что такое вакансия сзн это
Что такое вакансия сзн это
Статья 15. Государственная служба занятости населения
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006))
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Государственная служба занятости населения включает:
1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) государственные учреждения службы занятости населения.
2. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:
1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
1.1) информирование граждан Российской Федерации о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в том числе для содействия работодателям в выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;
5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
3. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.
С 01.01.2023 использование региональных порталов осуществляется в соответствии с соглашениями, заключаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с субъектами РФ (ФЗ от 28.06.2021 N 219-ФЗ).
3.1. Граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.
Граждане и работодатели вправе обратиться в органы службы занятости путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости по вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.
Органами службы занятости оказывается индивидуальная помощь инвалидам I и II групп, в том числе по месту их жительства, в подаче заявления и иных сведений в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения, а также по иным вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.
В органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к единой цифровой платформе, единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, а также оказывается необходимое консультационное содействие, в том числе при подаче заявления и иных сведений в электронной форме.
Случаи, когда личное присутствие (явка) гражданина является обязательным, устанавливаются настоящим Законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
4. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
(п. 4 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 425-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Органами службы занятости по запросу органов, уполномоченных на предоставление государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представляются сведения о нахождении гражданина на регистрационном учете в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы или признанного безработным, назначенных ему социальных выплатах (размерах и сроках выплаты пособия по безработице, периодах оказания материальной помощи, материальной поддержки в период участия в оплачиваемых общественных работах, временного трудоустройства), периодах временного трудоустройства, участия в оплачиваемых общественных работах, переезде по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, работниках, привлеченных для трудоустройства в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Органы службы занятости в целях содействия занятости инвалидов осуществляют обмен сведениями с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, взаимодействие с работодателями (по вопросам организации рабочих мест, включая специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, подбора инвалидов для замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей), а также взаимодействие с организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, в целях замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей, в том числе в рамках установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Порядок и условия взаимодействия органов службы занятости с работодателями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ст. 15 дополняется п. 8 (ФЗ от 28.06.2021 N 219-ФЗ).
9. Органы службы занятости вправе организовать предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг (или их части), негосударственных услуг и мер поддержки по принципу «одного окна» в целях содействия гражданам и работодателям в комплексном решении ситуации, связанной с занятостью.
(п. 9 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
Биржа труда
Учреждения, которые помогают соискателям найти работу, а работодателям — сотрудников
Биржа труда — это неофициальное название учреждений, которые помогают соискателям найти работу, а работодателям — квалифицированных сотрудников. Они собирают у отделов кадров вакансии и предлагают их кандидатам. А еще помогают бесплатно обучиться специальностям, чтобы устроиться на работу или повысить квалификацию.
Официально такие службы называют центрами занятости населения, или ЦЗН. В статье расскажем, что центр занятости делает для компаний и как работодателям нужно ему отчитываться.
Чем занимается биржа труда
Основная задача центра занятости — помогать соискателям и работодателям найти друг друга. У биржи труда есть и другие функции:
Обратиться на биржу труда может только трудоспособный человек без заработка. ИП или руководитель ООО, у которых нет прибыли, зарегистрироваться в качестве безработных не смогут: по закону они занятые граждане.
О чем работодатель должен отчитываться центру занятости
Работодатели обязаны предоставлять в центр занятости такие отчеты:
Свободные рабочие места. Подавать данные о свободных рабочих местах должны все работодатели, у которых они есть. Даже если они не собираются трудоустраивать соискателей с биржи. Эта информация нужна центру занятости для статистики и оценки уровня безработицы по стране. При этом обязать работодателя принять сотрудника или организовать для него отдельную должность служба не может.
Отчет нужно подавать ежемесячно. Единой даты нет: регионы могут устанавливать ее самостоятельно. Уточнить срок предоставления отчетности можно в своем территориальном центре занятости.
С 2022 года работодателей обяжут размещать вакансии на портале «Работа России». Но обязанность коснется только ИП, организаций со штатом более 25 человек за прошлый календарный год и новых компаний с таким же количеством сотрудников.
Количество трудоустроенных инвалидов. Если организация крупная, работодатель обязан трудоустраивать инвалидов. Для этого закон устанавливает квоту — долю сотрудников-инвалидов в штате. Например, в компаниях численностью более 100 человек квота составляет 2—4%, а если в организации работодатель принимает не более 3% инвалидов. Размер квот и сроки сдачи отчетности устанавливает местное законодательство.
Трудоустройство соискателя. Работодатель должен отчитываться о результатах собеседований с соискателями, которых направила биржа труда.
Если компания трудоустраивает кандидата, нужно в течение пяти дней оповестить центр занятости. Это можно сделать одним из двух способов: вернуть в центр занятости бумажное направление соискателя или сообщить о трудоустройстве кандидата в электронной форме через портал «Работа России».
Если кандидатуру отклоняют, сведения подают в те же сроки: ставят отметку об отказе в направлении соискателя или вносят информацию через сайт. Всегда указывают название вакансии, дату собеседования и причину отказа.
Банкротство или полная ликвидация компании. Компания должна сообщить в центр занятости о начале процедуры банкротства и ежемесячно отчитываться о состоянии дел до восстановления или ликвидации. Точную дату и форму уведомления устанавливает регион. О закрытии компании руководитель должен сообщить за три месяца до массового увольнения сотрудников.
Введение режима неполного рабочего времени. Это снижение продолжительности рабочего дня или сокращение рабочих дней в неделе. Причиной может стать угроза массового увольнения сотрудников или организационные и технологические изменения условий труда — например, внедрение новых технологий производства. Компания должна уведомить центр занятости о переходе на такой режим в течение трех рабочих дней.
Если неполный рабочий день установлен по просьбе сотрудников, сообщать об этом не нужно.
Приостановка производства. Компания может приостановить производство в период экономического кризиса, технической неисправности оборудования или нарушения сроков поставки сырья контрагентом. Обычно руководитель издает приказ и в течение трех рабочих дней направляет отчет в центр занятости.
Сокращение штата и массовые увольнения. Есть два вида уменьшения штата: сокращение численности и сокращение штата. При сокращении численности работодатель уменьшает количество сотрудников, которые занимают одну должность. Например, вместо пяти курьеров будут работать два.
При сокращении штата должность исключают из штатного расписания — документа, который определяет структуру и состав команды предприятия, — и увольняют всех сотрудников, которые ее занимают. Компании должны уведомить центр занятости о будущем сокращении за два месяца, а ИП — за две недели.
Массовым увольнением считают сокращение штата на 50 и более человек за 30 дней, на 200 и более человек за 60 дней, на 500 и более человек за 90 дней. Для небольших компаний, у которых больше 15 сотрудников, массовое увольнение — это ликвидация. О массовом увольнении компания должна сообщить за три месяца.
Как подать отчет в центр занятости
Компания может передать сведения лично в региональное отделение центра занятости или дистанционно. Чтобы воспользоваться вторым способом, нужно:
Если у компании есть филиалы в разных регионах страны, руководитель должен подать отчет по каждому из них отдельно.
Что будет, если не предоставить информацию о вакансиях
Для работодателей, которые не подали вовремя нужный отчет, предусмотрена административная ответственность. За первое нарушение работодатель получит предупреждение, а если не подаст отчет еще раз — штраф. Штраф для ИП — до 500 ₽, а для компании — от 3000 до 5000 ₽.
Если работодатель не подает отчеты, центр занятости составляет протокол о правонарушении и передает дело в суд. А судья уже выносит постановление о привлечении к административной ответственности.
Не только пособия: почему центр «Моя работа» — больше, чем биржа труда
Центр занятости населения — место для поиска работы и получения новых знаний
Исполняющий обязанности директора Центра занятости населения «Моя работа» Мария Устинова
пресс-служба Центра занятости населения «Моя работа»
— Чем центр «Моя работа» отличается от биржи труда? В чем состоят его цели и задачи?
— В течение многих лет служба занятости ассоциировалась исключительно с выплатой пособий по безработице. Необходимо признать, что классическая служба занятости в нашем государстве ориентирована именно на поддержку человека в тот период времени, когда он временно оказался без работы.
Современная служба занятости – это в первую очередь кадровый оператор. То есть это организация, целью которой является трудоустройство. Поэтому все механизмы, которые мы сейчас используем, направлены на достижение этой цели.
Дальнейший клиентский путь человека, который обратился к нам за помощью, может пойти в разных направлениях в зависимости от того, знает ли он заранее, куда пришел, или его необходимо проконсультировать о том, какая требуется помощь. Во втором случае мы направляем посетителя к карьерному консультанту. Там осуществляется экспресс-диагностика навыков, проходит первичное интервьюирование, анкетирование, снимается запрос о том, с каким запросом человек обратился и насколько мы в состоянии ему помочь.
— Какие услуги и программы центра «Моя работа» наиболее востребованы у москвичей?
— В нашем распоряжении есть большое количество механизмов, которые мы используем, чтобы помочь человеку найти работу. Инструмент номер один – это резюме. При этом нам даже не нужно, чтобы человек сообщал всю информацию о себе – у нас есть около 13 источников для получения данных, от ПФР до ФНС. Это позволяет как рассчитать пособие, на которое может претендовать житель Москвы, так и определить для него верную карьерную стратегию.
Например, мы рекомендуем соискателям инструменты для открытия ИП или регистрации в качестве самозанятого. Причем мы не просто обсуждаем эту тему, а готовы провести их через ряд тренингов, курсов, дать возможность поработать с коучами, объясняем все плюсы и минусы той или иной правовой формы, помогаем оформить все необходимые документы и, главное, зарегистрироваться в качестве самозанятого.
Если же мы видим, что человек никогда самостоятельно не трудоустраивался, то мы помогаем ему понять механизмы устройства современного рынка труда. Например, у нас есть тренинги и консультации по работе с такими платформами, как Head Hunter.
Разумеется, мы занимаемся и подбором подходящего места работы – на сегодняшний день в службе занятости самая большая база вакансий в Москве, потому что мы работаем не только с собственными источниками, но и агрегируем данные с крупнейших платформ по поиску работы.
Еще одна важная услуга – это получение новой профессии и повышение квалификации. У нас есть огромное количество программ, рассчитанных для трех основных аудиторий. В первую очередь это те, кто официально признан безработным, и они получают образование бесплатно, плюс могут рассчитывать на стипендии. Во-вторых, это мамы с детьми до 7 лет, и в-третьих — граждане предпенсионного возраста (50+).
Я бы также отдельно выделила две спецпрограммы по трудоустройству молодежи и инвалидов.
Молодежь – это отдельная целевая группа, и ее сложность связана с отсутствием опыта работы. Мы предоставляем экспертную площадку для всех участников рынка, чтобы они начали договариваться между собой о налаживании трансфера кадров из образовательных учреждений к работодателям.
Вторая связка, в которой служба занятости является важным участником – это инвалид и работодатель. Зачастую работодатели просто не знают, где искать подобных сотрудников. Поэтому мы стали тем местом, где можно безболезненно и безбоязненно выйти на рабочую коммуникацию по подбору кандидатов с инвалидностью.
— У нас есть некий усредненный портрет нашего соискателя. Это женщина около 40 лет, ранее работавшая в ритейле или сервисной индустрии, либо это офисный сотрудник – администратор, документовед, менеджер по продажам. Скорее всего, это человек, у которого есть некоторый перерыв в работе.
При этом мы сейчас много работаем над тем, чтобы все-таки в службу занятости приходило больше людей, которые традиционно в нее не обращались – это «белые воротнички» и высококвалифицированные специалисты рабочих профессий. Мы не зря позиционируемся как крупнейший кадровый оператор – главная наша задача состоит в предоставлении максимально широкого пула вакансий и сервисов, которые интересны кандидатом самого различного уровня квалификации и специализации.
Кроме того, к нам приходят прямые запросы от крупных работодателей на подбор сотрудников. Для них это тоже выгодно, ведь у нас одна из наиболее масштабных баз соискателей: на сегодняшний день только безработных, стоящих на учете, насчитывается 37 тыс.яч человек, а в общей сложности в службу занятости за год обратились более 180 тыс. человек.
Мы централизуем все процессы, связанные с информированием и логистикой, и на территории нескольких наших офисов проходят открытые отборы. В них принимают участие верифицированные кандидаты, предварительно соответствующие требованиям, и задача работодателя состоит только в том, чтобы прийти, представить свою вакансию, собрать резюме, поговорить с людьми и отобрать наиболее подходящих кандидатов.
— Каких вакансий больше всего? Изменился ли рынок труда в результате пандемии?
— Конечно, через службу занятости редко ищут топ-менеджеров. Да, бывают заявки, связанные с подбором достаточно специфических специалистов, но основной объем – это масс-маркет. Это все многообразие офисных позиций среднего уровня, инженерно-технические специальности, рядовой персонал для сферы здравоохранения, ритейл, сервисные услуги, ЖКХ и строительство.
Часто к нам обращаются компании за поиском узких специалистов, которых вообще не могут найти на рынке или на которых очень высокий спрос: например, это рабочие профессии с высоким уровнем квалификации, операторы ЧПУ, люди еще с советским образованием – инженеры и технологи.
Пандемия, безусловно, внесла свои корректировки. Если говорить про тренды, все офлайн-коммуникации теперь максимально переходят в онлайн. Поэтому в тренде все, что связано с интернет-торговлей, работой с массивами данных, обработкой данных, разработкой систем по формированию онлайн-коммуникаций, весь пул профессий, связанных с цифрой, начиная от разработки, сопровождения до реализации товаров.
В связи со строительным бумом в Москве и серьезно развивающейся инфраструктурой города, требуются люди, обеспечивающие развитие столицы: строители, работники ЖКХ, много вакансий сфере транспорта, в частности, в метро, причем самых разных (например, специалистов по сопровождению маломобильных категорий граждан). Мало кто знает, что в столичном метрополитене можно получить совершенно бесплатно услугу по сопровождению молодых мам с коляской или инвалидов.
Я бы выделила тренд на удаленную работу. «Удаленка» была закреплена законодательно, плюс сыграли свою роль пандемические ограничения, и в результате многие работодатели переводят своих сотрудников на удаленный режим — у нас в базе на данный момент есть около 20 тыс. вакансий с подобным видом занятости. И это интересным образом структурирует рынок труда, потому что появляется возможность жить в одном городе, а работать в другом.
Как я искала работу через центр занятости
Чего ждать от биржи бывшим предпринимателям
Я 8 лет работала как ИП, а в 2020 году стала безработной.
До 2020 года у нас с мужем был кукольный театр. Мы объездили с ним 30 городов России, но после моего декрета театр перестал приносить доход. Я закрыла ИП и встала на учет в центре занятости — его еще называют биржей труда.
Я всегда платила налоги и взносы, поэтому рассчитывала на пособие по безработице. Ожидала, что на бирже учтут мой опыт и устроят на работу, связанную с детьми. А в крайнем случае надеялась попасть на бесплатные курсы и освоить новую профессию. В статье расскажу, как вставала на учет, какие вакансии мне предлагали и какую помощь я в итоге получила.
Как я стала ИП
По образованию я журналист, 9 лет работала по специальности в Иванове и Санкт-Петербурге. А в 2012 году, когда я была в первом декрете, мы с мужем организовали кукольный театр. Хотели просто попробовать, но быстро вышли на стабильный доход.
В 2014 году мы переехали в мой родной Рыбинск в Ярославской области: оттуда было удобнее ездить на гастроли. Сначала выступали в соседних областях: Московской, Тверской, Ивановской и Вологодской. Потом объездили Ленинградскую область и юг России. Всего посетили больше 30 городов.
Спектакли мы показывали в школах, детских садах, торговых центрах и музеях. Но они работали только с юрлицами — по договору. Так что еще в 2012 году я оформила статус индивидуального предпринимателя.
Работать как ИП было удобно: я легально получала доходы, у меня шел трудовой стаж. Приходилось платить взносы на пенсионное и медицинское страхование, но сумма не зависела от заработка и была фиксированная. За 2012 год я заплатила 17 208 Р — для меня это было немного.
Я была предпринимателем 8 лет — до 2020 года. За это время родила еще двоих детей. Пока я 3 года была в декретах, платные спектакли мы не ставили. Я могла закрыть ИП, но тогда бы у меня прервался стаж. К тому же после декрета я хотела снова ставить спектакли и решила, что статус ИП еще пригодится.
Как я оказалась без работы
В декрете я подрабатывала журналистом на фрилансе и занималась общественными проектами в качестве волонтера. Организовывала экологические фестивали, устраивала бесплатные пикники и концерты для мам с детьми. А мой театр показывал благотворительные спектакли в детских домах и на городских мероприятиях.
В середине 2019 года я вышла из последнего декрета и хотела продолжить театральный бизнес. Но конкуренция выросла: появилось много других театров, аниматоров и развлекательных программ.
Бюрократических проблем стало больше. В одних регионах кукольные театры запретили, потому что многие из них работали нелегально. В других оформить сотрудничество стало сложнее, детские сады отказались от спектаклей. Ездить на гастроли стало некуда.
Закрыть ИП оказалось просто. Я пришла в МФЦ с паспортом, ИНН и свидетельством о регистрации в качестве ИП. Написала заявление и через неделю перестала быть предпринимателем. Я сдала декларацию о доходах за 2019 год и несколько дней в 2020 году, и моя история с предпринимательством закончилась.
Зачем вставать на учет по безработице
Я решила встать на учет в центре занятости и стать официально безработной. Вот что по закону должен давать такой учет.
Помощь в поиске работы. Центр занятости, или ЦЗН, помогает найти официальную работу. Пусть не всегда по специальности, зато будет идти стаж и хоть какая-то зарплата.
Мне подходила только почасовая оплата или сменный график, чтобы я могла уделять время детям. Я понимала, что в Рыбинске такую работу найти сложно, а связей у меня не было. Но я 8 лет, пока была ИП, работала в сфере культуры и надеялась, что на бирже мне найдут что-то подходящее.
Бесплатное повышение квалификации. Я слышала, что можно пройти бесплатные курсы от центра занятости и освоить новую профессию. Мой родственник так выучился на крановщика и нашел работу. Я бы тоже от такого не отказалась.
До постановки на учет я зарабатывала как ИП 20 000 Р в месяц и надеялась на максимальное пособие.
Как встать на учет по безработице
Встать на учет в центр занятости может любой гражданин РФ старше 16 лет, если он не работает и не учится на дневном отделении. Откажут в учете только пенсионерам, действующим ИП и тем, кто работает по гражданско-правовому договору. А еще участникам ООО, даже если организация годами не работает.
Я прочитала в интернете, что для постановки на учет мне нужно принести в ЦЗН документы, пройти собеседование и написать заявление о постановке на учет. Визит будет считаться первой явкой. Все остальные посещения тоже называют явками.
Инспектор предложит две вакансии, и в следующие три дня я пойду по собеседованиям. Отказываться от предложенной работы нельзя — только если работодатель откажет сам.
Потом придется сходить на лекцию для безработных и снова явиться к инспектору. Не приду — не поставит на учет. Инспектор предложит еще две вакансии. Если меня опять никуда не возьмут, инспектор признает меня безработной. По закону это случится не позднее 10 дней после первой явки. В нашем ЦЗН произносят слово «признание» так, словно речь о сакральном ритуале. После него мне станут доступны все привилегии безработного.
Дальше расскажу, как проходило признание безработной у меня и какую помощь я получила от государства.
Собеседование
Я примерно представляла, какие нужны документы, чтобы встать на учет, но точный список нигде не нашла. Вот что в итоге пригодилось на собеседовании:
Инспектор посмотрела документы и расспросила, как я осталась без работы. А потом стала отговаривать меня вставать на учет. Дело было вот в чем. Последняя запись в моей трудовой была в 2008 году: я работала редактором деловой газеты. В следующие 12 лет не бездельничала: работала пиар-менеджером по договору подряда, начинала учиться в магистратуре на историка моды, сидела в отпусках по уходу за детьми и как ИП ставила спектакли. Но все это никого не волновало. Инспектор сказала, если после официальной работы прошло от 3 лет, работу предложат самую низкооплачиваемую: завхоза, уборщицы или вахтера.
А на бывших ИП не действует даже срок 3 года. Если бы я была ИП всего месяц, а потом закрыла его и пришла на биржу, мой предыдущий опыт все равно бы не считался.
минимальный размер пособия по безработице
Условия были не самые лучшие, но я согласилась и заполнила заявление.
Какую работу мне предлагали
На первой явке после собеседования инспектор внесла меня в базу. Указала, что я владею компьютером, могу читать, переводить и брать интервью на английском и что у меня есть водительские права. Это было нужно для подбора вакансий.
Я могла бы работать журналистом, пиар-менеджером, СММ-специалистом или копирайтером. Но таких вакансий в базе не было. Еще я была готова работать с детьми, например учителем русского или начальных классов. Но такие вакансии предлагают только кандидатам с образованием по профильному предмету. Например, русский может преподавать филолог, а я журналист.
Инспектор записала меня просто как специалиста. Она хотела предложить мне вакансии ночного администратора отеля, горничной, укладчика товара на конвейере и младшего воспитателя в детском саду. Но одни были далеко от моего дома, а для других нужна была медкнижка со свежим медосмотром. А я проходила его больше года назад.
В следующие три дня я прошла собеседования. На первом, на должность менеджера, я обмолвилась про гибкий график и мне отказали. На второе собеседование я тоже сходила впустую. В больнице уборщица была уже не нужна.
В третью явку еще через две недели мне достались вакансии кладовщика на предприятии по изготовлению дорожных машин и завхоза в детском саду. Но и они были закрыты, когда я пришла. В отделах кадров жаловались, что большинство кандидатов приходят для галочки — чтобы стоять на учете и получать пособие.
Больше я работу через центр занятости не искала, потому что пошла учиться на курсы.
Лекция для безработных
Лекция для безработных — добровольно-принудительное мероприятие. Чтобы встать на учет, пришлось посетить ее между первыми двумя явками.
Нам напомнили, что нужно и самим искать работу, хотя проверять это никто не будет. А еще, что, пока мы на учете, нельзя получать доход, кроме детских пособий, алиментов и пенсии по инвалидности. Все это я и так знала из интернета.
Меня больше интересовали права. Лекторы сказали, что мы можем получать пособие, психологическую поддержку, помощь в профориентации и бесплатно учиться на курсах. Еще можно было получить деньги на открытие своего дела, но оно у меня уже было. Говорили и про особые условия для людей с инвалидностью и будущих пенсионеров, но я к ним не отношусь, так что не вслушивалась.
Я спросила, куда обратиться за психологической поддержкой, но психолога в центре занятости не было. Мне предложили побеседовать с инспектором — она должна была вдохновить меня на поиски работы. Помощь в профориентации обещали во время одной из явок. А про курсы сказали узнавать у специалиста по профориентации. В общем, ничего нового из лекции я не вынесла.
Помощь в профориентации
Я ожидала, что мне дадут какие-нибудь тесты или проведут собеседование. Но все оказалось не так. За профориентацию отвечала суровая женщина. Я не поняла, как называлась ее должность, но это не инспектор, не психолог и не специалист по кадрам.
Она посмотрела в мою трудовую книжку и повторила то, что говорил инспектор: раз я не работала по специальности больше 5 лет, мои знания и умения уже не важны. Я попросила подобрать мне работу с детьми, а она сказала, что мой потолок — должность администратора или посудомойки.
В чем заключалась помощь в профориентации, я так и не поняла. Зато эта же женщина отвечала за бесплатные курсы и записала меня в очередь.
Какие бывают курсы
Пройти бесплатные курсы от ЦЗН можно раз в год и только после признания. А на время учебы придется сняться с учета.
Как я попала на курсы
Я решила, что вариант неплохой, и согласилась. К тому же центр был рядом с домом. Я снялась с учета в центре занятости и подписала договор на обучение. Так из безработной я стала учащейся.
Во время самоизоляции из-за коронавируса теоретические занятия проходили дистанционно. Преподаватель присылал лекции и разрешал задавать вопросы по почте.
Я освоила программу 1C, но первоклассным бухгалтером, конечно, не стала. Но у меня появилось общее представление о бухучете, и при желании я разберусь в бухгалтерии какого-нибудь предприятия. Я получила сертификат и могу устроиться на работу бухгалтером. Или снова встану на учет в центр занятости.