административная реформа была направлена на изменение исполнительной власти за счет конкретизации полномочий органов этой власти. Систему федеральных органов государственного управления разбили на три вида:
Назначение территориальной реформы состояло в объединение отдельных округов, областей в края.
Признаки властной вертикали государственного управления в России
Для российской системы управления характерны некоторые особенности, обусловленные властной вертикалью.
Отличительные характеристики властной вертикали государственного управления в России включают в себя:
Термин «властная вертикаль» используется в политическом смысле, подразумевая иерархическое подчинение органов исполнительной власти друг другу. В рамках этой системы подчинение осуществляется по вектору «снизу вверх». Укрепление вертикали власти осуществляется с 2000 года с целью обеспечения усиления централизованной власти. Помимо продолжительного эффекта в виде снижения сепаратистских настроений и роста эффективности власти, укрепление вертикали власти привело к негативному снижению степени участия населения в государственном управлении.
Вертикаль власти
Укрепление вертикали (исполнительной) власти — комплекс мер, предпринятых президентом России Владимиром Путиным в 2000-е годы с целью укрепления центральной власти в стране и ослабления региональных элит и политической оппозиции.
См. также
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Вертикаль власти» в других словарях:
ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ — (vertical line of power) вошедшее в употребление осмысление распределения власти, управленческих функций снизу доверху, по вертикальной линии … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ВЕРТИКАЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — группа иерархически установленных законом по прямой линии государственных и муниципальных должностей, которые предоставляют возможность занимающим их лицам осуществлять руководство и контроль на подчиненной территории, имеющей государственные или … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ВЕРТИКАЛЬ — и; ж. Вертикальная линия (противоп.: горизонталь). Провести в. ◁ По вертикали, в зн. нареч. 1. = Вертикально. Расположить рисунки по вертикали. Читать по вертикали. 2. Сверху, центральными органами управления, власти. Установление хозяйственных… … Энциклопедический словарь
Укрепление вертикали власти в России — Укрепление вертикали власти комплекс мер, предпринятых в России в период президентства Б. Н. Ельцина[1] и В. В. Путина с целью централизации и укрепления власти. Под понятием «укрепление вертикали» понимают меры по повышению… … Википедия
Закон о люстрации власти на Украине — Слово люстрация происходит от лат. lustratio очищение. В Верховной раде Украины были зарегистрированы несколько законопроектов о люстрации. Верховная рада Украины приняла за основу проект закона об очистке власти №4359а. Законопроект был… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ЭЛЕМЕНТЫ ВЛАСТИ — (elements of power, от лат. elemental стихия, первоначальное вещество) основы, начала, слагаемые власти, которые можно выделять, анализируя властную вертикаль или горизонталь. По вертикали в основе будут лежать те изначальные структуры, звенья,… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
Александр Лукашенко — (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора
Шаймиев, Минтимер — Государственный советник Республики Татарстан Государственный советник Республики Татарстан с апреля 2010 года, старший советник президента Международной федерации шахмат Кирсана Илюмжинова с января 2011 года, сопредседатель Высшего совета партии … Энциклопедия ньюсмейкеров
Вертикаль
Создание и совершенствование политической системы с разделением властей происходило на протяжении многих веков. Попытки организации подобной системы власти предпринимались задолго до того, когда в XVII – XVIII веках Д. Локк и Ш. Монтескье сформулировали ее основные положения (в Персии, Древней Греции, Римской республике – в VI – V вв. до н. э., в Исландии – в X в., в Англии – в XIII в.). Разделение властей позволяет эффективно защищать права и свободы граждан, частную собственность, реализовать потенциал капиталистического способа производства. Страны, которые ее используют, стали наиболее успешными: в этих странах высокое качество жизни населения, в них сформировался крепкий средний класс, богатства общества сравнительно равномерно распределены среди граждан.
Наспех созданная в России вертикаль власти привела к поляризации общества: политические и экономические ресурсы сосредоточили в своих руках бюрократия и приближенные к ней лица, а подавляющее большинство населения оказалось лишенной этих ресурсов, средний класс малочислен и слаб, государственная машина его интересы защищает плохо. Россия занимает первое место в мире по обеспеченностью природными ресурсами. У нас вторая по мощности армия. В то же время по данным специалистов ООН мы занимаем лишь 65 место по качеству жизни населения, а по исследованию ВЦИОМ у 9% россиян, а это – 13 миллионов человек, денег не хватает даже на еду.
Если у нас была бы вертикаль исполнительной власти, с этим еще можно было бы как то смириться. Хотя лучше когда и исполнительная власть на всех ее уровнях функционирует не по вертикали, а по закону. Но проблема в том, что в вертикаль встроена и законодательная власть, и суды, и СМИ (за некоторым исключением). На вершине находится исполнительная власть во главе с президентом. Это сделало судебную систему зависимой от исполнительной власти, создало круговую поруку во властных структурах, привело к тому, что в отношении чиновников не действует принцип неотвратимости наказания за нарушение закона. Надо полагать, выстроить вертикаль много проще, чем отладить разделение властей с системой сдержек и противовесов. Но скорые решения – далеко не всегда лучшие.
Созданная вертикаль унаследовала родимые пятна советского строя. Более того, в СССР бюрократия формально не являлась собственником средств производства. В современной России бюрократия стала и собственником капитала, в явном и скрытом виде. Произошло сращивание бюрократии и буржуазии. Государство в полной мере стало собственностью бюрократии, о чем К. Маркс и Ф. Энгельс писали в Манифесте Коммунистической партии 170 лет тому назад. Вертикаль власти – это государственное устройство, где ветви власти не уравновешивают и не контролируют друг друга, где нет сдержек и противовесов. Попытки ограничить произвол чиновников при сохранении вертикали власти носят косметический характер, приводят лишь к тому, что ресурсы общества перетекают от одних групп бюрократии к другим. Они никак не влияют на ситуацию в стране и не улучшают условия жизни основной части населения. Сейчас Россия является одной из наиболее коррумпированных стран мира, а значительную часть богатых россиян составляют чиновники и их приближенные. По индексу восприятия коррупции, который ежегодно рассчитывает международная неправительственная организация Transparency International, Россия стабильно занимает одно из последних мест в мире, рядом с такими странами, как Камерун и Нигерия. И результат плачевный: в стране негативный инвестиционный климат, что препятствует развитию экономики.
В соответствии с п.1 статьи 80 Конституции Российской Федерации «Президент Российской Федерации является главой государства». Являясь главой государства, президент становится главой и законодательной власти, и исполнительной власти, и судебной системы, ибо они являются составными частями государства, главой которого является президент. Такое положение находится в противоречии со статьей 10 Конституции: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». П.1 статьи 80 Конституции не согласуется и с п. 2 статьи 16 Конституции: «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации», поскольку статья 10 Конституции является одной из статей, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации. Статье 10 и п. 2 статьи 16 Конституции противоречит и п. «е» статьи 83 Конституции, согласно которому президент «представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов».
В условиях разделения властей никто не может быть главой государства, иначе разделение властей становится простой декларацией и к реальной жизни отношения не имеет. Противоречия конституции стали основой, на которой была построена авторитарная по своей сути вертикаль власти. Это явилось препятствием на пути демократического развития страны и строительства правового государства. Значительную роль в построении вертикали власти сыграла лазейка, которую создает слово «подряд», в п. 3 статьи 81 Конституции.
В 1993 году произошел конфликт между Президентом России и Верховным Советом. Этот конфликт отразился на Конституции, принятой в том же 1993 году. Полномочия президента были неоправданно расширены: он стал главой государства, гарантом конституции, стал, как заметил В. Жириновский, верховным правителем. В структуре государственной власти появилось дополнительное звено – глава государства. И это изменило ее характер: она утратила демократические качества и стала авторитарной, самодержавной (рис. 1 и 2). Во все времена конституции ограничивают самодержавие. Мы же пошли своим, особым путем: конституция установила самодержавие, ибо кто такой глава государства, если не самодержец? В 21 веке в России создана особая форма правления – Конституционное Самодержавие, самодержавие, учрежденное конституцией!
Мы любим слово «глава»: глава государства, глава Чечни, глава Республики Крым. Глава республики. Грандиозное словосочетание. Словосочетание, настолько же грандиозное, насколько и скорбное. Слово «глава» должно быть выметено из нашего политического лексикона. Необходимо провести конституционную реформу и устранить имеющиеся в Конституции противоречия. Президент не должен быть главой государства. Президент должен осуществлять исполнительную власть, он должен быть ответственным (не главой, а ответственным) за ее эффективное функционирование на основе закона. Это создаст правовую основу формирования реального разделения властей в соответствии со статьей 10 Конституции, строительства правового государства, экономического развития страны. Гарантом конституции должна быть вся система государственной власти, построенная на демократических принципах. Современное общество не может эффективно функционировать в условиях вертикали власти. Для этого нужно реальное разделение властей, и прежде всего – независимый суд. Нужна судебная реформа. Судебную систему необходимо вывести из-под зависимости от исполнительной власти. Судебная система должна стать, если угодно, государством в государстве, функционировать автономно на основе закона, а не как один из элементов вертикали власти. Арбитр должен быть независимым. Верховным правителем должен стать Закон. Без этого страна не может развиваться, и все наши планы останутся лишь благими намерениями.
В России громоздкая трехзвенная исполнительная власть с президентом и его администрацией, правительством с премьер министром и многочисленными министерствами и прочими структурам и советом безопасности. Это неповоротливая, неэффективная конструкция. Все значимые решения принимаются в администрации президента, а роль правительства становится чисто технической. Принимаемые решения исполняются плохо, и не потому, что в правительстве работают некомпетентные люди, а потому, что сама система не позволяет реализоваться их потенциалу. Сегодня Россия – одна из самых забюрократизированных стран с крайне низкой эффективностью государственного управления: до 30% трудовых ресурсов страны заняты на госслужбе и содержатся за счет бюджетных средств. (В США – 14%, в Китае – 9%).
В соответствии с законом единства и борьбы противоположностей, государство, защищая граждан, защищая общество, в то же время им и противостоит. Когда государство становится слишком мощным, монолитным, оно начинает подавлять, угнетать народ. Чтобы этого не происходило и используется разделение властей с системой сдержек и противовесов.
Мы никак не можем признать того, что Великие Государства, Империи вырастают на костях, хотя именно об этом свидетельствует история. К выстраданным на протяжении тысячелетий западным ценностям сейчас приобщаются и на востоке. Япония, потрясенная жестоким поражением во Второй мировой войне, освободилась от вериг величия. А победившая Россия – все еще нет. Объем функций государства, государственный аппарат, затраты на его содержание должны быть минимизированы, а самодеятельность граждан – существенно расширена. От ручного управления необходимо переходить к созданию эффективных саморегулируемых механизмов управления; работать должны не структуры, а законы. Сверхсложная открытая диссипативная система должна обладать определенной степенью свободы, иначе в ней возникают напряжения, которые приводят к ее разрушению.
Двуглавую исполнительную власть с президентом и его администрацией и премьер министром с правительством нельзя считать оптимальной. При такой конструкции верховодит или президент, а роль премьер министра и правительства становится чисто технической, или – премьер министр, и тогда роль президента становится скорее декоративной. Между этими двумя структурами возникают трения и столкновения за первенство. Исполнительную власть должен осуществлять или президент и тогда не нужен премьер министр, или премьер министр и тогда не нужен президент. В мировой практике такие системы власти используются, и они доказали свою эффективность.
Необходимо провести конституционную реформу, построить компактную непротиворечивую эффективную систему власти с целью создания базы демократического развития и экономического процветания страны.
Следует исключить слово «подряд» из п. 3 статьи 81 Конституции, как создающее предпосылки для воздвижения вертикали власти; пора освобождаться от монархических настроений. Смена власти сама по себе прогрессивна. Оптимальными могут считаться не более двух сроков по 5 лет. Этот оптимум складывается стихийно, сам собой, из опыта многих и разных стран. Дальше начинается застой. Но стабильность, застой не могу длиться долго. Общество, страна, государство или развиваются и прогрессируют вместе с мировым сообществом, или сваливаются в депрессию, деградируют и разрушаются. Стабильность весьма коварна. Смена власти не должна восприниматься как подрыв устоев. Смена власти должна быть обычным, рутинным конституционным процессом. Вечная власть – неприлична.
Однако после кризиса 2008-09 г. г. экономика России уже не восстановила прежних темпов роста, хотя цена нефти оставалась достаточно высокой. Создаваемая на противоречиях Конституции РФ вертикаль власти чрезмерно укрепляет позиции чиновников и силовиков, они опутывают экономику и препятствуют ее развитию. Малое и среднее предпринимательства развиваются медленно, все больше укрепляется неэффективный государственный сектор, создаются госкорпорации. Ничего не делается для диверсификации экономики, развития высокотехнологичных отраслей, страна прочно садится на «нефтегазовую иглу». Вертикаль власти вступает в активную фазу. Законодатель и суд становятся послушными исполнительной власти. Коррупция, рейдерство достигают угрожающих масштабов. Инвестиции сокращаются, экономика скатывается в стагнацию (любимую властью «стабильность»), а затем и рецессию. В 2015 г. на фоне негативной геополитической обстановки ВВП России сократился на 3,8%, в то время как мировая экономика в целом продолжает расти (в США – на 2,6%, в Китае – на 6,8%).
По данным минпромторга за последние 25 лет произошло значительное сокращение ключевых отраслей российской экономики. Доля импорта в радиоэлектронной и легкой промышленности, станкостроении доходит до 90%, в тяжелом машиностроении, фармацевтической и медицинской промышленности – до 80%. Это создает потенциальную угрозу, как для национальной безопасности, так и конкурентоспособности российской экономики в целом. Уменьшается число рабочих мест, условия жизни большинства россиян значительно ухудшаются. Доля государства в экономике доходит до 70%. Это результат недоверия власти народу. Так неумелое наше государство вместо того чтобы пестовать заботливых хозяев, плодит временщиков, цель которых схватить и урвать. И это ставит под сомнение не только настоящее, но и будущее страны.
Политика должна способствовать экономике. В нашем неумелом государстве экономика платит за промахи политики. Попытки создать нечто «свое» в обход общих законов развития приводят к отставанию России от западных стран. Так произошло в октябре 1917 года, так происходит и сейчас. Российская Федерация – чрезвычайно сложная страна, со сложной, противоречивой историей. Поэтому мы тем более должны использовать достижения, накопленные человечеством за тысячелетия развития.
Современное государство не может быть устроено подобно армии. Задача армии — победа над врагом, цель и смысл государства — развитие, создание высокого качества жизни граждан страны. Разные цели диктуют и разные принципы устройства. Единоначалие, необходимое в военном строительстве, недопустимо для государства, здесь оно превращается в авторитаризм, самодержавие. В армии действует верховенство приказа: приказ командира обязателен для исполнения подчиненным. В государстве должно быть верховенство права, в том числе и даже в первую очередь в отношении верховной власти. Подмена права целесообразностью недопустима.
Самодержавная монолитная «сильная» вертикаль власти бессильна перед преступным личным интересом, незаконным обогащением, круговой порукой, коррупцией, а дробная, субтильная, либеральная демократия с горизонтальным взаимодействием ветвей власти на всех уровнях государственного устройства их успешно подавляет. Такая система сверху донизу настраивается на профилактику коррупции.
Российская Федерация имеет все возможности войти в первую двадцатку стран по качеству жизни населения. В международном разделении труда Россия должна занимать передовые позиции в области высокотехнологичной продукции, а не быть сырьевым придатком развитых и развивающихся стран. Для этого необходимо, прежде всего, провести конституционную реформу, чтобы законы применялись не выборочно и не целесообразно, а единообразно и неотвратимо. И тогда можно строить планы экономического развития страны. Иначе все попытки оживить экономику, развивать малое и среднее предпринимательство неизбежно будут наталкиваться на противоречия Конституции, отсутствие независимого суда, произвол чиновников, коррупцию, незащищенность частной собственности, на рейдерство.
Вертикаль власти не решает наших проблем. Она на время их приглушает, создает видимость решения, загоняет внутрь. Но перманентно они выходят на поверхность. Традиционно произвол и незаконное обогащение считаются привилегией власть предержащих. Так было при царях и при императорах, и при советах. Не освободились мы от этой традиции и сейчас. Произвол препятствует развитию экономики и приводит к бедности основной части населения при роскоши привилегированных. Для защиты привилегией в обществе культивируется воинственность. Триада коррупция-бедность-воинственность становится основным содержанием общественного устройства.
Просматриваются два варианта политического развития страны. Конституционная реформа будет проведена, вертикаль власти демонтирована, проведен комплекс политических, экономических, социальных мер по демократизации жизни в стране «сверху». В этом случае можно рассчитывать на сохранение Российской Федерации в нынешних границах.
Второй сценарий: вертикаль власти будет разрушена «снизу». В этом случае Российская Федерация рискует повторить путь СССР, и вероятность ее распада станет весьма высокой. Но время еще есть, а у В. Путина для проведения конституционной реформы есть политический ресурс.