что такое велогонка и зачем она нужна
20 причин заняться велоспортом
Велосипед прочно входит в нашу жизнь, становясь и транспортом, и хобби, и серьёзным спортом. И ему под силу улучшить эту жизнь со множества сторон. Рассказываем, почему следует купить велосипед и сделать его своим постоянным спутником.
Как езда на велосипеде влияет на здоровье
Занятия на велосипеде, как и любой вид спорта, благотворно сказываются на состоянии организма, помогая сохранять его молодым и здоровым.
Велосипед относится к циклическим видам физической нагрузки, которые развивают сердечно-сосудистую систему, лёгкие, повышают выносливость. Тренировки на велосипеде помогают предупредить множество серьёзных болезней, таких как проблемы с сердцем, мозгом, диабет, рак.
Польза велоспорта для мужчин и женщин
Велосипед приносит пользу представителям обоих полов, хотя в силу анатомических особенностей есть некоторые отличия.
Считается, что езда на велосипеде у женщин хорошо тренирует мышцы малого таза. При правильно подобранной высоте руля и правильном седле женщина избегает нагрузки на кровеносные сосуды на периферии половых органов.
Вопреки представлениям о вреде велосипеда для женщин, даже при беременности врачи не советуют прекращать езду на велосипеде, потому что это благотворно влияет на развитие плода, на гормональную систему, и это тот вид физической активности, при котором нет нагрузки на суставы.
Главное – справляться с управлением и удерживать равновесие.
Немного другая ситуация у мужчин. При серьёзных нагрузках у них могут появиться раздражения в области паха, а некоторые сталкиваются даже с онемением половых органов, с повреждениями яичек, проблемами с мошонкой, негативными изменениями в составе спермы и даже с эректильной дисфункцией.
Этих проблем помогает избежать правильное распределение нагрузок и адекватный отдых.
Какие группы мышц работают при езде на велосипеде
Считается, что работают только мышцы ног, но на самом деле в той или иной степени задействованы мышцы всего тела.
Как езда на велосипеде влияет на фигуру
Вред и противопоказания
Весь вред от велосипеда может быть только от неправильно подобранного уровня нагрузки, питания и процесса восстановления.
При неправильной экипировке у велосипедиста могут появиться натёртости, болевые ощущения. При неграмотном питании и недостаточном восстановлении возможно развитие перетренированности, нарушений сна, метаболизма, анемии. Такие ошибки можно допустить в любом виде спорта.
Противопоказания к езде на велосипеде связаны с общими проблемами со здоровьем, которые мешают безопасно управлять им.
20 причин сесть на велосипед
1. Продлить жизнь
Спорт повышает качество жизни – это не устают повторять врачи и тренеры. Имеет смысл обратить внимание на общее исследование в этой области – крупную работу норвежских учёных, которые на большой экспериментальной группе показали, что повышение физической активности не менее важно, чем отказ от вредных привычек.
Даже 30 минут физических упражнений в день на 40% снижает опасность смертельных заболеваний сердечно-сосудистой системы.
2. Повысить выносливость
Велосипед наравне с бегом, плаванием, активной ходьбой развивает сердечно-сосудистую систему, тренирует лёгкие, повышает выносливость, сопротивляемость организма стрессам и болезням.
Тренировки даже по 30 минут три раза в неделю позволят снизить риск болезней сердца, увеличат объём сердца, обеспечат рост митохондрий.
3. Снизить риск заболеваний и вирусных болезней
Регулярные тренировки помогают контролировать уровень сахара в крови, повышают качество сосудов и работы сердца, улучшают показатели уровня гормонов, улучшают метаболизм, снижают стресс и чувство беспокойства, улучшают состояние внутренних органов.
Всё это работает на профилактику заражения вирусами, укрепляет иммунитет, предупреждает развитие серьёзных заболеваний: диабет, сердечная недостаточность, онкология.
4. Улучшить сон
Американские учёные нашли научные подтверждения приятной способности «засыпать без задних ног». В исследовательских тестах они выяснили, что умеренная или интенсивная сердечно-сосудистая активность, к чему как раз относится и езда на велосипеде, улучшает физическую форму, а это облегчает засыпание и повышает качество сна.
5. Перестраховаться от травм
Как вид спорта, велосипед менее травмоопасен, чем, например, бег. На велосипеде полностью отсутствует ударная нагрузка, которая у бегунов приводит к травмам коленей, суставов, к воспалению надкостницы и так далее.
От велосипеда не бывает «чёрных ногтей», сильных натёртостей на стопах, кровоточащих сосков, натёртых подмышек и так далее.
Хотя велосипед связан с дорожным движением, так что нельзя полностью исключить опасность получить травму.
6. Нарастить красивые и сильные мышцы
Чаще всего ноги велосипедистов, в отличие от ног бегунов-стайеров, накаченные и рельефные. Тренировки и езда на велосипеде улучшают состояние нижней части тела, укрепляют мышцы ног, делают сильными квадрицепсы, ягодицы, сухожилия, суставы, икры.
7. Прокачать всё тело
Езда на велосипеде задействует не только мышцы ног, но и мышцы-стабилизаторы корпуса, и руки. Так что при хорошей интенсивности занятий проработать можно всё тело.
А при включении силовых в свою программу подготовки можно получить тело не только красивое, но и сильное, и подтянутое.
8. Похудеть
На велосипеде проще работать в низкой интенсивности и в зоне жиросжигания, чем, например, в беге.
Также при регулярных тренировках на велосипеде можно не бояться иногда позволять себе слабости в виде десертов. Пользы организму они принесут мало, но зато не отложатся на боках.
9. Защитить психическое здоровье
При чувстве вялости или апатичности езда на велосипеде в течение всего 10 минут хорошо отразится на настроении. Физические упражнения высвобождают эндорфины, которые помогают вам чувствовать себя лучше и снижают уровень стресса.
10. Улучшить сексуальную жизнь
На тему связи сексуальной жизни и езды на велосипеде был проведён опрос, результаты которого опубликовал популярный иностранный журнал Cyclist. Он показал, что среди всех спортсменов именно велосипедистов чаще всего рассматривают как потенциальных сексуальных партнёров.
Те, кто уже обзавёлся спутником жизни, отмечали, что езда на велосипеде поднимает настроение и снижает уровень стресса, а это позитивно отражается и на личной жизни.
11. Ощутить адреналин
Опытные велосипедисты гонят по шоссе до 40 км/ч – и уж они-то точно получают удовольствие от скоростей, виражей на поворотах и свиста встречного ветра.
Так что велосипед – это более дешёвый, чем машина или мотоцикл, но верный способ испытать приятный адреналин.
12. Стать мобильным
Если вы живёте в маленьком городе, где нет общественного транспорта, или в пригороде, велосипед может здорово пригодиться. Особенно если фитнес-клуб находится в одной части города за 3 км, а любимый магазин – в другом.
Сейчас проще пользоваться велосипедами и в крупных городах – это удобный, компактный и мобильный вид транспорта.
13. Научиться ориентироваться на местности
На велосипеде особо некогда и не вполне безопасно сверяться с навигатором, так что придётся заранее запоминать маршрут, а потом повторять его, ориентируясь по вывескам на домах и указателям. В век онлайн-карт и навигаторов это ценный навык.
14. Прокачать реакцию
Умение быстро оценить ситуацию и принять решение будет развиваться попутно с ездой по городу – среди уличного движения, пешеходов, машин.
Правила езды на велосипеде требуют движения по проезжей части, а не по тротуару, и здесь очень пригодятся неусыпное внимание и хорошая координация.
15. Ощутить свободу
Некоторый опыт езды на велосипедах позволит использовать его в качестве транспортного средства для покрытия больших расстояний, для дальних поездок, даже для путешествий.
Возможность сесть в выходные на велосипед и совершить переезд километров на 60 в соседний город к достопримечательностям или далеко в лес на пикник – это ли не свобода?
16. Провести время с семьёй
Велосипед – если он есть у каждого члена семьи – даёт возможность вместе выбраться на природу, на пикник или за грибами, поехать на дальнее озеро в соседнем селе или съездить на дачу к бабушке. При этом никому не придётся много ходить, а уехать от дома можно всё равно далеко.
17. Укрепить отношения
Совместная вылазка куда-либо на велосипеде – отличный способ социализироваться, проверить и укрепить отношения с друзьями или любимыми. Это будет и общее приключение, которое потребует определённых физических усилий.
18. Проверить беговой маршрут «на колёсах»
Актуально для тех, кто занимается и бегом, и велосипедом. Если наскучили маршруты рядом с домом или хочется освоить лесные тропы, а может, устроить ультрадлительную тренировку – первым делом строим и проверяем на велосипеде новый маршрут на проходимость и километраж.
19. Сэкономить время
Ехать на велосипеде значительно быстрее, чем передвигаться пешком или бегом. И зачастую – чем даже на машине. Велосипед не стоит в пробках, ему не нужно искать место для парковки и объездные пути. Он легко проходит там, где закрыт путь для автомобиля, и до конечной точки по итогу добирается быстрее.
20. Найти единомышленников
Все спортсмены так или иначе объединяются в группы и клубы по интересам, у них появляется свой «птичий язык» и сленг, понятный только им, свои шутки и фишки.
У велосипедистов, возможно, это развито как ни у кого другого. Длительные велозаезды и тренировочные гонки они предпочитают устраивать группами, потому что так безопаснее. Экипировка и техническое обслуживание «железного коня» делает велоспорт один из самых трудных, так что тем для обсуждения и для консультации у велосипедистов больше.
А ещё мы не упомянули про улучшение зрения и состояния кожи, нормализацию аппетита, заботу об экологии и другие бонусы регулярного катания на велосипеде. Но вы и сами быстро их увидите, когда освоите «железного коня». Садитесь на велосипед и будьте здоровы!
Велогонка
Велого́нка — соревнования, участники которых передвигаются на велосипедах. Этот термин обычно применяется к соревнованиям на шоссейном велосипеде.
Шоссе́йная велого́нка — вид велосипедной гонки, проводящейся на автомобильных дорогах общего пользования. Можно выделить три основных вида шоссейной велогонки: групповая гонка, гонка на время с раздельным стартом (разделка) и командная гонка. Существуют однодневные и многодневные шоссейные велогонки. Самые известные многодневные велогонки Тур-де-Франс, Джиро д’Италия, Вуэльта, Велогонка Мира.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Велогонка» в других словарях:
велогонка — велогонка … Орфографический словарь-справочник
велогонка — сущ., кол во синонимов: 2 • веломотогонки (4) • гонка (39) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
велогонка — велосипедная гонка … Словарь сокращений и аббревиатур
Велогонка — ж. Велосипедная гонка по шоссе. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
велогонка — велогонка, велогонки, велогонки, велогонок, велогонке, велогонкам, велогонку, велогонки, велогонкой, велогонкою, велогонками, велогонке, велогонках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
велогонка — велог онка, и, род. п. мн. ч. нок и велог онки, нок … Русский орфографический словарь
велогонка — и, ж., велого/нки, нок, мн. Спортивне змагання з велосипедної їзди на швидкість … Український тлумачний словник
велогонка — [ве/лого/нка] нкие, д. і м. н ц і, р. мн. нок … Орфоепічний словник української мови
велогонка — и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Велосипедная гонка. Традиционная в … Энциклопедический словарь
велогонка — головенка … Краткий словарь анаграмм
Как смотреть велогонки.
Часть первая
1. Существуют ли правила в велоспорте? Кто их устанавливает?
Весь мировой велоспорт живет по правилам, утвержденным Международным союзом велосипедистов – Union Cycliste International, сокращенно UCI. Главный штаб UCI находится в Швейцарии. Организация была основана в 1900 году, то есть за три года до проведения первого в гранд тура. Сейчас президентом UCI является британец Брайан Куксон (на фото). В полномочия UCI входит написание правил и регламентов крупных соревнований, проведение чемпионатов мира, регистрация рекордов скорости, сотрудничество с антидопинговыми агентствами, создание календаря и ранжирование велогонок. Также эта организация контролирует и устанавливает правила не только в шоссейном велоспорте, но и в таких дисциплинах как трековый велоспорт, маунтинбайк, циклокросс, BMX, художественная езда на велосипеде и велобол. В нашем материале мы остановимся на шоссейном велоспорте.
2. Как выбирать гонки и понять что нужно смотреть?
Тут мы должны должны сказать спасибо ребятам из UCI, они уже собрали все значимые велогонки в свой календарь. Всем будущим и нынешним болельщиками мы рекомендуем обратить внимание именно на этот документ в первую очередь. В нем указаны гонки всех категорий в каждом из видов велоспорта. Мы бы советовали вам начать знакомство с велоспортом с гонок мирового тура, полный перечень этих гонок можно найти во вкладке UCI WorldTour. Также стоит отметить, что в данный календарь не входят национальные чемпионаты, чемпионаты мира и олимпийские игры. Подробнее о категориях гонок мы возможно расскажем в следующих материалах. А сейчас давайте посмотрим внимательнее на календарь мирового тура.
3. Какие бывают гонки? И их характеристики?
Самый очевидный способ классифицировать гонки календаря мирового тура – это их продолжительность. Сразу бросаются в глаза три обособленные категории:
1) Однодневки: «Милан – Сан-Ремо», «Париж – Рубэ», «Тур Фландрии», «Льеж – Бастонь – Льеж» и прочие. Эти гонки являются классическими гонками и проходят в рамках одного дня.
2) Многодневки: «Париж – Ницца», «Тиррено – Адриатико», «Критериум дю Дофине», «Тур Швейцарии» и другие. Этот класс гонок проходят на протяжении 6 – 9 дней.
3) Гранд-туры или супер-многодневки. Данных гонок всего три и даже если вы только начинаете увлекаться велоспортом, вы точно слышали хотя бы об одной из них: «Джиро д’Италия», «Тур де Франс», «Вуэльта Испании».
Основными характеристиками самой трассы могут быть следующие:
– протяженность, то есть километраж, самой длинной однодневкой, например, является «Милан – Сан-Ремо», ее протяженность составляет почти 300 километров;
– профиль трассы – холмы, горы и спуски с них, все эти детали добавляют гонке тактических особенностей;
– вид дорожного покрытия – помимо асфальта, это может быть и булыжная мостовая как на северных однодневках, так и грунтовые участки как на итальянских гонках.
4. Какие цели преследует команда на гонке?
Кажется, что это на этот довольно глупый вопрос есть очевидный ответ – это конечно же победа. Но не все так просто. Все команды сильно различаются по бюджетам, уровню гонщиков, квалификации персонала и еще по доброму десятку характеристик. И в идеальном мире, конечно же, все хотели бы победить, но в реальной жизни команды все же стараются ставить перед собой цели представляющие собой баланс собственных амбиций и возможностей. Нужно всегда держать в уме, что многодневки и супер-многодневки – это как длинная партия в шахматы, в которой нужно учитывать состояние гонщиков и маршрут гонки. То есть в зависимости от состояния гонщиков, цели и стратегия могут меняться.
5. Что такое команда? Сколько в ней человек? Структура и роли? Как формируют состав на гонку?
Велокоманда – это сложный организм который можно разделить на две большие части:
1) соревновательное ядро (велогонщики и спортивные директора);
2) управленческий и обслуживающий персонал (менеджеры, пресс-служба, механики, повара, врачи, специалисты по посадке и физиологическому тестированию итд).
Общее количество человек в команде варьируется и зависит от возможностей и целей команды. Самые большие команды могут позволить себе содержать несколько боевых составов и выступать одновременно на нескольких гонках в разных частях планеты. Состав на каждую гонку подбирается в зависимости от профиля и протяженности трассы с учетом физиологических особенностей гонщиков и их специализации. Каждый состав формируется специально под гонку, с целью завоевать как можно больше мест на подиуме или близко к нему. Как мы уже знаем, бывают плоские и горные гонки. Соответственно составы должны быть заточены либо под одну, либо под другую специализацию. Например состав команды Lotto–Soudal на предстоящий «Тур де Франс» можно назвать спринтерским, то есть разгоняющий поезд и главный герой всего этого процесса – чистый спринтер Андре Грайпель. Противоположным по специализации можно назвать состав команды SKY, он состоит из сильнейших горняков, которые будут помогать своему лидеру Крису Фруму.
6. Типы гонщиков и их особенности?
Давайте пойдем по простому пути и сначала оттолкнемся от сложившихся образов бегунов. Марафонцы – это худощавые, жилистые и невероятно выносливые ребята. А спринтеры огромные, с кучей мышц и способны выдавать невероятную мощность на протяжении короткого отрезка времени. В велоспорте картина примерно такая же, но со своими нюансами. Тип телосложения и мышечная структура играют важнейшую роль в выборе специализации велогонщика. Все сводится к нескольким основным специализациям:
1) Горняк – легкие и чрезвычайно выносливые парни, способные выдавать высокую мощность на протяжении тяжелых подъемов. К этой категории можно отнести таких ребят как Ильнур Закарин, Крис Фрум, Альберто Контадор, Найро Кинтана.
2) Спринтер – чрезвычайно мощный гонщик, который способен выдать пару тысяч ватт чистой мощности на финишном отрезке, тут нельзя не вспомнить Марселя Киттеля, Андре Грайпеля, Александра Кристоффа.
3) Специалист гонок на время, так же известный как «раздельщик» – это люди, обладающие дизельным мотором вместо сердца. Способны стабильно держать высочайшую мощность. Но тут нужно иметь ввиду, что все зависит от профиля «разделки». Если это плоская разделка, то тут побеждают тяжелые и мощные ребята, такие как Тони Мартин, Фабиан Канчеллара или Василий Кириенко. Но если разделка горная, то это территория горняков;
4) Панчер – это специалист условно плоских гонок с короткими, но порой крутыми подъемами длинной не более 3-4 км. Это очень важное качество для гонщиков и играет решающую роль на весенних однодневных классиках. К этой категории можно отнести Петера Сагана, Филиппа Жильбера, Саймона Герранса.
5) Универсал – это уникальные люди, которые способны выступать на высоком уровне в рамках любой дисциплины и на любом рельефе. Сюда можно смело отнести Эдди Меркса, Михала Квятковски, Тони Галлопана.
7. Какой может быть стратегия на гонку/этап? От чего она зависит? Кто ее формирует? Роли гонщиков?
Стратегия на гонку продиктована состоянием и структурой команды. Определяют ее спортивные директора, обычно это очень опытные ребята, имеющие за плечами личный опыт выступления на самом высоком уровне. Если это однодневная гонка, то «партия» разыгрывается по четко прописанным ролям, без права на ошибку. На многодневках и гранд-турах стратегия – это очень динамичное понятие. Так как состояние гонщиков меняется после каждого этапа и приходится вносить коррективы. Если говорить о стратегии команд в которых присутствуют лидеры претендующие на победу в гонке или на этапе, то в общих чертах можно сказать, что основная задача – это доставить лидера команды (независимо от его специализации) до определенной позиции на маршруте откуда можно будет начинать открытые атаки в борьбе за подиум. Для спринтеров на спринтерских этапах – это финишный километр или последние 300 метров. Для горняков – это решающая гора с горным финишем. Подробный обзор тактических приемов на разных рельефах мы возможно опишем в будущих материалах.
8. Как общаются гонщики и спортивные директора? Какова роль технички?
Как вы понимаете, когда около 150 человек едут на велосипедах условные 150 – 200 км, произойти может все, что угодно. Именно поэтому у спортивных директоров есть прямая связь с гонщиками по радио каналам. Через радио спортивные директора сообщают текущее положение в гонке и корректируют задачи на определенных этапах гонки для отдельных гонщиков или для всей команды. Спортивный директор сопровождает гонщиков в машине технической помощи. В этой же машине находится все, что может пригодится велогонщикам в течение гонки – вода, питание, экипировка для сложных погодных условий, запасные велосипеды/колеса.
Tour de France: всё, что вы хотели знать о самой популярной велогонке
Для многих поклонников велоспорта гонка «Тур де Франс» – самое яркое и ожидаемое событие года. Миллионы зрителей смотрят многодневное, изнурительное состязание на спортивных каналах, миллионы не пропускают ни одной новостной заметки о гонке, а тысячи счастливчиков становятся живыми свидетелями захватывающей борьбы профессиональных велогонщиков.
В этой статье вы узнаете, почему «Тур де Франс» стала самой популярной велогонкой в мире, где проходят самые сложные этапы и как определяется победитель. Мы поможем разобраться в тонкостях правил и поделимся любопытными фактами. À vos marques, prêts, partez!*
Что такое «Тур де Франс»
«Тур де Франс» (в оригинале Le Tour de France) или «Большая петля» – ежегодная многодневная профессиональная велогонка с традиционным стартом в последнее воскресенье июля. Тур растягивается на 23 дня и считается самой престижной и сложной велогонкой в мире.
История
«Тур де Франс» начинался в 1903 году как рекламная кампания газеты L’Auto – сегодня известной как L’Équipe. Редактору Анри Дегранжу нужно было поднять продажи газеты и превзойти конкурента Le Vélo. 20 ноября 1902 года во время обеда в парижском Café de Madrid журналист Жео Лефевр подал Дегранжу идею организовать велогонку.
L’Auto впервые анонсировала гонку 19 января 1903 года.
Дата старта – 1 июля 1903 года
6 этапов за 19 дней
Протяжённость гонки – 2428 км
Главный приз для победителя составил 12 000 франков, что в шесть раз больше, чем многие рабочие тогда получали за год. На первую многодневку записались 60 участников, но только 24 из них добрались до финиша.
Успех не заставил себя ждать: число подписчиков издания выросло с 25 тысяч в 1903 году до 250 тысяч в 1908 и более полумиллиона в 1923. Рекордный тираж L’Auto был достигнут в 1933 году: во время многодневки газету купили более 850 тысяч раз за один день. Продажи L’Auto взлетели до такой степени, что Le Vélo обанкротился.
Тогда, в 1903 году, ещё никто даже не подозревал, что «Тур де Франс» станет самой узнаваемой велогонкой в мире.
Сколько этапов в Туре
В современной истории «Тур де Франс» 21 этап и общее расстояние от 3000 до 4000 км. На каждый этап даётся один день, и у гонщиков есть два дня отдыха на весь Тур. Только представьте, какую колоссальную нагрузку испытывают спортсмены, каждый день проезжая более 150 км по непростому рельефу.
Этапы бывают следующих видов:
Самый длинный этап может быть протяжённостью более 220 км. Самый короткий этап – индивидуальная гонка на время, расстояние которой тоже год от года меняется.
Где проходит маршрут
Маршрут и старт «Тур де Франс» меняются каждый год, но неизменным остаётся финиш на Елисейских полях в Париже. Старт в разные годы давали в Нормандии, Лондоне, на Корсике, в Брюсселе, в Монако. Петлю делают по всей Франции, чтобы жители разных регионов страны смогли стать свидетелями события мирового значения.
Фото: Chris Auld. Источник: bicycling.com
Огибая Францию, спортсмены пересекают Альпы, Пиренеи, горы Центрального массива.
Финальный этап известен как неофициальный чемпионат спринтеров, но наиболее примечательной характеристикой финала стала традиция пить шампанское на велосипеде. Эта честь достаётся победителям Тура во время пересечения линии старта.
Забавно, но французские историки Жан-Люк Бёф и Ив Леонар говорят, что большинство французов плохо представляли себе форму своей страны, пока газета L’Auto не начала публиковать карты с маршрутом гонки.
Как определяется победитель
Многодневная велогонка использует суммарное время прохождения этапов для определения победителя, то есть время гонщиков складывается со временем их предыдущего этапа. Чтобы одержать победу, нужно показать наименьшее время в сумме.
Такая система позволяет командам выстраивать тактику, где бы их лидер всегда оставался на верхних строчках генеральной классификации (ранжирование гонщиков согласно накопленному времени), при этом не тратя все силы. Так что победить в Туре можно, даже не выиграв ни одного отдельного этапа.
Да, а причём здесь команды? Велоспорт – командный вид спорта. Ведь главная преграда для любого велосипедиста – сопротивление воздуха. Двигаясь группой, можно очень сильно экономить силы, оставляя высокой скорость движения.
На «Тур де Франс» в каждой команде, которых обычно 20-22, по восемь спортсменов, и у каждого свои функции в пелотоне: реагировать на атаки соперников, беречь силы лидера, ограждая его от ветра, бороться за победу на отдельном этапе.
Кстати, в первые годы участники Тура ездили индивидуально, и им даже запрещали держаться вместе. Это создавало значительный разрыв между победителем и вторым местом. Сейчас же основная разница во времени набирается благодаря «разделкам» и этапам, где финиш находится на вершине горы.
Майки лидеров
Вам наверняка интересно узнать, какими суммами награждают победителей. В 2020 году общий призовой фонд составил 2 293 000 евро:
Самый сложный этап
Самый сложный этап в «Тур де Франс», разумеется, горный, хотя и гор тут очень-очень много. Именно они выделяют Тур среди множества других гонок. Из 21-го этапа не более 8-ми будут плоскими, а всё остальное поделят между собой холмистый и горный рельеф. Даже короткая гонка на время может включать в себя ощутимый градиент на подъёмах.
Знаковые восхождения в многодневке – подъёмы на Коль дю Турмале и Альп д’Юэз.
Фото: Chris Auld. Источник: bicycling.com
Перевал Турмале – это 1395 м вертикального набора по узкой трассе длиной 18,6 км. Включение подъёма на эту вершину – самое частое за всю историю гонки: Тур посетил его более 85 раз. С 1980 года перевал признали «выходящим за рамки классификации», благодаря его сложности.
Что же такое «подъём вне классификации»? Подъёмы ранжируются в соответствии с их сложностью и делятся на категории от одного до четырёх, где 1 – самый сложный, а 4 – самый лёгкий. Сложность рассчитывается по формуле, которая учитывает крутизну и длину подъёма.
Однако есть определённые горы, которые называют Hors Catégorie, то есть «выходящими за рамки классификации» из-за их чрезвычайной сложности. За 21 этап «Тур де Франс» участникам предстоит подняться на горы Hors Catégorie не один раз.
Вершина Альп д’Юэз – это серпантин из 21 витка, каждый из которых назван именем победителей этапов. За 13,8 км подъёма гонщики набирают высоту 1120 м. 18-й этап «Тур де Франс» 2013 года включал в себя сразу два восхождения на эту гору!
Коль дю Галибье – ещё один часто посещаемый гонщиками «Тур де Франс» перевал. Это самая высокая точка велогонки: 2645 м над уровнем моря. Чтобы достичь вершины, нужно проехать 18,1 км, набрав при этом 1245 м высоты.
Изнурительные уклоны проверяют характер велосипедиста на прочность, и очень часто горные перевалы определяют расстановку мест в рейтинге многодневки. И если бы ещё спортсмены за один этап ехали лишь один перевал! Однако до начала подъёма на сложнейшую гору они преодолевают несколько других «попроще».
Изучая более чем столетнюю историю Тура, специалисты особо упоминают 18й этап гонки 1983 года. Пелотон должен был проехать 247,5 км с набором 6 685 м. Жак Мишо выиграл этот этап за 7 часов 45 минут.
Средняя скорость
С 1903 года скорость Тура растёт и растёт. Всё это происходит по понятным причинам: качество экипировки с каждым годом становится лучше, поскольку наука и технологии всё больше вовлекаются в спорт.
Кроме того, некоторые прошлые победители были быстрейшими благодаря применению допинга. Вы не удивитесь, узнав, что самый быстрый «Тур де Франс» принадлежит Лэнсу Армстронгу, позже сознавшемуся в употреблении запрещённых препаратов. У Армстронга вскоре после этого отняли все семь титулов победителя «Тур де Франс».
Ну а рекорд средней скорости он показал в 2005 году – 41,7 км/ч, что более чем на 1 км/ч быстрее, чем у нынешних гонщиков, использующих гораздо более современную экипировку.
Средняя скорость «Тур де Франс» с 2009 года:
Что такое Caravane Publicitaire
Caravane Publicitaire, что в переводе означает «рекламный караван», идет бок о бок с Туром с 1930 года, когда расходы по размещению гонщиков перешли с плеч спонсоров на плечи организаторов. Чтобы покрыть все эти огромные траты, Анри Дегранж разрешил рекламодателям предшествовать гонке. Шествие из ярко украшенных грузовиков и автомобилей и стало известно как рекламный караван.
С тех пор «Тур де Франс» очень интересен для бизнеса, потому что зрители собираются у дороги задолго до гонки и видят названия компаний не один раз.
Чтобы попасть в караван, рекламодатели платят организаторам примерно 250 000 евро. К этой сумме добавляются расходы на коммерческие образцы и товары для толпы. Например, в 1994 году банк GAN выдал 170 000 брелоков, 80 000 значков, 60 000 пластиковых пакетов и 535 000 экземпляров своей гоночной газеты. Всё это вместе весило 32 тонны.
Рекламная процессия из ста с лишним автомобилей выдвигается за два часа до старта и простирается на более чем 10 километров.
На сегодня рекламный караван продолжает существовать скорее как традиция для зрителей, поскольку командам вновь оказывают спонсорскую помощь бренды. Согласно опросу, процитированному в издании Franceinfo, 47% из 10–12 миллионов зрителей Тура выходят на обочину дорог гонки только ради каравана.
Почему велогонка так популярна среди зрителей
Болельщик Тура – ещё одно отличие гонки от множества других соревнований в различных видах спорта. Живой коридор из зрителей на подъёмах (не менее полумиллиона человек на трассе к вершине Альп д’Юэз), кемпинги по маршруту, карнавальные наряды, произведения искусства на полях и в небе: как только болельщики не поддерживают свои любимые команды!
Оказавшись даже в самой маленькой деревне по маршруту «Тур де Франс», вы увидите, с каким восторгом местные жители принимают гонку. В некоторых городках в дополнение к гонке болельщиков может ждать даже небольшой праздник.
«Тур де Франс» любят не только за спорт, но и за путешествие по Франции, когда благодаря трансляции есть возможность познакомиться с интересными маршрутами и дорогами разных уголков страны. Не зря соревнование называют ещё и путеводителем по Франции.
Фото: Chris Auld. Источник: bicycling.com
Эта гонка даёт всему государству огромные рекламные возможности, и потому редкий житель будет недоволен ей. Так, каждый год директор гонки Кристиан Прюдомм получает письма из городов со всей страны с просьбой организовать этап у них. И это несмотря на то, что города и посёлки тратят огромные суммы, чтобы принять гонку.
Обычная ставка для города, принимающего стартовый этап, составляет 50 000 евро, а финишного этапа – 100 000 евро. Например, когда в 2007 году старт Тура был дан в Лондоне, столица Великобритании заплатила за это право более 1 миллиона евро.
Можно ли любителям участвовать в гонке
Участие в «Тур де Франс» командное, а не индивидуальное, так что если какая-либо из команд не подпишет с вами контракт, гоняться рядом с профессионалами не получится.
В ранней истории Тура любителей приглашали для участия в некоторых этапах гонки, а те даже иногда выигрывали. Такое произошло в 1984 году, когда 17-й этап на Альп д’Юэз выиграл спортсмен-любитель из Колумбии Луис Эррера, живший у себя на родине на высоте 2000 м над уровнем моря. Он стал первым колумбийцем, выигравшим этап гонки, и первым велосипедистом-любителем, выигравшим этап в истории «Тур де Франс».
Впрочем, проехать по маршруту Тура можно. Для любителей существует мероприятие L’Étape du Tour, которое проводится во время «Тур де Франс», обычно за несколько дней до того, как тот или иной этап пройдёт для профессионалов.
Любопытные факты
Если вам посчастливилось оказаться в Париже под занавес «Тур де Франс», не упустите возможность увидеть финиш гонки на Елисейских полях. Энергию и шум парижской толпы невозможно передать на экране.
Это культовое событие даст огромный заряд эмоций не только фанатам велоспорта, но и обычным туристам, ведь сегодня Тур считают третьим по величине спортивным событием в мире после чемпионата мира ФИФА и Олимпийских игр.