что такое ваххабизм в исламе определение

Ваххабизм

что такое ваххабизм в исламе определение. Смотреть фото что такое ваххабизм в исламе определение. Смотреть картинку что такое ваххабизм в исламе определение. Картинка про что такое ваххабизм в исламе определение. Фото что такое ваххабизм в исламе определение

что такое ваххабизм в исламе определение. Смотреть фото что такое ваххабизм в исламе определение. Смотреть картинку что такое ваххабизм в исламе определение. Картинка про что такое ваххабизм в исламе определение. Фото что такое ваххабизм в исламе определение

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («Ас-Саляф ас-Салих»), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью.

C точки зрения некоторых этнографов, ваххабиты — сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившееся как протест против богатства городских жителей и богачей. [2] Также движение сыграло значительную роль в освободительной войне против Турции. [3]

Движение было принято принцем Абдель Азиз ибн Саудом, впоследствии основателем и первым королём Саудовской Аравии (1932—1953). В результате чего ваххабизм стал господствующей исламской доктриной в данной стране. Сейчас называют себя «Саляфами», хотя сами имеют убеждения секты учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими.

Содержание

Терминология

Школа получила название от имени основателя — Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаб ибн Сулейман аль-Мушраф ат-Тамими (араб. محمد بن عبد الوهاب بن سليمان آل مشرف التميمي).

Сами представители данного течения отрицают зачастую данное именование, указывая, что являются салафитами, они не считают своё движение политическим, а только религиозным. [4]

История ваххабитского движения

Аравия накануне возникновения учения

Историк Алексей Михайлович Васильев считает что вопрос о возникновении ваххабизма следует искать в изучении аравийского общества. [5] Важным было замедленное развитие, что было обусловлено узостью производственной базы, неблагоприятные условия для ведения сельскохозяйственных работ: с одной стороны такие явления как засуха, с другой проливные дожди, когда мощные сели уносили верхний слой вместе с посевами. [6]

Также следует упомянуть отсутствие централизации ирригационного хозяйства, ввиду отсутствия общего земледелия (разобщённость оазисов).

Кочевое и полукочевое скотоводство в Аравии

Поскольку ваххабитское движение получило огромное развитие среди бедуинов, то рассмотрение их исторического развития является одним из наиболее важных. Так С. А. Токарев писал [7] :

Среди бедуинов Аравии в XVIII в. возникло течение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест кочевников против богатства и роскоши городских купцов и богачей.

А. М. Васильев указывает на два типа людей ведущих кочевое и полукочевое хозяйство:

Социальное расслоение арабов Аравийского полуострова

По свидетельствам источников 18 в. наиболее низкими показателями по благосостоянию были у кочевников, впрочем, положение оседлых земледельцев было не многим лучше. [9] Распространённым явлением стал захват частью знати водных и других источников, распространилось ростовщичество и налоговый гнёт. Несмотря на то, что ряд исследователей считали аравийское общество феодальным, во-многом, это положение вызывает сомнения. [10]

Прибавочный продукт

Таким образом, к XVIII веку на территории Аравийского полуострова не сложилось единого экономического пространства. Резко встал вопрос с одной стороны о разрешении данной ситуации, с другой — Аравия предоставилась сама себе, так как фактически Османская империя и Португалия не решали уже вопросы данного региона.

Обострение социально-политических вопросов. Междоусобицы

Из-за невозможности создания единого централизованного государства, уже во времена заката могущества Османской империи (конец XVII в.), на Аравийском полуострове всю большую роль начинают играть шерифы — клановые правители той или иной местности, фактически номинально зависящих от турецкой власти (только в Мекке было несколько шерифских семей, которые соперничали за власть над городом). [13] Противостояние между рядом регионов Центральной Аравии обострились. В результате выделяются следующие города, ставшие центрами претендующими на господство на полуострове Аяйна, Эд-Диръия, Эр-Рияд. Ситуация стабилизировалась лишь в период правления эмира Сауда ибн Мухаммада, но снова обострилась после его смерти.

К концу XVII, началу XVIII вв. фактически центральная часть Аравийского полуострова оказалась раздробленной, с непрекращающимися кровопролитными междоусобными войнами. Идеей соединения государства становится с одной стороны уменьшение поборов, власти шерифов и эмиров, а также защита от кочевников; с другой — мощная идеологическая основа, способная сплотить разрозненное общество. Им и становится ваххабизм. [14]

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб. Становление учения ваххабизма

На момент возникновения ваххабитского движения на территории Аравии было множество мусульманских школ и течений, а также иудеи и христиане. На северо-восточных и восточных землях был распространён шиизм. Но одним из основных направлений (особенно в Хиджазе) была ханбалитская школа. Как отмечают многие исследователи, среди бедуинов ислам был не особо распространен. Швейцарский путешественник Буркхардт И. Л. писал также, что в пяти часах от Мекки есть могилы святых:

At five hours from Mekka, we passed a ruined building called El Meymounye, with the tomb of a saint, the dome of which was demolished by the Wahabys. Near it is a well of sweet water, and a small birket, or reservoir, built of stone: a little building annexed to the tomb serves as a sort of khan for travellers. For the first six hours from Mekka our road lay N.W., when we turned a steep hill, which caravans cannot cross, and proceeded N.N.W. to Wady Fatme, which we reached at the end of eight hours from Mekka, just at the first appearance of dawn.

Основные догматы

Ваххабиты считают запретным паломничество к могилам святых, которое они рассматривают как поклонение мертвым; совершение неверного, с их точки зрения, тавассуля; считают макрухом (нежелательным и порицаемым) отмечать день рождения пророка Мухаммада.

Однако, сами ваххабиты заявляют о неверном толковании своего учения и оспаривают заявления о своей нетерпимости и призывах к убийству любого «неверного и лицемера», приводя в качестве оправдания слова Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаба из послания к Абд ар-Рахману ас-Сувейди:

«И ополчились против нас с воинством шайтана, распространяя клевету, которую человек мыслящий постыдился бы пересказывать, не говоря уже о том, чтобы измыслить (в том числе и то, о чем вы упоминали), будто бы я объявляю всех людей неверными, кроме тех, кто последовал за мной. И будто бы я утверждаю, что ваши бракосочетания — недействительны. Удивительно, как подобное могло прийти на ум человеку мыслящему? Чьи это слова — мусульманина или неверного? Человека здравомыслящего или безумца?». (Собрание сочинений Шейха, 36\5)

В послании шерифу Мекки, отвечая на его вопрос относительно объявления мусульман неверными, Мухаммад Ибн Абд аль-Ваххаб писал: «Ложью и клеветой, посредством которой людей отвращают от религии Аллаха и Его Посланника, являются россказни о том, что мы будто бы огульно объявляем людей неверными и предлагаем переселяться к нам тех, кто доказал свою веру; что будто бы объявляем неверными того, кто сам никого еще не обвинил в неверии и кто никого не убил(!!), и так далее, и тому подобное». (Собрание сочинений Шейха, 11\3)

Любое политическое разделение уммы (исламской нации) или гражданская война рассматриваются ваххабитами как фитна (раскольничество, нарушение исламского единства). По словам Ибн Абд Аль-Ваххаба, самая первая фитна произошла во время Халифата Али, когда его покинули хариджиты. Несмотря на это, приверженцы ваххабизма несколько раз в истории участвовали в вооружённых конфликтах и поднимали восстания против других мусульман.

Очищение ислама

Главный догмат ваххабизма — вера в безусловно единого Бога (таухид). Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов.

Ваххабиты отвергают различные, с их точки зрения, нововведения (бид’а), не дозволенные исламом. Салафиты отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком. Отрицают суфизм, который в Российской Федерации получил распространение на Северном Кавказе, где закрепились несколько суфийских тарикатов.

что такое ваххабизм в исламе определение. Смотреть фото что такое ваххабизм в исламе определение. Смотреть картинку что такое ваххабизм в исламе определение. Картинка про что такое ваххабизм в исламе определение. Фото что такое ваххабизм в исламе определение

Критика ваххабизма в исламском мире

На протяжении всей истории своего существования ваххабизм подвергается серьёзной критике внутри исламского мира за присущие ему нетерпимость к чужим взглядам, излишнюю строгость нравов, негибкость и нетрадиционную трактовку некоторых положений вероубеждения.

Первыми противниками нового течения стали собственный отец и брат (сам исламский богослов и кади) Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба, осудившие и не принявшие его учения.

Раскол в исламе

Борьба за очищение ислама и догмат отрицания почитания любых авторитетов, кроме Аллаха, вызывали в Центральной Аравии в XIX веке ваххабитские восстания, в ходе которых ваххабиты разгромили постройки над могилами ученых, которым якобы поклонялись суфии (сами могилы не были разрушены). Самые крупные ваххабитские восстания были в Медине и Мекке. Вскоре ваххабитские восстания в крупных городах были подавлены, лишь в маленьких поселках они продолжали своё существование.

что такое ваххабизм в исламе определение. Смотреть фото что такое ваххабизм в исламе определение. Смотреть картинку что такое ваххабизм в исламе определение. Картинка про что такое ваххабизм в исламе определение. Фото что такое ваххабизм в исламе определение

Ваххабизм в России

В 1980-е годы среди советских мусульман стали распространяться идеи исламского фундаментализма. Сторонники «чистого ислама», как они себя называли, заметно выделялись из основной массы верующих активным неприятием «безбожного» общества, оппозицией к «официальному» мусульманскому духовенству и критическим отношением к «народному исламу». За ними прочно закрепилось наименование «ваххабитов», хотя они таковыми себя не считали и в отличие от «истинных» ваххабитов они не принадлежали к ханбалитскому мазхабу. В 1990-е годы Северный Кавказ стал тем регионом России, где конфронтация между сторонниками «чистого» и «традиционного» ислама стала наиболее острой. [21]

В Дагестане

В Чечне

В Татарстане

С начала 90-х в Татарстан медленно, но верно проникает идеология ваххабизма. Во многом это происходит из-за миграции с Северного Кавказа, но в первую очередь из-за поддержки из-за рубежа (Саудовской Аравии и Катара). Кульминацией противостояния с традиционным исламом в Татарстане стало убийство летом 2012 г. имама Валиуллы Якупова и покушение на муфтия Татарстана Ильдуса Файзова. Оба религиозных деятеля пытались ограничить распостранение чужеродной Татарстану идеологии. Валиулла Якупов посмертно награждён Орденом Мужества.

Источник

Кто такие ваххабиты и в чем их опасность?

что такое ваххабизм в исламе определение. Смотреть фото что такое ваххабизм в исламе определение. Смотреть картинку что такое ваххабизм в исламе определение. Картинка про что такое ваххабизм в исламе определение. Фото что такое ваххабизм в исламе определение

Когда мы слышим, что мусульман обвиняют в нетерпимости или озлобленности, что мусульманину приписывают агрессивное поведение и бескультурье, то мы сразу начинаем понимать по чьей вине это происходит, мы осознаём, кто является виной тому, что о верующих людях говорят, как о головорезах и кровожадных бунтовщиках, источником подобных мнений являются поведение, нрав и облик представителей такого заблудившегося течения как ваххабизм.

Ваххабизм как идея была сформирована в 18 веке Мухаммадом ибн абдуль Ваххабом (1703−1792), именем которого течение и называется. За основу своего учения Ваххаб взял труды Такиуддина ибн-Таймии (1263−1328).

Мухаммад абдуль Ваххаб пишет своё теологическое сочинение «Книга единобожия». Главный догмат ваххабизма — вера в безусловно единого Бога (таухид). Вроде бы на первый взгляд всё нормально, однако своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Любой мусульманин знает, что Коран защищен Всевышним до Судного дня, что законы Его неизменны, а хадисы Посланника Аллаха являются объяснением этих законов, а это означает, что дозволенное Пророком и его верными асхабами является разрешенным.

Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (аль-Хиджр 15: 9). https://islam-risalyat.ru/законы-шариата-действуют-до-судного-д/

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) предупреждал свою умму: «Я запрещаю, чтобы кто-либо из вас, облокотившись на свой диван, говорил о том, что я повелел или же запретил: „Не знаю, мы следуем тому, что находим только в Коране!“» ат-Тирмизи 2663, Абу Дауд 4605, Ибн Маджах 13. Хадис достоверный. См. «Мишкатуль-масабих» 162.

Необходимо знать, что Сунна — это такое же откровение Всевышнего Аллаха, как и Коран! Всевышний Аллах сказал о Своем пророке (мир ему и благословение Всевышнего): «Поистине, он не говорит по прихоти, это только откровение, которое ниспосылается!» (ан-Наджм 53: 3-4).

Следовательно, в Коране Всевышний говорит людям, что Сунна — это Его откровение. Об этом говорил и сам пророк (мир ему и благословение Всевышнего). Аль-Микъдам ибн Ма’дикариб рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему (Сунна)! Я опасаюсь удовлетворенного человека, лежащего на своем диване и говорящего: „Следуйте этому Корану! Что найдете в нем дозволенным, считайте это дозволенным, а что найдете запретным — запретным!“» Абу Дауд 4604, ат-Тахауи 2/321. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2870.

Явные отличия от последователей Ахлю Сунна ва аль-Джамаа, по которым можно определить приверженца ваххабизма: отказ от посещения могил святых людей, пророков, сахабов; не желание отмечать день рождения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), запрет на чтение Корана умершим, распространение концепций таджсим (приписывание телесности Аллаху) и ташбих (уподобление Аллаха творениям).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) наставлял: «Посещайте могилы, так как они – напоминание о мире ином» (Тирмизи).

Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) говорил со слов Али ибн Абу Талиба (мир ему): «Тому, кто находясь на кладбище 11 раз прочитает суру «Ихлас» и воздаст усопшим, тот обретёт воздаяние равное числу покоящихся» (ан-Наджар).

В Священном Коране сказано: «Нет ничего подобного Ему» (сура 42 «Аш-Шура», аят 11).

Суть ваххабизма – противостояние якобы новшествам, которые привели к упадку исламскую общину. Поэтому ваххабиты борются не столько с людьми иного вероисповедания, сколько с правоверными мусульманами, которые не признают принципы, насаждаемые адептами абдуль Ваххаба. Следует отметить, что запрещенные в России и во многих других странах террористические организации «ИГИЛ», «Аль-Каида», «Джебхат ан-Нусра» и ряд других группировок, целью которых является запугивание мирных людей, в своей идеологии базируются именно на ваххабизме

Ваххабизм – это протест человека против устоявшегося общества, не просто так ваххабитами становятся обычно ренегаты или люди, у которых отсутствуют самые простейшие знания по вере. Они не могут принять законы этого мира, ваххабиты хотят видеть лишь чёрное и белое, поэтому они похожи на людей, которые постепенно утрачивают способность к мышлению и критике. Они не способны подвергнуть сомнению свои суждения, не могут понять свои ошибки, принять поражение.

Опасность распространения теорий абдуль Ваххаба на территории России и других стран очень велика. Вероятность распространения увеличивается, так как деятели ваххабитского движения всячески скрывают свою принадлежность к данному течению. По этой причине люди, не изучавшие глубоко ислам, часто попадают в секту, так как не могут отличить ваххабита от суннита.

Однако противостоять идеологическому нашествию ваххабитов, приносящему раскол и смуту в общину мусульман, нужно, и это возможно. Чтобы наше противостояние влиянию сектантов было успешным, необходимо двигаться параллельно в двух направлениях – это во-первых, вооружение, мусульман подлинными знаниями, по нашей религии, которые были бережно сохранены предыдущими поколениями верующих, и, во-вторых — предостережение от заблуждений, пропагандируемых различными сектами, в том числе называющими себя Исламскими.

Пока в мире сохраняется стереотип «терроризм=ислам», фундаментом которого является ваххабизм, исламофобия будет продолжаться. Из-за этого страдают все мусульмане. Нужно бороться не с последствиями, а с корнем зла в лице ваххабизма.

Ваххабизм развивается именно из-за отсутствия исламского образования, люди не знают своей религии, муфтияты порой не чувствуют опасности, сложившейся ситуации. Вместо того, чтобы распространять ислам, люди закрываются и забывают свою культуру, тогда как сектанты занимают место проповедников. Во многом, конечно, это наша вина, ведь Пророк завещал нам рассказывать везде об истине, но иногда мы ленимся. Поэтому пусть каждый из нас получает знания, а затем распространяет их, и, ин ша Аллах, между людьми пропадёт вражда, и наступит мир, где не будет места ненависти и страху перед людьми.

Источник

Кто такие ваххабиты (псевдосалафиты)?

что такое ваххабизм в исламе определение. Смотреть фото что такое ваххабизм в исламе определение. Смотреть картинку что такое ваххабизм в исламе определение. Картинка про что такое ваххабизм в исламе определение. Фото что такое ваххабизм в исламе определение

Ваххабиты — довольно молодое исламское течение (секта), известное целым рядом заблуждений и нововведений в вопросах вероубеждения.

Первый и главный отличительный признак ваххабитов — их ошибочное понимание сущности Всевышнего Аллаха и Его атрибутов.

В отличие от суннитов, ваххабиты убеждены, что сущность Всевышнего Аллаха материальна и имеет определённый, неизвестный нам образ. Они считают, что Аллах обладает размером и весом, сидит на Арше и может перемещаться в пространстве. Понимая аяты Корана по-своему и игнорируя толкования крупнейших исламских ученых, ваххабиты посчитали, что у Аллаха есть части тела.

Эти убеждения принципиально отличаются от убеждений суннитов (ахлю-сунна). Подобные убеждения характеризуются исламскими учёными как ташбих – уподобление Аллаха творениям – и таджсим – приписывание Ему телесных качеств.

Основная стратегия ваххабитов — представлять свои заблуждения как истинную исламскую веру, подобно тем, кто продаёт вино под видом виноградного сока.

Почему ваххабиты называются ваххабитами? Ваххабитами в целом называют последователей человека по имени Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб. Слово «ваххабит» — это не оскорбление и не ругательство, а исламский термин. Как последователей, к примеру, имама аль-Ашари называют ашаритами, так называют ваххабитами последователей Ибн Абдуль-Ваххаба.

Впервые ваххабиты заявили о себе в 1730 году. Источником распространения ваххабизма стала местность Неджд, родина Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, который отклонился от истинного пути праведных имамов, обвиняя в неверии большинство мусульман своего времени. Мотивы его действий во многом были обусловлены политикой.

Исламские учёные, ознакомившись с его призывом, однозначно заявили о том, что он заблуждается и вводит в заблуждение других. Так как Ибн Абдул-Ваххаб был выходцем из местности, где придерживались ханбалитского мазхаба, они первые выступили с опровержением его идей. Учёные шафиитского, ханафитского и маликитского мазхабов также выступили против его заблуждений.

В наше время о ваххабитах говорят много – как мусульмане, так и немусульмане. Далеко не всё из того, что говорят, правдиво. Сами ваххабиты отказываются называться ваххабитами (предпочитая термин «салафиты»), а не-ваххабиты нередко считают ваххабизмом то, что им не является. В этой неразберихе часто забывается, что такое ваххабизм на самом деле. А ведь ваххабизм — это прежде всего вероубеждение.

Ваххабиты уподобляют Аллаха творениям определённым — крайне изощрённым — способом. Они утверждают, что аяты Корана, в которых употреблены слова, буквальное (но не единственное!) значение которых указывает на телесность, надо трактовать буквально. Если в аяте в отношении Аллаха использовано слово «йад», они говорят, что необходимо верить, что это реальная, материальная рука. Это уподобление Аллаха творениям.

Ваххабиты заявляют, что это и есть убеждения праведных предшественников, однако истина состоит в том, что это убеждения Ибн Таймии[1], которому они слепо следуют. На практике Ибн Таймия для них человек, не делающий ошибок, которого они сделали судьёй для всех остальных учёных.

Сунниты же единодушно согласны в том, что Аллах не является телом и не состоит из частей, а употребляемые в аятах и хадисах выражения, которые могут внушить подобное, нельзя понимать буквально. Их либо оставляют как есть, без толкования, вверяя их смысл на Аллаха, либо толкуют в соответствии с правилами и нормами арабского языка. Оба подхода законны и передаются от первых праведных поколений мусульман (саляфу-салих).

Поэтому сунниты называют ваххабитов псевдосалафитами, то есть теми, кто ложно приписывают себя к саляфам, но на деле далеки от них.

В наше время косвенным признаком ваххабизма может считаться осознанное следование таким людям, как Ибн Таймия, Ибн Кайим, Албани, Ибн Усеймин, Ибн Бааз, Аль-Фаузан, Усман аль-Хамис, Халид аль-Фулейдж, Абдурахман Димашкия, Салих аль-Усайми.

Если человек не уподобляет Аллаха творениям, опираясь на буквальное прочтение аятов и хадисов, о ваххабизме говорить нельзя.

Определить ваххабита по внешности невозможно. Если мужчина носит бороду и укорачивает штаны, это не делает его ваххабитом. Если женщина носит чёрное и закрывает лицо, это не делает её ваххабиткой.

Строго говоря, ваххабизм имеет лишь косвенное отношение к вопросам фикха — исламского права. Действительно, эти сектанты допускают ошибки в фикхе, однако следование ошибочному мнению не делает человека ваххабитом. Так, мнение, что читать Коран у могил запрещено, — неправильное, но это мнение никак напрямую с ваххабизмом не связано, хотя и характерно для ваххабитов.

Ваххабизм также связывают с отказом от следования одному из четырёх мазхабов в фикхе. Действительно, многие ваххабиты отрицают, что нужно следовать мазхабу. Но чаще всего они говорят, что не нужно следовать одному мазхабу, а необходимо брать самое достоверное мнение. На практике же самым достоверным мнением у них оказывается то, что посчитал таковым Ибн Таймия и последовавшие за ним современные ваххабитские учёные.

Тем не менее, сейчас — во времена всеобщего невежества — не-ваххабиты также могут поддаться заблуждению «безмазхабности», и среди не-ваххабитов легко можно встретить человека, который не следует мазхабам. И наоборот: есть ваххабиты, которые строго следуют мазхабу (часто — ханбалитскому).

Ваххабиты известны и своей необоснованной критикой суфизма. Однако не каждый, кто критикует суфизм, — ваххабит. Во-первых, под суфиев маскируются разные грешники, а то и вовсе немусульмане. Критиковать их абсолютно нормально, сами суфии это делают. Во-вторых, возможно, человек пока не разобрался, что такое суфизм.

Отличительной чертой ваххабитов является обвинение мусульман в неверии и многобожии за те поступки и дела, которые таковыми не являются. Их шейх – Ибн Абдул-Ваххаб обвинил в неверии как учёных своего времени, так и прошлых времён. Из этого вытекает, что абсолютное большинство учёных исламской уммы пребывали в неверии.

Современные ваххабитские учёные не скрывают тот факт, что их убеждений, если взглянуть на историю, придерживались отщепенцы и подавляющее меньшинство, а то и вовсе никто в отдельные периоды.

История их убеждений такова: первые 3 века по хиджре – это период, когда их убеждения якобы доминировали в исламской умме, затем последующие 4–8 века подавляющее большинство учёных были ашаритами. В 8 веке появляется Ибн Таймия и его ученик Ибн Кайим, которые возрождают их убеждения. Затем, в 9–14 века, их убеждения вновь были забыты.

Таким образом, согласно представлениям ваххабитов, истинное суннитские вероубеждение, начиная с 4 века, было скрыто от мусульманской уммы на протяжении 400 лет. Затем в 8 веке появился Ибн Таймия и возродил их школу. После Ибн Таймии и до появления Ибн Абдуль-Ваххаба мусульмане почти 500 лет пребывали в неведении относительно истинного вероубеждения.

Появившийся в 12 веке Мухаммад ибн Абдул-Ваххаб не акцентировал внимание на вопросах понимания атрибутов, а больше уделял время вопросам массового многобожия, как он утверждал. Только в конце 20-го века по григорианскому летоисчислению ваххабиты в лице саудитов, стали уделять внимание убеждениям Ибн Таймии и массово тиражировать их среди мусульман.

Абсурдность подобных утверждений очевидна. Ведь подавляющее большинство мусульман всегда придерживалось истинного суннитского вероубеждения. Начиная со времён первых поколений мусульман и до наших дней, учёные доводили до нас правильные знания.

В хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорится: «Заслуживающие доверия учёные каждого последующего поколения будут нести это знание. Они будут исправлять то, что искажено впадающими в крайность фанатиками, опровергать измышления лжецов и толкования невежд»[2].

В другом хадисе сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, каждые сто лет Аллах будет посылать этой общине того, кто будет возрождать для неё её религию»[3].

Не во всех бедах, происходящих с мусульманами, виноваты ваххабиты, хотя, конечно, они вносят вклад в борьбу с истинным Исламом. Но сейчас истерия вокруг ваххабизма усиливается, а религиозных знаний у мусульман мало. Люди ополчились против ваххабитов, высмеивая их и ругая во всех их проявлениях. Ваххабизм распространился в России, когда мусульмане практически не соблюдали Ислам, а ваххабиты как раз отличались от основной массы людей внешним соблюдением религиозных предписаний. Поэтому на постсоветском пространстве эти две вещи — ваххабизм и тщательное соблюдение Ислама — стали ассоциироваться друг с другом. И до сих пор некоторые считают ваххабитом любого соблюдающего мусульманина — того, кто совершает пятикратный намаз, например. Такой бездумный подход к определению ваххабизма — это путь к неверию, ведь не всё, что делают ваххабиты, плохо. Скажем, запрет музыки и свободная женская одежда — это правильно с точки зрения Ислама. Вместо того, чтобы порицать тех, кто щепетилен в вопросах религии, мусульмане должны проявлять большее усердие в поклонении Всевышнему Аллаху и соблюдении Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чем сектанты, будь то ваххабиты или кто-то ещё.

Следует помнить, что в России ваххабитская секта весьма сильна, и у новообращённого мусульманина велик шанс с ней столкнуться. Многие среди новообращённых обращаются к ваххабизму, даже не понимая, что это ваххабизм. Многие симпатизируют ваххабитам, потому что те кажутся знающими, соблюдающими и радикальными. Вне сомнений, часть тех, кто следует за этими сектантами и цитирует Албани, перестанет так делать, если осознают, что именно исповедуют ваххабиты. Поэтому нужно получать знания и по мере сил передавать их другим.

[1] Ахмад ибн Абдул-Халим аль-Харрани, известный как Ибн Таймия (661–728 гг. по хиджре/1263–1328 гг.).

[2] Аль-Байхаки, «Сунан аль-Кубра» (19258) и ат-Тахави в «Мушкиль аль-Асар» (3884).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *