что такое вечернее богослужение в православной церкви
Вечерня
Вече́рня – общественное богослужение, совершаемое в вечерние часы (в праздничные дни соединяется вместе с утреней в составе всенощного бдения (всенощной)).
Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня – под праздники и воскресения.
В чин великой вечерни входят: благословение; пение предначинательного 103-го псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм); великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на «Господи воззвах», догматика; вход с кадилом; пение «Свете тихий» – гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паремии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…» (в праздники совершается лития), пение стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона «Ныне отпущаеши» ( Лк.2; 29-30 ); трисвятое: молитва Святой Троице; «Отче наш»; «Богородице Дево, радуйся»; тропари; отпуст.
На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, а не поется, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трех псалмов читается рядовая кафизма.
Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением.
Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу.
Церковная служба — виды, содержание, значение
Узнайте все самое интересное и полезное о церковной службе, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Православное богослужение — что это
Молитва, как частная, так и общественная (церковная служба), является одной из важнейших обязанностей человека по отношению к своему Творцу и Благодетелю. Она основана на осознании своего долга перед Богом, своей немощи без Него. Первое упоминание об общественной молитве находим в книге Бытия:
«у Сифа родился Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт. 4:26).
Помимо молитвенного обращения к Богу, общественное богослужение содержало различные обряды, жертвоприношения (Быт. 4:3-4) и совершалось в определённых местах. Впоследствии и содержание, и порядок богослужений менялись в соответствии с нуждами людей и особенностями времени. Возглавлялась служба священниками. Писание упоминает священников Мелхиседека, Иофора, далее — Аарона и его преемников.
Церковная, то есть совместная, молитва воспитывала в человеке благоговение к Богу, укрепляла веру. Богослужение открывало перед духовным взглядом человека тяжесть греховного падения, но внушало и надежду прощения, возвращения утраченного общения с Богом.
Новозаветное богослужение не содержит жертвоприношений животных, характерных для религии Ветхого Завета. Служба совершается в храме и имеет свою главную составную часть — Литургию.
Порядок богослужения в Православной Церкви
Современное церковная служба имеет свой суточный круг, состоящий из девяти последований:
Каждая из частей суточного круга имеет свой смысл и служится в соответствии с Уставом богослужения. Помимо будничных суточных служб есть праздничные службы. Устав разделяет праздничные службы на следующие: всенощное бдение, полиелейная служба, славословная и шестеричная службы. Церковная служба двунадесятых и великих праздников, а также воскресная служба включают всенощное бдение. Церковный день по древней традиции начинается с вечера.
Вечерня
Вечерня символизирует нашу молитвенную «жертву вечернюю» Господу и по Уставу должна начинаться после захода солнца. В этой молитве мы благодарим Бога за прошедший день, просим Его о прощении наших согрешений, и просим Его благословения на наступающий вечер.
Вечерней начинается суточный круг, она символизирует начало нашей истории. Начинается с чтения 103-го псалма, повествующего о сотворении мира Богом. В случае всенощного бдения совершается торжественное пение указанного псалма при открытых Царских вратах и сопровождается каждением. Мы вспоминаем блаженство человека в раю, его единение с Богом, гармонию всего сущего. Затем пение заканчивается, и врата закрываются, что означает изгнание прародителей из рая за согрешение. Следует Великая ектения, показывающая, что после грехопадения человеку положено трудиться и в молитве испрашивать у Бога всё необходимое. Далее следуют стихиры «Господи, воззвах», символизирующие плач и молитву падшего Адама, начало нашей истории в стране изгнания.
В случае бдения или полиелея совершается вечерний вход. Он символизирует приход в мир Искупителя, пророчества ветхозаветных праведников о Нём. Затем читаются праздничные паремии — отрывки из Ветхого Завета.
Далее следуют ектении и стихиры. Заканчивается Вечерня пением «Ныне отпущаеши…», знаменуя наступление новозаветного периода.
Повечерие
Повечерие по традиции служилось перед отходом ко сну. Помимо молитвенного прошения Божия благословения на сон грядущим, по слову Святых Отцов, содержит благочестивые размышления о времени покоя во гробе тела Господа нашего Иисуса Христа.
Полунощница
Полунощница символизирует постоянную готовность верующих к приходу Судии. Время её совершения — полночь. При этом также вспоминается усиленная ночная молитва Спасителя в Гефсиманском саду перед Крестными страданиями. Церковь призывает христиан подражать святым ангелам в непрестанном славословии Бога. Как повечерие, так и полунощница состоят из подобранных псалмов и молитв.
Утреня
Перед рассветом нового дня совершается Утреня. Мы просим Божиего благословения и помощи на предстоящий день. Вспоминается единство Церкви небесной и земной, молящиеся обращаются к святым с просьбами о помощи.
Утреня символизирует новозаветную историю человечества. Характерной её особенностью является начальный возглас священника «Слава Святей Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице…!».
Затем идёт шестопсалмие, последование из шести избранных псалмов, символизирующее плач кающегося грешника, а также тайну Вифлеемской ночи.
Кафизмы Псалтири, напоминающие нам о крестных страданиях Спасителя.
В случае бденного и полиелейного порядка службы основной торжественной частью утрени является полиелей с пением величания, чтением Евангелия и помазанием прихожан святым елеем. Полиелей, следующий после кафизм, знаменует Воскресение Христово.
Канон, состоящий из 9 песней в честь праздника или святых дня.
Существенной частью является великое славословие (благодарность Богу за все Его милости), которое либо поётся, либо читается.
Сугубой и просительной ектениями завершается Утреня.
Часы — это краткие церковные последования, состоящие, чаще всего, из трёх псалмов и нескольких молитв, в память о священных событиях.
1-й час совершается сразу после Утрени, символизирующий предание Спасителя на суд первосвященников.
3-й час совершался около 9 утра по нашему времени. Вспоминается суд у Пилата и страдания Спасителя.
6-й час соответствует нашему полдню. Совершается в память распятия Спасителя.
Божественная Литургия
Литургия — это главная церковная служба. Она является центром всего суточного круга. Литургия совершается в «воспоминание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Христос принёс Себя в жертву правосудию Божию за грехи рода человеческого, после чего уже не нужны все ветхозаветные приношения животных. Подобно тому, как те жертвы были лишь в ожидание Крестной Жертвы, нынешняя Литургия совершается в памятование об уже свершившейся Жертве. Главная цель Литургии — наше участие в Жертве, живое переживание её.
Совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Чаще всего в течение года служится Литургия Иоанна Златоуста. Литургии Василия Великого совершается лишь несколько раз в году. Это случается в дни, требующие особенного молитвенного настроения. Она отличается от Литургия Иоанна Златоуста содержащимися в ней тайными и гласными молитвами священника, и их относительной продолжительностью.
Ход Литургии
Вслед за возгласом «Благословенно Царство…», свидетельствующим, что вкушение Небесной трапезы существенно важно для нашего спасения, следуют ектении и пение псалмов, вновь напоминающие нам о ветхозаветном ожидании Мессии.
Малый вход с Евангелием. Он символизирует выход Спасителя на проповедь Евангелия (Мф. 4:17). После нескольких тропарей следует чтение из Апостола и Евангелия.
Ектении, сугубая и заупокойная, в них мы просим Бога о наших нуждах душевных и телесных, о здравии живых и о упокоении усопших.
Далее следует Херувимская песнь, во время которой совершается Великий вход с будущими Дарами. Он знаменует выход Спасителя на Крестные страдания за род человеческий. Заходящие в алтарь священник с диаконом символизируют праведных Иосифа и Никодима, погребающих святое Тело Спасителя.
Затем просительная ектения и общее пение Символа веры после чего начинается самая важная часть Литургии — Евхаристический канон. Он включает в себя священные возглашения священника от лица Спасителя, тайные молитвы и протяжное пение.
Просительная ектения и пение «Отче наш…», мы просим Господа даровать нам честь причастия Святых Даров.
После возгласа «Святая святым» начинается причастие сначала духовенства, затем мирян.
Завершается Литургия прошениями о достойном сохранении полученного Дара. Весь суточный круг богослужения приготовляет нас к самому главному моменту — принятию Святых Христовых Тайн.
Литургия Преждеосвященных Даров
Литургия Преждеосвященных Даров отличается тем, что во время неё не совершается Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. причастие совершается прежде заготовленными Дарами. Она служится только в некоторые будние дни Великого поста, гармонично соединена с Вечерней и имеет особое покаянно-утешительное настроение. Вместо чтений Апостола и Евангелия следуют ветхозаветные паремии, а вместо Евхаристического канона — умилительное последование «да исправится молитва моя…».
На практике вечерняя служба в церкви состоит из 9-го часа, Вечерни, Утрени и 1-го часа. Повечерие и Полунощница совершается в основном в монастырях. Утренняя служба в церкви включает 3-й, 6-й часы и Литургию.
Церковная служба: особенности в разные периоды года
Следует обратить внимание на имеющиеся особенности во время Великого поста, Пасхальной недели и некоторых дней года.
На период Великого поста в будние дни все службы удлиняются. Добавляются кафизмы Псалтири (на Утрени и на часах), поются Библейские песни. Само пение слышится в церкви меньше, в основном чтение, соответствующее покаянному характеру дней поста. Постовое богослужение содержит коленопреклонения и земные поклоны на каждом последовании суточного круга. Уникальный смысл имеют богослужения Страстной седмицы. Каждый день этой недели имеет свой священный смысл и уникальные элементы в богослужении.
Светлая (Пасхальная) седмица сообщает богослужениям торжество и радость о Воскресшем Христе. Все службы состоят исключительно из пения! Во всю Светлую седмицу не читаются псалмы, все каноны заменяются на пасхальный канон. На часах Повечерии и Полунощнице место псалмов также поются пасхальные песнопения. Богослужения этой недели намного короче обычного. Все они сопровождаются радостными возгласами: «Христос воскресе!», на что прихожане отвечают: «воистину воскресе!»
Следует отметить дни, когда служатся Великие, или Царские часы. Это — Навечерие Рождества Христова и Богоявления и Великая Пятница. Помимо особых псалмов в часы добавляются чтения Ветхого Завета, Апостола и Евангелия.
Православная служба наполнена красотой и гармоничностью. Оно научает христианина всем благочестивым чувствам и навыка. И главным образом — благодарению, покаянию и молитве.
Схемы вечерней службы и сколько она длится, пояснения и тексты
Церковные службы – это то, для чего строятся православные церкви. Каждый день в храме проходят служения – вечерние, утренние и дневные. При этом, основываясь еще на традициях Ветхого Завета, началом суток в храме считается шесть вечера, поэтому сутки начинаются именно с вечерней службы. Давайте разберемся, каким образом проходят службы в храмах в разные дни недели.
Расписание и виды богослужений в православной церкви
Церковь открывается ранним утром. Вечерняя и утренняя службы проводятся по воскресеньям и православным праздникам. Начинается утренняя служба, как правило, в семь-восемь часов утра. Начало вечерней литургии приходится на семь-восемь часов вечера. Ночное богослужение проводится только в крупные праздники, такие как Крещение и Пасха.
Длительность службы зависит от масштаба торжества. Каждый из дней недели в христианском календаре посвящен определенному событию. Каждое из служений, в свою очередь, состоит из трех частей.
Воскресенье
Богослужебная неделя начинается именно с воскресной службы. Воскресенье является еженедельным праздничным днем, в который принято отмечать воскрешение Христа Спасителя. Этот день также называют малой Пасхой.
В православных писаниях воскресенье часто называют словом «неделя». Связано это с тем, что в этот день не принято заниматься житейскими делами, а посвящать его следует молитве и чтению духовных книг.
Понедельник
В понедельник в храме прославляют ангелов, ближайших божьих слуг, созданных еще до человека. Ангелы – это бесплотные духи, однако иногда Господь дает им явиться в телесном обличие, чтобы открыть людям волю Божью. В некоторых монастырях принято соблюдать понедельничный пост. Ангелы почитаются особым образом, так как монахи, подобно им, посвящают свою жизнь служению Господу.
Вторник
Во вторник церковь прославляет праведников Ветхого Завета, которые своей верностью Господу поспособствовали появлению на свет Спасителя. В частности, прославляется святой Пророк, Предтеча и Креститель Спасов Иоанн.
Иоанн являлся ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавшим его пришествие. Сам при жизни являлся аскетом, живущим в пустыне, и совершал омовения иудеев, что впоследствии стали называть таинством крещения. Считается последним из пророков-предвестников Мессии.
Среда
В среду принято вспоминать апостола Иуду Искариота, предавшего Иисуса Христа за тридцать серебряников, тем самым обрекая его на верную гибель. В православной церкви среда является днем поста. Большинство песнопений в этот день посвящены Животворящему Кресту и Пречистой Богородице.
Считается, что Иисус умер за грехи людские, будучи сам человеком, чтобы дети Божьи были избавлены от вечной смерти и имели возможность войти в Божье Царство. Также в среду вспоминают Тайную Вечерю, в которую Господь поведал своим ученикам тайны крестной смерти и Воскресенья.
Четверг
В этот день седмицы традиционно прославляются апостолы, проповедовавшие Слово Божие по миру и поспособствовавшие тому, что многие люди обратили свои сердца к Иисусу Христу. Апостолы умерли смертью мучеников, и после их кончины христианская вера распространилась по миру, а количество людей, принявших христианство, постоянно росло.
В частности, олицетворением апостолов является Николай Чудотворец. Николай славился, как покровитель мореплавателей, умиротворитель враждующих, защитник незаконно осужденных и избавитель от случайной гибели. В современной российской церкви Николай Чудотворец считается самым почитаемым святым. Ему посвящена большая часть церковных пений в четверг.
Пятница
Суббота
В последний день седмицы Православная церковь вспоминает всех святых. Особым образом в субботней службе почитается Пресвятая Дева Мария, Матерь Божья. В субботу принято поминать усопших, а также самого Иисуса Христа, его пребывание во гробу и победу над смертью. Вспоминаются все рабы Божьи, покинувшие наш мир и наслаждающиеся блаженством в мире небесном.
По окончании седмицы недельный богослужебный цикл завершается и начинается заново, тем самым возвращая нас все к тем же событиям, позволяя глубже и глубже постигать духовный мир.
В будние дни
В большинстве православных церквей ежедневно в будни не совершаются вечерние и дневные литургии. По будням проводятся только утренние служения. В некоторых же храмах служения проходят каждый день. Во время Великого поста будничные литургии принято проводить только в среду и в пятницу, а в субботу и воскресенье они проходят, как и всегда. Во многих церквях великопостные будничные службы проводятся во второй половине дня.
Порядок службы в храме с пояснениями
Перед непосредственно самым началом проведения литургии прихожане оставляют записки с именами близких, живых и ушедших. Само богослужение состоит из нескольких этапов, идущих традиционно в определенной последовательности.
Начинается служение с чтения Часов. Священник совершает проскодимию. Заготавливаются вино и хлеб, которые символизируют кровь и плоть Христа Спасителя. Параллельно происходит чтение молитв за живых и ушедших. Из хлеба извлекаются частицы, символизирующие членов церкви, а вино смешивают с водой. Пять частиц хлеба раскладывают на блюдце, рядом ставится звездица и накрывается покрывалом. Выходит священник с кадилом, которое традиционно символизирует Божественную Любовь и Святой Дух.
Часы заканчиваются, и начинается следующий этап – литургия Оглашенных. Прославляется Святая Троица. Священник с дьяконом выходят перед иконостасом. Читается святое Евангелие.
Следом за литургией Оглашенных идет литургия Верных. Дары Христовы – вино и хлеб, переносятся на престол. Священник выходит с чашей перед иконостасом и произносит молитву. Начинается «Святое возношение». Поется «Отче наш». Далее начинается причастие. Первыми делом причащаться идут священнослужители, после них – прихожане храма.
Когда проводят ночные литургии
Помимо утренних, дневных и вечерних богослужений существуют ночные службы, которые проводятся только в самые крупные праздники – на Пасху и Рождество. При этом длятся такие службы значительно дольше, чем обычные. Иногда длительность доходит до двух часов. Сам процесс литургии при этом проходит, как и в другие дни, но богослужение получается долгим из-за того, что перед ним проводится Всенощное бдение.
Правила поведения
В церкви, во время того, как проходит служение, вести себя следует спокойно и тихо. Приходить к службе следует за десять-двадцать минут, чтобы успеть совершить поклон Христу. Следует соблюдать тишину, нельзя жевать резинку. Руки во время литургии должны быть свободны, их не следует держать в карманах.
Мужчинам перед приходом в помещение церкви предписано снимать головные уборы, женщинам же, наоборот, следует носить в церкви платок. Подпевать хору следует тихо. За маленькими детьми нужно следить, чтобы они не бегали и не шумели в храме, чтобы не мешать проведению службы. Обязательно отключайте мобильные телефоны – громкие звуки не должны отвлекать и мешать священнослужителям и прихожанам.
Продолжительность
Длительность службы по времени зависит, прежде всего, от ее типа, от распевок, от количества прихожан, совершающих исповедь и причастие. Как правило, литургия идет от полутора до трех-четырех часов. Всенощное бдение может длиться от двух с половиной вплоть до восьми часов.
Схема суточного круга
Существует определенная, традиционно установленная последовательность богослужений внутри одного дня. В христианской традиции эту последовательность принято называть суточным кругом богослужений.
Полностью круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого часов, литургии. Этот порядок может определенным образом меняться во время Великого поста.
Во время больших православных тожеств, а также по воскресеньям, объединяются вечерняя, утренняя служба вместе с первым часом. Это называется Всенощным бдением. В большинстве современных храмов девятый час, повечерие и полунощница не проводятся.
Вечернее богослужение в православной церкви, что входит
В состав вечернего богослужения входят 9-й час, вечерня и повечерие.
Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу в девятый час (Мф. 27, 46-50). Служба 9-го часа установлена в воспоминание предсмертных страданий и смерти Спасителя, а заповедь совершать молитву в этот час изложена в Апостольских постановлениях. Псалмы к службе избраны святым Пахомием Великим († 348), а тропари и молитвы, читаемые на 9-м часе, написаны святым Василием Великим (329-379).
Девятый час совершается обычно перед вечерней. И хотя по Уставу его полагается соединять вместе с ней, он относится к богослужению прошедшего дня. Поэтому, если нужно отслужить Божественную литургию в день, перед которым не совершалось церковной службы, богослужение накануне литургии начинается не 9-м часом, а вечерней и повечерием, а 9-й час прочитывается на следующий день перед литургией, после 6-го часа. В таком порядке перечисляются дневные службы церковные в «Учительном известии».
Девятый час совершается обычно в храме, но иногда его разрешается отправлять в притворе, как говорится об этом в 1-й и 9-й главах Устава. В дни Великого поста он совершается в храме.
Творение мира началось вечером (Быт. 1, 5). Поэтому в вечернем богослужении Святая Церковь прежде всего прославляет Бога как Творца и Промыслителя за блага творения и промышления о человеке, напоминает о грехопадении наших прародителей, побуждая верующих к осознанию своих грехов и молитве ко Господу о их прощении. Сближая вечер дня с вечером нашей жизни, Святая Церковь напоминает о неизбежности для человека смерти и призывает к святости жизни.
Современный состав вечернего богослужения в главных своих частях носит печать глубокой древности: в Апостольских постановлениях (кн. II, 59; VIII, 35) вечернее богослужение изложено в чертах, очень сходных с современным порядком. В них заповедано епископу созывать народ при наступлении вечера. Святой Василий Великий упоминает об обычае приносить благодарение Богу при наступлении вечернего света как о древнем и говорит, что, хотя имя творца вечерних хвалений осталось неизвестным, народ, вознося их, повторяет древний глас.
Вечерня бывает вседневная, малая и великая.
Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицы Великого поста. Устав о вседневной вечерне, совершаемой не в Великий пост, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе (гл. 9). Устав о вседневной вечерне, совершаемой в Великий пост, находится в последованиях вечера Сырной недели и понедельника 1-й недели Великого поста (см. Типикон, Часослов, Следованную Псалтирь).
Малой вечерней называется сокращенная вседневная вечерня. На ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, стихословия Псалтири, малой ектении, поется не более четырех стихир, из ектении «Помилуй нас, Боже» произносится всего четыре прошения, опускается ектения «Исполним вечернюю молитву», и вместо великого бывает малый отпу́ст. Малая вечерня совершается только перед бдением, начинающимся вечерней. Перед бдением, начинающимся повечерием, малой вечерни не бывает. Устав о малой вечерне находится в Служебнике (не во всех изданиях), в Октоихе и в Типиконе, глава 1.
Повечерие бывает малое и великое.
Малое повечерие совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста и некоторых других, когда положено совершать великое повечерие. Последование малого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири.
Великое повечерие совершается отдельно от утрени и в соединении с ней. Отдельно от утрени великое повечерие совершается во вторник и четверток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе; в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого поста, за исключением среды и пятницы 5-й седмицы; в понедельник и вторник на Страстной седмице. В соединении с утреней великое повечерие совершается накануне храмовых праздников, если они случатся в седмичные дни Великого поста, которые не следуют за праздником, а также 5 января, 24 марта и 24 декабря.
Устав о великом повечерии находится в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе на указанные дни.