что такое веризм в музыке
Веризм
И. В. Нестьев.
Полезное
Смотреть что такое «Веризм» в других словарях:
Веризм — (итал. il verismo, от слова vero истинный, правдивый) реалистическое направление в итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца XIX века. Термин возник в XVII веке, употреблялся в изобразительном искусстве и… … Википедия
Веризм — (итал. il verismo, от слова vero истинный, правдивый). Этот термин возник в XVII в., употреблялся в изобразительном искусстве и обозначал реалистическую струю в живописи барокко. Затем термин возрождается во второй половине XIX в., являясь… … Литературная энциклопедия
ВЕРИЗМ — (от итальянского vero правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе (Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере ( Сельская честь П. Масканьи, Паяцы Р. Леонкавалло, Тоска и Богема Дж. Пуччини), изобразительном искусстве конца 19… … Современная энциклопедия
ВЕРИЗМ — (от итал. vero правдивый) реалистическое направление в итальянской литературе (Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере (П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини), изобразительном искусстве (скульптор В. Вела, живописец Дж. Пеллицца) кон. 19 в … Большой Энциклопедический словарь
Веризм — (итал. verismo, от vero правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе, музыке, изобразительном искусстве последней трети XIX в. Сформировалось во многом под воздействием теории натурализма французского писателя Э. Золя,… … Художественная энциклопедия
Веризм — (ит. vero – правдивый) – реалистическое направление в итальянской литературе, опере, изобразительном искусстве конца XIX в., близкое к натурализму; характерны интерес к быту бедняков, особенно крестьян, внимание к переживаниям героев, острые… … Энциклопедия культурологии
веризм — а, м. vérisme <, ит. verismo. Близкое к натурализму течение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (оперной), гл. образом в Италии во 2 й половине 19 в.; для веризма характерно правдивое изображение повседневного быта, темных сторон… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Веризм — (от итальянского vero правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе (Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере (“Сельская честь” П. Масканьи, “Паяцы” Р. Леонкавалло, “Тоска” и “Богема” Дж. Пуччини), изобразительном искусстве… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
веризм — ит. verismo vero истинный, правдивый) близкое к натурализму течение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (оперной), гл. обр. в Италии во 2 й половине 19 в.; для веризма характерно правдивое изображение повседневного быта, темных… … Словарь иностранных слов русского языка
ВЕРИЗМ — (Verismo), итальянское литературное направление конца 19 в., возникшее под влиянием главным образом французского натурализма. Декларации веристов опирались на творчество Г.Флобера, Э.Золя и Г.Мопассана. Веризм ставил своей целью объективность,… … Энциклопедия Кольера
веризм — (от итал. vero правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе (Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере (П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини), изобразительном искусстве (скульптор В. Вела, живописец Дж. Пеллицца) конца… … Энциклопедический словарь
Веризм
Термин возник в XVII веке, употреблялся в изобразительном искусстве и обозначал реалистическую струю в живописи барокко. Затем термин возродился во второй половине XIX века как обозначение (весьма неопределённое и расплывчатое) реалистического и натуралистического направления в итальянском искусстве. В области литературы наиболее яркое и законченное выражение веризм получил в романе и новелле.
В конце 1870-х группа писателей — Дж. Верга, Л. Капуана, Д. Чамполи (родился в 1848) и другие — выступила в печати со статьями, провозглашавшими необходимость перехода в области романа от сенсационности и сентиментализма к «социальной летописи», лишённой всякого субъективного элемента, дающей научное, основанное на изучении «общественных и социально-психологических отношений между людьми» описание современного итальянского общества.
На практике у названных писателей проявилась прежде всего народническая тенденция (гл. образом в новелле). Они изображали деревню, в частности сицилийскую (Чамполи, Верга и Капуана — все сицилийцы). Сицилия — провинция, где эксплуатация крестьян землевладельцами была особенно тяжёлой. И изображение сельской жизни у веристов отличается пессимизмом. Веристы — художники «униженных и оскорблённых» по преимуществу. Протестуя против угнетения крестьянства, они остались на «филантропической» точке зрения, выражая в литературе идеологию буржуазного интеллигента 1870—1880-х гг., когда в Италии, миновавшей героический период объединения и гарибальдийских войн, заняла центральное место буржуазия и, параллельно с усилением капиталистического накопления, все более и более клонились к упадку мелкая буржуазия, мелкое землевладение.
В цикле романов Верга, озаглавленных «I Vinti» (Побеждённые), где изображается постепенная гибель сицилийской мелкобуржуазной семьи, торжествует фатализм, сознание неизбежного дальнейшего истребления этой социальной группировки. Теоретические принципы веризма, обязанные своим происхождением во многом позитивистской философии, приближаются к принципам Эмиля Золя, а фатализм во многом напоминает первые его романы («Тереза Ракен», «Мадлен Фера̀»).
«Объективное» изображение не удалось веристам. Романы и новеллы Верга, Чамполи, Капуана — насквозь проникнуты иронией; тон повествования нередко переходит в полудекламационный сказ (Чамполи — «Le treccie»; большинство «Novelle Rusticane» и «La Vita dei Campi» Верга).
Зато психологизм — это область, в которой веристы в сущности явились гораздо большими новаторами, чем в области социального содержания. Сюжетность, за редкими исключениями, отходит на задний план; она заменяется описанием действий героя как проявлений его психического состояния. В романе у Капуана, Верга и др. даётся как бы хроника — кропотливое, фотографическое и все же субъективное описание. Все описания даются в разорванном виде, импрессионистическими мазками, сквозь призму восприятия героев (яркий пример — «Jeli il pastore» или «Rosso Malpelo» y Верга); прямая речь занимает несравненно большее место, чем у Мандзони, Гверрацци и др. представителей романтического романа.
Крестьянский язык веристы знают в совершенстве. Не прибегая к диалекту, Верга, Чамполи, Капуана однако мастерски воспроизводят по-итальянски особенности сицилийского наречия. Юмор играет значительную роль в произведениях Верга; но юмор веристов — в большинстве случаев на грани сатиры (напр. в новеллах «La guerra dei santi», «Cos’è il Re» и др.). Торжество д’Аннунцио и его последователей, а также идеалистического и чисто психологического романа (Фогаццаро, Серао) привело к вытеснению с литературной арены народнического течения. Из писателей начала XX века под влиянием веризма находились в особенности Федериго де Роберто (1866—1927; романы «Viceré», «L’Illusione» и др.) и Грация Деледда.
Термин «веризм» в поэзии употребляется в гораздо более широком смысле, чем это было бы допустимо на основании сделанного разбора в прозе. К числу веристов относят обычно Стеккетти, Бойто, а также, порой, и всю школу Кардуччи (Стеккетти и Бойто называли сами себя «веристами»).
Ряд поэтов «режионалистов» [Чезаре Паскарелла (р. 1858), Сальваторе ди Джакомо (р. 1862), пишущий на неаполитанском диалекте] имеют большее право именоваться веристами, чем Стеккетти и др. Паскарелла даёт на римском диалекте ряд картин из жизни эмигрантов-переселенцев в чрезвычайно удачно сделанных «венках сонетов». Наконец поэзия социального протеста Ады Негри в значительной степени испытала влияние как школы Кардуччи, так и идей веристского направления.
Характерным отражением веризма в музыке являются оперы Масканьи, Пуччини и Леонкавалло.
Библиография
Отдельно переведены следующие произведения веристов
Лекция об оперном веризме. «Богема».
Конспект лекции, прочитанной экспромтом по просьбе теоретиков 4-го курса в порядке подготовки к экзаменам по музыкальной литературе (записан А. Митиной; комментарии мои – О. Ф.).
Толковать о веризме всерьёз сейчас – это громко сказано. Но если вам доведётся отвечать это на экзамене, то, наверное, лучше поместить [тему] в исторический контекст.
В конце 19 века, главным образом в Италии, в меньшей степени во Франции, оформляется такое направление, получившие название «веризм». Vero – значит «истина», или – [применительно к опере] точнее – «верность действия». Это явление существует не только в музыке, хотя в ней ярче всего, но и в литературе, в театре и даже в живописи.
Если говорить об основных признаках веризма, прежде всего оперного.
В Италии прежде всего Леонкавалло с его оперой «Паяцы» (другое дело, что он написал примерно 20 опер, из которых известна лишь одна). У Масканьи тоже одна опера известна, «Сельская честь». Конечно, самым крупным был Пуччини, но сводить всё его творчество к одному веризму не следует. Его веристские оперы – «Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан» (или «Мадам Баттерфляй», это то же самое). Во Франции – Шарпантье с его оперой «Луиза». В числе предшественников – «Кармен» и «Арлезианка».
Основные признаки веризма: как правило, [изображается] жизнь простых или совсем простых людей, если не самого дна общества. Не стеснялись писать оперы на прозаические сюжеты, что отличает веристов от остальных. [В этом смысле] название оперы «Богема» весьма характерно, здесь никаких королей, герцогов – недоучившиеся студенты. В «Паяцах» – провинциальный балаган. «Сельская честь» – крестьяне. Это раз. Во-вторых, чуть ли не главная задача веристского искусства – показать жизнь такой, какая она есть. Это соответствие действительности выражается в том, что она не приукрашивается (в этом тоже есть односторонность), и может быть так, что её отрицательные стороны оказываются [эмоционально] более сильными. И ещё одно. [Оперный] веризм намеревается показывать жизнь и действительность объективно, то есть не давать оценки происходящего: ни хорошо ни плохо. За этим кроется другая особенность: полное отсутствие интереса к социальным проблемам. Никаких «образов народа», просто констатация факта (что, впрочем, тоже не совсем правда, [в чистом виде] так не бывает). Но, как норма, автор всегда сочувствует главному герою или героине. Это выражено в том, что самая хорошая музыка – у него или у неё. Но никак не более того.
Тематика очень узкая: всякий раз драма любви и иногда ревности, как, например, в «Паяцах». И при этом сама музыка сосредоточена на передаче личных переживаний и добивается в этом больших успехов. Другое дело, что сплошь и рядом это имеет оттенок мелодрамы. Впрочем, в лучших сочинениях это никакая не мелодрама, а настоящие человеческие чувства, и вы знаете, как хорошо это – после всяких додекафоний услышать нормальный живой человеческий голос! В той же самой «Богеме»: ощущение весны человеческого чувства; это замечательно сделано. И, с другой стороны, ощущение безвыходности, обречённости – тоже [сделано] замечательно. Так что намерение растрогать осуществляется в полной мере. Это не «Тристан», не вселенское [чувство] – мы себя не можем уподобить Тристану (где уж нам). А Рудольф и Мими – это нам по плечу, ближе к нормальному человеку. И это прекрасная сторона оперы Пуччини.
Веризм – в крови итальянского искусства. Могу сослаться на режиссёра поныне здравствующего, Франко Дзеффирелли. [В 1964] в Большом театре [во время гастролей] театра «Ла Скала» [была показана его постановка «Богемы»]. Самый конец оперы: присутствующие разговаривают вполголоса, и до Рудольфа доходит. [1].
В чём состоит лучшее в веризме. Обращаясь к кинофильму «Ромео и Джульетта» того же Дзеффирелли: всё [продумано и сделано] очень тщательно. Маленький городишко, совершенно реальные люди. Но всё сосредоточено на подробностях быта, и здесь веризм оборачивается нехорошей стороной [2]. По моим представлениям, шекспировские Ромео и Джульетта «приподняты» над действительностью: ведь пожертвовать жизнью может не каждый. А [в фильме] этакие джинсовые ребята. Всякий скажет, что [у Шекспира] – трагедия: складывается ситуация безвыходная, обе враждующие стороны в равной степени правы; это идущее от времен античности ощущение трагедии. А в фильме Ромео случайно не получил записку: всё сводится к случаю. Вот это и есть веризм, ему не до высоких материй.
Веризм имеет свою историю в итальянской опере: прежде всего Верди, а именно «Травиата». Там показана пожалуй что жизнь дна общества. Главный герой мерзавец, главная героиня во мне сочувствия не вызывает. Может быть, я не прав. Музыка хорошая, легко доступная для понимания (но это с точки зрения Пуччини). Пуччини вообще многое потянул из итальянской оперы, но не из «Травиаты», а из более поздних и лучших опер Верди – «Аиды» и, в особенности, «Отелло». Скажем, гармония «Отелло» ни с какой стороны не напоминает раннего Верди, она достаточно сложная. Очень важна форма. В «Отелло» Верди отказывается от замкнутых оперных номеров, хотя они есть. Кассио накачался, и это вписано в ход действия: не попадает в такт в песне. Представить правильную трёхчастную форму здесь невозможно: они свободные, по преимуществу двухчастные с бог знает каким строением частей. Слушать речитативы «Отелло» скучно, нужно слушать оркестр.
Всё это взял Пуччини. Другое дело, что ему нужно, чтобы музыка была ясная. [Поэтому у Пуччини] музыка в периодическом складе, но в оркестре вырастает приблизительно так же, как у Верди образца Реквиема и «Отелло».
А если приоткрывать истоки. Верди написал «Аиду», [которая шла] с колоссальным успехом, и замолчал. Правда, ещё написал Реквием. И только служанка знала, что композитор работает: он ключом открывал конторку и доставал партитуру «Тристана и Изольды». Оттуда, я полагаю, и пошла хроматическая гармония «Отелло». Правда, она есть не только у Верди, но и у русских композиторов. Чайковский: особого рода главная партия в низком регистре [вступление к ГП 6-й симфонии]. Вся тяжёлая медь с литаврами: заключительный монолог Отелло, последние такты оперы. Верди ни в коем случае не был подражателем Вагнера, но [у Пуччини] это идёт от позднего Верди. И, в частности, октавные удвоения, голос снизу удваивается струнными. Валторны в конце «Богемы» удваиваются в октаву, экспрессия чрезвычайная, прямо давит.
В порядке исторического анекдота. Рассказывал Ю.А. Фортунатов, человек очень интересный (я его не раз упоминал), которому посчастливилось хорошо знать Мясковского и Прокофьева как своих учителей. Прокофьев: «Вот всё говорят «Пуччини». Плохой композитор, – (то есть [Прокофьев имеет в виду – композитор] дурного вкуса; но это можно сказать про всякую живую музыку, в том числе про Чайковского и Рахманинова, которых я нежно люблю), – а между тем он изобрёл сочетание бас-кларнета с низкой арфой, и мы все ему должны быть за это благодарны».
Итальянская музыка не существует в виде исполнения, только в виде блистательного исполнения. Когда Тито Гобби, Мария Каллас, да ещё в компании, – понимаешь, что не пустяк.
Когда слушаешь «Богему», забываешь, где находишься. с выражением понятных человеку переживаний – это здорово получается!
Ну да, конечно, иногда бывают слишком ужасные ситуации, и тогда иногда музыка срывается на крик, как в «Тоске». И тем не менее я с удовольствием слушаю оперы Пуччини, и, по-моему, это самый главный результат.
Опера небольшая, полторы кассеты. Давайте послушаем окончание 1-го действия. Рудольф – Карло Бергонци, Мими – Рената Тебальди. Дирижёр Туллио Серафин.
Монмартр, Париж. Студенческая среда. Компания из четверых не то чтобы учащихся, не то чтобы недоучившихся. Денег, сами понимаете, нет. Мёрзнут, хозяин требует квартплаты, а потом все отправляются кто куда. Остается один Рудольф, поэт. И соседка Мими является, ищет ключ, который потеряла. Ну, слово за слово, сами понимаете. Мими тоже очень бедная, больная, кашляет.
Из 3-го действия [слушаем]. Насчёт морали: мораль сильно сомнительная получается. Городская застава, сначала Мими, Рудольф и Марсель. Мими и Рудольф все время ссорятся, необходимо расстаться. Разлука неизбежна. Вы знаете, это по-настоящему трагическая музыка, особенно конец квартета. Марсель и Мюзетта ссорятся между собой, и эти тоже расстаются.
Конец оперы: Мими бормочет, основная тема у четырёх скрипок. Ну и как веристская опера может кричать, сейчас услышите.
Веризм
Смотреть что такое «Веризм» в других словарях:
Веризм — (итал. il verismo, от слова vero истинный, правдивый) реалистическое направление в итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца XIX века. Термин возник в XVII веке, употреблялся в изобразительном искусстве и… … Википедия
Веризм — (итал. il verismo, от слова vero истинный, правдивый). Этот термин возник в XVII в., употреблялся в изобразительном искусстве и обозначал реалистическую струю в живописи барокко. Затем термин возрождается во второй половине XIX в., являясь… … Литературная энциклопедия
ВЕРИЗМ — (от итальянского vero правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе (Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере ( Сельская честь П. Масканьи, Паяцы Р. Леонкавалло, Тоска и Богема Дж. Пуччини), изобразительном искусстве конца 19… … Современная энциклопедия
ВЕРИЗМ — (от итал. vero правдивый) реалистическое направление в итальянской литературе (Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере (П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини), изобразительном искусстве (скульптор В. Вела, живописец Дж. Пеллицца) кон. 19 в … Большой Энциклопедический словарь
Веризм — (итал. verismo, от vero правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе, музыке, изобразительном искусстве последней трети XIX в. Сформировалось во многом под воздействием теории натурализма французского писателя Э. Золя,… … Художественная энциклопедия
Веризм — (ит. vero – правдивый) – реалистическое направление в итальянской литературе, опере, изобразительном искусстве конца XIX в., близкое к натурализму; характерны интерес к быту бедняков, особенно крестьян, внимание к переживаниям героев, острые… … Энциклопедия культурологии
веризм — а, м. vérisme <, ит. verismo. Близкое к натурализму течение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (оперной), гл. образом в Италии во 2 й половине 19 в.; для веризма характерно правдивое изображение повседневного быта, темных сторон… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Веризм — (от итальянского vero правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе (Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере (“Сельская честь” П. Масканьи, “Паяцы” Р. Леонкавалло, “Тоска” и “Богема” Дж. Пуччини), изобразительном искусстве… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
веризм — ит. verismo vero истинный, правдивый) близкое к натурализму течение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (оперной), гл. обр. в Италии во 2 й половине 19 в.; для веризма характерно правдивое изображение повседневного быта, темных… … Словарь иностранных слов русского языка
ВЕРИЗМ — (Verismo), итальянское литературное направление конца 19 в., возникшее под влиянием главным образом французского натурализма. Декларации веристов опирались на творчество Г.Флобера, Э.Золя и Г.Мопассана. Веризм ставил своей целью объективность,… … Энциклопедия Кольера
веризм — (от итал. vero правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе (Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере (П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини), изобразительном искусстве (скульптор В. Вела, живописец Дж. Пеллицца) конца… … Энциклопедический словарь
Веризм
Смотреть что такое «Веризм» в других словарях:
Веризм — (итал. il verismo, от слова vero истинный, правдивый) реалистическое направление в итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца XIX века. Термин возник в XVII веке, употреблялся в изобразительном искусстве и… … Википедия
Веризм — (итал. il verismo, от слова vero истинный, правдивый). Этот термин возник в XVII в., употреблялся в изобразительном искусстве и обозначал реалистическую струю в живописи барокко. Затем термин возрождается во второй половине XIX в., являясь… … Литературная энциклопедия
ВЕРИЗМ — (от итальянского vero правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе (Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере ( Сельская честь П. Масканьи, Паяцы Р. Леонкавалло, Тоска и Богема Дж. Пуччини), изобразительном искусстве конца 19… … Современная энциклопедия
ВЕРИЗМ — (от итал. vero правдивый) реалистическое направление в итальянской литературе (Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере (П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини), изобразительном искусстве (скульптор В. Вела, живописец Дж. Пеллицца) кон. 19 в … Большой Энциклопедический словарь
Веризм — (итал. verismo, от vero правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе, музыке, изобразительном искусстве последней трети XIX в. Сформировалось во многом под воздействием теории натурализма французского писателя Э. Золя,… … Художественная энциклопедия
веризм — а, м. vérisme <, ит. verismo. Близкое к натурализму течение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (оперной), гл. образом в Италии во 2 й половине 19 в.; для веризма характерно правдивое изображение повседневного быта, темных сторон… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Веризм — (от итальянского vero правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе (Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере (“Сельская честь” П. Масканьи, “Паяцы” Р. Леонкавалло, “Тоска” и “Богема” Дж. Пуччини), изобразительном искусстве… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
веризм — ит. verismo vero истинный, правдивый) близкое к натурализму течение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (оперной), гл. обр. в Италии во 2 й половине 19 в.; для веризма характерно правдивое изображение повседневного быта, темных… … Словарь иностранных слов русского языка
ВЕРИЗМ — (Verismo), итальянское литературное направление конца 19 в., возникшее под влиянием главным образом французского натурализма. Декларации веристов опирались на творчество Г.Флобера, Э.Золя и Г.Мопассана. Веризм ставил своей целью объективность,… … Энциклопедия Кольера
веризм — (от итал. vero правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе (Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере (П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини), изобразительном искусстве (скульптор В. Вела, живописец Дж. Пеллицца) конца… … Энциклопедический словарь