что такое в социологии семья
Семья с точки зрения социологии. Семейная структура
Вы будете перенаправлены на Автор24
Семья – это основанное на кровном родстве, усыновлении или браке объединение людей, которые связаны друг с другом общностью быта, взаимной ответственностью и процессом воспитания детей.
Суть феномена «семья»
Семья является каналом для продолжения рожа и ее функции зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня развития общества. Чем выше культурный уровень развития общества, тем выше культура семьи.
Социология семьи является специализированной отраслью социологического знания, которая берет собственное начало в эмпирических исследованиях Рилза, а также Ле Пи. Они независимо друг от друга предприняли попытку исследовать влияние индустриализации, урбанизации, религии и образования на создание форм семейных общежитий, структуру семьи и типологию экономических отношений внутри нее.
Это время стало началом масштабных исследований проблем семьи и семейно-брачных отношений. С точки зрения социологии семьи, данный феномен является одновременно социальным институтом и малой социальной группой.
Малая социальная группа – это немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Социальный институт – это механизм, обеспечивающий набор постоянно повторяющихся и воспроизводящихся социальных отношений и социальных практик людей (например: институт брака, институт семьи).
В любом обществе семья обладает двойственным характером и имеет собственные закономерности функционирования. С институтом семьи тесно связан социальный институт брака. Нельзя отождествлять эти понятия.
Готовые работы на аналогичную тему
В основе семьи чаще всего лежит брачная пара. Но при этом существуют семьи, которые отличаются совместным проживанием, а также ведением хозяйства, но не оформленными юридически отношениями. Количество подобных семей за последнее время сильно увеличилось.
Также присутствуют неполные семьи, в которых один из родителей или поколение родителей отсутствует в принципе. Примером являются семьи, где дети проживают с бабушками и дедушками по различным причинам.
Функции семьи
Среди важнейших функций семьи можно выделить:
Репродуктивная функция заключается в воспроизводстве детей в численности родителей. Такую функцию называют самой важной с точки зрения социологии семьи. В данном контексте государство заинтересовано в увеличении числа многодетных семей, формировании для них перечня льгот и системы социальной помощи.
С репродуктивной функцией тесно связывают и воспитательную функцию. Психологи и социологи отмечают, что если ребенок до трех лет лишен достаточного количества внимания, то в будущем нарушается естественное формирование многих социально значимых для него качеств.
Также можно выделить рекреационную функцию современной семьи. Она имеет большое значение в современном мире. Поскольку ритм жизни весьма интенсивен, то растут психологические и социальные нагрузки, увеличивается стрессовая нагрузка на организм человека. При этом семья должна быть источником спокойствия и уверенности личности. Семья должна развивать духовность и эстетическое чувство, развивать культуру не только детей, но и самой супружеской пары.
Понятно, что все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными. Все зависит от реальности существования семьи и ее практических ориентаций.
Структуры семьи
Структура современной семьи включает в себя численный и персональный состав ее членов, а также характеризуется системой ролей и типологией взаимоотношений между ее членами. Такие отношения могут быть:
Типология отношений зависит от состава семьи и длительности ее существования.
Согласно критерию структурного состава семья может быть:
Психологи и социологи отмечают, что семья оказывает существенное влияние на личность, в частности психологическая атмосфера внутри «ячейки общества». Например, по некоторым данным у правонарушителей несовершеннолетнего возраста в большинстве случаев родители были алкоголиками и страдали поведенческими девиациями.
Многие факторы снижения воспитательной роли семьи тесно связываются с происходящими внутри нее изменениями. Переход от традиционной семьи, которая основана на равенстве супругов приводит к утрате согласованности системы воспитательного взаимодействия родителей.
Стереотипы семейного воспитания
С точки зрения социологии семьи важно отметить несколько стереотипов семейного воспитания:
Социология семьи
Содержание
Чем больше профайлер занимается составлением психологических портретов людей, чем больше общается и углубляется в профайлинг – тем больше он видит влияние семьи на индивидуума. В данной статье мы разберем это феномен.
Семья как социальный институт
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения – социальный институт семьи – в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.
Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть следствие каких-либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом. В связи с этим, можно напомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является “ступень развития” труда, с одной стороны, и с другой – семьи.
Разрушение крестьянского семейного хозяйства, семейная дезорганизация и крах родительского влияния на детей в городах сыграли, думается, не последнюю роль в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного труда на государственные предприятия поголовно всех женщин и мужчин трудоспособного возраста, ликвидация всех форм частного семейного производства и превращение семьи в ячейку бытового самообслуживания обескровило экономику страны, разрушило преемственность семейных поколений и низвело социализацию детей до элементарных контактов по поводу физиологического цикла жизни. Все это проявилось в нарушении баланса между личным (частным) и общественным (родовым), что сказывается на всех уровнях социальной структуры, обостряет социальные процессы. Во всяком случае, особенности уклада жизни, сложившиеся за последние 75 лет, наложились на общие тенденции семейных изменений и наряду с другими обстоятельствами привели к краху тоталитаризма. В этой связи подчеркнем, что семья в качестве социального института отнюдь не обречена на пассивность, а способна через изменение семейной и демографической структуры оказывать самостоятельное воздействия на ход социально-исторического развития.
Таким образом, проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи. В социологии с ее специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности к интересам общества зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли семьи и образует специфику социологического подхода к изучению семьи.
Основные социологические аспекты изучения семьи
Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.
Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли, так сказать, на макро- и микроуровнях анализа. Но это не означает вовсе удвоения предмета – это разные аспекты единого поля деятельности.
При изучении семьи как социально-психологической группы взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных отношений. Проводимые в рамках данного подхода эмпирические исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы. В наибольшей мере развитию этой традиции способствовали взгляды Э. Берджесса на семью как “единство взаимодействующих личностей”. Изучение семьи как социального института в своем развитии показало от ударения на эволюцию, происхождение семьи к интересу в области функций. В свою очередь, институционально-функциональный подход, исследующий факторы эффективного выполнения семейных функций, неизбежно пересекается с микроанализом семейной жизнедеятельности, позволяющим видеть как из многообразия результатов семейного поведения складываются “макротеяденции” изменения семьи.
В отечественной и зарубежной социологии постоянно предпринимаются попытки перебросить “мостик” между макро- и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как к институту и как к группе. Это не означает растворения социологического подхода в психологическом: речь идет о создании научных моделей, позволяющих на уровне общества отследить социально значимые результаты индивидуального и семейного поведения, а с другой стороны, на уровне семьи и личности установить социальную детерминированность ценностных ориентации, установок, мотивов и действий. И одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы. Среди социологов, пытавшихся совместить “макроанализ” и “микроанализ” семьи, надо назвать прежде всего Т. Парсонса и К. Дэвиса.
Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влиянии, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению “инструментальных” отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также “экспрессивных” отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.
По мнению К. Девиса, переход от традиционных форм семьи к современным связан, прежде всего, с трансформацией социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими словами, в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в замене жесткого внешнего давления, принуждения к семейной жизни внутренними силами сохранения брачно-семейной сплоченности следует видеть истоки семейных изменений. Причем распад ценностной системы, поддерживавший расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой “взаимной привязанности”, которая вне всяких внешних общественных влияний способна обеспечить общественно-значимые функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.
Эволюция социологии семьи
В развитии социологии семьи выделяют несколько этапов:
Умозрительные схемы уступили место конкретным фактам. Складывается понятийный аппарат социологии семьи, главное место в котором занимают антропологические понятия, сохранившие свое значение до сегодняшнего дня. Моногамный брак уступил место групповому браку. Активно изучаются различные системы родства. Теоретическая дискуссия разворачивается по вопросу о соотношении патриархата и матриархата.
Первым нанес по умозрительным схемам швейцарский историк права Иоган Якоб Бахофен (1815 – 1887). Его классический труд “Материнское право” (1861) положил начало изучению истории семьи и проблемы матриархата. Он предположил, что моногамному браку предшествовали полигамные отношения между полами, а патриархату – период главенства женщин в жизни первобытного рода.
Представление о групповых формах брака было свойственно и Дж. Леббоку (1834-1913), который рассматривал “общинный” и “коммунальный” брак как самую раннюю форму брачных отношений. Из нее через похищение женщины возникла экзогамия.
Теория матриархата подверглась критике со стороны приверженцев теории патриархата. Теория патриархата с тех пор стала господствующей в науке. По мнению Э. Гидденса, большинство антропологических исследований свидетельствует о том, что все в достаточной степени изученные общества были патриархальными, хотя степень и сущность господства мужчины везде различаются. Важное значение имел труд Л. Моргана “Древнее общество” (1887. в рус. перев. “Первобытное общество”, 1900), который оказал существенное влияние на развитие социологии семьи, особенно ее марксистского варианта. Работа Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884) целиком основана на работе Л. Моргана. Социологическое направление в изучении семьи представлено главным образом работами Э. Дюркгейма (“Введение в социологию семьи”, 1888), М. Вебера (“Супруга и мать в правовом развитии”, 1907), Ф. Мюллер-Лиера (“Семья”, 1911), У. Гудселла (“История брака и семьи”, 1915), С. Циммерман (“Семья и цивилизация”, 1917) и Ч. Кули (“Социальная организация”). В них окончательно закрепился отход от европейской и особенно американской социальной науки, от умозрительных схем в сторону конкретно-исторического управления семьей. Э. Дюркгейм сформулировал закон “контракции” (сжатия) семьи от обширного круга родственников ко все более узкой группе вплоть до так называемой “супружеской семьи”.
Дюркгейма наряду с Ф. Ле Пле и Э. Энгелем считают первооткрывателем семьи. Ле Пле первым предпринял конкретно-социологическое исследование семьи методом анализа бюджетов, а Энгель сформулировал зависимость между доходами семьи к ее расходами на предметы первой необходимости.
Заметный след в социологии семьи оставил французский методолог, теоретик исследователь Фредерик Ле Пле (1806-1882). Он подробно изучил особенности жизни семей в разных европейских странах и в разных социальных группах, монографически описывая условия и образ жизни каждого из 300 обследованных семейств. Результатом явилась типология семей.
Усилия социологов, особенно американских, в первой половине XX века были сосредоточены на социальной инженерии и оказании практической помощи в решении семейных конфликтов.
Если взять всю западную литературу по социологии семьи за последние 75 лет, писали Р. Хилл и Дж. Олдэс, то более половины ее появилось после 1955 г. Четвертый период – с середины XX века до настоящего времени – характеризуется планомерным построением теории и столь же планомерной организацией эмпирических исследований. Г. Кристенсен назвал его “периодом самосознания”. Показателен такой факт, свидетельствующий о переходе к организованным усилиям. В течение 1974-1975 гг. около 50 ученых из 25 университетов США приняли участие в очень крупном проекте – создании единой системы объяснительных теоретических моделей функционирования семьи.
Впервые в истории социологии семьи объединились основные центры, занятые в данной области. К этому времени социология семьи раздробилась на множество самостоятельных направлений и математических областей. Участники проекта выделили 24 сферы изучения семьи:семейная коммуникация, ролевое напряжение и конфликт, структура власти в семье, молодая семья, неполная семья и др. По расчетам специалистов, в США социология семьи включает несколько десятков тысяч работ. Наиболее известными специалистами в области социологии семьи в США являются И. Най, Л. Коттрелл, У. Гуд, К. Девис, У. Берр, Р. Хилл, Г. Кристенсен, И. Ранте, во Франции – А. Жирар, Л. Руссель, М. Бекам-бо.
В СССР социологические исследования семьи особенно активно проводились начиная со второй половины XX века, а точнее с середины 60-х годов. За период с 1968 по 1983 г. в стране опубликовано более 3 тыс. работ по семье. Наибольшее число работ посвящено вопросам репродуктивного поведения, совмещения профессиональных и семейных ролей работающих женщин, распределению власти и обязанностей в семье. Значительный массив данных введен в научный оборот Всесоюзным исследованием репродуктивных установок, проведенным в НИИ ЦСУ в 1969 г. В начале 80-х годов усилилось внимание специалистов к образу жизни семьи, эмоциональным отношениям супругов, конфликтам, распределению обязанностей, отношениям власти и авторитета, государственной помощи семье (включая деятельность служб семьи и семейных консультаций), теоретическим и методическим проблемам, молодым семьям, воспитанию детей в неблагополучных семьях, сексуальному и добрачному поведению. Одновременно сократилось количество публикаций по правовым аспектам брака, репродуктивным функциям семьи, профессиональной деятельности женщин. В начале 90-х годов наиболее популярными темами стали проституция, девиантное поведение, дети-сироты, покупной брак, самоубийства, наркомания, гомосексуальное поведение, нравственная подготовка к семейной жизни, городская многодетная семья, до – и послеродовая ситуация, женщины – предприниматели.
Наиболее крупный вклад в развитие социологии семьи внесли: Г. Харчев (теория), М. С. Мацковский (методология и методика), А. Н. Антонов (рождаемость), В. Сысенко (устойчивость брака), И. С. Голод (стабильность семьи), В. А. Борисов (потребность в детях), Д. Я. Кутсар (качество брака), Н. Г. Юркевич, М. Я. Соловьев, С. С. Седельников (мотивы и причины развода), Л. Гордон, Э. Клопов (жизненный цикл семьи), И. А. Герасимова (демографическая типология семей), В. Л. Ружже (типология семейных групп), Г. А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И. В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), А. Г. Волков (ожидаемая продолжительность брака), Н. В. Малярова (типология супружеских конфликтов), Т. Ж. Гурко (молодая семья), Э. К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), В. Б. Голофаст (функции семьи), И. С. Кон (сексуальное поведение), 3. А. Янкова (городская семья) и другие.
Социология семьи
Понятие семьи в социологической науке, ее ценности. Функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная. Основные причины расторжения брака. Стереотипы семейного воспитания: детоцентризм, профессионализм, прагматизм.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.10.2016 |
Размер файла | 29,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ФГБОУ ВО «Удмурский государственный университет»
Институт экономики и управления
Кафедра экономики и социологии труда
По дисциплине: «Социология»
На тему: «Социология семьи»
Выполнила: А.Б. Новоселова
Проверил: к.э.н., доцент О.О. Тюрина
1. Понятие семьи в социологии
2. Важнейшие функции семьи
2.1 Репродуктивная функция
2.2 Воспитательная функция
2.3 Хозяйственно-экономическая функция
2.4 Рекреационная функция
3. Типология семейных структур
4. Причины разводов
Социология семьи является одним из важнейших направлений современных социологических исследований. Это обусловлено той поистине огромной ролью, которую играет в современном обществе семья как социальный институт.
В этом смысле говорится о ценности семейного образа жизни в сравнении с холостяцким. Семья как межличностное объединение существует поэтому за счет внешних обстоятельств (как бы принуждающих жить вместе) не благодаря привычке и инерции, а исключительно из-за внутренних сил сцепления.
До недавнего времени признавалось, что в основе семьи лежит юридически оформленный (нередко пожизненный) союз мужчины и женщины, создаваемый с целью рождения и воспитания детей. В этом случае в категорию семей не попадают состоящие в законном браке супруги без детей, лица, состоящие в гражданском браке и имеющие общих детей, одинокие родители с детьми, пожилые супруги, имеющие проживающих отдельно взрослых детей, совместно проживающие однополые партнеры и пр.
Семья как социальный институт представляет собой совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками.
Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (во причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и кровным родством детей и родителей, братьев и сестер).[896]
Наличие таких отношений (т. е. семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.
«Ядром» семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей супругов.
2. Важнейшие функции семьи
Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.
2.1 Репродуктивная функция
По данным социологических исследований, из общего количества новорожденных в середине 80-х годов примерно третья часть родилась вне брака, а возрастная группа 16-17-летних матерей составляет почти половину. Многие из этих детей пополняют контингенты детских домов, потому что родители попросту отказываются от обязательств по отношению к ним. Наряду с этим пятая часть супружеских пар вообще не желает иметь детей. Среди мотивов ограничения числа детей или отказа от деторождения в 80-х годах преобладали следующие: не с кем оставить ребенка, необходимо дать хорошее воспитание уже имеющимся детям, стесненные жилищные условия, материальные затруднения, перегрузка домашним хозяйством, желание «пожить для себя». В 90-х годах происходят существенные изменения в мотивации ограничения рождаемости: на первый план выходят материально-экономические причины и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения числа детей в семье «стимулируется» и ростом разводов (или их угрозой).
2.2 Воспитательная функция
Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания. семья социологический воспитание детоцентризм
— Детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их полностью обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растет один ребенок и (или) воспитание возложено на бабушек и дедушек, оберегающих своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.
— Профессионализм, т.е тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом, прежде всего, материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строгого запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно обсуждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в такой семье отсутствует опыт диалога с взрослыми, слабо развита потребность во взаимодействии со старшими, что впоследствии может осложнить его социальные контакты.
В семье главным образом воспитываются дети. Но этим далеко не исчерпывается ее воспитательная роль. Семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для самореализации не только детей, но и взрослых.
2.3 Хозяйственно-экономическая функция
2.4 Рекреационная функция
Эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. Рекреационные аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на ее стабильность и, в конечном счете, на само существование брачной пары.
Понятно, что все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.
3. Типология семейных структур
Под структурой семьи подразумевают совокупность устойчивых связей и отношений между членами семьи, обеспечивающих ее целостность (родство, супружество, родительство и свойство).
Структура семьи по составу:
· Расширенная семья, т. е. состоит из нескольких поколений. По статистике 70 процентов до 20 лет и 25 процентов до 30 лет молодых семей живут с родителями.
В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им и в новую семью.
Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства.
По критерию власти различают:
· Патриархальные семьи, где отец является главой;
· Матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.
Помимо этого, выделяют партнерскую семью с совместным обсуждением семейных решений. По критерию социального положения выделяют:
· Гомогенные семьи, где супруги происходят из одной социальной страты
· Гетерогенные, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов
Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях.
По социальным и демографическим признакам различают:
· гомогамные семьи, однородные по национальности, возрасту, профессии, образованию и т. д.
· гетерогамные, где наблюдаются различия по социальным индикаторам.
При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. В зависимости от форм брака:
В зависимости от числа поколений в семье:
Возможна типологизация семей по числу входящих в состав семьи лиц, включая детей:
Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье:
· Централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;
Однако в зависимости от особенностей распределения власти и влияния в семье и от того, совместно или авторитарно принимаются семейные решения, возможно выделение большего числа семейных структур.
По пространственно-территориальной локализации семьи бывают:
· Патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа;
· Матрилокальные, где дочь с мужем остаются жить у родителей жены.
Жизненный цикл семьи включает в себя следующие стадии:
· На стадии бездетности супруги сконцентрированы друг на друге и себе самих, они учатся вырабатывать решения, удовлетворяющие обе стороны, формируется общий семейный стиль.
Есть два типа репродуктивного поведения:
· рутинное (родителей устраивает любое количество детей в семье, и они его не регулируют)
· проблемное (существует недостаток детей или родители регулируют количество детей во избежание их избытка).
На стадии родительства супруги много времени и сил уделяют семье. Здесь возрастают и стабилизируются материальные затраты, меняются обязанности членов семьи, формируются семейные традиции. На стадии прародительства одни родители отдаляются от своих выросших детей, другие помогают материально, в уходе за внуками. Эта стадия раскрывает в супругах новые стороны, позволяет овладеть новым набором социальных ролей (свекровь, свекор, теща, тесть, бабушка, дедушка). Опустевшее «родительское гнездо» иногда создает дискомфорт в отношениях супругов. На этой стадии подводятся итоги семейной жизни.
Большая часть разводов происходит разумеется, из-за причин, возникающих (складывающихся) непосредственно в результате совместной жизни.
Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25—30 лет, когда супруги становятся достаточно самостоятельными в материальном плане, успели неплохо узнать недостатки друг друга и убедиться в невозможности жить вместе. В то же время они достаточно молоды, чтобы создать новую полноценную семью и иметь детей. Также большое количество разводов приходится на возраст около 40 лет. Это связано с тем, что дети выросли и нет необходимости сохранять семью ради них, а у одного из супругов фактически имеется другая семья.
Максимальная доля разводов падает на первые пять лет супружеской жизни. Наличие в семье детей прямым образом влияет на прочность брака. В многодетных семьях, где количество детей более трех, процент разводов намного ниже среднего уровня.
При разводе как ведущие указываются три группы причин.
· Бытовые (жилищные условия, неумение или нежелание одного из супругов вести домашнее хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание).
· Внешние факторы (измена, появление новой семьи или нового чувства у инициатора развода, вмешательство родителей и других лиц).
Подведем итоги. Можно выделить три основные «горячие точки» в современных семейно-брачных отношениях: 1) проблема стабильности семьи, 2) проблема рождаемости и 3) проблема напряженности в сфере быта. Но даже высокий уровень разводов не означает распада брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья признается безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идет только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют все более высокие требования.
Таким образом, семья, ее внутренняя атмосфера, связи и отношения оказывают постоянное, интенсивное влияние на всех членов семьи, особенно на детей, больше подверженных внешнему воздействию в силу возрастных особенностей. В результате, у детей формируются ориентации на создание семьи, подобной родительской. Поэтому общество заинтересовано, чтобы каждый ребенок рос и развивал свои способности в здоровой, полноценной семье.
Значение семьи как первичной ячейки общества и важнейшего фактора социализации трудно преувеличить. Разговоры об отмирании семьи не учитывают трех важнейших обстоятельств.
Во-первых, только непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно в первые годы жизни.
Во-вторых, семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляется интимный контакт не только детей и родителей, но и детей различных возрастов между собой. В семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых.
Следовательно внутрисемейные процессы, происходящие в обществе, тесно взаимосвязаны. Жизнедеятельность семьи определяется закономерностями развития общества. Взаимосвязь семьи и общества зависит от состава семьи, ее образа жизни, психологического микроклимата и т. д. Для глубокого изучения особенностей, тенденций и закономерностей социальных процессов, происходящих на микроуровне, т. е. в семье, необходимо исследование семейной структуры населения, выделение типов семей по демографнческим, социальным и экономическим признакам.
5. Гурко Т. А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования, 1996, №3.
6. Гурко Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования, 1995, №10.
9. Силласте Г. Г. Русская семья в новой межнациональной ситуации // Социологические исследования, 1995,№3.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Изучение функционирования семьи как социального института и малой группы. Анализ структуры и функций семьи. Характеристика брачно-семейных отношений и образцов семейного поведения, характерных для различных социальных групп. Кризис семьи и её будущее.
контрольная работа [26,8 K], добавлен 06.02.2011
Феномен семьи в социологическом дискурсе. Структура и функции семьи. Отношение студенческой молодежи к институту брака. Причины и мотивы разводов. Образцы семейного поведения. Динамика брачных отношений. Исследование имиджа семьи в телевизионной рекламе.
дипломная работа [71,8 K], добавлен 01.10.2017
Изучение функционирования семьи как социального института и малой группы. Исследование структуры и функций семьи. Характеристика образцов семейного поведения. Периодичность возникновения ссор и конфликтов в семьях. Классификация основных форм брака.
презентация [1,2 M], добавлен 24.03.2015
Общее понятие, структура, основные функции, типы семьи и семейных взаимоотношений. Феномен семьи и проблемы ее существования. Перспектива отмирания семьи и кризис ценностей семейного образа жизни. Брачное, бракоразводное и самосохранительное поведение.
реферат [26,7 K], добавлен 11.01.2011
Основные функции семьи: экономическая и жизнеохранительная, репродуктивная и психологическая, воспитательная и сексуальная. Направления государственной семейной политики: предоставление социальных услуг и пособий; развитие семейного предпринимательства.
курсовая работа [46,2 K], добавлен 11.11.2012