что такое в церкви амвон

Амвон в храмах

Амвон — возвышение в церкви, полукруглый выступ в середине солеи. Здесь читают Евангелие, произносят проповеди, поют духовные гимны.

Солея — возвышение на одну-две ступени перед иконостасом, занимает всю ширину храма.

Амвон как вид архитектурного искусства

В переводе с греческого «амвон» — горный выступ, восхождение на вершину.

Симеон Солунский — архиепископ Фессалоникийский 15 века. Он писал, что амвон в храме — камень Гроба Господнего, с которого священники и диаконы как ангелы несут благие вести людям в храме. (Источник: 18 глава «Книги о храме» )

Впервые об амвонах упоминали в канонах Лаодикийского собора 364 года. Сведений о них немного. В богатых церквях — например, соборе святой Софии, они были огромными. Иногда амвоны высекали из цельного куска мрамора.
Древнейший пример такого типа — Солунскиий образец, который сейчас существует в виде двух больших кусков мрамора. Если их сложить вместе, будет больше 5 метров. Он имел форму полукруглой башни.

Амвон строили из мрамора, украшали резьбой, золотом и скульптурными мозаиками. Частью солеи он стал только в 17 веке.

что такое в церкви амвон. Смотреть фото что такое в церкви амвон. Смотреть картинку что такое в церкви амвон. Картинка про что такое в церкви амвон. Фото что такое в церкви амвон Амвон в соборе Салерно, Италия, 1180 год

Солея — место, где находится амвон

Солея — полукруглая площадка перед полом алтаря. Она поднята над основным уровнем церкви. По бокам солеи, на клиросах, стоят певцы или чтецы. В некоторых храмах клироса на солее нет.

что такое в церкви амвон. Смотреть фото что такое в церкви амвон. Смотреть картинку что такое в церкви амвон. Картинка про что такое в церкви амвон. Фото что такое в церкви амвон Схема алтарной части храма. Обратите внимание — солея занимает всю ширину храма

Практическое значение солеи — удобное возвышение, чтобы вынести Священное Писание. Служитель берет Евангелие из Престола, выносит, пронося по солее, возвращает на место через Царские врата.

Греческий амвон на Руси

На Руси амвоны чаще всего строили по византийским чертежам с 12 века. Сохранился такой древнерусский амвон Софийского собора в Новгороде.

что такое в церкви амвон. Смотреть фото что такое в церкви амвон. Смотреть картинку что такое в церкви амвон. Картинка про что такое в церкви амвон. Фото что такое в церкви амвон Общий вид амвона 1533 года из собора Святой Софии (Софийский собор) Великого Новгорода до реставрации. Высота — 300 см, окружность — 600 см

Сейчас это единственный в мире сохранившийся отдельно стоящий деревянный амвон византийской православной традиции.

Он имел вид круглой беседки с одним входом. Подпирал свод колоны, почти в человеческий рост. Был украшен цветами и узорами.

Амвон был построен из дерева, и выполнял множество функций — там пели важнейшие гимны, читали священные тексты Евангелия и Апостола.

На нем проводили сакральный обряд «Воздвижение креста». Сооружение сохранилось до нашего времени, но сейчас посмотреть его можно только в государственном музее Санкт- Петербурга.

что такое в церкви амвон. Смотреть фото что такое в церкви амвон. Смотреть картинку что такое в церкви амвон. Картинка про что такое в церкви амвон. Фото что такое в церкви амвон Амвон Софийского собора реставрируют в Русском музее в 2014 году

Назначение амвона в храме — место для чтения Библии и Апостола

На амвон встают диаконы и читают книги Ветхого и Нового завета. Почему амвон находится именно в этом месте — на возвышении, вблизи центрального купола?

Дело в том, что именно в этом месте хорошая акустика.

что такое в церкви амвон. Смотреть фото что такое в церкви амвон. Смотреть картинку что такое в церкви амвон. Картинка про что такое в церкви амвон. Фото что такое в церкви амвон Базилика Святого Климента и Лаврентия в Италии. Она интересна тем, что здесь два амвона — по правой стороне и левой. Один из них используется для чтения Евангелия, другой — для чтения Апостола

Иногда два амвона объединяли в один двухэтажный. Один из таких примеров находится в церкви св. Марка в Венеции.

Они имеют вид большой и маленькой беседки. Иногда к амвону добавляют большие подсвечники, в виде витых колонн и решетки для ограждения.

что такое в церкви амвон. Смотреть фото что такое в церкви амвон. Смотреть картинку что такое в церкви амвон. Картинка про что такое в церкви амвон. Фото что такое в церкви амвон Собор Святого Марка, 14 век. Двухъярусный амвон

Архиерейский амвон

В первых церквах в средней части храма стоял архиерейский амвон. Иное название — рундук. Он символизировал гору, с которой Иисус Христос говорил свою Нагорную проповедь. Сейчас архиерейский амвон может стоять немного южнее.

Иногда его называли «облачальным местом» — там облачался архиерей. Еще одно название — «уготованное место». Его возвышали согласно статусу священника, в основном на две ступени.
Но когда посвящают архиереев, то рундук поднимают от 4 до 6 ступенек. На этой своеобразной кафедре заканчивали панихиды, молебна, царские часы.

что такое в церкви амвон. Смотреть фото что такое в церкви амвон. Смотреть картинку что такое в церкви амвон. Картинка про что такое в церкви амвон. Фото что такое в церкви амвон Архиерейский амвон в Свято-Никольском женском монастыре. Отличается от обычного амвона тем, что там есть кафедра

Источник

Значение слова амвон

Словарь Ушакова

Католическая Энциклопедия

(греч. άμβων, лат. ambo ) — возвышение в нефе церкви, предназначенное для чтения Св. Писания, а также для произнесения проповеди и литург. пения; в раннехрист. период использовались также названия: бема (βήμα), pyrgus (πύργος), lectorium, tribunal и др. В интерпретации патр. Константинопольского Германа А. символизирует камень, преграждавший вход в Гроб Господень (возле этого камня ангел объявил о воскресении Христовом). Первое упоминание об А. содержится в 5-м каноне Лаодикийского собора (364–371), затем этот термин используется у Палладия в Житии св. Иоанна (Vita Sancti Joannis), у Сократа Схоластика (Historia ecclesiastica VI); у Созомена А. назван «бемой для чтения» (Historia ecclesiastica IX, 2). В Константинополе в храме Св. Софии на А. совершали обряд коронации императора. Предписание Constitutiones Apostolorum (ок. 380) о размещении А. «посередине церкви» допускало разнообразие: на пересечении диагоналей самой базилики или ее центр. нефа (как в Сирии). Иногда А. смещен к северу или к югу от продольной оси, как в Греции и Равенне, иногда сдвинут к востоку (Константинополь, Малая Азия). В Средние века в некоторых храмах появился второй А., предназначавшийся только для чтения Евангелия. В рим. базиликах Св. Климента, Св. Лаврентия и Санта Мария ин Космедин А. примыкают к выгороженному балюстрадой прямоугольному пространству (schola cantorum) в центр. нефе. А. делали из камня или дерева. По конструкции ранние А. можно разделить на 3 типа. 1-й («константинопольский») преобладает в юстиниановскую эпоху, сохраняясь и в раннем Средневековье, и представляет собой приподнятую на колонках платформу с балюстрадой, к которой с двух сторон ведут лестницы. Много подобных А. известно в Константинополе, Малой Азии, Греции и др. регионах (Иллирик, Болгария, Крым, Абхазия). 2-й тип (малораспространенный) — А. с «веерообразными» двойными лестницами, — относится к V–VI вв. и встречается преимущественно в Сев. Греции (напр. в церкви Св. Георгия в Салониках). 3-й тип — прямоугольные или полукруглые в плане А. меньших размеров, с одной лестницей, с полукружием, обращенным к апсиде. Он был распространен в VI–VII вв. в Греции и Малой Азии, встречается также в Далмации, Истрии, Сев. Италии и Палестине. Кроме того, выделяется близкая к 3-му типу группа небольших монолитных А. с одной лестницей (Греция, Равенна). Декор А. — в основном скульптурный, в раннехрист. эпоху преобладают символические изображения креста, а также зооморфные и растительные мотивы. Сюжетные композиции крайне редки (А. из Салоник со сценой Поклонения волхвов). Единичны случаи украшения А. мозаикой (в базилике в Никополе). После VII в. декор меняется: рельеф становится более низким и плоским, появляются антропоморфные изображения. Особый архитектурный и литург. феномен — т.н. бема, или «сирийский амвон», — был распространен в Сев. Сирии в IV–VI вв., преимущественно в базиликах. Бема располагается в центре церкви, это массивная полукруглая конструкция на цоколе, обращенная к западу. На ней расположена скамья для духовенства, иногда с подножием, а в центре ее — «трон-пюпитр». Т.н. пристенные А. (в кафедр. соборах в Пизе и Сиене) и А. в виде лоджий и балконов появились в период ранней готики. В эпоху Возрождения преобладал тип «нависающего» А. Наиболее богатые — как по форме, так и по декору — А. создавались в период барокко и рококо. Как правило, они были пристенного типа и необычных форм — напр., в виде чашечки цветка, пасти рыбы, лодки, символизирующей ладью св. Петра, и т.п.

В наст. время в Католической Церкви А. располагается в пресвитерии храма и, как и прежде, предназначен для совершения Литургии слова.

Лит-ра: Leclercq H. // DACL 1, 1330–47; Schneider A.M. // Reallexicon fЯr Antike und Christentum. MЯnster, 1950, Bd. 1, S. 363–365; Jakobs P.H. Die frЯhchristlichen Ambone Griechenlands. Bonn, 1987; Kazhdan A. A Note on the Middle-Byzantine Ambo // Byzantion 57 (1987), 422–426; Renhart E. Das syrische Bema: Liturgisch-archКologische Untersuhungen. Graz, 1995; Dennert M. Mittelbyzantinische Ambone in Kleinasien // Istanbuler Mitteilungen 45 (1995), 137–149.

Архитектурный словарь

возвышение перед алтарем в раннехристианских и византийских храмах.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

1. Выступ солеи перед средней частью иноностаса.

2. Возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Православие. Словарь-справочник

центральная часть солеи, расположенная у Царских врат и полукругом выступающая к середине храма. Служит епископам, священникам для проповеди, а диаконам – для возглашения ектений и чтения Евангелия. Тем самым он знаменует собой те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль). Амвон возвещает также о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный Ангелом от дверей Гроба Господня, что соделало и всех верующих во Христа причастниками Его бессмертия, ради чего им и преподаются с амвона Тело и Кровь Христовы во оставление грехов и в жизнь вечную. На амвон разрешается вступать лишь священнослужителям.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

амв’он ( 2Пар.6:13 ) — площадка, сооруженная Соломоном из меди посреди двора храма для молитвы при освящении храма. В дальнейшем не упоминается.

Православный энциклопедический словарь

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

Словарь церковных терминов

Православная энциклопедия

(в переводе в греческого означает «восходить»)

выдающаяся полукругом часть солеи у Царских врат. Служит для чтения ектений, Евангелия, произнесения проповедей и пр. Архиерейский амвон – это четырехугольное возвышение, расположенное в центре храма. На него во время богослужений ставят архиерейскую кафедру.

Источник

Амвон

Амво́н (от греч. ἄμβων — выпук­лость, воз­вы­ше­ние, край горы) – воз­вы­шен­ный, полу­круг­лый и выдви­ну­тый вглубь храма выступ в сере­дине солеи, напро­тив Цар­ских врат.

Архи­ерей­ским амво­ном назы­ва­ется четы­рех­уголь­ное воз­вы­ше­ние в центре храма, на кото­рое во время бого­слу­же­ния ста­вится архи­ерей­ская кафедра.

Амвон в центре солеи озна­чает вос­хож­де­ние (греч. – «амвон»). Он зна­ме­нует собою те места, с кото­рых про­по­ве­до­вал Гос­подь Иисус Хри­стос (гору, корабль), так как на амвоне во время литур­гии чита­ется Еван­ге­лие, про­из­но­сятся диа­ко­ном екте­нии, свя­щен­ни­ками – про­по­веди, поуче­ния, с амвона епи­скопы обра­ща­ются к народу.

Амвон воз­ве­щает также о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом, озна­чая камень, отва­лен­ный анге­лом от дверей Гроба Гос­подня, что соде­лало и всех, веру­ю­щих во Христа, при­част­ни­ками Его бес­смер­тия, ради чего им и пре­по­да­ются с амвона Тело и Кровь Хри­стовы во остав­ле­ние грехов и в жизнь вечную.

что такое в церкви амвон. Смотреть фото что такое в церкви амвон. Смотреть картинку что такое в церкви амвон. Картинка про что такое в церкви амвон. Фото что такое в церкви амвон

Амво́н

Амво́н – (греч. ἄμβων, а́мбон, а́мвон – «выступ», «воз­вы­ше­ние»; от гл. InabaInw – «вос­хо­дить», «под­ни­маться») – особое воз­вы­шен­ное место хри­сти­ан­ского храма, пред­на­зна­чен­ное для чтения Свя­щен­ного Писа­ния, про­по­веди и других бого­слу­жеб­ных действ.

Судя по немно­гим сохра­нив­шимся памят­ни­кам и опи­са­ниям, древ­ний амвон пред­став­лял собой высе­чен­ную из мра­мора полу­круг­лую башенку, к верх­ней пло­щадке кото­рой вели две лест­ницы («всходы»). С лице­вой сто­роны амвон укра­шался скульп­тур­ными изоб­ра­же­ни­ями. В древ­них храмах бази­ли­каль­ной формы амвон ста­вился посреди храма (если он был один) или по правой и левой сто­ро­нам нефа, если их было два (в неко­то­рых храмах один амвон пред­на­зна­чался для чтения Апо­стола, другой – для чтения Еван­ге­лия). На верх­ней пло­щадке амвона поме­ща­лись пюпитр для книг, под­свеч­ник и седа­лище для епи­скопа. Нов­го­род­ский палом­ник Анто­ний, посе­тив­ший Кон­стан­ти­но­поль в 1200 г. и оста­вив­ший опи­са­ние сто­лич­ных свя­тынь, выде­ляет амвон «Вели­кой Церкви» (Святой Софии Кон­стан­ти­но­поль­ской), глав­ного соборно-при­ход­ского храма визан­тий­ского хри­сти­ан­ства («амвон хру­ста­лен, Усти­ниян царь пре­муд­ро­стию многою сотвори, вся­че­ски укра­шен»).

Амвон Софии Кон­стан­ти­но­поль­ской мог стать про­то­ти­пом для древ­не­рус­ских амво­нов, в част­но­сти, для дере­вян­ного амвона Софий­ского Собора в Нов­го­роде, постро­ен­ного в 1533 г. при архи­епи­скопе Мака­рии и вызы­вав­шего вос­хи­ще­ние совре­мен­ни­ков («амбон велми чуден»). Это един­ствен­ный сохра­нив­шийся древ­не­рус­ский амвон подоб­ного типа (в насто­я­щее время нахо­дится в Рус­ском музее). С этого амвона читали Апо­стол, Еван­ге­лие, испол­няли важ­ней­шие пес­но­пе­ния, воз­гла­шали сино­дик («кли­кали сено­дик»). На нем также совер­шался обряд «Воз­дви­же­ния креста» во время одно­имен­ного празд­ника, причем, особая роль отво­ди­лась нов­го­род­скому амвону во время дей­ства «Хож­де­ния на осляти» (см. Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим). Оче­видно, амвон в древ­не­рус­ском бого­слу­же­нии служил обра­зом Небес­ного Иеру­са­лима, иде­аль­ного Града и Храма, в кото­ром про­ис­хо­дит «воз­вы­шен­ное» (в духов­ном и даже бук­валь­ном смысле!) слу­же­ние. После XVII в. подоб­ные амвоны исче­зают.

В насто­я­щее время суще­ствуют два вида амво­нов – 1. «Пре­дал­тар­ный амвон» – полу­круг­лая пло­щадка, явля­ю­ща­яся как бы про­дол­же­нием цен­траль­ной части солеи (против Цар­ских врат), высту­пом своим обра­щен­ная в сто­рону моля­щихся. Здесь дьякон про­из­но­сит екте­ньи и читает Еван­ге­лие, свя­щен­ник про­по­ве­дует, пре­по­дает моля­щимся при­ча­стие и крест по окон­ча­нии бого­слу­же­ния. – 2. «Архи­ерей­ский амвон» – квад­рат­ное воз­вы­ше­ние в сред­ней части храма (как пра­вило, пере­нос­ное), на кото­ром архи­ерей обла­ча­ется и стоит в окру­же­нии кли­ри­ков и веру­ю­щих до Малого входа при совер­ше­нии им Литур­гии. Отсюда другое назва­ние в бого­слу­жеб­ных книгах – «обла­чаль­ное место». Как пра­вило, он имеет две сту­пени.

Согласно авто­ри­тет­ному визан­тий­скому литур­ги­че­скому тол­ко­ва­нию (XII–XIII в.), «амвон пред­став­ляет собою тот камень, на кото­ром ангел, отва­лив его, сидел близ двери гроба, когда воз­ве­щал миро­но­си­цам вос­кре­се­ние. Сту­пени амвона зна­ме­нуют лест­ницу Иакова» (Софро­ния пат­ри­арха Иеру­са­лим­ского Слово, содер­жа­щее всю цер­ков­ную исто­рию, 4). Тот же сим­во­ли­че­ский ряд более подробно раз­ви­вает послед­ний визан­тий­ский литур­гист Симеон Солун­ский († 1429 г.): пре­стол – гроб, алтарь – гро­бо­вая пещера, «посему и амвон ста­но­вится пред две­рями гроб­ницы, озна­чая камень, отва­лен­ный от дверей гроб­ницы, и воз­вы­ша­ется в зна­ме­ние высоты хри­сти­ан­ской про­по­веди, или того, что ангел сидел поверх его и про­по­ве­дал вос­кре­се­ние Спа­си­теля», – и делает вывод: «Потому и иереи с дья­ко­нами, изоб­ра­жая анге­лов, на амвоне воз­ве­щают Еван­ге­лие» (Раз­го­вор о святых свя­щен­но­дей­ствиях, гл. 104).

Лит.: Крас­но­сель­цев Н. Ф. О древ­них литур­ги­че­ских тол­ко­ва­ниях. Одесса, 1894; Сочи­не­ния бла­жен­ного Симеона, архи­епи­скопа Фес­са­ло­ни­кий­ского. М., 1994; Куп­ри­я­нов И. К. Крест­ные ходы, мест­ные празд­ники и цер­ков­ные обряды древ­него Нов­го­рода. Нов­го­род, 1859; Клю­ка­нова О. В. Нов­го­род­ский амвон 1533 года // София. Нов­го­род, 1998. № 4. C. 18–20.

Источник

Амвон

что такое в церкви амвон. Смотреть фото что такое в церкви амвон. Смотреть картинку что такое в церкви амвон. Картинка про что такое в церкви амвон. Фото что такое в церкви амвон

что такое в церкви амвон. Смотреть фото что такое в церкви амвон. Смотреть картинку что такое в церкви амвон. Картинка про что такое в церкви амвон. Фото что такое в церкви амвон

Амво́н (от др.-греч. ἄμβων — возвышение) — специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.

Содержание

История

Вероятно, первоначально амвон устраивался в виде платформы со ступенями и переносным аналоем. Впервые он упоминается в канонах Лаодикийского собора 364 года. С V—VI веков это уже стационарная конструкция внутри византийской церкви, которая располагалась около середины храма и выглядела либо как цилиндрическое возвышение с 2 лестницами по бокам, как в храмах Константинополя, либо как полукруглое в плане сооружение, включавшее небольшие лестницы.

Православная церковь

что такое в церкви амвон. Смотреть фото что такое в церкви амвон. Смотреть картинку что такое в церкви амвон. Картинка про что такое в церкви амвон. Фото что такое в церкви амвон

что такое в церкви амвон. Смотреть фото что такое в церкви амвон. Смотреть картинку что такое в церкви амвон. Картинка про что такое в церкви амвон. Фото что такое в церкви амвон

До XVII века в православии использовали амвоны византийского типа. На Руси они известны с XII века. Единственный сохранившийся русский амвон данного типа происходит из новгородского Софийского собора и хранится в Русском музее.

После XVII века амвоны византийского типа вышли из употребления и название «амвон» перешло на примыкающий к солее полукруглый выступ перед Царскими вратами.

Архиерейский амвон

Образом древнего амвона в Русской церкви в настоящее время является невысокий помост в центре храма, используемый при архиерейском богослужении. Он называется архиерейским амвоном, восходницей, облачальным местом или рундуком. В случаях, предусмотренных типиконом на архиерейском амвоне может устанавливатся седалище — кафедра. По этой причине иногда ошибочно архиерейский амвон называют кафедрой. На архиерейском амвоне епископ находится до входа в алтарь, на нём же происходит его облачение. С архиерейского амвона протодиакон читает Евангелие.

Католическая церковь

Амвоны западных храмов первоначально не отличались от византийских. С XI века здесь появляются двойные амвоны (интересный образец такого амвона сохранился в церкви святого Климента в Риме), расположенные по сторонам наоса: с южной стороны — для чтения и разъяснения Евангелия, с северной — для чтения Деяний и Посланий. На возвышения вели лестницы.

Эти амвоны стали скоро играть важную роль при украшении церквей; они роскошно убирались, сначала мозаикой, а впоследствии резьбой. Прирост общин вытеснил эти два амвона, и они слились в современную кафедру. В католических и протестантских церквях амвоны обычно заменяются пюпитром.

Литература

Ссылки

что такое в церкви амвон. Смотреть фото что такое в церкви амвон. Смотреть картинку что такое в церкви амвон. Картинка про что такое в церкви амвон. Фото что такое в церкви амвон

БуддийскиеПранг • Пагода • Сала • Ступа • Кумбум • Тахото • Так-пху • ЧайтьяЯзыческиеМитреум • Моноптер • Нимфеум • Наиск • Капище • Гонтина • Серапеум • Мегалитические храмы Мальты • МандирПлан и объёмыНаос • Пронаос • Опистодом • Неф • Апсида • Четверик • Восьмерик • Капелла • Хоры • Галерея • СредокрестиеПомещенияЭкзонартекс • Притвор • Венец капелл • Придел • Крипта • Подклет • Карильон • Вима • Амвон • Алтарь • Трансепт • Исповедальня • ЭмпорыНесущие конструкцииСтолб • Колонна • Аркада • Каркасная система готической архитектуры • Контрфорс • Аркбутан • НервюраСводы и перекрытияАрка • Свод • Конха • Парус • Тромп • Барабан • Глава • Купол • Шатёр • Журавец • Закомара • Кокошник • Лемех • НебоХрамовые сооруженияЗвонница • Карильон • Колокольня • Кампанила • Капелла • Придел • Баптистерий • Киворий • Гульбище • Клуатр • Трапезная • Мартириум

Полезное

Смотреть что такое «Амвон» в других словарях:

АМВОН — (греч. ambon, от ambainein восходить). 1) возвышение в церкви перед царскими вратами, с которого читаются евангелие, ектинии и проповеди и на котором облачают архиерея; 2) возвышенное место на площади для служения молебна. 3) в греческих и… … Словарь иностранных слов русского языка

амвон — возвышение, помост, бима Словарь русских синонимов. амвон см. помост Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

АМВОН — муж., греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи; | в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди; бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы; | возвышение среди… … Толковый словарь Даля

АМВОН — (от греч. ambon возвышение) в православных церквах возвышение перед алтарем, с которого произносятся проповеди, читается Евангелие … Большой Энциклопедический словарь

АМВОН — АМВОН, амвона, муж. (греч. ambon) (церк.). Возвышение в церкви перед т.н. царскими вратами, ведущими в алтарь в православной церкви. «Мужиков набралось в церковь вона! от притвора до амвона.» Д.Бедный. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

АМВОН — АМВОН, а, муж. Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с к рой произносятся проповеди. | прил. амвонный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Амвон — (греч. восходить) выступающая в центр храма часть солеи перед Царскими вратами, предназначенная для чтения Евангелия, проповедей и причащения во время Литургии. Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят… … Официальная терминология

Амвон — (греч. восходить) выступающая в центр храма часть солеи перед Царскими вратами, предназначенная для чтения Евангелия, проповедей и причащения во время Литургии. Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Пр … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

АМВОН — [греч. ἄμβων возвышение], специальное сооружение в пространстве наоса христ. храма, предназначенное для чтения Свящ. Писания, пения или возглашения нек рых богослужебных текстов, произнесения проповедей. Устройство Наиболее раннее употребление… … Православная энциклопедия

АМВОН — место в христианском храме, с которого читаются библейские тексты, произносятся проповеди и ектеньи. Большинство исследователей считают, что амвон это глагольное существительное, происходящее от греческого глагола «анабайно» «восходить». При… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Источник

АМВОН

Устройство

Наиболее раннее употребление термина «А.» применительно к христ. богослужению отмечено в Лаодик. 15. Созомен (V в.) называет А. «возвышением [для] чтецов» (βῆμα τῶν ἀναγνωστῶν). Вероятно, первоначально А. устраивался в виде платформы со ступенями и переносным аналоем.

что такое в церкви амвон. Смотреть фото что такое в церкви амвон. Смотреть картинку что такое в церкви амвон. Картинка про что такое в церкви амвон. Фото что такое в церкви амвон

В северосир. и месопотамских храмах VI-XIV вв. А. называлось обращенное к алтарю полукруглое возвышение со скамьей и креслом по оси и с киворием посредине (см. сирийский амвон).

На Руси в ср. века существовала практика устроения А., подобного визант.,- в виде башенки с лестницами. Из письменных источников известно об А., находившихся в соборных храмах Владимира (XII в.), Суздаля (XIII в.), Москвы (XV в.), Новгорода (XVI в.), Твери (XVI в.), Вологды (XVII в.). По сообщению церковного историка архидиак. Павла Алеппского, в XVII в. на Украине А. устраивались в центре храма в виде круглого или восьмиугольного помоста, обитого красным сукном, с 2 ступенями. В наст. время в практике РПЦ подобный тип А. используется за архиерейским богослужением и называется архиерейским А., или облачальным местом, или рундуком; в Чиновнике архиерейского священнослужения (1982) он неправильно назван кафедрой (Т. 1. С. 53). К XVII в. А. визант. типа, уже не имевшие соответствия в греч. церковной практике, стали уничтожаться. После XVII в. А. в РПЦ обычно называют примыкающий к солее полукруглый выступ.

Богослужебное использование

Свт. Герман К-польский (VIII в.) писал, что «амвон служит образом камня у святого гроба, на котором, отвалив его от входа, воссел ангел при двери гроба, возвещая мироносицам воскресение Господа». Автор приписываемого свт. Софронию Иерусалимскому комментария на литургию (XI в.) добавляет, что ступени А. знаменуют «лестницу Иакова». Восхождение на А. свт. Герман связывает со словами « » (Ис 40. 9 ), к-рые впосл. вошли в состав ирмоса 5-й песни канона Недели ваий, используемого в качестве стиха при восшествии архиерея на А.

Новгородский А.

В 1860 г. из новгородского Софийского собора А. был вывезен в Петербург, в Имп. Академию художеств, откуда в 1898 г. поступил в Русский музей. В наст. время находится в ГРМ; изображения святых в 3 верхних ярусах, одна из скульптур нижнего ряда, фрагменты орнаментальной резьбы, роспись и позолота, всходы («степени»), настил и дверцы А. утрачены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *