что такое вантуз на нефтепроводе
Вантуз нефтепровода
Полезная модель относится к области трубопроводного транспорта, а именно к вантузам нефтепровода, предназначенным для впуска и выпуска воздуха соответственно при освобождении или заполнении нефтепровода нефтью, для подключения насосных агрегатов и обеспечения откачки (закачки) нефти в период проведения плановых и ремонтных работ на линейной части магистрального нефтепровода. Задачей полезной модели являлось создание вантуза нефтепровода с номинальным давлением 10 МПа с возможностью эксплуатации в районах с холодным климатом и сейсмичностью до 10 баллов по шкале MSK-64. Указанная задача решается вантузом нефтепровода с номинальным давлением 10 МПа состоящим, по меньшей мере, из вантузного тройника с магистральной частью для подсоединения к магистральному нефтепроводу и вытяжной горловиной, фланца с патрубком, приваренного к вытяжной горловине, герметизирующей пробки и фланцевой заглушки, в котором, согласно предложению, толщина стенки магистральной части тройника больше толщины стенки трубы магистрального нефтепровода, а отношение толщины стенки вытяжной горловины к толщине стенки магистральной части составляет 0,68-0,84 при радиусе закругления между магистральной частью и вытяжной горловиной от 0,5 до 1,0 толщины стенки магистральной части. 1 н.п.ф., 2 илл.
Полезная модель относится к области трубопроводного транспорта, а именно к вантузам нефтепровода, предназначенным для впуска и выпуска воздуха соответственно при освобождении или заполнении нефтепровода нефтью, для подключения насосных агрегатов и обеспечения откачки (закачки) нефти в период проведения плановых и ремонтных работ на линейной части магистрального нефтепровода.
Известно устройство впуска воздуха в нефтепровод или его выпуска, используемое при ремонте с освобождением внутренней полости нефтепровода от нефти [Пат. РФ 59769 U1, МПК F16L 55/00, з. 24.08.2006., оп. 27.12.2006.], содержащее клапан, включающий корпус с двумя отверстиями для прохода воздуха, одно из которых герметично соединено с нефтепроводом, и установленный между отверстиями затвор, при этом устройство содержит рукав, один конец которого герметично присоединен к другому отверстию клапана, запорное устройство для перекрытия или открытия проходного сечения рукава, камеру для приема и разделения среды нефтепровода, герметично присоединенную своим отверстием к другому концу рукава, патрубок, установленный на камере и имеющий поворотную заслонку, при этом рукав снабжен манометром.
В качестве прототипа выбран вантуз нефтепровода с номинальным давлением 6,3 МПа производства Великолукского завода «Транснефтемаш» [см., напр.: http://tnm.ru/index.php?option=com_productlist&lid=35&Itemid=49], состоящий из вантузного тройника с магистральной частью (магистралью) для подсоединения к магистральному нефтепроводу и вытяжной горловиной, фланца с патрубком, приваренного к вытяжной горловине, герметизирующей пробки и фланцевой заглушки. При условном проходе магистрали 1000 мм и толщине стенки магистральной части 26 мм толщина стенки горловины составляет 13,5 мм.
Задачей полезной модели являлось создание вантуза нефтепровода с номинальным давлением 10 МПа с возможностью эксплуатации в районах с холодным климатом и сейсмичностью до 10 баллов по шкале MSK-64.
Указанная задача решается вантузом нефтепровода с номинальным давлением 10 МПа состоящим, по меньшей мере, из вантузного тройника с магистральной частью (магистралью) для подсоединения к магистральному нефтепроводу и вытяжной горловиной, фланца с патрубком, приваренного к вытяжной горловине, герметизирующей пробки и фланцевой заглушки, в котором, согласно предложению, толщина стенки магистральной части тройника выполнена больше, чем толщина стенки трубы магистрального нефтепровода, а отношение толщины стенки вытяжной горловины к толщине стенки магистральной части составляет 0,68-0,84 при радиусе закругления между магистральной частью и вытяжной горловиной от 0,5 до 1,0 толщины стенки магистральной части.
Заявляемая полезная модель поясняется чертежами.
На фиг.1 представлена компоновочная схема вантуза (заглушенное состояние); на фиг.2 представлена компоновочная схема вантуза в рабочем состоянии.
Вантуз нефтепровода состоит из вантузного тройника с магистральной частью 1 и вытяжной горловиной 2, фланца 3 с патрубком, приваренного к вытяжной горловине 2, герметизирующей пробки 4 и фланцевой заглушки 5. Вантуз может комплектоваться запорной арматурой 6.
Вантуз нефтепровода поставляется с предприятия-изготовителя в сборе: вантузный тройник (магистральная часть 1, вытяжная горловина 2) с приваренным фланцем 3, установленной герметизирующей пробкой 4 и фланцевой заглушкой 5. Во фланцевой заглушке 5 как правило предусмотрена установка контрольного шарового крана, при отсутствии которого отверстие для установки закрыто пробкой (не показаны). Запорная арматура 6 представляет собой шиберную или клиновую задвижку.
Опытные образцы вантуза нефтепровода прошли испытания, в результате которых установлено, что при заявленных соотношениях геометрических размеров вантузного тройника изделие соответствует эксплуатационным требованиям.
Вантуз нефтепровода с номинальным давлением 10 МПа, состоящий, по меньшей мере, из вантузного тройника с магистральной частью для подсоединения к магистральному нефтепроводу и вытяжной горловиной, фланца с патрубком, приваренного к вытяжной горловине, герметизирующей пробки и фланцевой заглушки, отличающийся тем, что толщина стенки магистральной части тройника выполнена больше, чем толщина стенки трубы магистрального нефтепровода, а отношение толщины стенки вытяжной горловины к толщине стенки магистральной части составляет 0,68-0,84 при радиусе закругления между магистральной частью и вытяжной горловиной от 0,5 до 1,0 толщины стенки магистральной части.
Вантуз нефтепровода
Полезная модель относится к области трубопроводного транспорта, а именно к вантузам нефтепровода, предназначенным для впуска и выпуска воздуха соответственно при освобождении или заполнении нефтепровода нефтью, для подключения насосных агрегатов и обеспечения откачки (закачки) нефти в период проведения плановых и ремонтных работ на линейной части магистрального нефтепровода. Задачей полезной модели являлось создание вантуза нефтепровода, предназначенного для эксплуатации в районах с холодным климатом, характеризующегося высокой степенью надежности и высокими эксплуатационными характеристиками в части защиты от несанкционированного доступа. Указанная задача решается вантузом нефтепровода, состоящим, по меньшей мере, из вантузного тройника с магистральной частью для подсоединения к магистральному нефтепроводу и вытяжной горловиной, фланца с патрубком, приваренного к вытяжной горловине, по меньшей мере, одного воротника для фиксации герметизирующей пробки, размещенного во фланце с патрубком и неподвижно соединенного с винтом, служащим для передачи движения воротнику, герметизирующей пробки и фланцевой заглушки, в котором, согласно предложению, для неподвижного соединения винта и воротника использовано стопорное кольцо, а на конце винта выполнен выступ квадратной формы, входящий в зацепление с проточкой аналогичной формы, выполненной в воротнике. 1 н.п.ф., 4 илл.
Полезная модель относится к области трубопроводного транспорта, а именно к вантузам нефтепровода, предназначенным для впуска и выпуска воздуха соответственно при освобождении или заполнении нефтепровода нефтью, для подключения насосных агрегатов и обеспечения откачки (закачки) нефти в период проведения плановых и ремонтных работ на линейной части магистрального нефтепровода.
Известно устройство впуска воздуха в нефтепровод или его выпуска, используемое при ремонте с освобождением внутренней полости нефтепровода от нефти [Пат. РФ 59769 U1, МПК F16L 55/00, з. 24.08.2006., оп. 27.12.2006.], содержащее клапан, включающий корпус с двумя отверстиями для прохода воздуха, одно из которых герметично соединено с нефтепроводом, и установленный между отверстиями затвор, при этом устройство содержит рукав, один конец которого герметично присоединен к другому отверстию клапана, запорное устройство для перекрытия или открытия проходного сечения рукава, камеру для приема и разделения среды нефтепровода, герметично присоединенную своим отверстием к другому концу рукава, патрубок, установленный на камере и имеющий поворотную заслонку, при этом рукав снабжен манометром.
Известен вантуз нефтепровода [Пат. РФ 105707 U1, МПК F16L 55/00, з. 11.06.2010, оп. 20.06.2011], состоящий, по меньшей мере, из вантузного тройника с магистральной частью для подсоединения к магистральному нефтепроводу и вытяжной горловиной, фланца с патрубком, приваренного к вытяжной горловине, герметизирующей пробки и фланцевой заглушки, отличающийся тем, что толщина стенки магистральной части тройника выполнена больше, чем толщина стенки трубы магистрального нефтепровода, а отношение толщины стенки вытяжной горловины к толщине стенки магистральной части составляет 0,68-0,84 при радиусе закругления между магистральной частью и вытяжной горловиной от 0,5 до 1,0 толщины стенки магистральной части.
Известны фланец нефтепроводного вантуза для фиксации герметизирующей пробки и герметизирующая пробка фланца [Пат. РФ 93493 U1, МПК F16L 55/10, з. 30.11.2009, оп. 27.04.2010]. Фланец нефтепроводного вантуза, предназначенный для фиксации в его проеме герметизирующей пробки с выемкой, устанавливаемой напротив стенок проема, и содержащий в проеме канавку, по меньшей мере, один размещенный в канавке воротник, сквозное радиальное отверстие, в котором расположена передача «винт-гайка» для частичного выхода воротника из канавки в выемку на пробке, при этом винт передачи соединен с воротником, а гайка установлена без возможности перемещения вдоль своей продольной оси, и герметизирующее уплотнение в радиальном отверстии для предотвращения утечки среды из нефтепровода, отличающийся тем, что винт соединен с воротником неподвижно, гайка установлена с возможностью вращения вокруг своей продольной оси, отверстие в гайке выполнено глухим с противоположной от воротника стороны, герметизирующее уплотнение размещено между гайкой и стенкой радиального отверстия, воротник выполнен с возможностью опоры на фланец при упоре в него пробки под давлением нефтепровода.
Вантуз нефтепровода [Пат. РФ 105707 U1, МПК F16L 55/00, з. 11.06.2010, оп. 20.06.2011] и фланец нефтепроводного вантуза для фиксации герметизирующей пробки [Пат. РФ
93493 U1, МПК F16L 55/10, з. 30.11.2009, оп. 27.04.2010] выбраны в качестве наиболее близких аналогов (прототипов).
В рассматриваемых изделиях для ограничения несанкционированного доступа в нефтепровод на торце воротника, устанавливаемом напротив нефтепровода, выполнен выступ, входящий в проточку, выполненную в выемке на пробке, причем выемка выполнена открытой с торца установленной во фланце пробки, противоположного к нефтепроводу, кроме того, воротник соединен с винтом с помощью штифта. Однако, как показал опыт эксплуатации, под воздействием низких температур имели место случаи самопроизвольного разрушения штифта, в результате чего, как и после попытки несанкционированного доступа, герметизирующая пробка оставалась зафиксированной воротником, поджимаемая давлением нефтепровода, а вывести воротник из проточки, даже при использовании специального приспособления не представлялось возможным, ввиду разрыва механической связи между воротником и винтом.
Задачей полезной модели являлось создание вантуза нефтепровода, предназначенного для эксплуатации в районах с холодным климатом, характеризующегося высокой степенью надежности и высокими эксплуатационными характеристиками в части защиты от несанкционированного доступа.
Указанная задача решается вантузом нефтепровода, состоящим, по меньшей мере, из вантузного тройника с магистральной частью для подсоединения к магистральному нефтепроводу и вытяжной горловиной, фланца с патрубком, приваренного к вытяжной горловине, по меньшей мере, одного воротника для фиксации герметизирующей пробки, размещенного во фланце с патрубком и неподвижно соединенного с винтом, служащим для передачи движения воротнику, герметизирующей пробки и фланцевой заглушки, в котором, согласно предложению, для неподвижного соединения винта и воротника использовано стопорное кольцо, а на конце винта выполнен выступ квадратной формы, входящий в зацепление с проточкой аналогичной формы, выполненной в воротнике.
Заявляемая полезная модель поясняется чертежами.
На фиг.1 представлена компоновочная схема вантуза (заглушенное состояние); на фиг.2 представлена компоновочная схема вантуза в рабочем состоянии; на фиг.3 представлена конструктивная схема узла фиксации герметизирующей пробки; на фиг.4 представлена компоновочная схема соединения воротника и винта.
Вантуз нефтепровода состоит из вантузного тройника с магистральной частью 1 (фиг.1) и вытяжной горловиной 2, фланца 3 с патрубком, приваренного к вытяжной горловине 2, герметизирующей пробки 4 и фланцевой заглушки 5. Вантуз может комплектоваться запорной арматурой 6 (фиг.2). Для фиксации герметизирующей пробки 4 (фиг.1) во фланце 3 с патрубком в рассматриваемом примере размещены четыре воротника 7 (фиг.3), каждый из которых неподвижно соединен с соответствующим винтом 8. На конце винта 8 (фиг.3) выполнен выступ 12 (фиг.4) квадратной формы, входящий в зацепление с проточкой 10 (фиг.3) аналогичной формы, выполненной в воротнике 7. Винт 8 (фиг.3) входит в зацепление «винт-гайка» с гайкой, оканчивающейся торцом 11 под ключ.
Вантуз нефтепровода поставляется с предприятия-изготовителя в сборе: вантузный тройник (магистральная часть 1 (фиг.1), вытяжная горловина 2) с приваренным фланцем 3 с патрубком, установленной герметизирующей пробкой 4 и фланцевой заглушкой 5. Во фланцевой заглушке 5, как правило, предусмотрена установка контрольного шарового крана, при отсутствии которого отверстие для установки закрыто пробкой (не показаны). Запорная арматура 6 (фиг.2) представляет собой шиберную или клиновую задвижку.
Применение в соединении воротника 7 (фиг.3) и винта 8 стопорного кольца 9 служит для передачи движения при фиксации герметизирующей пробки 4 (фиг.1) воротником 7 (фиг.3), а также обеспечивает ремонтопригодность данной конструкции.
Для предотвращения несанкционированного отбора нефти из вантуза нефтепровода в соединении воротника 7 (фиг.3) и винта 8 применена конструкция, в которой на конце винта 8, ближайшем к внутренней полости фланца 3 с патрубком, выполнен выступ 12 (фиг.4) квадратной формы, входящий в зацепление с проточкой 10 (фиг.3) аналогичной формы, выполненной в воротнике 7. При такой конструкции выступ 12 (фиг.4) винта 8 служит для передачи движения воротнику 7 при расфиксации герметизирующей пробки 4 (фиг.1). Данное зацепление образованное выступом 12 (фиг.4) и проточкой 10 (фиг.3) обладает достаточным запасом прочности по отношению к усилию затяжки, которое может быть передано через гайку с торцом 11 под ключ. Таким образом, данная конструкция исключает возможность возникновения поломок, таких, как разрушение штифта, под воздействием отрицательных температур при нагрузках. В случае попытки несанкционированного доступа, произойдет срезание рабочих граней на торце 11 (фиг.3) гайки, но неподвижное соединение воротника 7 и винта 8 останется целым и даст возможность обслуживающему персоналу впоследствии извлечь герметизирующую пробку при использовании одного из специальных приспособлений, например, «Приспособления для установки и извлечения герметизирующей пробки ПУИП» [см., например: http://www.pmn.ru/svedeniya_ob_organizacii/svedeniya_о_podrazdeleniyah/cbpo/produkciya_cbpo/12/index.php]. Известны также запатентованные решения аналогичных приспособлений [например: Пат. РФ 93494 U1, МПК F16L 55/16, з. 20.11.2009., оп. 27.04.2010.].
Вантуз монтируется в нефтепровод магистральной частью 2 (фиг.1) вантузного тройника и находится в заглушенном состоянии, в частности установлены герметизирующая пробка 4 и фланцевая заглушка 5. Герметизирующая пробка 4 (фиг.1) фиксируется (расфиксируется) воротниками 7 (фиг.3), которые перемещаются посредством винтов 8.
Для использования вантуза, например, для освобождения полости нефтепровода от нефти, необходимо установить задвижку 6 (фиг.2) и извлечь герметизирующую пробку 4 (фиг.1). В начале работ проверяется герметичность пробки 4 (фиг.1) посредством контрольного шарового крана (отсутствие хода из крана нефти, воздуха или иной жидкости свидетельствует о герметичности пробки 4). Далее снимается фланцевая заглушка 5 (фиг.1), и вместо нее устанавливается задвижка 6 (фиг.2). Извлечение герметизирующей пробки 4 (фиг.1), как и ее установка, при заполненном трубопроводе осуществляется одним из специальных приспособлений, описанных выше. После извлечения пробки 4 (фиг.1) вантуз готов к использованию. По завершении использования устанавливается на место пробка 4 (фиг.1), снимается задвижка 6 (фиг.2), на фланец устанавливается заглушка 5 (фиг.1).
Опытные образцы вантуза нефтепровода прошли испытания, в результате которых установлено, что при заявленной конструкции изделие обладает высокой степенью надежности и высокими эксплуатационными характеристиками в части защиты от несанкционированного доступа.
Вантуз нефтепровода, состоящий, по меньшей мере, из вантузного тройника с магистральной частью для подсоединения к магистральному нефтепроводу и вытяжной горловиной, фланца с патрубком, приваренного к вытяжной горловине, по меньшей мере, одного воротника для фиксации герметизирующей пробки, размещенного во фланце с патрубком и неподвижно соединенного с винтом, служащим для передачи движения воротнику, герметизирующей пробки и фланцевой заглушки, отличающийся тем, что для неподвижного соединения винта и воротника использовано стопорное кольцо, а на конце винта выполнен выступ квадратной формы, входящий в зацепление с проточкой аналогичной формы, выполненной в воротнике.
Необходимость и принципы установки воздушных вантузов
Растворенный в средах газ создает следующие препятствия в работе трубопроводных систем:
Для удаления газов из напорных систем необходимо использовать специальные технические устройства – воздушные вантузы.
В зависимости от назначения, вантузы имеют свои конструктивные особенности. Вантузы бывают одноступенчатые и двухступенчатые.
Вантуз для очищенной воды представляет собой колбу с шаром (одноступенчатые) или две колбы и два шара (двухступенчатые).
Вантуз для канализации отличается наличием шара на жестком креплении и вынесенным в верхнюю часть запорным элементом, что позволяет исключить загрязнение. Также у вантузов есть промывной вентиль.
В конструкцию бесколодезного вантуза входит отключающий элемент, поэтому отсекающая задвижка не требуется. В рабочем состоянии дистанционная труба прижимает подпружиненный отключающий элемент, позволяя воде и воздуху поступать в шахту вантуза, заменяющую колодец. В случае необходимости ревизии вантуз вместе с дистанционной трубой извлекают из шахты. При этом пружина отключающего элемента выпрямляется и доступ воды в шахту блокируется.
Вантуз устанавливают на узел удаления воздуха (газов), который состоит из следующих элементов:
Правила проектирования вантузов описаны в СП 31.13330.
Установка вантузов рекомендуется:
Эксплуатирующие организации рекомендуют искусственно организовать верхние точки на трубопроводах длиной более 1000 метров, находящихся в горизонтали.
На трубах диаметром до 300 мм включительно допускается применением одноступенчатых вантузов. На трубах диаметром свыше 300 мм необходимо устанавливать только двухступенчатые.
Вантузы работают в автоматическом режиме на впуск и выпуск: при наличии в трубопроводе воды шар поднимается и блокирует выход воды. Когда в вантузе собирается воздух, шар падает и выпускает воздух через вантуз наружу. При опорожнении трубопровода шар падает и впускает воздух снаружи, тем самым устраняя вакуум в трубе, который может разрушить трубопровод. В двухступенчатых вантузах большой шар работает при заполнении и опорожнении трубопровода для впуска и выпуска большого объема воздуха. Малый шар работает при заполненном трубопроводе, выпуская накапливающийся в процессе эксплуатации воздух в очень незначительных объемах.
При установке воздушных вантузов следует особое внимание уделить температуре в камере. При установке на узел удаления воздуха вантузы могут оказаться в зоне промерзания. Это может привести к обледенению и прекращению работы вантуза.
Обслуживать вантузы для сетей водоснабжения необходимо 1 раз в год, для сетей водоотведения — 2 раза в год.
Врезка вантузов в нефтепровод
Вантузы предназначены для подсоединения насосных агрегатов при опорожнении ремонтируемого участка и закачки нефти в нефтепровод после ремонта, а также впуска воздуха при освобождении и выпуска ГВС при заполнении нефтепровода.
Места установки вантузов зависят от их назначения.
Вантузы для откачки нефти из ремонтируемого участка нефтепровода устанавливаются на вырезаемой (удаляемой) «катушке» или применяются проектные в более низких точках трассы по геодезическим отметкам в соответствии с принятой технологией опорожнения нефтепровода. Вантузы на вырезаемой «катушке» монтируются в соответствии со схемой, показанной на рисунке 16.6, и с соблюдением размеров, указанных в таблице 16.6.
Допускается врезка вантуза в вырезаемую «катушку» в нижнюю образующую трубы. Все смонтированные вантузы на «катушке» для откачки нефти должны быть вырезаны вместе с «катушкой».
Постоянные вантузы должны устанавливаться с применением муфтовых, разрезных, разрезных штампосварных тройников или неразрезных вантузных тройников. Постоянные вантузы с момента установки на нефтепровод должны подвергаться наружной диагностике методами НК. Количество и диаметр врезаемых для откачки нефти вантузов зависят от объема откачиваемой нефти из ремонтируемого участка нефтепровода, диаметра опорожняемого участка, профиля трассы, количества и производительности насосных агрегатов.
1 – вантузная задвижка; 2 – патрубок; 3 – усиливающая накладка; 4 – нефтепровод; 5 – продольный сварной шов; 6 – поперечный сварной шов; 7 – фланец.
А – расстояние между вантузами; b – ширина усиливающей накладки; d –диаметр вантуза (патрубка); D – диаметр нефтепровода; h – высота патрубка вантуза (определяется техническими параметрами приспособления применяемого для вырезки отверстия в нефтепроводе и приспособления типа «Пакер» для последующей ликвидации вантуза); С – минимальное расстояние между усиливающими накладками
Рисунок 16.6 – Схема монтажа вантузов на нефтепроводе на вырезаемой (удаляемой)
Диаметр нефтепровода, мм | Диаметр вантуза, мм | Ширина усиливающей накладки, мм | Минимальное расстояние между усиливающими накладками, мм | Расстояние между врезаемыми вантузами, мм |
D | d | b | C | А |
219-325 | 57-108 | |||
377-426 | 108-159 | |||
530-1220 | 159-219 |
Дата добавления: 2018-05-10 ; просмотров: 2770 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Выбор вантуза для выпуска воздуха из трубопровода
При прокачке любых жидкостей по магистралям происходит их частичное заполнение воздухом. За счет этого уменьшается проходное сечение трубы, образуются воздушные пробки, способствующие возникновению гидроударов. Вантуз автоматически стравливает воздух из магистрали. Он устанавливается на трубопроводах централизованного тепло- и водоснабжения и водоводных системах загородных домов.
Назначение устройства
Воздушный вантуз иногда называют воздухоотводчиком или автоматическим воздушным клапаном. Внешний вид – полый цилиндр, нижняя часть которого соединяется с трубопроводом, а вверху находится отверстие для выпуска воздуха в атмосферу. Внутри встроен механический клапан, автоматически открывающийся при попадании воздуха в цилиндр и закрывающийся после его удаления.
Основное назначение конструкции – постоянное удаление воздуха, скапливающегося в трубопроводе. Для слива воды из системы устанавливаются вантузы с противоположной функцией – впуск воздуха в магистраль. Существуют комбинированные варианты, способные работать на впуск и на выпуск.
Обязательно вантуз устанавливается на водопроводной сети в самой высокой ее точке. Дополнительно они монтируются в местах перелома магистрали, а также в сантехнических камерах и колодцах.
Принцип работы вантуза
Основным элементом механизма, обеспечивающего выпуск воздуха, является пустотелый шарик из металла или пластика. Верхняя его часть соединена с рычагом или штоком, перекрывающих выходное отверстие. На штоке устанавливается запирающая мембрана. Вода из магистрали заполняет камеру вантуза. При этом шарик всплывает, поднимая рычаг и герметично запирая выход.
Воздух, находящийся в трубопроводе, стремится вверх и попадает в камеру вантуза. Уровень воды в ней понижается, шарик опускается вниз, опуская рычаг. Полость разгерметизируется, воздух через отверстие выходит наружу. Вода снова заполняет камеру, поднимая шарик. Вантуз трубопровода герметично закрывается и ждет следующего поступления воздуха.
Виды устройств в зависимости от функций
Рабочая функция всех конструкций одинакова – открытие и закрытие в нужные моменты отверстий для прохождения воздуха. Но трубопроводные магистрали работают в разных режимах и каждому из них должен соответствовать свой принцип действия воздухозапорного устройства:
Комбинированный вантуз часто называется двухступенчатым, а отдельный кинетический или автоматический – одноступенчатым. Выпускаются также и приборы, работающие по трехступенчатой схеме. Третья ступень осуществляет ускоренный выпуск воздуха через малое отверстие. Такая функция предотвращает повреждения от сильных гидроударов.
Комбинированная схема обслуживания трубопровода предлагает уменьшение числа точек воздухоотвода. В ней нет элементов, простаивающих без дела во время рабочей прокачки. Но такие клапаны стоят дороже и сложны при обслуживании.
Конструктивные различия
Любые воздушные вантузы, помимо различий выполняемых функций, отличаются особенностями конструкции. Это касается внешнего вида и внутренних механизмов.
Материал изготовления
Для изготовления корпусов трубопроводных вантузов применяются:
Независимо от материала, на каждый корпус наносится антикоррозионное покрытие.
Пластмассовые вантузы изготавливаются для трубопроводов малого диаметра прохода. Чугунные корпуса до сих пор не теряют своей популярности из-за низкой цены.
Способ соединения с основным трубопроводом
Нижняя часть вантуза должна соответствовать типу соединения на трубопроводном отводе для подключения воздухоотводчика:
Сварка применяется для установки на трубы самых больших диаметров. Резьба больше подходит для малых сечений бытовых труб.
Тип запорного клапана
Во всех конструкциях присутствует поплавок. Способы закрывания выпускного отверстия изнутри камеры могут быть разными:
Воздушный вантуз для сети канализации обычно изготавливается со штоком и мембраной. Грязь из канализационной трубы не должна попадать на рабочие поверхности запорного механизма. Для этого увеличивают расстояние между уровнем жидкости и выпускным отверстием.
Место установки
Размещение может быть на поверхности и под землей. Вантузы на водопроводе удобно устанавливать в камерах и сантехнических колодцах. В них предусматривается включение в схему запорной арматуры, которая позволяет отсечь поступление жидкости в корпус клапана перед его обслуживанием и ремонтом.
Бесколодезные варианты воздухоотводчиков снабжаются отсекающим устройством, которое при отсоединении вантуза от магистрали перекрывает выход жидкости из отводного патрубка.
Рабочие характеристики и критерии выбора
Чтобы купить вантуз, необходимо знать его основные свойства, которые обязательно указываются на упаковке модели.
Рабочая среда
Тип жидкости, с которым допускается работа устройства. Это может быть водопроводная вода, сточные воды, нефтепродукты или агрессивные среды.
Диаметр условного прохода
Обозначение «Ду» показывает в миллиметрах диаметр внутреннего сечения, по которому жидкость из магистрали поступает в корпус вантуза. Оно значительно меньше диаметра трубы, из которой удаляется воздух.
Поставщики водопроводной арматуры предлагают примерное соответствие между этими диаметрами:
Диаметр трубы, мм | Диаметр вантуза |
900 | Ду 200 |
Выпускаются воздухоотводчики с диаметрами Ду 250 и Ду 300. Но они для нестандартных решений, особо оговариваемых в проектах и чертежах.
Давление
Указывается рабочее давление в магистрали, а также испытательное давление корпуса изделия.
Температура
Максимальная температура жидкости в трубопроводе важна для вантузов, устанавливаемых на магистралях горячей воды и теплотрассах.
Выпуск воздуха
Фактически производительность вантуза. Для каждого выпускного отверстия – площадь его сечения в кв. мм. Указывается и максимальный объем выпускаемого воздуха в куб. м/час.
Эксплуатация и уход
Водопроводные и канализационные сети по классификатору ОКОФ относятся к сооружениям со сроком службы 15 лет и более. Минимальный срок эксплуатации вантузов, устанавливаемых на этих сетях, составляет 12 лет.
Техническое обслуживание проводится ежегодно, а для сетей водоотведения – дважды в год. На каждое устройство заполняется карточка с датой начала эксплуатации, куда заносятся даты ревизий и ремонтов.
Профилактика заключается в прочистке выходных отверстий, а также в промывке внутренней полости чистой водой под давлением. Если на корпусе сделаны промывочные отверстия, не обязательно демонтировать устройство, но нужно отключить его от магистрального давления с помощью запорной арматуры.
При отсутствии промывочных втулок проводится демонтаж вантуза, а затем его промывка и очистка.