что такое вечная тема в искусстве
Beчныe тeмы в иcкyccтвe и литepaтype
Вы будете перенаправлены на Автор24
Beчныe тeмы в иcкyccтвe и литepaтype – это темы, которые всегда, на протяжении всей истории человечества интересовали ведущих мыслителей и творцов, не утрачивали своей актуальности, находили свое отражение в произведениях искусства.
Как правило, к вечным темам относят темы:
Вечные темы – это своего рода духовные скрепы, которые объединяют процесс создания текста и его восприятия читателем.
Вечные темы в литературе прошлого столетия
В прошлом веке, в условиях кризиса гуманистических принципов русская литература пыталась противостоять деструктивным явлениям литературного процесса, обратившись к вечным темам как напоминанию о главном.
В то же время в процессе переосмысления вечных тем последние наполняются новым содержанием. В частности, в произведениях Солженицына восприятие жизни наполняется неким драматизмом, обусловленным восприятием противоречивости усложняющегося общественного бытия, формируется пафос резкого неприятия искажений нравственных категорий, утраты исторической памяти целой нации.
В Распутин проговаривает волнующие его проблемы старости, смерти, отвержения обществом пожилых людей. Равнодушие окружающих олицетворяет в его произведениях некое зло, которое подтачивает здоровые основы жизни.
Одной из традиционных тем мировой классики выступает тема семьи, которая развивается писателями в нравственно-психологическом и идейно-философском аспектах.
Готовые работы на аналогичную тему
В русской литературе прошлого столетия эта тема обрела новые социально-исторические аспекты (поэты и писатели Серебряного века, М. Горький, А. Толстой, А Платонов). Она же была раскрыта в «деревенской прозе».
Представители Серебряного века видели в любви первооснову всего сущего, сущность человеческого бытия, которая позволит преодолеть глубинный кризис общества, разрушения связей, прежней системы духовных ценностей. Они видели в любви, в отношениях между мужчиной и женщиной то, что может объединить два мира:
В то же время восприятие любви как первоосновы обусловливает ее конфликт с бытием, с сущим, миром повседневным, сама любовь в своем понимании и отображении сближается со смертью, становится моментом перерождения личности.
В данном аспекте понимания любви, семейный мотив в творчестве русских писателей и поэтов существенно отличался от западноевропейской традиции, в которой любовь ассоциировалась преимущественно с игрой страстей, эмоциями, чувствами, переживаниями личности.
В советской литературе более позднего периода, как правило, в процессе освещения этой темы писатели прошлого столетия рассматривали мотивы сохранения и/ или разрушения семейных отношений, шире – иерархии внутрисемейных отношений, родовых устоев.
В целом тема любви и семейных отношений раскрывается не как тема любовных переживаний, счастья или страдания, игры страстей, но преимущественно через мотив материнства. Писатели были нацелены, прежде всего, на создание образа матери, прожившей тяжелую, трудную жизнь, не мыслящей себя без труда, выполняющей свой жизненный долг и сохранившей нравственные ценности. Как правило, женские образы изображены сдержанными в проявлении эмоций, в рассказе о собственных чувствах.
Героиня В. Распутина нечеловеческими усилиями переносит избу на новое место, мимоходом интересуясь судьбой своей непутевой дочери, «сгинувшей» в городе, но совершенно не вспоминая о собственной внучке, оставшейся сиротой. Строительство избы заменяет женщине строительство семьи, семейные связи рушатся.
Вечные темы в современной литературе
В начале третьего тысячелетия процесс развития искусства и культуры отличается утратой литературоцентризма. Произошла трансформация литературы, ее духовных и интеллектуальных традиций. В то же время вечные темы в их содержательном и художественном, национально-историческом и общечеловеческом, универсальном аспектах по-прежнему привлекают внимание писателей.
Тема семьи по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в новейшей русской литературе. К ней неоднократно обращаются Т. Толстая, Л. Улицкая, З. Прилепин и другие.
Одним из важнейших аспектов проблематики современной русской литературы является проблема поиска человеком смысла бытия, счастья в своих семейных и социальных взаимоотношениях, проблема выбора, отношений с окружающим миром.
Все чаще в центре внимания современных писателей оказывается мотив все понимающей, все прощающей любви, осознание того, что человеческая жизнь основывается на необходимости раньше или позже уйти из родительского дома, а затем – вернуться.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно делать вывод, что вечные темы на протяжении всей истории существования литературы неизменно привлекают внимание писателей. В прошлом столетии в условиях кризиса гуманизма отмечается рост интереса к темам жизни и смерти, семьи и материнства, которые в произведениях писателей получили новое наполнение. Обращаются к вечным темам и современные писатели, которые вновь подвергают их переосмыслению, отражая изменения мировосприятия личности, онтологические трансформации самого общества.
Презентация к уроку
Цели: Доказать, что любовь, красота человеческих чувств и отношений – одна из главных тем в различных видах искусства во все времена и эпохи.
Задачи:
Ход урока.
Слайд №1. (заглавие)
Учитель:
Тема любви во все времена привлекала деятелей искусства. Мир знает много литературных и поэтических историй о любви, музыкальных шедевров, полотен великих художников. Сегодня в нашем классе прозвучат музыкальные произведения различных жанров и эпох, но все они созданы на основе одного литературного творения У. Шекспира – «Ромео и Джульетта».
Слайд №2.
Слайд №3.
Любящим сердцам во все времена непросто отстаивать свой выбор против людской косности, воинственности и всякого рода неравенства. Но любовь не знает границ и запретов. Сюжет «Ромео и Джульетты», является одним из примеров любви, погибшей в условиях того времени.
Слайд №4 (текст высказывания развертывается автоматически)
Шекспировская трагедия принесла Вероне славу города Ромео и Джульетты. Жители этого прославленного города говорят:
«Здесь у нас любовь витает в воздухе, и если у вас горячая кровь, нежное сердце и хоть капелька воображения, пройдитесь-ка по самому тёмному, самому узкому переулку, и вы непременно встретите там двух очаровательных призраков, вот уже сколько веков блуждающих по Вероне: Ромео и Джульетту!»
Слайд №5.
И потому Верона всегда будет полна романтиками и влюблёнными со всех концов света, которые ищут и находят здесь места, связанные с неувядающей легендой любви.
Неудивительно, что такая красивая и печальная история нашла продолжение в других жанрах искусства: симфоническая и балетная музыка, опера, театр, кино, мюзикл.
Слайд №6.
— Давайте вспомним, что в музыке называется увертюрой?
Дети:
Оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму. Иногда бывает самостоятельным произведением и носит программное название.
Слайд №7.
Идею создать симфоническое произведение подсказал композитор Балакирев. Сюжет стал для Чайковского сюжетом на всю жизнь. Лучшие оркестры мира включают в программу своих концертов это произведение. Чайковский переделывал увертюру три раза. Именно в последней редакции она хорошо известна сегодня.
Музыка увертюры строится на темах, которые олицетворяют основные образы и коллизии шекспировской трагедии.
Слайд №8 (фрагмент видео запускается автоматически)
Тема вражды: бешеный натиск злобы и ненависти. Зазвенят короткие удары мечей, тревожные, энергичные звукиуличной схватки неукротимых Монтекки и Капулетти, своими раздорами и взаимной местью превращающих мирные улицы Вероны в кровавое поле боя.
Слайд №9 (фрагмент видео запускается автоматически)
Тема любви: из чуткой тишины рождается тема любви. В неё вложена такаяполнота нежности, такое томление и нега. широко раскидывающаяся светлая мелодия. Мягкое, словно баюкающее движение, вздыхающиезвуки валторны, и мелодия разрастается, становится более живой и сладостной.
И после гибели героев, после вопля отчаяния звенит в высоком, просветлённом голосе скрипок тема любви Ромео и Джульетты.
Слайд №10 (текст высказывания развертывается автоматически)
Особенное восхищение вызвала тема любви у Н.А.Римского-Корсакова, он писал: «До чего вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки!»
При жизни композитора увертюра «Ромео и Джульетта» пользовалась большим успехом и у публики, и у критиков. Как одно из самых известных и любимых сочинений Чайковского, эта увертюра исполнялась в концертах памяти Чайковского после его безвременной кончины.
Слайд №11 (фрагмент видео запускается автоматически)
В сентябре 1935 года Сергей Прокофьев (1891-1953) завершает свою работу над музыкой к балету «Ромео и Джульетта». Это произведение признано гениальным и очень популярно во всём мире.
— Давайте вспомним характерные черты жанра балета в музыке.
Дети:
— Балет это театральный спектакль, где действующие лица все выражают пением. Для балета делаются декорации и шьются костюмы. В исполнении балета участвует симфонический оркестр под руководством дирижера.
Слайд №12 (текст воспоминаний развертывается автоматически)
Слайд№13 (фрагмент видео запускается автоматически)
Образ шекспировской героини является, быть может, самой яркой и пронзительной краской в творческой палитре балерины Улановой. В Санкт-Петербурге на аллее героев Парка Победы установлен бронзовый бюст, запечатлевший артистку в прославленной роли.
Слайд №14.
Позднее в этой постановке выступали многие прославленные артистки балета: Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Майя Плисецкая, Наталия Бессмертнова, Екатерина Максимова, Валентина Козлова. Существуют две знаменитые киноверсии балета Прокофьева. Музыка в балете Прокофьева передает тончайшие психологические движения человеческой души, богатство шекспировской мысли, страстность и драматизм. Прокофьеву удалось воссоздать в балете шекспировские характеры в их разнообразии и полноте, глубокой поэтичности и жизненности.
Слайд№15 (фрагмент видео запускается автоматически)
Юмор и озорство Джульетты – девочки и простодушие Кормилицы.
Слайд №16 (фрагмент видео запускается автоматически)
Мудрость Патера Лоренцо.
Слайд№17 (фрагмент видео запускается автоматически)
Праздничный и буйный колорит итальянских улиц.
Слайд№18 (фрагмент видео запускается автоматически)
Поэзия любви Ромео и Джульетты.
Слайд№19 (фрагмент видео запускается автоматически)
А также, драматизм сцен смерти – все это воплощено Прокофьевым с мастерством и огромной выразительной силой. Обращение к Шекспиру было смелым шагом советской хореографии, так как, по общему мнению, считалось, что воплощение столь сложных философских и драматических тем невозможно средствами балета. Прокофьев, проявив новаторство, доказал обратное.
Слайд №20.
Было бы странно, если бы знаменитая шекспировская история не нашла отражение в самом массовом виде искусства – кино. Киноверсий «Ромео и Джульетты» существует несколько. Но, пожалуй, самым популярным фильмом «Ромео и Джульетта» является фильм итальянского режиссера Франко Дзеффирелли, вышедший на экраны в 1968 году. Главные роли сыграли совсем юные артисты – Оливия Хасси и Леонард Уайтинг. В фильме Франко Дзеффирелли звучит прекрасная музыка композитора Нино Рота, который своим неподражаемым творчеством наиболее прославился в области кинематографической музыки. В его честь названа одна из консерваторий в Италии. Он сотрудничал с многими режисерами. В 1974 году Рота получил «Оскар» за лучшую музыку к фильму «Крёстный отец», написал музыку ко всем фильма Федерико Феллини.
Слайд №21 (видеофрагменты фильма запускаются автоматически)
Закончить свой рассказ я хочу словами из песни:
Сочинение: Что такое вечная тема в искусстве?
Испокон веков люди интересовались одними и теми же вещами, потому что их души будоражили одни и те же чувства: любовь, привязанность, страсть, ревность, жажда мести, горе, разочарование и так далее. Именно эти темы и являются вечными, потому что всегда и всех касались, касаются и будут касаться в реальной жизни. Значит, вечная тема в искусстве – это универсальные поводы для разговора с читателем, которые занимали умы всех его предков. Чтобы пояснить свое утверждение, приведу примеры.
Первое произведение в качестве примера — «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Художник по имени Бэзил создал невероятно красивый портрет чистого и наивного юноши. Казалось, с полотна на зрителей смотрел небожитель — настолько идеальным он выглядел! Изображением восхищались. Оно как бы возвышало, отражало все лучшее, что было в мире, являлось гимном человеку и красоте. Увы, со временем на картине проступили все нелицеприятные подробности личности натурщика. Юноша на нем старел, а настоящий Дориан Грей оставался молодым. И все-таки портрет оставался великим, но уже иначе: никто не смог бы равнодушно пройти мимо полотна, демонстрирующего человеческие пороки. Секрет величия этой живописи прост: данная работа воплотила в себе вечную тему, волнующую людей, — красоту. Еще наши пращуры восторгались прекрасными представителями своего рода, это чувство восторга живо в наших душах до сих пор, поэтому мы с удовольствием рассматриваем картины и фотографии с изображением красавиц и красавцев. То же самое будут делать наши дети, как делали праотцы и делаем мы.
Также вспомню произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». Юная и легкомысленная Наташа Ростова очень хорошо пела. Услышав ее голос, люди забывали о своих проблемах. Брат Николай, например, однажды заслушался и отвлекся от тяжелых дум о своем проигрыше. Он словно сбросил с себя этот груз, наполнился жизненной силой и понял, ради чего стоит жить на этом грешном свете. Все гости любили слушать чистый и звонкий голос Наташи. Ее песни звучали искренне. О чем же они были? Конечно, юная дворянка пела романсы о любви и разлуке, нежности и ревности, словом, о взаимоотношениях полов. Это тоже вечная тема, ведь люди всегда были и будут состоять в браке, любить друг друга, заводить семьи. Значит, песни об этом вечны, потому что мы хотим слушать их вновь и вновь.
Таким образом, вечная тема – это то, о чем все люди любят говорить и размышлять, несмотря на то, в каком столетии они родились и жили. Например, любовь, семья, отечество или же война. Все эти явления знакомы и небезразличны каждому из нас, поэтому романы об этом, картины с таким изображениями, гимны и вальсы – все это будет актуально и для наших потомков, которые будут чувствовать то же, что и мы.
Вечные темы в искусстве, сочинение
Искусство – это способ проявления чувств, эмоций человека, когда он превращает это в нечто прекрасное. Есть различные способы выражения красоты: живопись, музыка, архитектура, поэзия, актерское мастерство и другие виды. Все они помогают человеку передать свои эмоции и ощущения другим людям.
Существуют различные темы, которые становятся причиной создания произведений. Но среди всех выделяются вечные идеи, о чем люди будут говорить всегда, как это делали задолго до образования государств и появления официального образования. Среди них можно выделить любовь и ее составляющие, а это: страсть, привязанность, ненависть, влюбленность. Первую тему можно определенно назвать наиболее распространенной в качестве вдохновения. Также, вечными темами являются дружба и предательство, борьба добра и зла, проблема отцов и детей и многие другие.
Искусство – это площадка для развития мысли и воображения. Сколько мир получил талантливых людей лишь по причине того, что их терзали вечные темы. Кто-то был ранен по причине любви или предательства, кто-то столкнулся с непониманием и отторжением, кто-то разочаровался в любимом человеке – все они, по причине высокого эмоционального фона, сотворят произведение искусства, что останется навеки в истории.
Искусство и ремесло: темы к итоговому сочинению 2018-2019
Примерные темы итогового сочинения (изложения) по направлению «Искусство и ремесло» 2018-2019
Важно знать.
Сочинение: Что такое вечная тема в искусстве?
(414 слов) Испокон веков люди интересовались одними и теми же вещами, потому что их души будоражили одни и те же чувства: любовь, привязанность, страсть, ревность, жажда мести, горе, разочарование и так далее. Именно эти темы и являются вечными, потому что всегда и всех касались, касаются и будут касаться в реальной жизни. Значит, вечная тема в искусстве – это универсальные поводы для разговора с читателем, которые занимали умы всех его предков. Чтобы пояснить свое утверждение, приведу примеры.
Первое произведение в качестве примера — «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Художник по имени Бэзил создал невероятно красивый портрет чистого и наивного юноши. Казалось, с полотна на зрителей смотрел небожитель — настолько идеальным он выглядел! Изображением восхищались. Оно как бы возвышало, отражало все лучшее, что было в мире, являлось гимном человеку и красоте. Увы, со временем на картине проступили все нелицеприятные подробности личности натурщика. Юноша на нем старел, а настоящий Дориан Грей оставался молодым. И все-таки портрет оставался великим, но уже иначе: никто не смог бы равнодушно пройти мимо полотна, демонстрирующего человеческие пороки. Секрет величия этой живописи прост: данная работа воплотила в себе вечную тему, волнующую людей, — красоту. Еще наши пращуры восторгались прекрасными представителями своего рода, это чувство восторга живо в наших душах до сих пор, поэтому мы с удовольствием рассматриваем картины и фотографии с изображением красавиц и красавцев. То же самое будут делать наши дети, как делали праотцы и делаем мы.
Также вспомню произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». Юная и легкомысленная Наташа Ростова очень хорошо пела. Услышав ее голос, люди забывали о своих проблемах. Брат Николай, например, однажды заслушался и отвлекся от тяжелых дум о своем проигрыше. Он словно сбросил с себя этот груз, наполнился жизненной силой и понял, ради чего стоит жить на этом грешном свете. Все гости любили слушать чистый и звонкий голос Наташи. Ее песни звучали искренне. О чем же они были? Конечно, юная дворянка пела романсы о любви и разлуке, нежности и ревности, словом, о взаимоотношениях полов. Это тоже вечная тема, ведь люди всегда были и будут состоять в браке, любить друг друга, заводить семьи. Значит, песни об этом вечны, потому что мы хотим слушать их вновь и вновь.
Таким образом, вечная тема – это то, о чем все люди любят говорить и размышлять, несмотря на то, в каком столетии они родились и жили. Например, любовь, семья, отечество или же война. Все эти явления знакомы и небезразличны каждому из нас, поэтому романы об этом, картины с таким изображениями, гимны и вальсы – все это будет актуально и для наших потомков, которые будут чувствовать то же, что и мы.
Всё лучшее, что создано человечеством, является искусством. Именно творение художников, архитекторов, музыкантов и писателей учат нас добру, мудрости, сохраняют нашу человеческую неповторимость и отличают нас от животных. Искусство это творческое отражения действительности художественных образах. Это своеобразное слияние эмоционального и интеллектуального видения мира. Андре Моруа считал, что «Искусство — это попытка создать рядом с реальным миром другой более человечный мир». Я считаю, что писатель прав. Пока живёт искусство – живут человеческие чувства, живёт любовь. А это позволяет утверждать, что искусство – вечно.
В произведении К.Г.Паустовского «Старый повар» повествуется об умирающем старике. Его зовут Иоганн Мейер. Перед смертью он хочет покаяться в грехе, совершённом много лет тому назад. Дочь приводит незнакомого человека с улицы, чтобы тот принял отцовское покаяние. Грех старого повара заключается в том, что тот когда-то украл у хозяйки золотое блюдо, продал, чтобы вылечить умирающую от чахотки жену. Но это не спасло его супругу. Однако вина мучит его до сих пор. И вот теперь, перед смертью, он мечтает увидеть свою любимую Марту, такой, какой он встретил её в первый раз. Незнакомец подходит к клавесину и начинает играть. Звуки музыки наполняют маленькое жилище. Музыка плывёт торжественно и жизнеутверждающе. И старик восклицает с радостью: «Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком». Музыка дарит старику перед смертью освобождение от страдания, она помогает умереть ему с лёгким сердцем. Очень важно, что имя незнакомца Вольфганг Амадей Моцарт. Имя его, его музыка живут спустя столетия и дарят нам радость любви и возможность прикоснуться к вечности.
В рассказе американского писателя О. Генри «Последний лист» мы знакомимся с пожилым художником Берманом, которого терзает осознание даром прожитой жизни. Ему кажется, что он так и не создал истинного шедевра. Именно в такой момент к нему приходит соседка, юная Джонси, и рассказывает о своей подруге, которая умирает. Находясь в депрессии, Сью решила, что она умрёт, как только последний листик с плюща упадёт, оборванный ветром. В ту же ночь разыгралась буря, дождь и ветер безжалостно обрывали последние листья. Утром Сью потребовала, чтобы Джонси открыла окно. Она хотела убедиться, что последний лист исчез. К великому удивлению девушек, лист был на месте. После этого Сью быстро пошла на поправку и уже через день была здорова. А вот старый художник Берман скончался в госпитале, потому что в эту дождливую ночь он создавал свой шедевр: рисовал на ограде лист плюща, развевающийся на ветру. Так художник вернул девушку к жизни, ему удалось создать шедевр.
Сила искусства велика: она может вести на подвиг, может воскресить угасшие чувства, может вернуть к жизни, может помочь людям найти настоящую любовь. Мастера, создавшие когда-то неповторимые произведения искусства, умерли. А их шедевры живут и дарят нам веру в лучшее. Я убеждён, что, пока существует искусство, будет жить человечество. А значит искусство вечно.
Читаемое в разделе:
Ранее опубликованные в разделе:
Новые материалы раздела:
Сочинение «Сила Искусства»
Каждый из нас не раз, наверняка, слышал в окружающем его мире такое выражение «Вот она сила искусства». Что же оно означает?
Искусство окружает нас во всем, будь это музыка или литература, скульптура или живопись… Многие люди часто спорят между собой, в то время как первый скажет: «Сила искусства заключена в архитектуре», другой ему ответит, что «Настоящая сила искусства — это театр». И они оба правы ведь то чувство, которое вызывает в нас поэзия, музыка, живопись, театр, непередаваемо, каждый из видов искусства вносит в нас свой отпечаток, передает нам его таинственную силу, которую вложил туда сам автор.
Человек, познавая мир, открывает для себя различные, словно краски, оттенки эмоций, которые он испытывает в повседневной жизни. А можно ли считать силой искусства, как раз ту самую атмосферу, которую вызывает вокруг нас искусство? Несомненно, человек, читая книги, слушая музыку, будто погружается в тот мир, который преподнес ему автор. Сила искусства велика, и на каждого человека она влияет по-своему. Два разных человека, слушая одну и ту же лирическую композицию, испытывают совершенно разные эмоции, и это нормально, ведь у каждого человека свое мировоззрение, особенное восприятие на окружающую его обстановку.
Великая сила искусства словно врывается в нашу жизнь, применяя различные обличия, становиться частью нашей жизни, она учит нас чувствовать, смотреть на мир со всех сторон, радоваться тому, что преподносит нам жизнь.
Музыка переносит нас в мир композитора, звуки раскрывают всю красоту, все тонкие детали, которые он вложил в мелодию. Перед нами мир, в котором все подчинено одному красоте звучания, разные ноты словно импульсы, разносящиеся по нашему организму и переворачивающие наш мир с ног на голову!
Великие творения авторов в театре встают пред нами с высоко поднятой головой. И каждое мгновение мы рассматриваем по маленькой частице того образа, что нарисовал нам автор, каждую секунду мы все больше узнаем его внутренний мир, каждую минуту мы переносим тот образ в нашу жизнь, и он становиться уже не просто картинкой, он оживает, чувствует, передает всё, что вложил в него автор.
Почему искусство называют вечным? Напишите эссе 100-150 слов
Ответ:
Все произведения искусства называют вечными. А ведь они бывают самыми разными. Это и книги, в которых мы можем прочитать великие творения знаменитых писателей, и памятники истории и культуры, которые создали не менее знаменитые архитекторы, и скульптуры, которые создала рука ваятеля, и картины, над которыми трудились живописцы. Почему же искусство называют вечным?
Любые произведения искусства оказывают действие на человека. Для этого их и создают. Книги – произведения искусства, которые больше всего действуют на читателей. Читая книгу, мы забываем обо всем и переносимся в мир, придуманный автором, становимся чище и лучше, добрее. Помню, когда я прочитала повесть Г. Троепольского: “Белый Бим Черное ухо”, то поняла, что никогда не обижу ни одну собаку.
Все хотя бы раз в жизни ездили на экскурсии, где осматривали памятники истории и культуры. Церкви с колокольнями, дворцы, грандиозные мосты, знаменитые здания – все они замечательные творения великих мастеров, в них живет сама история. Мы смотрим на эти памятники, представляем, какие вкусы были в то время, вспоминаем страницы из жизни людей, которые творили, любили задолго до нас.
Любуясь скульптурами и картинами, невозможно не прочувствовать с автором настроение, с каким он создавал свое произведение искусства. Мы думаем, как автор, нам становятся близки проблемы, волновавшие автора. А уж эстетическую важность невозможно оценить. Глядя на скульптуры и картины, невозможно не восхищаться их красотой, с какой точностью художники изображают пейзажи, рисуют натюрморты, иногда мы сами похожи на людей, которых изобразил художник. Побывав на выставке, потом несколько дней приходишь в себя, все время вспоминая и анализируя картины или скульптуры, такова сила искусства.
Можно еще много писать о произведениях искусства, которые оказывают возвышающее действие на нас, мы под их влиянием становимся гораздо лучше, они навсегда остаются в нашей душе и памяти, поэтому искусство и называют вечным.
Войти на сайт
«Ars longa, vita brevis» – «Жизнь коротка, искусство вечно» – говорили древние. Недавно картина Энди Уорхола «Красный Ленин», принадлежавшая Борису Березовскому, была продана за 200 тысяч.долларов.
«Искусство бесценно», – считают одни. «Всё имеет свою цену», – полагают другие. Прошедшую «ночь музеев» 18 мая 2013 года я провёл в музее нонконформистского искусства на Пушкинской,10. Там я участвовал в работе круглого стола «Мифы и теории в искусстве России 1970-2012 гг.» Модератор выставки известный петербургский искусствовед и куратор Олеся Туркина считает: «Современное искусство в России как Алиса в Зазеркалье вынуждено было бежать в два раза быстрее, чтобы двигаться вперёд…» Зачем же людям искусство?
Это главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Построен в 447-438 годах до нашей эры архитектором Калликратом по проекту Иктина. Парфенон расположен в самой высокой точке афинского Акрополя. На этом месте ещё при Солоне был возведён храм, который разрушили персы при завоевании Афин Ксерксом. В «золотой век» Афин правитель Перикл выдвинул идею восстановления ансамбля Акрополя. Храм строился почти десять лет. Аристотель отмечал, что в поэзии главным является содержание, а не форма. «Из этого видно, — продолжает он свою мысль, — что поэту следует скорее быть творцом фабул, а не метров, поскольку поэт является таковым по подражанию, а подражает он посредством действия». «Поэзия есть нечто более философское и серьёзное, чем история: поэзия выражает более общее, а история — частное». В трактате «Политика» Аристотель писал: «Нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и воевать, а в ещё большей степени — хранить мир и пользоваться досугом, исполнять необходимые и полезные дела, в особенности же — прекрасные». Большое значение Аристотель придавал музыке. Он говорил, что музыка имеет «очищающее» значение (катарсис) наряду с трагедией. В древней Греции искусство служило одновременно и целям развлечения и постижения. Древнейший греческий театр времён античности был построен в святилище Асклепия в Эпидавросе – одном из самых популярных мест врачевания в древней Греции. В античности Эпидаврос был местом исцеления, своеобразным курортом санаторного типа. Театр рассматривался как один из элементов методики оздоровления – своего рода психотерапия.
В детстве я учился в музыкальной школе при консерватории и почитал музыку сильнейшим из искусств, верил в её могущество и целительную силу. Я до сих пор удивляюсь, каким непостижимым образом звуки музыки воздействуют на меня, помогая понять чужие переживания и поразительно точно выражая состояние души. Каким образом музыка вызывает во мне слёзы? Что это за чувство, взрывающее нас изнутри и уничтожающее границы рассудочности? Оно затмевает здравый смысл, заставляя поступать немыслимым образом, делая нас одновременно безумными и счастливыми. Отчего эти звуки так близки и созвучны моим переживаниям? Почему я плачу? Быть может, это игра скрипки создает в душе резонанс, сливаясь с шумом падающих слез? Наверно, у каждого чувства есть своя нота — частота соответствующей вибрации. Да, музыка — она живая!» (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература Является ли искусство всего лишь развлечением для праздной толпы, или это средство постичь мир и сделать его лучше, очистить душу свою? Владимир Соловьёв в работе «Общий смысл искусства» пишет: «Искусство перестаёт быть пустою забавою и становится делом важным и назидательным, но отнюдь не в смысле дидактической проповеди, а лишь в смысле вдохновенного пророчества». «Красота есть только воплощение в чувственных формах того самого идеального содержания, которое до такого воплощения называется добром и истиною». «Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира». «Что такое, собственно говоря, искусство? – размышлял Андрей Тарковский. – Добро или зло? Оно – от Бога или от чёрта? От силы человека или от его слабости? Может быть, оно есть гарантия человеческой общности и картина социальной гармонии? Не состоит ли в этом его функция? Оно – нечто вроде объяснения в любви. Оно – как признание собственной зависимости от других людей. Оно – признание. Неосознанный акт, который, однако, отражает смысл жизни – любовь и жертву». «Мне трудно говорить о том, смогу ли я что-нибудь изменить своим искусством. Чтобы найти способ изменить мир, я должен измениться сам. Я должен сам стать глубже и духовнее. И только после этого я, может быть, смогу принести пользу. А как мы можем рассчитывать на какие-то изменения, если мы сами не чувствуем себя достаточно духовно высокими. » «У меня нет никакого сомнения, в том, что искусство – это долг, то есть, если ты что-то создаёшь, ты чувствуешь, что должен это сделать. Но только время покажет, смог ли я стать медиумом между универсумом и людьми». «Прежде, чем строить концепцию, в частности, взгляда на искусство, надо ответить на другой вопрос, гораздо более важный и общий: в чём смысл человеческого существования? Мне кажется, мы должны использовать наше пребывание на земле, чтобы духовно возвыситься». «Мне пришла мысль, что содержательно искусство есть реакция человека, находящегося на низком уровне, в его стремлении к более высокому уровню. Именно этот драматический конфликт, где одновременно пролегает в сумерках для человеков избранный путь, и есть содержание искусства и художественная форма. А также и материал. Но если художник по-настоящему осознаёт это своё драматическое положение, то материал, из которого делается искусство, становится уже не важен И он пользуется любым вспомогательным средством». «Кроме художественного произведения, – писал Андрей Тарковский, – человечество не выдумало ничего бескорыстного, и смысл человеческого существования, возможно, состоит именно в создании произведений искусства, в художественно акте, бесцельном и бескорыстном. Возможно, в нём как раз проявляется то, что мы созданы по подобию Бога». Гений сюрреализма Сальвадор Дали признавал: «Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключён в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, нарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия». Когда Сальвадор Дали ответил согласием на предложение создать музей его имени, он поставил условие, что там не будут проводить экскурсий. Он не хотел, чтобы кто-то навязывал свои представления о его творениях. «Я сам не понимаю своих произведений…» «Наше время – эпоха пигмеев, – говорил Дали. – Остаётся только удивляться тому, что гениев ещё не травят, как тараканов, и не побивают камнями». «В наше время, когда повсеместно торжествует посредственность, всё значительное, всё настоящее должно плыть или в стороне, или против течения». Говорят, в последние годы Дали продавал чистые полотна со своей подписью. Он презирал «ценителей живописи», называя их «идиотами». В фильме Такеши Китано «Ахиллес и черепаха» художник и его агент весьма откровенно и цинично говорят о том, как продать меценату очередную мазню: «скажи ему, что это импрессионизм, он купит». «Художник и покупатель это двое сумасшедших: один, не зная зачем, пишет картину, другой, не зная зачем, её покупает». (Борис Борщ) В фильме «Ночь в музее» дети никак не реагируют на рассказ учительницы о картине, пока она не называет цену произведения – миллион долларов! Только тогда они смотрят на картину с восхищением. Если искусство это то, что пользуется спросом, то можно ли назвать искусством то, что никто не хочет покупать? В галерее современного искусства «Эрарта» я задал вопрос о ценности искусства известному кинорежиссёру Александру Сокурову.
При всей условности искусства, споры и конфликты по поводу художественных произведений не утихают. Недавно Пушкинский музей потребовал передать часть коллекции импрессионистов из Эрмитажа с целью воссоздать музей современного западного искусства в Москве. Бывая в Эрмитаже, я по привычке всегда поднимаюсь на третий этаж, где выставлены импрессионисты. Не только питерцы, но и любители искусства со всего мира специально приезжают в Петербург, чтобы любоваться этой коллекцией. А чтобы полюбоваться статуей Венеры Милосской (богини любви Афродиты) люди со всего мира приезжают в парижский Лувр.
Статуя богини любви Афродиты сделана из белого мрамора и относится к середине II века до нашей эры. Поскольку база с подписью автора утрачена, авторство приписывается Праксителю (350 год до н.э.). Говорят, что Венера – «тайна при ярком свете». Почему эту скульптуру назвали именем богини любви? Потому что красота вызывает любовь? Или потому что красота символ совершенства? Но что есть красота? Красота вещь необъяснимая — как морозный узор на стёклах. Что делает красивыми снежные торосы: мастерская ветра или наше воображение? И почему они кажутся нам прекрасными? Только потому, что соответствуют нашим представлениям о совершенном? Но откуда в нас эти представления о совершенном? Может ли искусство свести с ума? Примеров тому множество. Композитор Чюрлёнис, художник Врубель, скульптор Камилла Клодель и множество других примеров, доказывающих, что гениальность и помешательство весьма близки. Искусство – великая сила, оно может возвысить душу, но может её и разрушить, как это случилось с Камиллой Клодель: «дар, отпущенный ей природой, привёл её к несчастью». Стоит ли искусство того, чтобы ради него жертвовать своей жизнью? Для настоящего художника это не вопрос. «Нужно служить, отдавать себя в жертву искусству», – считал Андрей Тарковский. – «По-моему, искусство существует только потому, что мир плохо устроен». Настоящее искусство творится бескорыстно. И хотя подчас за деньги, но НЕ РАДИ ДЕНЕГ! Флорентийский торговец шёлком Франческо дель Джокондо, заказавший портрет своей третьей жены Лизы у Леонардо да Винчи, отказался забирать готовую картину. Будто бы потому, что Мона Лиза оказалась беременна и у неё случился выкидыш. Зато Леонардо да Винчи считал «Джоконду» своим любимым творением, и никогда с ним не расставался. Что только не видят в загадочной улыбке Моны Лизы: и автопортрет самого Леонардо, и зашифрованный лик Христа, и образ вечной женственности. Кому же улыбается Джоконда?
Думаю, что феномен загадки улыбки Джоконды всего лишь проявление такого психологического явления как конформизм. Когда 9 человек из 10 говорят, что улыбка загадочна, оставшийся один, как правило, склонен соглашаться, что «чёрное это белое». В этом и заключается феномен конформизма. Самый яркий пример – творчество Энди Уорхола. Сколько бы мне ни говорили, что его творчество гениально, я не вижу в нём ничего, кроме распиаренной рекламы. Энди весьма успешно использовал и тиражировал образ Джоконды по принципу: одна баночка колы не искусство, а много баночек на картине уже шедевр. Человек существо программируемое. Что ему внушишь, тому он и будет поклоняться. Произведения искусства считаются отличным вложением средств, поскольку в условиях инфляции они не обесцениваются, а только дорожают. Но какое произведение является искусством, до их пор вопрос дискуссионный. Достаточно вспомнить, как долго не хотели признать искусством живопись импрессионистов. И таких примеров множество. Для кого-то и куча дерьма в золотой рамке искусство. Иногда художники пытаются создать нечто такое, что не может быть приобретено в качестве материальной ценности. Например, перфоманс. Это всего лишь представление, после которого ничего не остаётся кроме идеи, его нельзя ни купить, ни продать. Когда первобытный человек создавал наскальные рисунки, он не задумывался, что это назовут искусством. Возможна ли сегодня такая практика, которая в будущем будет признана искусством? Недавно я побывал в галерее «Скороход», созданной в бывших цехах известного производства обуви. Философ Александр Секацкий и антрополог Николай Грякалов рассуждали о проблемах современного искусства.
Искусство занимается не изобретением форм, а поимкой сил. Искусство это конструирование нового языка. Искусство – это некий ритуал, то, чего не делать нельзя, без чего мир развалится. Я считаю, что истинное творчество — всегда восстание, истинный художник — всегда революционер. Потому что искусство — это протест против цивилизации! Художник тем и нравится, что бросает вызов обществу своим творчеством, своим образом жизни. Ведь привлекает то, на что сам не способен. Писатель должен говорить то, в чём страшно признаться читателю. В конечном итоге, интересует даже не само произведение, а личностный подвиг его создателя, личность самого творца! «Каждый — художник на пути к освобождению социального организма».
Сальвадор Дали написал формулу, обеспечивающую достойную жизнь людей: «У человека должны быть ограниченные материальные потребности и безграничные – духовные. Только так можно достойно прожить каждому из нас и всему человечеству». Для меня лично произведением искусства является то, что вызывает катарсис, очищает душу, заставляет задуматься о вечном, побуждает совершать добрые поступки и творить любовь – всё, что преображает человека. «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты…» Слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому, который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна». Я всегда мечтал воочию увидеть «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, и мечта моя сбылась.
Комментарии (1)
Сварка
13.01.2019 в 04:11 |
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.