что такое ведута в искусстве
ведута
(итал. veduta – увиденная, вид местности), городской пейзаж. Термин возник в Венеции, где ведутами называли виды этого города и его окрестностей, изображённые с топографической точностью. Время расцвета ведуты – 18 в. Среди зарубежных мастеров ведуты особенно знаменит Антонио Канале, известный под прозвищем Каналетто. В его пейзажах, представлявших площади и каналы, которые служили «городу на воде» улицами, соединились исключительная правдивость и поэтичность. В них ощущается насыщенный морской влагой воздух Венеции, особая, театрализованная атмосфера жизни «города вечных празднеств». Призрачное освещение превращает соборы и здания в живую декорацию, словно созданную на подмостках огромной природной сцены. Любимый сюжет художника – «Праздник обручения дожа с морем»: будущий правитель в знак верности морю – источнику богатства и процветания торговой республики – бросает в волны при стечении всего народа драгоценное кольцо.
Ф. Гварди. «Выставка диковин на площади Сан-Марко в Венеции». Вторая пол. 18 в. Частное собрание. Лиссабон
Франческо Гварди часто писал те же самые венецианские пейзажные мотивы, что и Каналетто, но не фиксировал их со старательностью добросовестного наблюдателя, а насыщал свои картины лирической проникновенностью. Венеция в обрамлении вод лагуны и прозрачного неба с высокими облаками словно погружена в зачарованный сон. Картины Гварди отличает лёгкая серебристая красочная гамма, виртуозная передача едва заметного движения воздуха и игры солнечных бликов на зыбкой водной глади, в зеркале которой отражаются фасады дворцов. Он особенно любил писать вид на церковь, построенную знаменитым итальянским архитектором А. Палладио на острове Сан-Джорджо Маджоре в заливе Адриатического моря. Возвращаясь вновь и вновь к её изображению, Гварди постоянно менял точку зрения и варьировал особенности освещения.
Каналетто. «Лондон. Вестминстерское аббатство и процессия рыцарей». 1749 г.
В России ведущим мастером ведуты был Ф. Я. Алексеев, обучавшийся в Венеции у художников этого жанра. В ранних пейзажах холодный и мрачный Санкт-Петербург предстаёт сказочной Северной Венецией с лёгкими лодочками, скользящими по голубым водам, и прозрачными облаками на ясном небе. В серии видов Москвы, созданных на рубеже 18–19 вв., художник передаёт неповторимый колорит древней столицы.
Ф. Я. Алексеев. «Площадь внутри Московского Кремля». 1810-е гг. Музей-заповедник «Царское Село»
Полезное
Смотреть что такое «ведута» в других словарях:
ведута — пейзаж Словарь русских синонимов. ведута сущ., кол во синонимов: 1 • пейзаж (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ВЕДУТА — (итал. veduta) в искусстве 18 нач. 19 вв. городской пейзаж (обычно топографически точный) … Большой Энциклопедический словарь
ВЕДУТА — (итал. veduta). Вид местности, пейзаж. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
Ведута — (ит. veduta) – в искусстве XVIII – нач. XIX вв. – городской пейзаж (обычно топографически точный). Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Ведута — Павел Филиппович [р. 4(17).7.1906, с. Журовка, ныне Николаевского района Одесской области], председатель колхоза им. 22 го съезда КПСС Березовского района Одесской области УССР (с 1954). Дважды Герой Социалистического Труда (1949, 1958).… … Большая советская энциклопедия
ведута — (итал. veduta), в искусстве XVIII начала XIX вв. городской пейзаж (обычно топографически точный). * * * ВЕДУТА ВЕДУТА (итал. veduta), в искусстве 18 нач. 19 вв. городской пейзаж (обычно топографически точный) … Энциклопедический словарь
Ведута — У этого термина существуют и другие значения, см. Ведута (значения) … Википедия
ведута — вед ута, ы … Русский орфографический словарь
Ведута — (ит. veduta внешний вид) жанр изобразительного искусства, графическое или живописное изображение городских пейзажей либо архитектурных ансамблей. В России этот жанр был очень популярен в XIX в. Хорошо известны работы художников К.П. Бегтрова,… … Архитектурный словарь
ведута — (італ. побачений) Зображення панорами всього міста або його центральної частини із надзвичайно реалістичним відтворенням площ і вулиць, різних будівель у піднесено романтичному забарвленні. Бере початок у Венеції з XVIII ст. працями Каналетто.… … Архітектура і монументальне мистецтво
Ведута
Пауль Бриль из Антверпена писал прото-ведуты ещё в XVI веке. Городской пейзаж — один из излюбленных жанров «малых голландцев» XVII века (Беркхейде, Санредам, ван дер Хейден). Мировую известность получил «Вид Дельфта», написанный в 1660 году Вермеером с использованием камеры-обскуры. Перебравшийся из Голландии в Рим ведутист Гаспар ван Виттель (1653—1736) способствовал распространению в Италии моды на крупные по размерам, детально выписанные панорамы будничной городской жизни.
Величайшим ведутистом считается итальянец Каналетто. Венецианские виды в исполнении его и Франческо Гварди любили привозить с собой из гран-тура как напоминание об итальянских впечатлениях молодые аристократы. Помимо реалистических сцен городской жизни, пользовались спросом и каприччио — вымышленные пейзажи грандиозных развалин, созданные воображением таких мастеров, как Мариески, Панини и Пиранези.
Мастера ведуты были востребованы во многих странах Европы, в том числе в России, где в этом жанре работали, среди прочих, М. И. Махаев и Ф. Я. Алексеев. Целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги. В Саксонии и Польше популярность снискал племянник Каналетто, Бернардо Беллотто. Отдельные итальянские пейзажисты жили и работали по заказам лордов в Англии.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Ведута» в других словарях:
ведута — пейзаж Словарь русских синонимов. ведута сущ., кол во синонимов: 1 • пейзаж (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ВЕДУТА — (итал. veduta) в искусстве 18 нач. 19 вв. городской пейзаж (обычно топографически точный) … Большой Энциклопедический словарь
ВЕДУТА — (итал. veduta). Вид местности, пейзаж. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
Ведута — (ит. veduta) – в искусстве XVIII – нач. XIX вв. – городской пейзаж (обычно топографически точный). Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Ведута — Павел Филиппович [р. 4(17).7.1906, с. Журовка, ныне Николаевского района Одесской области], председатель колхоза им. 22 го съезда КПСС Березовского района Одесской области УССР (с 1954). Дважды Герой Социалистического Труда (1949, 1958).… … Большая советская энциклопедия
ведута — (итал. veduta), в искусстве XVIII начала XIX вв. городской пейзаж (обычно топографически точный). * * * ВЕДУТА ВЕДУТА (итал. veduta), в искусстве 18 нач. 19 вв. городской пейзаж (обычно топографически точный) … Энциклопедический словарь
ведута — (итал. veduta – увиденная, вид местности), городской пейзаж. Термин возник в Венеции, где ведутами называли виды этого города и его окрестностей, изображённые с топографической точностью. Время расцвета ведуты – 18 в. Среди зарубежных мастеров… … Художественная энциклопедия
ведута — вед ута, ы … Русский орфографический словарь
Ведута — (ит. veduta внешний вид) жанр изобразительного искусства, графическое или живописное изображение городских пейзажей либо архитектурных ансамблей. В России этот жанр был очень популярен в XIX в. Хорошо известны работы художников К.П. Бегтрова,… … Архитектурный словарь
ведута — (італ. побачений) Зображення панорами всього міста або його центральної частини із надзвичайно реалістичним відтворенням площ і вулиць, різних будівель у піднесено романтичному забарвленні. Бере початок у Венеції з XVIII ст. працями Каналетто.… … Архітектура і монументальне мистецтво
Ведута
Из Википедии — свободной энциклопедии
Пауль Бриль из Антверпена писал прото-ведуты ещё в XVI веке. Еще один предшественник ведутистов — немецкий художник Йозеф Хайнц Младший (ок. 1600—1678).
Городской пейзаж — один из излюбленных жанров «малых голландцев» XVII века, в числе которых наиболее известны Питер Санредам (1597—1665), Ян ван дер Хейден (1637—1712), братья Иов Беркхейде (1630—1693) и Геррит Беркхейде (1638—1698). Мировую известность получил «Вид Дельфта», написанный в 1660 году Вермеером с использованием камеры-обскуры. Перебравшийся из Голландии в Рим ведутист Гаспар ван Виттель способствовал распространению в Италии моды на крупные по размерам, детально выписанные панорамы будничной городской жизни. Также в Риме работал американец Дуайт Бентон.
Своего расцвета ведута достигла в XVIII веке в венецианской школе. Выдающимся ведутистом считается итальянец Каналетто. Живописные ведуты повторяли в офортах. Английский издатель гравюр и коллекционер Джозеф Смит по прозванию «Консул Смит», с 1744 года был британским консулом в Венеции. Именно он подсказал Каналетто и другим художникам-ведутистам идею переводить живописные пейзажи в офорты для продажи туристам и коллекционерам. Венецианские виды работы Каналетто и Франческо Гварди в офортах любили привозить с собой из гран-тура как напоминание об итальянских впечатлениях молодые английские аристократы. Помимо реалистических сцен городской жизни, пользовались спросом и каприччио — вымышленные пейзажи грандиозных архитектурных руин, созданные воображением таких мастеров, как Антонио Джо́ли, Микеле Мариески, Джованни Паоло Панини и Джованни Баттиста Пиранези. Многие живописцы-ведутисты прибегали к помощи мастеров архитектурной перспективы, которые вычерчивали подготовительный рисунок согласно правилам архитектурных проекций, в отдельных случаях прибегали к использованию камеры-обскуры.
Классическая итальянская ведута стала одним из источников искусства панорамы.
Что особенного в пейзажах, которые называют самыми итальянскими: Ведута и каприччио
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ведута
В переводе с итальянского « ведута » означает – «вид». Это картина, рисунок или гравюра, где в подробностях изображен городской пейзаж. По сути, ведута – прообраз фотографии, золотое правило этого жанра – большая точность. Поэтому тот, кто заказывал художнику городской пейзаж, действительно увозил домой воспоминания о своем путешествии.
С развитием техники живописи, с оттачиванием навыков перспективы художники стали все чаще обращаться к изображению природы и вообще какой-либо местности, так возник новый самостоятельный жанр – пейзаж, а с ним и одна из его вариаций – городской пейзаж, или ведута. Последний стал основным направлением творчества для многих талантливых художников XVII века – таких, как Джованни Антонио Каналь, или Каналетто, Бернардо Беллотто, Франческо Гварди, Джованни Паоло Панини. Все они были мастерами, работавшими в XVIII веке в Италии – именно тогда и там ведута достигла небывалого расцвета как жанр изобразительного искусства.
Само собой, одним из самых живописных итальянских городов в те времена, как, впрочем, и сейчас, была Венеция, поэтому неудивительно, что на ее улицах и набережных чаще, чем в других уголках страны, можно было встретить пишущего пейзаж художника-ведутиста. Каналетто, считающийся величайшим мастером ведуты, был новатором и в технике создания пейзажа – вначале он имел обыкновение делать наброски карандашом.
Работа художников на пленэре стала проще и удобнее после появления в 1841 году оловянного тюбика для масляных красок, изобретателем стал американский художник Джон Ренд. Но в XIX веке интерес к жанру стал угасать – это было связано и с разгоравшимися на Апеннинском полуострове вооруженными и военными конфликтами, и с новыми веяниями в живописи и искусстве вообще, где на первый план постепенно выходил модерн.
Каприччио
Схожий с ведутой, но все же иной жанр пейзажа – каприччио – появился как художественный способ выражения фантазий художника – собственно, это понятно и из названия, « каприччио » в переводе с итальянского – «каприз, причуда». Так в 1617 году – «Каприччи» – назвал свою серию офортов французский художник Жак Калло. И Франсиско Гойя выпустил в 1799 году свои «Капричос». Но в истории искусства за этим термином все же стоит совсем другое.
Произведения, выполненные в этом жанре, оказались удивительно востребованными, да и художникам было куда проще получить заказ у любящего старину состоятельного туриста, чем искать покупателей на жанровые и исторические полотна. В картинах-каприччио воплощалось стремление мастера к совершенству – не имело значения, насколько достоверно изображенное на холсте. Для большего эффекта добавляли стаффаж – маленькие фигурки людей и животных; случалось, их изображали не сами пейзажисты, а другие художники.
Каприччио отличались беззаботностью, легкостью, романтическим настроением. Мастерами этого жанра были все тот же Каналетто, Марко Риччи, Джованни Пиранези, Джованни Паоло Панини.
Ведута и каприччио в России
В Российской империи в жанре ведуты работали Федор Яковлевич Алексеев, которого называли «русским Каналетто», Михаил Иванович Махаев, Василий Семенович Садовников, а также некоторые выходцы из Италии, нашедшие свое призвание на российской земле – Джакомо Кваренги, Луиджи Премацци. Они создавали детальные изображения русских городов, прежде всего, старой и новой столиц, ездили «для снятия видов» в дальние губернии. Ведуты русских художников увековечивали красоту повседневной жизни, а спустя годы стали и важным историческим материалом благодаря точности в изображении деталей.
В отечественном искусстве в XIX – XX веках городскому пейзажу все больше отводилась роль вспомогательная, позволяющая художнику точнее выразить свой замысел – лирического произведения, картины на сказочную тему или романтического сюжета. В советский период куда более востребованным видом пейзажа становится пейзаж индустриальный.
Произведения, написанные в жанрах ведуты и каприччио, способны помочь зрителю совершить мысленное путешествие не только в другую страну, но и в другое время, а еще – заглянуть в мир художника, создавшего картину. Возможно, в этом один из секретов особой притягательности этих пейзажей, которую можно ощутить, например, в Третьяковской галерее.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Арт студия «LEONARDO»
September 2013
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
ИСТОРИЯ ЖИВОПИСИ. ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ. ВЕДУТА
Расцвет ведуты произошел в 18 в. в Венеции.
К началу 18 в.Венеция превратилась в своеобразный центр паломничества. Состоятельные путешественники увозили изображения Венеции во все страны Европы. Пейзаж пользовался наибольшей популярностью.
Карлеварис Лука. «Видна набережную в направлении церкви Санта Мария делле Салюте». 1720.
Карлеварис Лука. «Вид на набережную с дворцом Дожей». 1720.
Подлинным мастером ведуты стал Каналетто, которому удалось объединить в своих пейзажах документальную точность с тонким чувством живописности и жизненности.
Каналетто Джованни Антонио (1697-1768). Каналетто писал панорамные виды Венеции и других городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни. Каналетто наполнял свои работы пестрой живой жизнью и лучезарным светом. Документальная точность рисунка, тщательность воспроизведения архитектуры, совершенство перспективного построения сочетаются в его произведениях с нарядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, нарядной зрелищностью композиционного решения. Каналетто виртуозно воспроизводил золотистость солнечного света, изумрудную зелень адриатической волны, почти осязаемую густоту влажного морского воздуха.
Живописец работал под открытым небом, делая наброски карандашом, что в то время было новшеством.
Джованни Каналетто. «Отъезд веницианского Дожа на обручение с Адриатическим морем».
1730–е.
Джованни Каналетто. «Набережная Сан Марко». Ок. 1740.
Джованни Каналетто. «Площадь Сан Марко». 1730.
Джованни Каналетто. «Большой канал и Собор Санта Мария делла Салюте». 1730.Музей изящных искусств, Хьюстон.
Бернардо Беллотто (1721-1780), мастер «точной ведуты». «Точная ведута» создавалась при помощи оптического устройства («камера обскура»), дававшего точную перспективу и светотень, но это было несколько суховатая живопись. Живопись Беллотто сдержанная, ее отличает холодный колорит и строгая. суховатая манера письма. Беллотто создал пейзажи городов Германии и Польши.
Бернардо Беллотто. «Вид Варшавы из королевского дворца».1773.
Бернардо Беллотто.»Вид на Дрезден с правого берега Эльбы».1748. Дрезденская галерея.
Наряду с «точной ведутой» в Венеции был известен жанр «фантастической ведуты», крупнейшим представителем которого стал Франческо Гварди (1712–1793).
Гварди создавал ведуты парадного, документального характера и более камерные виды, каприччи. Гварди – великолепный колорист, сплавляющий предметный мир в единой голубовато-охристой с отдельными белильными вспышками красочной массе, так соответствующей влажной, прозрачной, зыбкой венецианской атмосфере.
Франческо Гварди. «Остров Сан Джорджо».
Франческо Гварди. «Палац Дожей в Венеции».
Франческо Гварди. «Вид на Лагуну с башней Мальгера».
Для художников 19 в., вышедших на пленэр, искусство венецианского художника станет одним из высших образцов пейзажной живописи.
Федор Яковлевич Алексеев (1753 – 1824) – русский художник, первый в истории русской живописи, мастер городского пейзажа, «российский Каналетто». В период с 1766 по 1773 года Алексеев учился в Петербургской Академии Художеств. В Италии художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Но вскоре он бросил всех учителей и самостоятельно обратился к распространенному в Венеции городскому пейзажу.Он изучает и копировал картины знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди.
Алексеев создал возвышенный образ величественного, прекрасного города. Основное внимание в картинах отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками.
Федор Алексеев. «Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки». 1800.
Федор Алексеев. «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости». 1794.
Прекрасные ведуты создавал русский художник Сильвестр Щедрин (1791-1830), длительное время живший в Италии.
Сильвестр Щедрин. «Панорама Рима». 1823-25.
Американский живописец Томас Коул(1861-1848) жил в Италии и мастерски писал виды итальянских городов.
Томас Коул. «Вид на Флоренцию». 1837.
Палаццо Ca’d’Oro. Венеция.
Клод Моне. «Палаццо Дарио. Венеция». 1907. Национальный музей Уэлса.
Posted on Sep. 24th, 2009 at 05:58 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag