что такое вариативная и инвариантная часть
Инвариативная часть что это такое?
Для начала, давайте разберёмся, что значит слово » инвариантный». Это слово в переводе с латыни, означает «неизменяющийся». Остающийся неизменным при определённых преобразованиях, при переходе к новым условиям
У каждого образовательного учреждения есть свой базисный учебный план, по которому он будет работать в течении учебного процесса. Он состоит из инвариантной и вариативной частей.
Инвариантная часть учебного плана — это та часть базисного учебного плана, которая определяет структуру содержательной части образования, обязательной для всех общеобразовательных учреждений. Она включает в себя перечень обязательных предметов и отводится на их изучение время по годам обучения.
Инвариантная часть учебного плана представляется в полном объёме со всеми предметами и отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование личностных качеств школьников в соответствии с общечеловеческими идеаломи и культурными традициями, создает единство образовательного пространства на территории нашей страны.
Инвариантная часть обеспечивает реализацию обязательного федерального компонента государственного образовательного стандарта ( ФГОС),который обеспечивает единство образовательного пространства я Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений минимумом содержания основных образовательных программ, обеспечивающими возможность продолжения образования.
Что такое инвариантная часть?
Инвариантная часть учебного плана – это та часть базисного учебного плана (БУП), которая определяет структуру содержательной части образования, обязательной для всех общеобразовательных учреждений. Она представляет собой перечень обязательных предметов и отводимое на их изучение время по годам обучения.
Что такое вариативная часть в учебном плане?
Вариативная часть ОП – это часть учебного плана, отражающая перечень дисциплин, характерных для отдельных специализаций в рамках образовательной программы, и/или возможности для индивидуального выбора обучающихся и состоящая из дисциплин по выбору.
Что такое вариативная и инвариантная часть?
В структуру базисного учебного плана входит инвариантная часть, в которой обозначены образовательные области, обеспечивающие формирование личностных качеств обучающихся в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, создающие единство образовательного пространства на территории страны, и …
Что означает вариативная часть?
Вариативная часть — это часть, формируемая участниками образовательного процесса (региональными органами управления образованием, образовательными учреждениями, обучающимися) в соответствии с требованиями работодателей и рынка образовательных услуг.
Что входит в вариативную часть плана?
В состав вариативной части в числе других входят дисциплины, выбираемые студентом из нескольких предложенных. … Вариативную часть составляют только дисциплины профессионального блока.
Что такое Инвариантная часть учебного плана?
Инвариантная часть учебного плана – это та часть базисного учебного плана (БУП), которая определяет структуру содержательной части образования, обязательной для всех общеобразовательных учреждений. Она представляет собой перечень обязательных предметов и отводимое на их изучение время по годам обучения.
Что такое вариативная часть рабочей программы?
Вариативная составляющая (часть) основных образовательных программ начального и среднего профессионального образования – система дополнительных требований к образовательным результатам, структуре основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, условиям их …
Что такое вариативный?
Какие части содержит Опоп спо?
Структура инвариантной части ОПОП начального профессионального образования, определяемая ФГОС содержит: циклы: общепрофессиональный, профессиональный; разделы: физическая культура, промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы). обучение.
Что такое вариативная и инвариантная часть?
Что такое вариативная часть в учебном плане?
Вариативная часть ОП – это часть учебного плана, отражающая перечень дисциплин, характерных для отдельных специализаций в рамках образовательной программы, и/или возможности для индивидуального выбора обучающихся и состоящая из дисциплин по выбору.
Что означает вариативная часть?
Вариативная часть — это часть, формируемая участниками образовательного процесса (региональными органами управления образованием, образовательными учреждениями, обучающимися) в соответствии с требованиями работодателей и рынка образовательных услуг.
Что такое Ян вариативная часть?
Вариативная часть БУП должна учитывать национальные, региональные и местные социокультурные особенности и традиции, склонности и интересы детей. К этой части относятся часы на обязательные занятия по выбору, а также факультативные, групповые и индивидуальные занятия.
Что такое вариативная часть базисного учебного плана?
Вариативная часть состоит из часов, отведенных на «Обязательные занятия, занятия по выбору» и «Факультативные, индивидуальные и и групповые занятия».
Что входит в вариативную часть плана?
В состав вариативной части в числе других входят дисциплины, выбираемые студентом из нескольких предложенных. … Вариативную часть составляют только дисциплины профессионального блока.
Что такое вариативная часть рабочей программы?
Вариативная составляющая (часть) основных образовательных программ начального и среднего профессионального образования – система дополнительных требований к образовательным результатам, структуре основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, условиям их …
Что такое вариативный?
Какие части содержит Опоп спо?
Структура инвариантной части ОПОП начального профессионального образования, определяемая ФГОС содержит: циклы: общепрофессиональный, профессиональный; разделы: физическая культура, промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы). обучение.
Как определяется инвариантный компонент?
2) Инвариантный компонент типового учебного плана — совокупность предметов, включенных в государственный общеобязательный стандарт среднего образования и обязательных для изучения в общеобразовательных организациях.
Что такое инвариантная часть деятельности классного руководителя?
Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся, независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации.
Базисный учебный план
В статье подробно рассмотрена структура базисного плана.
Базисный план состоит из 2-х частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть содержания общего среднего образования, в которой обозначены образовательные области, призвана обеспечить единство образовательного пространства, культурного развития молодого поколения в условиях многообразия учебный заведений.
В ней определено количество часов, необходимое для формирования целостности той или иной образовательной области. Каждая образовательная область в учебном плане конкретной школы представлена набором соответствующих учебных предметов и интегрированных курсов.
Образовательную область «Язык и литература» могут составлять — русский язык, родной язык, иностранный язык, литература.
Русский язык как государственный язык является обязательным учебным предметом для всех школ РФ и изучается в объеме не меньшем, чем это определено инвариантной частью, базисного плана.
Объем изучения области «Язык и литература» может быть увеличен за счет часов вариантной части Базисного учебного плана.
Кроме перечисленных выше школа может ввести и другие учебные предметы образовательной области «Язык и литература» так же за счет часов вариативной части Базисного учебного плана.
«Искусство» — изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, различные интегративные курсы, отражающие специфику и традиции региона.
«Общественные дисциплины» могут быть представлены таким набором предметов: История Отечества, всеобщая история, школьникам о праве, человек и общество, основы современной цивилизации, современный мир, граждановедение и др.
«Естественные дисциплины»: естествознание, география, биология, физика, астрономия, химия, зоология в том наборе часов и предметов, которые необходимы региону и школе.
В начальной школе водятся интегрированные курсы «Ознакомление с окружающим миром», «Природоведение», в которых рассматриваются вопросы обществоведческого и естественно-научного характера, а также интегрированные курсы, знакомящие школьников с особенностями природы и жизни региона.
«Математика»: алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, комплексный курс математики, статистика, теория вероятностей, логика и др.
«Информатика» может быть представлена как самостоятельный курс.
При дифференцированном обучении, при получении специальности или квалификации, связанной с образовательной областью, могут быть использованы часы вариативной части базисного учебного плана.
Принимая во внимание большие возможности знаний по информатике при обучении большинству предметов, целесообразно изучение данного курса начинать в более раннем возрасте.
«Физическая культура» — обучение основам физической культуры, ритмика, курс основ безопасности жизнедеятельности, интегративные курсы физической подготовки, включающие знания о поведении в экстремальных условиях и др.
«Военная подготовка» в гражданских образовательных учреждениях монет проводиться на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) родителей (лиц их заменяющих) за счет средств и силами заинтересованных ведомств.
«Технология — трудовое и профессиональное обучение», а также интегрированные курсы, такие, как конструирование и ЭВТ, изобразительное искусство и художественный труд, техника как среда жизнедеятельности человека, черчение.
Для школ (классов) с углубленным изучением ряда предметов, а также в целях обеспечения профессиональной ориентации и обучения вводятся интегрированные курсы (отдельные предметы) по профилю обучения или получаемой специальности (квалификации).
В этом случае на предмет «Технология» используются как часы, отведенные инвариантной частью Базисного плана, так и необходимое количество часов, предусмотренное обязательной и факультативной составляющей вариативной части.
Т.о., набор образовательных областей остается инвариантным, тогда как их наполнение конкретными предметами может заметно отличаться в разных регионах и разных школах.
Это способствует обеспечению эквивалентности образования в стране в условиях децентрализации и дифференциации, и в то же время это дает возможность создать варианты учебных планов в зависимости от национальных, региональных и местных условий.
На федеральном уровне осуществляется разработка основного содержания следующих образовательных областей:
«Родной язык и литература» — русский язык как родной, русская литература. «Второй язык» — русский язык для нерусских школ, иностранные языки, «Окружающий мир», «Общественные дисциплины», «Естественные дисциплины», «Математика», «Информатика» в полном объеме, указанном в базисном учебном плане.
На региональном уровне разрабатывается содержание образования по родным языкам и литературе. Содержание таких образовательных областей, как «Искусство», «Физическая культура», «Технология» разрабатывается частично на федеральном, частично на региональном уровне.
Вариативная часть учебного плана отвечает целям учета национальных, региональных и местных соцкультурных особенностей и традиций, личностных интересов и склонностей детей. Она состоит из часов, отведенных на «Обязательные занятия по выбору» и «факультативные, индивидуальные и групповые занятия».
Использование школой или регионом часов на обязательные занятия по выбору позволяет конструировать разнообразные учебные планы с учетом особенностей региона, возможностей школы, учителя.
Например, часы обязательной вариативной части могут быть использованы на предметы инвариантной части (в том числе для углубленного изучения предметов), а также на изучение второго и третьего языков, на введение дополнительных предметов (ритмика, уроки развития, этика, экология, введение в экономику и т.д.).
Используя вариативную обязательную часть учебного плана, школа может создать учебные планы с курсами по выбору для учащихся X-XI классов, с индивидуальным учебным планом для одаренных учащихся.
Обязательная учебная нагрузка учащегося складывается из часов инвариантной и обязательной вариантной частей. В случае перехода на пятидневную рабочую неделю за регионом остается право уменьшить нагрузку (с VII по XI кл.) до 30 часов в неделю за счет часов обязательной вариативной части.
Вариативная факультативная часть используется на индивидуальные и групповые занятия.
Вопросы организации общественно полезного производительного труда, проведения трудовой практики решаются Советами учебных заведений на основе добровольности и согласия со стороны учащихся и их родителей.
Использование различных форм организации общественно полезного производительного труда и трудовой практики допускается при создании соответствующих условий.
Базовый учебные план полностью обеспечивается финансированием за счет государства во всех типах учебных заведений (средней школы, лицея, гимназии и др.) по итоговой нагрузке учащихся (не более 36 час).
В случае увеличения нагрузки учащихся (как правило, за счет второй половины дня) эти часы финансируются спонсорами или родителями.
«Самообразование классного руководителя. Инвариантный и вариативный компоненты деятельности»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.
Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:
1)обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале, разработка и реализация совместно с врачом и родителями комплекса мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организация охвата учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности);
2)развитие позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между учащимися класса и ведущими в классе учителями, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, поддержка благоприятного психологического климата в классе, выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогической службы).
3)содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в классе, координация деятельности учителей- предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования учащихся класса, планирование и реализации работы с одаренными и неуспевающими учащимися).
4)осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формировании опыта гражданского поведения в рамках ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, планомерное развитие сценического
самоуправления, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся).
Вариативный компонент деятельности классного руководителя включает:
6)определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности (составление списка учащихся, вызывающих наибольшее как потенциальные нарушители дисциплины, разработка и согласование с педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом комплекса профилактических мер, привлечение широкого круга участников к профилактическим мероприятиям, использование возможностей лечебных, образовательных, социальных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций).
В качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание учащихся, могут рассматриваться:
деятельность педагогов и педагогических коллективов;
программы воспитания и методическое обеспечение воспитательной деятельности;
сотрудничество с родителями учащихся;
СМИ, деятельность социальных организаций и учреждений культуры;
социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация