что такое в театре бутафория
«Комедианты»
Комитет по культуре Ленинградской области
Бутафор и реквизитор
В этом выпуске мы расскажем вам, пожалуй, о самых загадочных для большинства зрителей профессиях — бутафор и реквизитор. К сожалению, об этих театральных профессиях зрители знают очень мало.
Художник-бутафор театра «Комедианты» Дарья Ващенко:
В обязанности бутафора входит создание и починка реквизита. Реквизит — это мелкие и не очень детальки и штучки — зонтики, чернильницы, бутылочные этикетки, деньги, карты, фотографии, газеты и даже еда — всего не перечислишь. «Запчасти» для будущего реквизита иногда покупаются в магазинах. То, что нельзя купить — создается непосредственно в «мастерской» театра.
В спектакле «Если поженились, значит, жить придется!» в первом фарсе жена бьет незадачливого мужа большой чугунной сковородкой по голове. Конечно, эта большая сковородка не куплена в магазине — каркасом послужил экран от брызг для сковородки, к нему были «нарощены» стенки из туристической пенки и все это было обклеено тканью.
Есть свои хитрости, при создании вещей из века девятнадцатого, ведь на сцене, как правило, не используются вещи музейные или антикварные. Поэтому их «состаривают». Например, недавно нужна была чернильница для восстановленного спектакля «Волки и овцы». Я купила небольшую вазочку в магазине «все по 37», и просто позолотила ее краской из баллончика. А со сцены — «красота».
Бывали истории, когда нужны были очень неожиданные вещи, например, зеленый салат — его сделали из полиэтиленового пакета с подпаленными краями, покрашенного в зеленый цвет. А для детского спектакля зеленый горошек был сделан из полимерной глины.
Чтобы устроиться на работу бутафором в театр, нужно любить и уметь делать вещи руками. Очень помогает умение работать в графических программах — «состаривать» фотографии, газеты, создавать необходимые этикетки и т. д.
Реквизит (от лат. requisitum требуемое, необходимое). К реквизиту относятся все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене, или с которыми выходят на сцену и действуют актеры.
В реквизите всегда много подлинных предметов, к которым бутафорский цех никакого отношения не имеет (если только эти предметы не переделываются или не перекрашиваются для спектакля). Когда изготовлен реквизит, он заносится в специальную книгу, которая лежит в «реквизиторской» — там, где хранятся вещи и работает реквизитор.
Реквизитор театра «Комедианты» Татьяна Минина:
В реквизиторском цехе я работаю не одна — еще Елена Логинова. Каждый реквизитор работает с несколькими спектаклями. Если ты заболел, то найти замену трудно. Человек должен знать твой спектакль, иначе он не сможет его провести. На работу мы приходим задолго до начала спектакля и готовим реквизит. Иногда нужно сбегать в магазин — купить фрукты, сушки и прочие продукты, которые могут использоваться в спектакле. Ведь даже если на столе стоит ваза с фруктами, то для придания ей более естественного вида искусственные фрукты дополняются настоящими. Графинчик с вином на сцене, конечно же, наполнен каким-нибудь соком, часто — виноградным. Перед спектаклем «заряжается» реквизит — необходимые артистам вещи раскладываются в определенном порядке и в определенных местах как на сцене, так и за кулисами. Раскладка реквизита за кулисами особенно важна, так как во время спектакля за кулисами темно, а артист должен безошибочно все найти в нужный момент. От этого тоже зависит успех спектакля.
Случай из «жизни» бутафории:
Как-то народная артистка России Мария Густавовна Викс пела Розалинду в «Летучей мыши» Штрауса. «Адель!» — позвала она служанку, выходя на сцену. Адель в это время должна была примерять платье хозяйки и, испугавшись, забраться в коробку. Так она и сделала. Меж тем разгневанная Викс-Розалинда каблуком туфли зацепила за тюль, укрепленный на одной их колонн. Бутафорские колонны опасно пошатнулись и приготовились падать. В зале послышался смех. Но Викс не растерялась, и с возмущением отчитала своевременно вывалившуюся из коробки Адель: — «Ну, где ты ходишь? Видишь? Без тебя весь дом почему-то разваливается».
Кстати, актриса нашего театра, Юлия Бурцева, в спектакле «Дурочка» повела себя с колонной, которая начала падать на нее, несколько иначе, но не менее находчиво. У ее героини как раз была сцена гнева, и она сама еще «поддала» падающей колонне, а потом в ярости разбросала по сцене все остальные. Актеры, участвующие в спектакле попадали… со смеху. А зрители и не догадались, что такой сцены в спектакле не предполагалось.
Что такое бутафория
Содержание статьи
Слово «бутафория» появилось в Италии для обозначения предметов реквизита и декораций. В прямом переводе оно означает «подделка», однако более верным по смыслу синонимом будет понятие «муляж». На сцене есть множество предметов, выглядящих как настоящие, но при этом не являющиеся таковыми.
Зачем нужна бутафория?
Бутафория необходима не только для экономии на реквизите, хотя, конечно, этот аспект имеет важное значение. Бутафорские предметы могут быть значительно более легкими, прочными или, наоборот, хрупкими, чем их реальные прототипы, в зависимости от конкретных требований того или иного спектакля. Например, значительная часть театральной мебели декорируется лишь со стороны, обращенной к зрителю, Кроме того, многие бутафорские предметы обладают излишней выразительностью, из-за чего, как правило, нелепо выглядят вблизи, однако из зрительного зала смотрятся идеально.
Не стоит считать, что бутафоры производят «одноразовые вещи». Наоборот, многие предметы реквизита изготавливаются заведомо более прочными, чем их реальные аналоги. Это необходимо, чтобы один и тот же набор реквизита можно было использовать на протяжении всего театрального сезона, а не создавать новый комплект на каждое представление.
Не только на сцене
До определенного момента бутафорские предметы использовались исключительно для сценических нужд, однако в XX веке им нашли и менее мирное применение. Так, во второй мировой войне стороны активно пользовались бутафорскими копиями военной техники, танков, укреплений. Это делалось для введения в заблуждение разведки противника. Для сбора разведданных применялась авиация, а с высоты нескольких сотен метров принять муляж танка за настоящую боевую машину было нетрудно. В современном мире бутафорию тоже можно встретить не только в театре. Например, пластиковые яблоки в корзинах для фруктов или муляжи видеокамер наблюдения представляют собой пример классической бутафории.
Бутафория и реквизит в театральном искусстве
Например, из жести часто делается «хрустальная» посуда, из папье-маше — «мрамор», «гранит», «бронза», а из материи или пластических материалов получаются прекрасные цветы. То есть основное отличие этих подделок от оригинала — это дешёвый и доступный материал, из которого они изготавливаются. Отвечают за всё это специальные мастера — бутафоры.
Кстати, фальшивые вещи в театральных представлениях были востребованы почти всегда. Так ещё в древности на ярмарках скоморохи активно пользовались различными подделками. А уж в XVI — XVIII веках без них в театре не проходило ни одно представление!
На некоторое время всё изменилось — появился театр классицизма и буржуазная драма, где акцент делался на декламации актёра, а не на атмосфере сцены — и бутафория ушла в тень, была почти забыта.
Но наступил XIX век и всё вернулось на круги своя. Фальшивые предметы начали вновь пользоваться огромной популярностью… И театр сегодняшнего дня лишь яркое тому подтверждение.
Кроме бутафории существует и реквизит — и это не одно и то же. Так к реквизиту относятся все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене или с которыми выходят на сцену и действуют актёры: книги, ручки, часы и прочее. В реквизите всегда много подлинных предметов, к которым бутафорский цех никакого отношения не имеет.
Работа реквизитора сложна. Ведь он практически в совершенстве должен знать историю, чтобы чётко и без ошибок выполнять свои обязанности.
Как видите, театр устроен сложнее, чем кажется на первый взгляд. Когда вы приходите на очередной спектакль, помните, что за действием, развернувшимся на сцене, стоят десятки людей, включая и тех, кто старательно работал и над бутафорией, и над реквизитом.
Бутафория
Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу, а также в области изготовления ювелирных изделий и многих других.
Из всей массы существующих приемов и методов можно выделить главнейшие технологические процессы, которые лежат в основе данного производства. К ним относятся: работы с папье-маше, металлом, пластмассами, синтетическими материалами, мастиками и пастами. Каждый из этих процессов может быть применен самостоятельно или в комбинации с другими в любом виде реквизита. Так, бутафорский кувшин может быть изготовлен из папье-маше, отформован из синтетических смол или склеен из пенопласта. Если это большая декорация, выбор технологии изготовления во многом зависит от мастера-исполнителя. Всего многообразия приемов, технологий, способов изготовления и применяемых материалов перечислить невозможно. Классический способ изготовления бутафории — из папье-маше (несмотря на все достижения в области применения пластических масс) все еще не теряет своего значения и является технологической базой бутафорского производства.
Раньше словом бутафория обозначали специально изготовленные предметы, которые применялись в театре, вместо реальных вещей. В наши дни, бутафорию применяют не только в спектаклях, но ее используют как праздничное оформление и в рекламных акциях, в оформление корпоративных праздников и мероприятий, оформление детских праздников. Большая декорация всегда интересна, а изготовление возможно только по технологии бутафории.
Впервые бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте.
Вторая мировая война дала новый толчок развитию бутафорских предметов. Изготавливались муляжи танков, артиллерийских орудий, складов с целью обмана противника, сосредоточив его внимание на бутафорских, а не реальных силах, представляющих какую-либо угрозу.
Муляжи видеокамер применяются в настоящее время там, где существует угроза хулиганства или краж, и при правильной установке понижают вероятность этих правонарушений.
Что такое в театре бутафория
Если спросить у зрителей, какие театральные профессии им известны, многие, наверняка, назовут артистов, режиссеров, художников, осветителей, билетеров и даже гардеробщиков. А все ли вспомнят о бутафорах – мастерах театральных подделок? Между тем, без них не обойдется почти ни один спектакль.
Закулисную сторону профессии бутафора мы раскроем при помощи начальника бутафорского цеха РАМТа заслуженного работника культуры РФ Людмилы Захаровой.
Два немецких автомата и ведро клейстера
Как все начиналось
Проработав бутафором два года, Людмила Алексеевна поступила в Театрально-техническое художественное училище, где готовили специалистов различных театральных профессий: машинистов сцены, звукорежиссеров, художников-бутафоров, художников по костюмам и куклам.
— В течение года мы учились общей бутафории. – А потом разделились: кто был поаккуратнее, покропотливее, перешли на кукольное отделение, куда попала и я. У нас одной только истории было – ужас сколько! (смеется). История костюмов, история театра, история искусств, история материальной культуры…
— С 8 часов утра до 4 часов дня я училась. А вечером приходила на работу в театр. Мне, как правило, доставалось то, что не хотели делать другие бутафоры. Например, подклеивать старые декорации. Заваришь, бывало, ведро клейстера, разместишься где-нибудь в коридоре или подвале – и вперед.
«Как там твоя бутафория?»
Что такое театральная бутафория
Что же такое бутафория? Если буквально переводить с итальянского, buttafuoria – это подделка. В театре к бутафории относят предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.
Впервые бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте – отсюда и происхождение названия. Предметы бутафории отличаются дешевизной, легкостью, прочностью. При их создании обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю, и потому зачастую они даже более выразительны в спектакле, чем те предметы, которые изображают. Работник театра, занимающийся изготовлением предметов бутафории, называется бутафором.
Бутафоров не стоит путать с реквизиторами. Эти работники театра забирают готовую продукцию из бутафорского цеха, покупают и подбирают реквизит, выносят его на сцену и хранят после спектакля.
Людмиле Захаровой ее работа нравится: каждый раз приходится делать что-то новое. Сегодня – книги, завтра – королевский кубок, послезавтра – скульптуру, затем – дерево. Притом не всегда обычное, а иногда и такое, которое должно будет откуда-то выпрыгивать или превращаться в другой предмет или человека…
— Часто работаю дома или на даче – там меньше суеты, не нужно решать организационные вопросы, легче сконцентрироваться. Однажды в своем дачном домике изготавливала большие бутафорские перцы, огурцы, помидоры. Приходили соседи и с интересом наблюдали за моей работой. А когда узнали, что называется это бутафория, то так это слово им понравилось! Оно и вправду какое-то необычное, сказочное. В деревне никто таких слов не знает. Поэтому до сих пор иногда спрашивают – говоря мечтательно – как о чуде: «Ну как там твоя бутафория?»
Молоко за вредность и корона из… утеплителя
Сегодня в бутафорском цехе РАМТа служат 5 человек: два художника по декорациям и три бутафора. Этим людям приходится иметь дело с самыми разными материалами: бумагой, картоном, тканью, веревкой, деревом, пластмассой… Всевозможные клеи и краски – не исключение. Именно поэтому работа бутафоров считается опасной для здоровья, и им положено молоко за вредность – по пол-литра в день, которые выдают в магазине неподалеку от театра. Правда, норму можно получать и другими молочными продуктами: йогуртами, сливочным маслом, сыром, глазированными сырками – кому что по душе.
Кстати, несколько лет назад по просьбе руководства этого магазина Людмила Алексеевна сделала красочные бутафорские пачки масла, упаковки молока, куски сыра – чтобы создавали атмосферу изобилия и привлекали покупателей.
Как и в любой профессии, у бутафоров есть свои маленькие секреты. Например, как изготовить бутафорское золото? Ведь это целый технологический процесс. Создавая золотую цепь для короля из «Принца и нищего», Людмила использовала вьетнамские занавески из соломки. Каждое кольцо, выражаясь бутафорским языком, она «запоталила»: наложила поверх звеньев цепи золотистую типографскую фольгу, прежде прогрунтовав ее клеем ПВА. После этого «новорожденное» золото было слегка затонировано коричневым спреем для придания золоту «старины».
А, например, корону монаршей особы можно сделать из… плотного оконного утеплителя, взяв за каркас проволоку. Сверху «конструкцию» обшить парчой, украсить лентами, кружевами, бисером и жемчугами. Такая «шапка Мономаха» не разобьется, не сломается и заблестит при свете софитов лучше царской.46 маленьких белых деревьевИстория рамтовского реквизита Сотрудники бутафорского цеха – невидимые участники любого спектакля. Ведь сделанный их руками реквизит – играет во всех спектаклях театра. И у каждого предмета – своя история. Для «Лоренцаччо» по эскизам главного художника-постановщика РАМТа Станислава Бенедиктова мастера бутафории изготовили короны, кубки, маски. Людмила вспоминает, что дома у нее был настоящий завал из головных уборов, которых в этом спектакле задействовано около 50 штук. Для спектакля «Инь и Ян» бутафоры сделали куклу, похожую на Евгения Редько. По сюжету его герой умирает. Пару раз артиста протащили по сцене волоком, после чего решили-таки заменить его куклой-двойником, до сих пор играющей в спектакле. Для «Тани» сконструировали маленький Кремль и тачанку. А поскольку один из героев по ходу пьесы должен общипывать курицу, пришлось купить резиновую птицу в магазине собачьих игрушек. Каждый раз перед спектаклем ее обклеивают настоящими птичьими перьями из подушек. К сожалению, шесть деревьев из этого сада сгорели во время пожара в Манеже, где проходила выставка макетов и кукол театральных художников Москвы. Но ведь их было больше, чем было нужно, с запасом. «Легенды» бутафорииЕсть среди бутафории РАМТа и долгожители, про которых уже можно складывать легенды. Например, про скелет, во время нашей беседы красующийся в самом центре мастерской. Курьезы профессииПрофессия бутафора – творческая и интересная, и, конечно, без курьезов здесь не обходится. В свое время в репертуаре ЦДТ был детский спектакль «Теремок». В нем была чудная сцена со сковородкой. Медведь пытался забраться в теремок, а лягушка размахивалась и била сковородкой ему по голове. Последняя разбивалась.
Интересно, что в те времена, когда техника была еще не столь совершенна, центр Москвы славился нарисованными поддельными деньгами. И неудивительно – вокруг одни театры. Вместо эпилогаЛюдмила – человек потрясающей искренности и работоспособности. После общения с ней остаются самые добрые впечатления. Настолько предана она миру театральной бутафории – причудливому, волшебному, светлому. Свет идет от нее самой, распространяясь по всей мастерской, вселяясь в любовно «выращенные» деревья и маски, шляпы и бороды, букеты и шпаги. Настоящий мастер бутафории должен иметь многое: и не только образование и опыт, но и богатую фантазию, золотые руки, доброе сердце и страстное, неиссякаемое желание творить. Все эти качества, без сомнения, есть у хозяйки бутафорского цеха РАМТа.
|