что такое великий шелковый путь кратко

Великий шелковый путь

Восток и Запад в течение нескольких тысяч лет соединял грандиозный торговый маршрут. В прошлые века по нему перемещались торговцы, миссионеры, географы. Сегодня по этим местам имеют возможность пройтись туристы. Великий шелковый путь – это уникальнейшая культурная ценность человечества всего мира. Именно по этой причине сегодня ЮНЕСКО уделяет много внимания тому, чтобы изучить и сохранить то, что оставили древние народы нашему и будущим поколениям.

Шелковый путь – что это такое

что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть фото что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть картинку что такое великий шелковый путь кратко. Картинка про что такое великий шелковый путь кратко. Фото что такое великий шелковый путь кратко

Действительно самый грандиозный за все время существования человечества торговый маршрут, который соединил между собой Восток и Запад, получил название Великий Шелковый путь. Именно благодаря нему образовались многочисленные города, обычаи, исторические памятники и государства.

Протяженность Великого Шелкового пути составляла тысячи километров. Когда-то здесь проходили торговые караваны, которые преодолевали палящие пустыни, горные перевалы и уникальные по своей красоте оазисы. Этот путь видел много событий за время своего существования: разрушительные войны, голод, мор, пожары, расцвет и опустошение городов, которые были вдоль него. На восточные базары стекались торговцы, везя по пыльным дорогам драгоценные камни и шелка, красители и пряности, золото и серебро, а также экзотических животных и птиц.

В истории такое понятие, как «Великий Шелковый путь» появилось в 19 веке. Это название маршрут получил не случайно, ведь шелк – это дна из самых главных ценностей, привозимых в Европу купцами с Востока. В Китае шелк начали производить еще в 3 тысячелетии до н.э., держа технологию производства в строжайшем секрете. Именно торговлю шелком считают причиной того, что Европа и Азия сблизились. Постепенно и другие страны узнавали, как производиться шелк, распространение шелководство осуществлялось именно по древнему маршруту, который проложили купцы Востока и Европы.

Но Великий Шелковый путь – это не только важнейшая торговая артерия древности. Он обеспечил обмен культурными ценностями между разными национальностями. Постепенно распространялись религиозные учения, философские и научные идеи, благодаря монахам, бродячим философам и просто путешественникам.

Где проходил Великий шелковый путь: страны

Это мощнейшая магистраль, которая была схожа на дерево с большим количеством ветвей. И маршрутов действительно было много, чтобы товарооборот мог охватить как можно больше городов.

Известны такие направления:

Протяженность

Великий Шелковый путь – это не единая магистраль, ветви караванных дорог обходили пустыни, проходя через горные перевалы.

Общая протяженность дорог составляла 12 800 км.

Маршрут Шелкового пути на карте

что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть фото что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть картинку что такое великий шелковый путь кратко. Картинка про что такое великий шелковый путь кратко. Фото что такое великий шелковый путь кратко

Краткая история Великого Шелкового пути

2 век до н.э. считается тем временем, когда было основано Великий Шелковый путь. В это время посол Китая Чжан Цянь был с дипломатической миссией в странах Центральной Азии. До этого путь в Азию из Европы заканчивался на границе Поднебесной, ввиду того, что древнейшая цивилизация страны скрывалась от всего мира горными хребтами Азии.

На протяжении многих веков изменения касались Великого Шелкового пути. По нему было очень трудно, опасно и длительно путешествовать. Так, чтобы добраться из Пекина к Каспию, караван был в дороге минимум 250 дней, а иногда время в пути растягивалось до года.

Дороги шелкового пути с древности использовались не только торговцами. Вместе с караванами часто шли паломники, ученые, философы, поэты. Именно они познакомили мир с производством шелка, бумаги, пороха, такими религиями, как буддизм, ислам, христианство. Мир смог оценить танцы и музыку, а также художество разных народностей.

Прервано товарооборот было в 11-13 веках. Целых три столетия было затишье, и только пи монголах возобновилась торговля. Однако, нестабильная ситуация в политической сфере Центральной Азии и развитие морских торговых путей привело к тому, что Великий Шелковый путь исчез.

Сегодня этого грандиозного маршрута не существует, но человечеству остались такие напоминания о нем, как узбекские города: Бухара, Хива, Термез, Самарканд, их история и архитектура.

Интересные факты

что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть фото что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть картинку что такое великий шелковый путь кратко. Картинка про что такое великий шелковый путь кратко. Фото что такое великий шелковый путь кратко

Источник

Что такое Великий шелковый путь?

что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть фото что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть картинку что такое великий шелковый путь кратко. Картинка про что такое великий шелковый путь кратко. Фото что такое великий шелковый путь кратко

Великий Шелковый путь… Знаменитый караванный маршрут, связывавший восточную Азию и страны Средиземноморья. По этой маленькой ниточке, пролегавшей среди бескрайних степей и песков, купцы возили бесценные шелка, изысканные украшения и пряности, которые ценились на вес золота.

что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть фото что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть картинку что такое великий шелковый путь кратко. Картинка про что такое великий шелковый путь кратко. Фото что такое великий шелковый путь кратко

Постоянные войны между Западом и Востоком расширили познания цивилизаций друг о друге, и караваны азиатских купцов стали заходить все дальше и дальше на запад, прокладывая все больше торговых маршрутов.

Постепенно небольшая торговая дорога превратилась в огромную реку цивилизаций, а на ее пути множились города, многие из которых известны и по сей день: Самарканд, Бухара, Отрар, Хива, Угренч.

В период своего наибольшего расцвета Великий Шелковый Путь составлял почти 13000 км, а чтобы дойти от одного его конца до другого, каравану требовался, по меньшей мере, год.

Чтобы отправиться в путешествие по Великому Шелковому Пути, нужно было быть исключено храбрым человек. Помимо частых нападений разбойников, людей изнуряла невыносимая жара, пронизывающие насквозь ветра и пронзительные холода.

В 15 веке, после начала географических открытий и нахождения морского пути из персидского залива в Китай, все больше купцов начало отдавать предпочтения морскому транспорту, который добирался до цели в два раза быстрее и мог взять на борт груз, сопоставимый с грузом, который несли несколько сот верблюдов. Постепенно сухопутный маршрут сделался ненужным и пришел в упадок.

Это интересно: одним из наиболее успешных периодов Великого Шелкового Пути считается время монгольского завоевания, когда почти вся протяженность торгового маршрута оказалась во владениях Чингисхана и его потомков. Монголы строго следили за безопасностью купцов и ввели ряд законов, стимулирующих торговлю, благодаря чему на многие года Великий Шелковой Путь вновь стал главной артерией, связывающей Восток с Западом.

При публикации были использованы изображения с сайтов:
http://geomasters.ru/geograficheskie-issledovaniya-i-otkrytiya-evrazii/
Основное фото: depositphotos.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Великий Шёлковый путь

Более двух тысяч лет назад в Евразии появилась дорога, соединявшая абсолютно непохожие друг на друга европейскую и азиатскую цивилизации. Великий Шёлковый путь позволил множеству народов получше узнать своих соседей, наладить торговлю, познакомиться с новейшими религиозными и философскими учениями и завязать дипломатические отношения с самыми далёкими странами.

Происхождение названия

Само понятие «Великий Шёлковый путь» возникло в европейской историографии в XIX веке. Сначала было популярно название «Шёлковый путь». Одним из первых историков, использовавших этот термин применительно к торговому пути, связывавшему Европу и Азию, был немецкий учёный — Фердинанд фон Рихтгофен. Чуть позже дорогу стали называть Великим Шёлковым путём. Такое название не случайно — шёлк был одной из главных драгоценностей, которую восточные купцы перевозили в Европу. Производство шёлка впервые началось в Китае в III тысячелетии до н. э., при этом секрет получения шёлковых нитей держался в глубочайшем секрете. Считается, что именно продажа и покупка шёлка были главным фактором сближения Европы и Азии. С веками тайна шёлка постепенно становилась известна и в других странах. Постепенное распространение шелководства шло именно по древней дороге, проложенной европейскими и восточными купцами.

Однако было бы неверно рассматривать Великий Шёлковый путь, как исключительно торговую артерию древности и Средневековья. Благодаря ему, происходил также культурный обмен между разными нациями. Религиозные учения, философские идеи, научные постепенно распространялись вместе с многочисленными путешественниками, бродячими философами и монахами.

Географическое положение

Фактически, Великий Шёлковый путь был целой сетью сходящихся и расходящихся дорог, пролегающих между Европой и Азией. В отдельные периоды времени те или иные участки пути могли находиться в упадке, а остальные, наоборот, процветать. Обычно, описывая этот маршрут, учёные выделяют две основные трассы:

Максимальная протяжённость пути составляла около 10 тысяч километров. Каждый день торговый караван должен был проходить около 25 километров. В общей сложности, дорога проходила по десяткам разных стран.

За счёт функционирования Великого Шёлкового пути и посреднической торговли произошёл расцвет множества городов: Дербента, Бухары, Самарканда, Ургенча, Херсонеса, Ольвии и т. д.

История Великого Шёлкового пути

С давних времён европейская и восточная цивилизации стремились наладить взаимную связь и выстроить некий конструктивный диалог. В древности это было сделать весьма сложно из-за элементарного отсутствия проторённой дороги, связывавшей две стороны света. Одним из первых европейцев, глубоко внедрившихся на восток, был Александр Македонский. В IV веке до н. э. его войска проложили путь из Южной Европы в страны Средней Азии, по которому позже часто путешествовали жители Греции и Рима.

Встречное движение шло и с восточной стороны. Во II веке до н. э. китайский дипломат и путешественник Чжан Цзянь занимался поиском пути в страны Средней Азии из Китая. Проложенный им путь как бы соединился с дорогой, пройденноё Александром Македонским. В результате возникла огромная единая дорога, проходившая через всю Азию.

В целом, можно сказать, что в конце II века до н. э. множество отдельных сегментов наконец стали единой разветвлённой сетью дорог. Помимо дорог, проложенных Александром Македонским и Чжан Цзянем, в состав Великого Шёлкового пути входили:

Долгое время Великий Шёлковый путь был одной из самых удобных и безопасных дорог. Крупные и сильные государства, по территории которых он проходил, были заинтересованы в защите правопорядка на своих отрезках дороги. Одними из главных держав, контролировавших движение по Великому Шёлковому пути были Парфянская и Кушанская империи. Вместе эти державы занимали области современных Ирака, Ирана, Пакистана, Афганистана, Северной Индии и Таджикистана. Однако в III веке н. э. обе эти империи пали и огромные территории, на которых правили парфянские и кушанские цари, оказались разбитыми на множество мелких царств и княжеств. Правители этих новых небольших государств не обладали достаточной силой и авторитетом, чтобы навести порядок на Великом Шёлковом пути. В итоге, на мирных жителей, обитавших вокруг редких оазисов, и путешествующих купцов стали постоянно нападать кочевники — кидани, аланы и гунны. Вторжение этих племён в Среднюю Азию было одним из важных событий такого процесса как Великое переселение народов. С каждым годом число воинственных кочевников увеличивалось. Очевидно, в этот период наблюдался сильный спад торговли на всём протяжении Великого Шёлкового пути.

Обстановка несколько стабилизировалась после возникновения в V веке в Средней Азии мощного Эфталитского государства, правители которого взяли под свой контроль большой отрезок Великого Шёлкового пути. В этот период началось возрождение многих торгово-ремесленных центров и торговли. Несмотря на то, что через какое-то время эфталиты были разбиты Тюркским каганатом, оживлённая торговля продолжалась, хотя уже и под контролем другого народа.

Но вскоре стабильность на протяжении всего Великого Шёлкового пути снова оказалась под угрозой из-за столкновения интересов Византии и Сасанидского Ирана, стремившихся установить своё влияние в Средней Азии. Противостояние двух держав вылилось в целую череду византийско-иранских войн, шедших в период с 420 по 628 год. В ходе этих конфликтов ни одна из сторон так и не смогла взять верх. Из-за того, что обе империи были предельно истощены, они не смогли справиться с новой могущественной силой, появившейся в этом регионе, — Арабским халифатом. Арабы быстро установили свой контроль над Великим Шёлковым путём и к VIII веку вытеснили отсюда все прочие державы, претендовавшие на введение своих порядков в регионе.

В целом, арабское влияние благотворно сказалось на функционировании Великого Шёлкового пути. Была налажена регулярная торговля между Индией, славянскими народами, Европой, Китаем и Византией. Во все уголки Европы и Азии стали проникать мусульманские купцы со своими товарами. Активная деятельность арабов способствовала росту Хорезма как одного из экономических и культурных центров евразийского континента в VIII-XII веках.

Однако в XIII веке и арабы потеряли контроль над главной торговой артерией материка. В результате монгольских завоеваний почти весь Великий Шёлковый путь оказался под контролем Чингисхана. Несмотря на то, что чингисиды не сумели сохранить единую монгольскую империю, и после смерти Чингисхана она распалась на несколько отдельных кочевых государств, монгольское владычество на всём протяжении Великого Шёлкового пути продолжалось почти полтора века. Поскольку монгольские правители очень внимательно относились к торговым отношениям, купцы всех национальностей и вероисповеданий могли путешествовать без опаски.

Особенности путешествия по Великому Шёлковому пути

Люди, решавшиеся отправиться по Великому Шёлковому пути, как правило, обладали особым складом характера. Особенности местного климата и природы требовали от путешественника немалых выносливости и смелости. Большая часть пути пролегала по бескрайним азиатским пустыням. Привычные для европейцев и китайцев лошади не были приспособлены для долгих переходов по пескам и сильно страдали от жажды. Поэтому неизменными спутниками странников были двугорбые верблюды, которые легко переносили жару и недостаток влаги. К тому же местные верблюды обладали удивительным чутьём и могли без труда разыскивать небольшие подземные источники воды.

Часто над пустынями поднимались песчаные бури, грозящие гибелью всему живому. Сильный ветер часто изменял положение барханов и полностью заносил большие участки дороги. В этих случаях главным ориентиром для странников были кости животных и людей, разбросанные на всём протяжении Великого Шёлкового пути. Эти несчастные погибали от болезней, истощения, жажды и голода, а затем служили «указателями» тысячам других смельчаков.

Однако путешественники должны были опасаться не только природных явлений, но и местных жителей. Несмотря на то, что пустыни многим кажутся практически непригодными для жизни, раньше здесь обитали представители многих кочевых народов. Выросшие в столь суровых условиях, эти люди выживали, главным образом, за счёт войны, работорговли и разбоя. Поэтому отправляться по Великому Шёлковому пути с богатыми товарами, но без сильной охраны, было настоящим самоубийством.

Несмотря на то, что движение по Великому Шёлковому пути сопровождалось множеством опасностей, ежегодно по нему проходили тысячи торговцев и авантюристов. Благодаря этой артерии:

Источник

ВЕЛИ́КИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ

Том 5. Москва, 2006, стр. 9

Скопировать библиографическую ссылку:

ВЕЛИ́КИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ, в древ­ности и в сред­ние ве­ка ка­ра­ван­ная до­рога из Ки­тая в стра­ны Сред­ней и Пе­ред­ней Азии. Тер­мин «В. ш. п.» вве­дён в на­уч. обо­рот в кон. 19 в. герм. учё­ным Ф. Рихт­го­фе­ном. Со­глас­но ар­хео­ло­гич. дан­ным, с 3-го тыс. до н. э. функ­цио­ни­ро­вал «ла­зу­ри­то­вый путь», по ко­то­ро­му ла­зу­рит пе­ре­во­зил­ся из рай­она Ба­дах­ша­на в стра­ны Ме­ж­ду­ре­чья (Ур, Ла­гаш) и Ин­дии (Ха­рап­па, Мо­хенд­жо-Да­ро). С кон. 2-го тыс. до н. э. дей­ст­во­вал «неф­ри­то­вый путь» – тор­гов­ля са­мо­цве­та­ми из рай­она Кунь­лунь в об­мен на шёлк из Ки­тая. В сер. 1-го тыс. до н. э. эти ка­ра­ван­ные пу­ти на­ча­ли сли­вать­ся. В фор­ми­ро­ва­нии В. ш. п. как трансъ­ев­ра­зий­ской тор­го­во-транс­порт­ной ма­ги­ст­ра­ли важ­ную роль сыг­рал кит. чи­нов­ник Чжан Цянь, по­бы­вав­ший в Со­гдиа­не и Бак­трии и в 126 до н. э. пред­ста­вив­ший им­пе­ра­то­ру док­лад о вы­го­дах пря­мой тор­гов­ли ме­ж­ду Ки­та­ем и го­су­дар­ст­ва­ми Ср. Азии. В 123–119 до н. э. кит. вой­ска раз­гро­ми­ли ко­чев­ни­ков, соз­да­вав­ших уг­ро­зу тор­го­вым пу­тям из Ки­тая на за­пад, по­сле че­го В. ш. п. стал функ­цио­ни­ро­вать как сквоз­ной мар­шрут. В. ш. п. дей­ст­во­вал до 17 в. н. э., хо­тя с 15 в. в свя­зи с Ве­ли­ки­ми гео­гра­фич. от­кры­тия­ми на­чал ут­ра­чи­вать зна­че­ние. Имел про­тя­жён­ность св. 7 тыс. км. Вёл из Сиа­ни че­рез Лань­чжоу в Дуньху­ан, где раз­дваи­вал­ся: сев. до­ро­га про­хо­ди­ла че­рез Тур­фан, да­лее пе­ре­се­ка­ла Па­мир и шла в Фер­га­ну и ка­зах. сте­пи, юж­ная – ми­мо оз. Лоб­нор по юж. ок­раи­не пус­ты­ни Так­ла-Ма­кан че­рез Яр­кенд и Па­мир (в юж. час­ти) ве­ла в Бак­трию, а от­ту­да – в Пар­фию, Ин­дию и на Ближ­ний Вос­ток. Ме­ж­ду сев. и юж. до­ро­га­ми бы­ло неск. со­еди­няю­щих и про­ме­жу­точ­ных мар­шру­тов. С те­че­ни­ем вре­ме­ни сеть ком­му­ни­ка­ций ста­но­ви­лась всё бо­лее гус­той, вклю­ча­ла всё боль­ше от­ветв­ле­ний. В. ш. п. сыг­рал боль­шую роль в раз­ви­тии эко­номич. и куль­тур­ных свя­зей на­ро­дов Пе­ред­ней Азии, Сред­ней Азии и Ки­тая, а так­же трансъ­ев­ра­зий­ских тор­го­вых и куль­тур­ных кон­так­тов.

Источник

Роль Великого шелкового пути

что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть фото что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть картинку что такое великий шелковый путь кратко. Картинка про что такое великий шелковый путь кратко. Фото что такое великий шелковый путь кратко

Само название «Великий шелковый путь» впервые предложил в XIX в. немецкий историк К. Рихтгофен в книге «Китай». Однако шелк из Китая в страны Средиземноморья попадал уже в 1-м тысячелетии до н. э. В 138 г. до н. э. китайский император послал своего сановника Чжан Цяня с дипломатической миссией на север, где его захватили в плен кочевники хунну. Он сумел бежать от них только через десять лет и направился дальше на запад. Первым из китайцев Цянь побывал в Средней Азии, увидел там прекрасных лошадей, понял, каким спросом пользуются китайские товары, и в 126 г. до н. э. вернулся к императору с докладом и предложением наладить прямые торговые связи.

В 121 г. до н. э. через Турфанскую впадину вдоль Огненных гор и отрогов Тянь-Шаня к Ферганскому оазису двинулся первый караван, груженый шелком и бронзовыми зеркалами. Это было начало Великого шелкового пути.

что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть фото что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть картинку что такое великий шелковый путь кратко. Картинка про что такое великий шелковый путь кратко. Фото что такое великий шелковый путь кратко

На этом пути имелось два маршрута. Южный шел из Северного Китая через Среднюю Азию в север Индии на Ближний Восток, а северный был проложен через Памир и Приаралье на Нижнюю Волгу и к Черному морю. Оба маршрута были связаны промежуточными путями.

Во времена Античности с регулированием этой системы справлялись четыре империи — Римская, Парфянская, Кушанская и китайская империя Хань. Когда они стали распадаться, в III—VI вв., Великий шелковый путь начал приходить в упадок. Положение стало улучшаться в конце VI в.

Более всего Шелковый путь процветал в VII — первой половине VIII в. В XIII в. Чингисхан разорил многие города, но Монгольская империя еще какое-то время регулировала эти маршруты.

что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть фото что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть картинку что такое великий шелковый путь кратко. Картинка про что такое великий шелковый путь кратко. Фото что такое великий шелковый путь кратко

что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть фото что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть картинку что такое великий шелковый путь кратко. Картинка про что такое великий шелковый путь кратко. Фото что такое великий шелковый путь кратко

В конце XIV в. этим же маршрутом прошел Тамерлан со своим войском, а его преемники не справились с обеспечением безопасности пути. В XV в. активизировалась морская торговля. Один большой корабль мог перевезти столько же грузов, сколько караван из тысячи вьючных животных, и морем до Китая добирались в два раза быстрее, чем по суше. Великий шелковый путь постепенно пришел в упадок. Однако караванная торговля между Средней Азией и Китаем продолжалась вплоть до XVIII в.

В настоящее время предпринимаются усилия по восстановлению Великого шелкового пути. Огромную роль играет в этом Транссибирская магистраль, связывающая Москву с Дальним Востоком. В 1990 г. ввели в строй первую смычку между Китаем и СССР (теперь Казахстаном). 11 января 2008 г. между Китаем, Монголией, Россией, Беларусью, Польшей и Германией было принято соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения между Пекином и Гамбургом. В 2013 г. введена в строй вторая смычка между Транссибом и железными дорогами Китая. Время транзита из Китая в Германию по этому маршруту составляет 11—15 дней, примерно на 20 дней меньше, чем по морю. Кроме того, Китай предложил концепцию Нового шелкового пути под лозунгом «Один пояс и один путь», в рамках которой разрабатывается ряд проектов морских и сухопутных путей между Европой и Китаем.

что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть фото что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть картинку что такое великий шелковый путь кратко. Картинка про что такое великий шелковый путь кратко. Фото что такое великий шелковый путь кратко

Дороже золота

Шелк не просто красив, он обеспечивал гигиену: в шелковых вещах не заводились вши. В Европе он ценился дороже золота, и китайцы строго оберегали свой промышленный секрет. Шелковые нити получали и получают из коконов тутового шелкопряда. Вывозить его кладки из страны воспрещалось под страхом смертной казни. Тем не менее в I—II вв. шелководство проникло в Среднюю Азию, а в V в. — в Иран.

что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть фото что такое великий шелковый путь кратко. Смотреть картинку что такое великий шелковый путь кратко. Картинка про что такое великий шелковый путь кратко. Фото что такое великий шелковый путь кратко

В VI в. из-за войн между Византией и Ираном пути поступления шелка в Европу были перерезаны. И тогда император Юстиниан Великий поручил двум монахам доставить драгоценных шелкопрядов в Константинополь. Они спрятали яйца бабочек в выдолбленные посохи и привезли их за тысячи километров из страны Серинды, которая была либо Китаем, либо Средней Азией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *