что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды

Вариативность развивающей предметно — пространственной среды старшей группы компенсирующей направленности.

что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Смотреть фото что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Смотреть картинку что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Картинка про что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Фото что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды юлия решетова
Вариативность развивающей предметно — пространственной среды старшей группы компенсирующей направленности.

Развивающая предметно-пространственная среда – это окружающее ребенка образовательное пространство (пространство Организации, Группы, территории, прилегающей к ней или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы и содержащее материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста. (слайд2)

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Вариативной

Безопасной. (слайд 3)

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

• реализацию различных образовательных программ,

• возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,

• двигательную активность детей,

• возможность для уединения,

• возрастные особенности детей,

• национально-культурные и климатические условия

Подробнее остановимся на ВАРИАТИВНОСТИ развивающей среды.

Согласно ФГОС дошкольного образования вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей предметно – пространственной среды, которая предполагает наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. (слайд 4)

Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установление такой связи между пространствами, «когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы» (большой энциклопедический словарь). В условиях дошкольного образования это проявляется в том, что среда в разных группах должна, с одной стороны, иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой – постепенно дополняться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения.

Вариативность среды предполагает:

• наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. (слайд 5)

При организации вариативной развивающей среды, обеспечивающей преемственность от группы к группе,мы учитывали следующие факторы:

-возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства (есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту);

-особенности развития игровой деятельности (каждый этап этого процесса имеет свою специфику);

-скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка (резкое изменение социальной ситуации требует обновления элементов среды);

-особенности контингента детей группы (сфера интересов и потребностей каждого ребенка, типологические и полоролевые различия детей);

-специфика педагогических задач в тот или иной период (программные задачи в рамках инновационной деятельности);

-особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы (руководство игрой, управление детской активностью, характер взаимодействия с дошкольниками).

Каждый из этих факторов имеет решающее значение при создании вариативной, преемственной от группы к группе развивающей среды в ДОО.

Вариативность развивающей среды нашей группы обеспечена за счет включения в «традиционную предметную среду» (наличие уголков, закрепленных зон и т. п.) дополнительных элементов или схем ее организации, реализуемых в рамках педагогических систем, получивших мировое признание и многолетнюю апробацию в практике дошкольного образования. Подобные системы представлены педагогическими зарубежными концепциями, например, М. Монтессори, Ф. Фребеля, Р. Штайнера (Вальдорфская педагогика, а также отечественными – М. Н. Поляковой, Н. М. Крыловой, Н. А. Коротковой, Т. Н. Дороновой и др.

В нашей группе, мы применили разработанную Н. А. Коротковой и Т. Н. Дороновой рамочную конструкцию целостной полифункциональной предметно – пространственной среды групп старшего дошкольного возраста. Развивающая среда в нашей группе предусматривает три сектора:

Активный, спокойный и рабочий. (слайд 6)

Активный сектор,включающий в себя:

— центр сюжетно – ролевых игр (слайд 7)

— центр двигательной деятельности (слайд 8)

— центр конструирования (слайд 9)

— центр музыкальный (слайд 10)

— театрализованной деятельности (слайд 11)

— уголок художественной литературы (слайд 12)

— уголок уединения «Разноцветный зонтик» (слайд 13)

— уголок природы (слайд 14)

-центр познавательной и исследовательской деятельности (слайд 15)

— центр продуктивной и творческой деятельности (слайд 16)

— речевой уголок «В гостях у Говоруши» (слайд 17)

Требование вариативности в этой концепции обеспечивается трансформацией пространства и наполнением зон, их расширением или удалением при необходимости.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда в нашей группе становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда нашей группы является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Прикреплённые файлы:

Особенности предметно-развивающей среды в работе с детьми в группе компенсирующей направленности и логопедическом кабинете Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, ставит важным критерием оценки деятельности дошкольной организации.

Вариативность предметно-пространственной среды, её трансформируемость и полифункциональность Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГОС означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на.

Индивидуализация предметно-пространственной среды в старшей группе общеразвивающей направленности ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 8 «НЕЗНАЙКА» Роганова Г. В. Все дети, как известно, разные, и каждый.

что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Смотреть фото что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Смотреть картинку что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Картинка про что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Фото что такое вариативность развивающей предметно пространственной средыОбогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Макеты Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора.

что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Смотреть фото что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Смотреть картинку что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Картинка про что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Фото что такое вариативность развивающей предметно пространственной средыОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в старшей разновозрастной группе «Центр познания».Деятельность по расширению представлений детей об окружающем мире Проектная деятельность. Максимальный уровень.

Представление развивающей предметно-пространственной среды первой младшей группы Возраст детей с 2 до 3 лет – является важнейшим этапом в развитии ребенка. В этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми,.

что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Смотреть фото что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Смотреть картинку что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Картинка про что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Фото что такое вариативность развивающей предметно пространственной средыСоздание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Предлагаю вашему вниманию развивающую предметно-пространственную среду нашей старшей группы «Подсолнухи». Вопрос организации развивающей.

Представление группы на конкурсе развивающей предметно-пространственной среды В нашем детском саду состоялся конкурс «Организация развивающей предметно-пространственной среды». Наше представление РППС. Воспитатели:.

Источник

Вариативность предметно-пространственной среды, её трансформируемость и полифункциональность

что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Смотреть фото что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Смотреть картинку что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Картинка про что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Фото что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды Татьяна Гукк
Вариативность предметно-пространственной среды, её трансформируемость и полифункциональность

Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГОС означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходима та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.

1. Насыщенность

Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения, различными материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием.

Предметное содержание выполняет информативные функции об, окружающим мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки и оборудование разнообразны.

Игры – разной степени сложности, что обеспечивает высокий развивающий потенциал. Использование гендерных игр и игрушек для девочек и мальчиков.

Учитываем индивидуальные особенности детей, применяем игры разного уровня сложности.

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействий с предметно пространственным окружением и возможности самовыражения детей.

2. Трансформируемость

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации,

в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. (Столы трапеция, ромашка, квадратные, прямоугольные, лепестки)

За счет кроватей трансформеров пространство спальной комнаты используем для двигательной активности и индивидуального развития.

Центры активности легко трансформируются в зависимости от образовательной ситуации.

Оперативное изменение пространства необходимо для полноценного функционирования развития предметно – пространственной среды.

Например: на месте природного уголка организовать можно (лаборатория творческая, мастерская, музей, путешествие).

В группах имеются природные уголки – трансформируются, в лабораторию могут, патриотический уголок, выставка детского творчества.

В образовательном процессе возможна, трансформировать столы (объединять, индивидуально).

В спальнях позволяет использовать пространство для двигательной активности детей, для индивидуальной работы.

3. Полифункциональность

Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, детской мебели, мягких модулей, мобильные книжные полки, игровые маркеры.

Учебную доску используем для рисования маркерами, составления узоров, выставка детских работ.

Все игровые средства используются в коллективных играх, в том числе с участием взрослого.

Например: Игровые маркеры могут использоваться в детской игре по замыслу ребенка (Магазин, банк, автобус из стульчиков).

4. Доступность

ФГОС учитывает доступность для дошкольников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;(Музыкальный зал, изо студия, кабинет учителя- логопеда, кабинет педагога – психолога, музей ДОУ, игровые площадки, спортивный зал.)

свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5. Вариативность

Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств разнообразных материалов, игр игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей.

Группы детского сада условно разделены на центры активности: центр литературы, науки и природы, художественно – эстетический, центр математики.

Благодаря высокому развивающему потенциалу, игровые средства используются для детей с различными уровнями развития. Чем выше потенциал, тем выше развивающая возможность.

6. Безопастность

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

С целью организации содержательной деятельности дошкольников, на воздухе оборудованы прекрасные теневые навесы отвечающие требованиям САНПина.

Вариативность предметно – пространственной среды и ее трансформируемость и полифункциональность дает возможность дошкольникам самостоятельно организовать собственную деятельность, проявляют познавательную активность и интерес.

Источник

Консультация: Обеспечение вариативности развивающей среды для детей дошкольного возраста

что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Смотреть фото что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Смотреть картинку что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Картинка про что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды. Фото что такое вариативность развивающей предметно пространственной среды

Обеспечение вариативности развивающей среды

К сожалению, для большинства современных детских садов актуальна проблема «похожести», «одинаковости» всех групповых помещений, что не соответствует вышеизложенным положениям.

При организации вариативной развивают среды, обеспечивающей преемственность от группы к группе, следует учитывать следующие факторы:

— возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства (есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту);

— особенности развития игровой деятельности детей (каждый этап этого процесса имеет свою специфику);

— скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка (резкое изменение социальной ситуации требует обновления элементов среды);

— особенности контингента детей группы (сфера интересов и потребностей каждого ребенка, ти­пологические и полоролевые различия детей);

— специфика педагогических задач в тот или иной период (программные задачи или задачи в рам­ках инновационной деятельности);

— особенности индивидуального стиля деятельно­сти педагогов группы (руководство игрой, управ­ление детской активностью, характер взаимодей­ствия с дошкольниками).

Каждый из этих факторов имеет решающее зна­чение при создании вариативной, преемственной от группы к группе развивающей среды в ДОО. Рас­смотрим их подробнее.

Возрастные особенности каждого этапа дошколь­ного детства определяют наличие в среде тех или иных игрушек, материалов, обеспечивающих разви­тие ребенка по разным направлениям, становление психических процессов, личностных качеств детей. Нехватка предметов в соответствии с возрастом ре­бенка может повлиять на снижение его интереса к деятельности в целом, привести к эмоционально­му дисбалансу и неуравновешенности. Поэтому при подборе материалов и проектировании простран­ства важно проанализировать психологические и физиологические особенности возраста детей груп­пы, а также появляющиеся личностные новообразо­вания, основные потребности, имеющиеся возможности. Например, для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления. Толь­ко намечающийся переход от наглядно-действенно­го к наглядно-образному мышлению важно отразить в предметной среде. В ней должны быть представле­ны игрушки и материалы с заданным способом дей­ствий, а также конструкторы, простые головолом­ки, активизирующие процесс развития мышления.

Средний дошкольный возраст можно назвать воз­растом «почемучек». Дети проявляют повышенный интерес к причинно-следственным связям окружа­ющего мира, что не так ярко проявляется в младшем дошкольном возрасте. В этот период среда должна быть наполнена материалами для эксперименти­рования, настольно-печатными играми с разными вариантами развития событий, книгами с разно­образным содержанием, интерактивными игрушка­ми, мини-компьютерами с возможностью решения задач и поиска ответов на вопросы.

Психофизиологические особенности также име­ют ключевое значение в конструировании простран­ства: чем младше ребенок, тем ниже координация его движений, тем меньше времени он про­водит в малоподвижных позах и т. п.

Особенности развития игровой деятель­ности следует учитывать при организации пространственной среды и ее наполнении. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид де­ятельности на протяжении всего дошколь­ного периода, характеризуется этапностью своего развития. Перечни материалов, не­обходимых для такой игры в разные воз­растные периоды, должны различаться от группы к группе. Например, в младшем до­школьном возрасте сюжетно-ролевая игра только начинает развиваться, а в среднем дошкольном возрасте наблюдается ее рас­цвет. В группе для детей 4-5 лет должно быть максимальное количество разнообразных по своему назначению соответствующих атрибутов, которые обеспечивают вариативность сюжетной игры и ролевых позиций. Рекомендуется использо­вать, например, наборы посуды для игры в «Кафе», «Семью», «Кинотеатр», «Детский сад» и др., а также костюмы официанта, продавца, повара и т. п.

В стар­шем дошкольном возрасте доминирующей являет­ся ситуация «как будто», когда игровые действия из реального мира переходят во внутренний. Среда, насыщенная полифункциональными материалами, обеспечит возможность реализации этого процесса.

Скачкообразность и неравномерность в разви­тии детей можно обеспечить благодаря наличию ма­териалов, опережающих процесс развития в тот или иной возрастной период. Такие материалы должны быть в арсенале по всем направлениям развития ре­бенка, однако не нужно их использовать без необхо­димости. Реализация подхода, когда такие матери­алы предлагаются детям «на всякий случай», может вести к перенасыщенности среды, и как следствие, к психическому и эмоциональному переутомле­нию. Процессы скачкообразности и неравномерно­сти детского развития наиболее ярко наблюдают­ся в раннем возрасте и в младшем дошкольном, но могут проявляться на протяжении всего дошколь­ного детства.

Специфика педагогических задач в тот или иной период времени определяется на основе положе­ний образовательной программы, направлений го­дового плана, реализуемой инновационной деятель­ности, что также находит отражение в среде группы и дошкольной образовательной организации в це­лом. Этим объясняется появление новых тематиче­ских уголков, мини-музеев, выставок детских работ или народного творчества. Если инновационная де­ятельность осуществляется в форме проектов, то в среде должно найти отражение содержание этапов этой работы: сбор атрибутов, материалов по теме проекта, их изучение, подготовка к заключительно­му мероприятию.

При создании вариативной предметной среды находят отражение особенности индивидуального стиля деятельности работающих в ней педагогов, в частности:

— воспитатели часто используют вспомогательные игрушки и материалы для стимулирования дет­ской активности, создания сюрпризных момен­тов, необходимого настроя на занятие или игру;

С учетом этого важно обеспечить периодиче­скую сменяемость игрушек и материалов, обновле­ние имеющихся зон, уголков, а также внесение из­менений в порядок организации пространства от группы к группе.

Разработанная и рамочная конструкция целостной полифунк­циональной предметно-пространственной среды групп старшего дошкольного возраста ДОО пре­дусматривает три зоны:

— для спокойной деятельности;

— рабочую (учебную) зону.

Требование вариативности в этой концепции обе­спечивается трансформацией пространства и напол­нения зон, их расширением или удалением при не­обходимости. Это становится возможным благодаря наличию предметного содержания, которое можно

видоизменять, дополнять, гибко использовать, и про­странственной организации среды с гибкими грани­цами, а также организации разнообразных видов де­ятельности («культурных практик») в каждой из зон.

Таким образом, вариативность среды ДОО можно обеспечить на основе знания положений существу­ющих концептов развивающей среды и ее обновле­ния, а также гибкого использования собственного педагогического опыта.

Источник

Доклад на тему «Вариативность развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №15»

г.Артемовского Свердловской области

Вариативность развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Автор: воспитатель 1 кв. категории

Ильина Оксана Сергеевна

Согласно ФГОСДО содержание ОП должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей:

Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением.

Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности.

Создаваемая среда должна удовлетворять потребности в отобразительной и сюжетно-ролевой игре, в рамках которой обеспечиваются интенсивное интеллектуальное и личностное развитие, становление нравственных качеств и свойств личности. В такой среде дети выступают в качестве субъектов игровой деятельности, её активных творцов.

Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе на интегративной основе.

В группе д/с должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможности для организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Все игры и игрушки необходимо размещать так, чтобы воспитанники при необходимости могли взять необходимое и также легко убрать всё на место после завершения игры. Игрушки должны быть подобраны с учётом возраста, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы.

При наполнении развивающей среды необходимо использовать как традиционные, так и современные игрушки и материалы. Это позволит создать вариативную, многофункциональную среду, отвечающую требованиям времени, а также отражающую накопленный педагогический опыт организации деятельности дошкольников.

При наполнении развивающей среды также крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В письме Минобразования России от 17.05.1995 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» прописано, что игрушки должны обладать следующими качествами:

Возможность применения игрушек в совместной деятельности;

Принадлежность к изделиям художественных промыслов.

Согласно ФГОСДО одна из важнейших характеристик развивающей предметно-пространственной среды – вариативность – предполагает наличие в ДОУ или группе различных пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

При организации вариативной развивающей среды следует учитывать следующие факторы:

Возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства;

Особенности развития игровой деятельности детей;

Скачкообразность и неравномерность в развитии ребёнка;

Особенности контингента детей группы;

Специфика педагогических задач в тот или иной период;

Особенности индивидуального стиля деятельности педагога группы.

Вариативность развивающей среды может быть обеспечена за счёт включения в «традиционную предметную среду» дополнительных элементов или схем её организации, реализуемых в рамках педагогических систем, получивших мировое признание и многолетнюю апробацию в практике ДО. Подобные системы представлены педагогическими зарубежными концепциями, например, М.Монтессори, Ф.Фребеля, Р.Штайнера, а также отечественными – М.Н.Поляковой, Н.М.Крыловой, Н.А.Коротковой, Т.Н.Дороновой и т.д.

Таким образом, вариативность среды можно обеспечить на основе знания положений существующих концептов развивающей среды и её обновления, а также гибкого использования собственного педагогического опыта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *